Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / мировой океан / морское право / международное право / национальная безопасность / борьба с морским пиратством и терроризмом. / Russian Federation / world ocean / law of the sea / international law / national security / combating maritime piracy and terrorism.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кандаурова М.А.

в статье рассматриваются аспекты национальной морской безопасности Российской Федерации и позиция России по международно-правовым вопросам в области обеспечения безопасности Мирового океана. Анализируются основные направления национальной морской безопасности России. Освещаются основные нормативно-правовые акты России, регулирующие эту сферу деятельности. Поднимается вопрос борьбы с морским пиратство и терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING INTERNATIONAL SECURITY IN THE WORLD OCEAN

The article discusses aspects of the national maritime security of the Russian Federation and Russia's position on international legal issues in the field of oceans. The main directions of Russia's national maritime security are analyzed. The main normative legal acts of Russia regulating this field of activity are highlighted. The issue of combating maritime piracy and terrorism is being raised.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ»

Приспштейный библиографический список:

1. География Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/reo^:^№i Китайской Народной Республики

2. Доклад Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК (2012). [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.cn/ldhd/2012-

11 /17/content 226882o.htm Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [Электронный ресурс] URL: lfflps:/ATO^am.org/depts/los/convention agreements/texts/unclos/unclos г.pdf

3. Скаридов A.C. Морское право. Т.1. Международное публичное морское право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2023. 342 с.

4. Князева H.A., Князева Е.А. Международное сотрудничество в борьбе с пиратством и морским терроризмом. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleniiika.ni/article/Mnezhdimarodnoe-sotriidnichestvo-v-borbe-s-piratstvom-i-morskim-terrorizmom/viewer.

5. Цао Липин Правовые проблемы регулирования деятельности водного транспорта и морских перевозок груза в Китае //Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2010. №2. С. 71-74.

6. Ван Сяоси Исследование путей китайско-российского сотрудничества в области охраны окружающей среды в Арктическом регионе // Научный журнал «GLOBUS» Т. 7. № 4(69). 2022. С. 4-6.

7. Фу Синьсинь Сотрудничество Китая и России в области охраны окружающей среды в Арктике: современное состояние и перспективы // Управленческое консультирование. 2023. № 5. С. 120-128.

8. Хмиль ИВ., Чернядьева H.A. Борьба с изменением климата как одна из целей устойчивого развития: международно-правовой анализ// Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.15-19.

11. Киенко Е.В. Позиция КНР в отношении правового режима морских живых ресурсов в центральной части Северного Ледовитого океана // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 6. 2018. С. 98-103.

Для цитирования: Кандаурова М.А. К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ / Научн. рук. д.ю.н, доцент НА. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - №'1С(23). - С.9-13.

Кандаурова М.А.,

студентка 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГУЧ1»

Научный руководитель: Чернядьева НА., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», д.ю.н. доцент

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты национальной морской безопасности Российской Федерации и позиция России по международно-правовым вопросам в области обеспечения безопасности Мирового океана. Анализируются основные направления национальной морской безопасности России. Освещаются основные нормативно-правовые акты России, регулирующие эту сферу деятельности. Поднимается вопрос борьбы с морским пиратство и терроризмом.

Ключевые слова: Российская Федерация, мировой океан, морское право, международное право, национальная безопасность, борьба с морским пиратством и терроризмом.

ON THE QUESTION OF THE ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING INTERNATIONAL SECURITY IN THE WORLD OCEAN

Abstract: The article discusses aspects of the national maritime security of the Russian Federation and Russia's position on international legal issues in the field of oceans. The main directions of Russia's national maritime security are analyzed. The main normative legal acts of Russia regulating this field of activity are highlighted. The issue of combating maritime piracy and terrorism is being raised.

Keywords: Russian Federation, world ocean, law of the sea, international law, national security, combating maritime piracy and terrorism.

Россия - это великая морская держава. Англичанин Ф. Джейн, будучи представителем государства - несомненного мирового морского лидера, недружественного России, констатировал: «Русский флот по праву считается более древним, чем британский, а лучшими моряками являются русские» |1|.

Российская Федерация - крупнейшее государство в мире, являющееся учредителем Организации Объединённых Наций (далее ООН), постоянным членом Совета Безопасности ООН (далее СБ ООН) и обладающее ядерным оружием. Являясь одним из государств-лидеров, в соответствии с Резолюцией 2625 [2] (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН (далее ГА ООН) 1970 года и Морской доктриной

Российской Федерации [3], Россия, несет ответственность как за национальную, так и международную безопасность, в том числе и на морских просторах. Так морская деятельность Российской Федерации -деятельность по изучению, освоению, использованию, охране и сохранению ресурсов и пространств Мирового океана в интересах устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения ее национальной безопасности [3].

В соответствии с п. 9 Морской позиции РФ [3] к национальным интересам государства в мировом океане относятся: сохранение независимости, как государственной, так и территориальной целостности России, распространявшегося на внутренние воды и пространство над ними; обеспечение суверенных прав и юрисдикции; сохранение статуса великой морской державы; развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности; свобода открытого моря, включающая в себя свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, право прокладывать подводные кабели и трубопроводы, право на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна; обеспечение доступа к транспортным коммуникациям в Мировом океане; осуществление военно-морской деятельности; сохранение человеческой жизни на море; стабильное функционирование жизненно важных морских (океанских) коммуникаций; обеспечение экологической безопасности в Мировом океане; комплексное изучение и рациональное использование ресурсов и пространств Мирового океана развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование; развитие Северного морского пути и др.

Помимо своей национальной безопасности меяедународно -правовая позиция России основывается на принципах равной и неделимой международной безопасности, а также на недопустимости нанесения ущерба безопасности других государств [4, 138].

Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву [5]. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты [6].

Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и применения национальной юрисдикции к морским пространствам. Так, в ней были установлены:

- права на свободную навигацию;

- границы территориального моря в 12 милях от берега;

- исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;

- правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Российская Федерация обладает самым длинным морским побережьем и омывается 14 морями, относящимися к 3 океанам. Ввиду своего уникального расположения Россия активно сотрудничает и оказывает влияние на международные морские организации (Международная морская организация, Международная морская организация Северного морского пути - ММОСМП, Организация черноморского экономического сотрудничества, Международный морской комитет и др.) [7].

В феврале 1948 г. конференция ООН по морскому праву приняла Конвенцию о Международной морской консультативной организации (далее ИМКО), которая была преобразована в 1982 г. в Международную морскую организацию [8] (далее ИМО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. В январе 1959 г. состоялась 1-я сессия ассамблеи, и с этого момента СССР, а затем — Россия участвует в работе ИМО. Так, Между народная морская организация - это специализированное учреждение ООН, ответственное за охрану судоходства и предотвращение загрязнения моря и атмосферы судами [9,10]. Официальный девиз ИМО — «безопасное, защищенное и эффективное судоходство в условиях чистых океанов» [11].

В большинство документов ИМО заложен специфичный с точки зрения международного права подход — обязательность международного соглашения для всех, даже для тех государств, которые не являются участниками инструмента [12].

В области мореплавания сложилась международная правовая система, где выполнение ряда глобальных соглашений или следование некоторым устоявшимся нормам является де-факто обязательным для всех государств флага [13, 44]. Принуждение к исполнению осуществляется с помощью механизма государственного портового контроля всех судов, независимо от флага, а также путем применения к судам, не выполняющим международные обязательства, реальных мер, которые впервые упомянуты в Протоколе 1978 г. к Между народно й конвенции по охране человеческой жизни на море [14] (далее СОЛАС) и известны как «лишение режима благоприятствования».

Требования международных инструментов обязательного характера, относящиеся к техническим аспектам обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения, вносятся в правила Российского морского регистра судоходства. Российские суда, заходящие в российские порты, инспектируются службами капитанов портов [15], в том числе и на предмет выполнения международных обязательств [13,45].

В России внедрены и выполняются основные международные конвенции в области торгового мореплавания, такие как СОЛАС, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов [12] (далее МАРПОЛ), Международная конвенция о грузовой марке [16] (далее КГМ), Международные правила предупреждения столкновения судов [17] (далее М1111СС) и др.

Таким образом, в ИМО России принадлежит ведущая роль в оказании оперативной помощи по предотвращению нападений в море, разработкой, ратификацией и внедрению международных стандартов и конвенций, непосредственно направленных на обеспечение морской безопасности.

Еще одной важной организацией, в которой Россия занимает лидирующие позиции, является ММОСМП. В связи с изменением климатических условий и расширением возможностей передвижения по Северному морскому пути, Россия активно работает над разработкой и внедрением правил и мер по обеспечению безопасности, эффективности и экологической устойчивости навигации в этом регионе.

Россия также активно сотрудничает с Между народно й организацией по морскому исследованию (далее МОМИ). Страна выступает в качестве финансирующего и инициативного участника, способствуя развитию науки и исследований в области морской биологии, гидрографии, океанографии и других научных дисциплин, связанных с морем.

Также стоит отметить, что Российская Федерация ведет активную деятельность по недопущению морских угроз как для конкретного государства, так и для всего международного сообщества в целом. В первую очередь речь идет о терроризме и пиратстве.

Основой для настоящих инициатив по борьбе с пиратством стала Резолюция СБ ООН 1918 (2010) [18], в которой Россия подняла вопрос о пиратстве у берегов Сомали. Во второй части резолюции Совет подтвердил, что «...неспособность привлечь к ответственности лиц, ответственных за акты пиратства, подрывает усилия международного сообщества по борьбе с пиратством». К странам был обращен призыв криминализировать пиратство в рамках их национальных законов и задерживать, и преследовать в судебном порядке подозреваемых в пиратстве у берегов Сомали в соответствии с международным правом в области прав человека. Была дана высокая оценка прогрессу, достигнутому в реализации Джибутийского кодекса поведения Международной морской организации. При этом Совет далее призвал участников полностью выполнить его как можно скорее. Наконец, к Генеральному секретарю Пан Ги Муну была обращена просьба в течение трех месяцев представить доклад о вариантах судебного преследования и заключения в тюрьму лиц, ответственных за пиратство и вооруженный разбой, включая возможность создания регионального или международного трибунала.

Таким образом, благодаря России СБ ООН признал масштабность пиратской угрозы и призвал \icжд\ народное сообщество к дальнейшему наращиванию антипиратских усилий. Вопрос Сомали и пиратства теперь на контроле СБ ООН и ИМО. По инициативе СБ ООН организовано международное патрулирование вод Аденского и Гвинейского заливов.

В 2021 году корабли Балтийского флота Военно-морских сил (далее ВМС) России несли антипиратскую вахту в Аденском заливе, а отряд Северного флота ВМС России в Гвинейском заливе. Северный флот РФ освободил пятерых граждан-членов экипажа рыболовное судно Atlantic Princess из пиратского плена [19].

Российская Федерация неоднократно проводит различные учения против морского пиратства и терроризма. Так в 2022 году экипажи отряда кораблей Северного флота Военно-морского флота (далее ВМФ) России, находящегося в Атлантике, отработали тактику борьбы с пиратами в ходе учений. Командование отряда отметило, что одной из главных задач российских кораблей является обеспечение свободы гражданского мореплавания в различных районах океана. В частности, в прошлом году российский большой противолодочный корабль (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», выполнявший задачи обеспечения свободы судоходства в Гвинейском заливе, спас от пиратов экипаж панамского сухогруза «Люция», состоявший из граждан России и Украины [20].

А в марте 2023 года в акватории Аравийского моря проходило трехсторонне военно-морское учение (Россия, Китай, Иран). В ходе, которого участники отработали: формирование межнационального отряда боевых кораблей, совместное маневрирование, а также освобождение захваченного судна, оказание помощи кораблям, терпящим бедствие [21].

Однако, для полной ликвидации таких понятий, как «морское пиратство» и «морской терроризм» предлагаем создать новый вспомогательный орган ИМО «Единый информационный центр по противодействию морскому пиратству и терроризму». Цель создания «Единого информационного центра по противодействию морскому пиратству и терроризму» - это эффективное сотрудничество между правительствами, международными организациями и частным сектором с целью обеспечения безопасности на морских пространствах. Он создаст прочные и устойчивые механизмы и партнерства для более эффективной борьбы с преступными и террористическими угрозами и обеспечения мира и стабильности в морских районах, способствуя развитию и процветанию всех государств и их граждан.

Основные функции Единого информационного центра могут включать следующие аспекты:

1. Объединение исходных данных: Центр будет собирать и агрегировать информацию, поступающую от различных источников, включая правительственные агентства, международные организации, частных компаний и академическую сферу. Такое объединение позволит создать единый образ морского пространства и ситуации в нем.

2. Анализ и синтез информации: Основываясь на собранных данных, Единый информационный центр будет проводить анализ ситуации с целью выявления общих тенденций, моделей и методов действий противников. Это позволит разработать эффективные стратегии противодействия в морской среде.

3. Разработка и реализация совместных мер: на основе проведенного анализа и синтеза информации. Единый информационный центр будет разрабатывать рекомендации и предлагать совместные меры государствам и организациям для предотвращения престу пных и террористических действий в морских пространствах.

4. Обучение и обмен опытом: Центр будет служить площадкой для обмена опытом и знаниями в области противодействия морскому пиратству и терроризму. Проведение тренингов, семинаров, конференций и других мероприятий поможет развитию экспертного сообщества и повышению квалификации специалистов в данной области.

Приспштейный библиографический список:

1. Попович В.А. Помните господа — Россия великая морская держава! [Электронный ресурс] URL: https://csmso.rn/nashi-universitety/voeim

morskaja-derzhava/.

2. Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Co-operation among States in accordance with the Charter of the United Nations (Declaration on Friendly Relations) // was adopted by the General Assembly on 24 October 1970. [Электронный ресурс] URL: https://www.jiis.uio .no/mghslVservices/hbrary/treaties/01/l-01/friendty-relations.htnil#history.

3. Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. №31. Ст. 5699.

4. Поляков С.А. Правовая позиция российской федерации по вопросам международной безопасности // ВЭПС. 2020. №4. С.137-141.

5. Конвенция ООН по морскому праву. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml.

6. Мировой океан и морское право. Организация Объединенных наций. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ni/global-issues/oceans-Mid-the-law-of-the-sea.

7. Скаридов A.C. Правовой режим Азово-Черноморского бассейна и региональная безопасность // Евразийский юридический журнал. 2016. № 11. С. 260-271

8. Конвенция о Международной морской организации. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1900731.

9. International Maritime Organization. [Электронный ресурс] URL: https://www.imo.org/en/.

10. Скаридов A.C. Морское право. Т.1. Международное публичное морское право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2023. 342 с. - 2 раз

11. IMO What It is Rassian. [Электронный ресурс] URL: https://wwwcdn.imo. orgAocakesources/eii/About/Documents/IMO%20Wliat%20It%20is%20Russiaii.pdf

12. Пастухова JI. В. Правовой режим приостановления либо прекращения действия международного договора вследствие существенного нарушения как средство обеспечения реализации его норм // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки, 2019. № 4. С. 50-58.

13. Васильев В.Я. Расширение деятельности России в рамках Международной морской организации. Транспорт Российской Федерации // Журнал о науке, практике, экономике. № 4 (35). 2011. С. 42-46.

14. Протокол 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года // Бюллетень международных договоров. Прил. № 1. Ч. 2. 2011.

15. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 26 сентября 1997 года). МАРПОЛ 73/78. Книга I. - Санкт-Петербург: ЗАО «ЦНИИМФ», 2012.

16. Международная конвенция о грузовой марке (с изменениями на 1 января 2016 года). 2-е изд. — СПб.: ЦНИММФ, 2007.

17. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года с поправками. СПб.: ЦНИИМФ, 2010.

18. Резолюция Совета Безопасности ООН 1918 27 апреля 2010 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/rii/content/resolutions-adopted-security-council-2010.

19. Россиянин с захваченного пиратами у берегов Ганы рыболовного судна освобожден. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/proisshestviya/11863601.

20. ВМФ России отработал борьбу с пиратами в Атлантике. [Электронный ресурс] URL: https://profile.nl/news/protectioiVanny/vmf-rossii-otrabo1al-borbu-s-piraMmi-v-atlantike-1015457/.

21. В акватории Аравийского моря начались трехсторонние военные учения России, Китая и Ирана. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ni/anniya-i-opk/17275309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.