Научная статья на тему 'К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина'

К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8535
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ВТОРЖЕНИЕ (ПРОНИКНОВЕНИЕ) В ЖИЛИЩЕ / НЕДОПУЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЯ / ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / GUARANTY OF RIGHTS OF HUMAN AND CITIZEN / ENFORCEMENT OF THE RIGHTS / DETENTION / USING OF WEAPON / ENTRY TO DWELLING / PROHIBITION OF OFFENCE OF HUMAN RIGHTS AND CITIZEN / SECURITY OF LIFE / HEALTH / RIGHTS AND FREEDOMS OF HUMAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гибов Владимир Васильевич, Ороева Оюна Доржаевна, Тонышев Александр Владимирович

В статье говорится, что первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гибов Владимир Васильевич, Ороева Оюна Доржаевна, Тонышев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина»

8.2. К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРАВ, СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Гибов Владимир Васильевич, к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: профессор кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России.

Ороева Оюна Доржаевна, к.ю.н., капитан полиции. Должность: доцент кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России.

Тонышев Александр Владимирович, к.ю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России.

Аннотация: В статье говорится, что первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

Ключевые слова: обеспечение прав человека и гражданина, реализация прав, задержание, применение огнестрельного оружия, вторжение (проникновение) в жилище, недопущение нарушений прав человека и гражданина, защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.

Gibov Vladimir Vasilievich, PhD at law, associate professor, the deserved lawyer of the Russian Federation, the colonel of police. Position: professor of personnel and educational work department. Place of employment: St.-Petersburg university of MIA Russia.

Oroeva Oyuna Dorzhaevna, PhD at law, police captain. Position: associate professor of personnel and educational work department. Place of employment: St.-Petersburg university of MIA Russia.

Tonyshev Alexander Vladimirovich, PhD at law, the major of police. Position: lecturer of personnel and educational work department. Place of employment: St.-Petersburg university of MIA Russia.

Annotation: The high priority of the police is defense of life, health, rights and freedoms of human and citizen. Successful performance of main priority of the police leads to establishment of modern and civilized relationships between the police and society, policemen and citizen, based on human values of justice and democracy, revival of trust of citizens to the police as a public authority. Keywords: guaranty of rights of human and citizen, enforcement of the rights, detention, using of weapon, entry to dwelling, prohibition of offence of human rights and citizen, security of life, health, rights and freedoms of human and citizen.

Принятие Федерального закона «О полиции» (далее по тексту - ФЗ «О полиции»), где в статье 1 закреплено: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее

также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности», повлекло за собой установление более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии1. К сотруднику полиции теперь будут предъявляться совершенно новые требования идеологии функционирования полиции как государственного органа, возрождению доверия к нему граждан страны.

Именно на полицию, в рамках государственноправового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина возлагается большой объем работы. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан. В то же время участие других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ею задач.

Полиция наделяется значительными силами и средствами, позволяющими ей целеустремленно и эффективно проводить мероприятия правового, социального, экономического характера, направленные на обеспечение прав и свобод граждан. Она наиболее приближена к населению и, реализуя свои многочисленные функции, имеет достаточно возможностей для своевременного выявления и оперативного устранения негативных моментов, ограничивающих права и свободы граждан и препятствующих их осуществлению.

Вместе с тем, полиция наделена правами, позволяющими ей в строго определенных законом случаях и порядке ограничивать права и свободы человека и гражданина, что налагает на нее особую ответственность за четкое и неукоснительное соблюдение требований режима законности.

Тем не менее, деятельность полиции в сфере обеспечения прав и свобод не будет ограничиваться лишь рамками участия в их реализации. Практически нет такого субъективного права гражданина, полная, всеобъемлющая реализация которого была бы возможна без участия данного органа. Но если в осуществлении социально-экономических и политических прав и свобод ее роль не так четко выражена и в большинстве случаев сводится либо к обеспечению прав и свобод определенных групп граждан (например, сотрудников полиции и членов их семей, вольнонаемного персонала и др.), либо к выполнению функций вспомогательного характера по отношению к собственно реализации этих прав и свобод (обеспечению правопорядка в общественных местах во время проведения шествий, демонстраций, митингов, предоставлению страниц своих периодических изданий гражданам для осуществления принадлежащей им свободы слова и др.), то реализация многих личных конституционных прав и свобод будет сопряжена с правомерной, обеспечивающей деятельностью полиции2.

1 Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»

2 Лупенко И.Ю. Реализация конституционно-правовых норм в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению личных прав и свобод человека и гражданина: Автореферат дисс...канд.юрид.наук СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 18 с.

Роль полиции в обеспечении прав и свобод граждан определяется главным образом объемом и содержанием компетенции.

В литературе компетенцию обычно определяют как право или права и обязанности органа. Однако, подобная позиция является неточной, поскольку она не учитывает того, что «полномочия сами по себе, без их применения к решению определенного круга вопросов деятельности органа государства, не могут существовать». Эти две категории неразрывно связаны, и их необходимо рассматривать вместе. Поэтому компетенция государственного органа представляет собой круг вопросов его ведения и совокупность его полномочий, взятых вместе.

Права и обязанности полиции проявляются как допустимые пределы воздействия на предмет ведения. На наш взгляд, под предметом ведения принято понимать круг общественных отношений, в которых действует государственный орган. Применительно к полиции содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов и др. Ее права носят одновременно характер обязанностей в отличие от прав и обязанностей граждан. Это обусловлено тем, что государство, осуществляя руководство обществом, действует через свои органы, возлагая на них определенные обязанности, для выполнения которых государственные органы и наделяются соответствующими правами. Следовательно, правомочия полиции не составляют каких-то их привилегий, а возникают в связи с необходимостью выполнять обязанности, возложенные на данный орган государством. Полиция не может отказаться от реализации своего права по пресечению преступного поведения и задержанию правонарушителя. Такой отказ явился бы одновременно и невыполнением их обязанностей, но в данном случае не перед правонарушителем, а перед государством в целом или, в конечном счете, перед народом, возложившим на государство задачу по обеспечению законности и правопорядка в обществе.

Нельзя отождествлять понятия «права» и «обязанности» полиции, но можно говорить об их взаимодополняющем друг друга характере. В то же время пределы «возможного поведения» для государственного органа уже, нежели для гражданина. Поскольку государственный орган, в том числе и полиция, в отличие от гражданина не может уклониться от использования своих прав, он обязательно должен их реализовать при соответствующих обстоятельствах. Это, однако, не означает отсутствия правомерной альтернативы реализации принадлежащего ему права. Государственный орган всегда имеет достаточно возможностей для свободного выбора оптимального варианта своего поведения. Вместе с тем обязанность характеризуется отсутствием выбора и предполагает необходимое поведение.

Статья 2 ФЗ «О полиции» выделяет основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

А также, по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Указанные направления деятельности тесно связаны с удовлетворением интересов каждого человека и гражданина, ибо строгое соблюдение требований законов, стабильный правопорядок являются основными гарантиями реализации всей системы прав и свобод граждан. Любое из данных направлений деятельности полиции в той или иной степени затрагивает обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Особенностью полномочий полиции в охране и защите прав и свобод человека и гражданина является также и то, что преимущественно охрана прав и свобод не предполагает направленных действий, связанных с вмешательством в личную жизнь человека или гражданина. Основное назначение рассматриваемых полномочий состоит в устранении негативных факторов, затрудняющих свободное использование гражданами своих прав и свобод.

Вместе с тем, конституционное требование о том, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан, полностью распространяется и на практику реализации их прав и свобод. Это требует постоянного контроля со стороны компетентных государственных органов, в том числе и полиции, правомерности действий граждан в этой области.

Формированию обстановки, необходимой для осуществления прав и свобод граждан, служат и некоторые другие полномочия полиции. Осуществление этих полномочий может быть в незначительной степени связано с ограничением тех или иных прав и свобод граждан, в частности в случаях совершения правонарушения либо подозрения лица в совершении неправомерных действий. Отличительной чертой указанных полномочий является то, что они могут затрагивать интересы не только правонарушителей, но и других лиц.

Сотрудник полиции (Ст. 5 Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина ФЗ «О полиции»), в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного во-

проса. К этому можно добавить также требование гражданином наличия у каждого сотрудника нагрудного знака для упрощения его визуализации при общении с гражданами.

В связи с принятием Федерального закона «О полиции» происходит уточнение социальной роли полиции в обществе, вводятся нормы, определяющие ее назначение, функции и обязанности (часть 2 статьи 1 и часть 3 статьи 2).

В соответствии со статьей 12 закона «О полиции», в которой к числу обязанностей относятся: информирование граждан не реже одного раза в месяц о ходе рассмотрения их письменных обращений в полицию (пункт 1 части 1 статьи 12); оформление документов о дорожно-транспортном происшествии (пункт 19 части 1 статьи 12); обеспечение оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации (пункт 25 части 1 статьи

12); изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам (пункт 37 части 1 статьи 12); оказание содействия ФСИН в обеспечении правопорядка на территории исправительных учреждений при введении там особых условий и другие.

Ныне полицейские могут проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы только на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 13). Существенно ограничены права полицейских по использованию в служебных целях транспорта и средств связи, принадлежащих гражданам, которые могут быть востребованы только в случаях, не терпящих отлагательств (пункт 26 части 1 статьи 13), либо в исключительных случаях (пункт 37 части 1 статьи 13), с соблюдением правила о том, что по воле владельцев транспортных средств полиция возмещает понесенные расходы либо причиненный ущерб (пункт 37 части 1 статьи 13).

Изменениям подверглась и статья 15, регламентирующая вопросы вхождения в жилые и иные помещения, а также на земельные участки, которая вызвала много вопросов у участников процесса обсуждения законопроекта. В качестве дополнительной гарантии конституционного права граждан на неприкосновенность жилища в Федеральном законе появилась норма, в соответствии с которой о каждом случае вхождения (проникновения) в жилое помещение сотрудник полиции обязан в течение 24 часов представить рапорт. Так, нормативными актами, регулирующими деятельность полиции, определен конкретный перечень оснований, дающих право сотрудникам полиции входить в жилые помещения граждан. Это право распространяется на случаи, связанные с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления. Основания для признания лица подозреваемым и его задержания определены в ст. 109 УПК РФ3.

3 Баринов В.А., Маюров Н.П., Ороева О.Д. и др. Сборник нормативных правовых актов «Обеспечение прав человека в деятель-

В соответствии с законом «О полиции» (ст. 15), который расширил полномочия сотрудников полиции: «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории», проникновение полицейских в жилые помещения (а также иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями) допускается в следующих случаях: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. При этом при проникновении в жилые помещения сотрудник полиции «вправе при необходимости произвести взлом запирающих устройств» и произвести осмотр находящихся там объектов.

Наибольшую тревогу у граждан вызывают способы уведомления жильцов помещения, в законе (п.5 ст. 15) закреплено: сотрудник полиции не обязан информировать гражданина, если промедление «может создать непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан или сотрудников полиции».

При этом в случае, если вхождение в помещение происходило в момент отсутствия в нем собственников и (или) жильцов, полицейские обязаны уведомить их в течение 24 часов, а также сообщить об этом письменно прокурору.

Данная норма вполне адекватная и ориентирована, в первую очередь, на «острые» ситуации как: задержание преступника или чрезвычайное происшествие, в частности, пожар. Более того, уйти от нее означало бы, что сотрудник полиции, спасший, например, находящуюся в квартире женщину от обезумевшего мужа-алкоголика, вместо героя становится преступником.

Проблема, по-нашему мнению, кроется не в норме закона, а в практике правоприменения. Сам по себе новый закон «О полиции» не создает каких-то дополнительных опасностей для граждан. Кроме того, по нашему мнению, использование таких полномочий в своих собственных интересах сотрудником полиции маловероятно. «Каждое подобное действие сотрудников полиции в будущем будет очень тщательно подлежать проверке. Если в ходе проверки выяснится, что органы правопорядка нарушили закон, последствия для них могут быть весьма негативными - от увольнения до уголовной ответственности». К тому же, любые действия сотрудников, в том числе беспрепятственный вход в жилое помещение, можно обжаловать у вышестоящего руководства и в прокуратуре, в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом сотруднику полиции, совершившему такие действия, необходимо будет подтвердить, что его действия направлены на предотвращение «непосредственной опасности жизни и здоровья граждан». За неимением таких подтверждений, это будет квалифицировано, как превышение установленных законом должностных полномочий, которые повлекут за собой соответствующие наказания».

Что же касается оценки термина «непосредственная опасность», то по нашему мнению, под ним подразу-

ности органов внутренних дел» - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011.

меваются «действия или события, которые неминуемо в очень короткий промежуток времени могут привести к нежелательным последствиям - в том числе к преступлению или правонарушению».

Чтобы обезопасить себя от незваного вторжения в свой дом, необходимо помнить, что Конституция РФ гарантирует неприкосновенность жилища, доступ в которое возможен лишь на основании судебного акта4. В случае же, если некто, представляясь сотрудником полиции, пытается, не предъявляя судебный акт и не имея видимых объективных, предусмотренных законом оснований, следует немедленно обращаться по телефону в территориальное подразделение полиции или прокуратуру.

Основные концептуальные идеи, которые положены в основу Федерального закона "О полиции", - это:

- закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

- гуманизация форм и методов работы полиции;

- закрепление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества. Федеральный закон «О полиции» исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.

Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому, в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма, на наш взгляд, необходимо ввести регулярную проверку знаний сотрудниками полиции: Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (пункт 1 части 1 статьи 27 ФЗ «О полиции»). Разрешить данную проблему можно, например, в рамках служебнобоевой и морально-психологической подготовках.

Проблема соблюдения прав человека в деятельности полиции сложна и остро актуальна5. В Приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 в качестве одной из главных целей работы с сотрудниками определяется «подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина». Эта проблема носит системный характер, и ее социальнопедагогический и профессионально-педагогический аспекты являются лишь одними из составляющих ее решения.

Законодательно закрепленные цели и задачи полиции позволяют определить их как специфическую государственную структуру, одной из стержневых социальных и профессиональных функций которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека. Реализация этой функции осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям6.

Первое направление связано с их специфической ролью в государственной системе защиты граждан. Именно правоохранительные органы, в том числе и полиция, обеспечивают защиту человека и общества от наиболее социально-опасной группы населения -

4 Конституция Российской Федерации. М.1993 г.

5 Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России.2009.

6 Кикоть В. Я. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие . М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.

криминальных и асоциальных элементов, лишают их возможности нарушать права других граждан, в том числе их право на жизнь, здоровье, имущество и т. д. Порой подвергая свою жизнь опасности. Полиции в значительной мере принадлежат также функции профилактики противоправных действий и реализации потребностей людей в обеспечении социальной справедливости, выраженной в законном наказании за действия, нарушающие права человека.

Второе направление - это соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники полиции вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, государственные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных в первую очередь в требованиях к действиям личного состава органов внутренних дел и условиям содержания задержанных и подследственных. Специальная задача здесь - защита основной части задержанных и подследственных от запугивания, насилия, издевательств и т. д. С целью более полного обеспечения прав граждан были уточнены нормы закона «О полиции», касающиеся оснований и порядка применения мер государственного принуждения. Глава четвертая закона была конкретизирована и дополнена. Так, согласно статье 14 полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность, и до судебного решения в случаях, установленных федеральными законами, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному лицу его права:

- в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, сделать один телефонный звонок для уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и местонахождении либо высказать просьбу о таком уведомлении сотрудником полиции;

- получение первой помощи, а также оказание полицией мер по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности;

- освидетельствование задержанных лиц перед водворением в специально отведенные помещения, а также после окончания срока задержания, результаты которого заносятся в протокол задержания.

Помимо вышеперечисленного, в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на отказ от дачи объяснения (ч.3 ст.14 ФЗ «О полиции»).

Особым направлением работы является в соответствии с ч.1 статьи 2 закона «О полиции» государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.

Третьим направлением деятельности полиции надо назвать решение вопроса о соблюдении прав человека по отношению к самому личному составу органов внутренних дел, особенно - в плане его физической и социальной защищенности. Добровольно поступая на

службу в правоохранительные органы, гражданин берет на себя ряд дополнительных обязательств перед государством, связанных, в том числе, и с возможностями реализации им прав человека, в особенности таких базовых, как право на жизнь, здоровье, свободу передвижения и др. Это требует дополнительных мер, позволяющих ему реализовывать свои права в объективно возможном объеме наравне с другими законопослушными гражданами. Например - в сфере медицинского обслуживания, так как специфика службы в органах внутренних дел вынуждает принимать дополнительные меры по сохранению и восстановлению здоровья сотрудников. На сегодняшний день остро стоит проблема решения данного вопроса: неурегулированность медицинского обслуживания, отсутствие медицинских полисов, сложности в получении путевок в ведомственный санаторий.

Четвертое направление - это социальная коррекция и ресоциализация лиц, совершивших асоциальные или противоправные действия, т.е. возвращение их обществу, как минимум, социально безопасными. Если проанализировать то, что называется «криминальной зараженностью» и «социальной деформированно-стью» личности, то стержнем этих характеристик выступает проявляющийся в ее поведении комплекс установок на нарушение прав человека по отношению к окружающим: покушение на их жизнь и здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., что квалифицируется законом как уголовное преступление. Задача состоит в том, чтобы преодолеть названные установки и формировать личность, способную жить в социуме и ориентироваться на соблюдение прав человека.

Несомненно, решение проблемы соблюдения прав человека в деятельности полиции по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки компетентности самой системы МВД России. Такой подход предусматривает рассмотрение ее во взаимосвязанном двуединстве. Полиция - это, с одной стороны, объект комплекса воздействий, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в данной системе. Это и сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, и целенаправленная деятельность государства и общества по совершенствованию правовой базы правоохранительных органов, их финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за их деятельностью и т. д. Здесь сфера инициативы и ответственности в вопросе соблюдения прав человека сотрудниками полиции ограничена их объектным состоянием. С другой стороны, как уже говорилось, полиция выступает в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, имеют здесь свои собственные возможности, права и обязанности. В этих границах определяется ответственность полиции за соблюдение прав человека в их деятельности.

В значительной мере общую картину соблюдения прав человека полицией определяют сами сотрудники и характер их взаимодействия с различными группами населения. И поскольку, речь идет о человеке и межличностном взаимодействии, именно здесь четко прослеживается социально-педагогический аспект.

Необходимо подчеркнуть, что соблюдение прав человека реализуется исключительно в сфере взаимодействия людей. В таком взаимодействии немаловаж-

ную роль играет позиция самих граждан, вступающих в контакты с сотрудниками полиции7.

В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может не знать в силу оперативной необходимости. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей8.

Все названные выше особенности взаимодействия граждан с сотрудниками полиции имеют достаточно ярко выраженный социально-педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов9. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют и специальной, в том числе педагогической подготовки сотрудников, что в свою очередь требует целенаправленной деятельности в этом отношении самого руководителя.

Педагогический аспект в деятельности полиции по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека в процессе своей профессиональной деятельности.

Проблема соблюдения прав человека в деятельности полиции носит системный характер, и в этой системе важной подсистемой является сфера социальнопедагогическая, так как соблюдение прав человека осуществляется исключительно в сфере межличностного (межгруппового) взаимодействия. Это требует от участников данного взаимодействия как необходимой социальной зрелости, социальных установок на соблюдение прав человека, так и специальных знаний, необходимых для этого. Особо это актуально для сотрудников полиции, так как выполнение ими задач по охране и укреплению правопорядка и борьбе с преступностью требует от них особой ответственности и действий в рамках правового поля, где права человека являются системообразующими.

Список литературы:

Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»

Лупенко И.Ю. Реализация конституционно-правовых норм в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению личных прав и свобод человека и гражданина: Автореферат дисс...канд. юрид. наук СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 18 с.

Баринов В.А., Маюров Н.П., Ороева О.Д. и др. Сборник нормативных правовых актов «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» -СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011.

7 Нунденко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.2009.

8 Лукашева Е.А. Права человека. М. 2011 г.

9 Нунденко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.2009.

Конституция Российской Федерации. М.1993 г.

Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России.2009.

Кикоть В. Я. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие . М.: ЦОКР МВД РФ, 2о08.

Нунденко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.2009.

Лукашева Е.А. Права человека. М. 2011 г.

Нунденко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.2009.

Literature list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal law from February, 07, 2011 №3-ФЗ "About the police"

Lupenko I.Y. Realization of constitutionally-legal norms in activity of organs of internal affairs of Russian Federation on providing of the personal rights and freedoms of man and citizen: Abstract of thesis of Dis... of sciences of СПб.: the Saint Petersburg university of М1А of Russia, 2004. - 18 r.

Barinov V.A., Маyrоvв N.P., Оroeva О. D. and other Collection of normative legal acts "Providing of human rights in activity of organs of internal affairs" - SPb.: the Saint Petersburg university of М1А of Russia, 2011.

Constitution of Russian Federation. M.1993

Barbin В. В., Butylin V.N., Potters of Providing of rights and freedoms of man and citizen is in activity of organs of internal affairs. Course of lectures. M.: М1А of Rus-sia.2009.

Kikot V. Y. Bases of organization of educator work with a personnel in the organs of internal affairs: the Train aid. M.: М1А of Russian Federation, 2008.

Nundenko LA Constitutional rights and individual freedoms are in Russia. SPb.2009.

Lukacheva Е.А. Human rights. M. 2011

Nundenko LA Constitutional rights and individual freedoms are in Russia.SPb.2009.

Реиензия

на статью «К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина», подготовленную профессором кафедры кадровой и воспитательной работы, кандидатом юридических наук, доцентом, Заслуженным юристом России Гибовым В.В., доцентом кафедры кадровой и воспитательной работы, кандидатом юридических наук Ороевой О.Д. и преподавателем кафедры кадровой и воспитательной работы, кандидатом юридических наук Тонышевым А.В.

Первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

Статья полностью раскрывает заявленную тему: «К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина».

К сотруднику полиции теперь будут предъявляться совершенно новые требования.

Новый закон даёт исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для про-

стого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

В статье правильно сделан вывод о том, что, несмотря на ориентацию нового Федерального закона «О полиции» на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реальное соблюдение и обеспечение прав человека и гражданина возможно после устранения причин, приводящих к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Также, правильно подмечено, что Федеральный закон "О полиции" устанавливает более гуманные взаимоотношения сотрудника полиции с гражданином, которые выстраиваются в соответствии с основными концептуальными идеями:

- закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

- гуманизация форм и методов работы полиции;

- закрепление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества.

Помимо этого, основным достоинством рецензируемой статьи является вывод, что одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность, поэтому, в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма, необходимо ввести регулярную проверку знаний сотрудниками полиции: Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (пункт 1 части 1 статьи 27 ФЗ «О полиции»).

Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности доктор юридических наук, профессор Заслуженный юрист Российской Федерации

полковник полиции Бугель Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.