УДК 342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-66-70
БОРИСОВА О.Г. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: права ребенка, право на здоровье, защита прав, законодательство, нарушения, здравоохранение.
В связи с последними эпидемиологическими событиями, связанными с угрозами здоровью населения планеты, особой актуальностью обладает вопрос современной деятельности российского государства по реализации законодательно закрепленного права ребенка на здоровье и воплощения в жизнь программ и стратегий, принятых во исполнение такого права. Важность представленной темы также объясняется большими рисками и опасностями для здоровья, окружающими ребенка в современных условиях, а также наличие серьезных угроз мирового уровня для здравоохранения. Показано, что Федеральный закон № 323-ф3 от 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ряд других актов обеспечивают права ребенка в сфере здравоохранения в целом и оказания медицинской помощи в частности, исходя из общих правы граждан в этой сфере. В то же время ими закреплена приоритетность защиты прав ребенка.
BORISOVA, O.G.
ON THE ISSUE OF THE REALIZATION OF THE CHILD'S RIGHT TO HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION Key words: rights of the child; the right to health; protection of rights; legislation; violations; health care.
In connection with the latest epidemiological events related to threats to the health of the planet's population, the issue of modern activities of the Russian state to implement the legally enshrined right of the child to health and implement programs and strategies adopted in pursuance of this right is of particular relevance. The importance of the topic presented is also explained by the great risks and health hazards that surround a child in modern conditions, as well as the presence of serious global health threats. It is shown that Federal Law No. 323-FZ of 2011 "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation", a number of other acts ensure the rights of the child in the field of healthcare in general and the provision of medical care in particular, based on the general rights of citizens in this area. At the same time, they establish the priority of protecting the rights of the child.
В XXI веке, в результате достигнутых успехов в развитии медицины, стало возможным усовершенствовать механизмы защиты и реализации прав детей в области здравоохранения. В Российской Федерации на законодательном уровне введены ряд законодательных нововведений, направленных на эффективное государственное регулирование сферы обеспечения защиты прав ребенка в области здравоохранения. Помимо этого, на государственном уровне приняты ряд программ деятельности для соответствующих органов власти, а также государственных и муниципальных организаций медицинского профиля в целях обеспечения реализации права ребенка на здоровье в Российской Федерации.
Серьезной проверкой на защищенность и обеспечения права ребенка на здоровье стала начавшаяся в 2019 году пандемия COVID-19, которая в то же время сумела продемонстрировать все достоинства и недостатки обеспечения здоровой среды применительно к детям. Учитывая, что на государственном уровне были приняты необходимые меры реагирования на тяжелую эпидемиологическую обстановку, тем не менее, отдельные инициативы и решения представляются как сомнительные, нарушающие права детей или даже вредящие им, которые имели открыто дискуссионный характер.
В целом, на сегодняшний день, можно говорить об обеспечении права ребенка на здоровье в различных сферах государственной деятельности Российской Федерации. На правовом уровне, в различных нормативных правовых актах различных уровней и юридической силы закреплены положения, устанавливающие и гарантирующие право ребенка на здоровье. Они придают особое значение детям и их правам, а также позволяют говорить о качественном и продуманном подходе отечественного законодателя к проблеме прав ребенка, в целом, а также к праву детей на здоровье - в частности.
Помимо правового уровня, можно говорить о практической области реализации права ребенка на здоровье. В этой области государственной деятельности представляется необходимым рассмотреть конкретные и практические шаги государства по реализации права ребенка на здоровье непосредственно на уровне применения данных нормативных положений. Ведь исходя из защищенности и обеспеченности права ребенка на здоровье, можно судить о заботе со стороны государства как по отношению к детям, так и к обществу в целом.
В первую очередь, необходимо указать на два основополагающих международных договора, на которые ориентируется Российская Федерация для осуществления деятельности по обеспечению права ребенка на здоровье. Это так называемая Хартия прав ребенка, которая в свою очередь состоит из двух основополагающих документа: Декларации прав ребенка, принятой на
сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 году, а также Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году [1, с. 87]. Российская Федерация, являясь участницей двух указанных международных актов, обязуется обеспечивать всех детей на территории государства доступом к квалифицированной и современной медицинской помощи в полном объеме, предоставлением всего широкого спектра медицинских услуг для осуществления лечения от различных заболеваний, а также для сохранности и обеспеченности здоровья от существующих болезней. Каждый несовершеннолетний ребенок, который обратился в медицинские учреждения Российской Федерации для защиты здоровья или прохождения соответствующего лечения, получает статус пациента, который нашел свое отражение в международных актах [2, с. 139].
При наличии этого статуса, каждый несовершеннолетний пациент имеет обширный круг правовых гарантий, который позволяет ему в полном объеме реализовать свое право на здоровье. Эти правовые гарантии закрепляют право на уважение личности ребенка и гуманный подход к нему со стороны медицинского персонала; обеспечение в полном объеме врачебной тайны, касающейся обследований, диагнозов и лечения несовершеннолетнего пациента; возможность самостоятельно определять медицинское учреждение и выбирать необходимого лечащего врача, а также возможность иметь полную информацию о своем заболевании и давать согласие на вмешательство для проведения оперативного лечения [3, с. 147].
Все эти важные права медицинского характера закреплены на международном уровне и обязательны для участников соответствующих международных договоров. Российская Федерация, подписав и ратифицировав соответствующие международные акты, обязана привести собственное российское законодательство в соответствие с этими актами, а также полностью гарантировать и обеспечить реализацию указанных нормативных положений в практической деятельности [4, с. 77].
В самой Российской Федерации, право ребенка на здоровье закреплено в главном нормативном правовом акте государства - Конституции Российской Федерации 1993 года. Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого человека, в том числе несовершеннолетнего, на обеспечение охраны здоровья и своевременного получения соответствующей медицинской помощи [5].
Помимо Конституции РФ права ребенка на здоровье закреплены в Федеральном законе № 323-ФЗ от 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Глава четвертая данного нормативного правового акта перечисляет основные права граждан, получивших статус пациентов вследствие обращения за соответствующей медицинской помощьюп [6]. Особое место в данном федеральном законе № 323-ФЗ играет детальное закрепление права несовершеннолетнего пациента на сохранение и неразглашение врачебной тайны. К ней федеральный закон относит информацию о самом факте обращения несовершеннолетнего пациента за медицинской помощью, о диагнозе, о медицинском вмешательстве, а также о предпринятых методах и способах лечения заболеваний. По общему правилу, разглашение указанной информации или передача ее в другие органы власти или организации возможно исключительно после предоставления пациентом письменного разрешения на такое разглашение [7, с. 405]. Однако закон допускает наличие исключений из указанного правила. Так, например, в случае оказания помощи медицинского характера несовершеннолетнему пациенту, который не достиг на момент оказания помощи возраста пятнадцати лет, медицинское учреждение обязано уведомить законных представителей такого пациента о факте обращения за соответствующей медицинской помощью.
Вообще, необходимо указать, что данный федеральный закон обеспечивает права ребенка в сфере здравоохранения в целом и оказания медицинской помощи в частности, исходя из общих правы граждан в этой сфере, то есть, делая акцент на правах конкретно детей только в контексте отдельных исключений из общих правил для взрослого населения. Во всех остальных случаях, нормы указанного федерального закона распространяются и на взрослое население, и на несовершеннолетних. Помимо всего прочего, федеральный закон № 323-ФЗ в статье 7 отдельно закрепляет наличие приоритетного характера вопроса об охране здоровья несовершеннолетних. В статье указано, что дети независимо от каких-либо признаков должны иметь особую защиту и охрану их здоровья и безопасности. Также они обладают приоритетным правом в вопросе оказания им соответствующей медицинской помощи [8, с. 111].
Другим важным нормативным актом, закрепляющим и гарантирующим право ребенка на здоровье, является принятый в 1998 году Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Сам по себе данный нормативный правовой акт регулирует права ребенка в целом, по всем сферам общественной жизни. В данном законе конкретизируются многие положения из международных правовых актов, а также закрепляются основные права ребенка в социальной сфере, обеспечивающие достойную жизнь и безопасность ребенка. Данным законом также была подтверждена приоритетность защиты прав ребенка в области осуществления внутренней политики государства. Статья 10 также закрепила основные права ребенка в области здравоохранения населения. Закон обеспечил возможность получения несовершеннолетними пациентами бесплатной квалифицированной помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Установлено право детей с ограниченными возможностями на получение соответствующих лекарственных средств или вспомогательных предметов жизнедеятельности на бесплатной основе. Предоставлено несовершеннолетним право на отдых в санаториях и профилактических курортах [9]. Помимо прочего, отдельно предоставлены законодательно закрепленные гарантии предоставления услуг в области здравоохранения детям, которые находятся в определенных трудных жизненных обстоятельствах. Они получили особую охрану своих прав и интересов со стороны государства [10, с. 43].
Можно сказать, что в законотворческой сфере урегулированы все основные вопросы, связанные с правовыми гарантиями и обеспечением права ребенка на здоровье. На уровне федеральных нормативных правовых актов находят свою конкретизацию положения международных правовых актов, провозглашающих права ребенка в различных сферах общественной жизни. Федеральные законы устанавливают основные права и гарантии ребенка на достойную здоровую среду жизнедеятельности и получение квалифицированной медицинской помощи в случае заболеваний.
Отдельный вопрос представляет реализация указанных в законодательстве положений, направленных на обеспечение права ребенка на здоровье на практике.
Как уже отмечено, законодательством установлена приоритетность защиты прав ребенка для деятельности государства и его органов власти. На сегодняшний день государством приняты важнейшие меры по реализации права ребенка на благоприятную здоровую среду и жизнедеятельность, а также на получение помощи медицинского характера. Одной из важнейших мер предоставления такой помощи детям является созданная Федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сеть специальных социальных служб для несовершеннолетних, значение которых заключается в индивидуальной деятельности по отношению к отдельных детям, находящимся в особых условиях. Они наделены правом контроля за такими детьми и предоставлении государственной помощи семьям с такими детьми. Также для реализации права на благоприятную здоровую среду на государственном уровне созданы специальные стандарты определения качества жизни детей, которые позволяют на практике определить норму жизни отдельно взятых детей и вовремя выявить необходимость вмешательства или предоставления соответствующей помощи в случае выявления отклонения от нормы [11, с. 32].
Периодически, во исполнение принятых федеральных законов в области обеспечения права ребенка на здоровье, на уровне регионов и муниципалитетов осуществляются профилактическая и предупредительная деятельность для предотвращения заболеваний среди детей, как единичного характера, так и эпидемиологического.
Правительством Российской Федерации устанавливается специальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данная программа включает в себя отдельные виды предоставляемой гражданам медицинской помощи, материальные средства для оказания такой помощи, необходимые объемы помощи, отдельные вопросы, связанные с тарифами оказания медицинской помощи населению. Программа направлена, в том числе, на реализацию возможности несовершеннолетним получать бесплатную медицинскую помощь в случае выявления заболеваний или угроз для жизни и здоровья медицинского характера [12, с. 45]. Помимо этого, государственными и муниципальными учреждениями осуществляется информирование населения, в том числе несовершеннолетних, о
различных существующих рисках для их жизни и здоровья, обеспечивается необходимая им мотивация для сохранения своего здоровья и его поддержания в нормальном состоянии.
Принимаемые на государственном уровне программы государственной политики по улучшению положения детей неизменно содержат в себе наиболее приоритетные цели для сохранения здоровья детей в необходимом состоянии. Это такие цели, как: обеспечение охраны здоровья ребенка и пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних; предоставление качественной квалифицированной медицинской помощи несовершеннолетним; повышение экономического и социального благосостояния детей и семей, имеющих несовершеннолетних детей; совершенствование системы поддержки со стороны государства различным отдельным категориям детей или семей [13, с. 64].
Отдельно необходимо рассмотреть реализацию права ребенка на здоровье в период чрезвычайных ситуаций медицинского характера. Самой известной и показательной ситуацией подобного характера за последнее время стала пандемия COVID-19. За прошедшее время в период пандемии, можно выявить положительные и отрицательные стороны государственного регулирования сферы здравоохранения по вопросам защиты прав ребенка на здоровье.
В первую очередь, безусловно, важным моментом было отсутствие принудительной вакцинации по отношению к несовершеннолетним детям и предоставление возможности в каждом отдельном случае законным представителям ребенка самостоятельно решать вопрос о необходимости прохождения процедуры вакцинирования. К негативным моментам можно отнести в определенной степени игнорирование вредных для физического и психического здоровья детей процессов в период самоизоляции и действия ограничительных мер как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Так, во многом, не была в должной мере обеспечена защита детей в период самоизоляции в трудных семьях, где существовал высокий риск присутствия домашнего насилия или иных негативных последствий для здоровья ребенка. Не на высоком уровне была проведена кампания по предотвращению распространению так называемых фейковых новостей о коронавирусной инфекции и донесению до населения научно достоверной информации о вакцинации и природе самого коронавируса.
Выявленные проблемы имеют как организационный, так и правовой характер. Многие нормативные положения действующего законодательства имели существенные пробелы или не отвечали реалиям нового времени. Все это наложило свой отпечаток на обеспечение права ребенка на здоровье в условиях чрезвычайной ситуации медицинского характера.
Подводя итог, можно сделать определенные выводы. На законотворческом уровне Российская Федерация смогла добиться в достаточно большом объеме конкретизации прав и мер деятельности по обеспечению права ребенка на здоровье. Существующие законы, программы действия и стратегии способствовали определению конкретных целей и способов их достижения. Существующие государственные институты защиты прав детей, в том числе и в сфере здравоохранения, поспособствовали созданию целостной системы практической защиты прав детей на здоровую для них среду. Они позволяют быстро реагировать на возникающие проблемы и угрозы для здоровья детей и решать возникающие проблемы на достаточно высоком и эффективном уровне.
Вместе с тем, практическая реализация закрепленных положений не всегда проходит нормально, система обеспечения права ребенка на здоровье, как и вся здравоохранительная система государства, сталкивается с определенными организационными проблемами в ситуациях чрезвычайного характера.
Своевременно выявленные недочеты и скорейшее их исправление, безусловно, поспособствует созданию во всех смыслах этого слова высококачественной и организованной системы по гарантии и реализации права ребенка на здоровье.
Литература и источники
1. Алиева К., Абдулаева И.А. Защита прав детей в российском законодательстве и в нормах международного права // Символ науки. 2017. №12. С. 87-89.
2. Магомедова М.З., Алиева М.Н. Право человека на охрану здоровья в международном праве // Закон и право. 2020. №4. С. 138-140.
3. Шелегова Д.А. Совершенствование гарантий обеспечения охраны здоровья в международном праве // Вестник науки. 2020. №6 (27). С. 143-147.
4. Азходжаева Р.А. Современные мировые тенденции развития права на здоровье // Вестник науки и образования. 2019. №211 (75). С. 75-80.
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
6. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2022 г. № 166-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
7. Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье / М.М. Попович // Образование и право. 2021. №10. С. 403-408.
8. Миронова О.А. Право на охрану здоровья: конституционно-правовой аспект / // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. №4. С. 105-111.
9. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 5 декабря 2022 г. № 478-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
10. Белокопытов В.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь / В.А. Белокопытов // Отечественная юриспруденция. 2017. №11 (25). С. 43-45.
11. Романов А.А. О некоторых проблемах реализации права на здоровье в Российской Федерации // Вестник УЮИ. 2018. №3 (81). С. 31-36.
12. Шелепов С.Н. Конституционно-правовая основа и сущность права на охрану здоровья// Закон и право. 2021. №9. С.44-47.
13. Бондаренко И.В., Махиборода М.Н., Фроловская Ю.И. Защита жизни и здоровья детей как основа социальной политики государства // Государственная служба и кадры. 2021. №1. С. 63-66.
References and Sources
1. Alieva K., Abdulaeva I.A. Zashchita prav detej v rossijskom zakonodatel'stve i v normah mezhdunarodnogo prava // Simvol nauki. 2017. №12. S. 87-89.
2. Magomedova M.Z., Alieva M.N. Pravo cheloveka na ohranu zdorov'ya v mezhdunarodnom prave // Zakon i pravo. 2020. №4. S. 138-140.
3. Shelegova D.A. Sovershenstvovanie garantij obespecheniya ohrany zdorov'ya v mezhdunarodnom prave // Vestnik nauki. 2020. №6 (27). S. 143147.
4. Azhodzhaeva R.A. Sovremennye mirovye tendencii razvitiya prava na zdorov'e // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. №21-1 (75). S. 75-80.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
6. «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» : Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ (s posl. izm. i dop. ot 11 iyunya 2022 g. № 166-FZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
7. Popovich M.M. Realizaciya prava grazhdan na zdorov'e / M.M. Popovich // Obrazovanie i pravo. 2021. №10. S. 403-408.
8. Mironova O.A. Pravo na ohranu zdorov'ya: konstitucionno-pravovoj aspekt / // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2018. №4. S. 105-111.
9. «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» : Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ (s posl. izm. i dop. ot 5 dekabrya 2022 g. № 478-FZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
10. Belokopytov V.A. Pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' / V.A. Belokopytov // Otechestvennaya yurisprudenciya. 2017. №11 (25). S. 43-45.
11. Romanov A.A. O nekotoryh problemah realizacii prava na zdorov'e v Rossijskoj Federacii // Vestnik UYul. 2018. №3 (81). - S. 31-36.
12. Shelepov S.N. Konstitucionno-pravovaya osnova i mushchnost' prava na ohranu zdorov'ya // Zakon i pravo. 2021. №9. S. 44-47.
13. Bondarenko I.V., Mahiboroda M.N., Frolovskaya Yu.I. Zashchita zhizni i zdorov'ya detej kak osnova social'noj politiki gosudarstva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021. №1. S. 63-66.
БОРИСОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА - аспирантка, Уфимский университет науки и технологий ([email protected]). BORISOVA, OXANA G. - Ph.D. student, Ufa University of Science and Technology ([email protected]).
УДК 342.98 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-70-74
МАЗЕИН А.В.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛУЖАЩИХ (АССЕССМЕНТ) КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: ассессмент-центр, кадровая политика, государственная служба, государственная безопасность, правовое регулирование, кадровый резерв, стратегическое планирование
В статье исследуется проблема правовой регламентации процедур оценки профессиональных компетенций государственных служащих. Авторский анализ справочно-правовых систем продемонстрировал, что нормативные правовые акты, регулирующие применение ассессмент-центров, принимались преимущественно в 2018-2020 годах. До этого, начиная с 2015 года, положения об ассессмент-центрах включались в документы стратегического планирования как перспективные инструменты. Большинство актов содержат лишь отсылки к возможности проведения ассессмент, существенно меньшее число включают цели по расширению практики применения этой технологии в документы стратегического планирования. В редких случаях органы власти раскрывают сущность самой процедуры и регламентируют ее содержание. Это влечет правовую неопределенность, когда участники конкурсных мероприятий находятся в неведении относительно характера ожидаемых конкурсных процедур. Поэтому необходимо более обстоятельно регламентировать данную процедуру для расширения практики ее применения и повышения качественного состава служащих во имя обеспечения национальной безопасности. В заключение обоснован вывод о том, что ситуация, когда процедура ассессмента урегулирована фрагментарно, не способствует росту качества и эффективности ее проведения.
MAZEIN, A.V.
REGULATION OF THE PROCEDURE FOR ASSESSING THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES (ASSESSMENT) AS A FACTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY