Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ПИРАТСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Францкевич Мария Сергеевна

Безопасное глобальное морское пространство, в котором гарантируется свобода судоходства, охраняются морские ресурсы и окружающая среда, а также поддерживается верховенство права, имеет важнейшее значение для международного благосостояния и мира. В контексте глобализации и растущей международной интеграции транспортное сообщение между государствами приобретает стратегическое значение. В этом процессе очень важно комплексное обеспечение безопасности на транспорте как на национальном, так и международном уровне. Однако возникают риски, сопряженные с транспортными морскими перевозками, особенно в открытом море, которое находится за границами территориального моря государств и, следовательно, вне юрисдикции национального законодательства. В статье рассматриваются международно-правовые вопросы регулирования безопасности на морском транспорте. Описывается современное состояние морской безопасности и дается характеристика основных глобальных угроз на море, таких как пиратство и неразрывно связанный с данной преступной деятельностью морской терроризм. Особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований Международной морской организации и резолюций Совета Безопасности ООН. Дан обзор международных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы соблюдения безопасности на морском транспорте. Сложность правового регулирования на морском пространстве состоит в том, что положения национального и международного права не всегда идентичны, а иногда и противоречат друг другу, что ведет к формированию раздробленного правового режима, регулирующего безопасность на море. Обосновывается потребность в комплексном обеспечении морской безопасности, а также многостороннем сотрудничестве отдельных государств в интересах международной и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Францкевич Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF MARITIME SAFETY REGULATION UNDER INTERNATIONAL LAW

A secure global maritime domain in which freedom of navigation is guaranteed, marine resources and the environment are protected, and the rule of law is upheld is essential for international prosperity and peace. In the context of globalisation and increasing international integration, transport communication between states has acquired strategic importance. Comprehensive transport security, both national and international, plays a primary role in this process. However, specific risks arise concerning maritime transport, particularly when navigating on the high seas, which is beyond the territorial sea of any state and therefore beyond the jurisdiction of national legislation. This article will consider international legal issues of maritime transport safety regulation. In particular, it describes the current state of maritime security and characterizes the main global threats at sea, such as piracy and maritime terrorism. Emphasis is placed on compliance with the requirements of the International Maritime Organization and UN Security Council resolutions. The article also gives an overview of international legal acts regulating the issues of maritime transport safety compliance. The difficulty of legal regulation in the maritime space is that the provisions of national and international law do not always converge and sometimes contradict each other, which leads to the formation of fragmented legal regime governing maritime security. The state of maritime security and the need for comprehensive maritime security, as well as multilateral cooperation of seperate states for international and national security is investigated and justified.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

УДК 341.225.5

DOI: 10.12737/^.2021.024

Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права

М. С. Францкевич

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, fran-masha@yandex.ru

Аннотация. Безопасное глобальное морское пространство, в котором гарантируется свобода судоходства, охраняются морские ресурсы и окружающая среда, а также поддерживается верховенство права, имеет важнейшее значение для международного благосостояния и мира. В контексте глобализации и растущей международной интеграции транспортное сообщение между государствами приобретает стратегическое значение. В этом процессе очень важно комплексное обеспечение безопасности на транспорте как на национальном, так и международном уровне. Однако возникают риски, сопряженные с транспортными морскими перевозками, особенно в открытом море, которое находится за границами территориального моря государств и, следовательно, вне юрисдикции национального законодательства.

В статье рассматриваются международно-правовые вопросы регулирования безопасности на морском транспорте.

Описывается современное состояние морской безопасности и дается характеристика основных глобальных угроз на море, таких как пиратство и неразрывно связанный с данной преступной деятельностью морской терроризм. Особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований Международной морской организации и резолюций Совета Безопасности ООН. Дан обзор международных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы соблюдения безопасности на морском транспорте. Сложность правового регулирования на морском пространстве состоит в том, что положения национального и международного права не всегда идентичны, а иногда и противоречат друг другу, что ведет к формированию раздробленного правового режима, регулирующего безопасность на море. Обосновывается потребность в комплексном обеспечении морской безопасности, а также многостороннем сотрудничестве отдельных государств в интересах международной и национальной безопасности.

Ключевые слова: морская безопасность, угрозы, пиратство, международное право, морской терроризм, Международная морская организация

Для цитирования. Францкевич М. С. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 150—156. DOI: 10Л2737/)Ас1.2021.024

Issues of Maritime Safety Regulation under International Law

Maria S. Frantskevich

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, fran-masha@ yandex.ru

Abstract. A secure global maritime domain in which freedom of navigation is guaranteed, marine resources and the environment are protected, and the rule of law is upheld is essential for international prosperity and peace. In the context of globalisation and increasing international integration, transport communication between states has acquired strategic importance. Comprehensive transport security, both national and international, plays a primary role in this process. However, specific risks arise concerning maritime transport, particularly when navigating on the high seas, which is beyond the territorial sea of any state and therefore beyond the jurisdiction of national legislation.

This article will consider international legal issues of maritime transport safety regulation. In particular, it describes the current state of maritime security and characterizes the main global threats at sea, such as piracy and maritime terrorism. Emphasis is placed on compliance with the requirements of the International Maritime Organization and UN Security Council resolutions. The article also gives an overview of international legal acts regulating the issues of maritime transport safety compliance. The difficulty of legal regulation in the maritime space is that the provisions of national and international law do not always converge and sometimes contradict each other, which leads to the formation of fragmented legal regime governing maritime security. The state of maritime security and the need for comprehensive maritime security, as well as multilateral cooperation of seperate states for international and national security is investigated and justified.

Keywords: maritime security, threats, piracy, international law, maritime terrorism, International Maritime Organization

For citation. Frantskevich M. S. Issues of Maritime Safety Regulation under International Law. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 150—156. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.024

Морские перевозки играют особую роль в сфе- портной системы Российской Федерации. Большая

ре транспорта. На их долю приходится почти 90% часть внешнеторгового грузооборота России осуще-

всех грузовых международных перевозок. Морской ствляется с использованием его материально-техни-

транспорт является составной частью единой транс- ческой базы: морского транспортного флота и обес-

печивающих видов транспортного флота, морских портов и перегрузочных комплексов, современных средств связи и систем обеспечения безопасности мо -реплавания1. Обеспечение безопасности мореплавания представляет собой глобальную проблему для мирового сообщества. Она требует консолидации усилий различных государств в борьбе с противоправными актами, которые угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность морского судоходства.

К основным угрозам международной морской безопасности в современном мире относятся: пиратство и захват судов, использование Мирового океана международными преступными и экстремистскими организациями в целях терроризма, наркоторговли, торговли людьми, контрабанды. Кроме того, дестабилизирующее действие могут оказывать низкоинтенсивные конфликты с участием иррегулярных морских вооруженных формирований, а иногда и обычных военно-морских сил, применяющих асимметричные тактики или работающих во взаимодействии с государственными или негосударственными организациями. Также к данному типу угроз можно отнести более «мягкие», не связанные с насилием угрозы, в числе которых нанесение ущерба окружающей среде морей и океанов, намеренный и незаконный сброс загрязняющих веществ, нерегулированное рыболовство, а также распространение инфекционных болезней и деградация окружающей среды в результате различных аварий2.

Глобализация как культурное, политическое и эко -номическое явление не только не принесла стабильности на суше, но и оказала негативное влияние на стабильность и правопорядок в морской сфере. С падением биполярной системы мирового порядка угроза глобальной войны уступила место новым угрозам и вызовам, в том числе на море, которые, в свою очередь, обусловливают появление новых типов операций по обеспечению морской безопасности. Эти операции занимают промежуточное положение между морскими военными действиями и деятельностью по

1 См.: Морская доктрина Российской Федерации, утв. Президентом РФ 26 июля 2015 г.

2 Подробнее см.: Холиков И. В., Сазонова К. Л. Международно-правовые аспекты ответственности государств и международных организаций за распространение эпидемий, пандемий и массовых заболеваний // Военно-медицинский журнал. 2015. № 2. С. 93—95; Холиков И. В. Правовые аспекты химической и биологической безопасности в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 3. С. 23— 28; Kholikov I. V., Sazonova K. L. The Ebola Response Team Deployment in the Guinea Republic: Organizational, Ethical, Legal Issues and a Problem of Responsibility // Ethical Challenges for Military Health Care Personnel / ed. by D. Messelken, D. Winkler. New York, 2018. P. 38—51.

поддержанию правопорядка на море. Подобно действиям по обеспечению безопасности на суше и в воздухе, данный вид операций предполагает ликвидацию угроз без ущерба для разрешенной повседневной морской деятельности3.

Правила, режимы и нормы, регламентирующие вопросы обеспечения морской безопасности, составляют предмет права морской безопасности, которое представляет собой симбиоз норм международного морского права, международного уголовного права, международного права прав человека и международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте на море. Кроме того, оно также регулируется международными и национальными административными нормами по вопросам иммиграции, торговли и таможенного контроля.

Обеспечение морской безопасности включает поддержание правопорядка, применение конвенционных вооруженных сил, а также иррегулярных формирований и сил специального назначения, действующих скрытно. Силы и средства ВМС, морской пехоты, береговых войск, морской полиции при поддержке авиационных и сухопутных компонентов объединенных командований действуют совместно с другими структурами и агентствами, включая службы, отвечающие за океанографию и рыболовство, разведывательное сообщество, и международными партнерами. При этом в современной военно-стратегической обстановке актуализируется и возрастает роль стратегии «избирательных действий» как ведения избирательных, локальных военных операций по нейтрализации возможных угроз безопасности путем применения небольших мобильных сил4.

Многогранность и сложность угроз морской безопасности, необходимость междисциплинарного подхода к реагированию на них требуют понимания политических позиций, особенностей нормативного регулирования, знания норм гражданского и уголовного права участвующих государств, а также международного публичного права.

За последние два десятилетия нормы международного права, регулировавшие вопросы обеспечения морской безопасности, трансформировались из набора правил, целью которых являлось недопущение морской войны за счет сдерживания морских держав на максимальном расстоянии друг от друга, в новую глобальную систему, нацеленную на обеспечение максимального сотрудничества в вопросах обеспечения морской безопасности за счет объединения

3 См.: Report on the Work of the United Nations open-ended Informal consultative Process on oceans and Law of the Sea at its ninth meeting. 2008. July 25. Para. 38.

4 См.: Дамаскин О. В., Холиков И. В. Актуальные вопросы правового обеспечения вооруженной борьбы в условиях современных стратегических и политических реалий // Военное право. 2019. № 3. С. 23.

усилий государств во имя достижения общих целей5. Данные изменения имеют серьезный эффект — в отличие от практики последних 100 лет современный фокус международного права морской безопасности стал конструктивным и нацеленным в будущее, расширяя международное партнерство в вопросах усиления безопасности портов, береговой инфраструктуры, повышения осведомленности о морских угрозах и их ликвидации6.

Ключевая роль в обеспечении морской безопасности по-прежнему принадлежит таким структурам, как Совет безопасности ООН и Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO), которая является специализированным агентством ООН. Перспектива увеличения количества морских угроз и необходимость противодействия им заставил другие организации и учреждения принять лидерство IMO в данной сфере. Так, в 2002 г. государства — члены IMO (в том числе Российская Федерация) приняли масштабные изменения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., а в 2005 г. была полностью пересмотрена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. Через три года по призыву Генерального секретаря Международной морской организации Совет Безопасности ООН вмешался в борьбу с пиратством.

Между тем возросло значение и влияние негосударственных организаций и частных компаний, равно как и использование не имеющих обязательной силы норм в качестве инструмента установления стандартов в международной правовой сфере. Глобализация и приватизация привели к росту корпоративного саморегулирования через различные кодексы поведения, и эксперты вынуждены были обратиться к ним, чтобы заполнить существующий вакуум в международном праве7.

Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., определяет круг общественно опасных деяний, которые направлены против безопасности морского судоходства. В частности, в п. 1 ст. 3 Конвенции указано: «Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно: a) захватывает судно или осуществляет контроль

5 См.: Kraska J. Grasping "The Influence of Law on Sea Power" // Naval War College Review. Summer 2009. Vol. 62. No. 3. P. 113—114.

6 См.: Kraska J., Pedrozo R. International maritime security law. Martiuns Nijhoff Publishers, 2013; Kojima C., Sawyer M. Piracy at sea. Heidelberg, 2013.

7 См.: Ходиков И. В., Окоча В. А. Применение вооруженной силы частными морскими охранными компаниями: динамика границ и специфика правового регулирования в современном мире // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 147—158.

над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или с) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или d) помещает, или совершает действия в целях помещения на борту судна каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или e) разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из преступлений, указанных в подпунктах "a"—"f"».

Согласно Конвенции преступлением является даже тот случай, когда какое-либо лицо угрожает разрушением судна или повреждением судна или его груза. Также преступлением считается угроза разрушения или серьезного повреждения морского навигационного оборудования, или создания серьезных помех его эксплуатации (если это угрожает безопасному мореплаванию).

Морское пиратство является преступлением глобального характера, нарушающим международное право. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (United Nations Convention on the Law of the Sea, UNCLOS) определяет морское пиратство как незаконный акт насилия или задержания, которые совершаются в личных целях, в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции государства, например неконтролируемые территории, такие как территориальное море Сомали. Обычные нормы международного права предусматривают, что любая страна может иметь юрисдикцию в отношении пиратства. Эта сложившаяся норма нашла закрепление в UNCLOS, и в соответствии со ст. 100 данной Конвенции государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Пиратство затрагивает все международное сообщество и поэтому является классической проблемой коллективных действий. Государства пытаются стимулировать коллективные действия путем разработки единых правил для пресечения пиратства. UNCLOS является сводным, рамочным договором, касающимся практически всех видов деятельности на море. Договор представляет собой результат четырех многосторонних усилий, предпринятых за про-

шедшее столетие по кодификации норм права, применимых к морской деятельности. Крупные многосторонние конференции по международному морскому праву в 1930, 1958 и 1960 гг. не увенчались успехом в серьезном пересмотре существующих положений. И только третья Конференция ООН по морскому праву, проходившая в 1973—1982 гг., законодательно закрепила основные положения антипиратского права.

UNCLOS вновь подтвердила большую часть положений международного морского права, однако признание территориального моря расстоянием в 12 морских миль и создание исключительной экономической зоны (ИЭЗ) изменили характер отношений между прибрежными государствами и международным сообществом. После принятия в 1982 г., и особенно после вступления в силу в 1994 г., Конвенция, по словам бывшего постоянного представителя Сингапура в ООН профессора международного права Томми Ко, была признана в качестве конституции Мирового океана8. Она содержит нормы обычного международного права и является обязательной для всех стран.

Первая успешная попытка кодифицировать универсальную юрисдикцию в отношении пиратства имела место в 1958 г. на Первой конференции ООН по морскому праву. В статье 15 Конвенции об открытом море содержалось определение пиратства, разработанное еще на конференции 1930 г.

Статьи 100—107 UNCLOS содержат конкретные принципы, касающиеся морского пиратства. В современной форме морское пиратство — это противоправный акт насилия, задержания или лишения свободы, совершенный в личных целях (против воли лица, в отношении которого совершаются такие действия), экипажем или пассажирами частного судна или самолета против другого судна, отдельных лиц или экипажа, а также совершенные за пределами государственных территориальных вод.

Волна нападений сомалийских пиратов вызвала обновленный интерес к ст. 100—107 и связанным с ними правовым мерам, таким как принудительные действия Совета Безопасности ООН, дополнительные договоры, в том числе Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными на поддержание безопасности морского судоходства, а также межправительственная координация через Контактную группу по проблеме пиратства у побережья Сомали (Contact Group on Piracy off the Coast of Somalia, CGPCS). Представляется, что современное право борьбы с морским пиратством состоит из комплек-

8 Конституция для океанов. Высказывания Председателя Третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву Томми Т. Б. Ко (Сингапур). URL: http:// www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/koh_russian. pdf (дата обращения: 30.03.2020).

са правовых и институциональных мер, основанных на UNCLOS.

В соответствии со ст. 101 Конвенции «пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: ^ в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; и) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подп. "а" или "Ь"».

В соответствии со ст. 100 Конвенции все страны несут общую ответственность касательно сотрудничества против морского пиратства, а другие положения, которые непосредственно следуют за ст. 100, определяют полномочия стран в отношении мер, направленных против пиратства. Во-первых, военные корабли или суда правоохранительных органов любой страны могут перехватывать пиратские корабли. Обычно юрисдикция в отношении судна в открытом море осуществляется исключительно государством его флага, однако может также осуществляться государством порта или прибрежного государства. Что касается пиратства, то юрисдик-ционная связь с государством флага не имеет значения: любая страна может осуществлять юрисдикцию над пиратами, которых считают «врагами всего человечества». Пиратские нападения происходят в любых водах, кроме 12-мильной зоны территориального моря; в пределах территориального моря данные преступления классифицируется как «вооруженный разбой на море» и борьба с ними относится к исключительной компетенции прибрежного государства.

Общие полномочия всех стран касательно утверждения универсальной юрисдикции в отношении пиратских кораблей изложены в ст. 105 UNCLOS: «В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество».

Военно-морские силы могут производить высадку на торговые суда с правом осмотра в соответствии со ст. 110 Конвенции в случае, если существуют разумные основания подозревать, что такое судно занимается пиратством. В некоторых случаях полномочия государственного контроля порта могут быть расширены в отношении судна, которое заявило о намерении войти в порт. Однако пиратские корабли не могут быть захвачены в 12-мильной зоне территориальных вод, в архипелажных водах (например, индонезийских) и внутренних водах (например, в гаванях) без согласия прибрежного государства, даже за преступные пиратские акты, совершенные в открытом море. В районах, где национальные воды находятся в непосредственной близости от других стран, пиратские суда могут перейти в территориальное море со -седнего государства и избежать захвата, если такое соседнее государство не сможет вовремя предпринять надлежащие меры. В таких случаях государства могут договориться о сотрудничестве.

Прибрежное государство может на законных основаниях преследовать судно из территориального моря, архипелажных вод или прилегающей зоны в открытом море в случае наличия оснований подозревать, что такое судно нарушило закон этого государства. Однако если преследование начинается в прилегающей зоне, оно может проводиться только после нарушения судном правил, которые касаются прилегающей зоны, например нарушения таможенного режима. Аналогичным образом, если иностранное судно нарушает законные правила прибрежного государства, относящиеся к исключительной экономической зоне, например государственные законы о рыболовстве, прибрежное государство может инициировать преследование судна из ИЭЗ в открытом море. Однако процесс преследования по горячим следам не может распространяться на территориальное море другого государства без получения разрешения этого государства.

Конвенция 1982 г. уже содержала новые положения об ИЭЗ, однако это нововведение никак не уточняло дефиницию пиратства и его международно-правовое регулирование. Ввиду того что регулирование ИЭЗ осуществляется как на национальном, так и международном уровнях, квалификация пиратства в этой зоне соответствует нормам тех же антипиратских ст. 100—107, 110 UNCLOS. Таким образом, квалификация пиратских действий, которые совершаются в ИЭЗ, по международному праву возможна, но это не должно затрагивать суверенитет и юрисдикцию прибрежного государства.

Такой сценарий невозможен в другом международно-правовом режиме, введенном Конвенцией 1982 г., а именно в архипелажных водах. Руководствуясь международно-правовым определением пиратства и принимая во внимание положения Конвенции 1982 г. об архипелажных водах и полную юрисдикцию государства-архипелага, распространяю-

щуюся на данном участке Мирового океана, можно сделать вывод, что квалификация пиратства как международного преступления на этой морской территории (аналогично как и в территориальном море) не может осуществляться9.

Определения о пиратстве, изложенные в Конвенции, касаются только открытого моря, но их действие распространяется и на территории ИЭЗ за пределами территориального моря прибрежных государств. Хотя в ст. 86 UNCLOS указывается, что ИЭЗ является особой зоной, в ней также разъясняется, что это не влечет какого-либо ограничения свобод, которыми пользуются все государства в исключительной экономической зоне.

Согласно ч. 2 ст. 56 прибрежное государство обязано должным образом учитывать права и обязанности других стран в ИЭЗ. Таким образом, все государства могут проводить операции по борьбе с пиратством в ИЭЗ за пределами территориального моря любого государства, или в открытом море. Однако на совершение конкретных операций по борьбе с пиратством или осуществление патрулирования судами под иностранным флагом необходимо получить согласие или разрешение прибрежного государства, в случае если они проводятся в проливах, которые используются для международного судоходства или на архипелажных морских путях. В таких случаях на первую категорию будет распространяться режим территориального моря, а на последнюю — режим внутренних вод архипелагов10.

Таким образом, актуальная проблема морского пиратства и, как следствие, проблема терроризма представляют собой новую мировую угрозу. Перед этими угрозами особо уязвимыми оказываются государства, имеющие выход в открытое море и Мировой океан, в число которых входит и Российская Федерация. Для того чтобы активно противостоять морскому пиратству и добиться значительного эффекта, мировое сообщество должно объединиться в борьбе с этой острой проблемой. В качестве контрмер предлагается оснащать морские суда более надежными средствами защиты и обороны, ужесточить нормы международного права в части пиратства, организовать работу ответственных служб и подразделений для быстрого реагирования в случаях захвата судов.

Одной из показательных мер борьбы с пиратством можно считать принятие Кодекса поведения по отражению актов пиратства и вооруженного разбоя про-

9 См.: Варфоломеев А. А. Современное морское пиратство и действующее международное право // Международная жизнь. 2015. № 4. С. 151.

10 Подробнее см.: Преступность XXI века. Приоритетные направления противодействия: монография / под общ. ред. А. Н. Савенкова. М., 2020. С. 431—459 (автор главы «Противодействие преступным посягательствам на международную морскую безопасность» — И. В. Холиков).

тив судов в западной части Индийского океана и в Аденском заливе, который был составлен по инициативе 1МО 29 января 2009 г. в Джибути и одобрен 17 государствами. Кодекс вступил в силу в феврале 2009 г. Подписавшие его государства согласились сотрудничать в рамках международного права: 1) в изобличении, аресте и предании суду лиц, которые совершили или подозреваются в совершении актов пиратства и вооруженного нападения на суда, включая лиц, которые оказывали пособничество пиратам; 2) аресте пиратского судна и имущества на борту такого судна; 3) поиске судов, лиц и имущества, подвергшихся пиратским действиям и вооруженному разбою, и способствовать возвращению их собственникам, репатриации моряков, рыбаков, других лиц и пассажиров, находящихся на борту судна; 4) распределении операций — как среди государств, подписавших этот Кодекс, так и среди других государств региона в целях привлечения к операциям патрульных судов и летательных аппаратов других государств.

Борьба мирового сообщества с морским пиратством на данном этапе ведется по следующим направлениям:

1) создание судебного механизма с международным участием для уголовного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве, а также их покровителей и соучастников пиратского «бизнеса». Пока большему числу лиц, задержанных по подозрению в пиратской деятельности, удается уходить от уголовного преследования;

2) взаимодействие на оперативно-тактическом уровне ВМС международной коалиции;

3) создание региональных антипиратских центров: на Сейшельских островах (г. Виктория) создан Центр по сбору, обработке и анализу информации по пиратству, незаконному обороту наркотиков, оружия и людей; в Джибути — Региональный центр обучения, документации и подготовки служащих береговой охраны; на Мадагаскаре (г. Антананариву) в январе 2012 г. введен в эксплуатацию центр поисково-спасательной системы для обеспечения безопасности судоходства у побережья юго-восточной Африки и противодействия пиратам путем отслеживания в круглосуточном режиме движения морских и воздушных судов.

Таким образом, как пиратство, так и морской терроризм в широком понимании составляют основные

угрозы международной морской безопасности. Неразделимость пиратства и причастность к нему различных преступных (в том числе террористических) группировок представляет особую опасность. Одной из существующих угроз является активное проявление пиратства в районе Африканского Рога, продвигаемое исламистскими террористами, что может привести к эскалации террористической деятельности и ее распространению по всему миру.

При этом основную роль в борьбе с данными преступлениями играют международные организации, в первую очередь ООН и Международная морская организация, деятельность которых непосредственно затрагивает формирующиеся международно-правовые основы и дальнейшее развитие механизмов и форм сотрудничества государств в деле борьбы с угрозами международной морской безопасности. В связи с этим усилия Совета Безопасности ООН по борьбе с пиратством в водах Сомали нашли отражение в резолюциях 1814, 1816, 1838, 1844, 1846, 1851 (принятых в 2008 г.), 1897 (2009 г.), 1918, 1950 (2010 г.), 1976, 2015, 2020 (2011 г.), 2077 (2012 г.), 2125 (2013 г.), 2184 (2014 г.), 2246 (2015 г.), 2316 (2016 г.), 2383 (2017 г.) и 2442 (2018 г.), а также в заявлениях его председателя (S/PRST/2010/16) от 25 августа 2010 г. и (S/PRST/2012/24) от 19 ноября 2012 г.

Несмотря на то что был создан многоуровневый организационный механизм международных институтов, которые сотрудничают в области борьбы с пиратством, а также принимая во внимание активную позицию государств и международных организаций и предпринятые ими меры по противодействию угрозам международной морской безопасности в конкретных районах Мирового океана, проблема морского пиратства явление нередкое, что подтверждает недостаточность существующих мер борьбы с ним.

Учитывая изложенное, представляется, что залогом непрерывного обеспечения международной морской безопасности и эффективной борьбы с морским пиратством является осознание каждым государством опасности подобных явлений и комплексный характер принимаемых мер, направленных на ликвидацию причин и затрагивающих соответствующие сферы государственного управления, что, в свою очередь, актуализирует многостороннее сотрудничество государств в интересах национальной и международной безопасности.

Список литературы

Kholikov I. V., Sazonova K. L. The Ebola Response Team Deployment in the Guinea Republic: Organizational, Ethical, Legal Issues and a Problem of Responsibility // Ethical Challenges for Military Health Care Personnel / ed. by D. Messelken, D. Winkler. New York, 2018.

Kojima C., Sawyer M. Piracy at sea. Heidelberg, 2013.

Kraska J. Grasping "The Influence of Law on Sea Power" // Naval War College Review. Summer 2009. Vol. 62. No. 3. Kraska J., Pedrozo R. International maritime security law. Martiuns Nijhoff Publishers, 2013.

Варфоломеев А. А. Современное морское пиратство и действующее международное право // Международная жизнь. 2015. № 4.

Дамаскин О. В., Холиков И. В. Актуальные вопросы правового обеспечения вооруженной борьбы в условиях современных стратегических и политических реалий // Военное право. 2019. № 3.

Преступность XXI века. Приоритетные направления противодействия: монография / под общ. ред. А. Н. Савенкова. М., 2020.

Холиков И. В. Правовые аспекты химической и биологической безопасности в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 3.

Холиков И. В., Окоча В. А. Применение вооруженной силы частными морскими охранными компаниями: динамика границ и специфика правового регулирования в современном мире // Журнал российского права. 2020. № 12.

Холиков И. В., Сазонова К. Л. Международно-правовые аспекты ответственности государств и международных организаций за распространение эпидемий, пандемий и массовых заболеваний // Военно-медицинский журнал. 2015. № 2.

References

Damaskin O. V., Kholikov I. V. Current Issues of Legal Support of Armed Struggle in Modern Strategic and Politic Reality. Military law, 2019, no. 3, pp. 21—28. (In Russ.)

Kholikov I. V. Pravovye aspekty khimicheskoy i biologicheskoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii. Modern Law, 2010, no. 3, pp. 23—28.

Kholikov I. V., Okocha V. A. The Use of Armed Force by Private Maritime Security Companies: Dynamics of Boundaries and Specifics of Legal Regulation in the Modern World. Journal of Russian Law, 2020, no. 12, pp. 147—158. (In Russ.) DOI: 10.12737/ jrl.2020.154.

Kholikov I. V., Sazonova K. L. International legal aspects of responsibility of states and international organizations for the spread of epidemics, pandemics and mass diseases. Military medical journal, 2015, no. 2, pp. 51—57. (In Russ.)

Kholikov I. V., Sazonova K. L. Kholikov I. V., Sazonova K. L. The Ebola Response Team Deployment in the Guinea Republic: Organizational, Ethical, Legal Issues and a Problem of Responsibility. Ethical Challenges for Military Health Care Personnel. Ed. by D. Messelken, D. Winkler. New York, 2018. (In Russ.)

Kojima C., Sawyer M. Piracy at sea. Heidelberg, 2013.

Kraska J. Grasping "The Influence of Law on Sea Power". Naval War College Review, Summer 2009, vol. 62, no. 3.

Kraska J., Pedrozo R. International maritime security law. Martiuns Nijhoff Publishers, 2013.

Prestupnost' v XXI veke. Prioritetnye napravleniya protivodeystviya. Ed. by A. N. Savenkova. Moscow, 2020. 559 p.

Varfolomeev A. A. Sovremennoe morskoe piratstvo i deystvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations, 2015. no. 4, pp. 149—162.

Информация об авторе

Мария Сергеевна Францкевич, аспирант кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.