Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г.Г., Вяткина Г.Я.

В статье рассматриваются вопросы состояния местного самоуправления в современной России. Авторами обращается внимание на уровень развития гражданского общества и его эффективность в построении новой модели местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY: ISSUES OF INTERACTION

The article discusses the issues of the state of local self-government in modern Russia. The authors draw attention to the level of development of civil society and its effectiveness in building a new model of local self-government.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_16 УДК 247.2

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ LOCAL SELF-GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY: INTERACTION ISSUES

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ВЯТКИНА Галина Ярославна,

к.б.н., доцент, Институт экономики и управления АПК, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

VYATKINA Galina Yaroslavna,

PhD, Associate Professor, Institute of Economics and Management of the APPK, Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы состояния местного самоуправления в современной России. Авторами обращается внимание на уровень развития гражданского общества и его эффективность в построении новой модели местного самоуправления.

Abstract: the article discusses the issues of the state of local self-government in modern Russia. The authors draw attention to the level of development of civil society and its effectiveness in building a new model of local self-government.

Ключевые слова: местное самоуправление, гражданское общество, эффективность, инновационная модель развития общества, муниципал итеты.

Keywords: local self-government, civil society, efficiency, innovative model of society development, municipalities.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Вяткина Г.Я. Местное самоуправление и гражданское общество: вопросы взаимодействия // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_16.

For citation: Fastovich G. G., Vyatkina G. Ya. Local self-government and civil society: issues of interaction // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_16.

Статья поступила в редакцию: 11.02.2023

Развитие, совершенствование правовой демократии, правового государства, эффективной деятельности государственного механизма - это один из путей формирования гражданского общества, которое характеризуется, прежде всего, именно свободой договорных отношений во всех сферах общественных жизни.

Проблема взаимодействия государства и личности - это проблема общества, его устройства и конструкции, и чтобы преодолеть эту проблему, необходимо рассматривать гражданское общество не как «негосударственную общественную реальность, противостоящую государству, которое способно защищать свои интересы вне и помимо государства», а как единый организм, который во взаимодействии с государственными органами выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского государства.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, «что в области местного самоуправления существует немало проблем. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также - неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления» [1]

Вместе с тем, следует признать, что в части регламентирования вопросов конституционной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не были решены многие актуальные проблемы. На наш взгляд, разграничение полномочий между уровнями публичной власти влечет за собой необходимость установления мер ответственности за их эффективную реализацию. Только лишь продуманная и юридически безупречная система мер конституционной ответственности властных структур является залогом укрепления российской государственности и выступает критерием эффективности государственного механизма в целом.

Местное самоуправление на данный момент еще не в полной мере отвечает своему предназначению в качестве интегрирующего фак-

тора, который способен задействовать и активизировать глубинные механизмы саморегулирования общества. На муниципальном уровне остаются нерешенными многие проблемы, наличие которых обусловлено общим состоянием государственно-правовой действительности.

Следует констатировать, что потенциал муниципализма в России не реализован в полной мере. Одну из ключевых ролей в процессе изменения сложившейся ситуации должны сыграть публично-властные субъекты уровня местного самоуправления, как носители власти, делегированной местным сообществом. Поэтому так значим контроль за надлежащим осуществлением ими своих полномочий, и так велика деструктивная роль правонарушений, в том числе конституционных деликтов, в процессе их деятельности. В силу более тесной связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением должна существовать уникальная, с точки зрения сочетания внутреннего (местного) и внешнего (государственного) воздействия, модель ответственности муниципальных властных субъектов [2].

Любые преобразования в сфере государственного строительства, реформирование системы местного самоуправления влекут за собой необходимость действенного, эффективного механизма защиты демократических ценностей, обеспечения конституционной законности.

Гражданское общество XXI века ожидает от государства, органов местного самоуправления инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти. Ряд приоритетно важных начинаний уже предприняты государством в модернизации органов местного самоуправления, но судить об успешности данных проектов, безусловно, еще рано. Требуется их апробация, как в юридическом, так и практическом плане.

Также следует подчеркнуть, что любые новеллы, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной деятельности должны опираться на такие принципы, как законность, обоснованность и справедливость. И только в этом случае мы сможем говорить об эффективной деятельности органов местного самоуправления и механизма государства в Российской Федерации и формировании действенного гражданского общества.

Таким образом, «в ходе правовых отношений, во-первых, активизируется личность, упорядочивается, приобретает эффективный характер для самой личности и общества в целом образ её жизни и её деятельность; во-вторых, активизируется, усиливается деятельность государства, которая создаёт эффективные рычаги воздействия на личность и общество и, в то же время ограничивает себя, свою деятельность, устанавливая нормативные ограничения на те решения, которые нарушают права человека; в-третьих (и это, пожалуй, самое главное) устанавливается баланс интересов личности и общества, совмещается частная инициатива с общенациональными задачами»[4].

На наш взгляд, при взаимодействии государственного механизма (через функционирование своих органов) и гражданского общества -важно видеть конкретные недостатки, несовершенства, устранив которые, можно было бы рассчитывать на практический результат, ожидаемый эффект.

Повысить эффективность государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. В ходе правовых дискуссий по проблемам гражданского общества в России ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах гражданских отношений, широко представленных в западной культуре». На наш взгляд, «слепое» заимствование западных технологий, в реалиях современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития гражданского общества в России необходимо создание следующих условий [5]:

- модернизации органов государства;

- длительный период общественного и экономического роста;

- достижение высокого гражданского самосознания в обществе;

- создание политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране;

- активное участие в политической жизни государства индивида;

Вопрос об эффективном государственном механизме правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государство, работа всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России.

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено»[7].

Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Поэтому - то и имеет столь большое значение вопрос о взаимодействии государства (через государственные органы) и личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью.

В этой связи заслуживает внимания позиция В.В. Путина, который «отказывается трактовать силу государства как неприкосновенную ценность и призывает к формированию такого государства, сила которого определяется лишь мерой необходимости и не противоречит демократическим свободам». Президент подчёркивает что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами». Это означает, что только демократическое государство, ориентирующееся на права и свободы человека, может быть сильным. Оно не приемлет и не допускает умаление самостоятельности личности и индивидуальных свобод, всячески поддерживает, стимулирует формирова-

ние в массовом сознании таких качеств, как личная инициатива, предприимчивость, готовность идти на риск, личная ответственность за самостоятельно принятые решения и успех или неуспех в их реализации и др. Думается, что рыночные отношения, демократические преобразования в России медленно укореняются, в частности, потому, что наталкиваются на сопротивление массового сознания [8]. Опыт нашей страны ещё раз подтверждает ту истину, что для подлинно эффективной демократической трансформации общество недостаточно завоевание командных высот в государстве и заимствования передовых институтов. «Импульсы сверху должны ещё подкрепляться соответствующими импульсами снизу. Безусловно, возникает фундаментальный вопрос о том, какие факторы лежат в основе взаимодействия между государственным механизмом, представляющий интересы государства и гражданским обществом, личностью, что обеспечивает координацию их функционирования. Стоит отметить, следующие точки зрения ученых: одни специалисты считают таким фактором гражданское общество, другие акцентируют внимание на правах человека, общечеловеческих ценностях. Ряд учёных, на первый план во взаимодействии государства и личности выдвигают обязанность, дисциплину, ответственность.

На наш взгляд, все отмеченные научные направления имеют право на существование, на развитие, каждая из них отражает ту или иную сторону взаимоотношений рассматриваемых субъектов. Вместе с тем необходимо выяснить, какой из названных факторов является главным, определяющим, таким, без которого невозможно существование и функционирование связки «эффективная деятельность государственного механизма - наличие гражданского общества» [9].

Для лучшего уяснения данного вопроса исследуем институт гражданского общества

Ряд теоретиков определяют гражданское общество - как совокупность различных социальных отношений. В данном направлении заключаются следующие интерпретации исследуемого института:

- гражданское общество- это система социального взаимодействия людей в исторически сложившихся общественных формах (или формах общения), которые опосредованы экономическим взаимодействиям» [10];

- гражданское общество- это форма общения работников и просто жителей современной промышленной цивилизации, - как граждан, -как отдельных самостоятельных (юридических) субъектов и участников экономической, общественной, политической жизни»;

-гражданское общество - это «...общественная организация развивающаяся непосредственно из производства и общения, как «царство» или «совокупность» экономических, производственных отношений, соответствующих произвольным силам и образующих базис государства и всей остальной надстройки».

Согласно позиций ученых, необходимо трактовать гражданское общество - как совокупность отношений. На наш взгляд, более правовую трактовку следует выводить из определения «общество - это целостный социальный организм, состоящий из совокупности социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), расположенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих понимающих свою принадлежность к единой общности, включенных и сознательно выполняющих общепризнанные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся социальных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей».

Потребности гражданского общества происходят от развития естественных (неотчуждаемых) прав человека, его свобод как личности и гражданина. Преломляясь в структурах государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и осуществляют приоритет личности над государством, что является сутью демократического государства. Диалектика отношений государства и гражданского общества: не государством обусловливается и определяется общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. Гражданскому обществу присуща только демократическая форма существования. Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство и наоборот,- чем менее развито гражданское общество, тем более вероятны авторитарные и тоталитарные режимы.

Сильное государство - это государство, способное создать рациональную, внутренне согласованную систему правовых норм (право), которые стимулировали бы инициативу, активность и самоуправление граждан, повысили их роль в управлении государством, устанавливали общественный контроль над деятельностью органов государственной власти. В демократическом конституционном государстве общество в процессе своего функционирования проявляет себя как бы в двух взаимосвязанных ипостасях: с одной стороны, оно функционирует как система, управляемая государством посредством и в рамках права; с другой - как саморегулирующаяся, автономная система, гражданское общество. Конституционное государство является управляющей системой, признающей свою зависимость от гражданского общества и направляющей работу своего механизма на удовлетворения потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Библиогра фия:

1. Выступление В.В. Путина. 15 апреля 2011 года // Российская газета. 2011. 20 апреля.

2. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении : общетеоретическое исследование. Дисс. ... д-ра юрид. наук. Саратов. 2009. С. 227-229.

3. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.

4. Зотов В.В. Гражданское общество и государство - показатели цивилизованности // Коммунист. 1990. № 17. С. 21.

5.Гаждиев К.С. Основы политологии: программа - концепция //Полис. 1992. № 10. С. 25.

6. Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб. 1999. С. 25.

6. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

7.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

8. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

9.Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С.

52-55.

10. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

11. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. С. 46-48.

12. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. V.V. Putin's speech. April 15, 2011 // Rossiyskaya Gazeta. 2011. April 20.

2. Zatonsky V.A. Effective statehood in the personal and legal dimension: a general theoretical study. Diss. ...Dr. yurid. sciences'. Saratov. 2009. pp. 227-229.

3. Maltsev G.V. Personal rights: legal norm and social reality // The Constitution of the USSR and the legal status of the individual. M., 1979. p. 50.

4. Zotov V.V. Civil society and the state - indicators of civilization // Communist. 1990. No. 17. p. 21.

5. Gazdiev K.S. Fundamentals of Political Science: program - concept //Policy. 1992. No. 10. p. 25.

6. Velichko A.M. State ideals of Russia and the West. Parallels of legal cultures. St. Petersburg. 1999. p. 25.

6. Vlasov V.A. Placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs: some aspects of legal regulation // Municipal service: legal issues. 2009. No. 3. pp. 2-4.

7.Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

8. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of providing land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10

(178) p. 4-5.

9. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

10. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No. 10 (149). pp. 81-82.

11. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

12. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.