Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ГРАЖДАНСКАЯ АССАМБЛЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г.Г., Литвинова В.С.

В статье исследуется институт «общественной палаты» в системе права. Автор исследует вопросы соотношение функционирования общественной палаты и «гражданского общества» в современной России. В результате анализа, автор приходит к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе деятельности общественной палаты Российской Федерации являются составляющим элементом функционирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INSTITUTE OF THE PUBLIC CHAMBER IN THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

The article examines the institution of the "public chamber" in the legal system. The author explores the issues of the relationship between the functioning of the public chamber and "civil society" in modern Russia. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the legal foundations and conflicts arising in the course of the activities of the Public Chamber of the Russian Federation are a constituent element of the functioning of civil society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_85 УДК 247.2

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ THE ROLE OF THE INSTITUTE OF THE PUBLIC CHAMBER IN THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Management of the APPC of the Krasnoyarsk State University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется институт «общественной палаты» в системе права. Автор исследует вопросы соотношение функционирования общественной палаты и «гражданского общества» в современной России. В результате анализа, автор приходит к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе деятельности общественной палаты Российской Федерации являются составляющим элементом функционирования гражданского общества.

Abstract: The article examines the institution of the "public chamber" in the legal system. The author explores the issues of the relationship between the functioning of the public chamber and "civil society" in modern Russia. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the legal foundations and conflicts arising in the course of the activities of the Public Chamber of the Russian Federation are a constituent element of the functioning of civil society.

Ключевые слова: гражданское общество, эффективность государственного механизма, местное самоуправление, общественная палата, Гражданская ассамблея, государственное устройство.

Keywords: civil society, efficiency of the state mechanism, local self-government, public chamber, Civil Assembly, state structure.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Литвинова В.С. Роль института общественной палаты в формировании гражданского общества современной России //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 85-89. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_85.

For citation: Fastovich G.G., Litvinova \/.S. The role of the Institute of the Public Chamber in the formation of civil society in modern Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 85-89. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_85.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2023

Сильное, эффективное государство - это государство, способное создать цивилизованную, внутренне согласованную систему правовых норм (систему права), которые обеспечивают инициативу, социально-правовую активность и самоуправление граждан, повышают их роль в управлении делами государства, устанавливают качественный общественный контроль над деятельностью органов государственной власти [1]. Для взаимодействия с государством, личность должна иметь возможность свободно вступать в правовые отношения и организационно-управленческие процессы. Только в этих отношениях личность реализуется как действительный носитель прав и обязанностей, предусмотренных в системе права. Ярким примером, в аспекте взаимодействия и зависимости государственного механизма от состояния развития гражданского общества [2], выступает институт местного самоуправления, деятельность политических партий, работа Общественной палата Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации «Общественная палата обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации» [3]. Посредством привлечения граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществления поддержки гражданских инициатив, которые имеют общероссийское значение, проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления Общественная палата Российской Федерации является тем институтом, связующим звеном между инициативными гражданами и органами государственной власти [4].

В состав Общественной палаты входят Совет, комиссии, межкомиссионные рабочие группы, научно-консультативный совет, которые осуществляют деятельность по наиболее важным стратегическим и социальным вопросам жизнедеятельности государства. Так, за 2021 год 18 комиссиями Общественной палаты Российской Федерации была проведена экспертиза 219 законопроектов и иных нормативных правовых актов (лидирующие позиции занимают комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК - 56 законопроектов, комиссия по развитию реального сектора экономики - 33 законопроекты, комиссия по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ - 21 законопроект). [5]

Важную роль в формировании гражданского общества занимает и деятельность региональных общественных палат (в развитии диалоговых форм взаимодействия власти и общества Красноярского края ключевую роль играет Гражданская ассамблея Красноярского края, благодаря активной работе входящих в ее состав палат и Совета в Красноярском крае сложилась результативная практика участия граждан в решении вопросов различных сфер жизни региона, способствующая гражданско - правовой активизации красноярцев [6]. За период с 2009 по 2020 гг. Гражданской ассамблей Красноярского края проведена общественная экспертиза 47 законопроектов и иных нормативно-правовых актов). Общественные палаты (советы) муниципальных образований [7], общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля являются важными субъектами взаимодействия между органами публичной власти и институтов гражданского общества [8].

В современной России, как верно отмечает В. Руденко, общественные палаты (советы) следует считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемыми и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Так, посредством выполнения консультативно-совещательных функций и осуществлении общественного контроля Общественные палаты (советы) являются важным элементом механизма гражданского участия в деятельности органов власти, в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации [9].

Самостоятельной категории институтов, напрямую (по своей правовой специфике) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих в его границах, следует назвать государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества (институты Уполномоченного по правам человека в России и уполномоченных по правам человека в субъектах России, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей) [10].

Важную роль в эффективном функционировании гражданского общества современной России занимает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте Российской Федерации, созданные в целях защиты прав и основных свобод человека и гражданина, а также совершенствованию института гражданского общества (Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т. д.) [11].

Необходимо также отметить деятельность активистов Общероссийского народного фронта, которые доводят до органов государственной власти «злободневные» проблемы, как политического, так и социального характера. О возрастающей роли активистов движения Общероссийского народного фронта в борьбе с коррупцией в органах государственный власти было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации [12].

В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере участия граждан в деятельности государства, права инициативных граждан были расширены (в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»), который определил понятие, цели, задачи, принципы, статус субъектов, формы и порядок осуществления общественного контроля в России. Для повышения уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также для реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина были созданы общественные наблюдательные комиссии, которые осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, общественные инспекции и группы общественного контроля, осуществляющие общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина [13], учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений. Наличие всевозможных вариаций вовлечения граждан в деятельность государственный органов (общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы) позволяет положительно оценивать данный институт.

В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности органов местного самоуправления. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов местного самоуправления современной России со стороны юристов, политологов и философов. При этом в качестве стержневой идеи мн о-гих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования муниципалитетов, заметное снижение эффективности органов местного самоуправления в масштабах современной России, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений. Значение и роль местного самоуправления для современной России достаточно заметное.

Сегодня представляется очевидным тот факт, что для формирования гражданского общества в России необходимо обеспечить согла-

сование демократических предложений, исходящих от государства. Отказ от патерналистских установок, переориентация сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению публичных и общезначимых проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма.

Научный поиск в этом направлении позволяет ответить на принципиально важные вопросы. Каковы пути рационального преобразования системы взаимодействия органов местного самоуправления и государственно-правовых институтов, обеспечивающих результативность функционирования последних? Как выстроить алгоритм деятельности органов местного самоуправления, их взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества, способный внести решающий вклад в формирование нового типа государственного механизма? Местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, так как это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов, но это форма осуществления власти народа, публичной власти. Таким образом, муниципальная власть и власть государственная - это две взаимосвязанные в демократическом государстве формы публичной власти.

На наш взгляд, качественное функционирование органов местного самоуправления в Российской Федерации это не только непосредственное развитие системы демократии в целом, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но и структурный элемент концепции национальной безопасности страны. [12] Как было отмечено в указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - «...совершенствование национальной системы защиты прав человека невозможно осуществить без развития законодательства и эффективно действующего государственного механизма, органов местного самоуправления».

Тема эффективной деятельности государственного механизма красной нитью пронизывает функционирование институтов гражданского общества, который является одним из основополагающих принципов правового государства, важным средством выстраивания взаимного диалога между гражданами и государством, что в свою очередь является условием для развития демократической системы сильного эффективного государства.

На наш взгляд, в XXI в. назрела потребность в формировании культуры сотрудничества на основе принципов партнерства между органами государственной власти и институтами гражданского общества, так как сформированные в прошлом столетии дефиниции построении и функционировании органов государства, которые в своей политике не ориентируются на интересы граждан, не соответствуют представлениям и социальным ожиданиям современных россиян. Следствием и качественными показателями «устаревшей теории» является и низкая правовая культура граждан, отсутствие единой национальной идеи, которая смогла бы объединить интересы общества и образовать основу, вектор развития государственной политики России. Именно вера в сильное, эффективное государство, которое действует строго функционально, способна коренным образом изменить мнения соотечественников о «российском государстве - как слабом государстве» [13]. Правовая жизнь является качественным показателем действенности права, правовых институтов и государственности, выступает оценочным критерием работоспособности правовой системы, а через неё - всей системы деятельности механизма государства и органов местного самоуправления.

Гражданское общество XXI века ожидает от государства и его органов инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти. Ряд приоритетно важных начинаний уже предприняты государством (качественное улучшение законодательной базы, способствовало формированию новых субъектов и форм участия граждан в деятельности органов государственной власти современной России [14]: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля [15]; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями; проведение общественного мониторинга, общественных проверок, общественных экспертиз и т.д.) [16], но судить об успешности данных проектов, безусловно, еще рано. Требуется их апробация, как в юридическом, так и практическом плане.

Также следует подчеркнуть, что любые новеллы, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной деятельности должны опираться на такие принципы, как законность, обоснованность и справедливость. И только в этом случае мы сможем говорить об эффективной деятельности государственного механизма в Российской Федерации и формировании действенного гражданского общества.

Библиогра фия:

1.Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. 2015. 4 декабря.

2.Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999. С. 25.

3.Афанасьев В.С. Системность и общество. М. 1980. С. 342.

4.По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 № 11 -П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 21. Ст. 2697.

5.Выступление В.В. Путина. 15 апреля 2011 года // Российская газета. 2011. 20 апреля.

6.Афанасьев В.С. Социальные условия реформирования правового государства // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С. 28;

7.Гончаров И.В. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов // Право и государство: теория и практика. 2008. № 2. С. 21;

8.Кононов А.М. Проблемы законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты ее решения // Пробелы в российском законодательстве.2010.№4.С.9.

9.Киричек Е.В. Взаимодействие полиции и институтов в Российской Федерации //Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 29.

10.Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: дисс. докт. юрид. наук. Саратов,

2008. С. 214.

11.Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 22.

12. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

13. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

14. Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

15. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

16. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of December 3, 2015 // Rossiyskaya Gazeta. 2015. December 4.

2. Velichko A.M. State ideals of Russia and the West. Parallels of legal cultures. St. Petersburg., 1999. p. 25.

3.Afanasyev V.S. System and society. M. 1980. p. 342.

4. In the case of checking the constitutionality of the provision of the second paragraph of the first part of Article 446 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens F.H. Gumerova and Yu.A. Shikunov: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated May 14, 2012 No. 11-P // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 21. St. 2697.

5. V.V. Putin's speech. April 15, 2011 // Rossiyskaya Gazeta. 2011. April 20.

6. Afanasyev V.S. Social conditions of reforming the rule of law // Civil society and the rule of law. 2013. Vol. 1. p. 28;

7. Goncharov I.V. Issues of protection of human and civil rights and freedoms in conditions of special legal regimes // Law and state: theory and practice. 2008. No. 2. p.

21;

8. Kononov A.M. Problems of legislative legitimization of citizens' participation in the protection of public order and options for its solution // Gaps in Russian legisla-tion.2010.No.4.P.9.

9.Kirichek E.V. Interaction of police and institutions in the Russian Federation //Administrative law and process. 2015. No. 7. P. 29.

10. Zatonsky V.A. Effective statehood in the personal and legal dimension: general theoretical research: diss. doct. jurid. sciences'. Saratov, 2008. p. 214.

11.Grudtsyna L.Yu. State-legal mechanism of formation and support of civil society institutions in the Russian Federation: abstract. dis. ... doct. jurid. sciences. M.,

2009. p. 22.

12. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

13. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of providing land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10

(178) pp. 4-5.

14. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

15. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

16. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.