Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ И УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ И УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / КОНТРАБАНДА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохоров Леонид Александрович, Жарких Екатерина Александровна, Скачко Анна Владимировна

Противодействию контрабанде, являющейся одной из важнейших структурных частей современной преступности в Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы уделяют достаточно много внимания. В статье рассмотрены подходы российского законодателя к организации предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей. Отмеченное направление деятельности регламентировано положениями Конституции РФ, нормами уголовного законодательства, Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также - ведомственными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прохоров Леонид Александрович, Жарких Екатерина Александровна, Скачко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SMUGGLING AND EVASION OF CUSTOMS PAYMENTS: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

Legislative and executive bodies pay a lot of attention to countering smuggling, which is one of the most important structural parts of modern crime in the Russian Federation. The article discusses the approaches of the Russian legislator to the organization of the prevention of smuggling crimes and evasion of customs payments. The mentioned area of activity is regulated by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the norms of criminal legislation, the Federal Law «On the Basics of the system of prevention of offenses in the Russian Federation», as well as departmental legal acts.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ И УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 340

DOI 10.23672/l3549-1035-3763-e

Прохоров Леонид Александрович

Заслуженный юрист РФ,

Заслуженный работник

высшей школы РФ,

доктор юридических наук,

профессор,

профессор кафедры

уголовного права и криминологии,

Кубанский государственный университет

[email protected]

Жарких Екатерина Александровна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет [email protected]

Скачко Анна Владимировна

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД РФ [email protected]

Leonid A. Prokhorov

Honored Lawyer of the Russian Federation,

Honored Worker Higher School

of the Russian Federation,

Doctor of Law,

Professor,

Professor of the Department Criminal Law and Criminology, Kuban State University [email protected]

Ekaterina A. Zharkikh

Candidate of Legal Sciences, Lecturer of the Department Criminal Law and Criminology, Kuban State University [email protected]

Anna V. Skachko

Doctor of Law,

Professor of the Department

of Criminal Law and Criminology,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

[email protected]

Предупреждение контрабанды

и уклонения от уплаты таможенных платежей: правовые и организационные аспекты

Prevention of smuggling

and evasion of customs payments: legal and organizational aspects

Аннотация. Противодействию контрабанде, являющейся одной из важнейших структурных частей современной преступности в Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы уделяют достаточно много внимания. В статье рассмотрены подходы российского законодателя к организации предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей. Отмеченное направление деятельности регламентировано положениями Конституции РФ, нормами уголовного законодательства, Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также - ведомственными правовыми актами.

Ключевые слова: таможенный союз, Уголовный кодекс, уголовная политика, предупреждение, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, правоприменительная практика.

Annotation. Legislative and executive bodies pay a lot of attention to countering smuggling, which is one of the most important structural parts of modern crime in the Russian Federation. The article discusses the approaches of the Russian legislator to the organization of the prevention of smuggling crimes and evasion of customs payments. The mentioned area of activity is regulated by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the norms of criminal legislation, the Federal Law «On the Basics of the system of prevention of offenses in the Russian Federation», as well as departmental legal acts.

Keywords: Customs Union, Criminal Code, criminal policy, prevention, smuggling, evasion of customs payments, law enforcement practice.

Противодействию контрабанде, являющейся одной из важнейших структурных частей современной преступности в Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы

уделяют достаточно много внимания. В современных условиях после декриминализации товарной контрабанды (ст. 188 УК РФ) и масштабной криминализации контрабанды особо опасных

предметов (оружия, наркотиков, а равно порнографических материалов или предметов, культурных ценностей или объектов культурного наследия, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов) оно обрело статус стратегического направления уголовной политики России. При этом необходимо особо выделить международный аспект исследуемой проблемы, которая обусловлена тем, что анализируемое направление борьбы с преступностью (т.е., с контрабандой) всегда неразрывно связывают с необходимостью обеспечения экономической безопасности государства при осуществлении внешней экономической деятельности. Сложность и актуальность поднимаемой проблемы обусловили принятие главами государств - участников СНГ специальной Декларации о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества. В этом правовом акте отмечено: «Мы подчеркиваем, что организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляют серьезную угрозу безопасности государств - участников СНГ, и заявляем о своем намерении вести решительную борьбу с этими проявлениями» [1]. Отмечая особую важность международного сотрудничества, вполне логично подчеркнуть, что при заключении любого международного договора, ратификации какой-либо Конвенции, прежде всего, должна быть обеспечена защита интересов своей страны, своего народа.

Сложившаяся в стране сложная криминальная ситуация инициировала принятие Государственной Думой Российской Федерации закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, которым утверждены основы системы профилактики правонарушений в России. Законодатель определяет профилактику правонарушений в этом нормативном правовом акте как «комплекс социальных, экономических, правовых, организационно-управленческих и ряд других мер, направленных на выявление причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения» [2]. Особую социально-правовую значимость анализируемых проблем отмечали в своих работах известные ученые, такие как Г.А. Аванесов [3; 4]; К.Е. Игошев, И.В. Шмаров [5]; В.Н. Кудрявцев [6] и другие.

Законодатель в отмеченном выше законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусмотрел 10 основных направлений профилактики преступлений, среди которых для нашего направления предупредительной деятельности следует особо выделить следующие:

1) объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушения, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

2) профилактический учет и профилактический надзор;

3) внесение представления об устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушения.

При этом следует подчеркнуть, что правовой основой осуществления такой многогранной профилактической работы по недопущению контрабанды в ее широком правовом понимании служат соответствующие положения Конституции Российской Федерации. Так, в пункте «ж» ст. 71 Конституции законодатель закрепляет компетенцию федеральных органов власти в области экономических отношений. Суть их заключается в следующем: «Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки». В условиях участия России во Всемирной торговой организации (ВТО) еще более обострилась сложившаяся в стране масштабная диспропорция между импортом и экспортом, что поставило российского производителя в весьма невыгодное положение, который вынужден искать варианты сбыта товаров, нередко криминальных. Способствует росту числа уклонения от уплаты таможенных платежей и тенденция к снижению, а нередко в обнулении таможенных платежей [7].

Определенную негативную роль в организации внешней экономической деятельности играет также несогласованность законодательства стран - участниц Таможенного союза в рамках ЕАЭ С . Так, формулировка основного состава кон-траба нды наркотических средств, психотропных веществ, содержащаяся в ст. 228 УК Республики Беларусь, до сих пор включает деяния по перемещению предметов контрабанды через таможенную границу своего государства. Однако речь должна идти о таможенной границе Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо Государственной границы Российской Федерации с государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Более того, создание такого союза и принятие правового соглашения между его членами, предполагает, видимо, и согласованность санкций за допускаемые правонарушения.

Особое внимание законодатель акцентирует на обеспечении правового контроля за оборотом вооружения, закрепляет компетенцию федеральных органов, содержанию которой посвящен пункт «м» ст. 71 Конституции: «Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования». Эта группа обстоятельств в значительной степени связана с криминализацией и декриминализацией деяний, сопряженных с незаконным оборотом оружия, и тенденциями судебной практики по применению соответствующих уголовно-правовых норм [8, с. 33-35].

Для реализации рассматриваемого конституционного установления порядка обращения оружия приняты правовые документы соответствующих

федеральных органов. Так, специальной регламентации подлежит деятельность по ввозу в РФ и вывозу за ее территорию продукции военного назначения. Эта деятельность регламентирована приказом Министра обороны России от 02 мая 2012 г. № 1050 [9], в котором утвержден порядок рассмотрения и согласования получения лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, основные положения которого ранее были установлены Указом Президента РФ [10].

Ответственными за организацию деятельности, связанной с оборотом оружия, являются Главное управление международного военного сотрудничества и Управление интеллектуальной собственности Министерства обороны РФ. В эти управления соответствующие организации обращаются с заявлением о выдаче лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения. При наличии всего комплекта документов заявление направляется в Департамент Министерства обороны по обеспечению государственного оборонного заказа, Департамент ресурсного обеспечения Министерства обороны, Главное управление кадров Министерства обороны, Управление заказов по совершенствованию технической основы системы управления Вооруженными Силами, Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны.

Как видим, порядок рассмотрения этих заявление четко регламентирован от получения заявления до выдачи лицензии и при его неукоснительном соблюдении правонарушения должны быть исключены. Однако в действительности это далеко не так, потому что незаконный оборот оружия представляет обоснованную опасность для населения страны.

Таможенная служба РФ дополнительно к приказу Министра обороны России установила правила совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, необходимых для производства вооружения и военной техники, авиационной техники военного и гражданского назначения, судового газотурбостроения, в том числе, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, учебного и вспомогательного имущества. Эти правила действуют в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности [11]. В соответствии с установленным порядком совершения таможенных операций и таможенного контроля, названные выше товары не подлежат квотированию и лицензированию. При их ввозе в Российскую Федерацию не требуется сертификатов соответствия, при этом товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Следует также учитывать, что дополнительная регламентация направления деятельности по предупреждению контрабандных преступлений предусмотрена нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Основные положения сформулированы в Административном регламенте этой службы.

Особая актуальность, важность и сложность отмеченных выше политических, экономических, оборонных задач предопределяет, что в качестве первоочередной организационной проблемы перед законодателем встает необходимость четкого определения системы субъектов предупредительной деятельности. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Отмеченное конституционное установление получает дальнейшую конкретизацию в ст. 74 Конституции РФ, часть первая которой устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Далее, в ч. 2 ст. 74 Конституции РФ законодатель уточняет, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Отмеченные выше конституционные установления, в соответствии с теорией предупреждения преступности, предполагают многоступенчатую классификацию субъектов этой деятельности. Мы выделяем три уровня субъектов предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Первый уровень субъектов представлен органами общей компетенции, т.е., субъектами общесоциального предупреждения. В данном случае, речь идет о представительных органах РФ и субъектов РФ, издающих законы, которые составляют правовую базу предупреждения исследуемых преступлений. Особое место в этой системе занимает Президент России, утверждающий принимаемые Государственной Думой законы, а также издающий Указы, в которых определяются стратегические направления борьбы с преступностью. Обеспечение выполнения принимаемых законов и указов признано основной функциональной обязанностью Правительства Российской Федерации, которое мы также относим к этому уровню субъектов предупреждения преступлений.

Второй уровень субъектов предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей составляют федеральные органы, компетенция которых включает широкий круг вопросов, но среди них важное место занимает организация борьбы с преступностью в той либо иной сфере. К ним мы относим конкретные министерства Федерального Правительства и правительства субъектов Федерации РФ, которые непосредственно обеспечивают организацию предупреждения исследуемых преступлений на федеральном или местном уровне. Предупредительную функцию в пределах, определенных законодательно, осуществляют Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Третий уровень представляют субъекты предупреждения преступлений в сфере обеспечения общественной и экономической безопасности, здоровья населения и нравственности, а также экологической безопасности. Специальное предупреждение исследуемых преступлений составляет основную функциональную обязанность этих субъектов. Основную нагрузку в этой деятельности выполняют Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы РФ, Пограничная служба. Ряд важных функций по осуществлению противодействия контрабандным интервенциям осуществляют Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, Управление интеллектуальной собственности Министерства обороны РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), Роспотребнадзор.

Соответствующие профилактические мероприятия должны проводиться и на уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции. Анализ состояния дел в этой сфере в ООО «Таможенный Консалтинг» (г. Краснодар) свидетельствует о должной организации указанной деятельности, реализуемой в отношении, как

Литература:

1. Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества // Российская газета. 2012. 14 декабря.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

3. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.

4. Аванесов Г.А. Основополагающие начала теории и методологии профилактики правонарушений / Г.А. Аванесов, К.Е. Игошев. М., 1976.

5. Игошев К.Е. Социальные аспекты предупреждения правонарушений / К.Е. Игошев, И.В. Шма-ров. М., 1980.

6. Кудрявцев В.Н. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977.

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ (ред. от 24 февраля 2021 г.) // ИПС «ГАРАНТ». ШЬ : https://base.garant.ru/ 12180625/

8. Агапов П.В. Основы противодействия организованной преступной деятельности : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 33-35.

9. Об утверждении Порядка рассмотрения и согласования в Министерстве обороны Российской Федерации заявлений на получение лицензий на

работников, так и клиентов, обращающихся за оказанием услуг, связанных с таможенным оформлением. Вместе с тем, существует необходимость в повышении уровня правовой грамотности сотрудников, в том числе в вопросах, касающихся уголовной ответственности за контрабанду.

Таким образом, профилактическая деятельность, осуществляемая соответствующими государственными органами и общественными организациями, является составной частью социальной политики в области противодействия контрабанде. Она направлена на утверждение социально-полезного образа жизни и, в принципе, представляет собой основное направление борьбы с преступностью. Следовательно, целью профилактики контрабандных преступлений является устранение или смягчение действия причин, а равно факторов, условий, их порождающих. При этом мы полагаем, что вновь принимаемые законы, посвященные внешнеэкономическим и торговым связям России с другими странами, в том числе, устанавливающие ответственность за контрабанду, необходимо будет коррелировать с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № З06-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Literature:

1. Declaration of the Heads of the member States of the Commonwealth of Independent States on the further development of comprehensive cooperation // Rossiyskaya Gazeta. 2012. December 14.

2. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of June 23, 2016. № 182-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2016. № 26 (Part I). Art. 3851.

3. Avanesov G.A. Criminology and social prevention. M., 1980.

4. Avanesov G.A. Fundamental principles of the theory and methodology of crime prevention / G.A. Avanesov, K.E. Igoshev. M., 1976.

5. Igoshev K.E. Social aspects of crime prevention / K.E. Igoshev, I.V. Shmarov. M., 1980.

6. Kudryavtsev V.N. Theoretical foundations of crime prevention. M., 1977.

7. About customs regulation in the Russian Federation: Federal law of November 27, 2010 № 306-FZ (as amended on 24 Feb. 2021) // LIS «GARANT». URL : https://base.garant.ru/12180625

8. Agapov P.V. Fundamentals of countering organized criminal activity : abstract. dis. ... doct. law. M., 2013. P. 33-35.

9. On approval of the Procedure for Consideration and Approval by the Ministry of Defense of the Russian Federation of applications for licenses for the

ввоз и вывоз продукции военного назначения: приказ Министра обороны России от 02 мая 2012 г. № 1050 // Российская газета. 2012. 13 июня.

10. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 (ред. от 26.04.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_55593

11. Об утверждении Порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности: приказ Федеральной таможенной службы РФ от 05 марта 2012 г. № 407 // Российская газета. 2012. 13 апреля.

Import and export of Military Products: Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 1050 dated May 02, 2012 // Rossiyskaya Gazeta. 2012. June 13.

10. Issues of military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign states: Decree of the President of the Russian Federation of September 10, 2005 № 1062 (ed. of 04/26/2021) // SPS «Con-sultantPlus». URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 55593

11. On approval of the Procedure for Customs Operations and Customs Control of Goods Imported into the Russian Federation and Exported from the Russian Federation within the framework of intergovernmental agreements on production and scientific and technical cooperation of Defense industries: Order of the Federal Customs Service of the Russian Federation № 407 dated March 05, 2012 // Rossiyskaya Gazeta. 2012. April 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.