УДК 343.7; 351.74 Е. Е. Хохлов
Академия управления МВД России
Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
АННОТАЦИЯ. Актуальность. Международный масштаб незаконного оборота наркотиков и вовлечение все большего количества государств в мировую сеть маршрутов их нелегальной транспортировки не позволяют в настоящее время четко разграничивать страны на производителей наркотических средств и их потребителей. Имеется возможность только проследить определенные тенденции распространения наркобизнеса применительно к различным континентам и проанализировать их. Основные направления, цели и стратегические задачи систем мониторинга и информационных источников международных антинаркотических структур - Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime), Международной организации уголовной полиции - Интерпола (International Criminal Police Organization), Европейского полицейского ведомства - Европола (European Police Office), Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Central Asian regional information and coordination centre for combating illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors), Международной региональной организации, Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) - воздействать на наркопреступность путем формирования международных уголовно-правовых норм, регулирования практики их применения, сокращения спроса на наркотики с помощью организации системы профилактической работы, и их предложения целенаправленным пресеченем их нелегального производства и оборота, а также развивать и укреплять международное сотрудничество в сфере контроля над наркотиками.
Постановка проблемы: глобализация, являясь одной из особенностей современного общества, стала проявляться в большинстве сфер общественной жизни, отчасти наибольшее влияние процессов которой ощущается на уровне преступности, и в большей степени в сфере транснациональных преступлений.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение, описание), методы теоретического исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), общелогические методы и приемы исследования (обобщение, идеализация, аналогия, системный подход, структурно-функциональный метод).
Результаты и ключевые выводы: краткий анализ и характеристика основных целей, задач и функций вышеуказанных структур и организаций позволят обратить внимание на беспрецедентную поставленную перед мировым сообществом проблему в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и на ее дальнейшее решение, а также продолжат выработку подходов к усовершенствованию системы международного и межгосударственного взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: имплементация международного нормативного правового акта, международная структура по нейтрализации незаконного оборота наркотиков, международный наркоконтроль, международная тактическая правоохранительная организация, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Европейское полицейское ведомство (Европол), Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), Международная региональная организация (ОДКБ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хохлов Е. Е. Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Научный портал МВД России. 2020. № 2 (50). С. 117-121.
E. E. Khokhlov
Academy of Management of the Interior Ministry of Russia
Role of the international structures in fight against
drug trafficking
ABSTRACT. The relevance. The international scale of drug trafficking and the involvement of an increasing number of States in the global network of routes for their illegal transportation no longer allow for a clear distinction between countries as producers or consumers of drugs. And only there is an opportunity to trace certain tendencies of distribution of drug business in relation to different continents and to analyze them. The main directions, goals and strategic objectives, monitoring systems and information sources of the international anti-drug structures- United Nations Office on Drugs and Crime , the Interpol international Criminal Police Organization, the European Police Office, the Central Asian regional information and coordination centre for combating illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, the World Health Organizationdrug crime through the formation of international criminal - they reduce the demand for drugs by organizing a system of preventive work, reduce the supply of drugs by purposefully suppressing their illegal production and trafficking, and develop and strengthen international cooperation in the field of drug control.
The statement of the problem: globalization, being one of the features of modern society, has begun to manifest itself in most spheres of public life, partly the greatest impact of the processes of which is felt at the level of crime, and to a greater extent in the field of transnational crimes.
The research methods: methods of empirical research (comparison, observation, description), methods of theoretical research (analysis, synthesis, induction, deduction), General logical methods and techniques of research (generalization, idealization, analogy, system approach, structural and functional method).
The results and key findings: a brief analysis and description of the main goals, objectives and functions of the above structures and organizations will draw attention to the unprecedented problem posed to the world community in the field of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances and its further solution, as well as continue to develop approaches to improve the system of international and interstate interaction, cooperation and partnership.
KEYWORDS: Implementation of an international normative legal act, international structure to neutralize drug trafficking, international drug control, international tactical law enforcement organization, United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), International Criminal Police Organization (Interpol), European Police Office (Europol), Central Asian regional information and coordination centre for combating illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors (CARICC), International Regional Organization (CSTO), World Health Organization (WHO).
FOR CITATION: Khokhlov E. E. Role of the international structures in fight against drug trafficking // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 2 (50). P. 117-121 (in Russ.).
Проблема незаконного оборота наркотиков Системный подход к трактовке термина «сотруд-
входит в число наиболее актуальных глобальных ничество государств», по справедливому мнению
проблем современности. Преступность, связан- В. Ф. Цепелева, предполагает понимание его в
ная с незаконным оборотом наркотиков, вызы- двух значениях: как принципа международных от-
вает обоснованную тревогу в обществе, реально ношений и как определенной деятельности. В де-
угрожает основам конституционного строя, под- ятельностном аспекте международное сотрудни-
рывает социальную стабильность, межнацио- чество в борьбе с преступностью является важным
нальный мир в отдельно взятой стране и между- направлением уголовной политики, разрабатыва-
народные отношения. емым и реализуемым на глобальном, региональ-
Научно-технический прогресс XXI в. и насту- ном и национальном уровнях [2, с. 11].
пление эпохи глобализации привели к размы- В условиях выхода уголовных преступлений
ванию границ между государствами не только в за рамки государственных границ, а также в связи
информационно-телекоммуникационном поле, с ростом числа совершаемых преступлений меж-
но и в системе международного сотрудничества в дународного характера борьбу с ними становит-
сфере контроля над наркотиками. ся вести все труднее, а добиться эффективности
Международная борьба с преступностью яв- можно только при согласованных действиях боль-
ляется одной из сфер сотрудничества государств. шинства государств, при рациональном сочета-
нии внутригосударственных и международных усилий, в том числе на основе международных соглашений [1, с. 96].
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime) (далее - UNODC) является мировым лидером в борьбе с незаконными наркотиками и международной преступностью. Оно осуществляет свою деятельность во всех регионах мира по следующим направлениям:
исследовательская и аналитическая работа в целях расширения знаний и понимания проблем, связанных с наркотиками и преступностью, и дальнейшего пополнения базы фактических данных для принятия политических и оперативных решений;
нормативная работа в целях оказания государствам содействия в ратификации и осуществлении международных договоров, разработке внутреннего законодательства, касающегося наркотиков, преступности и терроризма, а также предоставления секретариатских и основных услуг договорным и руководящим органам;
осуществление на местах проектов технического сотрудничества в целях увеличения потенциала государств-членов в области противодействия запрещенным наркотикам, преступности и терроризму1.
UNODC в течение двух последних десятилетий находится в авангарде глобальных исследований в области комплексных проблем потребления и предложения наркотиков, предоставляя в виде актуальных оценок информацию о лицах, страдающих физическими расстройствами, связанными с употреблением наркотических веществ. Согласно статистическим данным ежегодного Всемирного доклада о наркотиках 2017 г., опубликованного UNODC, их число достигло 29,5 млн человек во всем мире2.
Работа UNODC направлена на ознакомление мира с опасностями, возникающими из-за злоупотребления наркотиками, и на активизацию международных действий против изготовления наркотиков, их незаконного оборота и на борьбу с преступностью. Для достижения этих целей UNODC осуществляет целый ряд инициа-
1 См.: Защитить мир от преступности, наркотиков и терроризма: электронная брошюра / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. URL : https://www.unodc.org/pdf/unodc_brochure_2007_ru.pdf
2 См.: Всемирный доклад о наркотиках 2017. URL :
https://www.unodc.org/unodc/ru/frontpage/2017/June/world-drug-report-2017_-29-5-million-people-globally-suffer-from-drug-use-disorders--opioids-the-most-harmful.html
тив, включая проекты в области альтернативного развития и программы, касающиеся контроля над выращиванием запрещенных культур и борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков.
Итоговый документ - «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней» 30-ой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной с целью рассмотрения хода осуществления Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков, включая оценку достижений и трудностей в борьбе с этим преступлением, содержит более 100 конкретных рекомендаций по осуществлению сбалансированных, всесторонних и комплексных подходов к эффективному решению проблемы незаконного оборота нарко-тиков3.
Руководитель делегации Российской Федерации на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Г. Хлопонин зачитал обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина к участникам сессии. В нем было указано, что «наркобизнес, превратившийся в одну из наиболее агрессивных форм транснациональной преступности, представляет реальную опасность для государства и общества, уносит жизни и разрушает здоровье миллионов людей. Доходы наркокартелей также служат источником финансирования террористических и экстремистских группировок. Очевидно, что эффективно противостоять этому злу можно только общими, скоординированными усилиями, в полной мере используя потенциал трех антинаркотических конвенций ООН. Отрадно, что в итоговом документе сессии удалось обобщить конструктивный опыт, накопленный на данном направлении в разных странах мира. Рассчитываем, что за согласованными дипломатическими формулировками последуют конкретные шаги по их практической реализации - как на нацио-
3 См.: Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней: Резолюция S-30/1 : принята Генеральной Ассамблеей 19 апр. 2016 г. на 30-ой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи, созванной в соответствии с резолюцией 67/193 Ассамблеи от 20 декабря 2012 г. URL : https://undocs.org/ru/A/RES/S-30/1
нальном, так и на межгосударственном уровнях. Со своей стороны Россия намерена и далее наращивать работу по пресечению незаконного оборота наркотических веществ в тесном взаимодействии с другими членами мирового сообщества»4.
UNODC располагает 20 страновыми и региональными отделениями в различных частях мира, и их деятельность охватывает свыше 150 стран5. Взаимодействуя непосредственно с правительствами и неправительственными организациями, сотрудники на местах разрабатывают и осуществляют программы в области контроля над наркотиками и предупреждения преступности, приспособленные к нуждам стран, которым оказывается помощь.
В целях расширения знаний и укрепления потенциала специалистов-практиков UNODC разработало широкий спектр правовых и технических публикаций и инструментов, посвященных различным областям международного сотрудничества6.
В списке международных, межправительственных правоохранительных организаций стоит отметить Международную организацию уголовной полиции - International Criminal Police Organization (далее - Интерпол), в состав которой входит 194 страны, в том числе с 27 сентября 1990 г. - Российская Федерация. Основной задачей Интерпола является развитие и координация сотрудничества национальных правоохранительных органов в борьбе с общеуголовной преступностью.
Для обеспечения международного полицейского сотрудничества по линии Интерпола каждое государство определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро (далее - НЦБ), осуществляющего взаимодействие с национальными правоохранительными ведомствами, НЦБ стран - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Орга-низации7.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции
- Интерпола»8 установлено, что в России представительным органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России.
Интерпол оказывает содействие национальным, региональным и международным правоохранительным органам в борьбе с незаконным производством, оборотом и злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами. Проведение и координация глобальных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (модель Lionfish), а также содействие текущим расследованиям нацелены на пресечение незаконного оборота наркотиков по всем возможным маршрутам: воздуху, суше и морю. Обеспечение полиции всего мира знаниями и навыками для предотвращения, расследования и пресечения незаконного оборота наркотиков является ключевой частью стратегии борьбы Интерпола с незаконным оборотом наркотиков.
Так, на второй Глобальной конференции Интерпола по незаконному обороту наркотиков, прошедшей в сентябре 2019 г., в стремлении решить проблему незаконной торговли наркотиками 400 экспертов из 100 стран призвали к расширению обмена информацией и сотрудничества через Интерпол.
Еще одной международной организацией в борьбе с незаконным оборотом наркотиков выступает Европейское полицейское ведомство
- Европол (European Police Office - Europol) (далее - Европол), которое было создано Решением Совета ЕС 2009/371/ПВД от 6 апреля 2009 г.9 Целью Европола является поддержка и усиление деятельности компетентных органов государств-членов и их взаимного сотрудничества в предотвращении организованной преступности,
4 Выступление Руководителя делегации Российской Федерации на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Г. Хлопонина 21 апреля 2016 г. URL : http://russiaun.ru/ru/news/ga_spswdp
5 См.: О Межпарламентской Ассамблее государств -участников Содружества Независимых Государств / Партнерские организации / Управление ООН по наркотикам и преступности. URL : http://iacis.ru/about/partners/partnerskie_ organizatsii/upravlenie_oon_po_narkotikam_i_prestupnosti_ yunodk/ (дата обращения : 05.07.2019).
6 См.: Ресурсы - международное сотрудничество - публикации и инструменты. URL : https://www.unodc.org/unodc/ en/international-cooperation/publications.html
7 См.: Что такое Интерпол? Устав Интерпола. URL :
https://www.interpol.int/Who-we-are/What-is-INTERPOL
8 См.: Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола : Указ Президента Рос. Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 : с изм. и доп. (Первоначальный текст документа см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 5 авг. № 32 ст. 3895).
9 О создании Европейского полицейского ведомства (Европол) : Решение № 2009/371/ПВД Совета Европейского Союза [рус., англ.] : принято 6 апр. 2009 г. (г. Люксембург). (Документ вступил в силу 4 июня 2009 г.) // Официальный сайт законодательства Европейского Союза. URL : http://eur-lex.europa.eu (дата обращения : 27.10.2016). (Россия не участвует). Документ утратил силу 1 мая 2017 г. в соответствии с Регламентом № 2016/794 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 11 мая 2016 г. URL : http://eur-lex. europa.eu (дата обращения : 30.04.2017).
терроризма и других тяжких форм преступности, затрагивающих два и большее число государств-членов, и в борьбе с этими явлениями. Тяжкими формами преступности, согласно приложению к Решению о создании Европола, являются в том числе торговля наркотиками и незаконная деятельность по отмыванию доходов, добытых преступным путем.
Несмотря на многолетний опыт работы и взаимодействия международных структур и организаций, стоит обратить внимание на продолжение транспортировки наркотических средств и психотропных веществ, а также на активизацию организованных преступных сообществ и их криминальные интересы.
Для контрабанды наркотиков центрально-азиатского происхождения зарубежными наркогруппировками используются транзитные маршруты, проходящие через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан (преимущественно через акваторию Каспийского моря с использованием паромных переправ), приграничные с Казахстаном регионы России и далее в страны Европы; Иран, Турцию, Азербайджан, Российский Северный Кавказ и далее в страны Европы.
Синтетические наркотические средства и психотропные вещества поступают из Восточной Европы и европейских стран (Нидерландов, Бельгии, Германии, Польши) через страны Балтии, Украину и Белоруссию. При этом активно используются возможности международного и внутреннего транспортного сообщения стран Европейского сообщества и Российской Федерации. Кокаин поставляется в Россию из стран Центральной и Южной Америки. С территории Украины по-прежнему продолжается контрабандный ввоз наркотиков растительного происхождения. Основными видами изымаемых наркотиков являются марихуана, гашиш и экстрагированные растворы опия. В последние годы территория Белоруссии используется для транзита наркотиков из Западной Европы на территорию России, а также прекурсоров в государства Центральной Азии. По-прежнему имеет место ввоз небольших партий сильнодействующих и психотропных веществ и препаратов из Китая, Таиланда, Индии через регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов10.
10 См.: Резюме. Выводы и политические последствия:
Всемирный доклад о наркотиках 2019. URL : https://wdr.
unodc.org/wdr2019/prelaunch/WDR2019_B1_R.pdf (Примеча-
Как мы видим, именно на территории Европейского Союза незаконно производится большое количество синтетических наркотиков. Об этом свидетельствуют цифры и фактические данные Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (The European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction - EMCDDA)11. Часто в процессе раскрытия и расследования преступлений правоохранительные органы находят места складирования химических прекурсоров, которые используются при производстве наркотиков. Специалисты Европола оказывают помощь в подготовке секретных операций по ликвидации нелегальных производств наркотиков и в сборе доказательств. По делам о преступлениях в сфере незаконного производства, распространения и хранения наркотиков и психотропных веществ они выполняют технические исследования индивидуально изготовленного или промышленного оборудования, захваченного в результате ликвидации подпольных лабораторий и складов по производству и хранению наркотиков.
Европол имеет ряд судебно-медицинских систем, которые он использует в борьбе с незаконным оборотом наркотиков:
система по сравнительному исследованию нелегальных производств наркотиков (The Europol Illicit Laboratory Comparison System -EILCS) проводит детальное исследование фотографической или технической информации по производству синтетических наркотиков, местам их складирования и захоронения. Это дает возможность идентифицировать изъятые объекты, такие как оборудование, материалы и химические препараты;
система по синтетическим наркотикам (The Europol Synthetic Drug System - ESDS) включает в себя информацию о методиках проведения операций по захвату и изъятию незаконной продукции;
система и база данных (The Europol Specific Means of Concealment — ESMC), содержащая
ние: указанные маршруты незаконного оборота наркотиков следует рассматривать как ориентировочные, поскольку они основаны на анализе данных Всемирного доклада о наркотиках 2019 г., но с учетом устоявшихся данных об официальных изъятиях наркотиков, произведенных на маршруте незаконного оборота, а также данных официальных страновых докладов и данных вопросника к ежегодным докладам. Маршруты могут отклоняться в другие расположенные вблизи страны и иметь многочисленные ответвления, не отраженные в маршрутах. Указанные маршруты ежегодно разрабатываются и анализируются с учетом складывающейся маршрутизации незаконного оборота наркотиков).
11 См.: Ежегодный статистический бюллетень 2019. URL : http://www.emcdda.europa.eu/data/stats2019_en
информацию о современных способах сокрытия транспортировки кокаина, которые применяют преступные группировки12.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно говорить о существенном вкладе Европо-ла в активизацию международного межгосударственного сотрудничества государств в борьбе с трансграничной организованной наркопреступностью, в частности в создании благоприятных условий своевременного и эффективного обмена криминалистической и иной информацией при раскрытии и расследовании преступлений.
Анализ наркоситуации, сложившейся в последние годы, убедительно свидетельствует о том, что незаконный оборот наркотиков оказывает все более разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества, стимулирует рост преступности, насилия, коррупции, терроризма, провоцирует социально-экономическую нестабильность каждого государства.
Для эффективного противодействия транснациональной организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков продолжает свою антинаркотическую деятельность Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров -Central Asian régional information and coordination centre for combating illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors - CARICC) (далее - ЦАРИКЦ).
Основная цель ЦАРИКЦ - это координация усилий компетентных органов государств - участников ЦАРИКЦ в противодействии транснациональной наркопреступности.
Правовой основой выступает Соглашение от 24 июля 2006 г. между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан13.
Соглашение о создании ЦАРИКЦ, подписанное президентами и ратифицированное парламентами государств-участников, вступило в силу
22 марта 2009 г. Россия ратифицировала Соглашение о создании ЦАРИКЦ 9 марта 2011 г.14 Соглашение о Создании ЦАРИКЦ предусматривает институт полноценного членства в организации, а также статус наблюдателя. К настоящему времени наблюдателями при ЦАРИКЦ являются Австрия, Афганистан, Великобритания, Германия, Канада, Италия, Пакистан, США, Турция, Финляндия, Франция, Интерпол и Центр ЭЕС1.
Согласно Положению о ЦАРИКЦ (приложение к Соглашению о ЦАРИКЦ) основными задачами и функциями Центра являются координация на региональном уровне усилий государств-участников по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействие укреплению сотрудничества между компетентными органами государств-участников в борьбе с трансграничной организованной преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков15.
В рамках реализации мандата ЦАРИКЦ по содействию в организации, проведении и координации согласованных совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в 2018 г. проводились три долгосрочные антинаркотические операции «Подмена», «Рефлекс» и «Рыба-Лев». По операции «Подмена» в марте 2018 г. осуществлялась ее активная Фаза-2 при общей координации Регионального представительства УНП ООН в Центральной Азии (г. Ташкент). В Центре действовал штаб по координации операции в пяти государствах Центральной Азии. По итогам операции в июле 2018 г. в г. Бишкеке был представлен отчет. Результаты региональной операции «Реф-лекс-2018» свидетельствуют об увеличении в государствах - участниках ЦАРИКЦ количества изъятий НПВ в сравнении с 2017 г. ЦАРИКЦ при-
12 См.: Деятельность и услуги - услуги и поддержка -Криминалистика - Борьба с производством запрещенных наркотиков. URL : https://www.europol.europa.eu/activities-services/services-support/forensics
13 См.: О Центральноазиатском региональном информационном координационном центре по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Правовая основа - Соглашение о ЦАРИКЦ. URL : https://caricc.org/index.php/tsarikts/o-tsarikts/o-tsentre
14 См.: О ратификации Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров : Федер. закон от 8 марта 2011 г. № 28-ФЗ (посл. ред.) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 5 (Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 25 марта 2011 г.). URL : http://docs.cntd.ru/document/902266307
15 См.: Приложение к Соглашению между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. URL : http://docs.cntd.ru/document/902266307
нял участие в глобальной операции Интерпола «Рыба-Лев», проводимой в сентябре-октябре 2018 г. Центр выступал в роли регионального координационного штаба государств - участников ЦАРИКЦ. По итогам операции ее участники изъяли в общей сложности более 55 т наркотиков. В 2018 г. ЦАРИКЦ оказывал содействие 10 краткосрочным антинаркотическим операциям, из которых 6 успешно реализованы. При этом изъято порядка 246,5 кг наркотиков афганского происхождения, в том числе: 84 кг героина, 73 кг опия, 89,5 кг гашиша, задержаны 10 подозреваемых в причастности к незаконному обороту лиц, в том числе: 1 гражданин Республики Таджикистан, 2 - Российской Федерации, 2 - Исламской Республики Афганистан и 5 граждан Турецкой Республики16.
В целях консолидации усилий международных и региональных организаций в регионе и минимизации затрат на проведение их мероприятий в ЦАРИКЦ создан виртуальный хаб по обмену информацией о планируемых мероприятиях17.
В июне 2018 г. на основе изучения опыта работы компетентных органов Исламской Республики Афганистан, Китайской Народной Республики и Исламской Республики Иран ЦАРИКЦ направлены государствам-участникам соответствующие Рекомендации (№ 2/889 от 26 июня 2018 г.)18.
В настоящее время укрепляется сотрудничество с Интерполом, Европолом, Всемирной Таможенной Организацией, АТЦ СНГ, БКБОП СНГ и другими международными и региональными организациями, что подтверждается состоявшейся 14-15 ноября 2019 г. ежегодной (четвертой) рабочей встречей с офицерами связи государств-наблюдателей, полномочными представителями государств - участников ЦАРИКЦ, а также партнерами Центра19.
16 См.: Публичная версия отчета о деятельности ЦАРИКЦ за 2018 г. URL : https://caricc.org/index.php/publikatsii/stati/ item/735-publichnaya-versiya-otcheta-o-deyatelnosti-tsarikts-za-2018-god
17 См.: Виртуальный хаб ЦАРИКЦ. URL : https://events. caricc.org/index.php/ru/
18 См.: Морозов А. Противодействие незаконному производству синтетических наркотиков в подпольных лабораториях // Профессионал. 2019. № 2. URL : http://ormvd.ru/ pubs/102/combating-illegal-production-of-synthetic-drugs-in-clandestine-laboratories/
19 См.: О проведении 14-15 ноября 2019 года четвертой рабочей встречи с офицерами связи государств-наблюдателей, полномочными представителями государств - участников ЦАРИКЦ, а также партнерами Центра. URL : https://caricc. org/index.php/novosti/item/1194-o-provedenii-chetvertoj-rabochej-vstrechi-s-ofitserami-svyazi-gosudarstv-nablyudatelej-polnomochnymi-predstavitelyami-gosudarstv-uchastnikov-
Еще одной организацией в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков выступает Международная региональная организация -ОДКБ, которая берет свое начало от Договора о коллективной безопасности (далее - Договор), подписанного в 1992 г. шестью государствами: Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном. На первом этапе существования Договора его государства-участники ставили перед собой цель обеспечить свою коллективную безопасность на этапе формирования своей государственности, воссоздать единое для них оборонное пространство.
В самом Договоре была заложена и получила правовое закрепление идея взаимопомощи государств-участников в случае вооруженной агрессии против любого из них, коллективных действий по ее пресечению и ликвидации последствий.
Именно на основе Договора в 2003 г. и была создана Организация Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ). 7 октября 2002 г. были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые вступили в силу 18 сентября 2003 г. Тем самым под деятельность ОДКБ была подведена необходимая правовая база, обеспечивающая ей дальнейшее поступательное развитие и полноправное участие в международных и региональных делах.
Таким образом, Договор перерос из чисто военного союза, каким он виделся первоначально, в полноформатную многофункциональную военно-политическую интеграционную структуру.
ОДКБ располагает сложившейся иерархией руководящих, исполнительных и консультативных органов с четко прописанными полномочиями и функциями, включающих в себя высший орган -Совет коллективной безопасности в составе глав государств-членов, исполнительные органы -Советы министров иностранных дел и обороны, Комитет секретарей советов безопасности, а также Постоянный Совет при ОДКБ. В рамках ОДКБ наращивается и совершенствуется механизм внешнеполитического взаимодействия, принимаются необходимые меры по усилению потенциала противодействия современным вызовам и угрозам, отрабатывается инструментарий в вопросах военного сотрудничества.
Линия, проводимая государствами - членами ОДКБ, на дальнейшее укрепление союзнических
tsarikts-a-takzhe-partnerami-tsentra
связей и коллективной основы их деятельности на международной арене полностью востребована, в немалой степени диктуется современными геополитическими реалиями, в условиях которых ОДКБ должна иметь адекватные ответы, соответствующий механизм совместных действий для обеспечения мира и спокойствия на пространстве ОДКБ.
Продолжает вызывать озабоченность афганское направление, где все еще не просматривается тенденция к улучшению ситуации, прежде всего в том, что касается неуклонно растущего наркотрафика.
Следовательно, приоритетным направлением деятельности ОДКБ на фронте борьбы с вызовами и угрозами безопасности стало противодействие международному наркобизнесу. Работа в этой сфере строится на основе Плана мероприятий по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне. В ходе его реализации в формате ОДКБ с 2003 г. проводятся масштабные международные антинаркотические операции под условными наименованиями «Канал», «Канал - Красный бархан»20, «Канал - Центр»21, «Канал - Восток»22 и другие субрегиональные антинаркотические операции «Канал - Кавказский редут»23, а также тактико-специальные учения «Гром»24, основным замыслом которых остается блокирование маршрутов наркотрафика на территории государств - членов ОДКБ, а также принятие мер, направленных на подрыв экономической составляющей наркобизнеса.
Ежегодно на заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ оцениваются результаты проделанной в отчетном периоде рабо-
20 См.: О проведении Международной антинаркотической операции «Канал - Красный бархан». URL : https:// odkb-csto.org/news/news_odkb/operatsiya_odkb_kanal_ krasnyiy_barkhan_iz_nezakonnogo_oborota_izyato_bolee_9_ tonn_narkotikov_vyyavle-13166/?bxajaxid=dd31f3557e74621d3 a819744766bec8c
21 См.: Об итогах международной антинаркотической операции «Канал-Восток». URL : https://odkb-csto.org/news/ news_odkb/ob_itogakh_mezhdunarodnoy_antinarkoticheskoy_ operatsii_kanal_vostok/
22 См.: Там же.
23 См.: В Ереване подведены итоги субрегиональной антинаркотической операции «Канал - Кавказский редут». URL : https://odkb-csto.org/news/news_odkb/v-erevane-podvedeny-itogi-subregionalnoy-antinarkoticheskoy-operatsii-kanal-kavkazskiy-redut-/
24 См.: Тактико-специальные антинаркотические учения
ОДКБ - «Гром-2019», 6-8 августа 2019 г., Кыргызстан, полигон «Эдельвейс». URL : https://odkb-csto.org/photogallery/469/
ты, а также обсуждаются векторные направления комплексного воздействия на наркосреду.
Так, в октябре 2019 г. в Российской Федерации под председательством статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Зубова состоялось XXI заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств -членов ОДКБ. Подчеркнув важность постоянного мониторинга наркоситуации, стороны отметили рост масштабов производства и распространения синтетических наркотиков амфетаминовой и метамфетаминовой групп, психотропных препаратов и новых опасных психоактивных веществ, значительная часть которых поступает из Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. В заключение члены Совета подтвердили необходимость дальнейшего объединения усилий в целях комплексного воздействия на наркоугрозу, в том числе в стремлении к сокращению наркопроизводства и повышению эффективности профилактики наркопотребления25.
В целом антинаркотическое взаимодействие между сотрудниками правоохранительных органов ОДКБ носит неформальный и конструктивный характер. Значительный потенциал заложен в совершенствование нормативной правовой базы, техническое оснащение государственных границ и пунктов перехода, профилактику наркопреступности и сокращение спроса на наркотические средства, пресечение распространения наркотиков с использованием сети Интернет и противодействие легализации преступных доходов.
Опыт проведения международных антинаркотических операций показывает, что практическое сотрудничество компетентных органов является эффективным и плодотворным способом воздействия на международный наркотрафик и в дальнейшем будет продолжено.
Стоит отметить факты и цифры Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization - WHO) (далее - ВОЗ), которая с 7 апреля 1948 г. является органом, направляющим и координирующим международную работу в области здравоохранения и профилактики незаконного оборота наркотиков в рамках системы ООН. С точки зрения ВОЗ политику по
25 См.: Игорь Зубов провел XXI заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ. URL : https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/ item/18712291
борьбе с наркотиками, почти исключительно основанную на применении системы уголовного правосудия, необходимо расширить, подходя к проблеме с позиций общественного здравоохранения.
В 2016 г. генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен выступила с докладом перед ООН по вопросу о мировой проблеме наркотиков, в котором обратила существенное внимание на то, что «мировая проблема наркотиков - одна из главных забот для ВОЗ, так как незаконное использование психоактивных веществ наносит колоссальный ущерб здоровью населения и обществу. Употребление наркотиков наносит вред семьям и сообществам, в частности, создавая почву для преступлений против собственности и личности. Оно также приводит к бытовому и дорожно-транспортному травматизму, насилию в отношении детей. По оценкам ВОЗ, во всем мире от расстройств, связанных с употреблением наркотиков, страдает 27 миллионов человек. Из них каждый год умирает более 400 000 человек»26.
Масштабная наркотизация населения во всем мире обусловила существенный рост преступности в целом. Растущий спрос на наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, инициирующий их незаконное производство и распространение, - одна из глобальных проблем современности.
Организованная наркопреступность является одним из опаснейших видов преступности, характеризующейся:
проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса в более «изощренной форме»;
продолжением вовлечения в мелкооптовый и розничный наркобизнес населения, в том числе несовершеннолетних, студентов и молодежи в целом;
расширением масштабов, повышением уровня опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, впривлечением в преступных целях специалистов различного профиля, усилением вооруженности и технической оснащенности преступников;
26 Выступление Генерального директора ВОЗ перед Организацией Объединенных Наций по вопросу о мировой проблеме наркотиков. URL : https://www.who.int/dg/ speeches/2016/world-drug-problem/ru
использованием информационной среды, в том числе глобальной сети Интернет (Даркнет), для наращивания потенциала в сфере распространения наркотиков, развитием химической индустрии и вовлечением ее в незаконный оборот наркотиков.
В связи с этим продолжение и реализация новых систем сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в мировом сообществе является велением времени. Наиболее актуальными направлениями сотрудничества правоохранительных органов и международных организаций являются:
1. Совершенствование и продолжение осуществления совместной оперативно-розыскной деятельности в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организация и проведение крупномасштабных межведомственных оперативно-профилактических операций, направленных на перекрытие каналов наркотрафика.
С целью полной, планомерной разработки преступного сообщества, занимающегося незаконным оборотом наркотиков, необходимо прилагать усилия по систематизации сведений о нем: структуры (численности участников, входящих в преступное сообщество; их местожительства и регистрации; кличек; руководителя и подчиненных ему лидеров; наличия «общака» и его местонахождения; наличия в их составе лиц славянской или иной национальности;
территорий или географических зон влияния: территориальных; межрегиональных; международных;
криминальных связей, сфер влияния и видов преступного промысла; пути легализации преступных доходов;
наличия собственных официальных структур (осуществления мероприятий по разведке и контрразведке в отношении правоохранительных органов), коррумпированных связей, схем и механизмов их осуществления;
их вооруженности, оснащения автотранспортом, специальными техническими средствами, опорными пунктами.
2. Совершенствование порядка международного розыска лиц, причастных к транснациональной наркопреступности.
3. Оказание правовой помощи по уголовным делам, которая заключается в проведении процессуальных действий, поскольку в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовных
дел часто возникает необходимость в сборе за границей доказательств путем допроса обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, проведения обыска, экспертиз, судебного обзора, изъятия и передачи документов и т. п.
4. Выдача правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговора суда.
5. Передача осужденных лиц для дальнейшего отбывания наказания.
6. Арест, поиск и конфискация доходов, полученных преступным путем.
7. Закрепление единых подходов к тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий «Оперативное внедрение» и «Контролируемая поставка» с учетом законодательства и международных договоров стран, участвующих в проведении вышеуказанных мероприятий.
8. Созыв и проведение международных форумов, взаимодействие научных и учебных заведений, обмен опытом и исследованиями в целях разработки, формирования и закрепления международно-правовых норм, которые становятся нормами национального законодательства государств, ратифицировавших указанные документы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
9. Разработка и внедрение методических рекомендаций и материалов (наставлений, алгоритмов, инструкций) по взаимодействию международных антинаркотических структур с учетом обеспечения межнационального мира и согласия.
10. Разработка и внедрение единой стратегии международной антинаркотической политики по направлениям: сокращения спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования в международном сообществе иммунитета и нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотиков; сокращения предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота; развития и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
В заключение стоит отметить, что принцип межгосударственного сотрудничества является основополагающим в деятельности государств в области борьбы с транснациональной преступностью и направлен на решение целого ряда поставленных задач:
согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких стран;
координацию совместных мер и усилии государств по предупреждению и пресечению преступлении международного характера;
обеспечение неотвратимости наказания и оказание правовой помощи по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, включая выдачу преступников.
Таким образом, международные организации и их структуры образуют основу диалога и согласования позиций государств, способствуют повышению эффективности их практического взаимодействия в борьбе с наркопреступностью. Именно это и отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин в ходе проведения XXX Международной конференции правоохранительных органов -International Drug Enforcement Conference (IDEC): «Важно сохранить и укрепить действующие международно-правовые нормы в антинаркотической сфере. Россия поддерживает центральную координирующую роль ООН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Российская Федерация была и остается сторонницей тесного взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с наркоугрозой. Речь идет о пресечении международного наркотрафика, обмене оперативной информацией, подготовке кадров. Сегодня каждое государство должно осознавать ответственность за бескомпромиссную борьбу с наркоагрессией и наркоугрозой, за обеспечение эффективной реализации международных проектов по контролю за оборотом наркотиков»27.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сунцов А. Е., Трунцевский Ю. В. Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России // Московский журнал международного уголовного права. 1997. № 2.
2. Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001.
REFERENCES
1. Suntsov А. E., Truntsevskij Yu. V. Moskovskij
27 Выступление Президента Российской Федерации на XXX Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с наркотрафиком - XXX International Drug Enforcement Conference (XXX - IDEC). URL : http://www.kremlin. ru/events/president/news/18261
zhurnal mezhdunarodnogo ugolovnogo prava (Moscow Journal of International Criminal Law), 1997, No. 2.
2. Tsepelev V. F. Ugolovno-pravovye, kriminolog-icheskie i organizatsionnye aspekty mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s prestupnost'yu: dis. ... d-ra. yurid. nauk (Criminal law, criminological and organizational aspects of international cooperation in the fight against crime: candidate's thesis), Moscow, 2001.
Рукопись поступила в редакцию 21.10.2019, принята к публикации 15.05.2020.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Евгений Евгеньевич Хохлов, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров федерального государственного казен-
ного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: Ehohlov1000@mail.ru Тел.: 8 (499) 150-10-34
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Evgeny E. Khokhlov, post-graduate student of research and teaching staff training faculty of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8, 125993, Russian Federation) E-mail: Ehohlov1000@mail.ru Tel.: 8 (499) 150-10-34