Научная статья на тему 'К вопросу о роли органов внутренних дел в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (IT-преступлений)'

К вопросу о роли органов внутренних дел в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (IT-преступлений) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / IT-ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / CRIME PREVENTION / IT CRIMES / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / MEDIA / INTERNET / MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович

В статье рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся роли органов внутренних дел в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (IT-преступлений). На основе анализа приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» рассматриваются ключевые обязанности различных подразделений МВД России, в частности, подразделений дознания, уголовного розыска, следственных подразделений, подразделений информации и общественных связей, участковых уполномоченных полиции. Автор проводит соответствующий анализ и делает выводы.The article discusses some issues regarding the role of internal affairs agencies in the prevention of crimes committed using information technology (IT-crimes). Based on the analysis of the order of the Ministry of internal affairs of Russia dated January 17, 2006 № 19 «On the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes», key responsibilities of various units of the Ministry of internal affairs of Russia are examined, in particular: units of inquiry, criminal investigation, investigative units, information and public relations units, district police officers the police. The author conducts an appropriate analysis and draws conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли органов внутренних дел в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (IT-преступлений)»

Уголовный процесс

УДК 343.1 ББК 67.73

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10087

К ВОПРОСУ О РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(IT-ПРЕСТУПЛЕНИЙ)

Заурби Лелович ШХАГАПСОЕВ,

начальник Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: nfkru@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся роли органов внутренних дел в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (1Т-пре-ступлений). На основе анализа приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» рассматриваются ключевые обязанности различных подразделений МВД России, в частности, подразделений дознания, уголовного розыска, следственных подразделений, подразделений информации и общественных связей, участковых уполномоченных полиции. Автор проводит соответствующий анализ и делает выводы.

Ключевые слова: органы внутренних дел, предупреждение преступлений, 1Т-преступления, информационно-телекоммуникационные технологии,средства массовой информации, Интернет, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Annotation. The article discusses some issues regarding the role of internal affairs agencies in the prevention of crimes committed using information technology (IT-crimes). Based on the analysis of the order of the Ministry of internal affairs of Russia dated January 17, 2006 № 19 «On the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes», key responsibilities of various units of the Ministry of internal affairs of Russia are examined, in particular: units of inquiry, criminal investigation, investigative units, information and public relations units, district police officers the police. The author conducts an appropriate analysis and draws conclusions.

Keywords: law enforcement agencies, crime prevention, IT crimes, information and telecommunication technologies, media, Internet, Ministry of the interior of the Russian Federation.

Информационно-телекоммуникационные технологии сегодня развиваются стремительно и уже проникли практически во все сферы жизнедеятельности современного общества, современного человека. В распоряжении пользователей появляются различные сервисы, позволяющие дистанционно, не выходя из дома, получать и заказывать всевозможные услуги: банковские, информационные, бытовые, коммуникационные, связанные с использованием сети Интернет и др.

Однако, как и любая другая область человеческих взаимоотношений, информационно-телекоммуникационная сфера не стала исключением в качестве объекта для всевозможных преступных посягательств с использованием высоких технологий.

В пункте 43 Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 6831, указано, что одной из основных угроз государственной и общественной безопасности

№ 2/2020

являются преступные посягательства на собственность граждан.

В рассматриваемом в настоящей статье контексте особую актуальность приобретает проблема предупреждения таких преступлений, в особенности связанных с хищением денежных средств граждан. Отметим, что основным фактором, затрудняющим профилактику и борьбу с названными преступлениями, является то, что вместе с быстрым развитием и сменой технологий также быстро сменяются и обновляются способы совершения хищений.

Вместе с тем количество преступлений в указанной сфере растет из года в год.

Например, в 2019 г. было совершено 294,4 тыс. преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 68,5% больше, чем в 2018 г. При этом 48,5% из числа преступлений 2019 г. являются тяжкими и особо тяжкими (на 149% больше, чем в 2018 г.).

На 44% выросло количество преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, на 130% — с использованием банковских карт, на 91% — при помощи мобильных телефонов.

В общем объеме правонарушений в 2019 г. доля 1Т-преступлений составила 14,5% , в то время как в 2018 г. этот показатель был равен 8,8%2.

Тем не менее, несмотря на представленные показатели, имеющие на сегодняшний день тенденцию к негативному росту, и иные трудности, можно сказать, что в Российской Федерации в настоящее время сформирована комплексная государственная система профилактики исследуемых правонарушений, которая включает все федеральные органы исполнительной власти, в том числе и Министерство внутренних дел Российской Федерации (согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ)3.

В каталоге федеральных органов исполнительной власти МВД России отведена важнейшая роль: оно выступает в качестве ключевого органа, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия и противодействующего хищениям, совершаемым с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению пре-ступлений»4 (далее — Приказ о предупреждении преступлений) конкретные обязанности по предупреждению преступлений, в том числе

являющихся предметом рассмотрения в настоящей статье, закреплены за различными подразделениями Министерства.

Так, в обязанности участковых уполномоченных полиции (далее — участковые) входит:

■ систематический анализ актуальной оперативной обстановки на обслуживаемых участках;

■ внесение предложений, направленных на повышение эффективности принимаемых среди населения профилактических мер по предупреждению тех или иных видов преступлений (например, информирование граждан о новых способах совершения хищений с использованием информационных технологий, а также о методике и тактике, которые используются преступниками);

■ привлечение граждан обслуживаемого участка, различных охранных предприятий и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере правоохраны, для организации совместной работы по предупреждению 1Т-пре-ступлений;

■ установление конфиденциальных контактов и доверительных отношений с гражданами обслуживаемого участка (для получения сведений, которые могут быть использованы в целях предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий);

■ содействие соответствующим правоохранительным органам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении рассматриваемой категории преступлений.

Обязанностями сотрудников подразделений дознания являются:

■ профилактическая работа с лицами, в отношении которых были совершены преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (такая работа очень часто позволяет жертвам преступлений «отойти» от соответствующего виктимного поведения);

■ своевременная передача сведений, полученных в ходе расследования преступлений, в соответствующие подразделения органов внутренних дел (далее — ОВД) и органов государственной власти.

К обязанностям сотрудников уголовного розыска относятся:

■ выявление причин, обусловливающих совершение 1Т-преступлений, а также их

№ 2/2020

устранение в рамках имеющихся полномочий;

■ выявление лиц и последующее применение необходимых мер к лицам, имеющим отношение или непосредственно занимающимся приготовлением или покушением на совершение преступлений с использованием информационных технологий;

■ взаимодействие с участковыми, в том числе в ходе реализации мероприятий по выявлению и предупреждению 1Т-преступ-лений, совершаемых лицами, которые раньше уже совершали подобные преступления и были судимы за это;

■ участие в совместных комплексных мероприятиях оперативно-профилактической направленности;

■ розыск лиц как совершивших, так и подозреваемых или обвиняемых в совершении 1Т-преступлений, а также лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда;

■ осуществление оперативно-разыскных мероприятий в отношении лиц, представляющих оперативный интерес (например, тех, кто был осужден за совершение 1Т-преступлений, но при этом наказание не связано с лишением такого лица свободы).

Надо отметить, что в Приказе о предупреждении преступлений не нашли своего закрепления некоторые функции подразделений уголовного розыска, которые, тем не менее, на практике повсеместно реализуются, например: анализ преступлений, совершенных с использованием информационных технологий; выявление и обобщение при помощи средств массовой информации способов совершения рассматриваемой категории преступлений и др.

Следует также выделить некоторые обязанности, присущие следственным подразделениям:

■ установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления с использованием информационных технологий;

■ письменное информирование в трехдневный срок заинтересованного подразделения ОВД о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, по месту совершения хищения в указанной сфе-

ре, по месту жительства или месту пребывания указанных лиц для постановки их на профилактический учет;

■ передача в заинтересованное подразделение ОВД данных, полученных в результате расследования уголовных дел и которые в дальнейшем могут быть использованы в целях предупреждения и раскрытия 1Т-преступлений;

■ реализация профилактических мероприятий в отношении лиц, пострадавших от совершения 1Т-преступлений (цель таких мероприятий сводится к изменению вик-тимного поведения последних).

Особое место в предупреждении преступлений, в частности, преступлений, совершаемых при помощи информационно-телекоммуникационных технологий, отводится подразделениям информации и общественных связей МВД России, которые выступают в качестве связующего элемента для всех перечисленных выше подразделений, средств массовой информации и граждан.

К обязанностям подразделений информации и общественных связей относятся:

■ распространение в СМИ и сети Интернет информации, связанной с предупреждением 1Т-преступлений;

■ подготовка и проведение для всех заинтересованных лиц встреч, пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» с участием руководства ОВД по вопросам, касающимся предупреждения 1Т-преступ-лений.

Среди всех подразделений, поименованных в Приказе о предупреждении преступлений, отсутствует, к сожалению, важнейшее подразделение, а именно, Бюро специальных технических мероприятий МВД России — отдел «К», активно противодействующий преступлениям в киберпространстве, в том числе осуществляющий профилактические мероприятия посредством издания пособий и методических рекомендаций для сотрудников ОВД по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В заключение отметим: многие специалисты сходятся во мнении, что в будущем количество 1Т-преступлений будет только увеличиваться, что связано, в первую очередь, со способностью преступников быстро и эффективно приспосабливаться к стремительному развитию и обновлению современных высоких технологий5.

№ 2/2020

Представляется, что ключевым фактором в деле успешного предупреждения рассматриваемой категории преступлений станет всеобщее повышение грамотности в области информационно-телекоммуникационных технологий. В связи с этим полагаем необходимым разработку на государственном уровне специальной программы, предусматривающей систематическое информирование населения о правилах безопасной работы с цифровыми устройствами.

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2 Рос. газ. Федер. вып. № 17 (8071) от 28.01.2020 г. (Дата обращения: 23.04.2020)

3 Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от

23.06.2016 г. № 182-ФЗ / СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

4 Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (ред. от

28.11.2017 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений) / Документ опубликован не был.

5 См., напр.: Новые известия (газета) // ЬМрз://пв'^гу. ru/news/tech/13-01-2020/ekspert-ustarevshie-tehnologii-ostavili-70-it-prestupleniy-v-rossii-neraskrytymi (Дата обращения: 26.04.2020);

Адвокатская газета // https://www.advgazeta.ru/ novosti/kiberprestupleniy-stanovitsya-vse-bolshe-odnako-ikh-raskryvaemost-umenshaetsya/ (Дата обращения: 26.04.2020)

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ / СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3. Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (ред. от 28.11.2017 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений) / Документ опубликован не был.

4. Адвокатская газета / / https://www.advga-zeta.ru / novosti/kiberprestupleniy-stanovitsya-vse-bolshe-odnako-ikh-raskryvaemost-umensha-etsya/ (Дата обращения: 26.04.2020)

5. Новые известия (газета) / / https://newizv. ru/news/tech/13-01-2020/ekspert-ustarevshie-tehnologii-ostavili- 70-it-prestupleniy-v-rossii-neraskrytymi (Дата обращения: 26.04.2020)

6. Рос. газ. Федер. вып. № 17 (8071) от 28.01.2020 г. (Дата обращения: 23.04.2020)

№ 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.