Научная статья на тему 'Развитие законодательства об ответственности за контрабанду наркотиков'

Развитие законодательства об ответственности за контрабанду наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / DRUG SMUGGLING / LIABILITY FOR SMUGGLING / DEVELOPMENT OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарев Дмитрий Олегович

В данной работе рассматривается процесс формирования уголовного законодательства России, предусматривающего ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, некоторые вопросы современной правоприменительной практики относительно названных общественно опасных деяний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гонтарев Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGISLATION ABOUT LIABILITY FOR DRUG SMUGGLING

The paper deals with the forming of criminal law of the Russian Federation providing the liability for smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, and some problems of modern legal precedents in relation to these socially dangerous acts

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства об ответственности за контрабанду наркотиков»

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ НАРКОТИКОВ

Гонтарев Д.О.

В данной работе рассматривается процесс формирования уголовного законодательства России, предусматривающего ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, некоторые вопросы современной правоприменительной практики относительно названных общественно опасных деяний

The paper deals with the forming of criminal law of the Russian Federation providing the liability for smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, and some problems of modern legal precedents in relation to these socially dangerous acts

Ключевые слова: контрабанда наркотиков; ответственность за контрабанду; развитие законодательства

Keywords: drug smuggling; liability for smuggling; development of legislation

Для определения признаков общественной опасности контрабанды наркотических средств в условиях современной российской государственности стоит, прежде всего, обратиться к анализу общего понятия контрабанды наркотических средств, а также дать краткую характеристику исторического развития рассматриваемого уголовно-правового института.

Представляется возможным отметить, что понятие «контрабанда» используется во многих языках мира и в международных документах, понимается как обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме.

Упоминание о незаконном провозе товаров, в том числе и наркотических средств, из одного государства в другое встречается задолго до появления охраняемых государством таможенных границ, в частности в трудах древнегреческих и древнеримских историков. Значительное место в широкомасштабном распространении опия на Восток занимали походы завоевателей-арабов. В дальнейшем в VII-XVII веках наркотики проникли на территорию Китая. До середины XVII века китайцы получали опий из Индии сначала как медицинское средство, после этого его стали ввозить английские торговые компании в целях успешного проведения своей колониальной политики. Как правонарушение данное деяние появилось в XIV-XVI веках, когда ряд государств ввел таможенные ограничения, а на границах были установлены таможенные посты1.

1 Аникин В.А. Исторические аспекты становления российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 121-124.

В России возникновение контрабанды как правонарушения следует отнести к моменту принятия в 1649 году Соборного уложения, в котором впервые в перечне составов преступлений предусматривалось кормчество. Под ним понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию.

Началом зарождения и формирования контрабандной торговли наркотиками можно считать первую половину XIX века. Что касается времени возникновения и развития контрабанды наркотических средств на территории России, то с этим деянием государство столкнулось по мере освоения Кавказа и юга Дальнего Востока также в XIX веке. В частности, начало возделывания опийного мака в Средней Азии официально относится к 1879 году. О распространении контрабандной наркоторговли на южных границах России в данный период свидетельствует тот факт, что по просьбе начальника Туркестанского таможенного округа от 11 августа 1898 года была увеличена численность таможенной полиции для задержаний контрабандистов с наркотиками. Контрабанда наркотиков в Россию во второй половине XIX века осуществлялась в основном с территории Китая и Персии. Однако статистический учет по перемещению наркотиков через Китайскую границу не велся, правительство Китая со своей стороны не регистрировало отпуск наркотиков на Дальний Восток2.

Начиная с этого времени проблема наркотиков в нашей стране прогрессирует. Попытка наложить законодательный запрет на употребление и продажу наркотиков в России имела своим следствием повышение их стоимости и расширение поступления опия и гашиша в другие регионы страны.

Отчасти это объясняется также тем, что в случае нарушения установленного запрета никакого наказания не предусматривалось, финансовая ответственность была установлена только для лиц, занимающихся непосредственно контрабандой наркотиков, однако по сравнению с получаемыми от продажи наркотиков доходами риск был оправдан. Этим воспользовались наркоторговцы других государств, и контрабандные партии наркотиков наводнили большую часть территории России. О перемещении наркотиков через границу Персии имеются только отрывочные данные, благодаря донесению государственного агента П. Введенского.

В своем донесении о контрабанде наркотиков через персидскую границу в Россию он указывал, что только в течение 1904 года через один участок российско-персидской границы в Россию поступило контрабандным способом 26881 пудов опия на сумму почти 2,5 млн рублей, а в 1905 году ввоз наркотиков в Россию увеличился в 20 раз, при этом на рынки Китая и Турции

2 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. - М.: Международные отношения, 1981. - С. 17.

поступило намного меньше наркотиков, чем в Россию. Отпуск опиума в Китай составлял 70412 батманов (батман равнялся 14 фунтам), в Россию же было ввезено 76803 батманов. Вообще, ни по одной статье персидского экспорта в Россию за отчетный период 1905 года не замечался такой сильный рост, как по ввозу опиума3.

О контрабандных путях проникновения в Россию наркотиков через другие таможни из-за отсутствия данных узнать не представляется возможным. На границе (северной, западной, южной (таганрогской) и кавказской) фактов задержания контрабандистов с наркотиками не установлено, а на территории Закавказья и Северного Кавказа не было установлено фактов выращивания мака и конопли с целью получения наркотиков. Понятие контрабанды в послереволюционной России претерпевало многочисленные изменения. Учитывая особую опасность контрабанды, Советское правительство уже в первые годы своего существования приняло декрет СНК РСФСР «О борьбе с контрабандой» от 8 декабря 1921 года, на основании которого были созданы специальные комиссии по борьбе с этим преступным посягательством.

На комиссии возлагалась функция наблюдения за тем, как органы, охраняющие границу, ведут борьбу с контрабандой. Комиссиям вменялось в обязанность выделять и направлять для рассмотрения в губернских ревтрибуналах дела об особых видах контрабанды: вооруженной контрабанде, занятии контрабандой в виде промысла, а также контрабандой, осуществляемой должностными лицами. Дела о таких деяниях рассматривались вне очереди, и наказания, как правило, назначались в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее трех лет, а при отягчающих обстоятельствах суды назначали высшую меру наказания (расстрел).

В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс РСФСР, где ответственность за контрабанду (ст. 97) была включена в раздел о преступлениях против порядка управления. В ней речь шла только о нарушении законов и постановлений о провозе товаров через границу, а само общественно опасное деяние в уголовном законе не описывалось. Таким образом, диспозиция статьи являлась бланкетной, и для её применения нужно было обращаться к правовым актам, регулирующим вывоз товара за границу и ввоз их из-за границы4.

С принятием в 1927 году Положения о преступлениях государственных состав контрабанды был отнесен к государственным преступлениям и включен в раздел особо опасных преступлений против порядка управления.

3 Введенский П., состоящий при миссии в Тегеране // Сборник консульских донесений, изданный МИД России, за 1906 год. - М., 1993. - С. 350.

4 Аникин В.А. Исторические аспекты становления российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 121-124.

До введения в 1997 году нового Уголовного кодекса формулировка ст. 78 УК РСФСР 1960 года изменялась неоднократно. Вмешательства законодателя в 1962, 1984 и 1993 годах не повлияли на существо этой уголовно-правовой нормы, в которой контрабанда определялась как перемещение товаров и ценностей через государственную границу СССР. Только в 1994 году ст. 78 УК РСФСР подверглась коренной реконструкции. Таможенное законодательство по устоявшейся традиции фиксировало более широкое понятие контрабанды, чем имелось в уголовном праве.

Новая редакция статьи с точки зрения предмета преступления ст. 78 УК РСФСР, была не совсем удачна. Часть 1 ст. 78 УК РСФСР перечисляла пять групп предметов контрабанды, в том числе контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и т.д. В ч. 2 ст. 78 УК РСФСР, содержащей описание квалифицированной контрабанды, выделялись две группы обстоятельств, характеризующих: а) субъект преступления и б) способ совершения контрабанды. По способу к квалифицированным составам относилась контрабанда, совершённая организованной группой или путем так называемого прорыва таможенной границы. Была пересмотрена и санкция статьи. Законодатель ужесточил наказание за контрабанду: по ч. 1 ст. 78 УК РСФСР предусматривалось лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, а по ч. 2 - лишение свободы от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества. Таким образом, максимальный срок возрос на два года5.

Часть 2 ст. 188 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за совершение контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2012).

А.В. Афанасьев отмечает, что «...в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах появилась необходимость законодательного закрепления новых реалий и форм борьбы с контрабандой наркотических средств»6.

В результате Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2012) была

5 Там же.

6 Фёдоров А.В. Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе // Наркоконтроль. - 2011. - № 4. - С. 5-14.

введена ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», ч. 1 которой предусматривает, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Одной из специфических черт контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, отличающих её от иных посягательств, предусмотренных гл. 22 УК РФ, является её общественная опасность.

Общественная опасность - категория социальная. «Уголовно-правовое понятие общественной опасности охватывает лишь узкую область явлений в жизни общества»7. Общественная опасность - это объективное свойство преступления, обусловленное совокупностью его признаков, заключающее в себе способность причинить вред или поставить под реальную угрозу причинения вреда общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

Представляется, что общественная опасность как свойство контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, характеризуется следующими моментами:

1) наносится ущерб специальному порядку перемещения наркотических средств и психотропных веществ;

2) ставится под угрозу общественная и национальная безопасность страны;

3) создается угроза здоровью населения;

4) контрабанда наркотических средств и психотропных веществ сочетается с другими преступлениями.

7 Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. - М., 1989. - С. 5.

Общественная опасность рассматриваемого преступления подтверждается современным состоянием наркоситуации в Российской Федерации.

Анализ сложившейся наркоситуации в Российской Федерации показывает, что распространение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ продолжает оставаться острейшей проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала, а также угрозой национальной безопасности России.

За последнее десятилетие в нашей стране наблюдались недопустимо высокие темпы роста числа наркозависимых. Только с 1993 по 2010 год количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 9 раз. Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2011 года, согласно официальным данным, составило 673 840 человек (рост на 8,4 % по сравнению с данными на 1 января 2010 года) или 474,82 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 457 591 лицу (322,4 на 100 тыс. населения) при росте на 8,2 %8.

Распространённость немедицинского потребления наркотиков среди молодежи не только ухудшает демографическую обстановку, но и криминализует общество.

В январе-июне 2011 года правоохранительными органами пресечено 112 398 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Органами наркоконтроля - 44 487. Из общего числа пресечённых наркопреступлений 70,7 % относятся к категории тяжких и особо тяжких (79 414), в том числе органами наркоконтроля выявлено 35 278 таких преступлений.

По подозрению в совершении наркопреступлений задержано 56 283 лица, в том числе органами наркоконтроля - 18 714.

По-прежнему основной причиной незаконного распространения наркотиков в Российской Федерации остается аномальное по масштабам производство наркотических средств опийной группы в Афганистане, которые контра-бандно ввозятся на территорию России по территории центрально-азиатских республик и прикаспийских государств. Всего за январь-июнь 2011 года на территории Российской Федерации из незаконного оборота изъята 1 т 120 кг героина, в том числе органами наркоконтроля - 560,6 кг.

В настоящее время в незаконном обороте наркотиков наряду с сохранением преобладания героина афганского производства всё большее распространение получают синтетические наркотики (стимуляторы амфетаминово-го ряда, синтетические анальгетики и синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды группы JWH).

8 Информационно-аналитическая справка «О наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков в январе-июне 2011 года». - М.: ФСКН, 2012.

Ежегодно в незаконный оборот «запускаются» до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде.

Одной из новых тенденций, несущих реальную угрозу жизни и здоровью общества, является получившее эпидемический характер распространение на территории России новых синтетических наркотиков, маскируемых под товары народного потребления. До 2009 года это в основном были наркосодержащие курительные смеси, т.н. «спайсы». После запрета их продажи в 2009 году реализация новых синтетических наркотиков «маскируется» под товары бытовой химии, косметические средства, корм для животных.

Таким образом, общественную опасность контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и её системообразующие факторы необходимо учитывать при определении объекта преступления, то есть тех ценностей, в неприкосновенности которых заинтересовано государство и общество, тех общественных отношений, которые взяты под охрану уголовным законом.

Говоря об общесоциальных причинах и условиях контрабанды наркотиков, необходимо отметить, что наиболее значимой субъективной причиной, обуславливающей совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, является желание контрабандиста получить значительную материальную выгоду от совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Социальные причины кроются в том, что экономически активные граждане в трудоспособном возрасте не могут найти применение своим трудовым навыкам в законопослушных сферах жизни, приобрести заслуживающий ими социальный статус, что побуждает многих из них заняться сверхприбыльным и малозатратным наркобизнесом.

На уровень контрабандного ввоза наркотических средств и психотропных веществ на территорию России заметное влияние оказывает фактор незащищенности внешних границ Российской Федерации. Отсутствие оптимально необходимого количества таможенных постов по периметру границы России способствует формированию мнения у лиц, совершающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, о возможности беспрепятственного перемещения наркотиков на территорию Российской Федерации. Данное обстоятельство напрямую связано с отсутствием целенаправленной миграционной политики государства.

Говоря об актуальных проблемах взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию перемещения наркотиков через таможенную границу, стоит отметить, что как целостная система, взаимодействие таможенных органов, органов ФСКН, внутренних дел и органов пограничной службы ФСБ России при осуществлении противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ может

рассматриваться только в том случае, когда во время борьбы с наркопреступлениями, действия вышеназванных органов правоохраны координируются.

Необходимо создание организационной модели координации взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которая включала бы специализированное Координационное управление, созданное в составе ФСКН России, используя институт прикомандирования сотрудников федеральных ведомств-субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков. В этом случае они смогут выполнять специфическую роль «офицеров связи» между ФСКН России и указанными ведомствами. Более того, профилактическая функция в деятельности рассматриваемого органа также требует структурного обеспечения, поскольку возникает необходимость в сборе и анализе информации по данному вопросу, в подготовке управленческих решений, межведомственных планов и программ. Создание Координационного управления позволит также обеспечить гармонизацию силовых и иных видов деятельности, направленных на противодействие криминальному наркообороту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.