УДК 371
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зам. директора Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы актуализации проблемы системы непрерывного воспитания в социальной сфере. Автором проанализированы основные теоретические обоснования непрерывного воспитания и методологические конструкты образовательного пространства, обусловлены научные подходы по данной проблематике, а также основное содержание трактовки понятия «непрерывное воспитание», свидетельствующее о спектральности, разнообразии этого феномена, неоднозначности подходов к определению его содержательных элементов и сущностных компонентов.
Ключевые слова: система непрерывного воспитания; социальная сфера; гуманизация личности.
В современных условиях модернизации и гуманизации общества одной из приоритетных задач социального воспитания выступает обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес широких слоев населения к социальному воспитанию как ценности. Впервые в истории российского воспитания предметом обсуждения стали не только внутрисистемные образовательные методики, но и социально-ориентированные технологии реформирования общества средствами образования.
Одним из приоритетных показателей социально-экономического и социально-
политического роста общества выступает уровень развития социальной сферы как важнейший компонент качества жизнедеятельности человека. Развитие культуры, образования и других социальных сфер способствует не только переходу индивида на более высокий уровень развития, но и приобретает черты одного из основополагающих принципов становления гуманистической личности.
В основе развитого общества всегда лежит определенная концепция человека, его социального мира, образа жизни, связывающая воедино социокультурные ценности. Сегодня социальное воспитание перестает быть только внешне организованным процессом. Динамизм социума, усиление роли личности в нем, гуманизация и демократизация отношений позволяет воспитательной среде орга-
нично вписаться в систему социальной инфраструктуры общества, чему способствует система непрерывного образования. В контексте нашего исследования социальное воспитание мы рассматриваем тождественно с социальным образованием.
Основная идея непрерывного образования заключается в том, что на протяжении всей жизнедеятельности личность, как субъект деятельности и общения, имеет возможность творчески обновляться, развиваться и совершенствоваться, используя весь социально-культурный образовательный потенциал общества. Целью непрерывного образования выступает развитие личности, а само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, способствующий удовлетворению познавательных и духовных потребностей и запросов, раскрытию и развитию задатков, способностей, призвания и потенциала [1].
Непрерывность рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, в основе которого лежат интересы общества и улучшение качества жизни людей. Информатизация общественной жизни и формирование новых экономических механизмов, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможность практической реализации идей и концепций становления новой социально-образовательной системы.
Анализ современной российской социокультурной ситуации, характеризующейся
межкультурным разломом, позволяет по-новому осмыслить социальные задачи современного образования, в связи с чем возникает необходимость разработки новой концепции непрерывного социального воспитания и принятия конкретных практических мер, направленных на обновление образовательной функции социальной деятельности [2].
В связи с этим первоочередными задачами реформирования непрерывного социального образования государство определяет следующие: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного социального образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального социального образования; формирование в системе социального образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма социальных педагогов, усиление государственной и общественной поддержки; развитие социального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами социальной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения и пр. [3].
При этом необходимо отметить и то, что социально-экономическая модернизация
России также сопровождается поиском новых механизмов взаимодействия науки, производства и культуры с социальным образованием, способным стать базисом для такой интеграции.
В связи с таким подходом в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики выступает диверсификация системы непрерывного социального образования, которая призвана обеспечить формирование эффективного рынка социальных услуг в соответствии с социальными потребностями личности, а также предоставление институциональной возможности каждой личности формировать индивидуальную социальную образовательную траекторию и получать ту подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессио-
нального, карьерного и личностного роста
[4].
Диверсификация системы непрерывного социального образования представляет собой одно из социально-образовательных явлений, характеризующих современный период развития социума, связанный с поиском путей выхода общества из кризиса, с формированием новой социально-образовательной парадигмы, ориентированной не на производство, а на гуманизацию личности.
Обоснованность реформирования данной системы исходит из сложившихся противоречий. С одной стороны, прослеживаются активно протекающие процессы модернизации системы непрерывного социального образования, позволяющие индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал; с другой стороны, данная система функционирует в условиях нарушения преемственности, отсутствия единой методологической основы, сопряженных дидактических моделей и практико-ориен-тированных социальных технологий.
Формирование диверсификационной системы непрерывного социального образования происходит на основе отправных положений. Среди них можно выделить общие, которые могут относиться к любой другой воспитательной системе. По мнению Л. Новикова, идеи развития образования представляют собой гуманизацию, демократизацию (основание классификации - субъекты, на которые направлены цели профессионального образования), личность (гуманизация), общество (демократизация), а также диффе-ренцированность и гибкость (условие классификаций - содержание образования) и единство всех элементов системы [1].
Основными элементами диверсификаци-онной системы непрерывного социального образования выступают цели и содержание образования, его методы, виды, организационные формы, содержательно-структурные связи образовательных уровней и их взаимодействие, реализующиеся посредством социальной деятельности. Диверсификация системы непрерывного социального образования позволяет последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся закономерности непрерывного воспитательного процесса и условия его ор-
ганизации на основе специфических технологий социальной деятельности. Данный подход позволяет рассматривать социальное образование в качестве инструментальной (инструмент для достижения профессиональной компетенции) и терминальной (стремление личности к удовлетворению потребностей в познании мира) ценностей в непрерывном процессе целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на формирование социально-образованной личности, а диверсификацию системы непрерывного социального образования как расширение суммативной, иерархической системы непрерывного образования, связанное с формированием новой парадигмы образовательной функции, обеспечивающей конкурентное преимущество гуманистической, способной к адекватному ответу личности на духовные запросы общества и профессиональные потребности социума [1, 3-4].
Совокупность процессов и отношений, необходимых для реформирования системы непрерывного социального воспитания обусловливает выявление закономерностей и комплекса механизмов диверсификации данного процесса, к которым мы относим социально-педагогические, социально-культурные и акмеологические.
Социально-педагогические механизмы базируются на основе системного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, за счет целенаправленного педагогического воздействия и включают в себя: целевое уровневое проектирование воспитательной деятельности в социальной сфере; преемственность и поэтапность содержания образования; интеграция образовательной, воспитательной научной и практической деятельности; непрерывность и системность в социальном воспитании с использованием современных инновационных технологий; профессиональная компетентность педагогических кадров; создание системы мониторинга и статистики; расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области социального образования и подготовки кадров [3].
Социально-культурные механизмы определяются содержанием деятельности по отношению к личности и предполагают: сохранение социально-культурных целостностей и общегражданской идентичности рос-
сийского общества; создание в образовательных учреждениях уровневой системы, обеспечивающей высокое качество социального образования, сформированность общенациональной системы оценки качества социального воспитания; доступность образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности, создание социальной адресной поддержки обучающимся с расширением доступности дополнительного образования; реализацию социального потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации; формирование эффективной инвестиционной и социально-правовой политики [3].
Акмеологические механизмы обеспечивают сознательно-мотивированную и активную включенность личности в различные виды социальной деятельности с целью профессионального самоутверждения и направлены на целостное мировосприятие, формирование системного и гибкого мышления, самоактуализацию способностей к интеллектуальной и социально-культурной рефлексии, активизацию субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социального воспитания, инновационно-вариативное обновление содержания воспитания посредством внедрения современных арт-технологий [3].
Таким образом, представленный комплекс диверсификационных механизмов позволяет трансформировать содержание инварианта первой цели системы непрерывного воспитания - формирование социальной компетенции личности, - в конечную цель -сформированность гуманистической личности. При данном переходе стимулируется активная и заинтересованная позиция личности в персональном самоопределении и осознанная направленность на формирование своей субъектной роли.
Реализация приоритетных направлений диверсификации системы непрерывного социального образования в России на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социаль-
но-экономического развития страны. Потенциал непрерывного социального воспитания должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и социальной культурой.
Таким образом, процесс диверсификации системы непрерывного социального воспитания может иметь положительную динамику, если:
- содержательно-технологический компонент диверсификации социально-образовательных услуг обеспечивает целевую и содержательную преемственность всех этапов обучения;
- организация процесса диверсификации реализуется в соответствии с образовательной функцией социальной деятельности;
- научное, учебно-методическое обеспечение современной образовательной среды
осуществляется на основе использования организационных форм, методов, средств и технологии социальной деятельности;
- сформирована единая система мониторинга качества социально-образовательных услуг;
- обеспечена личностно-деятельностная направленность образовательного процесса в социальной сфере, его глубина и интенсивность;
- задействованы все ресурсные потен-
циалы университетского комплекса и функционируют вариативные службы (научноисследовательские, научно-методические,
диагностико-мониторинговые, адаптационные и др.) сопровождения становления и развития личности.
1. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.
2. Влацен Л. Обеспечение качества образования: проблемы и способы их решения. М., 1993.
3. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.
4. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.
Поступила в редакцию 19.11.2011 г.
UDC 371
ON QUESTION ABOUT SYSTEM OF CONTINUOUS SOCIAL AND CULTURAL EDUCATION Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Socio-cultural Activity Department, Vice Director for Social and Educational Technologies Academy, e-mail: [email protected]
The article considers the questions of actualization of a problem of system of continuous education in welfare sphere. The author analyses the basic theoretical substantiations of continuous education and methodological educational space, scientific approaches on the given problematic are caused, the author marks that the analysis of the basic content of treatment of continuous education, testifies about spectral property, a variety of this phenomenon, ambiguity of approaches to definition of its substantial elements and intrinsic components.
Key words: system of continuous education; social and cultural sphere; humanization of personality.
6QQ