Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ ЗА КОНТРАБАНДУ НАРКОТИКОВ В УК РФ И УК КАЗАХСТАНА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ ЗА КОНТРАБАНДУ НАРКОТИКОВ В УК РФ И УК КАЗАХСТАНА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / КОНТРАБАНДА / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / САНКЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Антон Андреевич

В статье представлен сопоставительный анализ санкций, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ и ст. 286 УК Республики Казахстан, устанавливающих ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Автор в итоге осуществленного сопоставления делает вывод об определенной схожести подходов законодателей названных государств к пенализации данного посягательства. Вместе с тем, им выявлены и определенные различия. В частности, в отношении отдельных разновидностей контрабанды большей жесткостью отличается УК РФ, что видится более обоснованным. Однако УК РК выгодно отличает наличие в санкциях, установленных за контрабанду наркотиков, конфискации имущества, включенной в систему наказаний, причем обязательной к назначению (безальтернативно) за все квалифицированные виды названного преступления, что, несомненно, заслуживает позитивной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаров Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF SANCTIONS FOR DRUG SMUGGLING IN THE CC RF AND THE CC OF KAZAKHSTAN: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article presents a comparative analysis of the sanctions provided for in Article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 286 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, establishing responsibility for the smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues and precursors. As a result of the comparison, the author concludes that there is a certain similarity in the approaches of the legislators of these states to penalizing this encroachment. At the same time, he also identified certain differences. In particular, with regard to certain types of smuggling, the Criminal Code of the Russian Federation is more rigid, which seems more reasonable. However, the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan is favorably distinguished by the presence in the sanctions established for drug smuggling, confiscation of property included in the punishment system, and mandatory (without alternative) for all qualified types of the named crime, which undoubtedly deserves a positive assessment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ ЗА КОНТРАБАНДУ НАРКОТИКОВ В УК РФ И УК КАЗАХСТАНА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 343.3/.7

DOI 10.23672/f6331 -1018-8823-h

Назаров Антон Андреевич

аспирант кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет [email protected]

Anton A. Nazarov

Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University [email protected]

К вопросу о санкциях за контрабанду наркотиков в ук рф и ук казахстана: сопоставительный анализ

On the question of sanctions for

drug smuggling in the cc rf and the cc of kazakhstan: a comparative analysis

Аннотация. В статье представлен сопоставительный анализ санкций, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ и ст. 286 УК Республики Казахстан, устанавливающих ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Автор в итоге осуществленного сопоставления делает вывод об определенной схожести подходов законодателей названных государств к пена-лизации данного посягательства. Вместе с тем, им выявлены и определенные различия. В частности, в отношении отдельных разновидностей контрабанды большей жесткостью отличается УК РФ, что видится более обоснованным. Однако УК РК выгодно отличает наличие в санкциях, установленных за контрабанду наркотиков, конфискации имущества, включенной в систему наказаний, причем обязательной к назначению (безальтернативно) за все квалифицированные виды названного преступления, что, несомненно, заслуживает позитивной оценки.

Ключевые слова: УК Республики Казахстан, контрабанда, наркотические средства, психотропные вещества, дифференциация уголовной ответственности, квалифицирующие признаки, санкция уголовно-правовой нормы, наказание.

Annotation. The article presents a comparative analysis of the sanctions provided for in Article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 286 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, establishing responsibility for the smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues and precursors. As a result of the comparison, the author concludes that there is a certain similarity in the approaches of the legislators of these states to penalizing this encroachment. At the same time, he also identified certain differences. In particular, with regard to certain types of smuggling, the Criminal Code of the Russian Federation is more rigid, which seems more reasonable. However, the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan is favorably distinguished by the presence in the sanctions established for drug smuggling, confiscation of property included in the punishment system, and mandatory (without alternative) for all qualified types of the named crime, which undoubtedly deserves a positive assessment.

Keywords: Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, smuggling, narcotic drugs, psychotropic substances, differentiation of criminal liability, qualifying signs, sanction of the criminal law norm, punishment.

Сравнительно-правовой анализ законодательства в части установления уголовной ответственности за те или иные преступные деяния позволяет определить направления совершенствования отечественного уголовного закона, а также выявить его сильные стороны. В рамках настоящей статьи осуществлено сопоставление подходов законодателей России и Казахстана к установлению наказуемости контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Казахский законодатель, следуя рекомендациям Модельного уголовного кодекса для государств -участников СНГ [10], в Уголовном кодексе 1997 г., ныне утратившем силу, разделил контрабанду на два самостоятельных состава преступления:

1) экономическая контрабанда (ст. 209, содержащаяся в главе под названием «Преступления в сфере экономической деятельности»);

2) контрабанда изъятых из обращения или ограниченных в обращении предметов (оружия, наркотиков и т.п.), предусмотренная ст. 250. Статья 250 была расположена в УК РК в разделе, предусматривающем преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Таким образом, общественная опасность контрабанды наркотиков в Казахстане была приравнена к контрабанде оружия, то есть рассматривалась на уровне общественной безопасности [1, с. 167]. Аналогичный подход был сохранен и перенесен в новый Уголовный кодекс РК 2014 г., вступивший в законную силу с 01.01.2015 г. В нем уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена в ст. 286 (гл. 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка») [2, с. 71-75]. Заметим, что, как нам представляется, следует позитивно отнестись к

подходу законодателя к формулировке названия ст. 286 УК РК, характеризующейся краткостью и лаконичностью («Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено») в отличие от достаточно громоздкого наименования ст. 226.1 УК РФ.

В Уголовном кодексе РФ выделение контрабанды наркотиков в самостоятельный состав преступления было произведено лишь в декабре 2011 г. При этом в отличие от УК РК в УК РФ это деяние было отделено от контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отправляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и др. Состав контрабанды определен в гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Подобное различие в определении объекта существенного значения не имеет, поскольку родовые объекты названных преступлений в кодексах определены одинаково [5 с. 11-12].

Положительным моментом является то, что оба уголовных закона отделили контрабанду наркотиков от экономической контрабанды. Предметом рассматриваемого преступления являются конкретно определенные психоактивные вещества. В Республике Казахстан действует Закон РК от 10.07.1998 г. № 279-1 (по сост. на 07.07.2020 г.) «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» [9]. Перечень наркотических средств и психотропных веществ, являющихся предметом преступления, предусмотренного ст. 286 УК РК, закреплен в соответствующем постановлении Правительства [8]. В нем же содержится Сводная таблица об отнесении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, обнаруженных в незаконном обороте, к небольшим, крупным и особо крупным размерам, а также Список заместителей атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ.

Указанный перечень так же, как и перечни, установленные в РФ постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681, сформированы на основании Списков Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Кроме того, при их составлении учитываются «Рекомендации по формированию единых по содержанию списков (перечней) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ, подлежащих контролю в государствах - членах ОДКБ», утвержденные постановлением Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) от 17.05.2012 г. № 5-6 [7].

Современные редакции ст. 229.1 УК РФ и ст. 286 УК Рк предусматривают 4 степени градации общественной опасности контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, что, соответственно, оказывает влияние на наказание, установленное за названное посягательство. В ходе сравнения указанных уголовно-правовых

норм становится очевидным, что в них по-разному оценена степень опасности неквалифицированной контрабанды наркотиков.

В ч. 1 ст. 229.1 УК РФ в качестве основного вида наказания предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительных -штраф и лишение свободы на срок до 1 года. Часть 1 ст. 286 УК РК предусматривает более мягкую ответственность, причем в качестве основных видов наказания, кроме лишения свободы на срок до 5 лет, могут быть применены штраф, исправительные работы или ограничение свободы до 5 лет. Примечательно, что в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация имущества.

Необходимо отметить, что в УК РК применительно к контрабанде, обремененной квалифицирующими признаками, предусмотрен только один вид основного наказания - лишение свободы и один вид дополнительного - конфискация имущества. В УК РФ в качестве дополнительных наказаний могут применяться штраф и ограничение свободы.

В УК РК как по сравнению с УК РФ, так и со своим предшественником смягчена уголовная ответственность за экономическую контрабанду (ч. 1 ст. 234): размер штрафа уменьшен вдвое, исключено наказание в виде лишение свободы. Сравнивая подходы к пенализации названного преступления в УК РК и УК РФ, следует заметить, что зарубежный законодатель предусмотрел пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность в качестве дополнительного наказания, а также предусмотрел конфискацию имущества в отношении составов экономической контрабанды.

Что касается контрабанды предметов, изъятых из свободного оборота, можно сделать вывод, что ст. 286 УК РК схожа со ст. 229.1 и ст. 226.1 УК РФ. Наказание за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в УК РК предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет. Кроме того, в зависимости от размера предмета возможно и пожизненное лишение свободы (при наличии особо крупного размера).

В свою очередь, в УК РФ в зависимости от размера контрабанды градация лишения свободы осуществлена следующим образом: значительный - от 5 до 10 лет; крупный - от 10 до 20 лет; особо крупный - от 15 до 20 лет. Кроме того, в качестве дополнительного наказания предусмотрен штраф. Вместе с тем, отсутствует конфискация имущества, исключенная, как известно, из системы наказаний в 2003 г., тогда как в УК РК она является обязательным дополнительным наказанием, подлежащим императивному применению за все квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды наркотиков.

Рассмотрим подробнее и выявим различия и сходства санкций, установленных в ст. 286 УК РК и ст. 229.1 УК РФ за квалифицированные виды контрабанды наркотиков.

Части 2 ст. 286 УК РК и 229.1 УК РФ имеют различия не только в части содержания санкций (общим для них является регламентация таких признаков, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, а также - должностным лицом с использованием своего служебного положения). В УК РК в данной норме предусматривается и такой квалифицирующий признак, как совершение преступления неоднократно, в принципе отсутствующий в УК РФ с 2003 г., а также применение насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль. Последний в УК РФ указан в ч. 4 ст. 229.1, что представляется более обоснованным законодательным решением. Мы полагаем, что степень общественной опасности совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или неоднократно (в УК РК) гораздо ниже, чем при применении насилия к лицу, исполняющему указанные обязанности. Говоря о санкции ч. 2 ст. 286 УК РК, следует отметить, что за данное правонарушение грозит лишение свободы от 7 до 12 лет с конфискацией имущества, УК РФ в данном случае в ч. 2 ст. 229.1 предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового. Кроме того, стоит заметить, что законодатель Казахстана в ч. 2 ст. 286 УК указал и такой квалифицирующий признак, как крупный размер наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, который в УК РФ обозначен в ч. 3 ст. 229.1, за что грозит лишение свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового. Видится не вполне обоснованным установление в санкциях за преступления, обладающие разным уровнем общественной опасности, одинакового размера штрафа. Несмотря на то, что штраф в названных санкциях - дополнительное наказание, его размер все равно должен быть дифференцирован с учетом степени общественной опасности посягательства.

Часть 3 ст. 286 УК РК схожа по содержанию с п. а) ч. 4 ст. 229.1 УК РФ. В данном случае речь идет об организованных (УК РФ), преступных группах (УК РК). В первом из названных Кодексов установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества, а во втором - лишение свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Законодатель Казахстана особо крупный размер предусмотрел в ч. 4 ст. 286 УК РК, признав его признаком состава исключительной опасности, и установил за преступление при его наличии наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. В УК РФ в ч. 4 ст. 229.1 предусмотрен также особо крупный размер предмета и еще два ранее уже упомянутых признака -совершение посягательства организованной группой и с применением насилия к соответствующим лицам.

И сходя из сказанного, опираясь на результаты сопоставительного анализа уголовного законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что казахский законодатель значительно улучшил кодекс по сравнению со своим предшественником, а также вполне обоснованно стал более строг в отношении лиц, совершивших названное преступное деяние. Вместе с тем в отношении отдельных разновидностей контрабанды большей жесткостью отличается УК РФ, что видится нам более обоснованным. Однако УК РК выгодно отличает наличие в санкциях, установленных за контрабанду наркотиков, конфискации имущества, включенной в систему наказаний, причем обязательной к назначению (безальтернативно) за все квалифицированные виды названного преступления, что, несомненно, заслуживает позитивной оценки.

Литература:

1. Борчашвили И.Ш. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан (Особенная часть). Астана: Жет1 ж, 2006. URL : http://adilet. zan.kz/rus/docs/T9700167_1_#z167

2. Галиев Б.Б. Унификация законодательства стран Таможенного союза и СНГ о борьбе с транснациональной преступностью как одна из действенных форм противодействия ее современным вызовам / Б.Б. Галиев // Российский юридический журнал. 2014. № 4. С. 71-75.

3. Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции / О.В. Грачев // Российский следователь. 2013. № 1. URL : http://www.center-bereg.ru/o1155.html

Literature:

1. Borchashvili I.S. Commentary to the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan (Special part). Astana: Zheti zh, 2006. URL : http://adilet.zan.kz/ rus/docs/T9700167_1_#z167

2. Galiev B.B. Unification of the legislation of the countries of the Customs Union and the CIS on combating transnational crime as one of the effective forms of countering its modern challenges / B.B. Galiev // Russian Law Journal. 2014. № 4. P. 71-75.

3. Grachev O. V. Criminal legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of economic security and customs integration / O.V. Grachev // A Russian investigator. 2013. № 1. URL : http://www.center-bereg.ru/o1155.html

4. Савчишкина О.Г. Зарубежное уголовное законодательство об ответственности за контрабанду нарокотических средств и психотропных веществ или их аналогов / О.Г. Савчишкина, Г.И. Степанов // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 17. С. 74-78.

5. Торкунов М.А. Исключение из Уголовного кодекса Российской Федерации неоднократности -шаг к справедливой оценке множественности преступлений / М.А. Торкунов // Военно-уголовное право. 2004. № 4. С. 11-12.

6. Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17 февраля 1996 г.) URL : https:// base.garant.ru/2566472/

7. Рекомендации по формированию единых по содержанию списков (перечней) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ, подлежащих контролю в государствах -членах ОДКБ», утвержденные постановлением Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) от 17.05.2012 г. № 5-6 // Официальный сайт ПА ОДКБ. URL : https://paodkb.org/documents/reko mendatsii-po-formirovaniyu-edinyh-po-soderzhani yu-spiskov (дата обращения 16.04.2022).

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 03 июля 2019 г. № 470 «Об утверждении Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, Сводной таблицы об отнесении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, обнаруженных в незаконном обороте, к небольшим, крупным и особо крупным размерам, Списка заместителей атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ». URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34 740250 (дата обращения 16.04.2022).

9. Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. № 279-I «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими». URL : https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1009806 (дата обращения 16.04.2022).

10. Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 февраля 1996). URL : https://base. garant.ru/2566472

4. Savchishkina O.G. Foreign criminal legislation on responsibility for smuggling narcotic drugs and psychotropic substances or their analogues / O.G. Savchishkina, G.I. Stepanov // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2013. № 17. P. 74-78.

5. Torkunov M.A. Exclusion of repetition from the Criminal Code of the Russian Federation - a step towards a fair assessment of the multiplicity of crimes / M.A. Torkunov // Military criminal law. 2004. № 4. P. 11-12.

6. Model Criminal Code for the CIS Member States (adopted by the resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States of February 17, 1996). URL : https://base .garant.ru/2566472/

7. Recommendations on the formation of uniform lists (lists) of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, as well as potent and toxic substances subject to control in the CSTO member states", approved by Resolution № 5-6 of the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization (CSTO PA) dated 17.05.2012 // Official Website of the PA CSTO. URL : https://paodkb. org/documents/rekomendatsii-po-formirovaniyu-edin yh-po-soderzhaniyu-spiskov (date of application 04/16/2022).

8. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 03, 2019. № 470 «On Approval of the List of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Precursors Subject to Control in the Republic of Kazakhstan, the Summary Table on the Attribution of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances, Their Analogues and Precursors Found in Illicit Trafficking to Small, Large and Especially Large Sizes, the List of Substituents of Hydrogen Atoms, Halogens and (or) Hydroxyl groups in the structural formulas of narcotic drugs, psychotropic substances». URL : https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=34740250 (date of application 04/16/2022).

9. Law of the Republic of Kazakhstan № 279-I of July 10, 1998 «On narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues and precursors and measures to counteract their illicit trafficking and abuse». URL : https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=1009806 (date of appeal 04/16/2022).

10. Model Criminal Code for the CIS Member States (adopted by the resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States of February 17, 1996). URL : https://base .garant.ru/2566472

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.