Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальная деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации'

Уголовно-процессуальная деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1650
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RIGHTS / FREEDOMS / MAN / CITIZEN / CRIMINAL-PROCEDURAL ACTIVITY / POLICE / SECURITY MECHANISM / THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричек Е. В.

На основе оценки современного состояния уголовно-процессуальной деятельности полиции определены приоритетные направления совершенствования уголовно-правовой политики Российской Федерации, способствующие укреплению законности, правопорядка, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киричек Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criminal-procedural activity of the police in the organizational-legal mechanism of ensuring constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation

On the basis of the evaluation of the current status of the criminal-procedural activities of the police identified priority directions of perfection of the criminal legal policy of the Russian Federation, contributing to the strengthening of legality, law and order, ensure rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальная деятельность полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.В. КИРИЧЕК,

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: [email protected] Научный консультант: заместитель начальника Академии управления МВД России,

доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров

Аннотация. На основе оценки современного состояния уголовно-процессуальной деятельности полиции определены приоритетные направления совершенствования уголовно-правовой политики Российской Федерации, способствующие укреплению законности, правопорядка, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: права, свободы, человек, гражданин, уголовно-процессуальная деятельность, полиция, механизм обеспечения, Российская Федерация.

THE CRIMINAL-PROCEDURAL ACTIVITY OF THE POLICE IN THE ORGANIZATIONAL-LEGAL MECHANISM OF ENSURING CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION

E.V. KIRICHEK,

doctoral candidate of chair of state and legal disciplines of Academy of management of the Ministry of Internal Afairs of Russia, candidate of jurisprudence, associate professor

Annotation. On the basis of the evaluation of the current status of the criminal-procedural activities of the police identified priority directions of perfection of the criminal legal policy of the Russian Federation, contributing to the strengthening of legality, law and order, ensure rights and freedoms of man and citizen.

Keywords: rights, freedoms, man, citizen, criminal-procedural activity, police, security mechanism, the Russian Federation.

Уголовно-процессуальная деятельность занимает важное место в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это положение подтверждают также статистические данные. Так, в январе — декабре 2012 г. раскрыто 1252,8 тыс. преступлений (-4,5%), в том числе

615.2 тыс. — следствие по которым обязательно (-5,5%) и 637,5 тыс. — следствие по которым необязательно (-3,6%). Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 957,8 тыс. преступлений (-7,3%), что составляет 76,5% всего массива предварительно расследованных преступлений сотрудниками следственных органов Следственного комитета РФ —

146.3 тыс. преступлений (+16,2%), что составляет 11,7% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля

соответственно 49,1 тыс. (-5,1%), службы судебных приставов — 66,4 тыс. (+3,5%)1.

Уголовно-процессуальная деятельность полиции подразумевает осуществление предварительного расследования в двух формах — предварительного следствия и дознания. Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковы и отличаются лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью (ст. 150, 151 УПК РФ2).

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2012 г. Официальный сайт МВД России. URL:http://mvd.ru/presscenter/statistics/re-роГа/кет/804701.

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921; 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7637.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Характерная особенность этого вида деятельности в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и в дальнейшем становится неотъемлемым этапом судебного разбирательства. Сама суть расследования состоит в том, что оно обусловлено необходимостью собирания для суда доказательств, которые невозможно получить в ходе судебного разбирательства. И следствие, и дознание, и суд выполняют одну задачу — объективное исследование обстоятельств дела, но каждый по-своему и с неодинаковыми последствиями.

Наибольший объем уголовно-процессуальной деятельности возлагается на дознание, которое производится дознавателями органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Самым универсальным органом дознания является полиция.

Уголовно-процессуальная деятельность преследует две цели: во-первых, — это раскрытие преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности (т.е. создание предпосылок для осуществления правосудия), во-вторых, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

В связи с этим, основными задачами предварительного следствия являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого; обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению. Соответственно основными задачами дознания являются: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; дознание; оказание помощи следователю в проведении отдельных следственных действий; производство следственных и розыскных действий по поручению и указанию следователя.

Решение этих задач возможно только путем строгого соблюдения нормативных правовых актов в деятельности самих органов, осуществляющих предва-

рительное расследование посредством обеспечения прав и свобод всех участвующих в деле лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению преступления, изобличения виновных, охраны и защиты невиновных лиц и т.д.

Более того, повышение эффективности расследования преступлений можно ожидать лишь при условии включения в процесс предварительного следствия и дознания комплекса мер по их должному организационному обеспечению на основе научного управления органами предварительного расследования3. Соглашаясь с этим, многие авторы причины отрицательных явлений в деятельности полиции по борьбе с преступностью связывают с недостатками в работе различных подразделений и служб, имеющих отношение к раскрытию и расследованию преступлений (следственных, оперативно-розыскных и др.)4. Представляется, что именно совершенствование деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по расследованию преступлений должно обеспечить достижение объективной истины по делу, принятие правильного решения, комплексное использование сил и средств, умелую тактику действий сотрудников различных подразделений и служб.

Следует также отметить, что уже само предварительное следствие или дознание, проведенные своевременно и на должном профессиональном уровне, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, способствуют укреплению законности, правопорядка, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях особое значение приобретает проблема обеспечения прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса.

Потерпевший, а также обвиняемый — это главные субъекты заботы об обеспечении их прав и свобод в уголовном процессе, поскольку основной вопрос уголовного дела — об уголовной ответственности в связи с совершением преступления5.

Национальная безопасность современной России включает в себя, среди множества аспектов, за-

3 Кулагин Н.И. Управление следственными аппаратами органов внутренних дел (Функционально-структурный анализ): дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1990. С. 3—7.

4 Величкин С.А. Организация расследования преступлений. Л., 1985.

5 Мотовиловкер Я. О. Основной вопрос уголовного дела и его компоненты. Воронеж, 1984. С. 4.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

дачи обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также представителей судебной инфраструктуры, правоохранительных и контролирующих органов.

В 2012 г. увеличилось в 1,5 раза число защищаемых лиц и составило почти 4 тыс. человек. Более чем на треть (с 1315 до 1761) увеличилось количество мер безопасности, примененных в рамках реализации положений Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6. Число защищаемых лиц возросло почти на четверть (с 929 до 1137). Положительной динамикой характеризуются результаты и по исполнению требований Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 г.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»7. Количество мер государственной защиты возросло более чем на четверть (с 4418 до 5607), которые применялись в отношении 2860 лиц, имевших различный процессуальный статус. В ходе обеспечения мер безопасности выявлено 361 преступление, связанное с угрозами защищаемым лицам8.

Это говорит о росте доверия граждан к правоохранительным органам в целом, и институту государственной защиты в частности. Наиболее востребованными остаются такие меры безопасности как «личная охрана», «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице» и «временное помещение в безопасное место».

Вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в ст. 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»9, разрешающий осужденным самостоятельно ходатайствовать о смягчении наказания. Федеральный закон наделяет осужденного, а также его адвоката правом обращаться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. За администрацией учреждения также сохраняется право вносить в суд представление о смягчении наказания.

На практике данный вопрос суд рассматривал ранее только по представлению учреждения (органа), исполняющего наказание. Такой подход про-

тиворечил позиции Конституционного Суда РФ (см.: определения от 18 ноября 2004 г. № 363-О10 и от 20 октября 2005 г. № 388-О11), который указал, что УИК РФ и УПК РФ не препятствуют осужденному обращаться в суд с такой просьбой. Более того, предполагается обязанность суда рассмотреть ее по существу. Это вытекает из конституционного права каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания.

Сегодня уже известно, грядет масштабная реформа следствия (объединение следствия в единый орган), в ходе которой планируется передать эти функции от МВД России (и ряда других правоохранительных органов) в Следственный комитет России. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия» уже подготовлен.

В Следственный комитет России планируется передача 438 составов преступлений, что составит более двух миллионов уголовных дел в год. Следователи будут заниматься расследованием дел средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Более того, следователи получат больше полномочий при возбуждении дел в отношении судей, прокуроров, депутатов, сотрудников ФСБ, СК, службы внешней разведки, ФСО, МВД, ФСИН, ФСКН и т.д.

После реформы в МВД России останется только орган дознания. Полицейские дознаватели будут расследовать преступления небольшой тяжести. Сейчас, по данным МВД России, у каждого дознавателя в производстве находится 57 уголовных дел. А после создания новой структуры штат сотрудни-

6 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7594.

7 СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7030.

8 Итоги работы УОГЗ МВД России за 2012 г. Официальный сайт МВД России. URL:http://mvd.ru/mvd/structure/unit/pro-tection/Publikacii_i_vistuplenija/item/814243.

9 СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6753.

10 По жалобе гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 2 и 5 ч. 1 ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 363-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.

11 По жалобе гражданина Елисеева Алексея Юрьевича на нарушение его конституционных прав п. 2 и 5 ч. 1 ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. № 388-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 2.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ков будет увеличен в три раза, как и нагрузка, поскольку в дознание будет передано дополнительно 288 составов преступлений12.

«Мы смотрим на эту проблему с оптимизмом», — заверил заместитель Министра внутренних дел России С.А. Герасимов13.

Создание в стране единого следственного комитета при наделении его соответствующими полномочиями позитивно скажется на деятельности правоохранительных органов в сфере расследования преступлений, — отметил он14.

Также, сегодня в Государственную Думу направлен законопроект об упрощении порядка расследования малозначительных дел. Это возвращение к так называемой протокольной форме. Нет смысла проводить полноценное расследование и документировать большое количество следственно-оперативных мероприятий, «если человек украл, например, велосипед из подъезда», — заметил Министр внутренних дел В.А. Колокольцев. Есть возможность и необходимость заимствовать опыт европейских государств, где есть четкое понимание: если само расследование стоит дороже, чем нанесенный ущерб, то такое расследование проводить не-целес ообразно15.

Это говорит о том, что в борьбе с преступностью необходима не унифицированная сложная процессуальная форма производства по всем уголовным делам до их судебного разбирательства, а рациональное сочетание традиционной процессуальной формы предварительного расследования по сложным делам с более упрощенной, простой процессуальной формой по остальным делам. При этом упрощение процессуальной формы предварительного расследования должно происходить не за счет законности, а в ее интересах.

Таким образом, в настоящее время представляются приоритетными следующие основные на-

правления совершенствования уголовно-правовой политики Российской Федерации:

♦ разработка изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации с учетом международных принципов и стандартов, а также принятых Российской Федерацией обязательств, адекватных криминогенной ситуации в России, в том числе — совершенствование системы мер государственного принуждения;

♦ формирование правосознания граждан на основе сочувствия к жертве преступления и солидарности с государственными органами в пресечении и расследовании преступлений;

♦ создание системы профилактики, носящей конкретный, адресный характер;

♦ развитие правосудия в Российской Федерации согласно международным стандартам для утверждения его восстановительного характера, обеспечивающего потерпевшим от преступлений всестороннюю защиту, компенсацию причиненного ущерба, реабилитацию и иную возможную помощь;

♦ искоренение практики направления обращений, заявлений, жалоб для разрешения вопросов по существу в тот орган или тому должностному лицу, решения или действия (бездействия) которых оспариваются;

♦ создание системы эффективной государственной защиты детей от насилия и преступных посягательств.

12 Карачева Е. Следственному комитету расширят полномочия по возбуждению дел против VIP-персон. Законопроект о передаче следствия из ФСКН и МВД в СК предполагает новые изменения законодательства в части борьбы с коррупцией и возможности для заключения сделок со следствием // Известия. 2012, 10 сент.; Карачева Е. Орган никак не вырастет. Слияние следователей из разных структур отложили еще на год // Московский комсомолец. 2012, 22 нояб.

13 В МВД поддержали идею создания единого СК // Взгляд. 2012,5 дек.

14 Там же.

15 Глава МВД России Владимир Колокольцев о реорганизации органов внутренних дел. Официальный сайт МВД России. URL:http://www.mvd.ru/presscenter/inteгview/show_115907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.