Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ'

К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / ролевая игра / финансовая сфера / экономика / коммуникативные навыки / язык специальности / инновационные методы / студенты-бакалавры / non-linguistic university / role play gaming / financial area / economics / communicative skills / professional language / innovative methods / undergraduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Осипова

В данной статье акцентируется внимание на использовании ролевых игр, которые постулируются как наиболее популярный инструмент, используемый преподавателями высшей школы для того, чтобы помочь студентам овладеть иноязычной лексикой специальности. В статье подчеркивается, что ролевые игры могут помочь студентам-бакалаврам преодолеть страх выражать свои мысли на иностранном языке, страх использовать неправильную лексику и допущения грамматических ошибок. В статье подробно рассмотрен подготовительный этап ролевой игры, в процессе которого студенты младших курсов работают над узкоспециализированным материалом по менеджменту, экономике или финансам, то есть в рамках тех областей знаний, которые являются основой их будущей профессии. Автор делает вывод о том, что ролевые игры – это тот метод привлечения внимания студентов к изучаемому материалу, который является достаточно эффективным и популярным, поэтому многие преподаватели организуют отработку изученной лексики и грамматических конструктов через конструирование диалоговых форм представления заученного и подготовленного в качестве домашнего задания материала, диалоговых форм, которые сплетаются в канву повествования в рамках ролевой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.А. Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ROLE-PLAYING AS A POSSIBLE AND EFFECTIVE METHOD OF IMPROVING LANGUAGE LITERACY OF UNDERGRADUATE STUDENTS

The article concentrates on the issue of role-play gaming which is considered a most popular tool to master professional English vocabulary and assist bachelor students in overcoming the fear of expressing their thoughts in the English language, using unproper vocabulary and making grammar mistakes. The author focuses her attention on the preliminary stage of preparing role-play gaming at which undergraduates work on narrow focuses material on management, economics or finance, which is the basis of their future profession. She also demonstrates the possible example of exercise which is intended to help to memorize the information and the lexis required for the undergraduates participating in role play gaming to use at the seminar. The author concludes that role-playing games are the method of attracting students’ attention to the material being studied, which is quite effective and popular, so many teachers organize the development of the studied vocabulary and grammatical constructs through the construction of dialogue forms for the presentation of memorized and prepared as homework material, dialogue forms that are woven into the canvas of the narrative within the framework of the role-playing game.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ»

УДК 372

Osipova I.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: IAOsipova@fa.ru

ON THE ISSUE OF ROLE-PLAYING AS A POSSIBLE AND EFFECTIVE METHOD OF IMPROVING LANGUAGE LITERACY OF UNDERGRADUATE STUDENTS. The article concentrates on the issue of role-play gaming which is considered a most popular tool to master professional English vocabulary and assist bachelor students in overcoming the fear of expressing their thoughts in the English language, using unproper vocabulary and making grammar mistakes. The author focuses her attention on the preliminary stage of preparing role-play gaming at which undergraduates work on narrow focuses material on management, economics or finance, which is the basis of their future profession. She also demonstrates the possible example of exercise which is intended to help to memorize the information and the lexis required for the undergraduates participating in role play gaming to use at the seminar. The author concludes that role-playing games are the method of attracting students' attention to the material being studied, which is quite effective and popular, so many teachers organize the development of the studied vocabulary and grammatical constructs through the construction of dialogue forms for the presentation of memorized and prepared as homework material, dialogue forms that are woven into the canvas of the narrative within the framework of the role-playing game.

Key words: non-linguistic university, role play gaming, financial area, economics, communicative skills, professional language, innovative methods, undergraduates

И.А. Осипоеа, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: IAOsipova@fa.ru

К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

В данной статье акцентируется внимание на использовании ролевых игр, которые постулируются как наиболее популярный инструмент, используемый преподавателями высшей школы для того, чтобы помочь студентам овладеть иноязычной лексикой специальности. В статье подчеркивается, что ролевые игры могут помочь студентам-бакалаврам преодолеть страх выражать свои мысли на иностранном языке, страх использовать неправильную лексику и допущения грамматических ошибок. В статье подробно рассмотрен подготовительный этап ролевой игры, в процессе которого студенты младших курсов работают над узкоспециализированным материалом по менеджменту, экономике или финансам, то есть в рамках тех областей знаний, которые являются основой их будущей профессии. Автор делает вывод о том, что ролевые игры - это тот метод привлечения внимания студентов к изучаемому материалу, который является достаточно эффективным и популярным, поэтому многие преподаватели организуют отработку изученной лексики и грамматических конструктов через конструирование диалоговых форм представления заученного и подготовленного в качестве домашнего задания материала, диалоговых форм, которые сплетаются в канву повествования в рамках ролевой игры.

Ключевые слова: неязыковой вуз, ролевая игра, финансовая сфера, экономика, коммуникативные навыки, язык специальности, инновационные методы, студенты-бакалавры

Актуальность исследования. В настоящее время не убывает волна интереса к игровым методикам в преподавании. Попытки преподавателей высшей школы сделать процесс усвоения и подачи материала более увлекательным и интенсивным спровоцированы изменением типа студента и его умения запоминать и усваивать языковой материал. Возросший темп жизни и объем необходимого для переосмысления и запоминания материала обескураживающие, и реалии жизни таковы, что возможность студентов спокойно заучивать материал в течение довольно продолжительного времени исчезает В силу этого преподаватели стараются разнообразить подачу материала так, чтобы неубывающий интерес студентов к предмету помогал им работать более сосредоточенно и продуктивно. Изучение иностранного языка требует не только знания грамматики и лексики, но и умения применять эти знания на практике в реальных ситуациях. В этой статье мы рассмотрим, почему кейсы и ролевые игры представляют собой эффективный метод работы по изучению иностранного языка, а также как они способствуют более глубокому пониманию языка и развитию коммуникативных навыков [1 -10].

Целью настоящего исследования является намерение еще раз обратиться к такому методически оправданному коммуникативному приему, как ролевая игра, и еще раз отметить и обосновать плодотворность и действенность названного метода в преподавании. Поставленную в исследовании цель автор пытается достичь посредством решения таких задач, как:

- проведение анализа особенностей и отличительных характеристик такого коммуникативного приема, как ролевая игра;

- освещение некоторых рабочих приемов, которые практикуют преподаватели вуза финансово-экономической направленности в работе над повышением уровня языковой грамотности студентов-бакалавров.

Попытки обсудить положительные аспекты ролевых игр в студенческой аудитории доказывают актуальность заявленной темы и демонстрируют неубывающий интерес университетской аудитории к этой уже многие годы обсуждаемой проблеме. Обсуждение возможности и необходимости включения коммуникативных подходов к обучению в программы бакалавриата остается активным и насыщенным. И происходит это по причине того, что данная методика не теряет своей практической силы и действенного эффекта.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор статьи попытался провести анализ использования отдельных методов и приемов тренировки новых лексических единиц и оборотов из области экономики и финансов как возможность организации предварительной работы по подготовке студентов к активной и серьезной полемике на иностранном языке на темы банковской и финансово-экономической проблематики.

Теоретическая значимость работы может быть подтверждена тем, что в статье упомянуты идеи, которые разделяют многочисленные специалисты в области преподавания иностранного языка специальности, целью которых служит стремление найти пути видоизменить и совершенствовать приемы подачи и отработки языкового материала со студентами.

Выдвинутые автором гипотезы и извлеченные умозаключения доказывают практическую значимость статьи, поскольку продемонстрированный автором материал можно будет учесть как полезный при подборе упражнений на семинарах в неязыковом вузе.

Применение игровых методов в практике преподавания иностранного языка стало довольно популярным среди преподавателей высшей школы, и действенность такого приема обусловлена тем, что таким способом преподаватель может реализовать коммуникативный подход в обучении студентов иностранному языку как в бакалавриате, так и на более высокой ступени обучения в высшей школе, то есть в магистратуре. Игровые методы имеют ряд преимуществ, которые позволяют заинтересовать студентов и стимулировать их к обучению лексики разной направленности - общеупотребительной и узкоспециализированной, а именно - лексики финансово-экономической направленности. Ролевые игры являются действенным и полезным механизмом в преподавании потому, что они предполагают симуляцию ситуации, максимально приближенную к реально возможной картине из области профессиональной деятельности будущих работников сферы экономики и финансов, но также и потому, что одна из задач, которой подчинены действия студентов в ролевой игре, - это поддержание беседы, в которой несколько участников могут и должны высказать разные точки зрения на ту или иную проблему, более того, беседа сконцентрирована на определенной проблемной точке, разрешение которой и служит целью введения ролевой игры в структуру семинаров. Сам процесс полемики может строиться таким образом, что этапами его будут диалоги двух участников, далее - обсуждение в группах и выступление с мини-презентациями отдельных участников. При этом в некоторых, хотя и довольно редких случаях студенты прибегают к использованию небольших конспектов, содержащих опорные фразы. Эти конспекты могут также содержать и схемы логических цепочек, определяющих ход повествования. Использование игровых методов ни у кого не вызывает скептической оценки, и выделить можно только положительные аспекты данного подхода к подаче языкового материала студентам. Однако преподаватели отмечают тенденцию к снижению уровня активности и общей языковой грамотности студентов, а это, в свою очередь, выливается в то, что студенты пытаются представить ролевые игры как демонстрацию отдельных, сменяющих друг друга монологов. Это могут быть и хорошо подготовленные и заученные монологи, монологи, которые содержат вводные фразы, что помогает студентам оформить найденный по заданной теме материал в грамотный, логически выстроенный речевой кусок. Однако ролевая игра имеет разработана для того, чтобы подтолкнуть студентов к преодолению языкового барьера и укреплению навыков спонтанной речи на иностранном языке.

Как уже было отмечено, игровые методы с большим интересом применяют преподаватели в вузах вследствие очевидной значимой и заметной практической пользы данного педагогического приема.

Игровые методы в обучении иностранным языкам позволяют студентам углубленно погрузиться в языковую среду, повысить мотивацию к изучению

языка, развить коммуникативные навыки, а также улучшить понимание иноязычных текстов. Для экономистов особенно важно не только знание языка, но и способность применять его в различных ситуациях с учетом специфики своей профессии. Использование игровых методов в преподавании иностранного языка экономистам способствует более эффективному усвоению материала, развитию коммуникативных навыков и способности применять язык на практике. Эти методы делают процесс обучения увлекательным, интересным и позволяют студентам успешно использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности.

Ролевые игры являются мощным инструментом в обучении и развитии навыков коммуникации. При использовании ролевых игр студентам предоставляется возможность погрузиться в различные обстановки, вне своей обычной роли, и практиковать навыки общения, взаимодействия и решения проблем. В данной статье мы рассмотрим, как применение ролевых игр способствует развитию коммуникативного подхода в обучении. Развитие навыков общения происходит через вовлечение студентов в проигрывание на семинарах, максимально приближенных к профессиональным ситуациям. Участие в ролевых играх помогает студентам развить навыки активного слушания, убеждения, постановки вопросов. Например, в ролевых играх студенты могут играть роли представителей компаний, ведущих переговоры о сотрудничестве, заключении контракта или обсуждающих финансовые вопросы. Такие ролевые игры помогают студентам практиковать деловое общение и развивать навыки убеждения. Для этого преподаватели учитывают тематику изучаемого материала и подбирают или сами составляют кейсы, близкие к реальным профессиональным случаям из возможной практики, и формулируют вопросы и проблемы так, чтобы вдохновить и побудить студентов своих групп начать анализировать проблему и подбирать материал для дискуссии. Приведём короткий отрывок беседы студентов 3 курса, принимающих участие в ролевой игре на тему «Лучшие рекламные компании известных брендов бьюти индустрии».

Student 1: As we all know Chanel is one of the most popular and most adorable brands among women. Chanel is known to be widely popular for its designer outfits, distinctive perfumes, and high craftsmanship, there in due to advertising the popular perfume holds sway. I can also add that the company promotes a unique mix of modernization, culture, art through its marketing strategies. That's why, despite being over 100 years old, its products are still highly admired and always in demand.

Student 2: It would be worth saying that some of the marketing strategies Chanel initially employed to become an influential brand are still applied by them to preserve the status quo.

Student 1: What concerns their distribution strategies those distribution strategies not only reduce Chanel's foot traffic but also make the shopping experience challenging for people, for those customers who don't frequently visit stores physically and prefer online buying.

Student 2: But I would like to disagree and ask you what do you think Chanel aims to achieve by their strategies in marketing?

Student 1: My answer is product scarcity. I am confident that by creating product scarcity they increase its product perceived value and its prices.

Student 3: Chanel uses different promotional techniques. Influencer marketing is Chanel's core promotion technique. It allows it to increase brand visibility but all the same preserve its image as a high-end fashion house. Some well-known artists have enjoyed Chanel's brand ambassador role, and several prominent names like Nichole Kidman and Penelope Cruz have been featured in advertisements. The next technique is event - marketing.

Student 3: I would like to come in saying that Chanel's target market mainly comprises people who constitute the high-society.

To convert them into loyal customers, it chooses exclusive venues and periodically runs privately-held promotional events.

What's remarkable is that these events not only provide marketing content but also enable Chanel to deliver the right messages to the right person at the right time. We all know that the brand has a strong digital marketing strategy and strong social media strategy, and we are aware of their using video content to promote its product-line.

Другой эпизод, который может продемонстрировать подготовленную студентами часть ролевой игры, приведем ниже. В данном эпизоде прорабатывается тема, связанная с обсуждением возможных способов составления и ведения личного бюджета, что дает возможность проанализировать такие экономические категории, как «постоянные расходы», «гибкие расходы», «необязательные расходы», то есть провести обсуждение и проработать экономические термины из области экономики. Примером послужит следующий диалог студентов первого курса.

Student 3: Hello, my friends! The New Year is coming and I need to save money for gifts, but it is no easy if I you spend a lot.

Student 2: I totally agree! I am also reflecting at how to spend money within the limits you can afford to spend.

Библиографический список

1. Андреева А.И., Гозалова М.Р, Лосева Е.С. Возможности «Blended Learning» в 210-216.

Student 3: Right you are! We do shopping and often we buy something we don't need and spend the money we could save.

Student 1: I share your opinion! We spend too much and then regret it. We fall for the ploys of supermarkets. But if we know what supermarkets use to lure customers, then we may buy only what we need and be able to save money.

Student 4: Well, I also think that the price influences what we buy, but to begin with you should consider "What item you are going to buy and What kind?" It is reasonable if you make a list of products you need and consider how much money you can spend for your purchase.

Student 1: I completely agree with you. I can also add that you can ask your mother where the price for the commodity you need is the lowest. All that will help you to be a wise consumer.

Student 4: Well, I also think that the price influences what we buy, but to begin with you should consider "What item you are going to buy and What kind?" It is be reasonable if you make a list of products you need and how much money you can spend for your purchase. You can ask your mother where the price for the commodity you need is the lowest. All that will help you to be a wise consumer.

Опытные педагоги и лингвисты пришли к выводу, что для успешного усвоения иностранного языка необходимо не только изучать теорию, но и активно применять полученные знания на практике. Кейсы и ролевые игры предоставляют студентам возможность погрузиться в реальные сценарии, где они могут использовать язык, развивать свои навыки общения и уверенности в себе.

Ролевые игры и идущие в связке с ними кейсовые технологии имеют ряд неоспоримых преимуществ перед многими другими педагогическими методами и приемами, которые используют с целью совершенствования умений студентов изъясняться на иностранном языке. Преимущества эти таковы: во-первых, эффективность данного метода основывается и подтверждается возможностью использования усвоенных знаний на практике, то есть студент получает возможность выстроить речевые линии с применением новой лексики, а также строить и выдвигать доводы на основе тех знаний, которые он получил на лекциях и из печатных работ по тому профессиональному направлению, в котором он специализируется. Практическое применение знаний является возможностью проговорить усвоенный материал, проанализировать его и тем самым укрепить свою знаниевую базу.

Участие в кейсах и ролевых играх позволяет студентам активно применять свои знания языка на практике, что способствует их более глубокому усвоению. Использование ролевых игр на семинарах в вузе ведет к успешному развитию коммуникативных навыков, поскольку кейсы и ролевые игры обучают студентов эффективно общаться, вырабатывать навыки аргументации, убеждения и принятия решений. Помимо всего этого, стоит обратить внимание на то, что ролевые игры, как уже упоминалось, позволяют моделировать ситуации, идентичные тем, которые возможны в настоящей практике студентов, поэтому отметим еще один положительный аспект данного метода, а именно - возможность создания реалистичных ситуаций в рамках учебного семинара. Участие в ролевых играх позволяет студентам погрузиться в живые сценарии, имитирующие реальные ситуации общения на иностранном языке.

Студентам предлагаются кейсы, связанные с деловым общением: переговоры, презентации, письма официального характера. Это помогает студентам развить профессиональные коммуникативные навыки и применить их на практике. Студентам предлагается симулировать профессиональные ситуации в рамках своей будущей специализации: врачей, юристов, экономистов и т. д. Это помогает студентам овладеть специализированным лексиконом и навыками общения в своей профессиональной области. Кейсы и ролевые игры представляют собой эффективный метод работы по изучению иностранного языка, поскольку они стимулируют студентов к активному использованию языка на практике, развитию коммуникативных навыков и уверенности в собственных знаниях. Эти методы делают процесс обучения более интересным, погружают студентов в живые сценарии и способствуют более эффективному усвоению языка.

Ролевые игры - это тот метод привлечения внимания студентов к изучаемому материалу, который является достаточно эффективным и популярным, поэтому многие преподаватели организуют отработку изученной лексики и грамматических конструктов через конструирование диалоговых форм представления заученного и подготовленного в качестве домашнего задания материала, диалоговых форм, которые сплетаются в канву повествования в рамках ролевой игры. Таким образом, процессы подготовки домашнего задания, а также ответов студентов на семинарах становятся более активными, увлекательными и результативными, помимо этого, возрастает мотивация студентов к запоминанию новой, незнакомой лексики. То есть мы еще раз убеждаемся в том, что ролевые игры представляют собой мощные и эффективные методы для повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка. Эти методы не только делают обучение увлекательным и интересным, но и способствуют развитию навыков коммуникации, эмоциональной вовлеченности и реальной практике языковых навыков.

системе российского высшего образования. European Social Science Journal. 2016; № 3:

2. Артемьева О.А., Макеева М.Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов: ТГТУ, 2007.

3. Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова H.A. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Валеев A.A., Кондратьева И.Г Методические проблемы обучения иностранному языку в контексте межкультурной коммуникации. Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2014: 536-543.

5. Евдокимова М.Г. Моделирование ситуаций профессионального общения при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Психолого-педагогический взгляд на профессионально ориентированное образование: сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018: 41-44.

6. Ильинова Е.В. Использование коммуникативного метода (игр) при обучении иностранному языку. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015; № 11: 338-343.

7. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

8. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. Санкт-Петербург: Каро, 2001: 110-118.

9. Шайхисламова Л.Ф. Ролевые игры на основе информационно-коммуникационных технологий в обучении диалогической речи студентов неязыковых вузов. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins РК. Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

References

1. Andreeva A.I., Gozalova M.R., Loseva E.S. Vozmozhnosti «Blended Learning» v sisteme rossijskogo vysshego obrazovaniya. European Social Science Journal. 2016; № 3: 210-216.

2. Artem'eva O.A., Makeeva M.N. Sistema uchebno-rolevyh igrprofessional'noj napravlennosti. Tambov: TGTU, 2007.

3. Bedrina V.V., Petrova E.I., Tarasova E.Yu., Smirnova N.A. Rolevye igry kak faktor formirovaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij. 'Elekironnyj nauchno-metodicheskijzhurnal Omskogo GAU. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Valeev A.A., Kondrat'eva I.G. Metodicheskie problemy obucheniya inostrannomu yazyku v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Inostrannye yazyki v sovremennom mire: infokommunikacionnye tehnologii v kontekste nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 536-543.

5. Evdokimova M.G. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Psihologo-pedagogicheskij vzglyad na professional'no orientirovannoe obrazovanie: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OmEgA SAJNS, 2018: 41-44.

6. Il'inova E.V. Ispol'zovanie kommunikativnogo metoda (igr) pri obuchenii inostrannomu yazyku. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2015; № 11: 338-343.

7. Kovalevskaya E.V. Genezis i sovremennoe sostoyanie problemnogo obucheniya (obschepedagogicheskij analiz primenitel'no k metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov). Avtoreferat dissertacii . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

8. Komarova Yu.A. Ispol'zovanie uchebnyh igr v processe obucheniya inostrannym yazykam. Obuchenie inostrannym yazykam v shkole i vuze. Sankt-Peterburg: Karo, 2001: 110-118.

9. Shajhislamova L.F. Rolevye igry na osnove informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obuchenii dialogicheskoj rechi studentov neyazykovyh vuzov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins R.K. Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

Статья поступила в редакцию 29.04.24

УДК 378.1

Romanenko N.M., Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: rimn4@yandex.ru

Ryago O.N., Moscow Technological College (GBPOU MTK) (Moscow, Russia), E-mail: rimn4@yandex.ru

FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF POLYTECHNIC COLLEGE STUDENTS: THEORY AND PRACTICE. The article updates a problem of developing artistic and creative abilities among mid-level polytechnic specialists, highlighting the abilities responsible for the development of creative potential of graduates. The authors note that thanks to developed artistic and creative abilities a future specialist has his own way of development and ideas, his own projects and discoveries, which ultimately improve the quality of the final product. An analysis is given of the practical results of the ascertaining stage of the experimental work of the study, during which the authors, using adapted techniques, present the levels of formation of artistic and creative abilities of polytechnic college students. As part of the ascertaining stage, students' drawings in computer graphics are analyzed, which are made within the topic "My design of a modern sports facility", "Housing complex of the future", "Electric car 2030". The authors use computer programs for graphic works of students: these are drawing programs such as raster (drawing an image by points) and vector (drawing an entire line), as well as AutoCAD, Adobe Illustrator and CorelDRAW In the conclusions, the authors note that the next stage of the study will deal with formative stage of experimental work with students, where a technological complex will be presented that will help increase the level of artistic and creative abilities of students.

Key words: artistic and creative abilities, student, polytechnic college, artistic graphics, diagnostics

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет),

МИД Российской Федерации, г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

О.Н. Ряго, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГБПОУ города Москвы

«Московский технологический колледж» (ГБПОУ МТК), г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье актуализируется проблема формирования художественно-творческих способностей у специалистов среднего звена политехнического профиля, выделяются способности, отвечающие за развитие творческого потенциала выпускников. Авторы пишут, что благодаря развитым художественно-творческим способностям у будущего специалиста появляются авторские разработки и идеи, собственные проекты и открытия, которые в итоге улучшают качество конечного продукта. Дается анализ практическим результатам констатирующего этапа опытной работы исследования, в ходе которого авторы с помощью адаптированных методик представили уровни сформированности художественно-творческих способностей студентов. В рамках констатирующего этапа были проанализированы рисунки студентов в компьютерной графике, выполненных на тему «Мой дизайн современного спортивного сооружения», «Жилищный комплекс будущего», «Электромобиль - 2030». Авторами использованы компьютерные программы для графических работ студентов - AutoCAD, Adobe Illustrator и CorelDRAW В выводах отмечается, что следующий этап исследования будет посвящен формирующему этапу опытной работы со студентами, где будет представлен технологический комплекс, способствующий повышению уровня художественно-творческих способностей студентов.

Ключевые слова: художественно-творческие способности, студент, политехнический колледж, диагностика

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что современная система среднего специального образования является одной из главных в обеспечении экономического роста и повышения качества жизни российских граждан. В федеральных государственных образовательных стандартах 3++ [1], направленных на формирование у будущего специалиста сред-

него звена профессиональных компетенций, особо выделяются способности, отвечающие за развитие его творческого потенциала. Творческий потенциал будущего специалиста среднего звена - это целый комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, мотивационных, волевых и других способностей. Овладение будущим специалистом высокого уровня творческими способностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.