Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ'

К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / ролевая игра / финансовая направленность / экономика / коммуникативные навыки / язык специальности / инновационные методы / non-linguistic university / role-play gaming / financial focus / economics / communicative skills / professional language / innovative methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Осипова

В данной статье автор сосредотачивает свое внимание на использовании ролевых игр, которые постулируются как наиболее популярный инструмент, используемый преподавателями высшей школы для того, чтобы помочь студентам овладеть иноязычной лексикой специальности. Автор также подчеркивает, что ролевые игры могут помочь студентам бакалаврам преодолеть страх выражать свои мысли на иностранном языке, страх использовать неправильную лексику и допущения грамматических ошибок. Автор сосредотачивает свое внимание на подготовительном этапе подготовки к ролевой игре, в процессе которого студенты младших курсов работают над узкоспециализированным материалом по менеджменту, экономике или финансам, то есть в рамках тех областей знаний, которые являются основой их будущей профессии. Автор также демонстрирует возможный пример упражнения, которое намерено помочь запомнить информацию и лексику, требуемую студентам младших курсов для применения в ролевых играх на конкретном семинаре. Автор подчеркивает, что метод ролевых игр считается эффективным, так как он приводит к повышению мотивации студентов и их готовности обсуждать злободневные вопросы экономики, финансов и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.А. Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF TOPICALITY OF ROLE-PLAY GAMING AS A POSSIBLE AND EFFECTIVE METHOD OF BOOSTING BACHELOR STUDENTS LANGUAGE LITERACY

The article concentrates on the issue of the use of role-plays, which is considered a most popular tool to master professional English vocabulary and assist bachelor students in overcoming the fear of expressing their thoughts in the English language, using improper vocabulary and making grammar mistakes. The author focuses her attention on the preliminary stage of preparing a role-play, at which undergraduates work on narrow focuses material on management, economics or finance, which is the basis of their future profession. The paper demonstrates a possible example of exercise, intended to help memorize the information and the required vocabulary for the undergraduates participating in the role-play to use at the seminar. The author highlights the effectiveness of the role-play gaming method, as it results in boosting students’ motivation and communication on hot topics of economics finance and management.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ»

В исследованиях многих авторов обращается внимание на необходимость целенаправленного создания условий для развития самостоятельности и повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся. Так Н.И. Аршино-ва выделяет три ключевых условия: 1) установление личностно ориентированных, равно активных отношений субъектов образовательного процесса, 2) формирование у студента позиции «Я - учитель» по отношению к себе и своему обучению, 3) умение обучающегося отбирать средства достижения поставленных целей, оптимальные его индивидуальным способностям и возможностям [1].

В.В. Евсин и РВ. Ковалев приводят ряд убедительных аргументов в пользу того, что эффективная самостоятельная работа возможна лишь при условии устойчивой и личностно значимой мотивации. В частности, они перечислили сильные мотивирующие факторы, которые могут быть использованы педагогами в организации самостоятельной работы курсантов: осознание пользы выполняемой работы для себя и для окружающих, участие в различных видах деятельности под руководством педагогов (методической, научной, проектной и т. д.), в командной разработке высокоинтеллектуального продукта (учебном пособии, курсе лекций, научной статьи для журнала и т. д.) [5].

М.Н. Берулава в контексте задач гуманизации образования обозначил ряд условий, способствующих воспитанию самостоятельной автономной личности. Среди них следующие: субъектное отношение к обучающимся; стимулирование

Библиографический список

процессов самообучения и самовоспитания; разработка новых учебных технологий, вариативных и оптимальных ведущим способам освоения информации [2].

Б. Синклер, намечая подходы к развитию самостоятельности, обращает внимание на необходимость целенаправленного создания ситуаций, в которых учащиеся вынуждены принимать сознательные решения, причем эти ситуации должны выходить за границы классной комнаты - в противном случае будет иметь место не более чем привычный формат самостоятельного выполнения заданий на занятии. Подчеркивается важность поощрения преподавателем независимости обучающихся. При этом, однако, педагог прямо указывает на то, что абсолютная автономия является недостижимой целью [9].

Из изложенного выше следует вывод. При компетентностном подходе к образованию самостоятельная работа направлена на формирование у курсантов значимых компетенций - ставить цель, планировать ее достижение, отбирать оптимальные средства, распределять время и т. д. Преподаватель участвует в организации самостоятельной работы курсантов, и его функции меняются от непосредственного открытого управления деятельностью обучающихся до опосредованного скрытого участия в качестве наставника, источника поддержки, примера. Преподавателям также необходимо повышать уровень своей компетентности в вопросах воспитания курсантов, в том числе в организации их самостоятельной работы.

1. Аршинова Н.И. K вопросу об автономности и самостоятельности субъекта учебной деятельности и некоторых путях их развития. ВестникКГУ. 2007; № 1: 35-38.

2. Берулава М.Н. Гуманизация современного образования. Образовательные науки и психология. 2016; № 3 (40): 45-56.

3. Голошумова Г.С., Чернова О.Е., Тимиров Ф.Ф., Ежов К.С. Формирование автономности студентов в образовательном процессе вуза. Педагогическое образование в России. 2017; № 8: 27-32.

4. Дзгоев Б.М. Педагогические условия формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76-4: 105-108.

5. Евсин В.В., Ковалев РВ. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы курсантов. Специальная техника и технологии транспорта. 2020; № 6 (44): 250-254.

6. Захарова Ю.Т., Иванова ГА., Протопопова Т.А., Сидорова Л.В. К вопросу об уровнях самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе. Гуманизация образования. 2017; № 3: 16-25.

7. Иванцов И.Н., Рыцарев А.В., Аширов А.А. Руководящая роль преподавателя в организации самостоятельной работы курсантов. Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2015; № 2 (36): 223-226.

8. Коноводова Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся. Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2011: 173-176.

9. Sinclair B. Learner autonomy: The next phase? Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions. Harlow: Longman. 2000: 4-14.

10. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

11. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 384-387.

References

1. Arshinova N.I. K voprosu ob avtonomnosti i samostoyatel'nosti sub'ekta uchebnoj deyatel'nosti i nekotoryh putyah ih razvitiya. VestnikKGU. 2007; № 1: 35-38.

2. Berulava M.N. Gumanizaciya sovremennogo obrazovaniya. Obrazovatel'nye naukiipsihologiya. 2016; № 3 (40): 45-56.

3. Goloshumova G.S., Chernova O.E., Timirov F.F., Ezhov K.S. Formirovanie avtonomnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 8: 27-32.

4. Dzgoev B.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya opyta samostoyatel'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti kursantov VOOVO vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 76-4: 105-108.

5. Evsin V.V., Kovalev R.V. Rol' prepodavatelya v organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov. Special'naya tehnika i tehnologii transporta. 2020; № 6 (44): 250-254.

6. Zaharova Yu.T., Ivanova G.A., Protopopova T.A., Sidorova L.V. K voprosu ob urovnyah samostoyatel'nosti studentov v processe izucheniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze. Gumanizaciya obrazovaniya. 2017; № 3: 16-25.

7. Ivancov I.N., Rycarev A.V., Ashirov A.A. Rukovodyaschaya rol' prepodavatelya v organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov. Nauchnyj vestnik Vol'skogo voennogo instituta material'nogo obespecheniya: voenno-nauchnyj zhurnal. 2015; № 2 (36): 223-226.

8. Konovodova Yu.A. Otlichie samostoyatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya ot samostoyatel'noj raboty uchaschihsya. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya. Perm': Merkurij, 2011: 173-176.

9. Sinclair B. Learner autonomy: The next phase? Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions. Harlow: Longman. 2000: 4-14.

10. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

11. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 384-387.

Статья поступила в редакцию 14.04.23

УДК 378

Osipova I.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: IAOsipova@fa.ru

THE ISSUE OF TOPICALITY OF ROLE-PLAY GAMING AS A POSSIBLE AND EFFECTIVE METHOD OF BOOSTING BACHELOR STUDENTS LANGUAGE LITERACY. The article concentrates on the issue of the use of role-plays, which is considered a most popular tool to master professional English vocabulary and assist bachelor students in overcoming the fear of expressing their thoughts in the English language, using improper vocabulary and making grammar mistakes. The author focuses her attention on the preliminary stage of preparing a role-play, at which undergraduates work on narrow focuses material on management, economics or finance, which is the basis of their future profession. The paper demonstrates a possible example of exercise, intended to help memorize the information and the required vocabulary for the undergraduates participating in the role-play to use at the seminar. The author highlights the effectiveness of the role-play gaming method, as it results in boosting students' motivation and communication on hot topics of economics finance and management.

Key words: non-linguistic university, role-play gaming, financial focus, economics, communicative skills, professional language, innovative methods

И.А. Осипоеа, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: IAOsipova@fa.ru

К ВОПРОСУ О РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК ВОЗМОЖНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

В данной статье автор сосредотачивает свое внимание на использовании ролевых игр, которые постулируются как наиболее популярный инструмент, используемый преподавателями высшей школы для того, чтобы помочь студентам овладеть иноязычной лексикой специальности. Автор также подчеркивает, что ролевые игры могут помочь студентам бакалаврам преодолеть страх выражать свои мысли на иностранном языке, страх использовать неправильную лексику и допущения грамматических ошибок. Автор сосредотачивает свое внимание на подготовительном этапе подготовки к ролевой игре, в процессе которого студенты младших курсов работают над узкоспециализированным материалом по менеджменту, экономике или финансам, то есть в рамках тех областей знаний, которые являются основой их будущей профессии. Автор также демонстрирует возможный пример упражнения, которое намерено помочь запомнить информацию и лексику, требуемую студентам младших курсов для применения в ролевых играх на конкретном семинаре. Автор подчеркивает, что метод ролевых игр считается эффективным, так как он приводит к повышению мотивации студентов и их готовности обсуждать злободневные вопросы экономики, финансов и менеджмента.

Ключевые слова: неязыковой вуз, ролевая игра, финансовая направленность, экономика, коммуникативные навыки, язык специальности, инновационные методы

Возрастающий темп жизни, появление новых технологий приводят к назревшей необходимости изменять многое в области образования. Преподаватели хотят опробовать новые методики и увидеть результаты того, чем могут обернуться новые подходы в обучения на практике, соответственно, множество инновационных технологий, примерами которых являются компьютерные и игровые, называют в качестве приоритетных при организации процесса обучения иностранному языку в вузе. Инновационные процессы, модели в образовании появляются вполне естественно в силу развития общества, появления новых требований к образованию из-за того, что меняется характер взаимодействия педагогической науки и практики образования [1-10]. Инновационные методы и подходы к образованию нацелены на то, чтобы сделать взаимодействие педагога и студента более динамичным и результативным. В свою очередь, заинтересованность студентов в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице и приобретении новых личностных и профессиональных качеств, что может привести к формированию харизматичных, знающих и полномочных специалистов в сфере их профессиональной деятельности, подталкивает преподавателей высшей школы к поиску действенных новых методов, способных заинтересовать студентов в учебном процессе. Одним из таких методов может служить ролевая игра, поскольку она основана на практике говорения, а также предполагает усвоение языкового материала в активном поиске решения проблемы в процессе полемики нескольких участников деловой игры.

Целью настоящего исследования является намерение проиллюстрировать то, что такие педагогические технологии, как ролевые игры, по-прежнему сохраняют актуальность и остаются злободневными в силу того, что их потенциал достаточно велик - это и возможности повысить уровень мотивации, и создать атмосферу активного поиска и творчества, а также запомнить и отработать большой спектр лексических единиц, заранее отобранных преподавателями. Достичь этой цели возможно путем решения следующих задач:

- показать, что интерес к методам ролевой игры как средству работы над языковым материалом довольно высок и актуален;

- проанализировать особенности метода работы над ролевыми играми со студентами вуза и отметить принципы и приемы, характерные для работы преподавателей высшей школы;

- обосновать значимость технологии ролевой игры для студентов экономических неязыковых вузов.

Настоящее исследование представляется актуальным в силу того, что повторяющиеся и неутихающие дискуссии представителей высшей школы на тему, как и на каких обучающих этапах целесообразно и более эффективно применять методы ролевых игр, а также какие этапы уместно включать как подготовительные к ролевой игре, подталкивают преподавателей иностранного языка и методистов в данной области развивать полемику по данной теме и находить новые аспекты освещения этой методики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной статье произведен анализ применения ролевых технологий на примере работы со студентами экономических специальностей неязыкового вуза.

Значимость данного исследования для практики состоит в том, что полученные умозаключения уместно будет применить на семинарах в неязыковом вузе в попытках помочь студентам совершенствовать уровень языковой грамотности, а также овладеть более широким диапазоном лексических оборотов.

Теоретическая значимость работы может быть подтверждена тем, что в статье охвачены идеи, затрагиваемые многими специалистами в сфере педагогики и преподавателями вузов, которые стремятся совершенствовать приемы работы с текстовым материалом по узким специальностям на иностранном языке. Также важным может показаться то, что в статье еще раз отмечена необходимость поэтапной подготовки студентов к работе над ролевой игрой и актуальность использования дополнительных текстовых материалов по узкоспециализированным предметам как источников знаний, необходимых будущим специалистам для проведения качественного и всестороннего грамотного анализа предмета исследования.

В силу того, что студенты заинтересованы в том, чтобы их общение на иностранном языке было беглым, и спонтанность иноязычной речи не представлялась неисполнимой задачей, преподаватели нелингвистических вузов Российской Федерации стараются выстраивать порядок подачи материала на семинарах по изучению иностранного языка так, чтобы в ходе работы над языком специальности внимание было сосредоточено на совершенствовании грамматики, лексики специальности, а также не следует забыть о необходимости оттачивать обычную разговорную лексику, без знания которой участие студентов в обсуждении тем специальности на иностранном языке будет казаться сложным делом. И для преподавателей вуза финансово-экономического профиля, в котором программы предусматривают охват материала исключительно в рамках узкоспециализированных дисциплин, одним из наиболее благоприятных и возможных вариантов добавить иностранные слова общего обихода в содержание семинаров служит организация занятий с учетом ролевых игр и кейсов, являющихся полезными видами работы над иностранным языком и предполагающих довольно длительную коммуникацию на самую широкую тематику.

Когда речь идет о практике обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе, тематика изучаемых проблем обусловливаться программой вуза, и, соответственно, набор лексики будет в большей степени определяться характером специальности, в которой совершенствуются и которую приобретают студенты данного курса, и лексические обороты, и фразовые глаголы строго привязаны к диапазону тем специальности студентов. Поэтому преподаватели при отборе ситуаций ролевых игр ориентируются на ограниченный ряд проблем и предметов обсуждения.

Вопрос значимости ролевой игры не остается без внимания многих специалистов в области педагогики и методологии, поскольку аспекты игровой деятельности весьма важно учитывать при работе с аудиторией, перед которой стоит цель преодолеть языковой барьер и повысить беглость говорения на иностранном языке. В данном случае уместно включать ролевые игры в практику работы над лексикой и грамматикой в силу того, что в процессе коммуникации быстрее активируются мысленные процессы и повышается мотивация и увлеченность студентов процессом освоения новой лексики и составления объемных монологов и диалогов на иностранном языке. Игровые методы не без основания считаются одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков, характеризующиеся высокой эффективностью по сравнению с традиционными методами преподавания, отличающимися своей монотонностью. Здесь можно задаться вопросом и поспорить, уместно ли полностью отказываться от методов предшественников коммуникативной методики в области преподавания. Поскольку бытуют мнения, согласно которым запрос современного поколения студентов, нетерпеливых, скептичных, стремящихся быстро достигать поставленных перед ними целей, направлен на поиск методов учебной работы, в котором уместна активная деятельность, постоянная смена видов упражнений, готовность к мозговому штурму и максимальная приближенность учебных ситуаций к аутентичным и к тем, в которые студенты могут окунуться в рамках рабочих ситуаций. И данные доводы будут вескими в полемике с целью оправдать максимальное и систематическое использование игровых технологий в освоении новых лексем, грамматических оборотов, а также в оттачивании практики говорения на иностранном языке. Но нельзя отрицать и то, что, признавая правильность и небезосновательность подобных убеждений, невозможно признать верным полный и бесповоротный отказ от практик работы над совершенствованием уровня иноязычной речи с использованием привычных и давно учредившихся в профессиональной практике методов работы с текстами, отработкой речевых конструкция в диктантах, в упражнениях на подстановку и формулировку и закрепление новых языковых элементов с помощью выстраивания своих речевых моделей и высказывания по представленным в учебниках образцам. То есть не представляется возможным полный переход к коммуникативным методам от ранее используемых методов системного подхода к изучению иностранного языка.

Ролевая игра становится излюбленным методом работы как студентов, так и преподавателей, поскольку она позволяет дискутировать на уже изученные темы, а также заставляет студентов задуматься над тем, как можно ответить и

реагировать на те или иные вопросы, исходя из уже закрепленного на предыдущих семинарах языкового материала.

Но не всегда работа студентов и преподавателя над ролевой игрой проходит ровно и спокойно по уже закрепленному, опробованному в практике преподавания сценарию. Для специалистов в области педагогики не является секретом то, что даже при наличии смешанных групп, в которых наличествуют студенты с элементарным уровнем владения языком, средним уровнем и более продвинутым, всегда будут присутствовать студенты, которым при подготовке к ролевой игре потребуется значительно большая помощь и более долгий срок подготовки к представлению своих ролей перед аудиторией. Соответственно, преподаватель должен учитывать то, что при подготовке к проигрыванию в аудитории ролевой игры он должен смодулировать работу над материалом в несколько этапов. Этапы работы над ролевой игрой могут включать отработку необходимой лексики, и происходить это может как в процессе выполнения упражнений на подстановку лексики, ответов на вопросы с употреблением выученной лексики, так и путем составления небольших диалогов по заданной теме с целью отработать усвоенные лексические обороты, а также научиться применять вводные связующие фразы, придающие беседе слаженность и вежливость. Поскольку речь идет о работе над ролевыми играми в неязыковом вузе, темы ролевых игр могут охватывать не проблемы повседневной жизни, молодежные проблемы или вопросы социального характера, а, скорее всего, будут связаны с вопросами политического, экономического и делового характера. Дискуссионные темы, которые могут найти отражение в спектре ролевых игр на семинарах в экономическом вузе, затрагивают вопросы экономического роста, специфику распределения власти в компании, способы управления рисками в компании и многие другие. Как можно увидеть из небольшого перечня тем, интерес обучающихся будут заострен на специфике управления бизнесом.

Необходимо вспомнить, что работа над ролевой игрой начинается в аудитории с предварительных обсуждений уже изученных тем или с проработки упражнений по ним, и происходит это потому, что неотъемлемым условием подготовки к проведению ролевой игры служит этап закрепления ранее изученной лексики и анализ узконаправленного материала специальности студентов, который будет составлять содержательное наполнение ролевой игры. Работа над ролевой игрой проходит ряд этапом подготовки к ней. И эти этапы предполагают накопление новой информации по изученному предмету и проработку лексико-грамма-тического контента, используемого на этом промежутке обучения. В числе предлагаемых упражнений и видом учебных работ, предваряющих демонстрацию ролевой игры уже в подготовленном варианте, могут быть, как было отмечено выше, упражнения на подстановку необходимой для запоминания лексики, ответы на вопросы по тематике, направленные на закрепление в памяти информации по предмету, который будет составлять главный вектор развития дискуссии в ролевой игре. Также студенты могут отдельно проработать диалоги по теме ролевой игры, что приведет к повышению беглости в использовании речевого материала при финальном представлении ролевой игры в аудитории. Одним из примеров подобного диалога, который может быть представлен как тренировочный перед составлением ролевой игры на тему антикризисного управления, послужит следующий диалог:

- A: Hi! I know you are a major in management and I would like you to explain the difference between crisis management and risk management.

- B: Hi! Surely, I agree to help you. Crisis management deals with threats before they have occurred, unlike risk management that assesses potential threats.

- A: Well, now I see the difference. So, judging from this definition we may say that risk managers design strategies to prevent and mitigate risks and to control threats. Am I right?

- B: Definitely! To prevent and mitigate risks managers must develop plans and design strategies that will help the company to deal with risks.

- A: If we are speaking about risks, can you tell me what factors impact risks and what risks stem from?

- B: Risks could stem from such factors as financial uncertainty, legal liabilities, management errors, as well as accidents and natural disasters. Moreover, I would like to say that there are techniques which may assist the company to identify what types of risk may entail most serious threats. In this case managers have to identify unique vulnerability and determine the way to mitigate the risk.

- A: Do you mean risk management standards? As far as I have understood, the risk managers have to identify the opportunities of potential risk and analyze what negative influence the risk may entail for the particular project or process, they also analyze different types and instances of risk, and its overall consequences. And after that risk managers can decide whether the risk is acceptable and whether the company is willing to take it on based on its risk appetite.

- B: Right you are! Companies assess the types of risk that occur rather often and that we call the highest-ranked risks, at the second stage the managers of such companies develop a plan which is designed to alleviate the risk by means of specific risk controls. They develop plans how to mitigate prevent risks, they also develop contingency plans.

- A: What external regulations and laws are the most beneficial for the companies to follow not to suffer losses?

- B: To begin with, I'd mention risk avoidance. The strategy which will help managers to deflect possible disruptive events is risk avoidance strategy. It is applied to prevent the disruptive consequences which can be the result of a damaging event. Sometimes the managers of the company may agree tat the risk is worth sharing among several business departments or with a business partner. We even know the cases, when the managers admit that the risk is worth retaining it and do nothing to alleviate the risk.

- A: I see what you mean. Companies sometimes may arrive at the solution to keep a particular percentage of risk when an anticipated profit of the project exceeds the costs and the damage to the company which may be resulted from errors in management of the company.

- B: Definitely! Sometimes companies may take the decision not to mitigate the risk and deal with its consequences afterwards. Companies must try to alleviate the biggest risks and meet compliance guidelines.

- A: Thank you for clarifying the matter. You helped me a lot.

- B: Thank you for a fruitful discussion

Такой диалог может быть представлен после прочтения и проведения анализа текста на тему «Управление рисками в корпорации», а также после работы с упражнениями по такой же теме, поскольку все это даст студентам возможность ознакомиться с новой лексикой по предмету и отработать ее в упражнениях. И только после этого им будет поставлена задача составить свой диалог, включающий максимально возможное число лексических единиц, усвоенных на предыдущих занятиях.

Уже при представлении своих ролей в аудитории студенты выполняют различные виды деятельности, а именно - воспроизводят по памяти текстовые куски, анализируя их и снабжая личными комментариями, формулируют вопросы к другим участникам ролевой игры, провоцирующие последних к активной дискуссии с элементами анализа, на поиск собственных оценок обсуждаемого материала, и все это служит побудительным мотивом, а также хорошим средством преодоления языкового барьера и страха развивать свои высказывания на иностранном языке. Таким образом, мы может сказать, что ролевая игра является уместным и действенным механизмом работы над иноязычной речью.

Многие могут задаться вопросом: почему растет популярность применения ролевых игр на семинарах со студентами вузов? И ответом на такой вопрос послужат слова о том, что ролевая игра позволяет на уже отработанном языковом материале спроецировать симулятивные ситуации так, что студентам будет интересно полемизировать друг с другом, спорить и выдвигать свои аргументы по обсуждаемой проблемной ситуации, помимо этого, студентам будет важно и интересно придумать возможные интересные и грамотные варианты выстраивания иноязычной речи так, чтобы озвученные ими в аудитории доводы были уместныО по форме и содержанию и отвечающими требованиям и критериям составления ролевой игры. То есть можно признать то, что в процессе придумывания ролей и поиска хорошего и уместного языкового наполнения содержания ролевой игры студенты забывают о языковом барьере и боязни неправильно сформулировать тезис на иностранном языке, а также боязни допустить грамматическую ошибку, что, в свою очередь, ведет к страху говорения на иностранном языке и созданию языкового барьера. И ролевая игра как раз служит таким действенным механизмом, которые дает студентам возможность забыть страх неправильно употребить ту или иную лексему или грамматический оборот и сосредоточить свое внимание только на том, чтобы емко, убедительно и по теме сформулировать довод, который будет уместным привести в подтверждение своего высказывания в процессе полемики в ходе проигрывания ролевой игры. Таким образом, ролевая игра значительно поможет студентам в преодолении языкового барьера и продвижении вперед на пути повышения беглости говорения на иностранном языке.

Специалисты отмечают также и положительное психологическое влияние процесса ролевой игры на эмоциональное настроение студентов. Цель повышения мотивации посредством методов ролевой игры оправдана и тем, что имеется возможность заинтересовать студентов постановкой проблемы, то есть умение преподнести ситуацию ролевой игры так, чтобы она оказалась увлекательной, живой, задела бы студентов и заставила спорить на данную тему, приводит к тому, что обучающиеся начинают искать и подбирать речевой материал для представления в ролевой игры, не замечая трудностей и количества потраченного времени. Тем самым студенты получают удовольствие от процесса работы с текстовыми материалами - со справочниками, словарями, монографиями или периодическими изданиями. И усвоение лексического материала происходит гораздо легче. Мотивация, иными словами, является неким пусковым механизмом, который способен повысить самооценку, заставить работать с интересов и полной отдачей, раскрепощенно и серьезно.

Подытоживая продемонстрированный в статье материал, можно прийти к заключению, что ролевая игра представляет собой удачный и действенный метод, помогающий не только нарастить темпы освоения и запоминания лексики и преодолеть трудности в закреплении грамматических конструктов, но и является тем важным инструментом, который положительно влияет на эмоциональное состояние студентов и приводит к тому, что освоение иноязычной речи становится интересным и захватывающим внимание процессом.

Библиографический список

1. Aндреева A.K, Гозалова M.P, Лосева Е.С. Возможности «Blended Learning» в системе российского высшего образования. European Social Science Journal. 2016; № 3: 210-216.

2. Aртемьева O.A., Mакеева M.H. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов: ТГТУ 2007.

3. Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова H.A. Pолевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Валеев A.A., Кондратьева И.Г Mетодические проблемы обучения иностранному языку в контексте межкультурной коммуникации. Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: сборник материалов VII Mеждународной научно-практической конференции. 2014: 536-543.

5. Евдокимова M.T Mоделирование ситуаций профессионального общения при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сборник статей Mеждународной научно-практической конференции. Уфа: OMEW CAЙHC, 2018: 41-44.

6. Ильинова Е.В. Использование коммуникативного метода (игр) при обучении иностранному языку. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015; № 11: 338-343.

7. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков). Aвтореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Mосква, 2000.

8. Комарова ЮА Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. Санкт-Петербург: Каро, 2001: 110-118.

9. Шайхисламова Л.Ф. Pолевые игры на основе информационно-коммуникационных технологий в обучении диалогической речи студентов неязыковых вузов. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins PK Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

References

1. Andreeva A.I., Gozalova M.R., Loseva E.S. Vozmozhnosti «Blended Learning» v sisteme rossijskogo vysshego obrazovaniya. European Social Science Journal. 2016; № 3: 210-216.

2. Artem'eva O.A., Makeeva M.N. Sistema uchebno-rolevyh igrprofessional'nojnapravlennosti. Tambov: TGTU, 2007.

3. Bedrina V.V., Petrova E.I., Tarasova E.Yu., Smirnova N.A. Rolevye igry kak faktor formirovaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij. 'Elekironnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Valeev A.A., Kondrat'eva I.G. Metodicheskie problemy obucheniya inostrannomu yazyku v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Inostrannye yazyki v sovremennom mire: infokommunikacionnye tehnologii v kontekste nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 536-543.

5. Evdokimova M.G. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Psihologo-pedagogicheskij vzglyad na professional'no-orientirovannoe obrazovanie: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OMEGA SAJNS, 2018: 41-44.

6. Il'inova E.V. Ispol'zovanie kommunikativnogo metoda (igr) pri obuchenii inostrannomu yazyku. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2015; № 11: 338-343.

7. Kovalevskaya E.V. Genezis i sovremennoe sostoyanie problemnogo obucheniya (obschepedagogicheskij analiz primenitel'no k metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

8. Komarova Yu.A. Ispol'zovanie uchebnyh igr v processe obucheniya inostrannym yazykam. Obuchenie inostrannym yazykam v shkole i vuze. Sankt-Peterburg: Karo, 2001: 110-118.

9. Shajhislamova L.F. Rolevye igry na osnove informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obuchenii dialogicheskoj rechi studentov neyazykovyh vuzov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins R.K. Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

Статья поступила в редакцию 14.04.23

УДК 811: 378 (045)

Blagodeteleva N.K., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

TRENDS AND PROSPECTS OF USING MODERN VR TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM. The article reflects the current trends in the development of virtual technologies in the higher education system of Russia, particularly, in foreign language education. Virtual reality technology is very popular due to the fact that it allows making the education process more visual and exciting. In the article, the researcher analyzes the current state of virtual technologies in order to introduce these technologies for foreign language education at the university. The work shows that the first inventions in virtual reality have been developed since 1957 and they continue to develop with unhurried steps throughout the entire period. In the 1990s, this technology began to be used in the gaming industry, and 15 years later, the first educational projects began to appear. Since the launch of Oculus VR, the industry has received a new round of development. Having analyzed the demand for these technologies, the author reports that the use of virtual reality is a promising direction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: virtual reality, higher education, teaching foreign languages, virtual online platform, e-learning

Н.К. Благодетелева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации,

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Данная статья отображает современные тенденции развития виртуальных технологий в системе высшего образования России, в частности, в иноязычном образовании. Технология виртуальной реальности пользуется огромной популярностью благодаря тому, что позволяет сделать процесс образования более наглядным и увлекательным. В настоящей статье мы провели анализ современного состояния виртуальных технологий с целью внедрения данных технологий для иноязычного образования в вузе. Отметили, что первые изобретения в виртуальной реальности разрабатывались с 1957 г и продолжают неспешными шагами развиваться на протяжении всего периода. В 1990-е годы эту технологию начали применять в игровой индустрии, а спустя 15 лет стали появляться первые образовательные проекты. С момента выхода на рынок Oculus VR индустрия получила новый виток развития, на этот раз очень бурного. Проанализировав востребованность данных технологий, мы можем утверждать, что использование виртуальной реальности является перспективным направлением.

Ключевые слова: виртуальная реальность, высшее образование, иноязычное образование, виртуальная онлайн платформа, электронное обучение

Актуальность рассматриваемого направления обусловлена быстрым развитием технологий виртуальной реальности/virtual reality (далее - VR) и их активным применением в образовании и во всех областях инженерии и технологии.

Отправной точкой в создании VR-технологий можно считать первый стереоскоп, разработанный Чарльзом Уинстоном в 1837 г. Данное устройство представляло собой невероятно примитивную двухлинзовую камеру. Камера напоминала очки, которые позволяли рассматривать плоское изображение, видя его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.