Научная статья на тему 'Причины и условия совершения контрабанды наркотическихсредств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в условиях создания таможенного союза'

Причины и условия совершения контрабанды наркотическихсредств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в условиях создания таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / THE SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / CUSTOMS BORDER / НАРКОБИЗНЕС / DRUG TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савчишкина О.Г.

Статья посвящена причинному комплексу, обуславливающему контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в условиях создания Таможенного союза. Автор приходит к выводу, что доминирующую позицию занимают социально-экономические, политические и организационно-правовые факторы, которые порождают и способствуют развитию и процветанию причин и условий данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савчишкина О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND CONDITIONS OF SMUGGLING OF DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES, PLANTS OR THEIR PARTS CONTAINING NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSOR UNDER THE CONDITIONS OF CUSTOMS UNION FORMATION

The article is devoted to the causal complex, causing the smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors or analogues, plants or parts thereof, containing narcotic drugs, psychotropic substances or their precursors in terms of the creation of the Customs Union. The author comes to the conclusion that the dominant position is occupied by socio-economic, political and organizationa-legal factors that cause and contribute to the development and prosperity of the causes and conditions of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Причины и условия совершения контрабанды наркотическихсредств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в условиях создания таможенного союза»

w ш

Пристатейный библиографический список

1. http://genproc.gov.ra/smi/interview_and_app (Дата обращения 19.08.2014).

2. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.rii, 11.03.2013,«Собрание законодательства РФ»,

18.03.2013, № 11, ст. 1145, http://www.consultaiit.rii/document/cons_doc_LAW_143162 / (Дата обращения 03.08.2014). Документ утратил силу с 15.04.2014 в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 15.04.2014 № 649-р. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.rii, 26.04.2013,«Собрание законодательства РФ», 29.04.2013, № 17, ст. 2196, http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_145470/#c4 (Дата обращения 03.08.2014). Документ утратил силу с 21.01.2014 в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от21.01.2014. №42-р.

3. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014,«Собрание законодательства РФ»,

05.05.2014. № 18 (часть IV), ст. 2188 (Дата обращения 29.07.2014).

4. Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений ГИАЦ МВД РФ, форма «1-А» (код 451) за январь-июнь 2014 года, раздел 4, утвержденная приказом МВД России от 31.12.2008. № 1189.

5. Показатели достижения целей и решения задач государственных программ, подпро1рамм государственных программ и федеральных целевых программ, реализуемых МВД России. Приложение № 1 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2013 году. http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (Дата обращения 13.08.2014).

6. Годовой отчет МВД РФ о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2013 год. http://mvd.ru/upload/sitel/document_file/NpGH3VmlizO.doc (Дата обращения 13.08.2014).

7. Форма федерального статистического наблюдения № 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» МВД по РБ за 2013 год, утвержденная приказом Генерального прокурора РФ от 08.05.2013 № 190. http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 13.08.2014).

8. Быков В.М. Новый закон о правах потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Законность. 2014. № 4.

9. Приказ Генерального прокурора РФ от 02.07.2012 № 250 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения №1-ЕГС, №2-ЕГС, №3-ЕГС, №4-ЕГС».

10. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18.03.2014 № 11-07-2014/Ип1555-14 «О состоянии законности при учете сведений о размере материального ушерба, причиненного преступлением и его возмещения».

О.Г. Савчишкина

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ ИЛИ АНАЛОГОВ, РАСТЕНИЙ ЛИБО ИХ ЧАСТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ИЛИ ИХ ПРЕКУРСОРЫ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Статья посвящена причинному комплексу, обуславливающему контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в условиях создания Таможенного союза. Автор приходит к выводу, что доминирующую позицию занимают социально-экономические, политические и организационно-правовые факторы, которые порождают и способствуют развитию и процветанию причин и условий данного явления.

Ключевые слова: контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, таможенная граница, наркобизнес.

O.G. Savchishkina

REASONS AND CONDITIONS OF SMUGGLING OF DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES, PLANTS OR THETR PARTS CONTAINING NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSOR UNDER THE CONDITIONS OF CUSTOMS UNION FORMATION

The article is devoted to the causal complex, causing the smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors or analogues, plants or parts thereof, containing narcotic drugs, psychotropic substances or their precursors in terms of the creation of the Customs Union. The author comes to the conclusion that the dominant position is occupied by socio-economic, political and organizationa-legal factors that cause and contribute to the development and prosperity of the causes and conditions of this phenomenon.

Key words: the smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, the customs border, drug trafficking.

№4 (38)2014

Предупреждение совершения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и устранение порождающих его факторов (причин, условий, детерминантов) - одно из важных условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. Поэтому задача разностороннего их изучения является одной из наиболее важных и актуальных как в теоретическом, так и практическом планах. Исследование причин преступности, по мнению специалистов, раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, а порой и оживлению в нашем обществе, а что этому противодействует. Только на основе этих знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению [5; с. 62].

Практический аспект изучения данного вопроса является одним из условий успешной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в том числе по предупреждению рассматриваемого преступления.

В теоретическом плане более разработанными являются понятия причин и условий преступности, которые определяются как «совокупность социальных явлений и процессов, детерминирующих преступность как свое следствие. ... Причины преступности отличаются от ее условий. Причины преступности - это те социальные явления и процессы, которые порождают преступность. Условия преступности - это социальные явления и процессы, которые способствуют в той или иной мере действию ее причины, играют роль катализатора преступности, но сами ее не вызывают» [4; с. 47].

Изучение материалов судебно-следственной практики в области расследования контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры позволило выделить основную группу факторов, способствующих совершению данного вида преступления.

Нами был проведен опрос сотрудников Башкор-тостанской и Оренбургской таможни, сотрудников Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан о факторах, способствующих возникновению и развитию контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-

ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры в России.

Анализ данных позволяет сделать выводы о том, что наиболее значимыми детерминантами контрабанды наркотиков, по мнению опрошенных сотрудников, являются: «сверхдоходность» наркобизнеса; несовершенство законодательства, непоследовательность уголовной политики; «прозрачность» внешних границ государства и границ внутри стран СНГ; коррумпированность работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов.

1. Основной причиной совершения контрабанды наркотиков является желание контрабандиста получить значительную материальную выгоду от реализации наркотиков. Наркобизнес - самая доходная отрасль теневой экономики, например, килограмм опийного мака-сырца с поля стоит 50 долларов, килограмм героина в дозах стоит в Европе 50 тыс. долларов. 1 кг героина на юге Афганистана, где он в выращивается в провинциях Гильменд, Кандагар и Заболь и там же производится в подпольных лабораториях, стоит от 500 до 800 долларов. В северных провинциях - 2,8 тыс. долларов. В таджикском приграничье цена поднимается до 3 тыс. В Душанбе -5-6 тыс., в России - 20 тыс. Получаемая черными дельцами прибыль в 10-20 раз превышает их затраты [8].

Именно получение материальной выгоды породило незаконное перемещение наркотиков по странам и континентам всего мира и охватило территорию России в том числе. Этот вывод подтверждается и на основе изученных нами архивных уголовных дел, рассмотренных в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Оренбургской и Самарской областях за период с 2004 по 2012 гг. Так, в 38% случаев контрабанды наркотиков, последние переправились исключительно в целях сбыта и получения материальной выгоды, в 24% как для собственного потребления, так и для последующего сбыта. Наркоиндустрия является достаточно устойчивой из-за постоянного спроса и приносит немалые прибыли. Оборот мировой наркоиндустрии оценивается экспертам ООН примерно в 400 миллиардов долларов в год (это около 8 % оборота всей международной торговли) [10; с. 18]. Операции с наркотиками приносят от 300 до 2000% прибыли, что делает их привлекательными и для транснациональных преступных организаций и для отдельных групп преступников, чьей целью является получение максимальной прибыли в короткие сроки. При этом наркоиндустрия неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям.

2. В результате проведенного нами опроса 97 экспертов к числу основных недостатков таможен-

ного законодательства, способствующих росту и объему контрабанды наркотиков в России, относят: 1) слишком большое число источников таможенного права (36%); 2) нестабильность таможенного законодательства, выражающуюся в чрезмерно высоких темпах его обновления (26%); 3) недостаточность правовых гарантий «прозрачности» процедур принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования (8%). 4) несоответствие терминов в таможенном и уголовном законодательстве. Так, например, с 1 июля 2010 г. на территории РФ действует Таможенный кодекс таможенного союза [12]. Существующий ТК ТС трех стран: России, Белоруссии и Казахстана содержит особенности, касающиеся указанных трех государств, не только в отношении понятия таможенной границы, но и в отношении единой таможенной территории, таможенного законодательства, регулирующего порядок перемещения товаров в пределах границ этих государств.

3. Значительную роль в формировании преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, в частности контрабанды наркотиков, играют политические детерминанты, наиболее значимыми из которых являются незащищенность внешних границ России и слабо контролируемый государством миграционный процесс. Распад Советского Союза обострил многие проблемы в сфере таможенного регулирования и контроля, в том числе проблему защищенности внешних границ РФ. Федеральная таможенная служба России расценивает степень защищенности границ как «ведущий фактор влияния на характер контрабандной деятельности на границах России» [3; с. 144]. Государства «ближнего зарубежья» с каждым годом все больше выступают главными направлениями контрабанды наркотиков. Россия продолжает оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотиков между странами европейского континента, Америки и Азии. На территории России активизируют свою преступную деятельность организованные криминальные этнические наркогруппировки из стран СНГ, в которых имеется емкий рынок сбыта наркотиков и условия для легализации наркодоходов. В настоящее время большая часть преступных группировок переориентирована на наркобизнес, который представляет собой высокодоходный и весьма рентабельный вид криминальной деятельности. Анализ информации, поступающей из территориальных подразделений ФСКН России, показывает особенности наркоситуации, характерной для различных участков границы РФ. На северо-западном участке границы при вывозе из России в Финляндию изымались партии героина, а также наркотиков синтетического происхождения, которые перемещались через Санкт-Петербург [13; с. 2].

ЩР

На границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе обстановка характеризовалась интенсивным перемещением небольших партий контрабанды наркотиков растительного происхождения. Новой тенденцией наркоситуации в регионе является активизация перемещения среднеазиатского героина в прибалтийские государства и ввоз в Россию наркотиков синтетического происхождения амфетаминовой группы (фенамин, перви-тин).

Обстановка на границе с Республикой Беларусь характеризуется тем, что через ее территорию осуществляется транзит наркотиков из Украины в Россию и в страны Прибалтики, перемещение наркотиков среднеазиатского происхождения в Прибалтику и Калининградскую область, а также транзитный вывоз из России в страны Балтии химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве синтетических наркотических средств [13; с. 2].

Что касается границы между Россией и Казахстаном, то основным наркотиком, контрабандно ввозимым в Российскую Федерацию из Казахстана, является героин, объем разовых доз которого в общем массиве наркооборота в России составляет 90 %. Это подтверждает анализ динамики произведенных правоохранительными органами РФ изъятий героина, имеющего исключительно афганское происхождение. Около 70 % героина было изъято именно в тех федеральных округах, субъекты которых имеют общую границу с Казахстаном. Крайне негативное влияние на эффективность обеспечения пограничного контроля, в том числе выявление и пресечение фактов контрабандного ввоза наркотиков на территорию Российской Федерации из Казахстана, оказывает фактическая «прозрачность» границы. Неконтролируемому транспортному сообщению способствуют также равнинный лесостепной ландшафт, большое количество проселочных дорог и низкая плотность населения на приграничных территориях. По оперативным данным, на российско-казахстанском участке границы действуют «короткие» каналы переброски наркотиков, использующие сеть автомобильных дорог и железнодорожных путей между рядом расположенными приграничными населенными пунктами. В приграничных районах наркодельцами с помощью местных жителей создаются сети перевалочных «ям» - мест хранения крупных партий наркотиков. При этом в контрабанду наркотиков все чаще вовлекаются женщины и дети. Наиболее крупные партии наркотиков маскируются под грузом сезонной сельскохозяйственной продукции, ввозимой из Казахстана. В 2011 г. органами наркоконтроля пресечена поставка крупной партии героина в г. Курган под видом свежей зелени. Контрабандно было ввезено 334 кг, или 33 400 000 разовых доз героина, путем сокрытия в специ-

№ 4 (38) 2014

ально оборудованном тайнике полуприцепа рефрижератора [14; с. 7].

Отдельную проблему в противодействии контрабанде наркотиков из Казахстана представляет то, что с 1 июля 2011 г. на внутренних границах стран Таможенного союза произошла отмена таможенного контроля [12]. Российские таможенные органы прекратили совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию РФ.

Продолжается обострение обстановки, связанной с контрабандой наркотиков из государств Средней Азии, в т. ч. через российско-казахстанскую границу, а также транзитом через их территории из Афганистана и Пакистана. По прежнему в этом направлении задерживается самое большое количество героина. Обстановка осложняется упрощением процедур таможенного контроля в рамках Евразийского экономического сообщества и отсутствием надлежащей охраны государственной границы.

4. Коррумпированность работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов. По мнению ряда экспертов, от 30 до 50 % своих доходов контрабандисты тратят на подкуп чиновников пограничных, таможенных и иных правоохранительных органов [9; с. 47-50]. По оценке ведущих специалистов, таможня длительное время является одним из наиболее коррумпированных элементов государственной службы [7; с. 17]. Высокопоставленные должностные лица таможенной службы нередко являются не только пособниками контрабандистов, но и руководителями организованных групп и даже преступных сообществ, занимающихся контрабандой наркотиков. Коррупция является главной причиной высокого уровня латент-ности контрабанды [6; с. 87-88].

Как показывают выполненные нами результаты опроса 85 экспертов, за взятки в сфере таможенного контроля в России совершаются следующие злоупотребления, препятствующие эффективной борьбе с контрабандой наркотиков, а именно: создаются фиктивные таможенные терминалы; освобождаются от любых форм таможенного контроля; подделываются таможенные документации; уничтожаются вещественные доказательства; практикуются необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела; необоснованные прекращения уголовных дел и др.

Факторы коррупционной деятельности наблюдаются и в других правоохранительных органах в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. На сегодняшний день коррупция в России носит тоталитарный характер и проявляется в различных формах. С одной стороны, большая часть населения, испытав на себе пагубные последствия коррупции, вынуждено прибегать к ней, видя в ней единственное средство решения своих

проблем, с другой - создается все более широкий и внушительный слой граждан, заинтересованных в сохранении основанных на коррупции отношений [11; с. 89]. Проявления коррупции в правоохранительных органах влекут за собой негативные последствия, которые выражаются в ослаблении государственного контроля над преступностью, способствовании развитию криминальных синдикатов, формировании у населения устойчивого мнения о единственной возможности решения своих проблем через «кормление» сотрудников правоохранительных органов [1; с. 94].

На возникновение и развитие контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации оказывают влияние и социально-экономические детерминанты: общая нестабильность и разбалансированность экономического рынка, рост цен, падение жизненного уровня у большинства населения, безработица (удельный вес трудоспособности неработающих и неучащихся среди лиц, совершивших наркопреступления, составляет более 60%); формирование в России теневой экономики, частью которой является организованный криминальный бизнес, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К основным недостаткам организационно-правового характера, способствующим контрабанде наркотиков в Россию, с учетом мнений опрошенных нами экспертов, следует отнести:

1) создание международным наркобизнесом новых путей межгосударственной транспортировки наркотиков;

2) отсутствие эффективного механизма материальной заинтересованности сотрудников таможни и сотрудников правоохранительных органов в пресечении контрабанды наркотиков;

3) отсутствие в системе таможенных и правоохранительных органов специальных подразделений по профилактике контрабанды и иных таможенных правонарушений;

4) малоэффективное взаимодействие российских таможенных и правоохранительных органов с соответствующими органами зарубежных стран (прежде всего, Казахстана, Украины, Узбекистана и др.). Как правило, взаимодействие данных органов не носит систематического характера и не базируется на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой правовой базы для такого взаимодействия [15; с. 49-54].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: анализ данных, полученных в результате опроса, показывает, что в числе причин, обуславливающих контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, доминирующую позицию занимают социально-

Ш

[ЭЩ

экономические, политические и организационно-правовые факторы. Это позволило нам вычислить группу основных факторов, которую по нашему мнению, можно признать «системообразующей», где в роли такой системы выступает феномен контра-

банды наркотиков как сложное негативное явление с совокупностью порождающих и способствующих ее развитию и процветанию причин и условий [11; с. 89].

Пристатейный библиографический список

1. Абызов P.M. Криминологический анализ организованной преступности. Барнаул, 2004.

2. Актуальные вопросы теории и практики борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: материалы научно-практической конференции (18-19 июня 2010 г.). Пятигорск, 2010.

3. Бовкун В.В. Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды // Черные дыры в российском законодательстве. 2009. №1.

4. Гаухман Л.Д. Методические материалы по дисциплине «Криминология». - М.: Академия МВД СССР, 1988.

5. Криминология и профилактика преступлений: учебник / под ред. д.ю.н. А.И. Алексеева. - М.: МВШМ МВД СССР, 1989.

6. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и неучтенная // Государство и право. 2006. № 8.

7. Максимов C.B. Коррупция в России. Уфа, 2000.

8. Маслова A.B. Наркоситуация в мире и основные тенденции ее развития // http://www.narcom.ra/.

9. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: материалы конференции. Тверь, 2005.

10. Репецкая А.Л. Криминологическая характеристика мировой индустрии наркобизнеса // Международный опыт и проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Сибири и на Дальнем Востоке: материалы международной конференции. Иркутск, 2001.

11. Сергеева A.A. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика и предупреждение: Дисс. ... к.ю.н. - Омск, 2006.

12. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)(ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010.13 декабря. № 50. Ст. 6615.

13. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Практика расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 188, 210, 1754 и 174-1 УК РФ (обзор). М., 2005.

14. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Практика расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ за 9 месяцев 2011 г. № 230 (обзор). М., 2012.

15. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. - М.: Академия управления МВД России, 2011.

ФИНАНСОВОЕ И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. БАНКОВСКОЕ И ВАЛЮТНОЕ ПРАВО.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Т.Г. Зинуров

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье анализируются такие категории как финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность, существование которых не признаётся определённой частью юридического сообщества. Автор путём анализа нормативных правовых актов, содержащих финансово-правовые нормы и нормы, устанавливающие ответственность за нарушения финансового законодательства, обосновывает существование финансовых правонарушений с дифференциацией их на конкретные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности. Также в статье приводится соотношение между понятиями нарушение финансового законодательства и финансовое правонарушение. Далее автор показывает взаимосвязь между финансовым правонарушением и финансово-правовой ответственностью указывая, что за финансовое правонарушение возможна только финансово-правовая ответственность, а за нарушения финансового законодательства, кроме финансово-правовой ответственности и ответственность, налагаемая нормативными правовыми актами других отраслей права и то, что характер правонарушения, в том числе финансового, определяется, в первую очередь, отраслевой принадлежностью нормативного правового акта, устанавливающего за него ответственность. Таким образом, кроме традиционно существующих видов правонарушений и ответственности необходимо также говорить и о финансовых правонарушениях и финансово-правовой ответственности.

Ключевые слова: правонарушение, ответственность, финансовое правонарушение, финансово-правовая ответственность, финансовое законодательство.

T.G. Zinurov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.