Научная статья на тему 'Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина'

Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14050
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ВТОРЖЕНИЕ (ПРОНИКНОВЕНИЕ) В ЖИЛИЩЕ / НЕДОПУЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / GUARANTY OF RIGHTS OF HUMAN AND CITIZEN / ENFORCEMENT OF THE RIGHTS / DETENTION / USING OF WEAPON / ENTRY TO DWELLING / PROHIBITION OF OFFENCE OF HUMAN RIGHTS AND CITIZEN / SECURITY OF LIFE / HEALTH / RIGHTS AND FREEDOMS OF HUMAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Ороева Оюна Доржаевна

В статье говорится, что первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of law-enforcement bodies in maintenance of the rights and freedom of the person and the citizen1the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry

Seat and role of law-enforcement bodies in maintenance of the rights and freedom of the person and the citizen. The article says about the high priority of the police is defense of life, health, rights and freedoms of human and citizen. Successful performance of main priority of the police leads to establishment of modern and civilized relationships between the police and society, policemen and citizen, based on human values of justice and democracy, revival of trust of citizens to the police as a public authority

Текст научной работы на тему «Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина»

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

4.1. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Маюров Николай Петрович, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, полковник милиции,

Ороева Оюна Доржаевна. Старший преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, капитан милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России Аннотация. В статье говорится, что первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

Ключевые слова: обеспечение прав человека и гражданина, реализация прав, задержание, применение огнестрельного оружия, вторжение (проникновение) в жилище, недопущение нарушений прав человека и гражданина, защита жизни, здоровья прав и свобод человека и гражданина

PLACE AND ROLE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN MAINTENANCE OF THE RIGHTS AND FREEDOM OF THE PERSON AND THE CITIZEN

Mayurov Nikolai Petrovich, head of department of personnel and educational work of the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry, doctor of juridical science, professor, the police colonel,

Oroeva Oyuna. Senior lecturer or of personnel and educational work of the St. Petersburg university the Russian interior ministry, the candidate of juridical sciences, a police capitan. St. Petersburg university of Internal Affiers

Annotation: Seat and role of law-enforcement bodies in maintenance of the rights and freedom of the person and the citizen. The article says about the high priority of the police is defense of life, health, rights and freedoms of human and citizen. Successful performance of main priority of the police leads to establishment of modern and civilized relationships between the police and society, policemen and citizen, based on human values of justice and democracy, revival of trust of citizens to the police as a public authority.

Keywords: guaranty of rights of human and citizen, enforcement of the rights, detention, using of weapon, entry to dwelling, prohibition of offence of human

rights and citizen, security of life, health, rights and freedoms of human and citizen

Органы внутренних дел - это государственные органы, входящие в состав исполнительной власти. Они организационно включают в себя: полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России1.

Считается, что основное предназначение ведомства с традиционным основанием «министерство внутренних дел» сводится к полицейским функциям - повышению эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина, поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью. Российское законодательство не дает какого-либо определения термину «внутренние дела».

Принято считать, что в России понятие «внутренние дела» охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан, общественной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопасности личности, общества и государства.

Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

В числе задач МВД России, в пределах установленных полномочий, - государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственное руководство органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.

МВД России подчиняется Президенту России по вопросам, отнесенным к компетенции Конституцией РФ и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству РФ.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполне-

1 Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

Маюров Н.П., ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Ороева О.Д.

ния задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел2.

Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию по обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуаль-ной3.

Важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения. В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.

В то же время в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека существует еще достаточно много серьезных проблем, упущений и недостатков, которые требуют скорейшего решения и устранения.

Главная задача российской полиции - защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Эти права признаются, гарантируются, являются неотчуждаемыми и защищаются государством. Для того чтобы увидеть МВД "сегодня" и "завтра", следует обратиться к опыту прошлых лет, как российскому, так и зарубежному. Нелегкий путь к утверждению прав человека определяется множеством обстоятельств из прошлого и настоящего. Их анализ позволяет выбрать наиболее оптимальную на современном этапе организационную и управленческую модель развития органов внутренних дел. Важно, чтобы задачи органов правопорядка, организационная и правовая структура Министерства внутренних дел Российской Федерации соответствовали уровню социально-экономического развития общества.

Одним из наиболее действенным инструментом, обеспечивающих государственную охрану прав и свобод человека, являются органы внутренних дел. Так как только органы внутренних дел располагают необходимыми средствами (правовые санкции, меры пресечения, оружие, специальные средства), с помощью которых могут быть существенно ограничены или даже нарушены права граждан.

Но также, нельзя забывать о том, чтобы вышеуказанные меры применялись осознанно и в соответствии с демократическими установлениями. Данное возможно при условии, что работники органов внутренних дел обладают твердыми знаниями нормативных актов,

2 Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

3 Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции».

регламентирующих порядок и формы гражданских прав.

Основным ориентиром, в период реформирования системы МВД России, - становится идея решительного поворота всей политики и практики к человеку. Человек, его потребности и интересы, активизация индивидуального, личного начала в экономике, социальнополитическом, духовном развитии должны быть ведущими принципами рассмотрения индивидуальных и коллективных прав, как в теории, так и на практике.

Демократический характер деятельности государства, его органов, в том числе и органов внутренних дел в области прав человека представляет важнейшую составную часть всего процесса демократизации экономических, политических и иных реформ, движения к качественно иному обществу.

Решение о реорганизации милиции подразумевало глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности будущей полиции, обновления содержания ее работы. Во главу угла ставятся права и свободы граждан. Их защита и соблюдение должны являться основной целью полиции, именно население будет оценивать надежность и эффективность её деятельности .

В новый Федеральный закон " О полиции ", принятый 07 февраля 2011 года, адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности. Иностранная, межгосударственная

практика - это более чем важно, так как, Россия, являясь членом Интерпола - международной полицейской организации, не может существовать изолированно и обязана использовать имеющийся опыт международной кооперации.

Сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. В Федеральном законе «О полиции» были учтены нормы и рекомендации таких международных документов, как Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.

При подготовке законопроекта ФЗ «О полиции» использованы отдельные положения полицейского законодательства ряда стран СНГ, а также США, Франции, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии.

Новый правоохранительный институт по своей сути, по форме и по содержанию коренным образом должен отличаться от милиции. Устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. К сотруднику полиции теперь будут предъявляться совершенно новые требования. Новый закон даёт исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

Принципиально новым является подход к системе взаимоотношений "сотрудник полиции - гражданин", который был сформулирован по итогам обсуждения законопроекта на совещании, состоявшемся 23 сентября 2010 года при Президенте Российской Федерации Д.А. Медведеве. Его основная задача - нормативно закрепить облик сотрудника полиции, который воспринимает общество и который востребован им.

Представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с их сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник российской полиции. От этого во многом зависит и успех проводимой в настоящее время реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.

Обновление самой идеологии функционирования полиции как государственного органа приведет к возрождению доверия к нему граждан страны.

Основные концептуальные идеи, которые положены в основу проекта Федерального закона "О полиции", -это:

-закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

-гуманизация форм и методов работы полиции;

-закрепление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества.

Полиция, наделенная правом применения мер государственного принуждения (меры пресечения, огнестрельное оружие, специальные средства) может ограничивать, сужать права, свободы, законные интересы человека и гражданина, но все действия сотрудников полиции должны быть четко регламентированы законами и другими нормативными правовыми актами.

Значительное число правовых актов, регулирующих ограничения прав личности органами внутренних дел, с одной стороны, говорит о большом доверии к ним народа и государства, а с другой - об их большой ответственности за злоупотребление этим правом. Учитывая это обстоятельство, новый Федеральный закон «О полиции» (ст. 5) закрепляет: «Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан». С целью недопущения произвола со стороны сотрудников полиции в п.2 ч. 4 ФЗ «О полиции» закрепляется: «в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина».

С ограничением прав человека сотрудникам полиции, особенно оперативно-следственным работникам, приходится сталкиваться, буквально, на каждом шагу. Причем в одном случае субъектом действий по ограничению прав являются сотрудники органов внутренних дел, в другом - суд и иные правоохранительные органы, в третьем - правонарушители.

В связи с этим оперативно-следственный работник должен твердо знать и понимать суть и порядок правомерных ограничений с тем, чтобы самому не нарушать права и законные интересы человека и предотвратить неправомерное ограничение со стороны третьих лиц4.

4 Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе

Важным условием законности ограничений прав человека в деятельности полиции является знание сотрудниками законов Российской Федерации, а также, следование букве и духу этих законов5.

Федеральный закон «О полиции» исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.

Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому, в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания сотрудниками Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность6 (пункт 1 части 1 статьи 27 ФЗ «О полиции»).

Дмитрий Медведев на коллегии МВД, которая проходила в марте 2011 года обрисовал следующие задачи полиции: «Создание полиции - это не ребрендинг милиции в полицию. Речь идет о новом институте, который должен отвечать всем современным требованиям о единой, мобильной, технически оснащенной структуре, укомплектованной специалистами самого высокого уровня7.

Специалистов этих предстоит набрать либо из состава милиционеров, или же со стороны. Но в любом случае и тем, и другим предстоит пройти жесткий отбор. Переаттестация милиционеров, идею которой президенту подбросили они же сами, уже началась. Глава государства напомнил: "Аттестация должна стать серьезным экзаменом и должна очистить органы внутренних дел от тех, кто скомпрометировал себя или не готов работать в полиции по профессиональным качествам"8.

Как оказалось, переаттестация стала непреодолимым барьером не только для простых сотрудников милиции, но даже для их руководителей9. По словам президента, к освобождению от занимаемых должностей представлено около 50 сотрудников, занимающих руководящие должности в органах правопорядка. Из 179 кандидатов на замещение должностей в МВД к назначению пока предложено только 145. И то Дмитрий Медведев пообещал еще подумать, прежде чем подписывать их назначение.

"Кадровая политика министерства также требует модернизации", - заявил президент. Ее гибкость и возможности, в свою очередь, зависят от привлекательности полицейской службы. "Нужно гарантировать карьерный рост тем, кто будет добросовестно исполнять свои обязанности", - подчеркнул Медведев.

Основой кадровой реформы должны стать сразу два законопроекта: о службах в органах внутренних дел и

Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

5 Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».

6 Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

7 Выступление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на расширенном заседании Коллегии МВД. 23 марта 2011 года. www.rg.ru.

8 Приказ МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

9 Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Маюров Н.П., ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Ороева О.Д.

о социальных гарантиях их сотрудников. Впрочем, все кадровые вопросы и проблемы органов внутренних дел глава государства поставил даже не на второе, а на третье место. Основная задача - наступательная и бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-разыскной деятельности и раскрываемости преступлений.

Здесь работы у полиции предостаточно. Так, в 2010 году их коллеги из милиции смогли раскрыть всего лишь чуть больше половины официально зарегистрированных преступлений. "Почти на треть снизилось количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группами, число преступлений экстремистского характера увеличилось на 20 процентов", -продолжал президент в цифрах доказывать неэффективность старой милиции. Нет должного взаимодействия со спецслужбами на антитеррористическом фронте.

"Вторая задача - внутренняя. Это оптимизация структуры территориальных органов", - заявил Медведев. В связи с этим он поручил главе Министерства внутренних дел Рашиду Нургалиеву подготовить положение по сокращению бюрократического аппарата и за счет этого - по укреплению полиции на местах профессиональными кадрами.

В Федеральном законе "О полиции" (статья 9) предусматривается, что при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах образуются общественные советы для обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации и общественных объединений с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами в целях учета потребностей и законных интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел.

Общественный совет при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел образуется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, а Общественные советы при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел образуются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел- Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года N 842й

Основными направлениями деятельности совета являются12:

- привлечение граждан, общественных, правозащитных, научных, творческих, религиозных и иных органи-

10 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД. 23 марта 2011 года. www.mvd.ru.

11 Указ президента российской федерации от 4 августа 2006 г. п 842 «о порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент российской федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

12 Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

заций к участию в реализации государственной политики в области внутренних дел;

- участие в пределах компетенции в разработке и рассмотрении концепций, программ, гражданских и общественных инициатив по наиболее актуальным вопросам деятельности министерства в области борьбы с преступностью, защиты прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства;

- выработка рекомендаций министерству при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных и иных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Аналогичные общественные советы созданы в территориальных органах МВД России.

Обеспечение прав человека и гражданина служебноправовыми средствами и формами, применяемыми в деятельности органов внутренних дел важное условие реализации конституционной обязанности Российской Федерации как государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Наиболее эффективным средством выявления нарушений прав и свобод человека правоохранительными органами является внутриведомственный контроль.

Внутриведомственный контроль - составная часть административного контроля. В системе гарантий защиты прав и свобод личности этот вид контроля занимает не последнее место. Являясь одним из значительных элементов управленческих решений. Формы внутриведомственного контроля разнообразны, но главное их содержание заключается в проверке подчиненных органов по соблюдению ими российских законов и правильному применению мер воздействия к его нарушителям.

Значение и уровень контроля возрастает в той же степени, какой растут масштабы и сложность решаемых задач.

Действенным средством внутриведомственного контроля является деятельность вышестоящих правоохранительных органов.

Широко применяется и такой вид контроля как инспектирование. Руководству МВД предложено навести порядок в документации и отчетности территориальных органов. Отчетные документы, как заметил президент России, выступая не коллегии МВД, граждан не особо интересуют, и для государства эти бумаги - не самый лучший критерий оценки их деятельности. Оценивать работу полиции, считает Медведев, следует, опираясь на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории и мнение граждан об эффективности работы правоохранительных органов. Общество действительно ждет от полиции реального обновления, - еще раз напомнил глава государства о надеждах граждан. С другой стороны, задача государства - создать условия для нормального труда всем, кто пришел на службу в МВД.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В демократическом правовом государстве права и свободы человека являются высшей ценностью государства, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда-

нина - обязанность государства, в том числе и поли-

13

ции .

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции».

4. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».

6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

7. Выступление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на расширенном заседании Коллегии МВД. 23 марта 2011 года. www.rg.ru.

8. Приказ МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

9. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

10. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД. 23 марта 2011 года. www.mvd.ru.

11. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

13. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

References:

1. The decree of the President of the Russian Federation from March, 01st, 2011 № 248 «Position about the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation».

2. The decree of the President of the Russian Federation from March, 01st, 2011 № 248 «Position about the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation».

3. The decree of the President of the Russian Federation from March, 01st, 2011 № 250 «Questions of the organization of police».

4. The decree of the President of the Russian Federation from March, 01st, 2011 № 249 «About the statement of typical position about territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the subject of the Russian Federation».

5. The decree of the President of the Russian Federation from December, 11th, 2010 № 1535 «About additional measures on law and order maintenance».

6. The federal law from February, 07th, 2011 №3-ФЗ «About police».

7. Performance of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev at the expanded session of Board of the Ministry of Internal Affairs. On March, 23rd, 2011. www.rg.ru.

8. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from March, 22nd, 2011 № 135 «About the organization of carrying out of extraordinary certification of employees of law-enforcement bodies of the Russian Federation».

9. The decree of the President of the Russian Federation from March, 01st, 2011 № 251 «About extraordinary certification of employees of law-enforcement bodies of the Russian Federation».

10. Performance of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation the general R.Nurgalieva at the expanded session of Board of the Ministry of Internal Affairs. On March, 23rd, 2011. www.mvd.ru.

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

11. The decree of the President of the Russian Federation from August, 4th, 2006 N 842 «About an order of formation of social councils at the federal ministries, federal services and federal agencies, a management of which activity is carried out by the President of the Russian Federation, at federal services and the federal agencies subordinated to these federal ministries».

12. The federal law from February, 07th, 2011 №3-ФЗ «About police».

13. The constitution of the Russian Federation from December, 12th, 1993.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина», подготовленную начальником кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктором юридических наук, профессором Маюровым Н.П. и старшим преподавателем кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидатом юридических наук, Ороевой О.Д.

Первоочередной задачей полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Успешное выполнение данной задачи полицией приведет к установлению более новой, цивилизованной модели отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, основанной на общечеловеческих ценностях справедливости и демократии, о возрождении доверия граждан страны к полиции как государственному органу.

Статья полностью раскрывает заявленную тему: «Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина». В статье правильно отмечается, что в свете принятия Федерального закона «О полиции» развитие института гражданского общества и прав человека возможно лишь в правовом демократическом государстве и на его совершенствование должны быть направлены все силы государства и общества. К сотруднику полиции теперь будут предъявляться совершенно новые требования. Новый закон даёт исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат. Федеральный закон «О полиции» исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.

В статье правильно сделан вывод о том, что, несмотря на ориентацию нового Федерального закона «О полиции» на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реальное соблюдение и обеспечение прав человека и гражданина возможно после устранения причин, приводящих к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Наиболее эффективным средством выявления нарушений прав и свобод человека правоохранительными органами является внутриведомственный контроль. Совершенно верно в статье отмечено следующее: в связи с принятием Федерального закона «О полиции» появляется новый вид контроля: мнение граждан об эффективности работы правоохранительных органов, в том числе и полиции, опираясь на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории.

Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Юрисконсульт группы правого обеспечения

УВД по Фрунзенскому району г. СПб

к.ю.н. А.В.Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.