Научная статья на тему 'Диверсификация системы непрерывного образования как фактор модернизации российской социально-экономической системы'

Диверсификация системы непрерывного образования как фактор модернизации российской социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION / DIVERSIFICATION / HUMANISATION OF PERSONALITY / MECHANISMS OF A DIVERSIFICATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна

Рассмотрены вопросы актуализации проблемы системы непрерывного образования в современных условиях. Проанализированы основные теоретические обоснования непрерывного образования и методологические конструкты образовательного пространства. Подчеркивается, что одним из приоритетных показателей любой страны, социально-экономического и социально-политического роста общества выступает уровень развития образовательной сферы как важнейшего компонента качества жизнедеятельности человека. Раскрываются первоочередные задачи реформирования непрерывного образования, выявляются научные подходы по данной проблематике, а также основные содержания трактовки понятия «непрерывное образование», свидетельствующие о спектральности, разнообразии этого феномена, неоднозначности подходов к определению его содержательных элементов и сущностных компонентов. Подчеркивается, что целью непрерывного образования выступает развитие личности, а само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, способствующий удовлетворению познавательных и духовных потребностей и запросов; раскрытию и развитию задатков, способностей, призвания и потенциала. Рассмотрены уровни реформирования непрерывного образования (содержательный, дидактический, структурный, управленческий, юридический, экономический), а также определены механизмы данного процесса. Доказывается, что процесс диверсификации системы непрерывного образования может иметь положительную динамику при определенных условиях, реализация которых позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC DIVERSIFICATION OF CONTINUING EDUCATION AS MODERNIZATION FACTOR IN RUSSIAN SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM

The questions of an actualization in the system of steady education in modern conditions were covered. General theoretical reasons of steady education and methodological elements within the scope of educational process are analyzed. An accent is made on one of the most major development sign of the country, economics and politics is a level of education as the main component in well-being of the person. The main goals of a reformation in steady education, present scientific approaches in this issue and also the main point of the term “steady education”, which shows the spectrality and the diversity of this phenomenon, are shown. There is also a range of approaches that shows different meanings and components. The main goal to achieve is a development of a personality, when the steady development is considered as a mechanism to enlarge the psychological opportunities that can be a complex of methods and processes for self-realization and satisfaction of cognitive and spiritual needs; development of abilities, skills and a potential. The levels of reformation in a steady education are analyzed. They are contextual, didactical, structural, administrative, juristic and economical. Also the mechanisms of that process are covered in this work. It is proved that a process of systemic diversification of a steady education can have positive dynamic with some requirements. Realization of those requirements may create conditions where a qualitative education will have an impact on the well-being of people, will keep social stability and will be a guarantee of the social-cultural development of the country.

Текст научной работы на тему «Диверсификация системы непрерывного образования как фактор модернизации российской социально-экономической системы»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37:061.2/.4

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства, зав. отделением допрофессионального образования института педагогики и психологии, e-mail: mangerins@mail.ru

Рассмотрены вопросы актуализации проблемы системы непрерывного образования в современных условиях. Проанализированы основные теоретические обоснования непрерывного образования и методологические конструкты образовательного пространства. Подчеркивается, что одним из приоритетных показателей любой страны, социально-экономического и социально-политического роста общества выступает уровень развития образовательной сферы как важнейшего компонента качества жизнедеятельности человека. Раскрываются первоочередные задачи реформирования непрерывного образования, выявляются научные подходы по данной проблематике, а также основные содержания трактовки понятия «непрерывное образование», свидетельствующие о спектральности, разнообразии этого феномена, неоднозначности подходов к определению его содержательных элементов и сущностных компонентов. Подчеркивается, что целью непрерывного образования выступает развитие личности, а само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, способствующий удовлетворению познавательных и духовных потребностей и запросов; раскрытию и развитию задатков, способностей, призвания и потенциала. Рассмотрены уровни реформирования непрерывного образования (содержательный, дидактический, структурный, управленческий, юридический, экономический), а также определены механизмы данного процесса. Доказывается, что процесс диверсификации системы непрерывного образования может иметь положительную динамику при определенных условиях, реализация которых позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: система непрерывного образования; диверсификация; гуманизация личности; механизмы диверсификации; модернизация.

Одним из приоритетных показателей любой страны, социально-экономического и социально-политического роста общества выступает уровень развития образовательной сферы как важнейшего компонента качества жизнедеятельности человека. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Развитие культуры, образования и других социальных

сфер способствует не только переходу индивида на более высокий уровень развития, но и приобретает черты одного из основополагающих принципов становления гуманистической личности.

В основе развитого общества всегда лежит определенная концепция человека, его социального мира, образа жизни, связывающая воедино социокультурные ценности. Сегодня образование перестает быть только внешне организованным процессом. Динамизм социума, усиление роли личности в

нем, гуманизация и демократизация отношений позволяют воспитательной среде органично вписаться в систему социальной инфраструктуры общества, чему способствует система непрерывного образования. В контексте нашего исследования социальное воспитание мы рассматриваем тождественно с социальным образованием.

В современных условиях модернизации и гуманизации общества одной из приоритетных задач образования выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес широких слоев населения к образованию как ценности. Впервые в истории российского образования предметом обсуждения стали не только внутрисистемные образовательные методики, но и социально-ориентированные технологии реформирования общества средствами образования.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. В настоящее время создана достаточно обширная нормативно-правовая база, развивающая основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе «Об образовании в РФ», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и пр. Данные концепции взаимосвязаны с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяют приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящие годы.

На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики выступает реформирование системы непрерывного образования, которое призвано обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда и предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требу-

ется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [1; 2].

Первоочередными задачами реформирования образования государство определяет следующие: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения [3].

Эффективность решения данных задач зависит от постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций. При этом необходимо отметить и то, что социально-экономическая модернизация России также сопровождается поиском новых механизмов взаимодействия науки, производства и культуры с образованием, способным стать базисом для такой интеграции.

Основная идея непрерывного образования заключается в том, что на протяжении всей жизнедеятельности личность как субъект деятельности и общения имеет возможность творчески обновляться, развиваться и совершенствоваться, используя весь социально-культурный образовательный потенциал общества. Целью непрерывного образования выступает развитие личности, а само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, способствующий удовлетворению познавательных и духовных потребностей и запросов, раскрытию и разви-

тию задатков, способностей, призвания и потенциала [3].

Анализ современной российской социокультурной ситуации, характеризующейся межкультурным разломом, позволяет по-новому осмыслить социальные задачи современного образования, в связи с чем возникает необходимость разработки новой концепции непрерывного образования и принятия конкретных практических мер, направленных на обновление образовательной функции социальной деятельности [4].

Непрерывность рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, в основе которого лежат интересы общества и улучшение качества жизни людей. Информатизация общественной жизни и формирование новых экономических механизмов, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможность практической реализации идей и концепций становления новой социально-образовательной системы.

Непрерывное образование как часть всей образовательной системы представляет собой сложный и недостаточно изученный процесс. В настоящее время идет поиск приоритетной модели в пределах четырех основных тенденций:

«первая - сохранение структурных качеств советской государственной системы, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин;

вторая - «экономический подход», или «рыночный тип образовательной системы»; третья - культурологическая; четвертая - культуротворческая, ставящая на первое место гуманистический аспект образования в процессе становления культурного самосознания» [5].

При этом модернизация непрерывного образования предполагает и шесть уровней его реформировании - содержательный, дидактический, структурный, управленческий, юридический, экономический [3].

Содержательный уровень. Сегодня все более настойчиво проявляется несоответствие главного компонента образования - его содержания современному этапу развития общества. Это вызывает необходимость преодоления ряда негативных тенденций, а именно ограничения содержания образования, которое обусловлено традиционной ориентацией на однородную (гомогенную)

культуру, недостаточности научно-методического обеспечения и генерализации предшествующего творческого опыта и т. д.

Дидактический уровень. Современному образованию свойственна императивность (требование) как дидактический принцип, берущий свое начало в т. н. «производственном» способе организации образования, согласно которому учебное заведение рассматривается в качестве составной части «индустрии» эпохи тотального планирования. Бесперспективность такого подхода очевидна, поскольку императивность нивелирует главное условие становления гуманистической личности. Прямым следствием этого является снижение творческого уровня образования, перевод его на внеличностную основу. Необходим переход к принципу развития личности на основе творчества как метода образования и воспитания, личностно-дея-тельностного подхода, вариативности социокультурных программ. Решение этих непростых задач требует принципиально нового подхода к формированию источников творческой активности личности, к развитию его мотивационной сферы.

Структурный уровень. Гуманизация образования неизбежно ведет к его диверсификации - разнообразию типов, объемов, структур и форм образования. Главное отличие государственной системы образования в ее структурной целостности. Особая проблема реформы - введение многоуровневой системы непрерывного образования в социально-культурной сфере.

Управленческий уровень. Одной из задач реформирования образования является определение границ компетенции органов государственного управления образовательными и социокультурными учреждениями. Их функции осуществляются главным образом через систему государственной аттестации специалистов и аккредитации учебных заведений на основе стандартов образования. Задача управленческого уровня заключается в переводе недиверсифицированных образовательных учреждений в разряд диверсифика-ционных.

Юридический уровень. Правовую основу реформы образования составляют законы о культуре и образовании. Вместе с тем необходимо упорядочить нормативную и законодательную базу образования с целью созда-

ния правовой основы функционирования образовательных и социокультурных учреждений как саморазвивающейся и самоуправляемой системы.

Экономический уровень. Реальное улучшение финансирования образования возможно не только путем абсолютного увеличения финансовых средств, выделяемых из госбюджета, но и путем их перераспределения, внедрения инновационной политики, формирования конкурентоспособной предпринимательской среды.

Обоснованность реформирования данной системы исходит из сложившихся социально-культурных противоречий. С одной стороны, прослеживаются активно протекающие процессы модернизации системы непрерывного образования, позволяющие индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал, с другой стороны, данная система функционирует в условиях нарушения преемственности, отсутствия единой методологической основы, сопряженных дидактических моделей и практико-ориентированных технологий.

При этом необходимо отметить и то, что социально-экономическая модернизация России также сопровождается поиском новых механизмов взаимодействия науки, производства и культуры с социальным образованием, способным стать базисом для такой интеграции.

Диверсификация системы непрерывного образования представляет собой одно из социально-образовательных явлений, характеризующих современный период развития социума, связанный с поиском путей выхода общества из кризиса, формированием новой социально-образовательной парадигмы, ориентированной не на производство, а на гуманизацию личности.

Формирование диверсификационной системы непрерывного образования происходит на основе отправных положений. Среди них можно выделить общие, которые могут относиться к любой другой воспитательной системе. По мнению Л. Новикова, идеи развития образования представляют собой гуманизацию, демократизацию (основание классификации - субъекты, на которые направлены цели профессионального образования); личность (гуманизация), общество (де-

мократизация), а также дифференцирован-ность и гибкость (условие классификаций -содержание образования) и единство всех элементов системы [1].

Основными элементами диверсификаци-онной системы непрерывного образования выступают цели и содержание образования, его методы, виды, организационные формы, содержательно-структурные связи образовательных уровней и их взаимодействие, реализующиеся посредством социальной деятельности.

Диверсификация системы непрерывного образования позволяет последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся закономерности непрерывного образовательного процесса и условий его организации на основе специфических задач, методов, форм и видов социально-культурной деятельности и выступает как инструментальная (инструмент для достижения профессиональной компетенции) и терминальная (стремление личности к удовлетворению потребности в познании мира) ценность в непрерывном процессе целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на формирование гуманистической личности [1; 6].

Данный подход позволяет нам рассматривать диверсификацию как расширение суммативной, иерархической системы непрерывного образования, связанное с формированием новой парадигмы образовательной функции, обеспечивающей конкурентное преимущество профессиональной, способной к адекватному ответу личности на духовные запросы общества и профессиональные потребности социума [3].

Процесс диверсификации системы непрерывного образования, по нашему мнению, может иметь положительную динамику, если содержательно-технологический компонент диверсификации образовательных услуг обеспечивает целевую и содержательную преемственность всех этапов обучения; организация процесса диверсификации реализуется в соответствии с образовательной функцией; научное, учебно-методическое обеспечение современной образовательной среды осуществляется на основе использования инновационных организационных форм, методов, средств и технологии; сформирована единая система мониторинга качества

профессиональных услуг; обеспечена лично-стно-деятельностная направленность образовательного процесса, его глубина и интенсивность; задействованы все ресурсные потенциалы университетского комплекса и функционируют вариативные службы (научно-исследовательские, научно-методические, диагностико-мониторинговые, адаптационные и др.) сопровождения становления и развития личности [1; 3; 6].

Совокупность процессов и отношений, необходимых для реформирования системы непрерывного образования, обусловливает выявление закономерностей и комплекса механизмов диверсификации данного процесса, к которым мы относим социально-педагогические, социально-культурные и акмеологи-ческие.

Социально-педагогические механизмы базируются на основе системного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса за счет целенаправленного педагогического воздействия. К ним относятся целевое уровневое проектирование образовательной деятельности; преемственность и поэтапность содержания образования; интеграция образовательной, научной и практической деятельности; непрерывность и системность в образовании с использованием современных инновационных технологий; профессиональная компетентность педагогических кадров; создание системы мониторинга и статистики; расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров [3].

Социально-культурные механизмы определяются содержанием деятельности по отношению к личности и включают в себя сохранение социально-культурной целостности и общегражданской идентичности российского общества; создание в образовательных учреждениях уровневой системы, обеспечивающей высокое качество профессионального образования, сформированность общенациональной системы оценки качества образования; доступность образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности, создание социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования; реализацию творческого потенциала личности для ее са-

моопределения, саморазвития и самоактуализации; создание условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм; формирование эффективной инвестиционной политики [3].

Акмеологические механизмы обеспечивают сознательно-мотивированную и активную включенность личности в различные виды образовательной деятельности с целью профессионального самоутверждения. Они направлены на целостное мировосприятие, формирование системного и гибкого мышления, самоактуализацию профессиональных способностей к интеллектуальной и культурной рефлексии, активизацию субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов профессионального образования, инновационно-вариативное обновление содержания образования посредством внедрения современных арт-технологий [2].

Таким образом, представленный комплекс диверсификационных механизмов позволяет трансформировать содержание инварианта первой цели системы непрерывного образования - формирование профессиональной компетенции личности - в конечную цель - сформированность гуманистической личности. При данном переходе стимулируется активная и заинтересованная позиция личности в персональном самоопределении и осознанная направленность на формирование своей субъектной роли.

Реализация приоритетных направлений диверсификации системы непрерывного образования в России на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального нера-

венства. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества -общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

1. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 2004.

2. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 2006.

3. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.

4. Влацен Л. Обеспечение качества образования: проблемы и способы их решения. М., 2005.

5. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. № 2. С. 3-8.

6. Татур Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. М., 2005.

1. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii. M., 2004.

2. Uemov A.I. Logicheskie osnovy metoda modelirovaniya. M., 2006.

3. Manger T.E. Diversifikatsiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy sfere: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. Tambov, 2007.

4. Vlatsen L. Obespechenie kachestva obrazovaniya: problemy i sposoby ikh resheniya. M., 2005.

5. Valitskaya A.P. Sovremennye strategii obrazovaniya: varianty vybora // Pedagogika. 1997. № 2. S. 3-8.

6. Tatur Yu.G. Diversifikatsiya vysshego obrazovaniya v Rossii. M., 2005.

Поступила в редакцию 29.09.2014 г.

UDC 37:061.2/.4

SYSTEMIC DIVERSIFICATION OF CONTINUING EDUCATION AS MODERNIZATION FACTOR IN RUSSIAN SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM

Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of Social and Cultural Communication and Acting Skills Department, Head of Pre-professional Education Department of Institute of Pedagogy and Psychology, e-mail: mangerins@mail.ru

The questions of an actualization in the system of steady education in modern conditions were covered. General theoretical reasons of steady education and methodological elements within the scope of educational process are analyzed. An accent is made on one of the most major development sign of the country, economics and politics is a level of education as the main component in well-being of the person. The main goals of a reformation in steady education, present scientific approaches in this issue and also the main point of the term "steady education", which shows the speciality and the diversity of this phenomenon, are shown. There is also a range of approaches that shows different meanings and components. The main goal to achieve is a development of a personality, when the steady development is considered as a mechanism to enlarge the psychological opportunities that can be a complex of methods and processes for self-realization and satisfaction of cognitive and spiritual needs; development of abilities, skills and a potential. The levels of reformation in a steady education are analyzed. They are contextual, didactical, structural, administrative, juristic and economical. Also the mechanisms of that process are covered in this work. It is proved that a process of systemic diversification of a steady education can have positive dynamic with some requirements. Realization of those requirements may create conditions where a qualitative education will have an impact on the well-being of people, will keep social stability and will be a guarantee of the social-cultural development of the country.

Key words: system of continuing education; diversification; humanisation of personality; mechanisms of a diversification; modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.