Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМАХ ВНЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАХ ВНЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ООН / ОБСЕ / права человека / декларация / конвенция / хартия / Совет Европы / Европейский Союз.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова О.К.

Статья посвящена анализу правового регулирования института прав и свобод человека на международном и европейском региональном уровнях. Актуальность темы состоит в необходимости совершенствования системы обеспечения защиты прав и свобод человека на международном и региональном уровне. Автор рассматривает на примере Организации объединенных наций и Совета Европы формирование законодательства в области защиты прав и свобод человека, уделяя внимание механизму их реализации на европейском пространстве. Основное внимание акцентируется на международной и европейской системах, ставших основой для формирования других региональных и межгосударственных структур по защите прав личности. На сегодняшний день существует насущная проблема создания более действенных методов обеспечения прав, это доказано в системе реализации решений Европейского Суда по правам человека. Так, в РФ конституционно установлена возможность обращения за защитой своих интересов в международные органы, однако, полученные результаты не всегда имеют положительный эффект. Анализ деятельности комиссии ОБСЕ, также вызывает сомнения, поскольку, принимаемые ею в последние годы решения иногда не поддаются логике. В итоге, мы приходим к выводу, о необходимости реформирования всех систем и действующих документов в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамова О.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМАХ ВНЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-393-399 NIION: 2018-0076-5/22-720 MOSURED: 77/27-023-2022-5-919

АБРАМОВА Ольга Кузьминична,

кафедры международного права и

старший преподаватель

внешнеэкономической деятельности

Юридического института Владимирского

государственного университета имени Александра Гэигорьевича и

Николая Гэигорьевича Столетовых,

e-mail: oka-28@mail.ru

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАХ ВНЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Статья посвящена анализу правового регулирования института прав и свобод человека на международном и европейском региональном уровнях. Актуальность темы состоит в необходимости совершенствования системы обеспечения защиты прав и свобод человека на международном и региональном уровне. Автор рассматривает на примере Организации объединенных наций и Совета Европы формирование законодательства в области защиты прав и свобод человека, уделяя внимание механизму их реализации на европейском пространстве. Основное внимание акцентируется на международной и европейской системах, ставших основой для формирования других региональных и межгосударственных структур по защите прав личности. На сегодняшний день существует насущная проблема создания более действенных методов обеспечения прав, это доказано в системе реализации решений Европейского Суда по правам человека. Так, в РФ конституционно установлена возможность обращения за защитой своих интересов в международные органы, однако, полученные результаты не всегда имеют положительный эффект. Анализ деятельности комиссии ОБСЕ, также вызывает сомнения, поскольку, принимаемые ею в последние годы решения иногда не поддаются логике. В итоге, мы приходим к выводу, о необходимости реформирования всех систем и действующих документов в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: ООН, ОБСЕ, права человека, декларация, конвенция, хартия, Совет Европы, Европейский Союз.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the legal regulation of the institution of human rights and freedoms at the international and European regional levels. The relevance of the topic lies in the need to improve the system for ensuring the protection of human rights and freedoms at the international and regional levels. The author examines the formation of legislation in the field of protection of human rights and freedoms on the example of the United Nations and the Council of Europe, paying attention to the mechanism of their implementation in the European space. The main attention is focused on the international and European systems, which have become the basis for the formation of other regional and interstate structures for the protection of individual rights. To date, there is an urgent problem of creating more effective methods for ensuring rights, this has been proven in the system for implementing the decisions of the European Court of Human Rights. Thus, in the Russian Federation, the possibility of applying for the protection of one's interests to international bodies is constitutionally established, however, the results obtained do not always have a positive effect. An analysis of the activities of the OSCE Commission also raises doubts, since the decisions

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ABRAMOVA Olga Kuzminichna,

Senior Lecturer in the Department of International Law and External Economic Activities at the Law Institute of Vladimir State University Alexander Grigoryevich and Nikolai Stoletov

ON THE ISSUE OF SYSTEMS OUTSIDE THE STATE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS.

it has made in recent years sometimes defy logic. As a result, we come to the conclusion that it is necessary to reform all systems and existing documents in this area.

Key words: UN, OSCE, human rights, declaration, convention, charter, Council of Europe, European Union.

Обращение к данной теме связано с постоянной актуальностью действия института прав и свобод человека и гражданина. Особую важность данное направление приобретает в XXI веке, когда европейская часть континента подвергается многочисленным потрясениям. Это и локальные, военные, национальные конфликты, и неоднократные потоки беженцев из других частей земного шара, собственные проблемы политического и социально-экономического характера. И какого бы из этих вопросов мы не коснулись, везде затрагиваются и, как правило, требуют защиты права человека.

Большая часть документов, различных институтов и всевозможных процедур в этой области возникли лишь в конце 40-х годов прошлого века. Все они гарантируют исполнение государствами или же иными негосударственными субъектами своих обязательств в области прав и свобод человека. Связано это с двумя мировыми войнами первой половины 20 века, унесшими миллионы человеческих жизней, сделавших часть людей калеками, беззащитными, да и большая часть оставшегося населения в основном Европы оказалась в тяжелейших условиях разрухи. Именно тогда человечество стало понимать необходимость создания системы защиты не только государств, но и людей, находящихся там.

Как известно, первыми шагами в этой области на международном уровне стало создание Организации объединенных наций (далее - ООН) в 1945 г., поставившей первостепенную задачу по разработке пакета документов, направленного на защиту личности, определению перечня универсальных прав и свобод человека, находящегося в любом государстве.

В 1946 г. страны, которые только что пережили Вторую мировую войну, были глубоко осведомлены о разрушительных последствиях войны для человеческого общества [15]. Чтобы избежать повторения разорения будущих поколений, только что созданная ООН приступила к разработке общепризнанного нормативного акта в сфере прав человека, провозглашающего основные права и свободы человека. В результате неоднократных консультаций между представителями государств-членов был разработан проект Всеобщей декларации прав человека (далее - ВДПЧ). С момента ее принятия прошло почти 75 лет, но, содержащиеся там основные права и свободы человека актуальны и сегодня, кроме того они

получили новый статус, став стандартом прав человека.

Позднее было принято еще множество других международных документов, конкретизирующих нормы ВДПЧ. Да, собственно и сегодня, подавляющее большинство актов, так или иначе затрагивающих вопрос прав и свобод, основаны на положениях Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года[1]. Хотя, ее нормы имеют рекомендательный характер, за исключением тех, которые государство либо ратифицировало, либо имплементиро-вало в своем законодательстве. Тем не менее она послужила основой для создания и реализации: Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и др. Также, не стоит забывать о том, что некоторые положения Декларации за многолетний период практики успели обзавестись статусом норм обычного права.

«Стоит отметить, что причины, обусловившие необходимость принятия Всеобщей декларации прав человека, заключаются в следующем:

- невозможность обеспечить свободу, справедливый и всеобщий мир без признания достоинства, которое свойственно всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых их прав;

- наличие варварских актов по пренебрежению и презрению к правам человека, которые возмущают совесть человечества;

- подтверждение народами Объединенных Наций веры в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности и равноправие мужчин и женщин;

- стремление людей создать мир, в котором они будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды;

- взятое на себя государствами-членами ООН обязательство содействовать сотрудничеству с ней, поддержанию всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод;

- большое значение для полного выполнения этого обязательства имеет общее понимание характера этих прав и свобод;

- необходимость охранять права человека силой закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать как к последнему средству к восстанию против тирании и угнетения»^].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ВДПЧ впервые дала классификацию прав и основных свобод человека, поделив их на публичные и частные. В каждом направлении выделялись политические, экономические социальные, культурные и личные права.

Декларация способствовала зарождению принципиально нового отношения к правам человека как к проблеме, которой должны заниматься не только отдельные государства, но и человечество в целом.

Исповедание, соблюдение, охрана и защита государствами, на основании двусторонних или многосторонних международных соглашений, конвенций основных прав человека удостоверяют соответствие государственных канонов международным, а также подчеркивают демократичность и современность государственного строя. Исторические, довольно трагические моменты развития человечества приводили к нивелированию самого понятия «право человека». «Это стало возможным, в первую очередь, вследствие существования тоталитарных государственных режимов и их открытого злоупотребления властными институтами принуждения. Такие глобальные аспекты эволюции общества привели к критической необходимости международного урегулирования прав человека» [8]. Переломным моментом в этом вопросе, как уже говорилось выше, стала Вторая мировая война. Преступления, совершенные против человечества и человечности за этот драматический период времени, после их разоблачения, помогли сформировать осознание того, что само существование тоталитаризма является постоянной угрозой возникновению вооруженных конфликтов. С другой стороны, демократия стала бы обеспечением мирной внешней политики государств. Геноциды, апартеиды и другие массовые нарушения, происходящие на государственном уровне, могут быть преодолены только при условии открытого и полного мирового сотрудничества стран в этих отраслях.

Стандартизация прав человека в современном демократическом обществе должна соответствовать эволюционному периоду социального развития цивилизации и находить свое закрепление в международно-правовых актах, имеющих высшую юридическую силу и неукоснительно выполняющихся абсолютным кругом лиц. Результат международной работы, направленной на защиту прав и свобод человека, закреплен в определенных законодательных актах. К ним относятся:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Ее положения провозглашают признание человеческого достоинства каждого лица основополагающим пунктом концепции прав и свобод человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

- «Международный билль о правах человека. Он провозглашает неотъемлемые права и основные свободы человека» [14].

Современные страны-участницы ООН обязаны придерживаться принципа превалирования международного права над национальным, обеспечивать осуществление на своих территориях прав и свобод человека и гражданина с привлечением, в случае особой необходимости, всех внутригосударственных институтов, деятельность которых предусматривает их защиту. К таким институтам относят три категории государственных учреждений: комиссии по правам человека, омбудсмены и специальные государственные учреждения. Последние защищают от посягательств и дискриминации определенные группы и слои, обособляя их по определенному признаку, например, языковому, этническому, возрастному, гендерному, и тому подобное. В свою очередь, разнообразные общественные объединения, средства массовой информации, профессиональные союзы, национальные комиссии по правам человека, депутатский корпус, правоохранительные органы и неправительственные организации являются более действенным механизмом контроля за исполнением, а в крайних случаях - и защиты прав и свобод людей.

Считается, что защита прав и свобод человека в суде обеспечивает наилучшие гарантии соблюдения и восстановления нарушенных прав личности. Такой механизм существует как в виде внутригосударственного, так и международного, который имеет наивысшую силу. Решения международных судебных органов являются обязательными для исполнения с целью восстановления нарушенного права и недопущения возможных нарушений в будущем. Однако, многие государства, и Российская Федерация не является исключением, в целях защиты конституционного строя, суверенитета предусматривают особую процедуру их легитимации.

Правозащитная функция судебных органов состоит в охране имущественных и неимущественных прав граждан и иных субъектов права, восстановления утраченного права и т.д. Также определенные органы в судебной системе наделены возможностью отмены законов для недопущения подобных нарушений в будущем. В нашей стране речь идет о Конституционном Суде РФ и уставных судах субъектов РФ

В начале нового века и миллениума человечество все больше обращает внимание на благоприятные условия для существования, зависящие в первую очередь от власти государства, гражданами которого они являются. И даже оказавшись за пределами своей страны, они должны быть защищены от произвола и насилия в первую оче-

редь. Именно с этим связаны действия и меры международных организаций и межгосударственных объединений по созданию универсального правозащитного механизма личности. Конечно же, мировое сообщество задумалось над тем, чтобы создать реальный международный орган защиты прав человека и предоставления гарантий намного раньше, как уже говорилось еще в первой половине XX века. Это был Совет Безопасности ООН, а в области сотрудничества по вопросам развития ведущую роль стал исполнять экономический и Социальный Совет ООН (ЭКО-СОС) [11].

Несколько позже создается Совет Европы (далее СЕ), куда первоначально вошли десять государств, ставший пионером в формировании региональных правозащитных систем. Его целью с самого начала было создание и укрепления сплоченного союза между государствами-членами, что было очень актуально после Второй мировой войны. Целями объединения стала защита культурного наследия, создание прогрессивной социально-экономической системы, обеспечивающей защиту интересов граждан стран-участниц, находящихся в любом из этих государств.

Сегодня изменился как состав, так и цели организации. Членский состав значительно увеличился после распада системы стран социалистического лагеря в Центральной и Восточной Европе, и в настоящее время организация насчитывает 47 государств-членов. В знак признания расширения членского состава и меняющихся потребностей Европы в последние годы было проведено много саммитов по пересмотру целей, задач СЕ.

Принимаются декларации, разрабатываются стратегии и планы совместных действий, с учетом новых политических целей и путей. Впервые на высшем уровне саммит глав государств-участников проведен в 1993 г., зафиксировав создание обновленного состава объединения и рассмотрев свои новые цели. Новые задачи перед европейским сообществом были поставлены на Втором саммите в 1997 г. Подчеркнув идею первоначального создания, направленную на укрепление роли прав человека и демократии как основы для создания стабильности в Европе. В знак согласия, подписывается меморандум, где, в числе главных целей, организация определяла активную поддержку развития институтов демократии, защиты права человека и усиления социальной сплоченности, в том числе и за пределами объединения. В 2005 г. после третьей встречи на высшем уровне, выработан еще один общий план действий, который подтвердил важность новых ценностей и представил организации, очередное

проблемное направление, связанное с вопросами безопасности, гражданства, а также сотрудничества с другими международными организациями и институтами.

В то время как в различных декларациях и встречах на высшем уровне глав государств Совета Европы было признано, что цели организации эволюционировали, тем не менее, справедливо сказать, что ее наиболее важными документами остаются Европейская социальная хартия и Конвенция о правах человека. Указанные документы, считаются эффективными на региональном уровне и парадигматичными на международном уровне. Поэтому, считаем целесообразным напомнить некоторые факты, связанные с данными актами.

Итак, с момента основания (1949 г.) Совет Европы плодотворно поработал над формированием понятия и перечнем основных прав. В нынешнее время их признают все государства-участницы организации, на них базируется общеевропейская модель. И, как уже упоминалось, один из важных документов Совета Европы - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в дополнение которой приняты дополнительные протоколы в различных направлениях сотрудничества по защите прав и свобод чело-века[3].

Социальная хартия также постепенно совершенствуется, ее, фактически, заменяет документ 1961 г. В дальнейшем в текст включают ряд новых социальных прав, при этом трудовые права остались в качестве центрального звена. Пересмотренный текст вступил в силу в 1999 г. [5]. Включены такие новые права как: право участвовать в определении и улучшении условий труда и рабочей среды (статья 22), право на защиту в случае увольнения с работы (статья 24) и право на защиту от бедности и социальной изоляции (статья 30). В пересмотренной Социальной хартии, также есть условие, государства должны принять по крайней мере две трети, т.е. шесть из девяти, основных статей и ряд других прав или пунктов при условии, что общее число признанных норм, будет составлять не менее 16 статей или 63 пронумерованных пунктов.

Изменения вносятся и в основной учредительный документ рассматриваемой организации. Так, первоначальная версия Устава не содержала процедуры рассмотрения жалоб, а только обязательства по представлению отчетности. В силу чего, образованный Комитет экспертов не пользовался статусом суда, принимающего обязательные решения, а лишь оценивал соблюдение Социальной хартии в своих выводах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Принятая, в 1989 г., Европейская конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и дополнительные протоколы к ней. Конвенция предусматривает создание Европейского комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [6].

Созданный орган осуществляет свои, в основном профилактические, функции благодаря двум разновидностям посещения - периодическим и специальным (ad hoc). Согласно Конвенции, Комитет имеет широкие полномочия во время таких посещений, в том числе: неограниченный доступ на территорию соответствующего государства и право беспрепятственного передвижения; свободный доступ к любому месту пребывания лиц, лишенных свободы; доступ к исчерпывающей информации о местах содержания лиц, лишенных свободы, а также к другой информации, известной государству-участнику и необходимой Комитету для выполнения своих задач.

После каждого посещения ЕКПП готовит доклад, содержащий результаты проверки, а в случае необходимости рекомендации и другие советы, на основании которых продолжается диалог с соответствующим государством-участником.

Главной задачей Консультативного комитета (далее - КК), который начал свою работу 29 июня 1998 г., является рассмотрение государственных докладов и подготовка выводов, принятых соответствующей стороной для имплементации положений РК. Для этого КК имеет право: запрашивать у стороны, доклад которой рассматривается, дополнительную информацию; получать информацию из других источников; проводить заседания с участием представителей правительства, доклад которого рассматривается, и делать это, если соответствующее правительство обращается с такой просьбой прочее (раздел II).

По итогам проведенной работы готовится заключение Консультативного комитета о выполнении государством положений Рамочной Конвенции, который принимается тайным голосованием присутствующих на пленарном заседании членов вышеуказанного органа, кроме эксперта - представителя государства, которого касается дело. Вывод данного органа о выполнении государством положений, указанного акта, передается в Комитет министров СЕ и направляется государству для ознакомления.

Следует отметить, что указанные органы, согласно норм Рамочной конвенции, не рассматривают индивидуальных сообщений лиц или спорных межгосударственных дел. Они также имеют не судебный, а надзорный характер: прини-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

мают не обязательные юридические решения, а лишь формулируют выводы и рекомендации о соблюдении договаривающимися сторонами их обязательств по установленному документу. Конвенция не вводит санкций в случае неадекватности мер, принятых определенной стороной, а предусматривает принятие Комитетом министров рекомендаций, для нее, и, определения срока представления информации об их выполнении, анализ которой в дальнейшем возлагается на Консультативный комитет.

Следует отметить, также, что Устав организации предоставляет Договаривающимся сторонам свободу действий в отношении защищаемых прав. Однако, это возможно лишь при соблюдении следующих условий участник обязан принять минимум пять их установленных семи основных статей, а согласно 20 статье еще 10 статей или 45 пронумерованных пунктов с помощью которых они будут связаны между собой.

В 1999 г. Совет Европы ввел должность Комиссара по правам человека (Резолюция (99)) Комитета министров от 7 мая 1999 г.), который является независимым должностным лицом в рамках Совета Европы.

Необходимо отметить также ряд особенностей договоренностей, которые принимаются ОБСЕ в рамках процесса по человеческому измерению. Они затрагивают ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека, а также вопросы, имеющие гуманитарный характер. Согласно договоренностям, вопросы, которые были в области человеческого измерения не должны относится к исключительно внутренним делам государств -членов ОБСЕ[8]. К ним, в частности, причисляют контакты и регулярные встречи на основании семейных связей, сочетания семей, браки между гражданами разных государств, защита прав беженцев и переселенцев и тому подобное. С этой целью государства будут постепенно упрощать и гибко применять порядок въезда и выезда, передвижения по территории.

В деятельности ОБСЕ детализируются и получают организационную направленность меры по защите прав человека, закрепленных Хартией прав человека. Однако, на сегодняшний день, деятельность данной организации может оцениваться довольно критически. К сожалению, ее действия все больше и больше подпадают под политические влияния не государств партнеров, а государств-монополистов, не входящих в данную организацию. Об этом свидетельствуют неоднократные выводы к которым приходили комиссии ОБСЕ при оценке событий, происходивших и про-

исходящих с начала XXI века на территориях стран - участниц.

Как известно, процессы глобализации в мировом сообществе, привели к образованию мощнейшего объединения ряда европейских стран в Европейский Союз. Это межгосударственное образование помогает решать задачи, проблемы как слаборазвитых, так и высокоразвитых его членов. Поэтому, в соответствии с новой редакцией Договора о Европейском Союзе Хартия основных прав Европейского Союза получила такую же юридическую силу, как и учредительные договоры[9].

Учитывая обозначенное выше, необходимо заметить, что Евросоюз совершил прорыв вперед на пути к интеграции с принятием Хартии, сделав еще более доступным для граждан Союза перечень основных прав и свобод. Кроме того, в ЕС, по аналогии с ООН, введена должность Уполномоченного по правам человека в ЕС (Европейского омбудсмена), который наделен правом принимать иски от любого гражданина Союза или иного физического, юридического лица, которое проживающего, либо, зарегистрировавшего офис в любом государстве-участнике. В его сферу входят вопросы, связанные с плохой организацией деятельности институтов и органов сообщества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции судов.

Всеобщая декларация прав человека основана на идее, которая возникла сама по себе во время Второй мировой войны - идеи о том, что существует несколько общих стандартов приличия, которые могут и должны быть приняты людьми всех наций и культур.

Всеобщая декларация прав и свобод человека послужила фундаментом для создания множества организаций

Оценивая итоги деятельности международного сообщества, следует отметить, был достигнут неоценимый вклад в реализацию личных, гражданских, социально-экономических и культурно-духовных прав и свобод человека.

Немаловажное значение имеет поиск оптимального и максимально эффективного решения вопросов защиты человека от всевозможных форм пагубного влияния на его права и свободы, например, геноцида, рабства, пыток, всех форм дискриминации и других негативных явлений, грубо растаптывающих достоинство личности. Несомненно, важнейшую роль в этом направлении играют международные, региональные и межгосударственные организации. Однако нельзя сбрасывать со счетов, деятельность и мнение государств, ведь, именно им приходится реализо-

вывать все предлагаемые, в качестве эксперимента, или принимаемые, в качестве обязательного правила нормы, содержащие права и свободы. Но здесь уже возникают другие проблемы, связанные с соотношением внутригосударственного и международного права.

Список литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948 [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/ vseobshchaja-deklaratsija-prav-cheloveka-prinjata-generalnoi-assamble (дата обращения 09.05.2022).

[2] Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/cons. (дата обращения 09.05.2022).

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1000003045 (дата обращения 09.05.2022).

[4] Регламент Европейского суда по правам человека "Правила процедуры суда" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.echr.ru/documents/ doc/12016643/12016643-001.html (дата обращения 09.05.2022).

[5] Европейская Социальная Хартия (пересмотренная) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.coe.ru/doc/ESC.php (дата обращения: 09.05.2022).

[6] Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1900550 (дата обращения: 09.05.2022).

[7] Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств [Электронный ресурс]. -URL: https://docs.cntd.ru/document/1902948 (дата обращения: 09.05.2022).

[8] ОБСЕ Хельсинкский документ 1992 г. "Вызов времени перемен" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39534?download=true (дата обращения: 09.05.2022).

[9] Хартия основных прав Европейского Союза [Электронный ресурс]. - URL: https://docs. cntd.ru/document/901888686 (дата обращения: 09.05.2022).

[10] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 апреля 2006 г. № 60/251 «Совет по правам человека» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2564092/ (дата обращения: 09.05.2022).

[11] Алексеев В.Ю. Совет ООН по правам человека в современной международной правозащитной системе // Россия и современный мир. 2020. № 3 (108). - С. 253-264.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

[12] Демичева З.Б. К вопросу о понятии «Правовые стандарты Совета Европы» // Московский журнал международного права. 2021. № 3.

- С. 42-52.

[13] Колодкин Л.М., Нечевин Д.К., Кирдяшова Е.В. Всеобщая декларация прав человека: история и современность // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2. - С. 29-37.

[14] Правкина И.Н., Семенова М.Н. Международные механизмы защиты прав человека // Вестник науки и образования. 2019. № 6-1 (60).

- С. 46-50.

[15] Рыжов В.Б., Шинкарецкая Г.Г. Мировой правопорядок: после Второй мировой войны и в наше время // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations . 2015. № 4. - С. 396404.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka prinyata General'noj Assambleej Organizacii Ob»edi-nennyh Nacij 10.12.1948 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://legalacts.ru/doc/vseobshchaja-deklaratsi-ja-prav-cheloveka-prinjata-generalnoi-assamble (data obrashcheniya 09.05.2022).

[2] Ustav Organizacii Ob»edinennyh Nacij [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ cons. (data obrashcheniya 09.05.2022).

[3] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/1000003045 (data obrash-cheniya 09.05.2022).

[4] Reglament Evropejskogo suda po pravam cheloveka "Pravila procedury suda" [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.echr.ru/documents/ doc/12016643/12016643-001.html (data obrash-cheniya 09.05.2022).

[5] Evropejskaya Social'naya Hartiya (peres-motrennaya) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. coe.ru/doc/ESC.php (data obrashcheniya: 09.05.2022).

[6] Evropejskaya konvenciya po preduprezh-deniyu pytok i beschelovechnogo ili unizhayushchego dostoinstvo obrashcheniya ili nakazaniya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/1900550 (data obrashcheniya: 09.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Ramochnaya konvenciya o zashchite nacional'nyh men'shinstv [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1902948 (data obrashcheniya: 09.05.2022).

[8] OBSE Hel'sinkskij dokument 1992 g. "Vyzov vremeni peremen" [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.osce.org/ru/mc/39534?download=true (data obrashcheniya: 09.05.2022).

[9] Hartiya osnovnyh prav Evropejskogo Soyuza [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/doc-ument/901888686 (data obrashcheniya: 09.05.2022).

[10] Rezolyuciya General'noj Assamblei OON ot 3 aprelya 2006 g. № 60/251 "Sovet po pravam cheloveka" [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base. garant.ru/2564092/ (data obrashcheniya: 09.05.2022).

[11] Alekseev V.Yu. Sovet OON po pravam cheloveka v sovremennoj mezhdunarodnoj pravo-zashchitnoj sisteme // Rossiya i sovremennyj mir. 2020. № 3 (108). - S. 253-264.

[12] Demicheva Z.B. K voprosu o ponyatii «Pra-vovye standarty Soveta Evropy» // Moskovskij zhur-nal mezhdunarodnogo prava. 2021. № 3. - S. 42-52.

[13] Kolodkin L.M., Nechevin D.K., Kirdyashova E.V. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka: istoriya i sovremennost' // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 2. - S. 29-37.

[14] Pravkina I.N., Semenova M.N. Mezhdunar-odnye mekhanizmy zashchity prav cheloveka // Vest-nik nauki i obrazovaniya. 2019. № 6-1 (60). - S. 46-50.

[15] Ryzhov V.B., Shinkareckaya G.G. Mirovoj pravoporyadok: posle Vtoroj mirovoj vojny i v nashe vremya // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations . 2015. № 4. - S. 396-404.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.