Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА'

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г.Г., Фомина Л.В.

В статье исследуется роль личности в системе государственного устройства современной России. Авторы при анализе системы эффективности государственного устройства уделяют личности ключевую роль в своем исследовании. В результате анализа, авторы приходит к выводам, что правовые государство только действенно в контексте уважения, соблюдения прав и свобод личности, глее «личность» выступает центральным звеном исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE ROLE OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF GOVERNMENT

The article examines the role of personality in the system of the state structure of modern Russia. The authors, when analyzing the system of efficiency of the state structure, pay a key role to the individual in their research. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the legal state is only effective in the context of respect, observance of the rights and freedoms of the individual, and the "personality" is the central link of the study.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_53 УДК 247.2

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ON THE QUESTION OF THE ROLE OF PERSONALITY IN THE SYSTEM OF GOVERNMENT ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Management of the APPC of the Krasnoyarsk State University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется роль личности в системе государственного устройства современной России. Авторы при анализе системы эффективности государственного устройства уделяют личности ключевую роль в своем исследовании. В результате анализа, авторы приходит к выводам, что правовые государство только действенно в контексте уважения, соблюдения прав и свобод личности, глее «личность» выступает центральным звеном исследования.

Abstract: The article examines the role of personality in the system of the state structure of modern Russia. The authors, when analyzing the system of efficiency of the state structure, pay a key role to the individual in their research. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the legal state is only effective in the context of respect, observance of the rights and freedoms of the individual, and the "personality" is the central link of the study.

Ключевые слова: личность, правовое государство, государство, социальные институты, эффективность, гражданское общество.

Keywords: personality, legal state, state, social institutions, efficiency, civil society.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Фомина Л.В. К вопросу о роли личности в системе государственного устройства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_53.

For citation: Fastovich G. G., Fomina L. V. On the question of the role of personality in the system of government // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_53.

Статья поступила в редакцию: 17.03.2023

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено». [1] Фундаментальной и первоначальной ступенью гражданского общества является человек (индивид), а уже вторичной (производной) - образуемые им социальные институты. «Человек, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, является высшей ценностью и ничто не может служить основанием для умаления его достоинства как субъекта гражданского общества, чьи права и свободы во всей их полноте находятся под защитой Конституции Российской Федерации, а следовательно, исключается отношение к нему лишь как к объекту внешнего воздействия». [2] Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её объективных и реальных возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью.

В этой связи заслуживает внимания позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина, который «отказывается трактовать силу государства как неприкосновенную ценность и призывает к формированию такого государства, сила которого определяется лишь мерой необходимости и не противоречит демократическим свободам». В.В. Путин подчёркивает что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека, этот тезис подчеркивается и в работах видных научных деятелей. [3] Действительно, только сильное демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными государственными задачами, только демократическое государство, ориентирующееся на права и свободы человека, может быть сильным эффективным в своей деятельности. Стоит подчеркнуть, что такое государство не приемлет и не допускает умаление самостоятельности личности и индивидуальных свобод, а способствует, поддерживает, стимулирует формирование в государстве, в обществе таких качеств, как личная инициатива, предприимчивость, готовность идти на риск, личная ответственность за самостоятельно принятые решения и успех или неуспех в их реализации. [4] Думается, что рыночные отношения, демократические преобразования в России медленно укореняются, в частности, потому, что наталкиваются на сопротивление массового сознания. Опыт нашей страны ещё раз подтверждает ту истину, что для подлинно эффективной демократической трансформации обществу недостаточно завоевание командных высот в государстве и заимствования передовых институтов «импульсы сверху должны ещё подкрепляться соответствующими импульсами снизу. Но, как верно отметил В.А. Затонский «для этого нужен подъём масс, материальный и моральный, не говоря уже о правовом и политическом, тех самых масс, которые «нынче так же, как и древле», ощущают себя забитыми, задавленными, обескураженными - произволом властей предержащих, нищетой, лишениями, отсутствием перспективы». [5] В связи с этим, возникает фундаментальный вопрос о том, какие факторы лежат в основе взаимодействия между государственным механизмом, представляющий интересы государства и гражданским обществом, лично-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

стью, что обеспечивает координацию их функционирования. Стоит отметить, следующие точки зрения ученых: одни специалисты считают таким фактором гражданское общество, другие акцентируют внимание на правах человека, общечеловеческих ценностях. Ряд учёных, на первый план во взаимодействии государства и личности выдвигают обязанность, дисциплину, ответственность.

На наш взгляд, все отмеченные научные направления имеют право на существование и дальнейшее развитие. Каждое мнение отражает ту или иную сторону взаимоотношений рассматриваемых субъектов. Необходимо выяснить, какой из названных факторов является главным, определяющим, таким, без которого невозможно существование и функционирование связки «эффективная деятельность государственного механизма -наличие гражданского общества». Для лучшего уяснения данного вопроса исследуем институт гражданского общества. Ряд теоретиков определяют гражданское общество - как совокупность различных социальных отношений. В данном направлении заключаются следующие интерпретации исследуемого института, приведем несколько примеров определения данного института, которые нашли свое воплощение в теоретических трудах[6].

- Гражданское общество - это система социального взаимодействия людей в исторически сложившихся общественных формах (или формах общения), которые опосредованы экономическим взаимодействиям» (Г.В. Осипов). Таким образом, гражданское общество понимается как система общения между людьми, их группами, объединениями, что обусловлено экономической моделью (ростом, развитием) в конкретной исторической ситуации.

- Гражданское общество - это «...общественная организация развивающаяся непосредственно из производства и общения, как «царство» или «совокупность» экономических, производственных отношений, соответствующих произвольным силам и образующих базис государства и всей остальной надстройки» (В.В.Зотов). С этих позиций гражданское общество рассматривается как ветвь, система общественных организаций, производная от государства, как хозяйствующего субъекта.

- Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованными государством» (И.И. Кравченко). Здесь гражданское общество рассматривается как самостоятельная, автономная система, независимая от государства и обладающая собственными экономическими ресурсами.

- Гражданское общество также представляется как общество с множеством разделительных граней; совокупность разнообразных (этнических, религиозных, профессиональных и локальных) групп, ассоциаций, образующих ряд защитных структур между индивидом и государством (И. Шапиро). Данная позиция подчеркивает сущность, природу гражданского общества в его противопоставлении государству. Гражданское общество рассматривается как совокупность взаимосвязанных между собой культурно-духовных, религиозных, профессиональных структур, а также принципов, условий, правил их совместного взаимодействия.

- Гражданское общество - это также система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности - индивидуальные и коллективные (К.С. Гаджиев). В этом плане гражданское общество это самодостаточная и независимая от государства система взаимосвязанных между собой общественных институтов.

- Гражданское общество - можно рассматривать как целостный социальный организм, состоящий из совокупности социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), расположенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих понимающих свою принадлежность к единой общности, признающих регулирующую роль сложившихся социальных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей (В.А. Затонский) [7]. В целом можно присоединиться к данной позиции и констатировать, что гражданское общество это самостоятельный элемент политической системы общества, занимающий в ней одно из первостепенных мест и осуществляющий сотрудничество с государственными структурами.

В итоге необходимо трактовать гражданское общество - как совокупность независимых структур и объединений, которые возникают между гражданами и институтами государства. На наш взгляд, более удачная трактовка гражданского общества была разработана С.А. Авакья-ном, который, рассматривает гражданское общество как элемент конституционного строя и дает ему следующее определение: «Гражданское общество - это общество сознательных граждан и активных участников общественных процессов, в котором существует внутреннее единство во имя стратегических социальных и политических целей, когда нет условий непримиримой конфликтности различных общественных слоев, групп, сил. Гражданское общество предполагает наличие общественных дел и самостоятельных общественных механизмов управления ими, а общество не противопоставляется государству, а исходит из потребности в конструктивном взаимодействии с ним, проявляет максимальное внимание к человеку, его личным заботам и проблемам, воспитывает граждан в духе сочетания индивидуальных и общественных интересов». [8]

Исходя из вышеизложенных концепций авторов, необходимо рассмотреть следующее определение: гражданское общество - это совокупность негосударственных структур, общественных объединений, граждан, участвующих в политической и общественной жизни общества, наделенных правовыми средствами с целью осуществления своих прав, свобод, законных интересов и активного взаимодействия с государственным механизмом в процессе реализации им публичных задач и функций.

Потребности гражданского общества происходят от развития естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека и гражданина. Преломляясь в структурах и функционировании государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и гарантируют приоритет личности над государством, что характеризуется сутью демократического государства в целом. Взаимосвязь отношений государства и гражданского общества носит стратегический характер, так как не волей и силой государства обусловливается и определяется общество, а стремлениями и качеством гражданского общества детализируется сущность государства. Гражданскому обществу присуща только демократическая форма бытия. Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито и ка-

чественнее гражданское общество, тем демократичнее государство. При этом - чем менее развито гражданское общество, тем более высокая вероятность запуска авторитарных и тоталитарных режимов.

Согласно В.А. Бачинина гражданское общество характеризуют следующие признаки:

- наличие механизмов саморегулирования и ограничение государственной власти, вырабатываемых при развитии таких отношений между добровольными ассоциациями и организациями граждан которые не нуждаются в детальной государственной регламентации; уже само наличие гражданского общества ограничивает государственную власть, но непосредственно такое ограничение осуществляется правовыми институтами гражданского общества;

- наличие частного (гражданского) права, регулирующим отношения между формально равными субъектами, где позитивная социальная активность регламентируется преимущественно договором и наиболее явственно действует аксиома господства права.

Не менее важным вопросом является исследование принципов гражданского общества. В этом аспекте заслуживает внимание позиция Е.В. Киричека, который выделяет следующие принципы: [9]

- принцип законности, т. е. строго соблюдения предписаний правовых норм и недопустимости отступления от них;

- принцип добровольности, заключается в инициативности, свободном (без принуждения) волеизъявлении граждан, определении степени включенности в общественную жизнь;

- принцип самостоятельности принятия решений, проявляется в адекватной самооценке, критичности, экономической независимости (основанной на материальной обеспеченности всех без исключения членов общества, праве каждого иметь собственность, достойном вознаграждении за честный труд) и чувстве личной ответственности за свою деятельность;

- принцип гласности, гарантирующий возможность доступа к достоверной и полной информации, ее последующее распространение (за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации), дача оценки, выражение своего мнения по существу дела (ситуации);

- принцип сотрудничества, т.е. достижение наиболее благоприятного состояния правового, организационного, материального, финансового характера в системе взаимоотношений «государство - гражданское общество» на основе слаженно функционирующего механизма консенсуса;

- принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантирующий их надежную охрану и защиту, посредством всего комплекса существующих организационно-правовых средств [10].

В общем, самом широком смысле фактором, связующим личность и государство, является право и выстраиваемая на его основе политико-правовая активность граждан. Так, сложные связи, возникающие между государством и личностью, имеют юридическую форму фиксации государства. Такой формой выступают права, свободы и обязанности, образующие правовой статус, который юридически закрепляет положение граждан в обществе. Права и обязанности - это основной исходный элемент права. Сильное государство - это государство, способное создать рациональную, внутренне согласованную систему правовых норм (право), которые стимулировали бы инициативу, активность и самоуправление граждан, повысили их роль в управлении государством, устанавливали общественный контроль над деятельностью органов государственной власти. В демократическом конституционном государстве общество в процессе своего функционирования проявляет себя как бы в двух взаимосвязанных ипостасях: с одной стороны, оно функционирует как система, управляемая государством посредством и в рамках права; с другой - как саморегулирующаяся, автономная система, гражданское общество. Конституционное государство является управляющей системой, признающей свою зависимость от гражданского общества и направляющей работу своего механизма на удовлетворения потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Библиогра фия:

1. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

2. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. 2015. 4 декабря.

4. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

5. Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №3-2. С. 52-55.

6. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

7. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: дисс...докт. юрид.наук. Саратов,2008. С.214

8. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации //Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А. А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С.46-48

9. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции и институтов в Российской Федерации //Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 29.

10. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. Vlasov V.A. Placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs: some aspects of legal regulation // Municipal service: legal issues. 2009. No. 3. pp. 2-4.

2. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

3. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of December 3, 2015 // Rossiyskaya G azeta. 2015. December 4.

4. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of providing land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No.10 178) p.4-5

5. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastcvich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No.3-2. pp.52-55

6. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personne policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism //Eurasian Legal Journal. 2020 No.10(149). pp.81-82

7. Zatonsky V.A. Effective statehood in the personal and legal dimension: general theoretical research: diss. doct. jurid. sciences'. Saratov, 2008. p. 214.

8. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

9. Kirichek E.V. Interaction of police and institutions in the Russian Federation //Administrative law and process. 2015. No. 7. p. 29.

10. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.