Научная статья на тему 'ИНТЕРПОЛ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА И СПОСОБЫ ЛИКВИДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА КАК ЯВЛЕНИЯ И УГРОЗЫ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)'

ИНТЕРПОЛ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА И СПОСОБЫ ЛИКВИДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА КАК ЯВЛЕНИЯ И УГРОЗЫ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Международная организация уголовной полиции / противодействие организованной преступности / ликвидация международного терроризма / угроза мировому сообществу / террористические акты детей и молодежи / International Criminal Police Organization / counteraction to organized crime / elimination of international terrorism / threat to the world community / terrorist acts of children and youth

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Григорьевич Ляхов, Денис Евгеньевич Ляхов, Сергей Евгеньевич Смирных, Светлана Сергеевна Тарасова

Рассматриваются вопросы противодействия Интерпола транснациональной организованной преступности, а также система и способы ликвидации международного терроризма как явления и угрозы мировому сообществу. Особое внимание уделяется роли Международной организации уголовной полиции в противодействии террористическим актам детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPOL AND COMBATING ORGANIZED CRIME: INSTITUTIONAL SYSTEM AND WAYS OF ELIMINATING INTERNATIONAL TERRORISM AS A PHENOMENON AND THREAT TO THE WORLD COMMUNITY (HISTORY AND MODERNITY)

The article deals with the issues of counteraction of Interpol to transnational organized crime, as well as with the system and ways of elimination of international terrorism as a phenomenon and threat to the world community. Particular attention is paid to the role of the International Criminal Police Organization in combating terrorist acts of children and youth.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПОЛ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА И СПОСОБЫ ЛИКВИДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА КАК ЯВЛЕНИЯ И УГРОЗЫ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)»

УДК 341.01 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-180-189

NIION: 2015-0066-4/21-037 MOSURED: 77/27-011-2021-04-236

© Ляхов Е.Г., Ляхов Д.Е., Смирных С.Е., Тарасова С.С., 2021

Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право

ИНТЕРПОЛ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА И СПОСОБЫ ЛИКВИДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА КАК ЯВЛЕНИЯ И УГРОЗЫ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Евгений Григорьевич Ляхов,

профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры конституционного и международного права оссийской таможенной академии,

заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, Вице-президент Российской Ассоциации международного права, индивидуальный член Всемирной Ассоциации международного права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: d6897@yandex.ru; Денис Евгеньевич Ляхов, кандидат юридических наук, доцент Российский государственный гуманитарный университет (125047, Москва, Миусская площадь, д. 6)

E-mail: d6897@yandex.ru; Сергей Евгеньевич Смирных,

научный сотрудник сектора международного права Института государства и права Российской Академии Наук, кандидат юридических наук, Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права Институт государства и права Российской Академии Наук (119019, Москва, ул. Знаменка, д. 10)

E-mail: marya_babanova@inbox.ru; Светлана Сергеевна Тарасова, аспирант кафедры конституционного и международного права, прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры города Москвы Российская таможенная академия (121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5)

E-mail: slana8212@gmail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы противодействия Интерпола транснациональной организованной преступности, а также система и способы ликвидации международного терроризма как явления и угрозы мировому сообществу. Особое внимание уделяется роли Международной организации уголовной полиции в противодействии террористическим актам детей и молодежи.

Ключевые слова: Международная организация уголовной полиции, противодействие организованной преступности, ликвидация международного терроризма, угроза мировому сообществу, террористические акты детей и молодежи

INTERPOL AND COMBATING ORGANIZED CRIME: INSTITUTIONAL SYSTEM AND WAYS OF ELIMINATING INTERNATIONAL TERRORISM AS A PHENOMENON AND THREAT TO THE WORLD COMMUNITY (HISTORY AND MODERNITY)

Evgeniy G. Lyahov,

Professor of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Department of Constitutional and International Law of the Russian Customs Academy, Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor, Vice-President of the Russian Association of International Law, individual member of the World Association of International Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Denis E. Lyahov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian State University for the Humanities (125047, Moscow, Miusskaya ploshchad', d. 6);

Sergey E. Smirnykh,

Researcher of the International Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Legal Sciences, Scientific Secretary of the Russian Association of International Law Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (119019, Moscow, ul. Znamenka, d. 10);

Svetlana S. Tarasova,

postgraduate student of the Department of Constitutional and International Law, Prosecutor of the Department of Public Prosecutors of the Criminal and Judicial Directorate of the Prosecutor's Office of the City of Moscow

Russian Customs Academy (121087, Moscow, Novozavodskaya ul., d. 11/5)

Abstract. The article deals with the issues of counteraction of Interpol to transnational organized crime, as well as with the system and ways of elimination of international terrorism as a phenomenon and threat to the world community. Particular attention is paid to the role of the International Criminal Police Organization in combating terrorist acts of children and youth.

Keywords: International Criminal Police Organization, counteraction to organized crime, elimination of international terrorism, threat to the world community, terrorist acts of children and youth

Для цитирования: Ляхов Е.Г., Ляхов Д.Е., Смирных С.Е., Тарасова С.С. Интерпол и противодействие организованной преступности: институционная система и способы ликвидации международного терроризма как явления и угрозы мировому сообществу (история и современность). Вестник экономической безопасности. 2021;(4):180-9.

Часть I. История1

Личностью, обществом, государством, международными организациями и мировым сообществом среди угроз и вызовов XXI в. терроризм и международный терроризм рассматриваются как центральные, покушающиеся равно на общественную, национальную и международную безопасность.

Борьба с терроризмом в различных формах прошла несколько этапов. После Второй мировой войны на международной арене сложилась многополярная система, олицетворением которой является ООН. Ею немало сделано для поддержания международного мира и укрепления безопасности, для решения общечеловеческих проблем, включая международный терроризм. Начиная с 1972 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом. Изначально усилия, направленные на борьбу с терроризмом, были связаны с изучением причин его возникновения. Мерам предупреждения терактов и борьбе с международным терроризмом внимание не было уделено. Позднее жестокие реалии международной жизни - рост числа и ужесточение характера террористических актов - привели к переориентации деятельности Генеральной ассамблеи ООН от изучения причин явления к разработке практических мер борьбы с ним. Следующий этап в деятельности ООН по борьбе с международным терроризмом начался в 1990-е гг. Он характеризуется двумя особенностями: 1) ООН подключилась к превентивным силовым акциям, направленным на предупреждение террористических актов; 2) ООН усилила международно-правовую базу борьбы с терроризмом (под эгидой ООН был принят ряд международных конвенций о борьбе с терроризмом, а также ООН призвала государства ускорить рати-

1 Впервые опубликована в: Е.Г. Ляхов, А.В. Попов «Терроризм: национальный, региональный и международный контроль». Монография, М., Ростов н/Д, 1999, с дополнениями и отдельными изменениями. С. 317-325.

фикацию многосторонних конвенций по борьбе с терроризмом).

Однако говорить о сотрудничестве государств в этой области, о складывающихся формах, направлениях, приемах и способах стало возможным лишь с конца 1990-х гг., когда в известной степени сложилось, по крайней мере внешне и официально единство в мире и понимании понятия терроризма и международного терроризма; в отнесении террористических актов к уголовно наказуемым деяниям согласно национальному законодательству и международно-правовым нормам; в понимании причин и условий, порождающих эти преступления и преступные явления; в понимании политических и правовых основ предупреждения, борьбы и контроля над ними и, наконец, в создании национальных и международных институционных и институциональных органов и систем органов борьбы с ними. Новый этап контртеррористической деятельности ООН начался накануне третьего тысячелетия: 8 сентября 2000 г. Генеральная Ассамблея, исходя из опыта многих стран мира (незадолго до трагедии 11 сентября 2001 г. США - нападения на Международный торговый центр в Нью-Йорке и его разрушения, террористических актов в РФ и т.д.), приняла Декларацию тысячелетия, в которой значительное внимание уделяется необходимости выработать согласованные действия по предупреждению таких преступлений и борьбе с ними.

Сотрудничество в борьбе с терроризмом в известной степени имело место в рамках ООН, НАТО, Организации варшавского договора, Организации американских государств (ОАГ).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) является объединением, через которые национальные органы полиции стран -участниц постоянно сотрудничают в борьбе с преступностью. Учреждению и успешному развитию организации способствовало стремление участвую-

щих в ней государств удовлетворять растущие потребности такого сотрудничества [2; 9].

Интерпол занимается уголовной преступностью. Согласно ст. 3 Устава 1956 года «организации запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». Иными словами, преследованием политических преступников, а также лиц, занимающихся деятельностью военного, религиозного или расового характера, она заниматься не может. В связи с этим Интерпол смог обратить серьезное внимание на проблему терроризма и международного терроризма (в середине 80-х гг.) лишь после того, как после оценки такого рода актов победила договорно-правовая тенденция относить их к уголовным преступлениям. По мнению И.И. Карпеца, «под давлением определенных кругов Интерпол стал заниматься и борьбой с терроризмом. Он уже достаточно преуспел в этом, создав, в частности, специальную картотеку» [5, с. 89].

Однако организация играла определенную роль в борьбе с терроризмом еще в период между двумя мировыми войнами (с 1930 по 1938 гг.) вплоть до захвата руководящих постов в Интерполе сотрудниками аппарата фашистской Германии [16]. С 1946 года и до начала 70-х годов Интерпол воздерживался от активного участия в борьбе с международным терроризмом. При этом необходимо подчеркнуть, что вплоть до 1984 г. Интерпол занимался периодически проблемами терроризма, а в последующие годы - официально проблемами терроризма и международного терроризма. В 1984 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола была взята на вооружение ст. 2 Конвенции Европейского совета, которая относит к ведению конкретных государств рассматривать или не рассматривать соответствующий акт насилия и террора как совершенный по политическим мотивам. В соответствии с этой статьей Интерпол занимается уголовными аспектами террористической активности.

Согласно документам, принятым Интерполом по проблеме международного терроризма, и в частности, Руководству по борьбе с международным терроризмом 1986 года [14], борьба с терроризмом базируется на трех основаниях:

а) только государство может решать, носит ли преступление политический характер;

б) ничто не ограничивает сотрудничество через Интерпол в плане предупреждения терроризма;

в) важнейшими критериями при организации борьбы с терроризмом остаются наличие или отсутствие причинно-следственной связи между целями преступников и жертвами и, соответственно, место совершения террористического акта.

Кроме того, Интерпол занимается вопросами терроризма в связи с преступлениями, совершаемыми в рамках организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств, а также в связи с незаконным оборотом оружия и боеприпасов.

В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будет продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств. В связи с этим Интерпол предлагает государствам рассматривать эту организацию как одно из средств координации сотрудничества в данной области.

К основными направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относится обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющая отношение организации к этому явлению и пути его решения.

Обмен информацией, согласно Руководству по борьбе с международным терроризмом, - главное на нынешнем этапе направление деятельности. В документе отмечается, что генеральный секретариат Интерпола заинтересован в полной информации, полученной в результате расследования преступлений, совершенных террористами. Это означает, что может быть послана такая информация, которая касается индивидов (группы индивидов), средств и целей, использованных при совершении преступлений, свидетельств, найденных на месте совершения преступлений и описания modus operandi (способа действий). Генеральный секретариат не возражает против получения любой информации об иных преступлениях, совершенных где-либо в мире и прямо не связанных с террористическими актами, но могущими иметь отношение к террористической активности.

В руководстве отмечается, что сотрудничество в обмене информацией должно быть лишь сведени-

ями относительно актов терроризма с международными аспектами (элементами). Террористический акт рассматривается в руководстве как имеющий международное значение, когда:

- цели, объявленные лидерами террористов, затрагивает более, чем одну страну;

- подготовка террористических актов началась в одной стране и закончилась в другой;

- террористические группы пользуются поддержкой (материальной и иной) из-за рубежа;

- акт планировался или подготавливался в одной стране и совершался в другой;

- жертвы акта являются гражданами различных стран или служащими международных организаций;

- ущерб касается различных стран или международных организаций.

В руководстве перечисляются критерии отнесения акта терроризма к разряду международных, аналогичные тем, которые выдвигались в Проекте Конвенции США 1972 года, а также отмечается, что к преступлениям, которые могут рассматриваться как имеющие международное значение, относятся:

- похищение и подделка дипломатических паспортов, удостоверений и т.п.;

- захват и подделка документов, имеющих отношение к международным путешествиям;

- похищение или создание оружия (пистолетов, автоматов, и другого военного оружия);

- похищение или создание взрывчатых веществ.

В документе уделено внимание и сбору документов, имеющих отношение к террористической деятельности. «Генеральный секретариат, - говорится в нем, - заинтересован в получении обзоров любых документов, подготовленных террористами и раскрывающих их тактические и стратегические цели». В этом случае, трудно понять о каких документах идет речь: о тех, которые раскрывают политические и иные цели террористов, то есть являющиеся платформой их деятельности, или которые называют контрольные цели (предметы, объекты) террористических актов. Видимо, речь должна идти главным образом о последних документах. В противном случае деятельность Интерпола может вступить в противоречие со ст. 3 Устава Организации.

В руководстве обращается внимание на оценку источника информации, степень его достоверности (правительственная служба, частный источник). На это ориентируются Национальные центральные бюро (НЦБ) государств - членов Интерпола.

Информация о совершенном акте международного терроризма должна быть заложена в систему информации организации. В тех случаях, когда это необходимо, генеральный секретариат, изучив всю информацию, может проявить инициативу в предупреждении террористического акта. Это касается идентификации соответствующих террористов и получение информации об их преступных планах и активности, а также направление НЦБ о лицах, которые совершили или предполагают совершить террористические акты, затрагивающие несколько стран. Причем, превентивные действия могут быть предприняты как по требованию НЦБ, так и по инициативе генерального секретариата. Обмен информацией должен носить строго конфиденциальный характер.

Таким образом, органы Интерпола руководствуются определенными основаниями и рамками для налаживания сотрудничества государств - членов организации в предупреждении и борьбе с терроризмом. Деятельность Интерпола в этом направлении должна быть поддержана государствами, международными организациями, всем международным сообществом, однако это происходит пока весьма медленно.

На V симпозиуме по международному терроризму, состоявшемся в сентябре 1988 года в Санта-Кла-уде, представитель генерального секретариата информировал, что по состоянию на 1988 год группа по терроризму ( о ней будет сказано ниже) обладала информацией в лучшем случае о 10 процентах всех казусов, относящихся к терроризму. Соответственно НЦБ были снабжены информацией о 50-60 процентах таких казусов. Анализируя причины слабой информированности, он приходит к выводу, что иногда было трудно координировать деятельность Интерпола в этой области с соответствующими правоприменительными национальными службами. Обмен информацией ограничивался законодательством ряда стран, а некоторые государства предпочитали двусторонние связи в решении этих вопросов. С этим нельзя не согласиться. Однако добавим,

что не полностью была учтена специфика самого преступления, и его определение, предложенное в руководстве по борьбе с международным терроризмом, оказалось весьма широким.

В руководстве отражено такого рода отношение государств к деятельности Интерпола в этой сфере. В документе предусматривается проведение специальных конференций для обсуждения соответствующих вопросов «предложения, содержащиеся в этом руководстве, должны продвинуть международное сотрудничество. Однако могут быть случаи, когда этого сотрудничества будет недостаточно. Тогда генеральный секретариат может, если потребуется, созывать специальные конференции для обсуждения специальных вопросов и проблем».

На V симпозиуме по международному терроризму были рассмотрены вопросы терроризма в Шри-Ланке, его международные и внутренние аспекты, а также понятие «наркотерроризм».

Вся организационная деятельность Интерпола по предупреждению актов международного терроризма, обмену соответствующей информацией возложена на генеральный секретариат и НЦБ стран-участниц Интерпола. В 1987 году генеральным секретариатом создана группа по проблемам терроризма, состоящая из 5 человек. На 57 сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проходившей в Банг-Коке в ноябре 1988 г., был заслушан доклад о деятельности этой группы, в котором отмечалось растущая угроза со стороны международного терроризма правоохранительным службам государств. На сессии подчеркивалась необходимость международного сотрудничества в борьбе с этим явлением и признания координирующей функции Международной организации уголовной полиции.

Довольно широка политико-правовая активность Интерпола в сфере предупреждения актов международного терроризма и борьбы с ними. Кроме Руководства по борьбе с международным терроризмом, предназначенного для деятельности органов Интерпола, организацией были одобрены еще ряд документов, касающиеся этой области. Так, на 20 сессии Генеральной Ассамблеи в 1951 году была принята резолюция «Требования для международных расследований», в которой подчеркивалось, что службы Интерпола должны заниматься лишь общеуголовной преступностью и что его деятель-

ность по борьбе с терроризмом (насильственными преступлениями) связана лишь с уголовно-правовой стороной этих преступлений. На 41 сессии Генеральной Ассамблеи в 1971 году была принята Резолюция «Заложники и вымогательство», в которой странам-участницам Интерпола для предупреждения и пресечения такого рода форм преступности рекомендовалось принять соответствующие меры, сотрудничая между собой и используя существующие механизмы и службы Интерпола в рамках ст. ст. 2 и 3 Устава Организации. Согласно ст. 2 Устава целями организации являются:

а) обеспечение и поощрение по возможности широкой взаимной помощи между антикриминальными полицейскими властями в рамках норм права, существующих в различных странах и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) учреждение и развитие институтов, способных вносить эффективный вклад в предупреждение и пресечение уголовных преступлений.

На 48 Генеральной Ассамблеи в 1979 г. была принята Резолюция «Акты насилия, совершаемые организованными группами», в которой органам Интерпола вновь напоминается о необходимости действовать, не нарушая ст. 3 Устава.

На 52-й сессии Генеральной Ассамблей в 1983 году была одобрена Резолюция «Терроризм», в которой вновь подчеркивается необходимость, сотрудничая в борьбе с терроризмом, выполнять положения ст. 3 Устава Интерпола, а на следующей сессии в 1984 г. - Резолюция «Насильственное преступление, относящееся к общему терроризму». В ней предпринимается попытка определить круг насильственных преступлений, именуемых терроризмом. К тому времени в работе органов Интерпола - Генеральной Ассамблеи, Исполкома, Генерального секретариата и главное НЦБ появилось много неясностей, связанных с противоречием между расширяющимся участием Интерпола в предупреждении и пресечении актов терроризма и положениями ст. 3 Устава, что привело к принятию в 1984 году Генеральной Ассамблеей специальной Резолюции «Применение ст. 3 Устава». В этой большой по объему резолюции дается такая трактовка положений данной статьи, которая позволяет органам Интерпола и правительственным правомочным службам заниматься борьбой с актами терроризма,

только в тех случаях, когда соответствующее деяние рассматривается как уголовное законодательством соответствующей страны. В резолюции довольной подробно анализируются акты, подпадающие и не подпадающие под действие ст. 3 Устава Интерпола [14].

Проанализировав вышеупомянутые Резолюции и иные документы Интерпола можно сказать, что к окончательному выводу о критериях деления на деяния политические и уголовные организация так и не пришла. Это вполне объяснимо, если учесть, что и в национальной внутригосударственной доктрине, и на практике этот вопрос не нашел разрешения. В этом, видимо, кроется главная причина не столь успешных действий Интерпола в налаживании сотрудничества в сфере обмена информацией по проблеме терроризма.

Есть и еще одна, на наш взгляд, причина настороженного внимания многих государств и общественности к участию Интерпола в решении вопросов связанных с предупреждением и борьбой с актами международного терроризма.

Полицейские службы государств должны вести борьбу с общеуголовной преступностью, защищать права граждан, обеспечивать общественный порядок и правопорядок.

Терроризм, сколько бы его не объявляли общеуголовным в целях выдачи, как правило, тесно связан с политическими и социальными процессами, идущими в обществе, государстве, международном сообществе. Следовательно, для правящих кругов этих стран сохраняется соблазн поставить знак равенства между любыми действиями, направленными против существующего строя, и терроризмом и привлечь к борьбе с ними полицию (милицию). В этом случае могут быть задействованы и соответствующие службы Интерпола. Иначе говоря, полиция (милиция), борясь с нарушителями прав и свобод человека, с терроризмом, не должна использовать борьбу с терроризмом как предлог для подавления прав и свобод человека.

Особенно это важно иметь в виду в тех случаях, когда с тем или иным правонарушением вступают специальные и секретные службы полиции (милиции) органов государственной безопасности и т.п. [4]. В более, чем 10 Резолюциях, посвященных деятельности Интерпола относительно сотрудниче-

ства по предупреждению и пресечению актов терроризма и насилия, совершаемых против гражданской авиации, содержатся настоятельные призывы, прежде всего к НЦБ государств-членов Интерпола принять все меры национального и международного характера для предупреждения и пресечения любых противоправных актов, предпринимаемых против гражданской авиации. Я.М. Бельсон пишет: «Интерпол сегодня не имеет специальной службы, которая защищала бы аэродромы и самолеты», но позволяет присутствовать на своих встречах с полицейскими - представителями различных стран членам крупных международных организаций, которые этим занимаются» [2, с. 106]. Интерпол, согласно Уставу, не может иметь такие службы, в связи с этим координация борьбы с преступлениями, совершаемыми лицом (лицами) против гражданской авиации (во всех отношениях), лежит на государствах и ИКАО.

Часть II. Современность.

Роль Международной организации уголовной полиции и противодействие террористическим актам детей и молодежи

Приступая к исследованию значения и роли Международной организации уголовной полиции в противодействии в начале XXI века террористическим актам детей и молодежи, рассмотрим некоторые общие вопросы. Так, согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. [12] детьми являются человеческие существа до достижения ими 18-летнего возраста, если по закону, применимому к ним, они не достигают совершеннолетия ранее.

При этом период молодости определяется по-разному. Всемирная программа действий Организации Объединенных Наций для молодежи установила возраст молодежи от 15 до 24 лет1. Резолюция 2250 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о молодежи, мире и безопасности, определяет возрастные рамки молодости как 18-29 лет2.

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, термин «молодежь» определяет как лиц в возрасте 15-32 лет, а третьи ссылаются на возрастную группу от 15 до 29 лет3.

1 https://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/ wpay2010.pdf

2 https://www.un.org/press/en/2015/sc12149.doc.htm

3 См.: Youth and human rights. Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights // UN Document A/HRC/39/33

Следует подчеркнуть, что подобное разнообразие подходов может создать проблемы, тем более что вызовы, стоящие перед лицами 15-летнего возраста, отличны от тех, с которыми сталкиваются 29-летние лица.

Аналогичная ситуация наблюдается и на национальном уровне, а также различаетсся в зависимости от стран и регионов. Например, Хартия африканской молодежи определяет молодежь как лиц в возрасте 15-35 лет1. Европейская комиссия относит к категории «молодежь» лиц в возрасте 15-29 лет, Иберо-американская конвенция о правах молодежи закрепляет права лиц в возрасте 15-24 лет. В настоящее время Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии также занимается разработкой Хартии молодежи.

Терроризм в теоретической правовой литературе рассматривается как особый вид насилия или как угроза его совершения. Особенность террористических актов заключается в том, что многие из них не являются убийствами. Некоторые акты насилия, такие как угон самолетов, изнасилования и другие, также совершаются террористами. Террористы стремятся установить социальный контроль, оказывать влияние на решения, правила и образ жизни общества и ищут не только материальные или символические преимущества, как это делают обычные преступники.

Одной из основных причин терроризма является социальная несправедливость, ущемление прав и свобод детей и молодежи, практикуемое доминирующее превосходство национального большинства, что обостряет межнациональные отношения и провоцирует протесты экстремистского и террористического свойства [3, с. 165].

Еще одной широко признанной характеристикой «старого терроризма» является его связь с государственным спонсорством или поддержкой [15]. Это тайное вовлечение государств в террористические группы широко варьировалось, и зачастую лишь небольшая часть поддающихся проверке данных доказывала наличие связи. Это рассматривалось как мало затратный метод нападения на другую страну и нанесения ей ущерба без начала полномасштабной войны, а в рамках «холодной войны» террори-

1 https://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/au/african_youth_ charter_2006.pdf

сты часто становились посредниками для сверхдержав [13, р. 66-86].

В современном мире терроризм признается острейшей проблемой и одним из самых опасных явлений для человеческой цивилизации. При этом правовая наука не пришла к единому мнению в вопросе о природе, сущности и универсальных способах борьбы с терроризмом [11, с. 3-4].

Н.И. Костенко выделяет следующие признаки преступлений международного терроризма: рецидив; устрашение правительств или определенных социальных слоев; тяжкие последствия; совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; специфические цели и мотивы преступления [6, с. 170].

С точки зрения Э.Ю. Ахмедова «международный терроризм» означает преступные акты против населения, которые сопровождаются причинением серьезного ущерба здоровью, лишением жизни, захватом заложников или причинением значительного ущерба объектам с целью вызвать состояние страха у общества, создать хаос, запугать правительства или международные организации, заявить о политических и иных требованиях или целях и тем самым принудить их совершить действия или воздержаться от их совершения [1, с. 10].

Терроризм представляет собой метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ими целей - преимущественно через систематическое использование насилия. Терроризм является одним из наиболее опаснейших явлений современности [10, с. 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом международный терроризм преследует такие цели как подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка, действия против государств, наций и народов, борющихся за свое освобождение и независимость, международной организации как субъектов международно-правовых отношений [7, с. 21].

Представляется, что под террором, терроризмом, террористическими актами детей и молодежи возможно понимать устрашение насильственными методами политических противников, то есть конкретных физических лиц, исполняющих государственные, политические или другие общественные функции.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) действует самостоятельно и содействует сотрудничеству в противодействии терроризму детей и молодежи между национальными правоохранительными органами через различные базы данных о преступности и коммуникационные сети. Кроме того, Интерпол в своей практической деятельности сталкивается со следующими проблемами при выполнении некоторых своих функций: предвзятость, политически мотивированные аресты и преследования оппозиции; участие в многомиллиардных сделках с преступниками; коррупция; несправедливые судебные процессы и др.

Вступая в новую эпоху, мир сталкивается с переходным характером террористической преступности детей и молодежи, которая затрагивает, как правило, развитые страны в той же степени, что и развивающиеся.

Технологический прогресс и наука способствуют росту террористической преступности детей и молодежи. Интерпол как глобальный полицейский орган оказывает оперативную поддержку государствам в рамках глобальных программ по борьбе с терроризмом, киберпреступностью, организованной преступностью детей и молодежи. Поэтому этим операциям часто предшествуют наращивание потенциала и обучение, чтобы обеспечить долгосрочное воздействие в каждой стране. Деятельность Интерпола в области противодействия терроризму детей и молодежи также направляется его руководящим органом - Генеральной Ассамблеей. Террористическая активность детей и молодежи постоянно и целенаправленно используется определенными силами. В связи с этим Интерпол должен всегда действовать на опережение в противодействии террористическим преступлениям детей и молодежи.

Интерпол оказывает поддержку в проведении расследований террористических актов детей и молодежи, предоставляет экспертные знания и обучение сотрудников правоохранительных органов по всему миру, предоставляет оперативным сотрудникам правоохранительных органов поддержку в проведении экспертиз и обучение, фокусируясь при этом на основных областях, связанных с терроризмом детей и молодежи включающих: преступления против человечности, детскую порнографию,

торговлю наркотиками и организованную преступность, незаконный оборот и производство наркотиков, политическую коррупцию. Интерпол обстоятельно и профессионально содействует сотрудничеству между национальными правоохранительными органами через базы данных о преступниках и коммуникационных сетях.

Национальные центральные бюро (НЦБ) является координационными центрами государств по всем функциям Интерпола с сфере борьбы с терроризмом детей и молодежи. Каждая из стран-участниц имеет в своем регионе Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). Оно также связывает национальные правоохранительные органы государств с другими странами и Генеральным секретариатом Интерпола.

Многие террористические преступления детей и молодежи в настоящее время носят глобальный характер: киберпреступления, которые совершаются организованными преступными группами. Каждый раз, когда преступление терроризма выходит за пределы национальной юрисдикции, государство нуждается в международной поддержке, чтобы покарать за совершение его. НЦБ получают все необходимые данные от других НЦБ, чтобы помочь в расследовании террористических преступлений детей и молодежи или преступников в своем государстве, и они обмениваются данными о преступниках и оперативной информацией, чтобы помочь другим государствам.

В глобальных расследованиях террористических преступлений детей и молодежи НЦБ сотрудничает с: правоохранительными органами в своей стране; НЦБ других государств и суббюро по всему миру. Также разрабатываются национальные программы обучения для своей полиции для повышения осведомленности о деятельности, услугах и базах данных Интерпола.

НЦБ предоставляют данные о преступности в том или ином государстве во всемирные базы данных Интерпола, согласно соответствующим национальным законам. Это позволяет обеспечить наличие точных данных и вскрыть конкурентные тенденции, что помогает предотвращать террористические акты детей и молодежи. Например, «красные извещения» Интерпола уведомляют полицию всех государств о разыскиваемых лицах. НЦБ

в то же время сотрудничают в проведении трансграничных расследований террористических преступлений детей и молодежи, операций и арестов. Выводя расследования за пределы национальных границ, они обращаются за сотрудничеством к НЦБ других государств.

НЦБ имеют право объединять ресурсы и опыт при проведении уполномоченных законных вмешательств в противодействие наиболее актуальным формам преступности.

Структурно НЦБ должны находиться в подразделениях национальной полиции, имеющих полномочия предупреждать соответствующие формы(виды) преступности.

Согласно п. 1 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола МВД России 2012 г.1 оно является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Генеральным секретариатом и иными органами Интерпола, а также с Европейской полицейской организацией.

Интерпол в своей деятельности по противодействию терроризму детей и молодежи сотрудничает с Европолом Европейского Союза, учреждение которого со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды) было предусмотрено Маастрихтским соглашением о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 г. Однако, с 1994 г. по 1999 г. Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками. В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала лишь в июле 1999 г. после того, как в 1998 г. все страны-члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд общеевропейских законодательных актов.

Европол активно сотрудничает также с международными организациями, среди которых можно

1 https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/ Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Polozheшe_o_ Nacionalnom_centralnom_bjur (дата обращения: 4.11.2021 г.).

отметить Интерпол, Всемирную таможенную организацию, Евроюст, Управление ООН по наркотикам и преступности, Европейское агентство по борьбе с мошенничеством.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации (МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН России, Росфинмониторинг) и Европолом и выработке мер, направленных на усовершенствование механизма этого сотрудничества.

В заключение представляется необходимым отметить, что для совершенствования противодействия совершению террористических актов детьми и молодежью необходимо повышение эффективности сотрудничества и взаимодействия Интерпола, его НЦБ с государствами и иными элементами международно-правовой современной системы соответствующими структурными элементами мирового сообщества.

Литература

1. Ахмедов Э.Ю. Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом при содействии вспомогательных органов Совета Безопасности ООН и региональных организаций СНГ и ШОС: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2018. 30 с.

2. Бельсон Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М., 1989. 240 с.

3. Гаджиханова А.И. Международное сотрудничество и проблемы борьбы с терроризмом // Международное право. 2008. № 2.

4. Гесснер Р., Херцог У. За фасадом права: методы новой тайной полиции. М., 1990. 224 с.

5. Карпец И.И. Международная преступность. М., 1998. 112 с.

6. Костенко Н.И. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография. М.: Юрлитинформ, 2018. 408 с.

7. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. -М.: Междунар. отношения, 1979. 168 с.

8. Ляхов Е.Г., Попов А.В. «Терроризм: национальный, региональный и международный контроль». Монография, М., Ростов н/Д, 1999, с дополнениями и отдельными изменениями. С. 317-325.

9. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. 224 с.

10. Терроризм. Правовые аспекты борьбы: норматив. и междунар. правовые акты с коммент.: науч. ст. / [Айвар Л.К. и др.]; вступит. ст.: В.П. Лукин, А.П. Торшин; отв. ред. и рук. авт. коллектива И.Л. Трунов. М.: Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати).

11. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные во-

просы правового противодействия: монография. Испр. Изд. М.: Проспект, 2017. 335 с.

12. Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

13. Combs C.C. Terrorism in the Twenty-First Century. 2nd Edition. London: Prentice-Hall. 2000. P. 66-86.

14. Guide for Combating International Terrorism. OIPC. Interpol. № 373/2. 1986.

15. Kidder R.M. Unmasking State-Sponsored Terrorism. Christian Science Monitor. 1986.

16. 5-th Symposium on International Terrorism. Saint Ctaud, 13th-15th September. OIPC. Interpol, 1988.

Криминология

Криминология. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Г.А. Аванесова. 447 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Учебник посвящен изучению криминологии как науки, преступности - как социально-правового явления. Рассматриваются история криминологической науки, методология и методы криминологического исследования; особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения, факторный анализ преступности.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, анализируются криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, преступлений в сферах экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин. Приведен словарь криминологических терминов.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.