УДК 34 Б0110.24411/2687-0185-2020-10012
ББК 67 © Ю.Р. Орлова, 2020
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ1
Юлия Рудольфовна Орлова,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент Государственный университет по землеустройству (105064, Москва, ул. Казакова, д. 15)
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации органами внутренних дел предупреждения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в образовательных учреждениях. Автор проводит соответствующий анализ и делает ряд выводов.
Ключевые слова: насильственные преступления, образовательные учреждения, причины преступности.
TOPICAL ISSUES OF THE ORGANIZATION BY THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF PREVENTION OF VIOLENT CRIMES COMMITTED BY MINORS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Yulia R. Orlova,
Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the Faculty of Law,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor State University for Land Administration (105064, Moscow, ul. Kazakova, d. 15)
Abstract. This article discusses current issues of the organization by the internal affairs bodies of the prevention of violent crimes committed by minors in educational institutions. The author conducts an appropriate analysis and draws a number of conclusions. Keywords: violent crimes, educational institutions, causes of crime.
Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН
Для цнтнровання: Орлова Ю.Р. Актуальные вопросы организации органами внутренних дел предупреждения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в образовательных учреждениях. Криминологический журнал. 2020;(№):43-46.
В последние годы специалисты все чаще отмечают, что характерной чертой социальной действительности является увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций, в том числе несовершеннолетних [1]. Самое простое изложение лишь основных фактов, иллюстрирующих масштабы распространения девиаций в современной России в несовершеннолетней среде, свидетельствует о появлении качественно новых черт преступности несовершеннолетних. Отмеченные акцентуации в преступном поведении несовершеннолетних в последние годы все чаще обнаруживают свою сопряженность с активизацией нападений несовершеннолетних на образовательные учебные заведения. При этом данные деяния обладают крайне высокой степенью общественной опасности, потому что имеют насильственный характер, сопряжены с применением оружия и причинением вреда жизни и здоровью, как правило, сразу нескольким потерпевшим (чаще всего преподавателям, уче-
никам, реже — иным сотрудникам образовательных учреждений) [2].
Целая серия (18 эпизодов) вооруженных нападений, зарегистрированная в российских образовательных учреждениях (в основном в школах) в 2017— 2018 гг., по мнению экспертов, свидетельствует о том, что правоохранительные органы «проспали криминализацию современных подростков в некоторых регионах «в новой реальности» [3]. Наличие данной тенденции, безусловно, свидетельствует о начавшейся качественно новой социальной дезадаптации и десоциализации несовершеннолетних, что ведет к стремительной криминализации их личности, к формированию новых, антиобщественных
1 Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике научных статей Международной научной конференции «Предупреждение преступлений органами внутренних дел в свете современных угроз национальной безопасности», состоявшейся 28 ноября 2019 г. в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
№ 1 / 2020
Криминологический журнал
43
взглядов, снижению уровня правосознания, приобщению к преступной деятельности, имеющей качественно новые формы. Именно насилие (а зачастую, и вооруженное), в том числе сопряженное с применением огнестрельного или холодного оружия, все чаще становится для подростков способом разрешения своих проблем с одноклассниками или преподавателями. Таким образом, трансформация российского общества и все радикальные преобразования современности привели к «эрозии» общественного сознания, способствующей криминализации всего населения, и особенно ее несовершеннолетней составляющей.
Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Семья и школа перестают воспитывать, юстиция и право — сдерживать, правоохранительные структуры — пресекать и предупреждать, культурные институты — транслировать обществу подлинные (т.е. способствующие достижению целей социальной солидарности и развития) смыслы и ценности. В результате сегодня девиантное поведение несовершеннолетних в России приобретает качественно новые формы. Старается грань между «трудными» и «обычными» подростками. Происходит нормализация многих видов девиантного поведения — употребление ПАВ, половая распущенность, мелкое воровство, социальное иждивенчество, пас-сивно-гедонистаческая жизненная позиция, криминализации сознания становятся атрибутами «нормальной», не попадающей в сферу профилактики, активности несовершеннолетних [5]. По мнению М.О. Кубякина, моральный, нравственный, интеллектуальный потенциал молодого поколения уничтожается в первую очередь деятельностью российских СМИ. Следствием этого стало оскудение духовного мира вступающих в самостоятельную жизнь россиян, криминализация сознания молодых граждан, рост агрессивности в молодежной среде [6].
В течение нескольких лет, согласно статистическим данным МВД России, мы отмечали благоприятную тенденцию снижения преступности среди несовершеннолетних. Во многом эта тенденция была обусловлена снижением удельного веса данной возрастной группы среди населения России, а также декриминализацией некоторых деяний, достаточно распространенных среди несовершеннолетних. Теперь же кривая преступности несовершеннолетних
снова незаметно пошла вверх. Только за 2018 г. несовершеннолетними и при их участии было совершено 43 553 преступления, из них около 22,3% относятся к числу тяжких и особо тяжких. Всего приняло участие в преступлениях 40 860 несовершеннолетних [7].
Одной из причин распространения подростковой агрессии эксперты называют «разрушение» системы подразделений по делам несовершеннолетних. Сегодня такая система практически отсутствует или является неэффективной [8]. Плановое сокращение МВД России привело к исчезновению во многих территориальных подразделениях должности инспектора ПДН или укрупнению административных участков на фоне сокращения инспекторского состава, оптимизация в ОВД привела к тому, что в территориальных отделах полиции существует дефицит квалифицированных специалистов, в особенности в тех службах, где требуются специалисты с опытом работы и профессионалы своего дела, на местах [9]. Хотя именно сотрудники вышеуказанных подразделений всегда играли большую роль в повышении правосознания несовершеннолетних, поскольку именно на них возложена обязанность осуществлять индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями несовершеннолетних. Вышеуказанные процессы во взаимодействии с антиправовой мотивацией нарушения уголовного закона привели к тому, что антисоциальная мотивация агрессии, корысти, легкомыслия и др. криминализировались и способствовали совершению вышеуказанных жестоких преступлений со стороны несовершеннолетних. При этом стержнем криминальной мотивации подобных преступлений является, безусловно, дефектность правового сознания и правовой культуры вышеуказанных подростков. Деформированность правовых знаний, установок, убеждений у несовершеннолетних правонарушителей выражается также и в правовой неграмотности, в неправильном отношении к праву и к исполнению правовых предписаний. По мнению Л.А. Ефименко, анализ особенностей правосознания несовершеннолетних в развитии, во взаимосвязи с иными личными характеристиками, другими формами сознания позволяет сделать вывод о нескольких типах правосознания современных несовершеннолетних, совершивших преступления: нигилистский, безграмотный, зависимый от потребностей, неустойчивый и циничный [10].
Обобщая данные многочисленных исследований, в том числе инспекторского состава ПДН, можно составить собирательный портрет современного подростка, выделив его самые яркие отличительные черты:
1) особый вид прагматизма: современные подростки в большинстве своем — прагматики. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться по жизни. Согласно результатам социологических исследований, так думает каждый второй подросток. Каждый четвертый полагает, что сила—в разуме, и лишь 18% подрастающего поколения верят, что «миром правит любовь»;
2) «клиповость» мышления или коренное изменение стиля мышления. Мало кто из современных подростков воспринимает мир целостным и во всем ищет причинно-следственные связи. Вся жизнь в его глазах — череда ярких картинок, эпизодов;
3) современные подростки легко подмечают внешнее, а внутреннее не замечают, они менее усидчивы, чем их родители в том же возрасте, менее способны надолго концентрировать внимание на чем-то одном. Нейропсихологи отмечают, что для современных подростков стала нормой недоразвитость лобной доли левого полушария. Возможно, это компенсируется развитием другой части мозга, но какой именно — наукой пока не выяснено. Однако коренное изменение стиля мышления — это уже факт, с которым приходится считаться;
4) современные подростки — дети цифровой эпохи. Виртуальная реальность для многих из них стала главной реальностью. Четверо из пяти подростков имеют аккаунты в социальных сетях, причем если их родителей больше интересуют «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Фейсбук», то тинейджеров больше привлекает «Инстаграм». Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети. Лучший способ расслабиться и отвлечься для них — компьютерная игра, лучший способ доказать свое превосходство — она же;
5) увлечение масс-медиа и инфантильность современных подростков; здесь следует заметать, что, отрабатывая в последствие различные версии возможной взаимосвязи нескольких нападений на школы, следователи не исключали, что во всех трех случаях побуждение к действию подростки получили через соцсета. Так, например, в «ВКонтакте» А. был подписан на группы, связанные с насилием и нацизмом. При
совершении другого нападения следователи Пермского края установили, что во «ВКонтакте» подростки, напавшие на школу № 127, были подписаны на группы «Колумбайн», связанные с событиями в американской школе Columbine High School в Колорадо, где в 1999 г. учащиеся убили 13 своих одноклассников, а затем совершили самоубийство. И только уже после третьего нападения в Улан-Удэ и Перми Роскомнадзор заблокировал три группы в «ВКонтакте», которые, по мнению Роскомнадзора, размещали информацию, способную побудить школьников к противоправным, асоциальным поступкам, результатом которых могли стать действия суицидального характера после совершенного нападения. При этом во всех приведенных примерах социальная роль закона такими подростками полностью игнорировалась и нередко противопоставлялась целесообразности правопослушнош поведения [11];
6) толерантность к негативным социальным явлениям: подавляющее большинство подростков спокойно относятся к таким явлениям, как проституция, беспорядочные половые связи, ранние сексуальные отношения, нестандартная ориентация. Каждый пятый подросток в возрасте до 15 лет уже знает о сексе не понаслышке, к окончанию школы таких уже две трети. Главная ценность для подростков — свобода;
7) поглощенность людьми—подростки уверены: ни на кого, кроме себя, рассчитывать в этом мире не приходится. Некоторые все же надеются, что в беде их не оставят друзья и близкие, а вот в поддержку государства не верит почти никто. Удивляться не приходится, если учесть, что по результатам одного из опросов, каждого десятого школьника в минуты душевных сомнений и огорчений поддерживают лишь домашние животные;
8) нынешние подростки живут в социальных сетях: и эта тенденция, с одной стороны, имеет позитивный момент: если раньше социализация в школе не удавалась, ребенок был несчастным (фильм «Чучело»); сейчас же если в школе ребенок никто, в интернет-мире он — «повелитель драконов», и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества. Однако, как мы видим, это явление имеет и другой эффект — способствует совершению насильственных преступлений на территории образовательных учреждений, когда социализация подростка затруднена. Таким образом, все перечисленные факторы влияют на уровень правосознания и правовой культуры современных подростков [12].
№ 1 / 2020
Криминологический журнал
45
Проведенные нами исследования относительно правовой осведомленности несовершеннолетних также свидетельствуют о том, что в основном у подростков преобладают знания отдельных положений Конституции и уголовного закона, хотя и они носят фрагментальный характер. Многие неправильно представляют и толкуют содержание важных уголовно-правовых положений и институтов. Так, например, при опросах подростков выяснилось, что они ошибочно предполагали, что условное осуждение — это не осуждение, а называли его полным освобождением от уголовной ответственности, ошибались в оценке действий соучастников преступлений (например, предполагали, что если несовершеннолетний только проникнул в квартиру, не выносил лично похищенное имущество, но обеспечивал доступ в квартиру соучастников, то это не является преступлением, необоснованно сужали и круг деяний, влекущих уголовное наказание, не знали об ответственности за пособничество, соучастие, приготовление и покушение на преступление) и др. [13].
Безусловно, предупреждение преступлений несовершеннолетних в современных условиях имеет множество направлений. Однако одним из приоритетных направлений является правовое воспитание и правовое обучение, в процессах формирования которых значительную роль могут сыграть сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, на которых возложена обязанность осуществлять индивидуальную профилактическую работу с определенными категориями несовершеннолетних. Именно они, будучи элементом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, могут участвовать в многоступенчатой системе правового обучения детей и молодежи, основанной на специализированной профессиональной подготовке кадров и концепции правового образования несовершеннолетних. Только так, путем повышения уровня правосознания и правовой культуры несовершеннолетних, в ходе правового образования и воспитания, осуществляемого всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, можно достичь основной цели — формирования законопослушной личности. А значит, и достичь основной цели профилактики преступлений — обеспечения безопасности личности в российском обществе.
Литература
1. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник института социологии. 2013. № 7. С. 155—156.
2. Случаи нападений в российских школах в 2017— 2018 гг. Досье // URL://https://tass.ru/info/4885783
3. Подростковая угроза: с чем связана серия нападений в российских школах // URL://https://www.rbc.ru/-society/20/01/2018/ 5a620fl?59a79475dfd56b4b0/
4. Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа / Т.А. Хагуров, A.A. Остапенко, А.П. Резник и др. / Под науч. ред. ТА. Хагурова. М.-Краснодар, 2013. С. 5.
5. Войде Е.Г. Деятельность органов внутренних дел в обеспечении прав человека // Сб. науч. статей «Полиция России: три века на страже правопорядка и законности». М., 2018. С. 274-276.
6. Кубякин Е.О. Криминализация молодежной культуры в условиях современного информационного общества // Общество и право. 2010. № 2 (29).
7. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2018 г.: Сб. ГИАЦ МВД России. М., 2019. С. 48, 50.
8. Кудряшов A.B. Оптимизация личного состава в Министерстве внутренних дел Российской Федерации как фактор, влияющий на рост преступности // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5).
9. Ефименко JI.A. Криминологический анализ взаимосвязи правосознания и преступности несовершеннолетних: Автореф. дисс ... канд. юрид. на)«. Краснодар, 2004, С. 4-5.
10. Подростковая угроза: с чем связана серия нападений в российских школах. Материалы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // URL: http://pre-sident-sovet.ru/presscenter/publications/read/5376
11. Михайлова E.B. Особенности конституционно-правового статуса несовершеннолетнего правонарушителя //Право и жизнь. М.,2010.№ 140(2). С. 10-14.
12. Войде Е.Г. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав человека в Российской Федерации на современном этапе // Сб. «Российская полиция: три века служения Отечеству». СПб., 2018.
13. Шмарион П.В. Криминологические особенности насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в отношении несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 4. С. 92-96.