Научная статья на тему 'Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: понятие, цели, принципы, типы и формы'

Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: понятие, цели, принципы, типы и формы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2718
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЦЕЛИ / GOALS / ФОРМЫ / FORMS / ТИПЫ / TYPES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПЕРСПЕКТИВЫ / PERSPECTIVES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричёк Евгений Владимирович

В статье предпринята попытка рассмотреть ряд проблемных вопросов, касающихся понятия, целей, принципов, типов и форм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации. Исследуется взаимосвязь типов взаимодействия. Обосновывается важнейшая методологическая роль принципов в процессе взаимодействия. Определяются основные цели и принципы эффективной организации взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Выделяются две основные формы взаимодействия: правовая и неправовая. Делается ряд конструктивных выводов относительно дальнейшего поступательного развития данного взаимодействия. Методологическая основа исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, логический, метод системноструктурного анализа. Исследование строилось на основе обобщения и системного анализа научных работ, а также нормативной правовой базы. Изучение действующей нормативной правовой базы в данной сфере, а также теоретико-методологических проблем взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что одной из его особенностей является причинно-следственная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Отмечается, что любое взаимодействие полиции и институтов гражданского общества носит переменный характер и его качество зависит от уровня развития общества и государства. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данным вопросам, необходимо тем не менее отметить недостаточную разработанность проблем в данной сфере. Причина видится в продолжающихся реформах в России в целом и в полиции в частности, нестабильности действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования, определяют необходимость изучения особенностей взаимодействия полиции и институтов гражданского общества с целью повышения эффективности его функционирования и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of the police and institutions of civil society in the Russian Federation: the concept, objectives, principles, types and forms

In this article the author has undertaken an attempt to consider a number of problem issues dealing with the notions, goals, principles, types and forms of interaction between the police and public institutions of the Russian Federation. The author studies the interrelation of the types of interaction. The author of the article provides the foundation of the most important methodological role of the principles during the interaction process. There have been defined the main goals and principles of the efficient organization of the interaction between the police and public institutions. There have been singled out two main forms of interaction: legal and non-legal. There have been drawn a number of constructive conclusions regarding further progressive development of such interaction. The methodological foundation of the research is presented by both general scientific methods and ways and also by special scientific methods developed in the science of law. While carrying out the research the following methods of scientific cognition have played a special role: the dialectical method, the historical method, the comparative legal, the concrete sociological, the statistical methods, the logical method and the method of comprehensive structural analysis. The research has been performed on the basis of generalization and comprehensive analysis of scientific works as well as on the basis of the analysis of the regulatory legal base. The study of the acting regulatory legal base in this sphere as well as the study of theoretical and methodological problems of the interaction between the police and public institutions of the Russian Federation allows making the conclusion that one of the peculiarities of this interaction is the cause-and-effect predicament. Each of the interacting sides appears as the cause of the other one and as the consequence of the simultaneous influence of the opposite side. It has been noted that any interaction between the police and public institutions has a changeable character and its quality depends on the level of the society and state development. Despite a considerable number of works devoted to these issues, it should be noted that problems in this sphere have not been sufficiently studied. The reason for this state of affairs may be found in the ongoing character of reforms in the present-day Russia in general and in the police forces in particular as well as in the lack of stability of the acting legislation dealing with these issues. All the above indicated circumstances as well as the other ones precondition the relevancy and practical significance of the research, determine the urgency of studying the particulars of the interaction between the police and public institutions with the aim of enhancing its functional efficiency and testify of the necessity of scientific and practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: понятие, цели, принципы, типы и формы»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Е.В. Киричёк*

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть ряд проблемных вопросов, касающихся понятия, целей, принципов, типов и форм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации. Исследуется взаимосвязь типов взаимодействия. Обосновывается важнейшая методологическая роль принципов в процессе взаимодействия. Определяются основные цели и принципы эффективной организации взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Выделяются две основные формы взаимодействия: правовая и неправовая. Делается ряд конструктивных выводов относительно дальнейшего поступательного развития данного взаимодействия. Методологическая основа исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, логический, метод системно-структурного анализа. Исследование строилось на основе обобщения и системного анализа научных работ, а также нормативной правовой базы. Изучение действующей нормативной правовой базы в данной сфере, а также теоретико-методологических проблем взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что одной из его особенностей является причинно-следственная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Отмечается, что любое взаимодействие полиции и институтов гражданского общества носит переменный характер и его качество зависит от уровня развития общества и государства. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данным вопросам, необходимо тем не менее отметить недостаточную разработанность проблем в данной сфере. Причина видится в продолжающихся реформах в России в целом и в полиции в частности, нестабильности действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования, определяют необходимость изучения особенностей взаимодействия полиции и институтов гражданского общества с целью повышения эффективности его функционирования и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций.

Ключевые слова: полиция, гражданское общество, права человека, цели, формы, типы, принципы, проблемы, перспективы, взаимодействие.

© Киричёк Е.В., 2014

* Киричёк Евгений Владимирович — кандидат юридических наук, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. [[email protected]]

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.

Полиция и гражданское общество, находясь в постоянном взаимодействии, активно влияют друг на друга, осуществляя определенные цели, используя различные принципы, типы и формы.

Несмотря на обилие работ, посвященных проблемам гражданского общества и деятельности полиции, надо признать, что теоретико-правовых исследований недостаточно для признания взаимодействия полиции и институтов гражданского общества одним из наиболее исследованных. Данное обстоятельство побуждает обратить пристальное внимание в сторону этого чрезвычайно важного для российского государства направления развития. Кроме того, теоретическое решение некоторых вопросов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества безусловно, на взгляд автора, скажется на качественном развитии гражданского общества и практической деятельности полиции в Российской Федерации.

Перспективными целями такого взаимодействия являются:

1) упорядочение общественных отношений в области проявления активности гражданского общества, что выражается в создании предпосылок взаимодействия (регулирование вопросов доступа институтов гражданского общества к информации о деятельности полиции) и организации этого процесса на долгосрочный период;

2) мобилизация и стимулирование гражданского общества к решению общих с полицией задач (привлечение к выполнению задач и функций полиции, поддержка некоммерческих организаций). Известно, что большинство граждан не принимают участие в охране общественного порядка из-за отсутствия мер морального и материального стимулирования со стороны органов власти;

3) согласование интересов и установление связей (прямых и обратных) между полицией и институтами гражданского общества (общественные и консультативные советы, общественная экспертиза, рабочие группы, слушания, конференции, семинары, круглые столы, совещания, переговоры, исследования, мониторинги, учеты и т.д.).

В процессе достижения поставленных целей важнейшую методологическую роль играют принципы, которые являются обязательным элементом процесса взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, отправной точкой, научной позицией, фундаментальной основой при дальнейшем исследовании данного процесса, определении его типов и форм, при разработке мер совершенствования и т.д. При этом становится понятным и общепринятое определение принципов как основных, руково-

дящих, исходных начал какого-либо процесса, явления. Стало быть, если положения, декларируемые в качестве принципов, не определяют организационно-структурное построение или особенности взаимодействия, то они не могут рассматриваться в качестве принципов.

В целом вопрос о сущностных характеристиках принципов важен для процесса их реализации. Ранее указанной проблеме уделялось недостаточно внимания. Это объясняется тем, что в научной литературе длительное время вопрос о реализации принципов вообще не ставился. В 70-е гг. XX в. М. Марков писал: «Мы еще не подошли к такому пониманию сущностных характеристик категории «принципов», когда можно было бы ставить вопрос о выработке механизма их реализации»1.

Сказанное вовсе не означает, что проблемой реализации принципов вообще не занимаются. Вопрос о поиске новых подходов к их интерпретации, формам и способам использования присутствует в ряде научных работ, затрагивающих взаимоотношения государства и гражданского общества2. В частности, Л.Ю. Грудцына указывает на то, что эффективное решение проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории РФ в современных условиях возможно посредством соблюдения форм реализации принципов, закрепленных в источниках международного права, Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах3. Отдельные исследователи теории социального управления (например Д.И. Прав-дин) вообще ставят вопрос о необходимости разработки самостоятельного механизма реализации принципов4, а некоторые (например И.М. Слепенков) при рассмотрении вопроса о реализации принципов указывают на необходимость выделения характерных особенностей их использования5.

1 Марков М. Теория социального управления. М., 1978. С. 27.

2 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011; Верга-сов Г.О. Юридические гарантии обеспечения права частной собственности в процессе формирования гражданского общества в современной России: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004; Кадыркулов К.К. Организация взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию нар-котизму (по материалам Кыргызской Республики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007 и др.

3 Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 66.

4 Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами. М., 1980. С. 79.

5 Слепенков И.М. Основы теории социального управления. М., 1990. С. 76-82.

Сложность и многогранность отношений полиции и институтов гражданского общества обусловливает наличие множества принципов их взаимодействия. При этом каждый автор старается приводить свой перечень принципов и по-своему их интерпретировать, исходя из собственного понимания. Как результат, появление баснословного количества принципов, большая часть которых повторяются, из более емких по содержанию выделяются менее емкие и т.д. Это позволяет сделать вывод о том, что превалирующим критерием выступают не сущностные характеристики принципов, а личностные вкусы авторов.

В связи с этим при определении и формулировании принципов важно учитывать две особенности. Во-первых, принципы представляют ценность и практический интерес лишь в том случае, если они реально включены в процесс взаимодействия. Во-вторых, степень включения принципов в данный процесс определяется тем, насколько удачно на их основе он функционирует.

Следуя данной логике, основными принципами эффективной организации взаимодействия полиции и институтов гражданского общества можно считать:

— целесообразность — соответствие процесса взаимодействия определенному (относительно завершенному) состоянию, осознание необходимости взаимодействия;

— рациональность и эффективность взаимодействия — осмысленность и продуктивность использования ресурсов в достижении цели взаимодействия. Если процесс взаимодействия не будет надлежащим образом обеспечен финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами, ожидать от деятельности полиции и институтов гражданского общества реальной отдачи в выполнении ими задач взаимодействия было бы безосновательно;

— законность — строгое и неуклонное соблюдение субъектами взаимодействия предписаний правовых норм;

— согласованность действий, т.е. слаженность, непротиворечивость, сбалансированность, скоординированность (способствует ориентации субъектов взаимодействия друг на друга, сплоченности их действий и возникновению чувства общности);

— деловое сотрудничество — достижение конструктивного диалога между полицией и институтами гражданского общества;

— форсайтинг (англ. foresight — видение будущего) — долгосрочное прогнозирование (предвидение) с целью оценки достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований в сфере взаимодействия полиции и институтов граж-

данского общества, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу и государству6. Другими словами, это исследование конкретных перспектив развития взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Форсайт отличается от всех известных инструментов научного предвидения (прогнозирования, планирования, футурологии) тем, что, во-первых, предполагает участие многих заинтересованных институтов гражданского общества (ученых, общественных организаций и т.д.) в формировании картинки видения будущего во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества, во-вторых, предлагает участникам самостоятельно и активно реализовывать ими же предсказанные изменения. Иначе говоря, форсайтинг связан не с предсказанием завтрашнего дня, а с его созданием7;

— наличие единой информационной базы и единого центра управления;

— оперативность и непрерывность взаимодействия — процесс взаимодействия полиции и институтов гражданского общества должен осуществляться без задержек, каких-либо временных разрывов и не выходить за пределы установленных временных границ;

— четкое разграничение полномочий между полицией и институтами гражданского общества путем установления в процессе взаимодействия полномочий полиции, полномочий институтов гражданского общества, а также их совместных полномочий;

— обеспечение взаимной заинтересованности взаимодействующих субъектов — создание условий, способствующих проявлению и выражению интереса к взаимодействию;

— обеспечение контроля за процессом взаимодействия (определение порядка и формы контроля);

— ответственность субъектов взаимодействия за организацию, точное выполнение совместных мероприятий и за предоставление некачественной информации.

Многие названные принципы не являются собственно принципами взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, а признаются в какой-то мере универсальными (их

6 Форсайт Иркутской области: 20 вопросов и ответов. Иркутск, 2006. С. 4.

7 Емельянова Е.В. Новые технологии прогнозирования форсайт: зарубежная практика и отечественные перспек-

тивы в сфере оптимизации правопорядка // Труды Акаде-

мии управления МВД России. 2012. № 4 (24). С. 102-106; Макарова В.В. Форсайт как инструмент стратегического управления инновационной деятельностью в экономических системах: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010; Джумабеков А. Форсайт и стратегическое планирование. М., 2010. С. 8.

содержательный смысл очевиден), характерными для многих видов деятельности, процессов и т.д., поэтому они нами подробно исследоваться не будут. Стоит лишь отметить, что одной из основных характеристик взаимодействия полиции и институтов гражданского общества выступает разумность. Дело в том, что поиск оптимальной модели взаимодействия носит непрерывный, постоянно меняющийся характер. Конечно, развитие социальных систем (общества, социальных групп, государства, государственных органов) имеет непрерывную природу. При этом в соответствующей ситуации можно найти не одно, а множество решений, которые будут отличаться друг от друга в зависимости от условий. Так, для того, чтобы полиция достаточно эффективно могла выполнять возложенные на нее задачи по взаимодействию с институтами гражданского общества, можно сформулировать требования к ее сотрудникам. Эти требования, в зависимости от ресурсных возможностей, могут быть самыми разными (низкими, средними, высокими, идеальными). Если, к примеру, предъявление высоких требований ограничено различными возможностями (людскими, материальными, финансовыми и др.), то их (требований) снижение приведет к потере функциональной способности взаимодействия. Стало быть, взаимодействие предполагает выбор только разумного варианта правомерного поведения субъектов. С точки зрения права, что им защищается, то не может быть противоправным (С.А. Муромцев). Следовательно, разумным может быть признано не любое целевое деяние, а лишь то, которое является правомерным. Нарушение этого требования может привести к деструкции процесса взаимодействия. Поэтому разумность носит всеобъемлющий характер для всего процесса взаимодействия, начиная от постановки и уяснения цели, до выбора вариантов исполнения.

Исследование вопросов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, изучение действующей нормативной правовой базы в данной сфере позволяет сделать вывод, что законодатель использует множество различных терминов, не давая им необходимую для понимания интерпретацию. Так, только в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»8 законодатель наряду с термином «взаимодействие» использует термины «участие», «содействие», «помощь», «сотрудничество».

Представляется, что термин участие, означающий деятельность по совместному выполнению чего-нибудь, сотрудничество в чем-нибудь, является общим, интегрированным по отношению ко всем названным категориям9.

8 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 691.

Под взаимодействием понимается взаимная связь явлений (субъектов), их взаимная обусловленность, взаимная поддержка10, которая отражает обмен информацией, планирование общей стратегии, организацию совместных действий, позволяющих сторонам осуществлять общую для них деятельность и т.д.11, имеет однократный или регулярный характер. Взаимодействие во всех случаях предполагает диспозитивное положение сторон правоотношений. По своему характеру данные отношения могут предусматривать преобладание интересов одной или другой стороны либо обоюдные интересы. Устойчивость данного термина подтверждает правотворческая практика. Так, в ряде субъектов РФ приняты законы о взаимодействии с такими институтами гражданского общества, как некоммерческие организации12.

Согласно словарю С.И. Ожегова «содействие» — это «помощь поддержка в какой-нибудь деятельности»13. Помощь подразумевает участие в чьей-нибудь работе, облегчение, содействие кому-нибудь, поддержка14. Одним словом, из приведенного толкования следует: «содействие» и «помощь» — тождественные понятия.

Чтобы уточнить содержание термина «сотрудничество», обратимся к толкованию глагола «сотрудничать». По Ожегову, сотрудничать — «работать вместе, принимать участие в общем деле»15.

Логично предположить, что одной из основных общих характеристик взаимодействия, сотрудничества, содействия (помощи) является динамическая связь, в процессе которой происходит изменение сторон. Любое взаимодействие, сотрудничество, содействие (помощь) предполагают обмен, характер которого зависит от уровня развития взаимодействующих субъектов, выражающийся в их взаимном воздействии друг на друга, взаимной зависимости, взаимном изменении16. Следовательно, важнейшей харак-

10 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 65; Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. С. 71.

11 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003. С. 101.

12 О взаимодействии органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями см.: Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 // Ведомости Московской городской думы. 2006. № 8. Ст. 212; 2012. № 3. Ст. 4; Закон Кемеровской области от 5 апреля 2011 г. № 30-03 // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2011. № 107; 2011. № 113. Ч. I; Закон Волгоградской области от 21 июля 2011 г. № 2213-ОД // Волгоградская правда. 2011. 27 июля.

13 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 607.

14 Ушаков Д.Н. Указ. соч. С. 741.

15 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 614.

16 Аверьянов А.Н., Оруджев З.М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. 1979. № 2. С. 38-49.

теристикой взаимодействия, сотрудничества, содействия (помощи) является взаимообусловленность изменения сторон.

Отличие состоит в том, что изменение сторон в процессе сотрудничества, содействия (помощи) осознанно направлено в позитивное русло (соответственно результат положительный), в то время как взаимодействие не всегда гарантирует позитив (результат взаимодействия может быть как положительный, так и отрицательный либо, как показывает практика, его вообще может не быть).

Между тем содействие (помощь) может иметь единичный (однократный) или регулярный, коллективный или индивидуальный, гласный или негласный характер, но всегда при этом действия субъекта должны быть осознанными и добровольными. Сотрудничество, напротив, более развитый и организованный тип взаимодействия, предполагающий взаимнонаправленный, регулярный характер помощи17.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие выступает более общим понятием по отношению к «содействию (помощи)» и «сотрудничеству», которые следует рассматривать как типы взаимодействия. Поэтому использование законодателем формулировки названия ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» Федерального закона «О полиции» является не совсем удачным. Непонятно, что законодатель вкладывает в заявленное в названии понятие «сотрудничество». В самой ст. 10 говорится о взаимодействии и содействии, а сотруднический тип, как таковой, вообще не раскрывается, нет даже упоминания о нем. В данном случае «взаимодействие» и «сотрудничество» соотносятся как общее и часть, соответственно название статьи должно быть сформулировано по-иному, например, как «Взаимодействие».

Разносторонний характер отношений полиции и институтов гражданского общества позволяет говорить о множестве типов их взаимодействия (типизации взаимодействия). Под типом в данном контексте подразумевается образ (вид), обладающий определенными признаками. Автор выделяет шесть основных типов: сотруднический, содействующий, патерналистский, воздействующий, индифферентно-конфронтаци-онный, конфликтный. Во всех названных типах роль взаимодействующих сторон (полиции и институтов гражданского общества) неодинакова: в одних существуют равные (обоюдные) партнерские отношения, в других налицо доминирование (преобладание интересов) полиции, а в некоторых, в силу специфики правового регули-

17 Кононов А.М. Сотрудничество полиции с гражданами: правовые основы и их реализация // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 238.

рования, преобладающими являются институты гражданского общества.

Наиболее эффективным выступает сотруднический тип взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Для него характерны активность сторон, совместные осознанные действия и принятые решения, объективное знание и адекватность сторон; доброжелательные, гуманные, доверительные и демократичные взаимоотношения; положительное, взаимное влияние друг на друга, иначе говоря, высокий уровень развития всех его компонентов.

Сотрудничество — это комплексная и упорядоченная деятельность по совместному определению целей, планированию предстоящей работы, распределению сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, контролю и оценке результатов работы, а также перспективному прогнозированию. В процессе сотрудничества не допускается бессмысленная, нерезультативная работа. Вместе с тем возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению поставленной цели и не ущемляют интересы взаимодействующих сторон.

Инициатива сотрудничества может исходить как от институтов гражданского общества, так и от полиции. Так, по смыслу п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» инициатива привлечения граждан к внештатному сотрудничеству исходит от полиции, а инициатива негласного сотрудничества — от граждан, изъявивших желание конфиденциально взаимодействовать с полицией. Вместе с тем в любом случае необходимо не забывать, что принятие решения о возможности сотрудничества с конкретным гражданином является прерогативой должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальных органов.

Рассматривая сотрудничество полиции с коллективными институтами гражданского общества, ст. 10 Федерального закона «О полиции» в самом общем виде определяет, что полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ. При этом она должна оказывать поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

По данным социологических опросов, около 88% граждан в той или иной степени считают, что необходимо оказывать помощь органам внутренних дел (полиции), при этом 37% полагают, что помогать следует всегда, 30% — в боль-

шинстве случаев и 22% — в некоторых случаях18. Кроме этого, 59 % граждан уверены во встречной заинтересованности органов внутренних дел (полиции) в помощи с их стороны. Важно отметить, что заметно выросла готовность граждан принять участие в охране общественного порядка (с 34% до 53%19), например в качестве внештатных сотрудников.

К внештатному сотрудничеству, как правило, привлекаются граждане на добровольной, гласной и безвозмездной основе по следующим направлениям деятельности полиции: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление экспертно-криминалистической деятельности20.

Другим не менее важным типом взаимодействия, как уже было отмечено, является содействующий (содействие-помощь), который можно определить как осознанные действия институтов гражданского общества, направленные на оказание помощи полиции по обеспечению соблюдения норм действующего законодательства в сфере внутренних дел и выражающиеся в информировании полиции о фактах противоправного поведения и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни; участии в процессуальных действиях в качестве свидетелей и понятых; участии в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности; предоставлении сотрудникам полиции, в случае необходимости, личного транспорта, средств связи и т.д.; оказании помощи в получении сведений, способствующих выполнению поставленных перед полицией задач.

В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»21 содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, посвящена гл. IV. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, мо-

18 Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ // Профессионал. 2013. № 1. С. 28.

19 Там же. С. 10-11.

20 Об утверждении инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции: приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 // Российская газета. 2012. 20 апр.

21 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

гут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

В теории оперативно-розыскной деятельности нередко выделяют в качестве особого вида конфиденциального содействия так называемое анонимное содействие22. В основе этого типа взаимодействия лежат разовые или эпизодические действия, поэтому он характерен в большей мере только для институтов гражданского общества. Полиция же, как известно, обязана постоянно взаимодействовать с гражданами, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества, что прямо закреплено в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность. Особенность правоотношений в сфере правоохранительной деятельности как раз и состоит в том, что одной из сторон этого правоотношения является властный субъект (в данном случае — полиция), выступающий от имени государства. Он, реализуя свои правомочия, обязан действовать в силу закона и профессионального долга. В рамках этого вида правоотношения другая сторона подчинена властному субъекту, она рассчитывает на должное поведение властного субъекта23.

Патерналистский (опекунский тип носит постоянный характер. Конечно, здесь налицо приоритетная роль полиции, поскольку одна сторона (институты гражданского общества) участвует в процессе взаимодействия по желанию, а другая (полиция), как уже было отмечено, обязана взаимодействовать, признавая, соблюдая и защищая права и свободы человека и гражданина. В основе этого типа лежат принципы воспитания и контроля, которые распространяются как на все гражданское общество в целом, так и на каждого его члена в отдельности.

Главная задача полиции состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и сохранность гражданского общества. В этом и есть основной смысл данного типа взаимодействия. Здесь самое главное не допустить проявления крайней формы патернализма (т.е. тотальной власти полиции), когда за попечительством, охраной и защитой будет реально стоять деспотический контроль, исключающий всякую гражданскую самостоятельность, и гражданское общество

22 Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского, Г.Н. Синилова. М., 2006. С. 306.

23 Володина Л.М. Вопросы реформы органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 4 (14). С. 18.

Е.В. КИРИЧЁК

да яиэзщ

не сможет жить без опеки и неспособно будет к самостоятельному существованию. Такое состояние взаимодействия, когда происходит смешение признаков различных (нежелательных) типов, можно назвать переходным типом, например от патерналистского к воздействующему или конфликтному.

В данном случае речь не идет о полицейском государстве, поскольку оно, в отличие от демократического правового, не может стать основой формирования гражданского общества. У таких государств различные цели и задачи, принципы и функции, правовые системы, взаимоотношения с человеком и гражданином. Так, цель и задачи полицейского государства, в отличие от демократического правового не связаны с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина, приоритетной ролью права и подчинением ему государства, провозглашением принципов народовластия, а направлены, как отмечает С.В. Калашников, на установление жесткого режима (возможно военной диктатуры) для защиты интересов правящей «верхушки» и борьбы с разного рода посягательствами на его устои, использование механизма государственного принуждения, установление контроля за общественными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, по соблюдению требований режима и установленных норм поведения24.

Воздействующий тип проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой (влияние полиции на институты гражданского общества при проведении каких-либо совместных мероприятий). Такое взаимодействие может проявляться в виде открытых, конкретных (иногда жестких) указаний, требований, предписаний. Воздействие может быть неявным, скрытым, под влиянием, например, силы, авторитета полиции. Оно возможно в условиях смены политических режимов либо когда гражданское общество и его институты находятся на начальной стадии формирования. Развитое же гражданское общество стремится к равным, партнерским отношениям с государством, хотя достичь паритетных начал вряд ли возможно. Здесь следует согласиться с В.А. Четверниным, по мнению которого формирование и развитие гражданского общества рассчитано на несколько веков и не завершено ни в нашей стране, ни в мировом масштабе25. Об этом свидетельствует опыт построения гражданского общества ряда зарубежных стран, в которых государство всегда

24 Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 35-36.

25 Четвернин В.А. Демократическое конституционное го-

сударство: введение в теорию. М., 1993. С. 34.

занимало и занимает лидирующие позиции в процессе взаимодействия.

Взаимодействие-воздействие приводит к напряженности во взаимоотношениях между субъектами. Воздействие, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних (институты гражданского общества) формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других (полиция) — деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Указанный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что полиция в данном случае должна отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать системе с авторитарным стилем поведения.

Индифферентно-конфронтационный тип предполагает скрытую неприязнь, равнодушие друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление; характеризуется явным расхождением целей и интересов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача взаимодействующих субъектов как можно быстрее найти способы перехода к другим (желательным) типам взаимодействия (сотрудничеству, содействию), поскольку, учитывая кратковременный, индиффе-рентно-конфронтационный характер этого типа, он может без труда преобразиться в конфликтный. Примеров тому множество, в частности событие, произошедшее 27 июля 2013 г. на Матвеевском рынке в г. Москве, связанное с избиением сотрудника полиции26, достоверное тому подтверждение.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликтный, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит определенная ситуация, возникающая в результате противоречивости позиций сторон по какому-либо поводу, либо противоположных целей и средств их достижения, несовпадения интересов и желаний субъектов. Конфликт возникает тогда, когда одна сторона начинает ущемлять интересы другой. Ответная реакция другой стороны может привести к неконструктивному или конструктивному конфликту. Неконструктивный конфликт возникает тогда, когда одна сторона (полиция) прибегает к безнравственным ме-

26 Биткина С., Борисов Т., Фалалеев М. Почему полицию бьют? // Российская газета. 2013. 1 авг.

тодам борьбы, стремится подавить партнера (например, разгон полицией санкционированного митинга, когда нет к тому явно выраженных причин). Обычно ответной реакцией в таком случае является яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда участники (оппоненты) не выходят за рамки деловых аргументов и отношений27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обусловливают динамику характера взаимодействия полиции и институтов гражданского общества.

Помимо типов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества можно выделить и две основные формы взаимодействия: правовую и неправовую. Правовая форма всегда влечет четко выраженные юридические последствия. Неправовая форма прямых юридических последствий не влечет, так как их совершение не связано с изданием правовых актов. В частности, они не порождают правовых отношений. Это совершение различного рода организационных действий.

С позиции правовой формы взаимодействие полиции и институтов гражданского общества можно представить в следующих видах: обращения граждан и коллективных субъектов, подготовка проектов правовых актов, общественные обсуждения правовых актов, слушания, протестные акции, акты общественной экспертизы и общественной аккредитации. К неправовой форме можно отнести: совещания, конференции, семинары, круглые столы и т.д., получение информации о деятельности полиции и т.п.

Подводя итог рассмотрению теоретико-методологических проблем взаимодействия, необходимо отметить, что одной из его особенностей является причинно-следственная обусловлен-

ность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны28. Будучи процессом, взаимодействие постигается на различных его уровнях. Каждый уровень, являя дискретную организованность взаимодействующих субъектов, представляет собой результат взаимодействия предшествующих и базу для развития более высокого уровня взаимодействия29. Здесь оно предстает как система исторических предпосылок, в которой вызревает новая, более высокая система конкретного взаимодействия. Взаимосвязи уровней (федеральный, региональный, межрегиональный и местный) повышают общую жизнеспособность взаимодействия на основе их сцепления и взаимообогащения.

Любое взаимодействие полиции и институтов гражданского общества носит переменный характер (его напряженность и интенсивность колеблются) и его качество зависит от уровня развития общества и государства. Из этого положения следует вывод о невозможности абсолютизации одного из типов взаимодействия. Это дает основание рассматривать взаимодействие как динамическую связь изменяющихся отношений между взаимодействующими сто-ронами30, эффективность которого складывается из следующих компонентов: 1) эффективности технологии взаимодействия: 2) качества управления взаимодействием, 3) эффективности контроля за ходом процесса взаимодействия; зависит от множества факторов (уровень образования и образованности, правовой культуры, преступности, стимулирования субъектов взаимодействия и др.).

Таким образом, комплексный анализ взаимодействия показывает, что оно является своеобразным измерителем и показателем уровня развития отношений «гражданское общество — полиция». Даже поверхностный анализ практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «гражданин — полицейский», «гражданин — сотрудники полиции», «общественное объединение — полицейский», «общественное объединение — сотрудники полиции» и т.д.

Библиография:

1. Аверьянов А.Н., Оруджев З.М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. — 1979. — № 2.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2003.

3. Биткина С., Борисов Т., Фалалеев М. Почему полицию бьют? // Российская газета. — 2013. — 1 авг.

27 Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 174-175.

28 Нысанбаев A.M., Абдильдин Ж.М. Диалектико-логиче-ские принципы построения теории. Алма-Ата, 1973. С. 279.

29 Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия: философский очерк. Минск, 1971. С. 56.

30 Нысанбаев A.M., Абдильдин Ж.М. Указ. соч. С. 338.

Е.В. КИРИЧЁК

да TPS«

4. Володина Л.М. Вопросы реформы органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2010. — № 4 (14).

5. Джумабеков А. Форсайт и стратегическое планирование. — М., 2010.

6. Емельянова Е.В. Новые технологии прогнозирования форсайт: зарубежная практика и отечественные перспективы в сфере оптимизации правопорядка // Труды Академии управления МВД России. — 2012. — № 4 (24).

7. Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия: философский очерк. — Минск, 1971.

8. Кононов А.М. Сотрудничество полиции с гражданами: правовые основы и их реализация // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. — № 1.

9. Марков М. Теория социального управления. — М., 1978.

10. Нысанбаев A.M., Абдильдин Ж.М. Диалектико-логические принципы построения теории. — Алма-Ата, 1973.

11. Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами. — М., 1980.

12. Результаты изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ // Профессионал. — 2012. — № 1.

13. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ // Профессионал. — 2013. — № 1.

14. Слепенков И.М. Основы теории социального управления. — М., 1990.

15. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского, Г.Н. Синилова. — М., 2006.

16. Форсайт Иркутской области: 20 вопросов и ответов. — Иркутск, 2006.

17. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. — М., 1993.

18. Грудцына Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 1.

19. Кашкина Е.В. К вопросу о правовом статусе внештатных сотрудников полиции // Полицейская деятельность. — 2013. — № 1. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.01.1.

20. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России // NB: Вопросы права и политики. 2013. — № 4.

Материал поступил в редакцию 5 декабря 2013 г.

THE INTERACTION OF THE POLICE AND INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CONCEPT, OBJECTIVES, PRINCIPLES, TYPES AND FORMS

Kiricheck Evgueniy Vladimirovich

PhD in Law, doctoral candidate, Department of State and Law Subjects, the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

[[email protected]]

Abstract

In this article the author has undertaken an attempt to consider a number of problem issues dealing with the notions, goals, principles, types and forms of interaction between the police and public institutions of the Russian Federation. The author studies the interrelation of the types of interaction. The author of the article provides the foundation of the most important methodological role of the principles during the interaction process. There have been defined the main goals and principles of the efficient organization of the interaction between the police and public institutions. There have been singled out two main forms of interaction: legal and non-legal. There have been drawn a number of constructive conclusions regarding further progressive development of such interaction. The methodological foundation of the research is presented by both general scientific methods and ways and also by special scientific methods developed in the science of law. While carrying out the research the following methods of scientific cognition have played a special role: the dialectical method, the historical method, the comparative legal, the concrete sociological, the statistical methods, the logical method and the method of comprehensive structural analysis. The research has been performed on the basis of generalization and comprehensive analysis of scientific works as well as on the basis of the analysis of the regulatory legal base. The study of the acting regulatory legal base in this sphere as well as the study of theoretical and methodological problems of the interaction between the police and public institutions of the Russian Federation allows making the conclusion that one of the peculiarities of this interaction is the cause-and-effect predicament. Each of the interacting sides appears as the cause of the other one and as the consequence of the simultaneous influence of the opposite side. It has been noted that any interaction between the police and public institutions has a changeable character and its quality depends on the level of the society and state development. Despite a considerable number of works devoted to these issues, it should be noted that problems in this sphere have not been sufficiently studied. The reason for this state of affairs may be found in the ongoing character of reforms in the present-day Russia in general and in the police forces in particular as well as in the lack of stability of the acting legislation dealing with these issues. All the above indicated circumstances as well as the other ones precondition the relevancy and practical significance of the research, determine the urgency of studying the particulars of the interaction between the police and public institutions with the aim of enhancing its functional efficiency and testify of the necessity of scientific and practical recommendations.

Keywords

The police, civil society, human rights, goals, forms, types, principles, problems, perspectives, interaction.

References

1. Averyanov A.N., Orudzhev Z.M. Dialectical contradiction in the evolution of cognition // Philosophical issues. — 1979. — № 2.

2. Andreeva G.M. Social psychology. — M., 2003.

3. Bitkina S., Borisov T., Falaleev M. Why is the police beaten? // Russian newspaper. — 2013. — August 1.

4. Volodina L.M. Issues of the reform of the Internal Affairs bodies // Science of law and law enforcement practice. — 2010. — № 4 (14).

5. Dzhumabekov A. Foresight and strategic planning. — M., 2010.

6. Yemelyanova E.V. New Foresight forecasting technologies: foreign practice and domestic perspectives in the area of law and order optimization // Works of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. — 2012. — № 4 (24).

7. Zhbankova I.I. Interaction problems: philosophical essay. — Minsk, 1971.

8. Kononov A.M. Cooperation of the police with the public: legal basics and their realization // Van-courier of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. — 2012. — № 1.

9. Markov M. Theory of social management. — M., 1978.

10. Nysanbaev A.M., Abdildin Zh.M. Dialectical logical principles of theory construction. — Almaty, 1973.

11. Pravdin D.I. Problems of governing economical and social processes. — M., 1980.

12. Results of the study of the public opinion on the issue of the level of personal security and activities of the bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Professional. — 2012. — № 1.

13. Results of the research of the public opinion on the issue of the level of personal security and activities of the bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Professional. — 2013. — № 1.

14. Slepenkov I.M. The basics of the social government theory. — M., 1990.

15. Theory of detective-investigation activities // under the editorship of K.K. Goryaynov, V.S.Ovchinsky, G.N. Sini-lov. — M., 2006.

16. Foresight of Irkutsk region: 20 questions and answers. — Irkutsk, 2006.

17. Chetvernin V.A. Democratic constitutional state: introduction to theory. — M., 1993.

18. Grudtsyna L.Yu., Petrov S.M. Power and civil society in Russia: interaction and counteraction // Administrative and Municipal law. — 2012. — № 1.

19. Kashkina E.V. Regarding the issue of the legal status of non-regular police officers // Police activities. — 2013. — № 1. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.01.1.

20. Shuplenkov O.V., Shuplenkov N.O. Problems of interaction of civil society and state in present-day Russia // NB: Issues of law and politics. 2013. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.