Научная статья на тему 'Методика профессионально ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов-юристов'

Методика профессионально ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егупова Галина Николаевна, Шмойлова Наталья Юрьевна, Ремизова Ирина Владимировна

Обсуждаются особенности процесса обучения иностранному языку студентов-юристов. В центре внимания овладение иноязычным речевым поведением. В связи с этим подобран комплекс заданий в форме деловой игры, направленный на формирование речевых умений и развитие навыков говорения, снятие лексико-грамматических трудностей, развитие диагностической речи, овладение диалогической речью, расширение инициативного высказывания. При выполнении речевых действий внимание студентов направлено на решение речевой задачи, что даёт возможность избежать этапа изолированной тренировки языкового материала. Благодаря введению новых компонентов и их варьированию учебные речевые действия постепенно приобретают характер самостоятельных речевых поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егупова Галина Николаевна, Шмойлова Наталья Юрьевна, Ремизова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PROFESSIONAL APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO LAW STUDENTS

The article deals with peculiarities of teaching foreign languages to law-students. The central point of teaching is to help students to acquire foreign verbal behaviour. According to this fact, a set of exercises is selected in the form of a role-play. Its aim is the formation of speech skills and habits, removal of grammar and lexical difficulties, development of diagnostic speech, mastering dialogical speech, and expansion of initiative utterance. While performing speech actions, students' attention is directed to the solution of the problem. It gives an opportunity to miss a stage of isolated training of the language material. By introducing new components and their versions and variants, speech training operations gradually become independent speech acts.

Текст научной работы на тему «Методика профессионально ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов-юристов»

ББК 81.43.21

Г. Н. Егупова, Н. Ю. Шмойлова, И. В. Ремизова Астраханский государственный технический университет

МЕТОДИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Профессиональная направленность является одним из путей повышения мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Учет профессиональных умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, и организация обучения таким образом, чтобы студент овладевал иностранным языком в процессе осуществления этой деятельности, представляются наиболее перспективным направлением подготовки специалистов.

Коммуникативные задачи, поставленные профессиональной деятельностью и решаемые в ситуациях профессионального общения, определяют речевое поведение. Овладение иноязычным речевым поведением -соотнесение задач с конкретным действием или несколькими действиями -требует наличия двух видов умений: 1) выбора формы предложения для данного лингвистического контекста; 2) осознания того, какая функция осуществляется предложением в данной коммуникативной ситуации. Естественное речевое поведение требует умения адекватно ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Организация обучения иноязычному речевому поведению в системе профессионального общения обеспечивается постепенным наращиванием объема учебного материала, что обеспечивает повторяемость на более высоком уровне ранее усвоенных структур.

С самых первых ступеней обучаемый будет иметь возможность участвовать в коммуникативном обмене. Опираясь на известные в коммуникативной методике приемы (информационный разрыв, драматизация, импровизация, ролевые (деловые) игры), мы разработали игровые приемы и упражнения, имитирующие профессиональную деятельность: «Социальный контакт», «Идентификация», «Информационный поиск», «Рефлексия», «Прогнозирование», «Допрос». В основе такого подхода лежит тренировка речевого материала при овладении профессионально-коммуникативными умениями. Ролевые упражнения диалогического характера являются целью и средством овладения данными умениями.

Овладение диалогической и монологической речью идет параллельно при опережающем овладении диалогической речью. Усвоение языкового материала осуществляется при решении неречевой задачи, поэтому все упражнения с самого начала носят творческий характер.

Моделирование общения, которое предполагает наличие профессиональной сверхзадачи, позволяет представить любое упражнение, даже предназначенное для автоматизации какого-либо умения, не как механическую операцию, а как ситуацию, имитирующую профессиональную деятельность и способы поведения специалиста в процессе выполнения этой деятельности. В результате этого достигается практический результат. В разработанном нами комплексе упражнений для формирования профессионального речевого поведения заданиям, направленным на формирование речевых навыков, соответствуют профессиональные сверхзадачи. Так, упражнениям на формирование общих аудитивных навыков, снятие лексико-грамматических трудностей, развитие диалогической речи на уровне диалогического единства, развитие диалога, расширение инициативного и ответного высказывания, развитие монологической речи (описание, повествование, сообщение, рассуждение, доказательство) соответствуют речевые действия, направленные на решение следующих неречевых задач: идентификация человека по голосу и особенностям речи, идентификация смысла, восполнение недостающей информации путем догадки и прогнозирования, достижение точности информации, извлечение информации с целью познания личности и поддержания контакта, передача дополнительной информации с целью убеждения и внушения.

Ситуация общения задается формулировкой цели и является моделью профессионального общения. Решая коммуникативно-познавательную задачу, студент овладевает речевыми средствами непроизвольно. Наличие вербальных и смысловых опор, схем, таблиц, словарей не противоречит принципу коммуникативности, поскольку они могут быть естественно включены в профессиональную деятельность.

Процесс овладения речевым поведением включает в себя следующие этапы:

- формирование навыка профессионально ориентированного общения (решение конкретной задачи в условиях жесткого ситуативного управления посредством имитации, подстановки, трансформации);

- реализация речевых функций в процессе управляемого общения (при наличии согласованных и противоположных коммуникативных задач);

- овладение типовыми взаимодействиями в системе «следователь -допрашиваемый»;

- овладение умением расширять высказывание (обусловлено возникшей коммуникативной задачей - убедить, доказать и т. д.) за счет расширения реплики до сверхфразового единства, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;

- овладение умениями планировать и реализовать акт общения в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.

Для решения коммуникативных задач при восприятии речи в различных ситуациях общения с учетом ее специфики предлагаются упражнения для формирования общих аудитивных навыков. Эти упражнения, предназначенные для решения профессиональных задач (выделение фак-

тов из заданной совокупности других, их систематизация, выбор из множества фактов таких, которые имеют отношение к подлежащей решению задаче), выполняются на начальном этапе обучения - этапе накопления потенциально-речевого опыта.

Упражнения на снятие лексико-грамматических трудностей ориентированы на решение профессиональных задач - достижения точности информации, ее систематизации и оценки, а также нужного лексикограмматического оформления высказывания.

Овладение речевым поведением предполагает, что лексические единицы и грамматические структуры усваиваются непроизвольно в ходе решения коммуникативных задач. Например, традиционные упражнения на преодоление лексико-грамматических трудностей (упражнения с направленностью на форму) могут иметь коммуникативную направленность, поскольку студент выполняет профессионально значимые действия: выделяет факты из заданной совокупности других; систематизирует их; выбирает из множества фактов такие, которые имеют отношение к подлежащей решению задаче.

Эти действия могут осуществляться через внешнее, внутреннее про-говаривание, письменное фиксирование (составление списков, описи), изображаться графически; они являются средством бессознательного «накапливания» языкового материала.

Упражнения на овладение умением вести диалог решают профессиональную задачу извлечения информации с целью характеристики личности и ее действий.

1. Вопросы, в которых говорящий выражает свое желание узнать что-то от собеседника, побуждает его подтвердить мысль, выраженную в вопросе. Такие вопросы предполагают односложные ответы утвердительного или отрицательного характера или ответы с дополнительной информацией. Это разделительные, общие и альтернативные вопросы.

2. Идентифицирующие вопросы, которые служат для получения всесторонней информации об объекте. Wh-вопрос - самая распространенная форма получения информации.

3. Дополнительные, уточняющие, напоминающие, контролирующие вопросы, цель которых - проверка и уточнение полученной информации. Они могут иметь форму (суждение) + Wh-вопрос.

Эти типы вопросов нацелены не только на умение вызвать речевую реакцию собеседника, что является контрольной фазой поступка, но и на решение познавательных профессиональных задач в процессе овладения речевым поведением специалиста.

Вариативность ситуаций и коммуникативных задач, различия в коммуникативных намерениях партнеров превращают эти вопросноответные упражнения в акты естественной коммуникации, способствуют выработке навыка ситуативного выбора и корректировке речевого поведения и профессионального мышления. Все разнообразие речевых реакций подготавливает обучаемого к упражнениям на развитие диалога, которые решают профессиональную задачу поддержания контакта.

Упражнения на расширение инициативного и ответного высказывания решают профессиональную задачу включения в диалогическую речь элементов дополнительной информации. Усвоенные ранее операции и действия, в состав которых эти операции входят, включаются в познавательную деятельность для решения профессиональных задач наиболее рациональным путем. Возникшая в ходе общения конфликтная ситуация создает проблему самостоятельного выбора одной из коммуникативных задач: получения дополнительных сведений, уточнения информации, напоминания о предыдущих событиях, перепроверки сведений, разоблачения ложных показаний, а также убеждения и внушения.

Решение коммуникативно-познавательных задач посредством упражнений, начиная с таких, в которых задана структура высказывания, способствует переносу усвоенных речевых действий в новые ситуации. Инициативные высказывания могут содержать элементы описания, повествования, сообщения, рассуждения, доказательства и иметь форму: 1) утверждение + вопрос; 2) вопрос + утверждение.

Упражнения на расширение ответного высказывания содержат элементы описания, повествования, сообщения, рассуждения, доказательства. Особенностью включенного монологического высказывания является то, что его необходимость вытекает из предыдущего общения и возникает в результате конфликтной ситуации и поиска способов ее разрешения. Упражнение нарастающей трудности, в которых реплика расширена от отдельного слова, словосочетания до сложного по своей структуре предложения или нескольких предложений, направлены на овладение пространственными, временными, причинно-следственными отношениями.

Упражнения на развитие монологического высказывания решают профессиональную задачу передачи дополнительной информации с целью воздействия на партнера и являются логическим продолжением упражнений на расширение инициативного и ответного высказывания. Эти упражнения являются высшей степенью овладения профессиональным речевым поведением - монологической речью. Они направлены на овладение структурами различных видов монологического высказывания, характерных для профессионального речевого поведения: описания, повествования, сообщения, рассуждения, доказательства.

Предложенный комплекс упражнений представляет собой серию целенаправленных взаимосвязанных учебных действий, обусловленных коммуникативной задачей и выполняемых в порядке нарастания сложности. Внимание студентов направлено на решение профессиональных задач, что дает возможность избежать изолированной тренировки языкового материала. На первом этапе учебные речевые действия ограничены. Вводя новые компоненты, преподаватель добивается от студентов самостоятельных речевых поступков.

Ниже дан вариант ролевой игры.

Language Activities Lady Wyatt Accused of Shop-Lifting (Role-play)

TASK 1. Read list of characters involved in the case of shop-lifting.

Lady Wyatt - the accused, a rich and unbalanced woman

Mr. Bell - the store detective, a real nosey parker.

Sir David Wilton - an old friend of Lady Wyatt, just a gentleman.

Dr Soames - Lady Wyatt’s family doctor, a very secretive personality.

Mr. Green - the store manager, very inexperienced.

Miss Toad - shop assistant, a dangerous mixture of chatterbox and scatterbrain.

The prosecutor The defence

TASK 2. Read Lady Wyatt’s written account and store detective’s report.

Lady Wyatt: On Wednesday morning I went to Hall’s Department Store to do some shopping and to meet a friend for lunch. In the Ladies Fashion Department I bought a belt and a bag and paid for them. As I was waiting for the lift to go up to the Rooftop Coffee Lounge, I saw a silk scarf that I liked. I tried it on and decided to buy it. I looked around for an assistant to pay but couldn’t see anybody. The lift came and as I was late for my appointment, I put the scarf with my other purchases, intending to pay for it later on my way out. Unfortunately, I forgot to pay and was stopped at the door by the store detective who asked me to go to the manager’s office where I was accused of having stolen the scarf. It’s quite ridiculous. I simply forgot to pay.

Mr. Bell: I was on duty on the second floor when I observed Lady Wyatt trying on the scarf. She looked at herself in the mirror, looked round several times and then put the scarf in her bag. She then went up in the lift to the top floor cafe where she met a man. I kept up my observation and when they left together, I followed them to the door. She had made no attempt to say so I stopped her and asked her to accompany me to the manager’s office. She became abusive and refused to go with me until a policeman arrived on the scene.

TASK 3. Listen to Lady Wyatt being cross-examined first by the Prosecution, and the by the Defence. Answer the questions.

Prosecution’s cross-examination:

1. What did she say she had intended to do?

2. Why hadn’t she done it?

3. Why didn’t she spend more time looking for an assistant?

4. Is she usually punctual?

5. How long has she been taking the pills?

6. Had she ever suffered from loss of memory?

7. Had she ever stolen anything?

Defence’s cross-examination:

1. How wealthy is she?

2. Does she need to work?

3. Is she a regular customer?

4. How much does she spend there a year?

5. What would she have done if she hadn’t been caught?

TASK 4. Read the reports based on the evidence given by:

David Wilton’s evidence (report)

David Wilton said that he was an old friend of Lady Wyatt and that he had been the Wyatt family’s accountant for fourteen years. He had arranged to meet Lady Wyatt for lunch at 12 o’clock to discuss some family business. He said that he had not notice anything unusual about Lady Wyatt’s behavior except that twice during lunch she had taken a pill. He added that he did not know what the pill was for and had not asked. He stated that he was astonished that anyone could think that Lady Wyatt might steal as she was a very wealthy woman who could afford to buy anything she wanted.

The doctor’s evidence (report)

Soames, the Wyatt family doctor, stated that he had been prescribing pills for Lady Wyatt for some time. She had been suffering from regular bouts of depression. He said hat a side-effect of the pill could cause erratic or unusual behavior though he knew of no case where morel judgement had bee affected.

The store manager’s evidence (report)

The store manager said that he didn’t know Lady Wyatt as a regular customer because he had only been in his present job for two weeks. He said that the store lost hundreds of pounds worth of goods every week which was why he had appointed a store detective in whom he had the greatest confidence. He added that it was only the poorer members of the community who resorted to shop-lifting.

The shop assistance’s evidence (report)

The shop assistant said that she had worked at Hall’s for seven years and knew Lady Wyatt as a regular customer. On Wednesday morning Lady Wyatt had bought a belt and handbag and had paid by cheque. She said that Lady Wyatt had behaved quite normally. She said that she hadn’t seen Lady Wyatt trying on the scarf as the scarf counter was on the opposite side of the store. She added that there had been two assistants on duty that morning and that neither of them had left the department.

TASK 5. Read through the four reports again. Role-play Prosecution, Defence and Witness. Try to recreate the scene of presentation of evidence and cross-examine.

TASK 6. You are the jury. Appoint a chairman to report back to the judge. You have to bring in the verdict of "Guilty" or "Not Guilty".

Получено 20.03.2006

PRINCIPLES OF PROFESSIONAL APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO LAW STUDENTS

G. N. Egupova, N. Yu. Shmojlova, I. V. Remizova

The article deals with peculiarities of teaching foreign languages to law-students. The central point of teaching is to help students to acquire foreign verbal behaviour. According to this fact, a set of exercises is selected in the form of a role-play. Its aim is the formation of speech skills and habits, removal of grammar and lexical difficulties, development of diagnostic speech, mastering dialogical speech, and expansion of initiative utterance. While performing speech actions, students' attention is directed to the solution of the problem. It gives an opportunity to miss a stage of isolated training of the language material. By introducing new components and their versions and variants, speech training operations gradually become independent speech acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.