DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-20 УДК 37.01
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Щепкина Н.К.
Целью статьи является изложение результатов исследования теоретических оснований диверсификации системы пенитенциарного образования в местах лишения свободы.
Актуальность исследования раскрывается с точки зрения социальной значимости образования лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Показано, что в педагогической науке до сих пор не уделялось внимание проблеме диверсификации образовательной системы исправительного учреждения. Выделены противоречия, обусловившие стратегию исследования, сформулированы исследовательские задачи и определены методы их решения.
Ретроспективный анализ опыта развития российской уголовно-исполнительной системы позволил выявить сложившиеся тенденции в образовании осужденных, основные нерешенные проблемы в этой области, а также сформулировать перспективные идеи модернизации системы пенитенциарного образования.
Раскрывается суть диверсификации системы пенитенциарного образования в ее модельном представлении. Дан содержательный анализ компонентов представленной модели и показаны пути ее практического воплощения в исправительных учреждениях. Определены детерминанты диверсификации образовательной системы исправительного учреждения,
которые представлены факторами и условиями, способствующими ее эффективному развитию.
Ключевые слова: диверсификация; модернизация; уголовно-исполнительная система; места лишения свободы; пенитенциарное образование; модель; детерминанты диверсификации.
THEORETICAL BASES OF DIVERSIFICATION OF PENITENTIARY EDUCATIONAL SYSTEM
Schepkina N.K.
The article deals with the main results of scientific research devoted to the question of theoretical bases of diversification of penitentiary educational system in institutions of confinement.
The urgency of scientific research reveals through the social importance of convicts' education.
The article draws attention to the fact that the problem of diversification of penitentiary educational system hasn't been considered in pedagogy yet. It also identifies the main contradictions, tasks and methods of scientific research.
Retrospective analysis of criminal system in Russia helps to define the existing tendencies of convicts' education, unsolved problems in this field of science and formulate perspective ideas to modernize the penitentiary educational system.
The item tells about the main point of diversification of penitentiary educational system and presents it in a model. It gives detailed analysis of model's components and depicts some practical ways of its embodiment in institutions of confinement. Moreover the article describes the determinants of diversification of penitentiary educational system which are seemed to be the factors and conditions of its effective development.
Keywords: diversification, modernization, criminal system, institutions of confinement, penitentiary education, model, determinants of diversification.
ВВЕДЕНИЕ. Одним из системных вызовов современности является возрастание роли человеческого капитала в качестве основного фактора экономического развития. Именно поэтому в настоящее время идут поиски модернизации системы образования, отвечающего требованиям глобальной конкуренции на рынке труда, с одной стороны, и социальным запросам населения, - с другой стороны.
На протяжении последних 30 лет уголовно-исполнительная система России претерпела ряд перемен за счет изменений и дополнений уголовного законодательства и процессуальных норм, в том числе под влиянием международных норм и европейских пенитенциарных правил в обеспечении прав осужденных. Базовой категорией в ряду инициатив, которые сегодня рассматриваются в плане развития пенитенциарной системы, является создание комплекса стимулов для ресоциализации и социальной адаптации спецконтингента в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды. Среди таких стимулов ведущее место отводится образованию осужденных.
Согласно проведенной в 2005 г. переписи в местах лишения свободы около 4 % осужденных имели образование в пределах начального. На 1 января 2010 г. уже 6,6 % осужденных в местах лишения свободы имели только начальное образование, у многих не было профессии. То есть налицо угрожающая тенденция к росту числа осужденных, не имеющих общего и профессионального образования, хотя ежегодно места лишения свободы покидает более 250 тыс. человек, у которых впереди еще 20-30 лет активной трудовой жизни. Однако без образования, достойной профессии процесс адаптации в гражданское общество у этих людей неизбежно будет протекать крайне сложно.
Сегодня для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и не
достигших 30 лет, получение общего среднего образования и начальной профессиональной подготовки является не только правом, но и обязанностью. При исправительных и воспитательных колониях России функционируют 318 вечерних общеобразовательных школ и 547 учебно-консультационных пунктов, 332 ПТУ и их филиалов, 563 Центра трудовой адаптации.
В то же время процесс становления системы пенитенциарного образования отстает от социальных потребностей, не учитывает в полной мере стратегические задачи развития качества жизни. Кроме того, наблюдается явный разрыв между исследованиями в области обучения и воспитания учащихся в учреждениях общего и профессионального образования как федеральной системы и специфического образования осужденных в закрытых исправительных учреждениях. Считается, что последнее - прерогатива пенитенциарной науки. Действительно, в исследованиях ученых-пенитенциаристов вопросам образования осужденных уделяется внимание, но зачастую акценты расставлены в направлении решения пенитенциарных задач. Собственно же педагогические основы становления образовательной системы исправительного учреждения в достаточной степени не изучены. Проблема развития и совершенствования образовательной системы исправительного учреждения в ее целевых ориентирах, образовательных стандартах, процессуальных характеристиках, критериально-оценочных показателях пока не получила должного теоретического осмысления и практического решения.
Состояние разработанности проблемы исследования. Анализ научной литературы показывает, что к вопросам образования осужденных обращалось в своих исследованиях немало ученых, создав тем самым предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление проблемы диверсификации системы образования в пространстве исправительного учреждения. Так, сформированы контуры генезиса пенитенциарной педагогики (С.А.Ветошкин, М.А.Галагузова и др.); гуманизации пенитенциарной системы и воспитательной работы в ней (В.В.Виноградов, Э.В.Зауторова и др.).
Разработаны подходы к раскрытию значения образования осужденных как фактора исправления и ресоциализации (Л.И.Беляева, Л.В.Мардахаев и др.); определены концептуальные основы и механизм управления социализацией осужденных в условиях образовательной среды исправительного учреждения (В.Т.Волов); накоплен опыт исследования отдельных направлений в области общего и профессионального образования осужденных (Н.Г.Климюк, А.Г.Сломчинский, Н.А.Тюгаева, и др.).
Одновременно с теоретическими формировались организационные предпосылки решения проблемы общего и начального профессионального образования осужденных. К ним следует отнести совершенствование нормативно-правовой базы, разработку стандартов общего и профессионального образования и расширение вариативной части образовательных программ, расширение сети образовательных учреждений в колониях и др. Вместе с тем при всех попытках реформирования пенитенциарной системы отмечается недостаток внимания к вопросам создания условий реализации социальных функций образования в соответствии с новыми требованиями к его качеству.
Различные аспекты диверсификации образования как системы мер подготовки специалистов к инновационной деятельности рассматриваются в работах В.И.Байденко, С.А. Виноградовой, Н.Н.Голуб, Т.Ю.Ломакиной и др. Общим для проведенных исследований является то, что диверсификация образовательных систем касается всех ее компонентов, отражая формирование новой образовательной парадигмы. В первую очередь, в силу того, что получение образования означает не столько отдельную ступень или уровень, сколько процесс постоянного самосовершенствования человека средствами образования, обогащения позитивным опытом организации своей жизнедеятельности, определения собственных жизненных перспектив.
При всем этом механический перенос выделенных исследователями общих постулатов диверсификации образования в пенитенциарную среду
малопродуктивен. Ведь речь идет о специфической, закрытой системе, функционирующей на фоне своеобразной субкультуры отрицательной направленности, отсутствия образовательных технологий работы с осужденными как особенной социальной группой, специфическими условиями жизнедеятельности человека, отбывающего наказание в виде лишения свободы.
Научно-теоретическая актуальность исследования определяется наличием несоответствий и противоречий:
между признанием ведущей роли образования в исправлении и ресоциализации осужденных к нормальной жизни в правовом обществе и недостаточными условиями для удовлетворения ими образовательных потребностей;
между усиливающейся тенденцией активизации инновационных процессов в модернизации российской системы образования на различных ее уровнях и неразработанностью теоретико-методологических основ диверсификации образовательной системы исправительного учреждения;
между объективной необходимостью диверсификации образовательной системы в пространстве исправительного учреждения с использованием разнообразных образовательных моделей обеспечения полноценного общего и профессионального образования и недостаточной научно-методической обеспеченностью ее функционирования, а также необходимых и достаточных педагогических условий эффективной реализации моделей;
между нарастающими потребностями образовательной практики для социального развития личности осужденных и их профессиональной подготовки и сохраняющейся в образовании лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, «знаниевой» парадигмы, слабым стимулированием их ценностно-ориентационной деятельности, направленной на личностное становление, а также повышение результативности исправления с использованием образовательного опыта.
Указанные противоречия обозначили содержательно-смысловые границы
важной научной проблемы исследования, которую мы усматриваем в отсутствии теоретико-методологического обоснования диверсификации системы пенитенциарного образования, построения возможных ее моделей в пространстве исправительного учреждения, воплощение которых обеспечивает эффективную организацию гуманистической образовательной среды на основе оптимизации потенциала образовательных и пенитенциарных структур, расширения пространства позитивной ценностно-ориентационной
деятельности осужденных с использованием приобретаемого ими образовательного опыта.
Цель исследования: разработка теоретико-методологических основ и обоснование эффективных способов диверсификации системы пенитенциарного образования.
Цель, а также общий концептуальный замысел исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:
1. Выявить социальные и педагогические предпосылки и тенденции, характеризующие особенности становления системы образования в местах лишения свободы, и перспективы ее развития в условиях реформирования уголовно-исправительной системы Российской Федерации.
2. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений диверсификации образовательной системы исправительного учреждения и стратегию ее реализации, включающую целеполагание, основные принципы, программу, запускающую механизм преобразований, детерминанты инновационного развития, технологию реализации модели диверсификации, способы оценки эффективности образовательной системы в практике исправительных учреждений.
3. Разработать и интегрировать в практику исправительного учреждения организационно-функциональную модель образовательной системы, обеспечивающую оптимизацию образовательных и пенитенциарных ресурсов для совершенствования образовательного процесса и развития ценностно-
ориентационной деятельности осужденных; оценить эффективность реализованной модели на основе выделенных критериев.
4. Определить детерминанты эффективной диверсификации образовательной системы исправительного учреждения и опытно-экспериментальным путем обосновать их необходимость и достаточность.
Организация и методы исследования. Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы и решения соответствующих задач, а также для накопления научных фактов была разработана и реализована программа исследования, которое осуществлялось в течение 10 лет в Дальневосточных исправительных учреждениях. На различных этапах работы в зависимости от решаемых задач использовался широкий спектр теоретических и эмпирических методов сбора материала и его обработки: методы теоретического анализа философской, психологической, социологической и педагогической литературы; моделирование; проектирование; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжирование, обобщение независимых характеристик); обсервационные методы (прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта); экспериментальные методы (диагностический и преобразующий эксперименты).
Научно-методологическую основу работы составили: теории научного знания в области систем (Т.Кун, И.Лакатос); философские основания образования и его методологические императивы (Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, А.М.Новиков); системный подход в исследовании проблем образования и его проектирования (Ф.Кумбс, Е.Ф.Зеер); исходные идеи концептуализации процесса обучения и содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев); культурно-историческое понимание развития человека как субъекта своей собственной жизни (А.Г.Асмолов, А.Маслоу, В.Франкл); понимание аксиологической природы образования в единстве его содержательно-смысловой и процессуальной сторон (И.Я.Лернер,
В.А.Сластенин); системный подход к исследованию динамичных систем (Л. фон Берталанфи, М.И.Сетров).
Выбор теоретико-методологической основы исследования был обоснован его логикой, многомерностью изучения объекта и предмета, их сложностью. Предварительный анализ различных подходов к изучаемым явлениям в сфере образования осужденных позволили нам выработать собственное отношение к выбору теоретических позиций, определить ведущую идею исследования-диверсификация системы пенитенциарного образования, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающая создание условий в пространстве исправительного учреждения для исправления и ресоциализации осужденных как субъектов своего развития в образовательной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. В пенитенциарной науке существует широкий пласт исследований, где рассматриваются проблемы наказания, целью которого является не столько выполнение карательных функций, сколько воздействие на личность преступника с целью его исправления, воспитания правопослушной личности, Традиционно основными средствами исправления осужденных со времен создания в России уголовно-исправительной системы выступали режим и принудительный труд. Наряду с этим, истории известно, какое значение придавалось просвещению и обучению лиц, отбывающих наказание.
Ретроспективный анализ опыта развития пенитенциарной системы позволил выявить такие тенденции в развитии системы образования осужденных, как: перманентная актуализация образования как ведущего средства в исправлении и ресоциализации осужденных; понимание необходимости преобразования инфраструктуры пенитенциарного учреждения, где ведущая роль отводится становлению открытой образовательной системы; поиск механизмов оптимизации образовательных и пенитенциарных ресурсов для совершенствования системы пенитенциарного образования. Современная ситуация модернизации образования добавила сюда следующие тенденции:
распространение современных информационных технологий для совершенствования образовательного процесса; наращивание готовности субъекта на накопление и обновление знаний ("образование через всю жизнь"); ликвидация монополии на формальную систему образования и появление конкурентов в лице негосударственных образовательных учреждений.
Тем не менее, масштабы организации образования осужденных, развития образовательной системы в условиях исправительного учреждения, ее содержательной составляющей нельзя признать адекватными происходящим демократическим преобразованиям в обществе и процессам модернизации российского образования. Анализ практики образования в пенитенциарной сфере показал, что в этой области накопились проблемы, требующие своего решения. Одни проблемы связаны с особенностями контингента; другие, - со спецификой организации образовательного процесса в условиях закрытых учреждений; третьи, - с несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы образования в исправительных учреждениях, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением; есть проблемы с обеспечением квалифицированными педагогическими кадрами и др.
Пенитенциарное образование оказалась перед системными долговременными вызовами, отражающими общие тенденции развития в целом российского образования и новые ориентиры в развитии уголовно-исполнительной системы. К основным нерешенным внутренним проблемам системы пенитенциарного образования относятся: отсутствие научно обоснованной концепции развития и совершенствования системы пенитенциарного образования; трудности в идентификации эффективных моделей образовательных систем в пенитенциарном пространстве; недостаточная ориентация профессионального образования осужденных на региональный рынок труда; консерватизм в диверсификации образовательного процесса осужденных; недостаточный уровень применения интерактивных и информационных технологий как в организации образовательного процесса,
так и в управлении им; недостаточная материально-техническая и методическая база и др. С теоретико-методологической точки зрения не интегрированы определяющие факторы эффективного развития системы пенитенциарного образования; не разработан механизм проектирования и реализации полноценной модели ее диверсификации, основанной на педагогических принципах; не разработаны научно-обоснованные условия функционирования вариативных образовательных систем в пространстве колоний.
Для разрешения сложившихся противоречий перспективными идеями развития системы пенитенциарного образования, на наш взгляд, являются:
преобразование формальной системы образования осужденных с расширением видов и форм дополнительного, неформального и информального образования;
интеграция образовательных учреждений, функционирующих в образовательном пространстве исправительного учреждения, и собственно пенитенциарных структур для устранения параллелизма в реализации эффективных условий исправления осужденных и подготовки их к освобождению и социальной адаптации;
переход на многоуровневую систему профессиональной подготовки на основе развития партнерских связей с государственными и негосударственными учебными заведениями среднего специального и высшего профессионального образования, культурно-образовательными центрами;
оптимизация содержания профессионально-образовательной подготовки с приобретением осужденными надлежащих компетенций, востребованных на рынке труда;
ревизия и модернизация ресурсной базы образовательной инфраструктуры исправительного учреждения с использованием возможностей высшего учебного заведения, взаимодействующего с ним и реализующего свою миссию как социокультурного регионального образовательного центра;
создание системы методологической, методической и кадровой поддержки функционирования образовательных центров (комплексов) в пенитенциарной системе на основе социального партнерства;
преодоление узкофункционального подхода в образовании осужденных лишь как способу его "исправления и перевоспитания", переход на целевые ориентиры становления личности, ее саморазвитие и самореализацию в ценностно-ориентационной деятельности социальной направленности.
Педагогическая концепция диверсификации системы пенитенциарного образования представляет собой совокупность основных положений методологического, теоретического и методического характера, раскрывающих структуру системы пенитенциарного образования, принципы и детерминанты инновационного развития образовательных систем в пенитенциарном пространстве, обеспечивающих достижение результатов в решении образовательных и пенитенциарных задач.
Теоретической основой диверсификации системы пенитенциарного образования послужил ряд концептуальных идей теории и практики образовательных систем и соответствующих пространств. Первая заключается в том, что система образования исправительного учреждения является гуманизированной, динамичной, в ее структурных элементах идет внутреннее накопление потенциала предстоящей ресоциализации и социальной адаптации личности осужденного в социуме после освобождения, осуществляется процесс обогащения социокультурным опытом. Следующей предпосылкой диверсификации системы пенитенциарного образования стали идеи проектирования педагогических систем, что дает возможность использовать вариативные подходы к проектированию специфического образовательного пространства в заданных условиях, а также исследовать механизм диверсификации системы пенитенциарного образования. Еще одна концептуальная идея, которую мы учитывали при диверсификации системы пенитенциарного образования, связана с положением осужденного, ради которого она создается, чьи интересы и проблемы призвана ре-
шать, с развитием его ценностно-ориентационной деятельности на основе использования образовательного опыта.
Диверсификация образования осужденных знаменует собой качественно новое социально-педагогическое явление, отражающее инновационные процессы в реформировании образовательной системы исправительного учреждения на основе принципов гуманизации и демократизации социальной практики. Диверсификацию можно рассматривать как цель, как средство, как результат, как процесс. Кроме последнего, все рассматриваемые позиции в отношении диверсификации имеют локальное значение и определенные границы применимости теоретико-методологических конструктов.
Под диверсификацией системы пенитенциарного образования будем понимать процесс изменения и совершенствования в совокупности всех ее компонентов, разработки и реализации на ее базе образовательной системы, реализуемой в виде комплексной пространственно-временной образовательной модели в пенитенциарной среде и направленной на развитие потенциальных возможностей осужденного в организованной ценностно-ориентационной деятельности позитивной направленности с использованием полученного образовательного опыта. Это явление в своей сущности отражает процесс перехода от разработки ее теоретической модели к построению нормативной модели образовательной системы гуманистической направленности с целью концентрации инновационного потенциала и оптимизации ресурсов образовательных и пенитенциарных структур для удовлетворения образовательных потребностей и развития потенциальных возможностей осужденного.
Опираясь на многомерное и многоаспектное представление категории образования, определили диапазон ее диверсификации. Нашло подтверждение предположение, что диверсификацию образовательной системы необходимо рассматривать в неразрывной связи с формируемой на ее основе образовательной средой исправительного учреждения, соответствующим
проектируемым пространством, а также с преобразованиями содержательных и процессуальных характеристик образовательного процесса аксиологической направленности.
Под образовательной системой в исследовании понимается комплекс подсистем (целеполагающей, содержательной, организационно-деятельностной, личностно-ориентированной, ресурсной), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность ее системного видения, позволяют обоснованно выделяться из образовательного пространства на основе объективно существующих связей и отношений, привносимых отдельными частями (компонентами) образовательной системы в ходе ее развития.
В контексте гуманистической парадигмы вектором диверсификации образовательной системы наряду с организационно-функциональными преобразованиями является личностно-ориентированная составляющая, представленная ценностно-ориентационной деятельностью осужденных, включенных в образовательный процесс. Для этого образовательное пространство должно восприниматься осужденным как индивидуально-личностное, в котором можно себя реализовать, научиться деловому сотрудничеству, приобрести позитивный опыт ценностно-ориентационной деятельности.
Одним из центральных вопросов в теоретико-методологическом обосновании диверсификации системы образования в пенитенциарном учреждении является разработка ее модели, которая базируется на идеях междисциплинарной интеграции научных знаний, норм, ценностей, составляющих содержательный базис диверсифицируемой образовательной системы; совокупности принципов диверсификации и детерминант, определяющих эффективность преобразований в образовательной сфере исправительного учреждения.
Процессная модель диверсификации системы пенитенциарного образования включает шесть блоков. Первый блок включает верификацию
информационных данных об эмпирической ситуации в области образования лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Наряду с общими проблемами, для каждого исправительного учреждения существуют свои характерные особенности ситуации функционирования образовательной системы. Для этого необходимо в первую очередь провести всесторонний анализ потенциальных возможностей образовательных учреждений, функционирующих на территории исправительных колоний, изучить мотивацию осужденных к получению ими того или иного уровня профессионального образования, а также ресурсы образовательных и пенитенциарного учреждений для эффективной организации планируемых изменений.
Второй блок включает постановку целей и задач. В качестве стратегической цели диверсификации образовательной системы в пенитенциарной сфере следует определить поиск эффективных путей ее модернизации в соответствии со стратегическими ориентирами развития российского образования, в целом, социокультурной трансформации образовательного пространства исправительного учреждения, в частности. Традиционное понимание образования, как процесса овладения знаниями, умениями и навыками, а также средства исправления осужденных и подготовки их к жизни в постпенитенциарный период, переосмысляется и вытесняется более широким взглядом на его роль, а именно, как условия «взращивания в человеке человеческого», обретения им духовности и индивидуальности [4].
Тактическими задачами диверсификации выступают: научное обоснование процесса преобразования организационно-функциональной структуры образовательной системы с целью повышения доступности образования разного уровня, а также устойчивости и конкурентоспособности системы за счет создания оптимальных организационных условий на основе кооперации образовательных учреждений и пенитенциарных структур для более эффективного использования их ресурсов; поиск ценностно-
гносеологических оснований реорганизации образовательной системы учреждений закрытого типа, построение образовательного процесса на основе ряда принципов, отражающих в своей сути образовательные стратегии педагогической науки и практики.
Исходя из такого представления, оперативными задачами диверсификации образовательной системы в пространстве пенитенциарного учреждения являются: создание предпосылок для реализации стратегии непрерывного образования осужденных; переориентация внимания учреждений образования в исправительной системе с обоснования потребности в ликвидации пробелов в знаниях и умениях осужденных на максимальный учет их интересов как потребителей образовательных услуг; активизация развития материальной базы объединенных одним образовательным пространством структур за счет активного привлечения средств из разных источников финансирования; развитие социального партнерства с целью привлечения высокопрофессиональных кадров для методического и технологического обеспечения развития системы пенитенциарного образования.
Третий блок рассматриваемой модели включает разработку программы диверсификации. Необходимым для разработчиков такой программы становится решение задачи - выявить и описать основные характеристики образовательной системы и механизм ее диверсификации, а также принципы, определяющие направление и качество дальнейшего совершенствования системы образования лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
В процессе исследования на основе существующих закономерностей развития образовательной системы в пенитенциарных условиях были выделены общенаучные и педагогические принципы диверсификации образовательной системы, которые имеют не только социальное, но и личностное измерение. Среди первых ведущим является принцип системности. К педагогическим относятся содержательно-ориентационные принципы, которые интегрируются с
ведущими принципами модернизации образования и определяют изменения в содержательной составляющей образовательной системы. В свою очередь механизм диверсификации образовательной системы базируется на ряде принципов структурно-функциональных преобразований, затрагивающих разные аспекты образования как многозначного явления (как системы, как процесса, как специфической деятельности и т.д.). Также существенную роль в диверсификации играют организационные принципы, которые в обобщенном виде отражают общие требования к проектированию и реализации образовательного процесса и деятельности обучающихся с отражением специфики их протекания в пенитенциарных условиях.
Выделенные принципы представляют собой атрибутивные требования к диверсификации образовательной системы. В отличие от них существуют переменные характеристики (модус) диверсификации образовательной системы, обусловленные ее личностной ориентированностью в период нахождения осужденного в пенитенциарном учреждении, когда меняются его жизненные стремления, существенной перестройке подвергается его образ жизни и др. Выделение ценностного аспекта диверсификации образовательной системы исправительного учреждения и оценка с помощью задаваемых ориентиров ее преобразования становится необходимым условием перехода от теоретической модели реформируемой образовательной системы к построению ее аксиологической модели как динамичного средства диверсификации, а затем к построению и реализации нормативной модели [2].
Ядром теоретико-методологического обоснования диверсификации образовательной системы на основе аксиологического подхода выступают представления о ценностно-ориентационной деятельности осужденных, которая представляет собой движение личности к своему личностному образу, индивидуальной целостности, самобытности, внутренне детерминированной системой субъективных ценностных представлений и осуществляемой в пенитенциарной среде, имеющей определенное ценностное содержание.
Разрушение ценностной основы ведет к активизации социально неэффективных личностных качеств и деструктивному влиянию среды. Со всей очевидностью это может происходить в закрытой системе с доминированием криминальных установок, если не противопоставить им консолидацию позитивно влияющего сообщества осужденных, объединенных образовательной деятельностью.
Таким образом, реализация принципов диверсификации позволяет учитывать в образовательной системе социально-культурные особенности пространства пенитенциарного учреждения, а также функционал личностного развития осужденных в направлении организации их деятельности, ориентированной на усвоение социально значимых ценностей. Понимание сущностных характеристик ценностно-ориентационной деятельности личности позволяет глубже проникнуть в специфику построения личностно-ориентированного образовательного процесса, а также дает возможность рассматривать эти характеристики в качестве основных показателей личностных изменений в исправлении осужденных, их готовности к социальной адаптации и ресоциализации после освобождения.
Для запуска механизма реализации программы на этапе ее разработки необходимо проектирование организационно-структурных и функциональных преобразований образовательной системы. Это возможно осуществить на основе общего построения теоретической модели образовательной системы во взаимосвязи с тем пространством, которое она меняет или вновь создает в условиях пенитенциарного учреждения. Опираясь на общую теорию систем [1], пространственно-временная модель образовательной системы раскрывается в трех сегментах (компонентах) - концептуальном, структурном и элементном.
Концептуальный компонент носит характер системообразующего свойства и обеспечивается представлениями о миссии образования в пенитенциарном учреждении; ведущими идеями и целями; специфической социально-педагогической деятельностью пенитенциарного учреждения; особенностями социальной информации, ориентированной на гуманистические
приоритеты в организации образовательной системы.
Структурный компонент также носит характер системообразующего свойства и обеспечивает реализацию функций подструктур образовательной системы. Компонент отражает создание оптимальных образовательных комплексов, функционирующих в социокультурном пространстве
пенитенциарного учреждения, включающего как внутренние, так и внешние по отношению к нему объединения, оптимально взаимодействующие для реализации потребностей осужденных в образовании, деятельности и общении.
Элементный компонент отражает процессуальный аспект образовательной системы, который связан с реализацией образовательных стандартов, внедрением инновационных образовательных и социально-педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса. Компонент также подразумевает формирование определенных жизненных позиций и ценностных отношений непосредственных участников образовательного процесса.
В рамках исследования диверсификация образовательной системы исправительного учреждения раскрывается через ее организационно-структурное преобразование и функциональные особенности. Успешность практической реализации теоретических основ диверсификации обеспечивается педагогической эффективностью проектирования таких структурных элементов образовательной системы как цели, принципы, содержание, методы и формы организации образовательного процесса, а также образовательных комплексов и управление ими. С функциональной точки зрения образовательная система представлена совокупностью условий, реально существующих или специально созданных для реализации социальных функций образования, а также системой ресурсного обеспечения, организацией социального партнерства с другими социальными и образовательными учреждениями и объединениями.
Четвертый блок процессной модели диверсификации системы пенитенциарного образования включает собственно реализацию программы,
где предусмотрено поэтапное решение поставленной задачи диверсификации образовательной системы, создание и реализация необходимых и достаточных педагогических условий, выступающих детерминантами ее преобразования и развития.
В процессе опытно-экспериментальной работы было установлено, что от разработки до внедрения таких моделей алгоритм процесса диверсификации образовательной системы исправительного учреждения включает несколько последовательно осуществляемых этапов. Информационно-накопительный этап ставил целью нахождение точек интеграции и кооперации образовательных учреждений и разных структур пенитенциарного учреждения, используя которые можно оптимизировать образовательную систему. Концептуально-проектировочный этап ставил целью разработку концептуальной модели реструктуризации образовательных учреждений на территории колонии, определение путей взаимодействия ассоциативных членов социокультурного образовательного комплекса, пространственной и видовой его структуры. Мотивационно-мобилизационный этап заключался в обсуждении концепции, стратегии модернизации системы пенитенциарного образования среди заинтересованных лиц, формировании у сотрудников готовности работать в инновационном режиме. Результатом деятельности диверсифицируемой системы образования осужденных на экспериментально-инновационном этапе стало внедрение в практику работы педагогического коллектива концептуальных идей диверсификации образовательной системы и ее компонентов, создание и апробация современных образовательных и социально-педагогических технологий. Контрольно-оценочный этап предусматривал экспертную оценку эффективности реализуемой модели диверсификации системы пенитенциарного образования, качества личностных достижений учащихся-осужденных в ценностно-ориентационной деятельности. Преобразовательный этап предусматривал закрепление всего прогрессивного в диверсификации образовательной системы осужденных и запуск механизма
распространения опыта в других исправительных учреждениях.
Детерминантами изменений в развитии образовательной системы исправительного учреждения выступают факторы и условия, способствующие ее эффективной диверсификации. Системный подход позволяет объединить факторы в укрупненные группы. Социальные факторы, обусловливающие изменения в сфере образования осужденных в результате влияния как в целом социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, так и принципиальных изменений в системе образования и деятельности образовательных учреждений в пенитенциарной сфере. Факторы, действующие в современной педагогической науке: развитие концепций гуманизации и педагогизации пенитенциарной системы; научное обоснование обучения осужденных как ведущего средства их исправления и ресоциализации; модернизация образования осужденных на основе междисциплинарного подхода и др. Фактор изменений личностных особенностей в образовательной системе. Успешность планируемых изменений зависит от формирования у осужденных социально значимых ценностных ориентаций и отношений, позитивного социального опыта посредством включения в образовательную деятельность. К социально-педагогическому фактору относится интеграция усилий педагогического коллектива и сотрудников исправительного учреждения в совершенствовании организации системы образования, в обеспечении поддержки и помощи осужденным в удовлетворении образовательных потребностей, создании позитивного сообщества осужденных в образовательном пространстве ИУ
В ходе проведенного исследования был определен комплекс педагогических условий диверсификации системы пенитенциарного образования: научно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические условия.
Пятый блок процессной модели диверсификации включает контроль и
оценку изменений, происходящих как в самой образовательной системе, так и в структуре личности осужденного с позиции жизненных стремлений, ценностных установок и отношений. Количественная и качественная оценка изменений в образовательной системе ИУ осуществляется на основе критериев ее эффективности: степени организованности и высоты образовательной системы; актуализации функций организационных компонентов образовательной системы; устойчивости элементов, входящих в структуру образовательной системы в условиях исправительного учреждения [3].
Соответственно шестой блок модели отражает установление обратной связи для коррекции процесса диверсификации системы образования при воздействии возмущающих факторов или применении неэффективных технологий.
ВЫВОДЫ. В ходе теоретического исследования и проведенной опытно-экспериментальной работы были определены основные направления диверсификации системы пенитенциарного образования.
1. Диверсификация целевого компонента находит отражение в целеполагании, в нормативных документах, в комплексных образовательных программах, в социально одобряемом поведении осужденного, в содержании видов деятельности, в которые он включен. Целью развертывания образовательной системы в пенитенциарных условиях должно стать «выращивание» личностного потенциала человека, оказавшегося в условиях ограничения свободы, развитие его ценностно-ориентационной деятельности в реальных, а также в предстоящих предметных и социальных ситуациях, формирование стремлений к максимальной реализации образовательных потребностей. В обобщенном виде педагогическую цель диверсификации образовательной системы можно определить как создание условий для развития самоактуализирующейся личности осужденного, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей в социально значимой ценностно-ориентированной деятельности, открытого для восприятия нового
образовательного и жизненного опыта, способного на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
2. Диверсификация содержательного компонента образовательной системы отражает интеграцию всех элементов содержания образования в направлении формирования приоритетных общекультурных и профессиональных компетенций. В образовании осужденных актуализируется задача отбора ценностных объектов, имеющих социальную и личностную значимость, определяющих формирование эмоционально-ценностных отношений, регулирующих поведение и в целом жизнедеятельность осужденного. Каждый из компонентов содержания образования в своей вариативной части трансформируется применительно к специфике пенитенциарной системы.
3. Диверсификация процессуального компонента позволяет образовательной системе функционировать и развиваться во всем видовом разнообразии. Диверсификация этого компонента связана с разработкой образовательных технологий, вариативных форм и методов организации образовательного процесса, созданием оптимальных условий личностного развития осужденного, развитием у него стремления к продолжению образования в течение всей жизни, успешной ресоциализации после освобождения. Организованное образование не только открывает новые возможности для личностного становления осужденного, позволяя ему понимать и принимать социально значимые ценности, ориентироваться в образовательном пространстве, но и предъявляет повышенные требования к его жизнедеятельности в условиях исправительного учреждения, способности к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации.
4. Диверсификация структурного компонента образовательной системы представлена разнообразием гуманистически ориентированных организационно-функциональных образовательных моделей, а также собственно пенитенциарной инфраструктуры, интегрированной в
социокультурную образовательную среду. Поскольку система образования характеризуется таким свойством как открытость, ее элементами становятся функционирующие в колонии образовательные учреждения и пенитенциарные подразделения, обеспечивающие эффективную организацию системы образования и сопровождение осужденных в индивидуальных образовательных траекториях; творческие объединения осужденных, а также внешние образовательные сообщества, учреждения и объединения.
Список литературы
1. Берталанффи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. 1972. М.: Наука, 1973. С.20-37.
2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
3. Сетров М.И. Степень и высота организации систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1969. С.156-168.
4. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005. 272 с.
References
1. Bertalanffi L. Istoriya i status obshchey teorii system [History and status of the general theory of systems]. Sistemnye issledovaniya: Ezhegodnik. 1972 [System researches: Year-book. 1972]. M: Science, 1973. pp. 20-37.
2. Kraevskiy V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyy etap [Pedagogics methodology: new stage]. M: Publishing center "Akademiya", 2006. 400 p.
3. Setrov M.I. Stepen i vysota organizatsii system [Degree and height of the organization of systems]. Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik [System researches. Year-book]. M: Science, 1969. pp. 156-168.
4. Slobodchikov V.I. Ocherki psikhologii obrazovaniya [Sketches of psychology of education]. Birobidzhan: BGPI publishing house, 2005. 272 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Щепкина Нэилэ Каюмовна, декан, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики
Амурский государственный университет
Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, Амурская область, 675027, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 6048-4608
DATA ABOUT THE AUTHOR
Schepkina Neile Kayumovna, dean, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor of chair of psychology and pedagogics
Amur state university
21, Ignatyevskoe Shosse, Blagoveschensk, Amur Region, 675027, Russia E-mail: [email protected]
Рецензент:
Лейфа А.В., проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор; место работы ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»