Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры'

Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5398
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРАВА / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / POLICE / CIVIL SOCIETY / INTERACTION / PROBLEMS / PROSPECTS / RIGHTS / FREEDOMS / MAN / CITIZEN / THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричек Е. В.

Реформа МВД России является очередным важнейшим шагом модернизации страны и системы государственного управления. Главной целью реализуемых преобразований является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника в XXI веке и кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе. К сожалению, результаты, которые ожидало общество по итогам реформы, не достигнуты. Констатируется лишь начало реформы, многие решения еще предстоит принять и претворить в жизнь. основной акцент делается на комплексных мерах, направленных на совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества в Российской Федерации. В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, приводятся статистические данные. Делается ряд конструктивных выводов относительно дальнейшего поступательного развития взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данным вопросам, необходимо тем не менее отметить недостаточную разработанность проблем в этой сфере. Причина видится в продолжающихся реформах в России в целом и в полиции в частности, нестабильности действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы. Налицо отсутствие четкой концепции реформирования, вытекающей из ясного понимания роли и функционала полиции. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования, определяют необходимость изучения особенностей деятельности полиции с целью повышения ее эффективности и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE POLICE ACTIVITIES IN ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AND INTERACTION WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS: COMPREHENSIVE MEASURES

Russian police reform is another important step to modernize the country and public administration system. The main purpose of ongoing reforms is to create the modern and efficient law enforcement system, to form a new image of police officer in the XXI century and to change the social role of law enforcement agencies in society. Unfortunately, the results expected by society aren't achieved. It's stated that the reform is only at its beginning, many decisions are still to be made and implemented. The main focus is on comprehensive measures aimed at improving the police activities in ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen and interaction with civil society institutions. Some features and problems of interaction between police and civil society institutions are considered. Statistics is provided. A number of constructive conclusions concerning further progressive development of interaction of police with civil society institutions are made. Despite the significant number of papers devoted to these issues, it's necessary to note the insufficient elaboration of problems in this area. The reason is the ongoing reforms in Russia in general and police reform in particular, the instability of the current legislation regulating these issues. A lack of a clear concept of the reform, arising from a clear understanding of the police role and functions, is evident. These and other circumstances determine the topicality and practical importance of the research, the necessity of studying the peculiarities of police activities to improve its efficiency. They also indicate the need for scientific and practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры»

КИРИЧЕК Е.В., кандидат юридических наук, доцент, kirichek79@yandex.ru Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125171, г. Москва, З. и А. Космодемьянских, 8

KIRICHEK E.V.,

Candidate of Legal Sciences, associate professor, kirichek79@yandex.ru Chair of State and Legal Disciplines; Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Kosmodemyanskih St. 8, Moscow, 25171, Russian Federation

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ВЗАИМОДЕйСТВИЮ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ

Реферат. Реформа МВД России является очередным важнейшим шагом модернизации страны и системы государственного управления. Главной целью реализуемых преобразований является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника в XXI веке и кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе. К сожалению, результаты, которые ожидало общество по итогам реформы, не достигнуты. Констатируется лишь начало реформы, многие решения еще предстоит принять и претворить в жизнь. Основной акцент делается на комплексных мерах, направленных на совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества в Российской Федерации. В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, приводятся статистические данные. Делается ряд конструктивных выводов относительно дальнейшего поступательного развития взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данным вопросам, необходимо тем не менее отметить недостаточную разработанность проблем в этой сфере. Причина видится в продолжающихся реформах в России в целом и в полиции в частности, нестабильности действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы. Налицо отсутствие четкой концепции реформирования, вытекающей из ясного понимания роли и функционала полиции. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования, определяют необходимость изучения особенностей деятельности полиции с целью повышения ее эффективности и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций.

Ключевые слова: полиция, гражданское общество, взаимодействие, проблемы, перспективы, права, свободы, человек, гражданин, Российская Федерация.

IMPROVING THE POLICE ACTIVITIES IN ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AND INTERACTION WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS: COMPREHENSIVE MEASURES

Abstract. Russian police reform is another important step to modernize the country and public administration system. The main purpose of ongoing reforms is to create the modern and efficient law enforcement system, to form a new image of police officer in the XXI century and to change the social role of law enforcement agencies in society. Unfortunately, the results expected by society aren't achieved. It's stated that the reform is only at its beginning, many decisions are still to be made and implemented. The main focus is on comprehensive measures aimed at improving the police activities in ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen and interaction with civil society institutions. Some features and problems of interaction between police and civil society institutions are considered. Statistics is provided. A number of constructive conclusions concerning further progressive development of interaction of police with civil society institutions are made. Despite the significant number of papers devoted to these issues, it's necessary to note the insufficient elaboration of problems in this area. The reason is the ongoing reforms in Russia in general and police reform in particular, the

instability of the current legislation regulating these issues. A lack of a clear concept of the reform, arising from a clear understanding of the police role and functions, is evident. These and other circumstances determine the topicality and practical importance of the research, the necessity of studying the peculiarities of police activities to improve its efficiency. They also indicate the need for scientific and practical recommendations.

Keywords: police, civil society, interaction, problems, prospects, rights, freedoms, man, citizen, the Russian Federation.

Проведение любой реформы в государстве всегда сопряжено с поиском причин неудовлетворительного состояния реформируемого элемента системы и путей повышения эффективности ее функционирования, улучшения ее качественного состояния, форм ее реорганизации [1, с. 15].

«Реформа МВД нуждается в постоянном стимулировании, потому что этот процесс - как ремонт, который бесконечен. Его можно прекратить, но завершить нельзя», - отметил генеральный директор Центра политической информации А. Мухин [2].

Проводимое реформирование системы МВД России является закономерным процессом, т.к. давно уже назрела потребность российского общества в повышении доверия к сотрудникам органов внутренних дел и улучшении качества их деятельности. Должны «создаваться эффективные механизмы для обеспечения внутренней дисциплины и внешнего контроля, а также надзора за должностными лицами по поддержанию правопорядка. Каждый орган охраны общественного порядка должен представлять общественность в целом, нести перед ней ответственность и быть ей подотчетным»*, ибо социальный заказ общества для полиции «в сущности, - уменьшение вероятности совершения преступлений и правонарушений в аналогичных ситуациях впредь там, где для этого есть соответствующие условия. Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должно всячески содействовать увеличению функционального потенциала полиции, а если это необходимо - подключать для повышения его эффективности и собственные возможности» [3, с. 33].

Более того, как подчеркивает А.Н. Герасименко, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно

* Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17 дек. 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Советская юстиция. 1991. N 17. С. 22.

функционировать без помощи общественных объединений и граждан [4, с. 14].

В настоящее время в России наиболее отчетливо проявилась и получила тенденцию к росту готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Существуют различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы и т.д. Например, в Свердловской, Тюменской, Кировской, Курганской областях функционируют дружины по охране общественного порядка, специализированные отряды дружинников (по линии ГИБДД), казачьи дружины («Казачья полиция»), студенческие отряды охраны общественного порядка; в Костромской, Архангельской, Пензенской областях - советы общественности, добровольные народные дружины, молодежные оперативные (поисковые) отряды, внештатные сотрудники полиции; в Самарской, Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений; в Красноярском крае, Новосибирской, Тульской, Ульяновской областях - добровольные молодежные дружины**.

** На территории Российской Федерации действует более 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тыс. человек, в том числе в 14,2 тыс. народных дружин - около 190 тыс. человек, в 895 казачьих дружинах - около 62 тыс. человек. Более 42 тыс. граждан являются внештатными сотрудниками полиции.

Именно с их помощью ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных правонарушений [5, с. 350].

Между тем в этих условиях для еще более эффективного привлечения общественности к решению правоохранительных задач считаем целесообразным:

- принять ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;

- определить направления, разработать программы участия общественных объединений и иных институтов гражданского общества в федеральных, региональных, местных и иных программах укрепления правопорядка;

- определить критерии и порядок предоставления льгот, финансовой поддержки общественным объединениям и иным институтам гражданского общества на период участия в реализации такого рода программ;

- постоянно внедрять и совершенствовать различные формы и методы взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;

- разработать критерии эффективности взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.

В науке и практике есть ряд суждений о том, что полезно воспользоваться богатым опытом сотрудничества между полицией и населением современных зарубежных стран, для которых характерны как индивидуальное участие граждан в охране правопорядка, так и коллективные формы участия. Индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одноразовая помощь, выражающаяся в сообщении полиции информации о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и лицах (Германия, США и др.). Среди коллективных форм участия используются такие, как: 1) создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония); 2) формирование полицейс-

кого резерва (помощников) (США); 3) организация патрулирования общественных мест; 4) создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США, Эстония и др.); сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу) и др.

Вместе с тем, к сожалению, привлекательные идеи, социальные гипотезы, политические технологии, пришедшие с Запада, не работают или, по крайней мере, не дают ожидаемого результата в России. Причины этого видятся в основаниях и особенностях бытия российского общества и государства [6, с. 150]. Приоритет должен отдаваться человеку, его правам и свободам, а не существующей власти.

Следует согласиться с мнением некоторых авторов (О.А. Степанов, Р.Б. Гладких, А.В. Борисов, Ю.А. Лялякин), считающих, что ориентация сотрудников полиции на соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина в их деятельности должна рассматриваться как необходимое условие выполнения ими задач по предупреждению преступлений. Это определяет кардинально новый взгляд на роль, обязанности и возможности полиции. Реализация принципа «полиция на службе общества» предполагает упор на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений, на установление причин, по которым граждане обращаются в полицию. Полиция призвана служить интересам общества в целом, а не какой-то отдельно взятой политической партии, религиозной либо этнической группы. По этой причине для обеспечения беспристрастности и нейтралитета, а значит, законности, профессионализма и отсутствия произвола в принятии решений полиции предоставлена самостоятельность в использовании ресурсов при решении тех или иных проблем [7, с. 15].

В органах внутренних дел долгое время с целью улучшения основных показателей работы, в том числе и по укреплению законности, осуществлялось умелое манипулирование показателями отчетности, не отражающее, как правило, реального положения дел. Но постепенно такая отчетность стала явно противоречить реальной практике расследования преступлений.

Росло число нарушений законности. Все большую силу набирали «теневые факторы», выступавшие в качестве причин нарушений законности. Складывалась определенная система, практика, стиль нарушения законности. Среди сотрудников органов внутренних дел наблюдалось падение профессионализма, усиливался правовой нигилизм, широко распространилось неверие в реальность таких демократических принципов, как неприкосновенность личности, равенство перед законом, объективность и беспристрастность дознания, предварительного следствия. Все сильнее давали о себе знать волокита, бюрократизм, взяточничество, нарастающее социальное напряжение в обществе и т.п. Все эти ключевые факторы и послужили началом серьезных преобразований.

Известно, что толчком к преобразованиям в Министерстве внутренних дел Российской Федерации стал трагический инцидент 2009 г. в московском супермаркете, где майор милиции Евсюков устроил стрельбу по посетителям. Д.А. Медведев, пребывавший на тот момент на посту Президента России, инициировал масштабное реформирование министерства, которое должно было очистить его ряды от «оборотней в погонах» и повысить в целом эффективность деятельности оставшихся сотрудников. 24 декабря 2009 г. был принят Указ Президента Российской Федерации N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»*. Данным указом и последующими нормативными правовыми актами был определен комплекс мер, направленных на кадровое и тыловое развитие органов внутренних дел, дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел, обеспечение сотрудников жильем, проведение комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, создание новой, более совершенной системы оценки деятельности органов внутренних дел и др.

* О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2009 г. N 1468: ред. от 1 марта 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6536; 2011. N 10. Ст. 1340.

Основное внимание было уделено созданию новой правовой базы деятельности полиции, формированию совершенной системы защиты ее сотрудников и членов их семей. Проведена внеочередная переаттестация 875,3 тыс. сотрудников, результатом которой явилось значительное сокращение (на 20 процентов) штатной численности органов внутренних дел. В связи с этим подготовлена, принята и реализована специальная Программа МВД России «Социальная адаптация сотрудников органов внутренних дел, уволенных в результате организационно-штатных мероприятий, на 2011-2012 гг.».

В процессе крупномасштабной модернизации органов внутренних дел принят ряд основополагающих законодательных актов, отвечающих всем существующим международным стандартам деятельности полиции (федеральные законы «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Однако «нормы как таковые не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки и путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка»**.

Реформирование повлекло за собой преобразование милиции в полицию. Вместе с тем совершенно очевидно, что милицию не так просто «превратить» в полицию - путем переименования. В первую очередь необходимо менять само общество, менять отношения в системе «государство - общество». Есть некие разумные постулаты: полиция должна оказывать гражданам услуги, потому что содержится на средства налогоплательщиков. И соответственно она должна быть не репрессивной силой, а частью сферы государственных услуг [2].

** См.: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17 дек. 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Несмотря на все положительные стороны реформы, результаты реформирования, ожидаемые обществом, достигнуты далеко не в полном объеме, многие проблемы остались, и их еще предстоит решить. Продолжают иметь место нарушения служебной дисциплины и законности в деятельности полиции. Оставляет желать лучшего качество правоохранительных услуг населению и уровень доверия граждан к полиции. И если в ближайшее время (пять-шесть лет) ситуация в органах внутренних дел не изменится, то кризис правоохранительной системы грозит принять патологические формы. Полицейские эксперты говорят о неминуемой утрате доверия к сотрудникам органов внутренних дел, увеличении количества преступлений, снижении уровня безопасности во всех сферах. Сегодня эта проблема достаточно широко освещается в СМИ, обсуждается на самых различных уровнях*.

Реформа МВД России не оправдала ожиданий общества, - признал на «правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сам министр внутренних дел России В.А. Колокольцев. «Результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты», - сказал он, но при этом отметил, что министерство «старается исправить недостатки». В частности, министр рассказал членам Совета Федерации, что преступность среди личного состава полиции снижается, а профессионализм сотрудников растет [8].

Кроме того, министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев

* См., например: Коц А. Очередное реформирование МВД обойдется казне почти в 10 миллиардов рублей. Что же мы получим на выходе за такую кругленькую сумму? / / Комсомольская правда. 2013. 29 окт.; Бутрин Д. Преступность подождет до лучших времен. Шок от полицейской реформы МВД намерено преодолеть к 2016 г. Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев ожидает, что реформа МВД не помешает реализации принципов неотвратимости наказания // Коммерсантъ. 2013. 30 окт.; Игорев А. Владимир Колокольцев двинул фронт на тылы МВД. Полицейским начальникам досталось за жалкие условия работы оперативников // Коммерсантъ. 2013. 30 окт.; Супер Е. Провал медведевской реформы МВД. Кто за нее ответит и чего ждать / / НАКАНУНЕ. RU. 2013. 1 нояб. и т.д.

в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жестко и принципиально... Это доверие сегодня нужно не завоевывать - у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу» [9].

В связи с этим в целях качественного изменения сложившейся ситуации расширенная рабочая группа экспертов, образованная при министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Этот документ был назван «Дорожной картой» [10].

Кроме этого, в целях изменения ситуации МВД России разработало план деятельности по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. на 2013 г. и плановый период 2014-2018 гг., который сформирован на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596-606, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденных 31 января 2013 г., иных поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Представленные в названных документах ориентиры не претендуют на истину в последней инстанции и исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России. Вместе с тем они задают тон предстоящим преобразованиям.

Сегодня необходимо создать все условия для формирования и функционирования современной профессиональной полиции, отвечающей запросам гражданского общества. Важно теперь реализовать все задуманное на ключевых направлениях деятельности полиции, в т.ч. по взаимодействию с институтами гражданского общества. Как видится, достижение необходимого результата возможно только посредством проведения комплекса мер правового, организационного, материально-технического, финансового характера, таких как:

1. Совершенствование правовой базы (например, внесение соответствующих из-

менений в федеральные законы от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и принятие ряда подзаконных актов, направленных на реализацию положений этих федеральных законов) и правоприменительной практики в данной сфере; разработка и принятие Концепции взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества и Концепции профилактики правонарушений в Российской Федерации; рассмотрение вопроса о присоединении к Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием против женщин и домашним насилием и реализация ее положений, а также положений Модельного закона ООН о насилии в семье в российском законодательстве.

2. Повсеместное использование рекомендованной ОБСЕ практики взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, в том числе передового отечественного и зарубежного опыта, мнений практиков и ветеранов, а также позиций общественности.

3. Дальнейшее совершенствование критериев оценки деятельности полиции и наведение порядка в учете и регистрации преступлений.

4. Ориентирование полиции на конкретные направления службы, которые имеют наибольшую значимость для населения. Это, в частности, должно найти свое отражение в долгосрочной программе развития горрайорганов внутренних дел - основного звена системы МВД России.

5. Повышение доступности полиции населению. Для этого необходимо: а) максимально приблизить наряды полиции к жилому сектору; б) активизировать практику регулярных профилактических обходов административных участков и объездов отдаленных населенных пунктов в целях приема и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, встреч с населением и т.д.

6. Совершенствование работы полиции с обращениями граждан с учетом потребностей (проблем, ценностей, советов) жителей городов, районов, поселков, сельских поселений. Внедрение в практику технических средств удаленного доступа граждан к подаче заявлений и сообщений,

с помощью которых граждане могли бы подавать заявления и сообщения о разного рода чрезвычайных ситуациях, преступлениях и иных правонарушениях через электронные терминалы. Исключение случаев немотивированного отказа в регистрации сообщений и заявлений граждан, в том числе списания их в номенклатурные дела без проведения доследственных проверок. Усовершенствование системы информирования потерпевших от противоправных деяний о принятых по заявлениям мерах. Осуществление аудита финансово-технических возможностей полиции в плане оборудования современного рабочего места сотрудника, ведущего прием и учет заявлений и сообщений о происшествиях, преступлениях, иных правонарушениях (наличие помещений, компьютерной техники, средств связи и т.п.).

7. Обеспечение функционирования во всех органах полиции Бюро регистрации (учета) несчастных случаев. Создание подобного подразделения и на уровне ГИАЦ МВД России.

8. Проведение постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, взаимный обмен информацией, исключение практики манипуляции со статистикой.

9. Проведение мероприятий, направленных на обеспечение открытости деятельности полиции в пределах, определенных рамками действующего законодательства. Для этого необходимо поставить на плановую основу практику выступлений в средствах массовой информации и на общественных форумах (конференциях, круглых столах, семинарах и т.д.) руководителей подразделений органов внутренних дел, подготовки ими статей и иных материалов, обзоров о состоянии преступности, результатах борьбы с коррупцией, экстремизмом и т.д., а также отчетов перед населением в порядке, установленном правовыми актами МВД России*, в целях информирования населения об оперативной обстановке и проделанной работе, и

* Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России (вместе с «Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»): приказ МВД России от 30 авг. 2011 г. N 975: ред. от 19 февр. 2013 г. // Рос. газ. 2011. 30 сент.; 2013. 13 марта.

получения информации об оценке населением деятельности сотрудников полиции и территориального органа МВД России.

10. Развитие и внедрение различных форм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества (формирование экспертных советов по основным направлениям деятельности полиции с привлечением в них профильных ведущих ученых и ветеранов; проведение он-лайн-конференций и встреч руководства полиции с населением, проживающим на подведомственной территории; работа с обращениями граждан и их личный прием; информирование граждан о состоянии преступности и обеспечении общественной безопасности; привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций; осуществление постоянного совместного мониторинга проблем, возникающих в процессе взаимодействия, и выработка на его основе совместных предложений по совершенствованию законодательства и принятию организационных решений; включение в состав комиссий по проверке жалоб на сотрудников полиции членов общественных советов (за исключением случаев, связанных с ограничениями режима секретности) и др.).

11. Активизирование работы общественных советов при МВД России и его территориальных органах, создание для них условий конструктивной работы.

12. Осуществление работы по повышению профессиональной квалификации сотрудников; искоренению системной коррупции, напрямую связанной с интеграцией в организованную преступность; расширению участия в кадровой политике общественности (учет мнения населения).

13. Проведение согласованной политики МВД России в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции и создание положительного образа ее сотрудников. К примеру, руководство ряда территориальных органов внутренних дел издает внутренние приказы, ограничивающие курение личного состава в общественном месте (в форме). Так, в Челябинске сотрудникам запретили курить в помещениях полиции. Кстати, еще в советских Общевоинских уставах даже офицерам разрешалось курить на службе только в специально отведенных местах.

Аналогичная практика существует и в ряде зарубежных стран. В частности, в Республике Беларусь военнослужащим внутренних войск и милиционерам запретили курить в форме. За это могут привлечь к дисциплинарной и административной ответственности. Более того, в марте 2013 г. белорусским милиционерам запретили сидеть в общественном транспорте. В Молдове сотрудникам дорожной полиции запретили во время исполнения служебных обязанностей жевать жевательную резинку, есть, курить, разговаривать по телефону по неслужебным вопросам, употреблять алкогольные напитки и иметь при себе на посту больше 100 леев (8 долларов). В Латвии тоже созданы единые правила поведения для полицейских, пожарных и пограничников. Помимо стандартных требований к форме есть и запрет на ношение серьги в одном ухе (женщинам - двух серег в одном ухе), ношение рюкзаков. Также запрещено жевать жевательную резинку и курить на службе. В голландской полиции в служебное время запрещено курить марихуану, употреблять наркотики и алкоголь [11].

14. Обеспечение абсолютной правовой дисциплины личного состава, беспрекословное соблюдение принципа законности в процессе осуществления возложенных на него задач, а также при взаимодействии с населением. К сожалению, пока добиться улучшения ситуации с состоянием дисциплины в органах внутренних дел не удалось.

Несмотря на проведенную реформу, в ряде МВД, ГУ МВД, УМвД по субъектам Российской Федерации наблюдается существенный рост правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников полиции. Так, согласно обзору «Состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава органов, организаций и подразделений системы МВД России за 6 месяцев 2013 г.» 98 940 сотрудников полиции по всей России в первом полугодии 2013 г. нарушили дисциплину. Если сравнивать эту цифру с общим количеством полицейских, то в среднем по России на тысячу сотрудников ОВД приходится 117,2 нарушения. Наибольшее количество нарушений зафиксировано в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу (227,6 нарушений на

1 000 человек личного состава), УМВД России по Алтайскому краю (225 нарушений), по Брянской области (213 нарушений), по Орловской области (210 нарушений) и по Республике Марий-Эл (205 нарушений). Все эти показатели превышают аналогичные за предыдущий год*.

15. Повышение правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции; профилактическая работа среди молодежи, ее социализация, организация занятости и досуга. «За последние семь лет доля молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, совершивших преступления, сократилась почти на 9 %», - отметил министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев 25 декабря 2013 года на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений [12].

16. Своевременное и объективное информирование граждан о государственной политике в сфере внутренних дел; широкая информационная кампания по пропаганде идей гуманизма, общечеловеческих ценностей, толерантности**.

17. Осуществление индивидуальной профилактической работы с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и ранее совершавшими противоправные деяния; социальная адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

18. Оказание содействия (помощи) институтам гражданского общества (многочисленным общественным формирова-

* О состоянии законности в органах внутренних дел Российской Федерации и результатах оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России и ГУСБ МВД России в 1-м полугодии 2013 г.: информационно-справочный материал ГУСБ МВД России (на правах рукописи). Исх. N 19/1/7150 от 6 авг. 2013 г.

** К примеру, 13 марта 2014 г. в Нижнем

Новгороде открылся первый в России рекру-тинговый центр полиции - пилотный проект Департамента государственной службы и кадров МВД России, задуманный с целью привлечь внимание, а затем подробно рассказать населению о работе органов внутренних дел. Каждый обратившийся может получить ответы на вопросы о зарплате, социальных гарантиях, пройти психологическое обследование и т.д., т.е. главной задачей нового структурного подразделения является пропаганда работы в полиции.

ниям правоохранительной направленности, добровольным народным дружинам, миграционным патрулям, казачьим формированиям (дружинам), волонтерским организациям и т.д.) в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально негативной среде.

19. Поощрение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка и оказывающих полиции содействие в раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений.

20. Осуществление действенного общественного контроля за деятельностью органов публичной власти, в т.ч. полиции, обеспечивающего устойчивое и поступательное развитие гражданского общества.

21. Внедрение в деятельность полиции современных технологий в целях совершенствования практики предоставления институтам гражданского общества государственных услуг, в том числе в электронном виде и по принципу «одного окна». Достижение в перспективе такого уровня технического оснащения деятельности сотрудника полиции, при котором он, находясь на месте происшествия, мог бы получить любые необходимые ему сведения из информационных систем и посредством электронного документооборота осуществить закрепление процессуальных действий. Важным здесь является также внедрение и использование во всех субъектах Российской Федерации аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»*** в целях повышения уровня общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от угроз различного характера, современная концепция развития которого подразумевает расши-

*** В настоящее время реализация мероприятий по развитию АПК «Безопасный город» осуществляется преимущественно в рамках госпрограмм субъектов Российской Федерации или подпрограмм по профилактике правонарушений. Такой подход предусмотрен в 44 субъектах Российской Федерации. В 10 регионах страны мероприятия проводятся в рамках самостоятельных программ «Безопасный регион».

рение использования информационных и телекоммуникационных технологий, ГЛО-НАСС и других результатов космической деятельности для развития новых форм сегментов комплекса; использование новейших методов работы с информацией, компьютерной техники планшетного типа; совершенствование способов борьбы с организованной преступностью и терроризмом (в т.ч. противодействия этнической преступности*) и др. В целях снижения коррупционных рисков и защиты сотрудников органов внутренних дел от ложных обвинений есть необходимость использования персональных видеорегистраторов, размещенных на форменной одежде сотрудников полиции, позволяющих записывать общение с гражданами за пределами служебного помещения или автомобиля.

22. Повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, знающего проживающий контингент и неблагополучные семьи на территории своего муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений. Восстановить в полном объеме систему сельских отделов.

* Подразделения по борьбе с такими организованными преступными группами созданы в 56 субъектах Российской Федерации.

23. Создание «приемных» - пунктов обращения граждан за правоохранительной помощью во всех отделах полиции, оборудованных информационными стендами, вспомогательной литературой, с привлечением дежурных сотрудников для юридического консультирования граждан, оказания им помощи в составлении необходимых документов.

В заключение необходимо отметить, что перечень указанных мер, безусловно, не является исчерпывающим; кому-то из заинтересованных читателей они покажутся дискуссионными. Вместе с тем мы уверены, что только их комплексная реализация будет способствовать созданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной полиции, дальнейшему поступательному развитию взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, росту доверия граждан к полиции, расширению и активизации их взаимодействия на новом качественном уровне с использованием современных подходов, повышению социальной активности и правовой культуры граждан и т.д., что в конечном итоге сделает возможным успешное выполнение полицией стоящих перед ней задач по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

Список литературы

1. Володина Л.М. Вопросы реформы органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. N 4 (14). С. 15-21.

2. Самарина А. Новый виток реформы МВД. Депутаты и руководство ведомства рассматривают поправки в закон, а эксперты предсказывают отставки в руководстве министерства // Независимая газета. 2013. 23 сент.

3. Елагин А.Г., Капитонов С.А. Административный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования российского правового государства // Вестник Томского государственного университета. 2012. N 4 (6). С. 31-35.

4. Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

5. Щелкунова М.В. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики: сб. ст. (по материалам международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.). М.: Акад. управления МВД России, 2009. С. 347-350.

6. Косолапов Н. Идеи Европы в российском самосознании: взгляд на проблему // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N 11.

7. Реализация принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции / О.А. Степанов, Р.Б. Гладких, А.В. Борисов, Ю.А. Лялякин. М.: Академия управления МВД России, 2013.

8. Замахина Т. Участковые стали «писателями». Сенаторы обещали законодательную поддержку МВД // Рос. газ. 2013. 31 окт.

9. Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/news/item/150545 (дата обращения: 17 марта 2014 г.).

10. Алексеева А.П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. N 4 (22). С. 16-21.

11. Фалалеев М. Премия уходит в дым. Сотрудникам МВД не рекомендовано курить в форме // Рос. газ. 2013. 24 сент.

12. В МВД России состоялось заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/document/1453943 (дата обращения: 29 дек. 2013 г.).

References

1. Volodina L.M. Voprosy reformy organov vnutrennih del [Issues of reform of bodies of internal Affairs]. Yuridicheskaya nauka ipravookhranitel'nayapraktika - Legal science and law enforcement practice, 2010, no. 4 (14), рр. 15-21.

2. Samarina A. Noviy vitok reformy MVD. Deputaty i rukovodstvo vedomstva rassmatrivayut popravki v zakon, a eksperty predskazyvayut otstavki v rukovodstve ministerstva [A new round of police reform. The deputies and the administration of the Department consider amendments to the law, and experts predict the resignation of the leadership of the Ministry]. Nezavisimayagazeta - The independent newspaper, 2013, 23 Sept.

3. Elagin A.G., Kapitonov S.A. Administrativnyi potencial policii i bezopasnost' v obstanovke formirovaniya rossiysk-ogogosudarstva [The administrative capacity of the police and security in the conditions of formation of Russian legal state]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tomsk State University, 2012, no. 4 (6), рp. 31-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gerasimenko A.N. Informacionnoe obespechenie vzaimodeystviya organov vnutrennih del s obshchestven-nymi ob'edineniyami po ohrane pravoporyadka (organizacionnye i pravovye voprosy). Avtoref. Kand. Diss. [Information support of the interaction of internal affairs bodies with public associations for the protection of the rule of law (institutional and legal matters). Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2008.

5. Shchelkunova M.V. Mehanizm vzaimodeystviya organov vnutrennih del s obshchestvennymi ob'edineniyami [The mechanism of interaction of the internal Affairs bodies with public associations]. Stratigicheckoe upravlenie v pravoohranitel'noysfere:problemy teoriiipraktiki [Strategic management in the law enforcement sphere: problems of theory and practice]. Moscow, Academy of MIA of Russia, 2009. Pp. 347-350.

6. Kosolapov N. Idei Evropy v rossiyskom samosoznanii: vzglyad na problemu [The idea of Europe in the Russian identity: the view on the problem]. Mirovaya ekonomika imezhdunarodnye otnoscheniya - World economy and international relations, 1997, no. 11.

7. Stepanov O.A., Gladkih R.B., Borisov A.V., Lyalyakin Yu.A. Realizaciya principa soblyudeniya i uvazheniya prav i svobodcheloveka igrazhdanina vdeyatel'nostipolicii [The implementation of the principle of observance and respect of the rights and freedoms of man and citizen in the activity of the police.]. Moscow, 2013.

8. Zamahina T. Uchastkovye stali «pisatelyami». Senatory obeshchali zakonodatel'nuyu podderzhku MVD [Precinct became writers. Senators promised legislative support of the Ministry of interior]. Rossiyskaya gazeta - The Russian newspaper, 2013, 31 October.

9. Kolokol'cev V.A. Policiya dolzhna zasluzhit' doverie grazhdan [Policiya dolzhna zasluzhit' doverie grazhdan]. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt [The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the official website]. Available at: http://mvd.ru/news/item/150545 (Accessed 19 August 2012).

10. Alekseeva A.P. Dorozhnaya karta dal'neyshego reformirovaniya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii (kadrovyy professionalizm, otkrytost'dlya doveriya i optimizatsiya): problemy i perspektivy realizatsii [The road map of further reforming of the Russian law enforcement bodies (personnel professionalism, openness to trust and optimization): problems and realization prospects]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika - Legal science and law enforcement practice, 2012, no. 4 (22), рp. 16-21.

11. Falaleev M. Premiya uhodit vdym. Sotrudnikam MVDne rekomendovanno kurit' v forme [The prize goes up in smoke. MIA employees not recommended to smoke in the form.]. Rossiyskaya gazeta - The Russian newspaper, 2013, 24 September.

12. VMVD Rossii sostoyalos'zasedanie Pravitel'stvennoy komissii po profilaktike pravonarusheniy [In the Ministry of internal Affairs of Russia held the sitting of Governmental Commission on prevention of offences]. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt [The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the official website]. Available at: http://mvd.ru/document/1453943 (Accessed 29 December 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.