УДК 316.034
DOI 10.23672/1п2712-4478-5419-а
Жарких Екатерина Александровна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет мНепа.555@таН.ги
Прохоров Леонид Александрович
Заслуженный работник высшей школы РФ,
Заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук,
профессор,
профессор кафедры
уголовного права и криминологии,
Кубанский государственный университет
мНепа.555@таИ.ги
Скачко Анна Владимировна
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД РФ мНепа.555@таИ.ги
Ekaterina A. Zharkikh
Candidate of Law Sciences, Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University [email protected]
Leonid A. Prokhorov
Honored Worker of Higher School
of the Russian Federation,
Honored Lawyer of the Russian Federation,
Doctor of Law,
Professor,
Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University [email protected]
Anna V. Skachko
Doctor of Law,
Professor of the Department
of Criminal Law and Criminology,
Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation
Перспективы трансформации
законодательных подходов к регламентации контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей как правовой основы их предупреждения
Аннотация. В статье рассмотрены подходы российского законодателя к правовому регулированию предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей. Отмеченное направление деятельности правоохранительных органов регламентировано соответствующими положениями Конституции РФ, нормами уголовного законодательства, Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также ведомственными правовыми актами. Детальному анализу подвергнут также опыт международного и зарубежного законодательства, посвященного противодействию контрабанды наркотических средств, психотропных веществ. Высказаны рекомендации по совершенствованию соответствующих законодательных положений.
Ключевые слова: Таможенный союз, ЕАЭС, Уголовный кодекс РФ, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, наркотические средства, психотропные вещества, предупреждение преступлений.
Prospects
for the transformation of legislative approaches to the regulation of smuggling and customs evasion as a legal basis for their prevention
Annotation. The article examines the approaches of the Russian legislator to the legal regulation of the prevention of smuggling crimes and evasion of customs payments. The mentioned area of activity of law enforcement agencies is regulated by the relevant provisions of the Constitution of the Russian Federation, the norms of criminal legislation, the Federal Law «On the Basics of the system of prevention of offenses in the Russian Federation», as well as departmental legal acts. The experience of international and foreign legislation devoted to countering the smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances is also subjected to a detailed analysis. Recommendations were made to improve the relevant legislative provisions.
Keywords: Customs Union, EAEU, Criminal Code of the Russian Federation, smuggling, evasion of customs payments, narcotic drugs, psychotropic substances, crime prevention.
Законодательный подход к регламентации ответственности за контрабандные преступления, получивший реализацию в Федеральном законе от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ, без преувеличения можно назвать эпохальным. Контрабанда как уголовно-наказуемое деяние имеет многовековую историю. В 13-м веке в Российском государстве появляется прообраз таможенной службы, одной из основных задач которой была борьба с контрабандой, т.е. бесконтрольным оборотом товаров, и предотвращение ввоза на территорию государства и вывоза товаров и изделий, исключенных из свободного гражданского оборота. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, являясь традиционными для российского уголовного права деяниями, в последние годы получили весьма значительное распространение, модернизировались, проявили новые черты криминологической характеристики. Особую тревогу вызывает контрабанда предметов, изъятых из свободного оборота или ограниченных в нем. Прежде всего, стремительно возрастает число контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Так, более 50 % обнаруженных в незаконном обороте в РФ препаратов (кокаина, например, 100 %) поступают в страну в результате контрабанды. Совершение названного преступления оказывает негативное влияние на здоровье населения, ее культурный потенциал.
Осложнению ситуации способствовала коррумпированность, получившая широкую распространенность, в первую очередь, в правоохранительных и контролирующих органах. Вызывает озабоченность общества развернутая экспансия наркотиков из стран Южной Азии, Южной Америки. Сложившаяся ситуация подтверждает то обстоятельство, что рассматриваемая проблема носит международный характер. Соответственно, международными организациями принято немало правовых актов, направленных на консолидацию усилий разных стран по противодействию незаконному обороту наркотиков. В этой работе особое внимание будет обращено на следующие правовые документы. В 1988 г. на Конференции 106 государств была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [1]. Конвенция вступила в силу 11 ноября 1990 г. Одним из новых положений Конвенции является выявление, замораживание и конфискация доходов и собственности, полученных в результате незаконного оборота наркотиков. Суды получили возможность издавать постановления о приостановлении или аресте банковских, финансовых или коммерческих счетов и документов, при этом уже нельзя ссылаться на необходимость сохранения банковской тайны.
Конвенция установила необходимость взаимной юридической помощи между государствами в проведении расследований, связанных с наркотиками, передачу материалов судопроизводства для обеспечения уголовного преследования, выдачу крупных торговцев наркотиками. В частности, Конвенция обеспечивает государствам договорную основу для оказания взаимной помощи в
выполнении просьб в отношении различных форм сотрудничества, таких как сбор и предоставление доказательств и информации, выдача лиц, скрывающихся от правосудия. Нельзя не отметить еще один важный аспект этого документа. Так, наряду с комплексом уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер воздействия на лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, в Конвенции предусмотрены, правда в определенной мере, механизмы решения медицинских и социальных вопросов. Конвенция имеет более широкую сферу применения и охватывает нарушителей законов о наркотиках в целом, включая лиц, как злоупотребляющих, так и не злоупотребляющих наркотиками. Конвенция учитывает степень тяжести совершенных правонарушений: за тяжкие правонарушения меры, направленные на лечение и воспитание, могут предусматриваться лишь в дополнение к осуждению и наказанию; за менее тяжкие правонарушения и правонарушения, связанные с личным употреблением наркотиков, такие меры могут рассматриваться в качестве альтернативы осуждению или н а к а з анию [2, с. 28].
Помимо Конвенции 1988 года и ранее принятых конвенций, Организация Объединенных Наций на XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместной борьбе с проблемой наркотиков (10 июля 1998 г.), приняла ряд важных международных документов. Из них следует выделить следующие правовые акты: Политическая декларация; Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики; План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров; План по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию [3, с. 861-889].
Рассмотренные конвенционные нормы направлены на защиту таких важнейших общечеловеческих ценностей, как здоровье и социальное благополучие населения. В соответствии с Конвенцией 1988 года каждая сторона должна принять такие меры, которые могут потребоваться с тем, чтобы определенные действия признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству. Уголовное законодательство многих зарубежных стран было скорректировано с учетом положений конвенции. Причем одна группа стран в своих законах сделала акцент на либеральное отношение к лицам, нарушающим правила обращения с наркотиками. Представителями этой группы стран являются Нидерланды (Голландия) и Испания. Наиболее известным ее представителем является Голландия. Начавшаяся здесь с середины 1950-х годов легализация «мягких» наркотиков несколько сократила количество преступлений, связанных с ними. Однако кардинальных изменений не произошло, тем не менее, голландское правительство по-прежнему считает, что оно имеет достаточно возможностей для эффективного контроля за наркотиками [4, с. 4].
Другая, можно сказать полярная, группа стран придерживается жесткой политики по отношению к лицам, совершающим наркопреступления. К
ней относятся, в первую очередь, Малайзия, Иран, Пакистан, Турция, Китай, Таиланд, Нигерия и другие. Здесь борьба ведется с распространением и потреблением наркотиков жесткими методами - вплоть до смертной казни, а законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. Китайский законодатель устанавливает ответственность за контрабанду, торговлю, перевозку, производство наркотиков независимо от их количества. Статья 347 УК КНР устанавливает за контрабанду при наличии квалифицирующих обстоятельств наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет, пожизненное лишение свободы либо смертной казни, в качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества. В качестве квалифицирующих обстоятельств в законе названы:
- контрабанда опиума свыше одной тысячи граммов;
- пятидесяти граммов и более героина либо ме-тиламфетамина;
- других наркотиков в большом количестве;
- руководство группой по контрабанде, торговле, перевозке, производству наркотиков;
- вооруженное прикрытие контрабанды, торговли, перевозки, производства наркотиков;
- применение насилия, сопротивление следствию, задержанию, аресту при отягчающих обстоятельствах;
- участие в организованном международном наркобизнесе.
Законодательство СССР, а затем, и Российской Федерации в определенной степени также учитывало положения Конвенции 1988 г. Например, Таможенный кодекс РФ также содержал нормы, отражающие контроль над перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу. Для пресечения наркобизнеса таможенные органы использовали контролируемую поставку наркотиков (гл. 42) [5]. В Уголовный кодекс РФ также была введена норма, устанавливающая ответственность за контрабанду наркотических средств или психотропных веществ. За время действия Кодекса в него был введен ряд новелл, устанавливающих и усиливающих уголовную ответственность за некоторые преступные операции с наркотиками - с одной стороны, и усиливающих профилактическую направленность - с другой.
И в условиях такой сложной оперативной обстановки в мире российский законодатель осуществляет очередную трансформацию законодательного подхода к регламентации ответственности за контрабанду во всех ее проявлениях. Федеральным законом от 07.12. 2011 № 420-ФЗ из системы Особенной части УК РФ исключена ст. 188, внесены принципиальные изменения в ст. 194, включены ст. 226.1 о контрабанде оружия и ст. 229.1 о контрабанде наркотиков. Исключение ст. 188, содержание новых статей УК РФ уже
повлекли критические оценки, отмечено их несовершенство.
Возникает вопрос, связанный с созданием Таможенного союза и установлением правового соглашения между членами Таможенного союза (Россией, Белоруссией и Казахстаном). Государственная Дума приняла фундаментальный Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако концепция, заложенная в этом нормативно-правовом акте, вызывает определенные возражения.
Во-первых, имеет место несогласованность между пределами предполагаемого правового регулирования деятельности государства и установленными в преамбуле закона его целями. Согласно формулировке названия закона, речь в нем должна идти о таможенной деятельности государства в международном масштабе, т. е. со всеми странами окружающего мира. Но цели, определенные в ст. 1 Закона, сфокусированы на деятельности в рамках Таможенного союза.
Во-вторых, вызывает вопросы также несогласованность законодательства стран - участниц Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Так, формулировка основного состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, содержащаяся в ст. 228 УК Республики Беларусь, до сих пор включает деяния по перемещению предметов контрабанды через таможенную границу своего государства. Однако речь должна идти о таможенной границе Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС.
В-третьих, создание такого союза и принятие правового соглашения между его членами, предполагает, видимо, и согласованность санкций за допускаемые правонарушения.
В-четвертых, редакция части 1 ст. 229.1 УК РФ неудачна не только по своей громоздкости, но и по содержанию. Так, она устанавливает: «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств, психотропных веществ». Поэтому возникает вопрос, по какой статье квалифицировать контрабанду наркотиков или психотропных веществ при перемещении через Государственную границу Российской Федерации с государствами, не являющихся членами Таможенного союза?
Та ки м об разом, мы полагаем, что вновь принимаемые законы, посвященные внешнеэконо-
мическим и торговым связям России с другими странами, в том числе устанавливающие ответственность за контрабанду, необходимо будет коррелировать с законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № З06-ФЗ. Однако более рациональный выход - вместо него принять новый закон с учетом сложившейся ситуации. Актуальность и практическая значимость правотворчества в этой сфере подчеркнуты в Указе Президента РФ от 07 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указ гласит: «Установить требования к
Литература:
1. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) / Сост. В.С. Ов-чинский // Сборник документов. М., 2004.
2. Прохорова М.Л. Наркотизм: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Саратов, 2001. С. 28.
3. Документы XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков (10 июля 1998 г.) / Сост. В.С. Овчинский // Сборник документов. М., 2004. С. 861-889.
4. Хайрумин М. Чума XXI века / М. Хайрумин // Мир новостей. 2001. 22 мая. № 21 (387). С. 4.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003 (утратил силу).
6. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. 2012. 09 мая.
проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства» [6].
Не вызывает сомнений, что совершенствование нормативной базы предупреждения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей будет способствовать повышению эффективности п р е в е н т ивной деятельности в соответствующих сферах, в том числе в рамках конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции.
Literature:
1. Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances (Vienna, December 20, 1988) / Originator V.S. Ovchinsky // Collection of documents, M., 2004.
2. Prokhorova M.L. Narcosis: socio-psychological, criminological and criminal-legal aspects. Saratov, 2001. P. 28.
3. Documents of the XX special session of the UN General Assembly devoted to the joint fight against the world drug problem (July 10, 1998) / Originator V.S. Ovchinsky // Collection of documents. M., 2004. P. 861-889.
4. Khairullin M. The Plague of the XXI century / M. Khairullin // The world of news. 2001. May 22. № 21(387). P. 4.
5. Customs Code of the Russian Federation. M., 2003 (expired).
6. Decree of the President of the Russian Federation № 601 dated May 07, 2012 «On the main directions of improving the system of public administration» // Rossiyskaya Gazeta. 2012. May 09.