ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Т.Э. Мангер
В статье, на основе интерпретации методологических принципов непрерывного образования, автором выявлены тенденции видоизменения данных принципов применительно к теории социальнокультурной деятельности, которые призваны сформировать новый облик парадигмы непрерывного образования в социально-культурной сфере. С точки зрения содержательно-функционального подхода автором выделены и обоснованы основные принципы, которые служат основой для построения и организации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере.
Ключевые слова: традиционные принципы, специфические принципы, система непрерывного образования, социально-культурная сфера, гуманизация личности, преемственность.
Одним из приоритетных показателей экономического роста современного цивилизованного общества выступает уровень развития социально-культурной сферы как важнейший компонент качества жизнедеятельности человека. Развитие культуры и образования способствует не только переходу личности на более высокий уровень развития, но и приобретает черты одного из важнейших принципов модернизации и гуманизации государства и общества.
В современных условиях перехода общества на новый социально значимый уровень всю большую актуальность приобретают исследования выявления закономерностей и регулятивных механизмов воздействия непрерывного образования в социальнокультурной сфере на формирование, целенаправленное развитие и совершенствование личности на протяжении всей жизнедеятельности.
Данный подход позволяет рассматривать непрерывный процесс формирования личности в социально-культурной сфере как целостно-ценностную систему, включающую в себя последовательное развитие личного опыта индивида (направленность, духовнонравственные установки, мотивы, потребности, знания, умения и навыки), механизмов восприятия, индивидуальных особенностей личности на каждом этапе ее развития.
Для постижения данного процесса необходимо рассмотреть и обосновать генезис понятия «принцип», определяющий методологию и методическое построение содержания системы непрерывного образования, которым следует руководствоваться при моделировании новой образовательной парадигмы в социально-культурной сфере.
Построение содержания системы непрерывного образования в социально-культурной сфере возможно при условии выявления основных исходных положений, т. е. определения общих и бинарных принципов, составляющих целостное представление о содержании и выделении его инвариантов в каждом элементе данной системы и его вариативных структурных компонентов.
Понятие «принцип» имеет латинское происхождение, означает «основа», «начало». Новый словарь иностранных слов трактует термин «принцип» следующим образом: «Принцип (от латинского рппиршш - начало, основа), 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) внутреннее убеждение человека. определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности» [1]. В.С. Сластенин и И.Ф. Исаев определяют понятие «принцип» как «концентрированное выражение научных результатов в практических целях, находящих свое выражение в формах, конечных результатах и являющих-
ся точкой построения образовательной деятельности» [2].
Прежде чем перейти к описанию содержания принципов системы непрерывного образования и социально-культурной деятельности, нам хотелось бы дать характеристику традиционных принципов, которые, по нашему мнению, являются общими и приоритетными в данных процессах.
К ним мы относим следующие принципы:
1. Принцип научности - включение в содержание образования наряду с устоявшимися знаниями наиболее фундаментальных проблем дидактической педагогики; вооружение личности глубокими профессиональными и социокультурными знаниями, практическими умениями и навыками, приобщение их к научно-исследовательской деятельности. В условиях непрерывного образования в социально-культурной сфере данный принцип определяет не только отбор социокультурной деятельности, но и способы ее усвоения, адекватные современному менталитету.
2. Принцип системности и целостности -процесс передачи и усвоения знаний, осуществляемый в определенной, педагогически обоснованной системе: содержание образования должно отражать логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности.
3. Принцип наглядности - процесс активного восприятия информации посредством воздействия на органы чувств на основе использования средств и современных технологий, которые будут способствовать реализации дидактических целей, представляться в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.
4. Принцип доступности - возможность достижения цели образования путем реализации всех его внутренних и внешних условий (учебный материал, системы методов, приемов, средств обучения и т. п.).
5. Принцип сознательности и активности - глубокое и самостоятельное осмысление знаний, осознание значимости изучаемого предмета и проявление познавательной активности обучаемых, которые зависят от ряда условий и факторов, таких как мотивы обучения, уровень и характер познаватель-
ной активности, организация образовательного процесса и т. п.
Рассмотрим различные научные концепции принципов непрерывного образования. Так, Р. Даве впервые выделил и систематизировал принципы непрерывного образования, при определении которых в качестве системообразующего фактора выступают формы образования [3].
А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, В. Д. Шадриков определяют принципы, присущие непрерывному образованию, с позиций структурно-функциональной концепции.
А.П. Владиславлев выделяет принцип целенаправленности в обучении и воспитании, предполагающий организацию целенаправленной деятельности по развитию человека, составляющей основное содержание непрерывного образования; принцип индивидуального обучения, предусматривающий как неповторимый характер каждой личности, так и разработку «уникального, единственного в своем роде содержания образования»; принцип системности, предполагающий «создание именно системы непрерывного образования, организационным принципом и основой построения которой должен стать системный подход» и принцип непрерывности [4-6].
Характерными принципами непрерывного образования, по мнению Б.С. Гершунско-го, выступают целостность, непрерывность, прогностичность, гибкость и динамичность, интегративность, преемственность, самообразование, адаптивность [5]. При этом центральными направлениями развития самой системы непрерывного образования выступают такие, как:
- совершенствование компонентов системы;
- интенсивное развитие общественных форм образования и самообразования;
- создание единой государственной и естественной системы профориентации и профотбора для наиболее полного выявления и реализации способностей, интересов и склонностей каждого человека;
- развитие единой системы непрерывного педагогического образования, ориентированной на опережающее кадровое обеспечение всех звеньев системы народного образования [5].
Однако при определении указанных выше принципов и направлений в качестве сис-
темообразующего фактора Б.С. Гершунский принимает все же лишь формы образования.
В. Д. Шадриков выделяет принципы непрерывного образования в контексте развития системы непрерывного образования, где приоритетом выступает разработка долгосрочных программ, рассчитанных на всю жизнь, отличающихся завершенностью, в которых должны быть четко обозначены и содержательно прописаны ступени роста личности в профессиональном и общекультурном аспектах. В этой связи система непрерывного образования должна:
- на каждой своей ступени оптимально реализовывать интересы личности и государства;
- быть единой, что возможно на основе интеграции как детально проработанных отдельных целевых программах, так и усилий отдельных министерств и ведомств;
- быть максимально дифференцированной, чтобы обеспечивать единство социального и индивидуального в развитии личности;
- быть открытой через процесс самообразования и самовоспитания личности [6].
По мнению А.М. Новикова, с точки зрения структурно-функциональной концепции системообразующим фактором непрерывного образования должна выступать его целостность [7].
Концепция А.М. Новикова основана на следующих положениях.
Во-первых, определяя понятие «непрерывное образование», А. М. Новиков относит его к трем объектам (субъектам): личности, образовательным процессам (образовательным программам), организационной структуре образования. По его мнению, «непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения» [7].
Во-вторых, А.М. Новиков полагает, что при реализации непрерывного образования приоритетным должно быть «рассмотрение непрерывного профессионального образования с содержательной стороны как системы образовательных процессов, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами образования» [7].
В-третьих, построение содержания непрерывного образования, по его мнению, осуществляется на основе трех принципов: принципа многоуровневости, принципа дополнительности, принципа маневренности, которые были выделены в соответствии с тремя разными векторами движения человека в образовательном пространстве [7]. Первый вектор - «вектор движения вверх» предполагает движение по уровням образования. Второй вектор - «вектор движения вбок» означает, что человек имеет возможность не только продолжать образование, но и менять профессиональные приоритеты и вкусы. Третий вектор - «вектор движения вперед» предполагает повышение самообразования и самосовершенствования.
Кроме того, А.М. Новиков выделяет в особую категорию принцип интеграции образовательных структур, условия реализации которого направлены на обеспечение профессионально-психологической подготовки и достижения единства знаний в содержательном, структурном, логико-гносеологическом аспектах и выраженных целевых установках [7].
С позиции человеческого фактора подходят к определению принципов непрерывного образования такие исследователи, как
В.А. Федоров, В.Г. Осипов, С.Я. Батышев [8-10]. Так, В.А. Федоров обусловливает социально-философскую сущность непрерывного образования возрастанием роли человеческого фактора в современных условиях вообще и в системе образования в частности. «Постоянно растущая потребность в знаниях становится доминантной характеристикой творческой личности» [10]. Однако В.А. Федоров также придерживается и структурнофункциональной концепции определения принципов системы непрерывного образования, выделяя в них соответствие содержания этапов непрерывного образования стадиям профессионального становления личности и преемственность образовательных программ [10].
В.Г. Осипов располагает принципы непрерывного образования по иерархическим уровням. Принципы первого уровня отображают подчинение всей образовательной деятельности задаче всестороннего развития творческого потенциала личности. К принципам второго уровня он относит непрерыв-
ность и постоянность образования («вертикальная интеграция»), последовательность и преемственность разных этапов образования, доступность к любой ступени образования, всеобщность для всех членов общества, добровольность участия и ответственность, «конкретное удовлетворение конкретных потребностей» личности в гармоничном сочетании общественных и личных интересов, использование возможностей всех сфер общества в образовательно-воспитательных целях («горизонтальная интеграция»). К третьему уровню причисляются вариативность и структурно-организационная гибкость системы непрерывного образования [9].
Основными принципами непрерывного образования, по мнению С.Я. Батышева, выступают такие, как:
- ориентация на всестороннее, гармоничное развитие личности, сочетание ее интересов с интересами общества;
- опережающий характер обучения на основе прогнозирования технического развития общества;
- мотивация осознанной необходимости постоянного получения знаний, умений и навыков;
- целостность единой системы непрерывного образования, соответственность
различных его видов и форм с учетом последовательного усложнения получаемых знаний и умений [8].
Перечисленные выше принципы, лежащие в основе системы непрерывного образования, отражают лишь содержательные подходы к данному процессу, но, к сожалению, не учитывают его организационную структуру.
В связи с этим приобретает особую важность принцип преемственности, способный реализовывать системообразующую и содержательно-структурированную функцию. Среди важнейших общедидактических принципов непрерывного образования принцип преемственности занимает особое место, т. к. предполагает опору на приобретенные профессиональные и социокультурные знания, преломление их на последующем образовательном уровне с учетом целей, задач, содержания и психофизиологических особенностей личности каждого из них. В системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере принцип преемственности выступает как наиболее значимый принцип
формирования гуманистической личности, включающий в себя многообразие содержания, форм, методов, средств и технологий.
Данный принцип действует в пределах любого образовательного уровня в системе непрерывного образования и направлен на поступательно-восходящее развертывание
всего образовательного процесса в соответствии с содержанием, формами, методами и технологиями деятельности при обязательном учете иных качественных изменений в социуме.
В общефилософском понимании преемственность - это взаимосвязь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [11].
В социокультурном понимании преемственность в системе непрерывного образования рассматривается нами как связь между явлениями в процессе развития и познания личности и общества, в результате чего происходит передача и усвоение социальнокультурных и образовательных ценностей от поколения к поколению [12].
Анализ научно-методической литературы показывает, что проблемой преемственности воспитания и обучения занимались многие исследователи, такие как Ю.А. Кустов, М.И. Махмутов, В.Ф. Башарин, А.А. Тар-расте, С.Я. Баев, Г.Н. Варковецкая и др.
Новые социально-экономические условия, процессы интеграции и дифференциации науки и образования выдвигают новый социальный заказ на формирование социально-значимой и духовно-нравственной личности, что приводит к проектированию и моделированию современных образовательных систем при обязательном соблюдении преемственности на всех уровнях формирования и развития личности.
Большой вклад в раскрытие сущности педагогической преемственности в области общеобразовательной и профессиональной школы внес А.В. Батаршев, который на основе анализа литературных источников и обобщения передового педагогического опыта разработал концепцию целостной трехкомпонентной педагогической системы преемственности обучения - стимулирующее-
мотивационный, содержательный и процессуально-деятельностный компоненты [12].
Все составляющие компоненты преемственности обучения действуют одновременно, взаимообуславливая и взаимодополняя друг друга, поэтому их нельзя рассматривать изолированно друг от друга.
Анализ научно-методической литературы и практические наблюдения подтверждают вывод, сделанный А.В. Батаршевым, о том, что специфика преемственности в становлении личности заключается в том, что в отличие от преемственности в содержании, методах, формах и средствах обучения в ней видна вертикаль ее составляющих, в основном по уровням обучения: школа - училище -вуз. При переходе от одной ступени обучения к другой совершенствуются функциональные механизмы психики, к которым относятся механизмы восприятия информации, памяти, мышления, психомоторики, саморегуляции, обеспечивающей управление психическими процессами поведения и эмоционально-волевой сферой личности; приобретают ярко выраженную индивидуальность типологические свойства, а именно: характер, темперамент, способности и онтогенетические особенности развития личности.
Следовательно, преемственность в образовании личности проявляется в ее динамике, предполагающей изменение свойств и качеств обучаемых в процессе социально-культурной деятельности, главными целями которой выступают познание, труд и общение.
Непрерывное образование в социальнокультурной сфере можно определить как многоуровневое пространство, в котором каждый последующий уровень отражает определенный этап гуманизации личности, вытекает из предыдущего, логически переходит в последующий, образуя непрерывность деятельности.
Данный подход позволяет переосмыслить действующие социальные механизмы управления, образования и развития социально-культурной сферы в непрерывном образовании и выработать новые принципы, учитывающие качественное изменение социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, влияющей на преобразование личности и общества.
Рассмотрим систему принципов в социально-культурной сфере.
Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Принципы социальнокультурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы» [13].
Как совершенно справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «в настоящее время формируется новая система принципов социально-культурной деятельности. Происходит их существенная трансформация, обновленная новой социальнокультурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации, гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей» [13].
Авторы выделяют общие принципы социально-культурной деятельности:
- принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и культурных ценностей;
- принцип всеобщего массового куль-туротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;
- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национальноэтнического опыта, традиций и инноваций;
- принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере [13].
В современной культурологической литературе существуют и иные точки зрения на систему принципов социально-культурной деятельности. Так, А.С. Ковальчук относит к ним научность, правдивость, синкретизм, принцип ценности и значимости, непрерывность и единство [14].
Обусловленный нами ранее исходный концепт понятия «непрерывное образование в социально-культурной сфере» представляет собой целенаправленный образовательный процесс индивида на протяжении всей жизнедеятельности, воздействующий на всестороннее развитие его гуманистической направленности, ориентирующий на доступность духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышающий социокультурную активность, исходя из государственных, общественных и личностных потребностей и запросов.
Опираясь на вышеперечисленные концептуальные подходы к непрерывному образованию и социально-культурной деятельности мы можем определить систему принципов непрерывного образования в социальнокультурной сфере. Под принципами непрерывного образования в социально-культурной сфере мы понимаем исходные фундаментальные положения, в которых отражаются наиболее специфические, сущностные характеристики и закономерности данного процесса.
Такая позиция позволяет сформулировать принципы социально-культурной сферы в непрерывном образовании личности как наиболее общие положения, которые отражают ее сущность, направленность, содержание и формы.
К ним мы относим:
1) принцип многоуровневости;
2) принцип дополнительности;
3) принцип маневренности;
4) принцип интеграции;
5) принцип преемственности и неразрывной связи социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования образования и других сфер общества;
6) принцип синкретизма (построение новых парадигм на прошлом социальнокультурном опыте);
7) принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
8) принцип систематичности и последовательности;
9) принцип развития инициативы и самоорганизации;
10) принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам;
11) принцип системности и последовательности;
12) принцип фасилитации и интереса;
13) информационно-просветительный принцип.
Остановимся кратко на их рассмотрении.
Применительно к системе непрерывного образования в социально-культурной сфере принцип многоуровневости предоставляет личности больше возможностей для выбора построения индивидуальной образовательной траектории в социокультурном пространстве.
Принцип дополнительности особо подчеркивает значимость системы непрерывного образования в социально-культурной сфере как наиболее мобильной подсистемы, оперативно реагирующей на быстро меняющиеся условия социума.
Принцип маневренности связан с возможностью движения человека в социокультурном образовательном пространстве «по горизонтали» и предусматривает смену человеком области профессиональной деятельности или получения параллельного дополнительного образования.
Принцип интеграции предопределяет создание единого образовательного пространства, обеспечивает связь между уровнями системы и обусловливает механизмы интеграции личностного, содержательного и организационного аспектов непрерывного образования. В центре любого уровня системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере поставлен человек со своими интересами и творческой активностью. В этой связи личность выступает самостоятельным субъектом процесса непрерывного образования, а само образование в социокультурной сфере приобретает персонифицированный, личностно-ориентированный характер.
Осуществление принципа преемственности и неразрывной связи социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования образования и других сфер общества предполагает соблюдение ряда условий, таких как:
- целенаправленность образовательного процесса в социально-культурной сфере - наличие целей образовательного, педагогического и культуроразвивающего воздействия;
- определенность образовательного процесса в социально-культурной сфере, т. е. каждое образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с учетом только ему присущих задач и соответствующих форм, средств, методов и технологий;
- оперативность образовательного процесса в социально-культурной сфере -актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности личности и т. п.;
- непрерывность образовательного процесса в социально-культурной сфере, которая предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений, поддержание норм и традиций вне зависимости от возрастной общности, от социально-образовательных учреждений (последовательность, систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).
Принцип синкретизма открывает возможность построения принципиально новых парадигм непрерывного образования в социально-культурной сфере на основе позитивного опыта предыдущих поколений. В процессе реализации данного принципа социально-культурная сфера может оказывать влияние на выбор стратегий политического и социально-экономического развития общества, расширить многообразие субъектов деятельности, форм собственности, организационных структур и социально-культурных программ.
Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности отражает возможность достижения цели, определенной личностью путем реализации всех ее внутренних и внешних условий, обозначает право свободного выбора ценностей на основе многообразия взглядов, идеологий, верований, творческой деятельности, предлагаемой социально-образовательным учреждениям, и выражает тенденцию к процессу самоорганизации личности. В этом его истинная ценность и значимость.
Принцип систематичности и целенаправленности предполагает сочетание целесообразного, планомерного и последовательного непрерывного процесса во взаимодействии с социально-образовательными учреждениями, осуществляющими свою деятельность на основе разработанной единой системы целей, задач, содержания, форм и ме-
тодов воздействия. Данный принцип расставляет приоритеты в решении образовательных задач, выдвигая на передний план формирование мотивационной основы для самореализации личности и удовлетворение ее познавательных потребностей.
Принцип развития инициативы и самоорганизации основывается на творческой активности личности, увлеченности и инициативе, поощрении и стимулировании и обеспечивает обучающимся возможность осознавать свои ошибки и находить необходимые способы деятельности. Данный принцип позволяет сформировать личностную значимость обучения, т. к. обучающийся самостоятельно планирует и организует свою деятельность, формулируя проблему и определяя пути ее решения.
Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам открывает возможность не только для изучения конкретных социальнодемографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально-психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, для определения содержание социально-культурных мероприятий, но и для разработки наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы.
Принцип системности и последовательности предполагает взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность уровне -вых компонентов системы. Данный принцип необходим при создании социокультурных проектов развития на всех уровнях системы непрерывного образования, при моделировании социально-культурной деятельности разновозрастных категорий людей с использованием специфических видов, форм, методов и технологий социально-культурной деятельности.
Отправным принципом организации образования в условиях свободного времени на всех уровнях системы непрерывного образования выступает принцип фасилитации (облегчения) и интереса, в основе которого заложены основы дидактики, в рамках которых происходит разработка совокупности проблем, связанных с передачей и усвоением социокультурных знаний, обусловленных особенностями субъекта, объекта, целей, со-
держания, методов, форм и технологий. Данный принцип позволяет извне лишь стимулировать и в нужных случаях корректировать образовательный процесс, подчиняющийся общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реально развивающейся практики, а соответственно, влияют на характер его научного отражения. Однако основой его остается собственная активность личности.
Информационно-просветительный принцип позволяет влиять не только на обогащение духовно-нравственной и культурноценностной основы знаний, но и значительно повышать качество рационального познания, что ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.
Таким образом, перечисленные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, многоуровневый, динамичный подходы к деятельности системы непрерывного образования в социально-культурной сфере и определяют ее методологию и содержание.
Принцип есть центральное понятие, лежащее в основе содержания какой-либо системы, представляющее обобщение процесса на все явления какой-либо деятельности и преобразования избранного объекта. Данный подход позволяет трактовать понятие «принцип» как важнейшее условие теории познания личности, развития ее духовного потенциала, самоопределения и самовыражения, адекватных запросам социума.
Выделенные принципы рассмотрены в логике их соподчинения, которая закономерно определяет образовательную функцию социально-культурной деятельности как наиболее значимую. Реализация этой функции позволяет сформировать новую образовательную парадигму системы непрерывного образования в социально-культурной сфере.
1. Новый словарь иностранных слов. Мн., 2005.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М., 1977.
3. Dave R.H. (ed.) Foundations of Libelong Education: Some Methodological Aspectes. P., 1976.
4. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978.
5. Гершунский Б. С. Прогностические проблемы развития педагогики непрерывного образования // Новые исследования в пед. науках. 1988. № 2.
6. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
7. НовиковА.М. Принцы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. № 1.
8. Батышев С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих // Методологические основы исследования в области педагогики, психологии и профтехобразования. М., 1985.
9. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989.
10. Федоров В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научного центра РАО. 2000. № 2 (4).
11. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
12. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб., 1996.
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
14. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, 1997.
Поступила в редакцию 11.06.2008 г.
Manger T.E. The principles of the system of continuous education in socio-cultural sphere. In the article on the basis of the interpretation of methodological principles of education the author revealed the ideas of changing the view of the principles, according to the theory of welfare sphere; they should form the new view of the paradigm of continuous education in welfare sphere. Due to the main-tain-functional approach the author discovered and grounded the major principles that serve as the basis for building and organizing of system of continuous education in welfare sphere.
Key words: traditional principles, specific, the system of non-continuous education, socio-cultural sphere, personality humanization, succession.