Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакирова Д.В., Имангулова Г.Р.

В данной статье рассматривается роль Российской Федерации в борьбе с таким явлением, как международная преступность, которое угрожает миру и безопасности мирового сообщества, раскрываются актуальные проблемы ее сотрудничества не только с ведущими мировыми державами, но и международными организациями по противодействию данному явлению, анализируются существующие международные и российские нормативно-правовые акты для решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шакирова Д.В., Имангулова Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RUSSIA IN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

This article considers the role of the Russian Federation in the fight against such a phenomenon as international crime, which threatens the peace and security of the world community, reveals the current problems of its cooperation not only with the leading world powers, but also international organizations to counter this phenomenon, analyzes existing international and Russian legal acts to solve these problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО

БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Д.В. Шакирова, студент Г.Р. Имангулова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-217-220

Аннотация. В данной статье рассматривается роль Российской Федерации в борьбе с таким явлением, как международная преступность, которое угрожает миру и безопасности мирового сообщества, раскрываются актуальные проблемы ее сотрудничества не только с ведущими мировыми державами, но и международными организациями по противодействию данному явлению, анализируются существующие международные и российские нормативно-правовые акты для решения этих проблем.

Ключевые слова: международная преступность, преступления международного характера, международный договор, международное право, международное правосудие, национальная юрисдикция, международное сотрудничество.

На сегодняшний день наблюдается значительный рост преступности на международном уровне. В связи с интернационализацией преступности данная проблема коснулась все мировое сообщество. Такой рост преступности на национальном, региональном, международном уровнях показывает, что данный феномен теперь является глобальной проблемой и затрагивает национальные интересы всех государств, в том числе Российской Федерации. Именно от того, какую роль играет наша страна в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, зависит состояние уровня преступности как в России, так и во всем мире.

Сотрудничество в борьбе с международной преступностью - общие действия государств, направленные для противоборства с преступлениями уголовного характера, а также с преступлениями, угрожающие мирному сосуществованию государств и народов. Согласно трактовке понятия «форма сотрудничества» как метода организации и внешнего выражения деятельности, можно выделить такие, как:

1) заключение государствами соглашений и договоров;

2) участие стран в организациях, которые созданы для борьбы с международной преступностью (ЭКОСОС, Интерпол, ОБСЕ, Совет Европы).

Россия активно принимает участие в помощи по пресечению уголовных преступлений. Уже на протяжении многих лет Российская Федерация обладает большой инициативой по различным противозаконным деяниям в рамках ООН.

Наша страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей многих международных организаций и региональных структур, обладает большим количеством ресурсов в различных областях, интенсивно взаимодействует с ведущими государствами мира в рамках ее внешнеполитического курса, а также, являясь ответственным актором в международных отношениях, играет важную роль в решении региональных и глобальных задач. Она активно способствует противодействию международной преступности, соблюдая принципы и нормы международного права. Россия подписала свыше 700 международных соглашений, договоров различного уровня, конвенций, касающихся вопросов борьбы с международными преступными деяниями.

Основными направлениями сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами являются:

1. Оказание правовой помощи друг другу по уголовным делам, включая экстрадицию;

2. Научно-информационный обмен, совместное проведение исследований и обсуждение проблем;

3. Согласование локальных и универсальных средств международного сотрудничества, что включает в себя постоянный анализ ситуации в мире для совершенствования методов борьбы с преступными деяниями;

4. Оказание материально-технической помощи друг другу в их борьбе с уголовными преступлениями;

5. Сочетание международной и национальной юрисдикции в сфере уголовного права;

6. Осуществление институционного сотрудничества в рамках различных комитетов и комиссий международных организаций (ООН, Интерпол, Совет Европы), а также специализированных органах ООН.

Вопросы международного взаимодействия в противодействии преступности закреплены в нормативно-правовых актах России, а именно:

- в Постановлении Правительства РФ от 16.05.2014 г. № 453 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью» [1];

- в Приказе МВД России от 31.03.2012 г. № 305 (ред. от 14.02.2020 г.) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2].

Вопросам экстрадиции посвящены ст. 61 и 63 Конституции РФ, в которых закрепляется порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступления, и передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах. В соответствии с ч. 2 ст. 63 «выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ» [3].

Органы внутренних дел РФ, тесно взаимодействуя с другими правоохранительными органами (ФСБ, Минюстом, Прокуратурой и др.), а также с Министерством иностранных дел, выполняют свою часть

работы в борьбе с международной преступностью, т.е. выполняют обязанности нашей страны в данном направлении межгосударственного сотрудничества. Многие подразделения МВД РФ оперативно сотрудничают с зарубежными партнерами в борьбе с международной преступностью, например, проводят оперативно-розыскные операции, подготовку и переквалификацию кадров, обмениваются информацией и опытом. Были созданы такие подразделения, как Национальное Центральное Бюро Интерпола при МВД России и Управление международного полицейского сотрудничества Договорно-правового департамента МВД России.

На сегодняшний день наша страна заключила большое количество соглашений между МВД России и правоохранительными органами зарубежных государств, а также двусторонних международных договоров, затрагивающих компетенцию МВД России. Например, таковыми являются:

- Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Киргизской Республики об оказании финансовой, материально-технической и организационной помощи в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (подписано 23 декабря 2020 года (г. Бишкек), 25 декабря 2020 года (г. Москва), вступило в силу 11 марта 2021 года);

- Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Государства Катар от 17 декабря 2019 года (вступило в силу 30 апреля 2020 года) и другие.

В рамках сотрудничества нашей страны с Организацией Объеденных Наций важное место занимает сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в современном мире. Особую опасность для мирового сообщества представляет оборот наркотиков в Афганистане. Здесь Россия продвигает идею о создании при участии ООН и остальных государств, которые являются соседями Афганистана, комплексной системы «поясов» антинаркотической и экономической безопас-

ности. Российское участие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков не ограничивается только ООН, Россия также принимает участие в операции под названием «Канал» в рамках ОБСЕ, СРН, ШОС и ОДКБ. Прямые личные контакты между офицерами связи и ответственными лицами в органах безопасности ведут к интенсивному и успешному сотрудничеству.

Нельзя не взять во внимание, как Россия активна в участии против международного терроризма. Российская Федерация предлагает реализовывать расширение участников антитеррористических конвенций ООН, а также оказывать правовую помощь для борьбы с данным глобальным и негативным явлением в настоящее время.

Россия активно представляет идею создания антикриминальной стратегии под эгидой Организации Объединенных Наций и выступает за ее фиксирование в решениях, в первую очередь, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН.

В рамках СНГ Россия координирует деятельность рабочих групп по осуществлению оперативного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом. К тому же проводит специальные розыскные операции, используя обмен информацией, подготовку и переквалификацию кадров. Россия проводит активную работу по реализации двухстороннего и многостороннего сотрудничества с Министерствами внутренних дел участников Содружества Независимых Государств. Ведет осуществление правовой помощи в уголовной сфере и выдачи преступников.

В настоящее время Национальное центральное бюро Интерпола МВД России осуществляет координацию нашей страны в борьбе с преступностью на глобальном уровне и «оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств об осуществлении розыска и задержании

обвиняемых, установлении местонахождения лиц» [2].

Вклад России в борьбе с международной преступностью в рамках БРИКС четко прослеживается в том, что она является главным поставщиком мощного военно-технического комплекса, но это не обходится без помощи Китая, одного из важных партнеров нашей страны [4]. Как одни из последних событий, направленных на борьбу с данным явлением, стоит отметить следующие заседания, которые были проведены под председательством Российской Федерации: Антинаркотической рабочей группы БРИКС; Рабочей группы по вопросам безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий; Антикоррупционной рабочей группы и т.д.

Российская Федерация ратифицировала большое количество различных многосторонних и двухсторонних, региональных документов. Например: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др.

Таким образом, Россия принимает активное участие в борьбе с международной преступностью. Наша страна до сих пор остается той страной на мировой арене, которая вносит огромный вклад в развитие взаимодействия в сфере борьбы с уголовными преступлениями на международном уровне. Она участвует в различных операциях по противодействию преступности в рамках международных организаций, двусторонних и многосторонних соглашений, обменивается информацией и опытом с другими государствами.

На наш взгляд, для полного и успешного сотрудничества России в борьбе с международной преступностью следует создать достаточную базу в правовой сфере и более хорошую подготовку кадров, а также полное ресурсное обеспечение и знание реального состояния уровня преступности в мире.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 №453 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.03.2022).

2. Приказ МВД России от 31.03.2012 №305 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.03.2022).

3. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.03.2022).

4. Семин Ю.В. Роль Российской Федерации в организации сотрудничества государств в борьбе с преступностью в рамках БРИКС // Вопросы развития современной науки и техники. - 2021. - №5. - С. 281.

THE ROLE OF RUSSIA IN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT

AGAINST CRIME

D.V. Shakirova, Student G.R. Imangulova, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article considers the role of the Russian Federation in the fight against such a phenomenon as international crime, which threatens the peace and security of the world community, reveals the current problems of its cooperation not only with the leading world powers, but also international organizations to counter this phenomenon, analyzes existing international and Russian legal acts to solve these problems.

Keywords: international crime, international crimes, international treaty, international law, international justice, national jurisdiction, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.