Раздел 6. Пенитенциарная система
Тарасова м.и.,
кандидат экономических наук, [email protected] отдел по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 119991, г. Москва, ул. Житная, 14
смирнов и.с.,
[email protected] отдел координации, организации и планирования научно-исследовательской работы; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 119991, г. Москва, ул. Житная, 14
Федорова е.м.,
[email protected] отдел психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной
системы;
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 119991, г. Москва, ул. Житная, 14
tarasova M.I.,
Gandidate of Economic Sciences,
Department for the improvement
of the normative and legal regulation
of the penitentiary system activities;
Research Institute of the
Federal Penitentiary Service,
Zhitnaya St., 14, Moscow, 119991,
Russian Federation
SMIRNOV I.S., [email protected] Department for the coordination, organization and planning of the research work; Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Zhitnaya St., 14, Moscow, 119991, Russian Federation
FEDoRovA E.M., [email protected]
Department for the psychological support of the professional activities of the penitentiary system officers; Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Zhitnaya St., 14, Moscow, 119991, Russian Federation
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. Профессиональное образование и подготовка признаются одними из основных факторов исправления осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В статье приводятся данные исследования, осуществленного в 2016 году на базе Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний. Проведен анализ нормативной правовой базы, регулирующей организацию профессионального образования осужденных к лишению свободы, а также официальных статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний. Выявлены современные проблемы, возникающие в данном направлении деятельности уголовно-исполнительной системы. особое внимание уделено перспективам развития в местах лишения свободы сети дистанционного образования с использованием новейших информационных технологий обучения. Посредством использования комплексного, системного подхода сформулированы предложения по решению выявленных проблем.
Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональная подготовка; осужденные к лишению свободы; исправительные учреждения; ресоциализация.
PROBLEMS OF ORGANIzING THE PROFESSIONAL EDUCATION OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
Annotation. Professional education and training are recognized as one of the main factors in the correction of convicts held in correctional institutions. The article presents the data of a study carried out in 2016 on the basis of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service. The analysis of the normative legal framework governing the organization of vocational education of prisoners sentenced to deprivation of liberty, as well as the official statistics of the Federal Penitentiary Service, was conducted. The modern problems arising in this area of the activities of the correctional system are revealed. Special attention is paid to the prospects of the development of a network of distance education using the latest information technologies in education in the places of deprivation of liberty. The proposals for solving the identified problems are formulated by using the integrated and systematic approach.
Keywords: professional education; professional training; sentenced to deprivation of liberty; correctional institutions; resocialization.
Перед Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России) стоят задачи исполнения наказаний, эффективного исправления осужденных и профилактики рецидива преступлений в местах лишения свободы [1]. В соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ) профессиональная подготовка отнесена к числу основных средств исправления осужденных. Проблема профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (далее - ИУ), имеет чрезвычайно сложное и разностороннее содержание. Ее различные аспекты активно исследуются представителями самых разных отраслей знаний: психологии, педагогики, истории, философии, социологии, менеджмента, теории социального и государственного управления, экономики, права. Специалисты отмечают в целом положительные тенденции развития в этой области, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в последние годы уделяется существенное внимание повышению уровня образования осужденных, однако имеются проблемы и недостатки в организации этой деятельности [2; 3; 4].
В целях их выявления и разработки предложений по повышению эффективности организации профессионального образования осужденных к лишению свободы на базе Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний было проведено научное исследование*. В процессе исследования осуществлен анализ нормативной право-
* Тарасова М.И. Регулирование социально-трудовых отношений в пенитенциарной системе России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2016.
вой базы, регулирующей организацию п рофессион ал ь н ого обра зова н ия осужденных к лишению свободы, а также официальных статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний, согласно которым по состоянию на конец 2016 года среди лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, наибольший удельный вес составляли люди возрастной группы от 25 до 55 лет (79,6 %), при этом 33,7 % осужденных не имели профессии, 7 % - начального образования. Большую часть осужденных лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях (91,1 %), составляли мужчины. кроме того, были выявлены современные проблемы, возникающие в данном направлении деятельности УИС.
Профессиональное образование признается одним из основных факторов исправления, способствующих позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного. То, как относятся осужденные к получению профессионального образования и профессиональной подготовке, учитывается при определении степени их исправления (ст. 108 УИк РФ).
Профессиональное образование в ИУ реализуется в формах начального профессионального образования (обучение осужденных в профессиональных училищах) и профессиональной подготовки осужденных (обучение на производстве). Профессиональное обучение является обязательным для лиц, которые не имеют никакой профессии (специальности) либо не имеют профессии (специальности), по которой можно работать в ИУ. Профессиональная подготовка осужденных имеет целью ускоренное приобретение ими навыков, которые необходимы для
выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня осужденных, а обучение организуют непосредственно на производстве [5]. Учебный процесс осуществляется в учебно-производственных мастерских и кабинетах теоретического обучения ИУ. Осужденный осваивает профессию (специальность), по которой ему может быть предоставлена работа в ИУ и которая может быть востребованной на рынке труда после освобождения. В настоящее время осужденные чаще всего обучаются по таким специальностям, как «слесарь по ремонту автомобилей», «швея», «станочник деревообрабатывающих станков», «каменщик», «столяр», «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «пекарь», «облицовщик-плиточник», «рабочий зеленого хозяйства», «овощевод», и др.
Проведенное нами исследование выявило ряд существенных проблем, имеющихся в организации профессионального образования осужденных. Так, результаты исследования дали основание обратить внимание на чрезвычайно низкий образовательный уровень значительной части осужденных, поступающих в ИУ, что затрудняет дальнейшее поэтапное продви-
жение обучающихся в образовательном процессе. Анализ статистических данных ФСИН России показал, что 97,8 % трудоспособных осужденных к концу 2016 года не имели никаких профессиональных навыков, а 35,2 % - не имели начального профессионального образования, из них 68,6 % получили начальное профессиональное образование и прошли профессиональную подготовку в ИУ ФСИН России (см. таблицу)*.
Кроме того, одной из существенных проблем является нежелание осужденных получать образование в ИУ. На практике нередки случаи, когда продолжать обучение после освобождения из мест лишения свободы не представляется возможным. Это обусловлено прежде всего отсутствием законодательно закрепленной гарантии на продолжение осужденными обучения после освобождения, а осужденные, надеясь на условно-досрочное освобождение [6], отказываются получать соответствующую профессию и обучаться.
* См.: Статистические данные ФСИН России за 2011-2016 гг. // ФСИН России: официальный сайт. URL: http://xn—h1akkl.xn—plai/ opendata/7706562710-characteristic-of-citizens-in-the-pc/
Образовательный уровень осужденных к лишению свободы
Таблица
Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Подлежали обязательному привлечению к труду, чел. 220 602 213 990 204 083 202 692 218 154 211 008
Не имели профессии (специальности) (из числа трудоспособных граждан), чел. 189 545 189 630 185 259 176 730 176 894 206 270
в % 85,9 88,6 90,8 87,2 81,1 97,8
Получили начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку, из них: 113 185 115 947 120 644 116 547 120 042 142 613
в % 59,7 61,1 65,1 66,0 67,9 69,1
— в профессиональных училищах ФСИН России, чел. 79 502 82 390 83 449 80 993 85 073 97 353
— в профессиональных училищах Минобрнауки России, чел. 1 718 1 604 1 576 1 223 1 185 1 121
— на производстве исправительного учреждения, чел. 31 965 31 953 35 619 34 331 33 784 44 139
Получали начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку, из них: 15 528 11 377 5 325 4 434 3 408 2 267
в % 8,2 6,0 2,9 2,5 1,9 1,1
— в профессиональных училищах ФСИН России, чел. 9 912 5 654 589 357 298 529
— в профессиональных училищах Минобрнауки России, чел. 78 50 0 0 0 0
— на производстве исправительного учреждения, чел. 5 538 5 673 4 736 4 077 3 110 1 733
Получали вторую и более профессию, чел. 5 541 2 496 1 216 1 041 511 706
в % 2,9 1,3 0,7 0,6 0,3 0,3
Не имели начального профессионального образования, чел. 55 291 59 810 58 074 36 509 81 940 72 570
в % 29,2 31,5 31,4 20,7 46,3 35,2
Кроме того, вызывают беспокойство ограниченные организационно-технические возможности получения осужденными, содержащимися в ИУ, высшего профессионального образования. Следует отметить, что согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года* предполагается создание благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ
* Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. N 1772-р: ред. от 23 сент. 2015 г. N 1877-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544; 2015. N 40. Ст. 5581.
с различными категориями осужденных. В 2007 году была законодательно закреплена обязанность администрации ИУ с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ст. 108 УИК РФ).
В целях получения осужденными высшего профессионального образования между ФСИН России и гражданскими образовательными организациями высшего образования заключаются соглашения о развитии в местах лишения свободы сети дистанционного образования с использованием новейших информационных технологий. Осужденные имеют возможность дистанционно получать высшее образование по таким специальностям, как «психология», «юриспруденция», «менеджмент», весьма востребованным в современном обществе. Наличие такого образования повышает возможности ресоциализации и социальной адаптации осужденного при выходе на свободу после отбывания наказания.
однако такая форма образования пока еще недостаточно широко распространена (Республика Башкортостан, хабаровский край, Архангельская, Московская, Новосибирская, саратовская, Томская области и некоторые другие регионы). Возможность реализации дистанционного обучения заключается в создании системы ограниченного доступа к Интернету, для чего на одно ИУ требуется прокси-сервер или программный шлюз, выделение отдельного компьютера с двумя сетевыми адаптерами и установка программного обеспечения. оценочная стоимость полного комплекта с его последующей установкой составляет около 60 тыс. руб., не во всех ИУ готовы идти на такие расходы. В целях повышения эффективности реализации процесса дистанционного обучения и соблюдения режима, установленного в ИУ, также дополнительно требуется обеспечить подготовку необходимого оборудования, заранее проверив его на работоспособность и, установив необходимое программное обеспечение; осуществить поставку опломбированного оборудования, допустив к его подключению только сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные навыки и специальное образование.
В современной экономической системе отмечается снижение доли малоквалифицированного труда в различных высокотехнологичных отраслях. следовательно, для подготовки высококвалифицированных рабочих в рамках профессионального образования осужденных требуется не только повысить качество мануфактуры, конструкторских решений, внедрить инновационные технологии и модернизировать производственную базу ИУ, но и, что немаловажно, обновить содержание образовательных программ п рофессион ал ь н ого обра зова н ия в соответствии с современными требованиями и актуальными данными о потребностях в рабочей силе на рынке труда.
Таким образом, рассмотрев обозначенные выше проблемы, приходим к выводу о том, что результативно их можно нивелировать только комплексно и системно.
Во-первых, необходимо обеспечить на законодательном уровне правовые возможности для сохранения уровня обучения осужденных, получающих образо-
вание в профессиональных училищах в период отбывания наказания.
Во-вторых, предусмотреть повышение роли и ответственности сотрудников ИУ в мотивации осужденных к профессиональному образованию с учетом оптимизации дисциплинарной практики и мер материального стимулирования.
В-третьих, предоставить осужденным гражданам, отбывающим наказание в ИУ, гарантии завершения обучения, не зависящего от условно-досрочного освобождения и иных факторов, негативно влияющих на осуществление образовательного процесса.
Улучшить ситуацию в рассматриваемом вопросе, на наш взгляд, смогло бы создание в ФсИН России отдела, курирующего вопросы дистанционного обучения и труда осужденных, в функции которого войдут сбор и анализ данных о востребованности форм и специальностей профессионального обучения; проведение мониторинга занятости в ИУ, взаимодействие путем обмена данными; подготовка учебных помещений и технических средств обучения; контроль информации, процесса обучения и труда и др.
В решении имеющихся проблем также помогла бы разработка единой программы привлечения осужденных к профессиональному обучению и труду, которая, наряду с другими организационными мероприятиями, позволила бы гражданам, находящимся в ИУ, в последующем заниматься достаточно высокооплачиваемым трудом [7], тем самым создав предпосылки как для расширения их возможностей в выплатах по имеющимся судебным искам, так и для повышения собственной социальной значимости и полноценной социальной адаптации.
Реализация представленных предложений в условиях современного экономического состояния страны не повлечет чрезмерных затрат из бюджета и, несомненно, будет способствовать улучшению социально-трудовых отношений в пенитенциарной системе России. А осужденные будут не только убеждены в личном образовательном и трудовом благополучии, но и объективно получат повышенные шансы на трудоустройство как в ИУ, так и после освобождения из мест лишения свободы.
Список литературы
1. Авраменко В.Ю. Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011.
2. Гришко А.Я. Уголовно-исполнительной закон будущего: направления реформирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 4 (30). С. 86-89.
3. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Семенова С.А. Реализация права осужденных на образование // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3. N 1 (76). С. 167-170.
4. Ивасенко Я.С. Общее и профессиональное образование осужденных в механизме исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы: монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2014.
5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (с учетом практики Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011.
6. Бадамшин И.Д., Шахмаев М.М. Определение критериев исправления осужденных при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 3 (29). С. 66-72.
7. Корякин Е.А. Алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. N 2 (36). С. 81-85.