Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ВОД ОТКРЫТОГО МОРЯ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ВОД ОТКРЫТОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Китай / морское право / международное право / национальное законодательство. / China / maritime law / international law / national legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старицына Е.И.

В статье рассматривается позиция Китайской Народной Республики по международно-правовым вопросам в области охраны и защиты вод открытого моря. Исследуется китайское законодательство в области морского права, а также анализируется сотрудничество и участие Китая в международно-правовых отношениях, возникающих по поводу открытого моря. Показано, что морское право Китая имеет свои специфические особенности, например регулирование морской безопасности и специфика борьбы с морским пиратством. Китайское законодательство в области морского права в целом соответствует международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE LEGAL POSITION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE SPHERE OF SECURITY AND PROTECTION OF THE HIGH SEA WATERS

The article discusses the position of the People's Republic of China on international legal issues in the field of protection and protection of the waters of the high seas. Chinese legislation in the field of maritime law is examined, and China's cooperation and participation in international legal relations arising over the high seas is analyzed. It is shown that the maritime lawof China has its own specific features, for example, regulation of maritime security and the specifics of combating maritime piracy. Chinese maritime legislation is generally consistent with international standards.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ВОД ОТКРЫТОГО МОРЯ»

Секция 1.

Международная морская организация: «Мировой океан и морское право: охрана и защита вод открытого моря»

Для цитирования: Старицына Е.И. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ВОД ОТКРЫТОГО МОРЯ / соискатель ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова; Науч. рук. д.ю.н, доцент H.A. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГЪОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С. 7-9

Старицына Е.И.,

соискатель ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Научный руководитель: Чернядьева H.A., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», д.ю.н. доцент

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ВОД ОТКРЫТОГО МОРЯ

Аннотация: В статье рассматривается позиция Китайской Народной Республики по международно-правовым вопросам в области охраны и защиты вод открытого моря. Исследуется китайское законодательство в области морского права, а также анализируется сотрудничество и участие Китая в международно-правовых отношениях, возникающих по поводу открытого моря. Показано, что морское право Китая имеет свои специфические особенности, например регулирование морской безопасности и специфика борьбы с морским пиратством. Китайское законодательство в области морского права в целом соответствует международным стандартам.

Ключевые слова: Китай, морское право, международное право, национальное законодательство.

THE QUESTION OF THE LEGAL POSITION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE SPHERE OF SECURITY AND PROTECTION OF THE HIGH SEA WATERS

Abstract: The article discusses the position of the People's Republic of China on international legal issues in the field of protection and protection of the waters of the high seas. Chinese legislation in the field of maritime law is examined, and China's cooperation and participation in international legal relations arising over the high seas is analyzed. It is shown that the maritime lawof China has its own specific features, for example, regulation of maritime security and the specifics of combating maritime piracy. Chinese maritime legislation is generally consistent with international standards.

Keywords: China, maritime law, international law, national legislation.

Китай омывается тремя морями, имеет 32 тыс. км береговой линии, более 6,5 тыс. островов и морскую экономическую зону площадью 3 млн. кв. км. [1]. Такое географическое положение обуславливает активное участие Китая в международных морских отношениях. С 2012 года руководство КНР объявило курс на превращение Китая в великую морскую державу и расширении своего влияния на морском поприще. На XVIII съезде КПК были определены пути такого развития: расширение возможностей в освоении морских ресурсов, развитие морской экономики, охрана морской экологии [2]. С 2013 года Китай реализовывает национальные проекты, связанные с обеспечением глобальной экологической безопасности, освоением морских ресурсов, развитием морского транспорта и морской индустрии, безопасности морских путей. Китай осуществляет полномасштабное сотрудничество со странами Евросоюза и Россией в рамках Северного морского маршрута.

Китай является участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. - важнейшего политико-правового документа, созданного международным сообществом в целях упрочения правопорядка на морях [3, 4]. Подписание Конвенции придало существенный импульс внесению изменений в национальное морское законодательство в целях приведения его в соответствие с международными стандартами.

Морской кодекс КНР является основным морским законом в Китае, регулирующий отношения, связанные с морскими перевозками, а также содействует развитию морского судоходства, транспорта, экономики и торговли. Следует отметить, что положения Кодекса в большей степени соответствуют Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и общепризнанным международно-правовым обычаям. Единственным исключением является ограничение Китаем «мирного прохода» для иностранных военных кораблей. Как известно, ст. 17 Конвенции предусматривает, что все суда пользуются правом «мирного прохода» через территориальное море. Требование прибрежного государства получать разрешение на «мирный проход» выхолащивает смысл этого общепризнанного института \reжд\ народного морского права.

В 1992 году принят Закон о территориальном море и прилежащей зоне, в соответствии с которым ширина территориального моря и прилежащей зоны Китая была ограничена 12 морскими милями. В 1998 г. Китай принял Закон об исключительной экономической зоне и континентальном

шельфе. Принятие целого ряда законов позволило Китаю установить надлежащий правовой режим морских пространств, примыкающих к его побережью, законы играют важную роль в проведении морских научных исследований, а также в защите морской среды и ее ресурсов.

Правительством КНР и Министерство транспорта КНР в пределах своей компетенции выносятся постановления в области морского права. Кроме того, Китайский совет по содействию международной торговле и Китайская международная торговая палата принимают акты в области морского права, к ним относятся, например Регламент Морской арбитражной комиссии Китая 2014 г., Кодекс поведения арбитров Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии и Китайской морской арбитражной комиссии 1994 г. и др.

Китай - участник регионального соглашения о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии 2004 года. В рамках этого Соглашения в Сингапуре начал работать Центр по обмену информацией между Китаем и другими азиатскими странами по обмену данными о морских разбойниках и координировать совместные действия при их задержании и оказании помощи жертвам нападения [5].

Китай также осуществляет сотрудничество в сфере морской безопасности и борьбы с пиратскими действиями с государствами северной части Тихого океана. Контактная группа по борьбе с пиратством у берегов Сомали, в состав которой входит 24 государства, ООН, Евросоюз, в том числе и Китай, также осуществляет борьбу с морским пиратством.

Контроль сброса загрязняющих веществ в морскую воду регулируется Законом об охране морской среды 1982 года, которые предусматривает конкретные положения для предотвращения и контроля загрязнения, вызванного наземными загрязнениями, прибрежными и морскими строительными проектами, загрязнением судов и сбросом отходов. По китайскому законодательству в случае любого серьезного ущерба в результате утраты морских водных ресурсов, морских природных заповедников и морских экосистем, понесенных государством, департаменты управления и надзора за морской средой будут от имени государства выдвинуть требование о компенсации лицу, несущему ответственность за ущерб.

Законы КНР, регулирующие морские перевозки, также отражают положения международных соглашений и обычаев, такие как, Кодекс торгового мореплавания КНР, Закон о безопасности морского транспорта КНР, Закон о морском процессуальном праве КНР, Правила по международной морской перевозке КНР. Например, глава 5 Кодекса торгового мореплавания КНР «Договор морской перевозки пассажира» разработана на основе Конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., а в главе 8 «Столкновения судов» отражены положения Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г.

Китайское управление безопасности на море и Служба морского надзора Китая осуществляют государственный надзор за безопасностью навигации в прибрежных водах. Министерств транспорта и перевозок КНР проводят проверки технической безопасности судов [6, с. 72]. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Морские перевозки и буксировка между портами Китая могут осуществляться только судами, плавающими под флагом КНР, если иное не предусмотрено законами, постановлениями и правилами. Судам разрешается плавать под флагом КНР после соответствующей регистрации согласно китайскому законодательству. Административные расследования морских происшествий проводятся в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.; Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и так далее.

В настоящий момент КНР особое внимание уделяет такому региону, как Арктика. Китай, как и ряд других государств, проводит арктические научные исследования, что значительно увеличивает экологические риски. В связи с этим, как отмечают специалисты, перед Китаем стоит задача минимизировать возможные риски загрязнения арктической природной среды и экологической системы [7, с. 5].

Арктический совет занимается разработкой международных соглашений по сотрудничеству государств и безопасного исследования данного региона. Не смотря на то, что Китай не наделен правом голоса, он имеет право вносить инициативы и осуществлять финансирование исследований [8, с. 122]. Китай, как участник ШОС, поддерживает стратегию развития организации до 2025 года, в соответствии с которой окружающая среда и предотвращение негативных последствий изменения климата является приоритетным направлением деятельности [9, с. 16]. Сегодня Китай вместе с приарктическими государствами участвует в разработке нового международного договора Соглашения о предотвращении нерегулируемого рыбного промысла в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана [10, с. 100].

В заключении стоит обратить внимание на то, что сегодня Китай является значимым участником международных отношений, участвует в большом количестве соглашений и принимает активное сотрудничество с государствами в области морского права. Несмотря на то, что правовая система Китая имеет свои специфические особенности, китайское законодательство в области морского права в целом соответствует международным стандартам.

Приспштейный библиографический список:

1. География Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/reo^:^№i Китайской Народной Республики

2. Доклад Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК (2012). [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.cn/ldhd/2012-

11 /17/content 226882o.htm Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [Электронный ресурс] URL: lfflps:/ATO^am.org/depts/los/convention agreements/texts/unclos/unclos г.pdf

3. Скаридов A.C. Морское право. Т.1. Международное публичное морское право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2023. 342 с.

4. Князева H.A., Князева Е.А. Международное сотрудничество в борьбе с пиратством и морским терроризмом. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleniiika.ni/article/Mnezhdimarodnoe-sotriidnichestvo-v-borbe-s-piratstvom-i-morskim-terrorizmom/viewer.

5. Цао Липин Правовые проблемы регулирования деятельности водного транспорта и морских перевозок груза в Китае //Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2010. №2. С. 71-74.

6. Ван Сяоси Исследование путей китайско-российского сотрудничества в области охраны окружающей среды в Арктическом регионе // Научный журнал «GLOBUS» Т. 7. № 4(69). 2022. С. 4-6.

7. Фу Синьсинь Сотрудничество Китая и России в области охраны окружающей среды в Арктике: современное состояние и перспективы // Управленческое консультирование. 2023. № 5. С. 120-128.

8. Хмиль И.В., Чернядьева H.A. Борьба с изменением климата как одна из целей устойчивого развития: международно-правовой анализ// Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.15-19.

11. Киенко Е.В. Позиция КНР в отношении правового режима морских живых ресурсов в центральной части Северного Ледовитого океана // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 6. 2018. С. 98-103.

Для цитирования: Кандаурова М.А. К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ / Научн. рук. д.ю.н, доцент Н.А. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - №'1С(23). - С.9-13.

Кандаурова М.А.,

студентка 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГУЧ1»

Научный руководитель: Чернядьева НА., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», д.ю.н. доцент

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты национальной морской безопасности Российской Федерации и позиция России по международно-правовым вопросам в области обеспечения безопасности Мирового океана. Анализируются основные направления национальной морской безопасности России. Освещаются основные нормативно-правовые акты России, регулирующие эту сферу деятельности. Поднимается вопрос борьбы с морским пиратство и терроризмом.

Ключевые слова: Российская Федерация, мировой океан, морское право, международное право, национальная безопасность, борьба с морским пиратством и терроризмом.

ON THE QUESTION OF THE ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING INTERNATIONAL SECURITY IN THE WORLD OCEAN

Abstract: The article discusses aspects of the national maritime security of the Russian Federation and Russia's position on international legal issues in the field of oceans. The main directions of Russia's national maritime security are analyzed. The main normative legal acts of Russia regulating this field of activity are highlighted. The issue of combating maritime piracy and terrorism is being raised.

Keywords: Russian Federation, world ocean, law of the sea, international law, national security, combating maritime piracy and terrorism.

Россия - это великая морская держава. Англичанин Ф. Джейн, будучи представителем государства - несомненного мирового морского лидера, недружественного России, констатировал: «Русский флот по прав)' считается более древним, чем британский, а лучшими моряками являются русские» |1|.

Российская Федерация - крупнейшее государство в мире, являющееся учредителем Организации Объединённых Наций (далее ООН), постоянным членом Совета Безопасности ООН (далее СБ ООН) и обладающее ядерным оружием. Являясь одним из государств-лидеров, в соответствии с Резолюцией 2625 [2] (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН (далее ГА ООН) 1970 года и Морской доктриной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.