Научная статья на тему 'Вопросы межведомственного взаимодействия органов предварительного следствия с учреждениями исполнения наказания при расследовании «Телефонных мошенничеств»'

Вопросы межведомственного взаимодействия органов предварительного следствия с учреждениями исполнения наказания при расследовании «Телефонных мошенничеств» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INVESTIGATOR / THE BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OPERATIONAL DIVISIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / CONVICTED PERSON / CRIMES / EXTERNAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минаков А. Е.

В статье идет речь о проблемах организации взаимодействия следователей системы МВД России и оперативных подразделений учреждений исполнения наказания при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационных технологий лицами, отбывающими наказание. Автором изучены различные формы взаимодействия между органами предварительного следствия МВД России и ФСИН России в этой сфере.The article deals with the problems of organizing interaction between investigators of the Ministry of internal Affairs of Russia and operational units of penitentiary institutions in the investigation of crimes committed using information technologies by persons serving sentences. The author has studied various forms of interaction between the preliminary investigation bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia and the Federal penitentiary service of Russia in this area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минаков А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы межведомственного взаимодействия органов предварительного следствия с учреждениями исполнения наказания при расследовании «Телефонных мошенничеств»»

Вопросы межведомственного взаимодействия органов предварительного следствия с учреждениями исполнения наказания при расследовании «телефонных мошенничеств»

А. Е. МИНАКОВ,

слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России (Академия управления МВД России) E-mail: minakov76minakov@yandex.ru

Issues of Interdepartmental Interaction of Preliminary Investigation Bodies with Penitentiary Institutions in the Investigation of «Telephone Fraud»

A. E. MINAKOV,

Listener of the Faculty Training of Chiefs (Heads) of Territorial Bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье идет речь о проблемах организации взаимодействия следователей системы МВД России и оперативных подразделений учреждений исполнения наказания при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационных технологий лицами, отбывающими наказание. Автором изучены различные формы взаимодействия между органами предварительного следствия МВД России и ФСИН России в этой сфере.

Следователь; органы предварительного следствия; оперативные подразделения ФСИН России; осужденные; преступления; внешнее взаимодействие.

УДК 343.72:351.74

The article deals with the problems of organizing interaction between investigators of the Ministry of internal Affairs of Russia and operational units of penitentiary institutions in the investigation of crimes committed using information technologies by persons serving sentences. The author has studied various forms of interaction between the preliminary investigation bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia and the Federal penitentiary service of Russia in this area.

Investigator; the bodies of preliminary investigation operational divisions of the Federal penitentiary service of Russia; convicted person; crimes; external interaction.

Развитие современных систем мобильной связи, интернет-технологий и информационного пространства, а также самих мобильных коммуникационных устройств, включающих в себя многообразные функции по передаче информации, способствует значительному увеличению преступных посягательств, в частности, хищений, совершенных с использованием информационных и коммуникационных технологий.

По данным ГИАЦ МВД России в 2019 г. преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в том числе с использованием мобильных телефонов, зарегистрировано 294,4 тыс., что на 68,5 % больше показателей предыдущего года (в 2018 г. на 92,8 %). В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 8,8 % в 2018 г. до 14,5 % в 2019 г. Половина таких преступлений (53,3 %) со-

вершается с использованием сети «Интернет»: 157,0 тыс. (+45,4 %), более трети (+39,5 %) -средств мобильной связи: 116,2 тыс. (+89,5 %). Раскрывается только каждое 4 преступление данной категории [11, 12]. Данные статистические сведения свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по противодействию указанным преступным проявлениям.

В целях улучшения сложившейся обстановки Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев потребовал от руководителей подразделений МВД принятия всех возможных мер по организации надлежащего взаимодействия при расследовании уголовных дел указанной категории [10].

Исходя из статистических сведений расследованием преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, в большей степени занимаются следователи органов внутренних дел.

В связи со спецификой данных видов преступлений, заключающейся в бесконтактном способе их совершения, в значительной удаленности потерпевшего от преступника, большая их часть остается не раскрытой, лица, совершающие данные преступления, избегают наказания, и в связи с этим, продолжают заниматься преступной деятельностью, совершая новые и новые преступления. Данные преступления характеризуются большой степенью подготовленности и организованности со стороны лиц, занимающихся преступной деятельностью, а также их значительной латентностью.

Как показывает практика, достаточно большое количество таких преступлений совершаются в местах лишения свободы лицами, отбывающими наказание за ранее совершенные преступления.

Расследование преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно исполнительной системы России (далее — УИС России), в значительной мере осложнено особенностями сбора доказательств, обусловленными статусным положением лиц, их совершивших. Следователи сталкиваются с противодействием со стороны осужденных лиц, поскольку у них имеется «криминальный опыт» и знания некоторых особенностей производства оперативно-розыскных мероприятий и проведения отдельных следственных действий.

Согласно выборке в электронной базе данных «Учет преступлений среди осужденных» в местах лишения свободы в 2016 г. совершено 103 преступления с использованием средств мобильной связи, из которых 55 — путем мошенничества [7].

Наибольшая часть указанных преступлений в соответствии со ст. 151 УПК РФ расследуется

подразделениями следствия в системе МВД России, что подтверждается и статистическими данными [1].

В этой связи возникает насущная потребность в качественном взаимодействии органов предварительного следствия в системе МВД России (далее — ОПС) с подразделениями (учреждениями) Федеральной службы исполнения наказаний (далее — УФСИН России) при расследовании мошенничеств, совершенных с использованием средств связи.

По мнению Е. Е. Босак, взаимодействие при расследовании преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в местах изоляции от общества, необходимо рассматривать как управленческую деятельность следователя по находящемуся в его производстве уголовному делу, основанную на нормах уголовного-процессуального права, направленную на упорядочение собственных действий и действий оперативных подразделений УФСИН России, выражающуюся в согласовании и объединении усилий и возможностей в целях успешного достижения общего результата — раскрытия пенитенциарного преступления [6]. С данным утверждением можно согласиться лишь отчасти. По нашему мнению, к субъекту взаимодействия кроме следователя необходимо причислить и руководителя следственного органа, ведь без его управленческих действий маловероятен сам процесс межведомственного взаимодействия.

Под взаимодействием понимается совместная деятельность субъектов, направленная на решение стоящих перед ними общих задач и достижение позитивных результатов [8, 9].

В научной литературе, в том числе и в системе правоохранительных органов, взаимодействие подразделяется на внутреннее и внешнее.

Под внутренним взаимодействием понимается деятельность структурных подразделений и служб системы МВД России. К внутреннему взаимодействию относится работа с сопредельными территориальными отделами МВД России, вышестоящими и нижестоящими подразделениями и т. д.

Под внешним взаимодействием понимают совместную деятельность неподчиненных друг другу субъектов, обладающих различной компетенцией и имеющих общую цель — противодействие преступности. Общей целью правоохранительных органов, прежде всего, следует понимать защиту прав и свобод граждан от преступных посягательств и охрану общественного порядка. Совместная работа органов внутренних дел России, в том числе органов предварительного следствия с другими правоохранительны-

ми органами, к которым относятся и УФСИН России.

Исходя из этого, совместную работу ОПС и УФСИН при расследовании «телефонных мошенничеств» можно отнести к внешнему взаимодействию правоохранительных органов России.

Выделяются две основные формы внешнего взаимодействия:

— взаимодействие происходит в форме совместной деятельности (создание совместных следственно — оперативных групп, совместное проведение следственных действий, выполнение поручений, обсуждение хода и проведения следственных действий и оперативных мероприятий);

— взаимодействие происходит в форме обмена информацией.

Результаты совместной деятельности зависят от ее организации субъектами взаимодействия.

Учитывая, что в расследовании преступлений данного вида принимают участие различные правоохранительные органы, то процесс их взаимодействия носит межведомственный характер. Для решения возникающих в этой связи проблем необходимо принимать совместные усилия различных правоохранительных ведомств.

Учитывая массовый характер данного вида преступлений и социальную незащищенность потерпевших, возникает необходимость в выработке комплексных мер, направленных на результативное расследование и пресечение данных преступлений. Важнейшим условием решения поставленной задачи является эффективное взаимодействие оперативных подразделений УФСИН и органов предварительного следствия.

Как известно, в обязанности следователей входит организация непосредственного взаимодействия при расследовании уголовных дел, находящихся у них в производстве, с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к которым также относятся и оперативные подразделения УФСИН России [5].

Исходя из смысла Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ [2], определен порядок взаимодействия оперативных подразделений Российской Федерации, в том числе оперативных подразделений УФСИН с МВД России, который закрепляет его основы и предусматривает, что оперативные подразделения УФСИН вправе проводить совместно с оперативными сотрудниками МВД оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Одной из задач оперативных подразделений УФСИН в учреждениях исполнения наказания

является выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений.

В связи с отсутствием на федеральном уровне совместных межведомственных нормативно-правовых актов ОПС МВД России и УФСИН России руководители вышеуказанных ведомств на местном и региональном уровне вынуждены самостоятельно организовывать взаимодействие с целью эффективного расследования преступлений.

Эффективность раскрытия и расследования преступлений указанной категории, прежде всего, зависит от успешного взаимодействия следователя и органов, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, в частности в системе УФСИН России.

Разная ведомственная принадлежность и возникающие в связи с этим противоречия не способствуют должному взаимодействию при раскрытии и расследовании мошенничеств, совершенных с применением средств связи лицами, находящимися в исправительных учреждениях, снижает эффективность следственных действий, что приводит к невозможности привлечения виновного лица к уголовной ответственности. Порядок совместной работы в указанном направлении не урегулирован нормативными правовыми актами, и соответственно отсутствует оценка результатов взаимодействия. Анализировать совместную работу указанных подразделений можно лишь по субъективным данным, основанным на общих статистических показателях без имеющейся специфики этих подразделений.

Несмотря на существенные различия органов предварительного следствия МВД России и оперативных подразделений УФСИН России, у данных субъектов взаимодействия имеются общие цели и задачи, поставленные перед ними законодательством Российской Федерации, а именно, установление лиц, совершивших преступления с целью привлечения их к уголовной ответственности. Общим объектом, на которое направлено взаимодействие указанных структур, является противоправная деятельность лиц, их совершивших, а именно осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Кроме указанных лиц, субъектами организации взаимодействия выступают органы и их должностные лица, обладающие правом давать указания управленческо-распорядительного характера и занимающие руководящее положение над другими субъектами управления. В указанной роли выступают руководители органов предварительного следствия и при определенных условиях начальники территориальных подразделений ОВД, в чьем подчинении находятся следователи, производящие предварительное расследование по конкретным

уголовным делам, руководители исправительных учреждений УФСИН России, осуществляющие контроль за оперативными сотрудниками своего подразделения, а также прокурор, осуществляющий процессуальный контроль за расследованием уголовных дел и ведением оперативных дел.

Как видится, в настоящее время одной из характерных форм взаимодействия можно признать координационные совещания правоохранительных органов, в том числе по постановке вопросов расследования уголовных дел о преступлениях рассматриваемого вида.

Важным субъектом организации и координации взаимодействия в этой сфере в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» отводится Генеральному Прокурору РФ, а также подчиненным ему прокурорам, которым дано право на координацию деятельности ОВД и иных правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью [3]. В соответствии с указом Президента РФ № 567 от 1996 г. руководители всех правоохранительных органов являются членами координационного совещания [4].

Исходя из сложившейся практики, необходимо наиболее эффективно применять вышеуказанную форму взаимодействия подразделений ОПС и УФСИН России при расследовании данной категории уголовных дел под общим контролем надзирающих прокуроров, которые в свою очередь имеют право применять свои властные полномочия в отношении данных правоохранительных органов.

С учетом указанного выше необходимо разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы взаимодействия. Для решения этой проблемы субъектами нормотворчества в ближайшее время необходимо выработать модель взаимодействия как альтернативу уже существующей в виде принятия нормативного правового акта, который бы в полной мере отражал вопросы взаимодействия оперативных подразделений УФСИН России и следователей МВД России при раскрытии и расследовании «телефонных мошенничеств», совершаемых лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. : [принят Государственной думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

2. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года : [принят Государственной думой 5 июля 1995 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.

3. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17 января 1992 г. // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.

4. Российская Федерация. Законы. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [утверждено указом Президента Российской Федерации № 567 от 18 апреля 1996 года ] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.

5. Российская Федерация. Законы. Об органах предварительного следствия в системе МВД России : приказ Министерства внутрен-

них дел Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 1 // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.

6. Босак, Е. Е. Модели организации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями ФСИН России // Закон и право. 2014. № 7. — Текст : непосредственный.

7. Гирько, С. И. Отнесение уголовно-исполнительной системы России к категории федеральных органов исполнительной власти, наделенных в уголовно-процессуальном законодательстве России полномочиями органов дознания, и исключение из нее: идеология проблемы // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4. — Текст : непосредственный.

8. Петрова, О. В. Организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти в сфере правоохраны: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / О. В. Петрова — Текст : непосредственный. — М.: Академия управления МВД России, 2009.

9. Петрова, О. В. Сотрудничество органов внутренних дел с региональными органами государственной власти в сфере правоохраны // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. № 1 (18). — Текст : непосредственный.

10. Расширенное заседание коллегии МВД России по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2018 г. и планам работы на 2019 год. — Текст : электронный // Президент России : оициальный сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59913 (дата обращения: 20.05.2019).

11. Сборник о состоянии преступности в России / ГИАЦ МВД России за январь-декабрь 2018 г. — Текст : электронный.

12. Сборник о состоянии преступности в России / ГИАЦ МВД России за январь-декабрь 2019 г. — Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.