Научная статья на тему 'Формирование партнерства в деятельности полиции'

Формирование партнерства в деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / POLICE / PUBLIC / CIVIL SOCIETY / DEMOCRATIC STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

Обеспечение правопорядка в обществе всегда было одной из наиболее важных функций государства. В статье анализируются результаты реформы органов внутренних дел Российской Федерации. На основе анализа делается вывод о необходимости переориентации деятельности полицейских подразделений на создание партнерских отношений с гражданским обществом. В качестве примера рассматривается положительный опыт переориентации деятельности полиции одного из штатов США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming partnerships in the police sector

Law Enforcement in society has always been one of the most important functions of the state. The article analyzes the results of the reform of the Interior of the Russian Federation. Based on the analysis concludes that the need for reorientation of the police force to establish partnerships with civil society. As an example, consider the positive experience of the reorientation of the police one of the US states.

Текст научной работы на тему «Формирование партнерства в деятельности полиции»

обеспечение национальной безопасности

УДК 342.951

Формирование партнерства в деятельности полиции

Майоров владимир иванович, профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МвД России, доктор юридических наук, профессор e-mail: 1955715@rambler.ru

Обеспечение правопорядка в обществе всегда было одной из наиболее важных функций государства. В статье анализируются результаты реформы органов внутренних дел Российской Федерации. На основе анализа делается вывод о необходимости переориентации деятельности полицейских подразделений на создание партнерских отношений с гражданским обществом. В качестве примера рассматривается положительный опыт переориентации деятельности полиции одного из штатов США.

ключевые слова: полиция; общественность; гражданское общество; демократическое государство.

Forming partnerships in the police sector

Mayorov Vladimir Ivanovich,

Professor of the Department of Administrative Law

and Administrative Activities of bodies of Ministry

of Internal Affairs of the Ural Law Institute of the Ministry

of the Interior Affairs of the Russian Federation,

Doctor of Law, Professor

Law Enforcement in society has always been one of the most important functions of the state. The article analyzes the results of the reform of the Interior of the Russian Federation. Based on the analysis concludes that the need for reorientation of the police force to establish partnerships with civil society. As an example, consider the positive experience of the reorientation of the police one of the US states.

Key words: the police; the public; civil society; democratic state.

Вопросы обеспечения общественного порядка имеют важное значение для любого государства по одной простой причине - если отсутствует правопорядок, то исчезает само государство как организация общества. Поэтому эти вопросы всегда были актуальными и им постоянно уделялось пристальное внимание со стороны ученых и практиков.

Проведенное (по официальным оценкам) и продолжающееся (по мнению большинства общественных экспертов) реформирование органов внутренних дел одной из задач имело установление тесного взаимодействия полиции с формирующимися в стране институтами гражданского общества и гражданами с целью обеспечения правопорядка.

Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. В этой связи МВД России проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества «путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и

граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции» [1].

Перечисленные задачи взяты из содержания ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О полиции». В связи с их существованием критериями эффективности деятельности органов внутренних дел становятся не только количественные характеристики, но и качественные. К последним профессор С. В. Егорышев относит «уровень удовлетворенности населения работой органов внутренних дел в целом, отдельных подразделений и сотрудников, меру доверия к ним, степень готовности граждан оказывать поддержку и содействие им в работе и некоторые другие» [2].

В конце прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян на предмет оценки деятельности сотрудников полиции, проведенного 12-13 октября 2013 г. Было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах 42 областей, краев и республик России. Результаты показали, что судить о работе сотрудников органов внутренних дел по личному опыту сегодня могут чуть более четверти россиян: о том, что им приходилось иметь дело со стражами порядка, сообщают 26 % опрошенных (в частности, у 11 % впечатления остались положительные, у 15 % - отрицательные). «Что касается мнения остальных респондентов, то здесь наблюдается баланс положительных и отрицательных оценок. В среднем, россияне оценивают работу полиции на три балла из пяти возможных (3,01 балла) [3].

Кроме того, результаты указывают на необходимость организации деятельности полицейских подразделений с ориентацией на общественность. Ориентация на общественность - это не только активные действия полицейских, но и участие граждан в охране общественного порядка и общественной безопасности. Правовую основу для этого составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации [4] и Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [5].

Сегодня законодательно определены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. Осталось создать организационную основу деятельности полиции с ориентацией на общественность. Наверняка в этом плане будет полезен опыт переориентации деятельности полиции Соединенных Штатов Америки.

Во всех странах наиболее реальную и значительную угрозу обществу создают нарушения установленных законом норм и правил поведения.

Демократическое государство призвано обеспечивать общественный порядок, предполагающий общественную безопасность, создавая благоприятные социально-политические условия для существования и развития своих граждан, а также деятельности всех государственных и частных предприятий, учреждений и организаций.

Мировой опыт правоохранительной деятельности показывает, что каждая страна в зависимости от совокупности социально-политических, экономических, территориальных, криминологических факторов, исторических, национальных и иных местных традиций создала свою систему охраны общественного порядка. Существующие между государствами различия предопределяются лишь степенью осознания обществом причин возникновения правонарушений как особого социального явления, а также качеством работы государства и общества по устранению негативных социальных проявлений.

В Соединенных Штатах Америки в сфере охраны общественного порядка значительными полномочиями обладают власти штатов. На основании Конституции США собственные полицейские формирования созданы во всех штатах. В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовного и административного законодательства полицейские формирования штатов выполняют общие полицейские задачи и несут ответственность за обеспечение общественной безопасности и поддержание правопорядка на территории всей федерации.

Главными задачами этих формирований являются:

- общая охрана общественного порядка и безопасности;

- защита жизни и имущества граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений;

- обнаружение и задержание лиц, совершивших преступления;

- обнаружение похищенного и утерянного имущества;

- регулирование и контроль дорожного движения;

- участие в организации гражданской обороны.

Таким образом, в задачи полиции входят охрана

общественного порядка в городе, других населенных пунктах и в транспортном секторе, обеспечение охраны собственности и самих граждан от преступных посягательств, обеспечение порядка при стихийных бедствиях, а также предупреждение и раскрытие преступлений, сохранение так называемого общественного (гражданского) спокойствия. Наиважнейшей задачей для полиции является защита жизни и имущества граждан, а первоочередной практической целью -предупреждение преступлений.

Задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности полиция в большей степени осуществляет мерами предупреждения и пресечения противоправных действий. Каковы же

основные направления этой деятельности в настоящее время, какие формы и методы использует она в своей деятельности? Рассмотрим эти вопросы на примере отдела полиции города Арройо Гранде, обслуживающего район с 70 тыс. населения, который находится в главном транспортном коридоре в центральной Калифорнии, приблизительно на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско [6, с. 1-21]. Полиция этого города, несмотря на ее малочисленность, представляет собой отряд профессионально подготовленных сотрудников. Отдел полиции города Арройо Гранде насчитывает 26 человек личного состава и 10 человек вспомогательного персонала, работающих на полную ставку, 8 резервистов, получающих суточные по мере их привлечения, и 5 человек вспомогательного персонала, работающих на полставки, а также 77 добровольцев-общественников. В 2000 г. этот коллектив имел дело с 17 702 зарегистрированными происшествиями. Стаж работы в правоохранительной области среди сотрудников отдела в среднем составлял 10,6 лет, а общий стаж работы - 14,3 года. Все вышесказанное позволяет считать этот отдел полиции высококвалифицированным подразделением с тесными связями с общественностью. До пересмотра принципов деятельности коллектив отдела был ориентирован на командный стиль руководства, предусматривающий реагирование на отдельные происшествия и их расследование. Однако тактика таких действий в профилактике преступлений не увенчалась успехом. Число лиц, совершающих посягательства на собственность и личность, особенно в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, из года в год увеличивалось. По оценкам специалистов, значительную часть таких преступлений можно было предупредить. С учетом этих обстоятельств в отделе полиции города была разработана новая программа управления, ориентированная на общественность, принят новый порядок координации деятельности по предупреждению преступлений и его программное обеспечение.

В процессе выполнения этой программы стало ясно, что переход от концепции команды и контроля, строгого соблюдения законов к надзору за охраной порядка с ориентацией на общественность невозможно осуществить моментально. Такой переход включает в себя множество серьезных изменений основных общепринятых концепций деятельности полицейского управления.

Первоначальные цели по надзору за охраной порядка с ориентацией на общественность включали следующие положения:

- поощрение поддержания безопасности района, где нет криминальной активности и/или страха возможных криминальных действий и где отсутствует губительное влияние, порождающее преступления;

- поощрение вовлечения граждан в партнерство с полицией для выявления и разрешения тех проблем и конфликтов, которые негативно влияют на качество жизни в регионе;

- улучшение связей между гражданами, полицией и местными правительственными учреждениями. При

этом полицейское агентство считает себя неотъемлемой частью региона;

- обеспечение безопасности населения, предоставление услуг, отвечающих нуждам и/или желаниям граждан региона;

- формирование партнерства с различными заинтересованными сторонами для обеспечения более высокого качества жизни проживающих, работающих и/или посещающих этот регион;

- стратегический характер организационных мероприятий, включающий участие и решение проблем до того, как они появятся в полной мере, а не традиционно командный характер, который строится на ответных действиях и на борьбе с отдельными происшествиями.

Стратегические задачи полиции по охране общественного порядка на территориях определяются, прежде всего, желанием каждого конкретного населенного пункта бороться с правонарушениями в целом, поэтому население участвует в определении приоритетов работы полиции. Полиция, кроме полномочий правового характера, наделяется полномочиями осуществлять надзор за охраной порядка в регионе. Общественность в законном порядке имеет обязанность участвовать в надзоре за охраной порядка на территории проживания.

Эффективность действий полиции определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан.

надзор за охраной порядка с ориентацией на общественность не требует дополнительного штата сотрудников, если полицейское агентство имеет достаточное количество сотрудников для выполнения своей повседневной работы. Однако благодаря более активному участию граждан в работе полиции и посредством устранения тех проблем, которые раньше требовали постоянных ответных действий от полиции, можно уменьшить необходимость в увеличении штата сотрудников в будущем.

Что касается финансовой поддержки, полицейское агентство получает ее от правительственных учреждений города, штата и различных институтов федерального уровня. Деятельность по охране порядка с ориентацией на общественность требует координации, коллективного участия и поддержки органов власти на всех уровнях.

В отделе полиции города Арройо Гранде были переделаны правила поведения сотрудников. В основу нормативных актов, которыми они руководствовались, были положены разработанные самими полицейскими принципы деятельности. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс профессионального поведения калифорнийских охранников порядка и Кодекс этики борцов за соблюдение законности. Была изменена система оценки эффективности деятельности, чтобы подчеркнуть важность решения проблемы охраны общественного порядка и межличностных связей; разработана новая программа проверки качества обслуживания населения, через которую отдел контролировал состояние взаимоотношений с общественностью и мнение общественности относительно эффективности

деятельности полицейских; учреждена обширная программа по совершенствованию трудовых ресурсов, включая программу повышения квалификации как в плане карьеры, так и в плане выполнения прямых должностных обязанностей.

В рамках стратегической программы управления отделом был создан консультативный совет общественности и разработаны многочисленные программы, ориентированные на общественность, такие как:

- программа взаимодействия полицейских и жителей микрорайона;

- программа привлечения добровольцев, помогающих полицейским, включая патрулирование граждан;

- молодежные программы, в которые входят:

• программа борьбы с наркотиками (работа полицейских совместно со школами);

• программа воспитания подростков (в партнерстве с объединенным районным отделом школьного образования города Лючия Мар);

• программа для родителей особо трудных детей;

• программа академии для подростков (совместно с местным отделом школьного образования);

• программа шефства над школой;

• курс уголовного права для учащихся средних школ, заинтересованных в правоохранительных профессиях;

- курс гражданской академии в партнерстве с объединенным районным отделом школьного образования для взрослых графства Лючия Мар, которое объединяет три муниципалитета и большую территорию, входящую в городскую черту;

- курс академии бизнеса в партнерстве с торговой палатой города Арройо Гранде;

- программа предотвращения преступности посредством охраны окружающей среды;

- ряд программ проблемно ориентированного полицейского надзора, пешеходного патрулирования, патрулирования на лошадях и на велосипедах.

Региональные власти, которые контролируют отдел полиции города Арройо Гранде, постоянно отмечают его достижения и позитивно стимулируют работу сотрудников. Отдел полиции получил награду за хорошее качество осуществления полицейского надзора с ориентацией на общественность. Но самое главное, была получена высокая оценка деятельности отдела полиции самой общественностью. Программа проверки общественностью деятельности отдела показывает, что 98,9 % граждан удовлетворены работой отдела. Начиная с момента внедрения программы управления отделом, ориентированной на общественность, его сотрудники смогли справиться с ростом рабочей нагрузки, включающей увеличение количества происшествий на 117,6 % и времени, использованного на их разборку, на 129,8 %, и одновременно снизить уровень преступности на 38,5 % ниже среднего по штату. Для подобных по размеру территорий за последние пять лет общий уровень преступности упал на 44,8 %, число дорожных происшествий внутри города снизилось на 19,5 %. В настоящее время отдел полиции раскрывает в среднем 63,9 % всех преступлений, из которых 91,5 % поступает на рассмотрение в районную прокуратуру.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 7. - Ст. 900.

2. Егорышев С. В. Социальный аудит органов внутренних дел: понятие и возможности / С. В. Егорышев // Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. - URL: http://www.eurasniipp.ru (дата обращения: 08.11.2013).

3. Полиция и общество: оценка, отношение, доверие. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid= 114595 (дата обращения: 08.11.2013).

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.

5. об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 14. - Ст. 1536.

6. Полицейский надзор с ориентацией на общественность, осуществленный в одном городе: учеб. проект. - Лос-Анджелес, 2002. - Кн. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.