УДК 371
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зам. директора Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: [email protected]
В статье на основе интерпретации методологических принципов непрерывного образования автором выявлены тенденции видоизменения данных принципов применительно к теории подготовки специалистов в социально-культурной сфере, которые призваны сформировать новый облик парадигмы непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере. С точки зрения содержательно-функционального подхода автором выделены и обоснованы основные принципы, которые служат основой для построения и организации системы непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере.
Ключевые слова: принципы традиционные, специфические; система непрерывной подготовки специалистов; социально-культурная сфера.
Одним из приоритетных показателей экономического роста современного цивилизованного общества выступает уровень развития социально-культурной сферы как важнейший компонент качества жизнедеятельности человека. Развитие культуры, образования и других социальных сфер способствует не только переходу личности на более высокий уровень развития, но и приобретает черты одного из важнейших принципов модернизации и гуманизации государства и общества.
В современных условиях перехода общества на новый социально значимый уровень всю большую актуальность приобрета-
ют исследования, связанные с выявлением закономерностей и регулятивных механизмов воздействия непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере на формирование, целенаправленное развитие и совершенствование личности на протяжении всей жизнедеятельности.
Данный подход позволяет рассматривать непрерывную подготовку специалистов в социально-культурной сфере как целостноценностную систему, включающую в себя последовательное развитие личного опыта индивида (направленность, духовно-нравственные установки, мотивы, потребности, знания, умения и навыки), механизмов вос-
приятия, индивидуальных особенностей личности на каждом этапе ее развития.
Для постижения данного процесса необходимо рассмотреть и обосновать генезис понятия «принцип», определяющий методологию и методическое построение содержания системы непрерывной подготовки специалистов, которым следует руководствоваться при моделировании новой образовательной парадигмы в социально-культурной сфере.
Построение содержания системы непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере возможно при условии выявления основных исходных положений, т. е. определения общих и бинарных принципов, составляющих целостное представление о содержании, и выделении его инвариантов в каждом элементе данной системы и его вариативных структурных компонентов.
Понятие «принцип» имеет латинское происхождение, означает «основа», «начало». Новый словарь иностранных слов трактует термин «принцип» следующим образом: «Принцип (от лат. ргтаршш - начало, основа) - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности» [1-2]. В.С. Сластенин и И.Ф. Исаев определяют понятие «принцип» как «концентрированное выражение научных результатов в практических целях, находящих свое выражение в формах, конечных результатах и являющихся точкой построения образовательной деятельности» [2].
Прежде чем перейти к описанию содержания принципов системы непрерывной подготовки специалистов в социальнокультурной сфере, нам хотелось бы дать характеристику традиционных принципов, которые, по нашему мнению, являются общими и приоритетными в данных процессах.
К ним мы относим:
- принцип научности - включение в содержание образования, наряду с устоявшимися знаниями, наиболее фундаментальных проблем дидактической педагогики; вооружение личности глубокими профессиональными и социокультурными знаниями, практическими умениями и навыками, приобщение их к научно-исследовательской дея-
тельности. В условиях непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере данный принцип определяет не только отбор социокультурной деятельности, но и способы ее усвоения, адекватные современному менталитету;
- принцип системности и целостности - процесс передачи и усвоения знаний, осуществляемый в определенной, педагогически обоснованной системе: содержание образования должно отражать логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности;
- принцип наглядности - процесс активного восприятия информации посредством воздействия на органы чувств, на основе использования средств и современных технологий, которые будут способствовать реализации дидактических целей, представляться в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта;
- принцип доступности - возможность достижения цели образования путем реализации всех его внутренних и внешних условий (учебный материал, системы методов, приемов, средств обучения и т. п.);
- принцип сознательности и активности - глубокое и самостоятельное осмысление знаний, осознание значимости изучаемого предмета и проявление познавательной активности обучаемых, которые зависят от ряда условий и факторов, таких как мотивы обучения, уровень и характер познавательной активности, организация образовательного процесса и т. п.
Рассмотрим различные научные концепции к определению принципов непрерывного образования. Так, Р. Даве впервые выделил и систематизировал принципы непрерывного образования, при определении которых в качестве системообразующего фактора выступают формы образования [1].
А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, В. Д. Шадриков определяют принципы, присущие непрерывному образованию с позиций структурно-функциональной концепции.
А.П. Владиславлев выделяет принцип целенаправленности в обучении и воспитании, предполагающий организацию целенаправленной деятельности по развитию человека, составляющей основное содержание непрерывного образования; принцип индивиду-
ального обучения, предусматривающий как неповторимый характер каждой личности, так и разработку «уникального, единственного в своем роде содержания образования»; принцип системности, предполагающий «создание именно системы непрерывного образования, организационным принципом и основой построения которой должен стать системный подход» и принцип непрерывности [1, 3-4].
Характерными принципами непрерывной подготовки специалистов, по мнению Б.С. Гершунского, выступают целостность, непрерывность, прогностичность, гибкость и динамичность, интегративность, преемственность, самообразование, адаптивность [3]. При этом центральными направлениями развития самой системы непрерывной подготовки специалистов выступают такие, как:
- совершенствование компонентов системы;
- интенсивное развитие общественных форм образования и самообразования;
- создание единой государственной и естественной системы профориентации и профотбора для наиболее полного выявления и реализации способностей, интересов и склонностей каждого человека;
- развитие единой системы непрерывного педагогического образования, ориентированной на опережающее кадровое обеспечение всех звеньев системы народного образования [3].
Однако при определении указанных выше принципов и направлений в качестве системообразующего фактора Б.С. Гершунский принимает все же лишь формы образования.
В.Д. Шадриков выделяет принципы непрерывного образования в контексте развития системы непрерывного образования, где приоритетом выступает разработка долгосрочных программ, рассчитанных на всю жизнь, отличающихся завершенностью, в которых должны быть четко обозначены и содержательно прописаны ступени роста личности в профессиональном и общекультурном аспектах. В этой связи система непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере должна:
- на каждой своей ступени оптимально реализовывать интересы личности и государства;
- быть единой, что возможно на основе интеграции как детально проработанных отдельных целевых программах, так и усилий отдельных министерств и ведомств;
- быть максимально дифференцированной, чтобы обеспечивать единство социального и индивидуального в развитии личности;
- быть открытой через процесс самообразования и самовоспитания личности [1].
По мнению А.М. Новикова, с точки зрения структурно-функциональной концепции системообразующим фактором непрерывного образования должна выступать его целостность [2].
Концепция А.М. Новикова основана на следующих положениях.
Во-первых, определяя понятие «непрерывное образование», А.М. Новиков относит его к трем объектам (субъектам): к личности, к образовательным процессам (образовательным программам), к организационной структуре образования. По его мнению, «непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения» [2].
Во-вторых, А.М. Новиков полагает, что при реализации непрерывного образования приоритетным должно быть «рассмотрение непрерывного профессионального образования с содержательной стороны как системы образовательных процессов, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами образования» [2].
В-третьих, построение содержания непрерывного образования, по его мнению, осуществляется на основе трех принципов: принципа многоуровневости, принципа дополнительности, принципа маневренности, которые были выделены в соответствии с тремя разными векторами движения человека в образовательном пространстве [2]. Первый вектор - «вектор движения вверх» -предполагает движение по уровням образования. Второй вектор - «вектор движения вбок» - означает, что человек имеет возможность не только продолжать образование, но и менять профессиональные приоритеты и вкусы. Третий вектор - «вектор движения
вперед» - предполагает повышение самообразования и самосовершенствования.
Кроме того, А.М. Новиков выделяет в особую категорию принцип интеграции образовательных структур, условия реализации которого направлены на обеспечение профессионально -психологической подготовки и достижение единства знаний в содержательном, структурном, логико-гносеологическом аспектах и выраженных целевых установках [2].
С позиции человеческого фактора подходят к определению принципов непрерывного образования такие исследователи, как В.А. Федоров, В.Г. Осипов, С.Я. Батышев. Так, В.А. Федоров обусловливает социальнофилософскую сущность непрерывного образования возрастанием роли человеческого фактора в современных условиях вообще и в системе образования в частности. «Постоянно растущая потребность в знаниях становится доминантной характеристикой творческой личности» [5]. Однако В.А. Федоров также придерживается и структурно-функциональной концепции определения принципов системы непрерывного образования, выделяя в них соответствие содержания этапов непрерывного образования стадиям профессионального становления личности и преемственность образовательных программ [5].
В.Г. Осипов располагает принципы непрерывного образования по иерархическим уровням. Принципы первого уровня отображают подчинение всей образовательной деятельности задаче всестороннего развития творческого потенциала личности. К принципам второго уровня он относит непрерывность и постоянность образования («вертикальная интеграция»), последовательность и преемственность разных этапов образования, доступность к любой ступени образования всех членов общества, добровольность участия и ответственность, «конкретное удовлетворение конкретных потребностей» личности в гармоничном сочетании общественных и личных интересов, использование возможностей всех сфер общества в образовательновоспитательных целях («горизонтальная интеграция»). К третьему уровню причисляются вариативность и структурно-организационная гибкость системы непрерывного образования [1].
Основными принципами непрерывного образования, по мнению С.Я. Батышева, выступают такие, как:
- ориентация на всестороннее, гармоничное развитие личности, сочетание ее интересов с интересами общества;
- опережающий характер обучения на основе прогнозирования технического развития общества;
- мотивация осознанной необходимости постоянного получения знаний, умений и навыков;
- целостность единой системы непрерывного образования, соответственность различных его видов и форм с учетом последовательного усложнения получаемых знаний и умений [6].
Перечисленные выше принципы, лежащие в основе системы непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере, отражают лишь содержательные подходы к данному процессу, но, к сожалению, не учитывают его организационную структуру.
В связи с этим приобретает особую важность принцип преемственности, способный реализовывать системообразующую и содержательно-структурированную функцию. Среди важнейших общедидактических принципов непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере принцип преемственности занимает особое место, т. к. предполагает опору на приобретенные профессиональные и социокультурные знания, преломление их на последующем образовательном уровне с учетом целей, задач, содержания и психофизиологических особенностей личности каждого из них.
Данный принцип действует в пределах любого образовательного уровня в системе непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере и направлен на поступательно-восходящее развертывание
всего образовательного процесса в соответствии с содержанием, формами, методами и технологиями деятельности при обязательном учете иных качественных изменений в социуме.
В общефилософском понимании преемственность - это взаимосвязь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его
характеристик при переходе к новому состоянию [1].
В социокультурном понимании преемственность в системе непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере рассматривается нами как связь между явлениями в процессе развития и познания личности и общества, в результате чего происходит передача и усвоение социально-культурных и образовательных ценностей от поколения к поколению [6].
Анализ научно-методической литературы показывает, что проблемой преемственности воспитания и обучения занимались многие исследователи, такие как Ю.А. Кустов, М.И. Махмутов, В.Ф. Башарин, А.А. Таррасте, С.Я. Баев, Г.Н. Варко-вецкая и др.
Новые социально-экономические условия, процессы интеграции и дифференциации науки и образования выдвигают новый социальный заказ на формирование профессиональной, социально-значимой и духовнонравственной личности, что приводит к проектированию и моделированию современных образовательных систем при обязательном соблюдении преемственности на всех уровнях формирования и развития личности.
Большой вклад в раскрытие сущности педагогической преемственности в области общеобразовательной и профессиональной школы внес А.В. Батаршев, который на основе анализа литературных источников и обобщив передовой педагогический опыт разработал концепцию целостной трехкомпонентной педагогической системы преемственности обучения - стимулирующе-мотива-ционный, содержательный и процессуальнодеятельностный компоненты [6].
Все составляющие компоненты преемственности обучения действуют одновременно, взаимообусловливая и взаимодополняя друг друга, поэтому их нельзя рассматривать изолировано друг от друга.
Анализ научно-методической литературы и практические наблюдения подтверждают вывод, сделанный А.В. Батаршевым, о том, что специфика преемственности в становлении личности заключается в том, что в отличие от преемственности в содержании, методах, формах и средствах обучения в ней видна вертикаль ее составляющих, в основном по уровням обучения: школа - ссуз -
вуз. При переходе от одной ступени обучения к другой совершенствуются функциональные механизмы психики, к которым относятся механизмы восприятия информации, памяти, мышления, психомоторики, саморегуляции, обеспечивающей управление психическими процессами поведения и эмоционально-волевой сферой личности; приобретают ярко выраженную индивидуальность типологические свойства, а именно - характер, темперамент, способности и онтогенетические особенности развития личности.
Следовательно, преемственность в образовании личности проявляется в ее динамике, предполагающей изменение свойств и качеств, обучаемых в процессе социальнокультурной деятельности, главными целями которой выступают познание, труд и общение.
Непрерывную подготовку специалистов в социально-культурной сфере можно определить как многоуровневое пространство, в котором каждый последующий уровень отражает определенный этап гуманизации личности, вытекает из предыдущего, логически переходит в последующий, образуя непрерывность деятельности.
Данный подход позволяет переосмыслить действующие социальные механизмы управления, образования и развития социально-культурной сферы в непрерывном образовании и выработать новые принципы, учитывающие качественное изменение социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, влияющей на преобразование личности и общества.
Рассмотрим систему принципов в социально-культурной сфере.
Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Принципы социальнокультурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы» [1, 7].
Как совершенно справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «в настоящее время формируется новая система принципов социально-культурной деятель-
ности. Происходит их существенная трансформация, обновленная новой социальнокультурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации, гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей» [1].
Авторы выделяют общие принципы социально-культурной деятельности:
- принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и культурных ценностей;
- принцип всеобщего массового куль-туротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;
- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национальноэтнического опыта, традиций и инноваций;
- принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере [1].
В современной культурологической литературе существуют и иные точки зрения на систему принципов социально-культурной деятельности. Так, А.С. Ковальчук относит к ним научность, правдивость, синкретизм, принцип ценности и значимости, непрерывность и единство [1].
Обусловленный нами ранее исходный концепт понятия «непрерывное образование в социально-культурной сфере» представляет собой целенаправленный образовательный процесс индивида на протяжении всей жизнедеятельности, воздействующий на всестороннее развитие его гуманистической направленности, ориентирующий на доступность духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышающий социокультурную активность, исходя из государственных, общественных и личностных потребностей и запросов.
Опираясь на вышеперечисленные концептуальные подходы к непрерывному образованию и социально-культурной деятельно-
сти, мы можем определить систему принципов непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере. Под принципами непрерывной подготовки специалистов в социально-культурной сфере мы понимаем исходные фундаментальные положения, в которых отражаются наиболее специфические, сущностные характеристики и закономерности данного процесса.
Данная позиция позволяет сформулировать принципы социально-культурной сферы в непрерывной подготовке специалистов как наиболее общие положения, которые отражают ее сущность, направленность, содержание и формы.
К ним мы относим:
- принцип многоуровневости;
- принцип дополнительности;
- принцип маневренности;
- принцип интеграции;
- принцип преемственности и неразрывной связи социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования образования и других сфер общества;
- принцип синкретизма (построение новых парадигм на прошлом социально -культурном опыте);
- принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип развития инициативы и самоорганизации;
- принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам;
- принцип системности и последовательности;
- принцип фасилитации и интереса;
- информационно-просветительный принцип.
Остановимся кратко на их рассмотрении.
Применительно к системе непрерывного образования в социально-культурной сфере принцип многоуровневости предоставляет личности больше возможностей для выбора построения индивидуальной образовательной траектории в социокультурном пространстве.
Принцип дополнительности особо подчеркивает значимость системы непрерывного образования в социально-культурной сфере как наиболее мобильной подсистемы, оперативно реагирующей на быстро меняющиеся условия социума.
Принцип маневренности связан с возможностью движения человека в социокультурном образовательном пространстве «по горизонтали» и предусматривает смену человеком области профессиональной деятельности или получения параллельного дополнительного образования.
Принцип интеграции предопределяет создание единого образовательного пространства, обеспечивает связь между уровнями системы и обуславливает механизмы интеграции личностного, содержательного и организационного аспектов непрерывной подготовки специалистов. В центре любого уровня системы непрерывного образования в социально-культурной сфере поставлен человек, со своими интересами и творческой активностью. В этой связи личность выступает самостоятельным субъектом процесса непрерывного образования, а само образование в социокультурной сфере приобретает персонифицированный, личностно-ориентированный характер.
Осуществление принципа преемственности и неразрывной связи социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования образования и других сфер общества предполагает соблюдение ряда условий, таких как:
- целенаправленность образовательного процесса в социально-культурной сфере -наличие целей образовательного, педагогического и культуроразвивающего воздействия;
- определенность образовательного процесса в социально-культурной сфере, т. е. каждое образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с учетом только ему присущих задач и соответствующих форм, средств, методов и технологий;
- оперативность образовательного процесса в социально-культурной сфере - актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности личности и т. п.;
- непрерывность образовательного процесса в социально-культурной сфере, ко-
торая предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений, поддержание норм и традиций вне зависимости от возрастной общности, от социально-
образовательных учреждений (последовательность, систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).
Принцип синкретизма открывает возможность построения принципиально новых парадигм непрерывного образования в социально-культурной сфере на основе позитивного опыта предыдущих поколений. В процессе реализации данного принципа социально-культурная сфера может оказывать влияние на выбор стратегий политического и социально-экономического развития общества, расширять многообразие субъектов деятельности, форм собственности, организационных структур и социально-культурных программ.
Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности отражает возможность достижения цели определенной личностью путем реализации всех ее внутренних и внешних условий, означает право свободного выбора ценностей на основе многообразия взглядов, идеологий, верований, творческой деятельности, предлагаемой социально-образовательным учреждением, и выражает тенденцию к процессу самоорганизации личности. В этом его истинная ценность и значимость.
Принцип систематичности и целенаправленности предполагает сочетание целесообразного, планомерного и последовательного непрерывного процесса во взаимодействии с социально-образовательными учреждениями, осуществляющими свою деятельность на основе разработанной единой системы целей, задач, содержания, форм и методов воздействия. Данный принцип расставляет приоритеты в решении образовательных задач, выдвигая на передний план формирование мотивационной основы для самореализации личности и удовлетворения ее познавательных потребностей.
Принцип развития инициативы и самоорганизации основывается на творческой активности личности, увлеченности и инициативе, поощрении и стимулировании и обеспечивает обучающимся возможность осознавать свои ошибки и находить необходимые
способы деятельности. Данный принцип позволяет сформировать личностную значимость обучения, т. к. обучающийся самостоятельно планирует и организует свою деятельность, формулируя проблему и определяя пути ее решения.
Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам открывает возможность не только для изучения конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально-психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, для определения содержания социально-культурных мероприятий, но и для разработки наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы.
Принцип системности и последовательности. Системный подход предполагает взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность уровневых компонентов системы. Данный принцип необходим при создании социокультурных проектов развития на всех уровнях системы непрерывного образования при моделировании социальнокультурной деятельности разновозрастных категорий людей с использованием специфических видов, форм, методов и технологий социально-культурной деятельности.
Отправным принципом организации образования в условиях свободного времени на всех уровнях системы непрерывной подготовки специалистов выступает принцип фа-силитации (облегчения) и интереса, в основе которого заложены основы дидактики, в чьих рамках происходит разработка совокупности проблем, связанных с передачей и усвоением социокультурных знаний, обусловленных особенностями субъекта, объекта, целей, содержания, методов, форм и технологий. Данный принцип позволяет извне лишь стимулировать и в нужных случаях корректировать образовательный процесс, подчиняющийся общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реально развивающейся практики, а соответственно, влияют на характер его научного отражения. Однако основой его остается собственная активность личности.
Информационно-просветительный принцип позволяет влиять не только на обогащение духовно-нравственной и культурноценностной основы знаний, но и значительно повышать качество рационального познания, что ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности. Применение полученных знаний в качестве необходимого регулятора различных видов предметнопрактической деятельности, благодаря данному принципу, при определенных организационно-педагогических условиях начинает активно влиять на последовательное углубление процесса познания и умелое использование их в просветительных целях.
Таким образом, перечисленные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, многоуровневый, динамичный подходы к деятельности системы непрерывной подготовки специалистов в социальнокультурной сфере и определяют ее методологию и содержание.
Принцип есть центральное понятие, лежащее в основе содержания какой-либо системы, представляющее обобщение процесса на все явления какой-либо деятельности и преобразования избранного объекта. Данный подход позволяет трактовать понятие «принцип» как важнейшее условие теории познания личности, развития ее духовного потенциала, самоопределения и самовыражения, адекватных запросам социума.
Выделенные принципы рассмотрены в логике их соподчинения, которая закономерно определяет образовательную функцию социально-культурной деятельности как наиболее значимую. Реализация этой функции позволяет сформировать новую образовательную парадигму системы непрерывного образования в социально-культурной сфере.
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
2. Новиков А.М. Принцы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. № 3. С. 11-17.
3. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.
4. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978.
5. Федоров В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научного центра РАО. 2000. № 2 (4).
6. Батышев С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих // Методологические основы исследования в области педагогики, психологии и профтехобразования. М., 1985.
Поступила в редакцию 19.11.2011 г.
UDC 371
PRINCIPLES OF SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION IN WELFARE SPHERE
Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Socio-cultural Activity Department, Vice Director for Social and Educational Technologies Academy, e-mail: [email protected]
In the article on the basis of the interpretation of methodological principles of education the author revealed the ideas of changing the view of the principles according to the theory of welfare sphere; they should form the new view of the paradigm of continuous education in welfare sphere.
Due to the maintain-functional approach the author discovered and based the main principles that serve as the basis for building and organizing of system of continuous education in welfare sphere.
Key words: principles traditional, specific; system of continuous education; welfare sphere.