Научная статья на тему 'Взаимодействие оперативных подразделений овдс подразделениями ФСБ и других спецслужбпо оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов'

Взаимодействие оперативных подразделений овдс подразделениями ФСБ и других спецслужбпо оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3777
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИМИНАЛЬНЫХ ВЗРЫВОВ / «COOPERATION» / OPERATIONAL DIVISIONS / OPERATIONAL SEARCH PREVENTION OF CRIMINAL EXPLOSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаухин Валерий Евгеньевич

В статье раскрывается понятие термина «взаимодействие» и уточняются суть и задачи взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности России, а также подразделений МВД России со службами безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Министерства транспорта Российской Федерации в сфере оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаухин Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there is the concept of the term the «cooperation» and problems of the cooperation of Internal Affairs operational divisions of the Russian Federation, Federal Security Service divisions of the Russian Federation and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia with security services of objects of the fuel-energy complex and the Ministry of Transport of the Russian Federation in the sphere of the operational search prevention of criminal explosions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие оперативных подразделений овдс подразделениями ФСБ и других спецслужбпо оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов»

Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению...

В.Е. Лаухин

Лаухин Валерий Евгеньевич — старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудинов-ское шоссе, д. 3)

E-mail: v.e.lauhin@mail.ru

Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов

В статье раскрывается понятие термина «взаимодействие» и уточняются суть и задачи взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности России, а также подразделений МВД России со службами безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Министерства транспорта Российской Федерации в сфере оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов.

In this article there is the concept of the term the «cooperation» and problems of the cooperation of Internal Affairs operational divisions of the Russian Federation, Federal Security Service divisions of the Russian Federation and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia with security services of objects of the fuel-energy complex and the Ministry of Transport of the Russian Federation in the sphere of the operational search prevention of criminal explosions.

Термин «взаимодействие» зачастую употребляется в различных значениях. Например, философия относится к взаимодействию как к категории, означающей всеобщую форму связей тел и явлений, которая происходит в их взаимном изменении или влиянии тел друг на друга. Другими словами, в философии взаимодействие понимается как любое воздействие тел и явлений друг на друга.

В юриспруденции под взаимодействием, как правило, понимается сотрудничество по достижению общих поставленных целей, работа нескольких органов в одном направлении.

Социология исследует во взаимодействии преимущественно поведение типичных индивидов в типичных ситуациях. Социологи-теоретики различают микросоциальное непосредственное взаимодействие в ситуации личного соприсутствия участников (интеракция) и макросоциальное безличное взаимодействие, определенное сложными сетями общественных отношений (например, разделение труда), анонимными социальными институтами и структурами.

Физики понимают под взаимодействием воздействие тел, полей или частиц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения1.

Для исследования процесса взаимодействия оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и другими специальными службами по оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов необходимо, на наш взгляд, рассмотреть ряд методологических вопросов, которые позволят сформировать представление о механизме взаимодействия между государственными структурами.

С целью определения сущности самого понятия «взаимодействие» обратимся к нескольким источникам информации. По мнению известного ученого

А.Д. Ковалева: «взаимодействие социальное — совместное действие и взаимовлияние двух и более индивидов (групп, организаций), в ходе чего достигается соотнесенность по смыслу и взаимная коррекция их поведения. Такое взаимодействие охватывает любые процессы изменения, переосмысления, согласования и т. п. первоначальных мотивов (утилитарных, познавательных, эмоционально-экспрессивных и др.), характера и направленности действий его участников в любых сетях социальных отношений (рыночного обмена, дружбы, вражды, классовой борьбы и др.). Эти процессы приводят в конечном итоге к закреплению и упорядочению существующих отношений (сотрудничества, конфликта, партнерства и т. п.) либо к коренному преобразованию этих отношений. Социальное взаимодействие подразумевает существование предсказуемости в действиях людей. Иными словами, социальное поведение (устойчивая последовательность действий) каждого индивида не случайно и не беспорядочно, оно будет так или иначе дополнять поведение других, ориентироваться на имеющие хождение в данной культуре представления (верные или ложные) о том, чего можно ожидать от этих других»2.

Само понятие «взаимодействие» в различных источниках трактуется практически идентично. С.И. Ожегов предусматривает двойственность его содержания: это, во-первых, взаимная связь явлений и, во-вторых, взаимная поддержка3. В.И. Ушаков под взаимодействием понимает взаимную связь, взаимную обусловленность4. В Современ-

ном экономическом словаре категория «взаимодействие» представляется как участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок5.

В.И. Даль определил рассматриваемое понятие как взаимное действие. «Взаимничать — соблюдать обоюдность, равные, взаимные действия и отношения»6. Взаимодействие толкуется как взаимная поддержка; взаимная связь явлений. Взаимодействие — есть объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

По нашему мнению, вопросы организации взаимодействия между силовыми министерствами и ведомствами Российской Федерации по оперативно- разыскному предупреждению криминальных взрывов необходимо рассматривать сквозь призму военной мысли в связи с особой значимостью и социальной опасностью преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств. Так, по мнению П.И. Скубейды7, взаимодействие (войск) — согласованные боевые усилия подразделений (частей) всех родов войск, специальных войск, огневых средств и соседей по задачам, времени и месту (рубежам, объектам) в интересах наиболее успешного выполнения боевых задач.

Постоянное и четкое взаимодействие подразделений является необходимым условием достижения успеха в бою. Взаимодействие в современном бою должно организовываться так, чтобы оно было устойчивым и непрерывным в течение всего боя и обеспечивало, прежде всего согласованность по цели, месту и времени боевых действий войск с ударами ядерного оружия. В этих целях командиры подразделений (частей) должны знать объекты, по которым наносятся ядерные удары и ведет огонь артиллерия, порядок выполнения боевых задач, должны иметь между собой надежную связь, а также знать сигналы взаимодействия и опознавания. Взаимодействие организуется во всех видах боя по задачам на основе принятого командиром решения и указаний старшего начальника.

Данное определение имеет важное значение, поскольку органы внутренних дел вынуждены в вопросах противодействия криминальным взрывам взаимодействовать с подразделениями, которые выполняют не оперативно-служебные, а служебнобоевые или боевые задачи. Речь, конечно же, идет в первую очередь о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе и Министерстве обороны Российской Федерации.

Взаимодействие — согласованное по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действие войск (сил) для достижения цели боя (операции); один из принципов военного искусства. Осуществляется между подразделениями, частями (кораблями), соединениями и объединениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил)

и специальных войск. Порядок взаимодействия войск (сил) определяет командир при принятии решения на бой (операцию) и дает указания о нем одновременно с постановкой боевых задач. В последующем оно уточняется при организации и ведении военных действий8.

Таким образом, взаимодействие — системная совокупность теоретических, правовых, организационных и тактических положений, раскрывающих содержание и особенности взаимного воздействия друг на друга всех заинтересованных субъектов процесса, согласованного по целям, месту, времени и способам осуществления различных (в нашем случае оперативно-разыскных) мероприятий, направленных в конечном счете на достижение положительного результата. В данном случае — на предупреждение криминальных взрывов, а в целом — на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование данного вида преступлений, розыск и задержание преступников.

Если говорить о субъектах, в чью компетенцию входит решение вопросов борьбы с криминальными взрывами, то следует отметить, что эта функция присуща многим государственным органам9. В первую очередь это субъекты оперативно-разыскной деятельности — оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ10. Законодатель наделил также полномочиями на проведение оперативно-разыскных мероприятий оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения безопасности указанного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, перечисленных ранее.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, а значит, все субъекты оперативно-разыскной деятельности должны действовать сообща, чтобы не препятствовать деятельности друг друга.

Наиболее тесное взаимодействие достигнуто по вопросам противодействия криминальным взрывам между Министерством внутренних дел и ФСБ России. Успеху данного взаимодействия бесспорно способствовало совместное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач сотрудниками двух вышеуказанных министерств и службы России при проведении контртеррористических операций в период с 1999 года и до наших дней, а также то, что на Министерство внутренних

Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению...

Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению...

дел Российской Федерации в соответствии с рядом законодательных актов возложено участие в пределах своей компетенции в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а на органы ФСБ — борьба с организованной преступностью.

Взаимодействие ОВД с подразделениями ФСБ по борьбе с терроризмом представляет собой совместную деятельность, направленную на недопущение террористических актов, взрывов, вооруженных столкновений между организованными преступными группами на территории Российской Федерации, выявление и обезвреживание лиц, участвующих в террористической деятельности, неотложное реагирование на подготовку и проведение их акций, обеспечение общественного порядка и безопасности.

Совместными задачами ФСБ и ОВД по борьбе с терроризмом являются:

— постоянное ориентирование (нацеливание) граждан на выявление лиц, замышляющих или потенциально способных совершить террористический акт;

— приобретение (укрепление) оперативных позиций на объектах. Предпочтение при этом отдается установлению негласных отношений с лицами из числа работников и служащих, находящихся по роду своей деятельности в местах возможного совершения терактов (оперативные работники ФСБ и ОВД РФ);

— установление конфиденциального сотрудничества с гражданами, работающими в подобных местах, а также с их связями. Как правило, это положительно сказывается и на повышении общего уровня раскрываемости преступлений;

— анализ и тщательное изучение оперативной и иной информации о незаконном приобретении (изготовлении) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, их продаже и хранении отдельными лицами;

— систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта. Это позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств по их предупреждению, выявлять новые поисковые признаки подозреваемых и т. п.;

— выявление лиц и фактов, имеющих отношение к подготовке терактов, хищения оружия, боеприпасов и совершению тяжких преступлений с их использованием.

Что же касается взаимодействия органов внутренних дел с другими государственными структурами, его можно проиллюстрировать примерами четко налаженной системы взаимовыгодного сотрудничества полиции со службами безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Министерства транспорта Российской Федерации.

На объектах топливно-энергетического комплекса функционируют службы безопасности, которые на 85—90% состоят из бывших сотрудников

правоохранительных органов. При этом они не всегда адекватно реагируют на совершаемые преступления. В Ставропольском крае из 400 км трубопроводов под надежной охраной находится только 50—60. Нефтяной терроризм не является чем-то новым в мировой практике, атаки на нефтедобывающие и перерабатывающие объекты могут быть как символом сопротивления транснациональным энергетическим корпорациям, так и методом воздействия на правительства государств. Международная статистика показывает11, что в 75% случаев объектами нападения являются именно трубопроводы. Опыт войны в Афганистане показал, что для обеспечения безопасного функционирования каждых 15 км отрезков «трубы» и одной наливной станции требовалось в среднем 1-2 отделения мотострелкового взвода солдат12.

На наш взгляд, совершенно справедливо предложение Р.Р. Алабердеева и И.Н. Плугатарева, связанное с более широким привлечением для решения задач по охране объектов топливно-энергетического комплекса сил и средств стран Организации Договора о коллективной безопасности13, тем более что есть прецедент — охрана железнодорожных магистралей государств, подписавших договор. Военизированная охрана может быть периодической — в моменты получения информации о возникновении террористических или диверсионных угроз. Возможно обратиться к опыту Азербайджана, который задействует для охраны объектов топливно-энергетического комплекса несколько подразделений вооруженных сил в количестве 1000—1500 солдат и офицеров, несущих службу круглосуточно. Тем более, что это общемировая тенденция — армейские подразделения используют США, ряд стран Южной Америки14.

Следует отметить, что Россией выработан собственный подход к вопросу об охране объектов топливно-энергетического комплекса — принят специальный закон, устанавливающий основные задачи по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения антитерро-ристической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по определению угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, по разработке и реализации мер по созданию системы физической защиты и др.15

Работу по предупреждению криминальных взрывов Министерство внутренних дел России проводит во взаимодействии с иными структурами, обеспечивающими безопасность граждан в Российской Федерации. Наряду с проведением комплексных оперативно-профилактических операций («Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Трал» и др.) совершенствуется нормативно-правовая база деятельности правоохранительных органов по противодействию криминальным взрывам. Так, совместным приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 года № 52/112/13416 был утвержден перечень потенциальных угроз совершения актов

незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в который, помимо прочих, вошли такие угрозы, как:

— угроза взрыва — возможность разрушения объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);

— угроза размещения или попытки размещения на объектах транспортной инфраструктуры и/ или транспортных средствах взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства, нанести им и/или их грузу повреждения;

— угроза взрыва критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств — возможность разрушения критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

— угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

При этом под критическим элементом объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств понимаются строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Предпринятыми комплексными мерами было достигнуто значительное снижение совершаемых преступлений террористического характера на объектах транспорта Российской Федерации. Вме-

сте с тем, отмечается негативная тенденция развития террористической активности в направлении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Например, достаточно вспомнить события июля 2011 года, ознаменованные попыткой подорвать скоростной поезд «Сапсан», следующий по маршруту Москва—Санкт-Петербург. Только благодаря своевременно поступившей информации от внедренного в террористическую группу агента данный теракт был успешно предотвращен, а все фигуранты задержаны18.

Развитие данной тенденции требует соответствующих активных действий со стороны всех заинтересованных правоохранительных органов и взаимодействующих служб, министерств и ведомств страны. В настоящий момент, думается, своевременным было бы создание в структуре Министерства внутренних дел РФ специализированной службы по транспортной безопасности, аналогичной службе, функционирующей в США после терактов 2001 года.

Примечания

1. См., например: Мякишев Г.Я. Взаимодействие // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. М., 2006. Т. 5: Великий князь — Восходящий узел орбиты. С. 238—239.

2. Ковалев А.Д. Взаимодействие социальное // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. М., 2006. Т. 5: Великий князь — Восходящий узел орбиты. С. 240.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 75.

4. Ушаков В.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1973. С. 75.

5. Современный экономический словарь. М., 2007. С. 62.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1995. Т. 1. С. 190.

7. Словарь военных терминов / сост. П.И. Скубейда. М., 1966. С. 68.

8. Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огаркова. М., 1983. С. 127.

9. См.: Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-разыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М., 2002.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013). URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.05.2013).

11. URL: http://www.agentura.ru.

12. Алабердеев P.P. Вопросы организации борьбы с преступлениями на объектах нефтегазового комплекса // Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в кризисных ситуациях: материалы Четырнадцатой Международной научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 2012 г.). М., 2012. С 16—19.

13. Плугатарев И.Н. Караул у трубопроводов может принять ОДКБ // Независимое военное обозрение. 2008. 5 июля.

Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению...

Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению...

14. Security Risks to the Oil and Gas Industry Terrorist Capabilities. Strategic insights (February 2008).

15. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.05.2013).

16. Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года № 52/112/134

17. 11Р1_: http://lenta.ru/news.

К.М. Маштаков

Маштаков Константин Михайлович — кандидат юридических наук, доцент, начальник адъюнктуры (докторантуры), Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

E-mail: km mashtakov@mail.ru

Антимонопольное регулирование — сфера взаимодействия публичного и частного права

В статье представлена характеристика взаимодействующих элементов публичного и частного права, обеспечивающих регламентацию отношений по защите конкуренции.

The article presents the characteristics of the interacting elements of public law and private law, providing the regulation of the relationships concerning the protection of competition.

Как известно, антимонопольное регулирование направлено на поддержку и развитие конкуренции, а целью при этом является, прежде всего, установление и реализация правил ведения экономической деятельности, обеспечение добросовестной конкуренции и эффективности рыночных отношений. Качественная юридическая основа антимонопольного регулирования необходима для привлечения частных национальных и иностранных хозяйствующих субъектов на рынок товаров (услуг). Для любого предпринимателя важна стабильность общественных отношений, причем желательно в долгосрочной перспективе.

Фундамент антимонопольного регулирования — правовая база, включающая в себя совокупность норм, направленных на формирование конкурентных отношений и на предупреждение и ограничение правонарушений, связанных с ограничением конкуренции и монополистической деятельности. Ключевым законодательным актом, который содержит подробный, но не исчерпывающий перечень методов антимонопольного регулирования, является Закон «О защите конкуренции»1, в котором содержатся преимущественно запреты злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию; актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий-

ской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

Эффективная система антимонопольного регулирования способствует решению и более глобальных вопросов и проблем экономического роста и социальной стабильности. Активизация предпринимательства дает непосредственные результаты и через занятость населения, и за счет пополнения бюджета от роста налоговых поступлений, а также за счет обеспечения стабильным и облагаемым доходом как непосредственно частных хозяйствующих субъектов, так и их наемных работников.

Формируя действенный и эффективный на практике механизм антимонопольного регулирования, государство создает для предпринимателя комфортные условия для активной хозяйственной деятельности. Стимулируя таким образом «частника», государство решало и решает тем самым публичные задачи развития экономики или, говоря современным языком, инновационного развития или даже прорыва данного общества и государства. Рассматриваемая сфера является интересным примером взаимовыгодного сочетания реализации и защиты частного и публичного интереса.

Система нормативных правовых актов, обеспечивающих антимонопольное регулирование, включает в себя:

— Конституцию РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.