Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПАЦИЕНТА-РЕБЁНКА В РОССИИ
Трофимова А.А., Волкова Л.Э., Канаева А.Н.
ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г.
Архангельск, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья рассматривает законодательное обеспечение прав ребёнка-пациента в РФ, проблеме реализации некоторых прав в системе здравоохранения ввиду отсутствия прописанных механизмов. Обсуждается необходимость единого нормативно-правового акта о правах ребенка-пациента. Также раскрывается необходимость повышения информированности медицинского персонала о правах ребенка-пациента и в этой связи улучшения качества медицинского обслуживания в системе здравоохранения РФ.
Ключевые слова: ребёнок-пациент, права ребёнка-пациента, качество медицинской помощи, закон о правах пациентов.
Технический прогресс значительно облегчил жизнь современного человека, но и более остро дал прочувствовать необходимость уточнить все права человека в обществе. В связи с постоянным расширением спектра медицинских услуг, содержание прав человека в сфере здравоохранения и их этический смысл становится все более актуальной и сложной проблемой. Одной из самых уязвимых групп пациентов является «пациент-ребенок». Это связано с многими факторами, в т.ч. недееспособностью детей, а также высоким процентом социально-неблагополучных семей (по данным Министерства образования РФ состоит на учете свыше 310 тысяч семей, по данным Министерства внутренних дел в таких семьях воспитывается более 6 миллионов детей) и пр. Исходя из перечисленного, подробное изучение и создание единого нормативно-правового акта, регламентирующего права детей-пациентов является актуальной проблемой.
В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка (далее - Конвенция), где уточнялось определение статуса «ребёнок», а также закреплялось право на обеспечение интересов ребёнка всеми организациями [1,3,4,16]. Содержание статьи 24 Конвенции указывает на то, что правительства обязуются обеспечить ребенку рост в безопасных и благоприятных условиях, имея доступ к высококачественному образованию и здравоохранению, а также должный уровень жизни [2]. Эта норма была закреплена в Конституциях и законах 193 стран, её положения были включены в законы об охране детства позже (напр., Великобритания закрепила это право в 1990 г.). Также в России заканчивает свою работу Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" [11]. Подчеркнем, что в Стратегии 2012—2017 гг., как в Конвенции и в Конституции РФ, сделан акцент на необходимости решений и действий в отношении именно каждого ребенка, нуждающегося в конкретном благе. Это положение говорит нам о недопустимости очередности и избирательности в порядке получения медицинской помощи, не смотря на различия финансового положения стран и регионов [4]. Хотя педиатры в ежедневной рутинной практике встречаются со случаями, которые регулируются, по меньшей мере, содержанием 18 из 54 статей Конвенции, но механизмы регулирования этих прав в Конвенции несколько ограничены и не определены. Так, например, не описана степень участия маленького пациента в выборе лечения [4,15].
В докладе Х конгресса Союза педиатров России (2006 г.) председателем комитета по охране здоровья Т.В. Яковлевой отмечено, что после анализа комитетом 3000 нормативно-правовых документов субъектов РФ было установлено, что в настоящее время в регионах России фактически отсутствует стройная законодательная система, главной задачей которой являлось бы обеспечение права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь.[14] Существующие документы законодательного характера по охране здоровья и медицинской помощи детям в субъектах РФ не являются единым нормативно-правовым актом, а представлены статьями в законах, включая о бюджетах, об образовании, об опеке и попечительстве и т.д. Региональные законы дублируют нормы федерального закона в ущерб более глубокой законодательной проработке вопросов, которые могли бы быть изменены с учётом местных социально-экономических, этнических и других особенностей.
В 2005 году планировалось организовать Национальный институт детства и совместно с комитетом по охране материнства и детства Госдумы РФ разработать Кодекс охраны прав ребёнка во всех сферах жизни. [14]
Рассмотрим подробнее проблемы и тенденции по совершенствованию законодательства РФ об охране детства.
Российские исследователи О.А. Цыганова и Е.С. Ширяева выделили ряд факторов, препятствующих созданию стройной системы, регулирующей права пациента, в т.ч. и ребёнка-пациента. К ним относят отсутствие специального федерального закона, регламентирующего права пациентов; низкая активность общественных организаций, реализующих права граждан при получении медицинской помощи; невысокий уровень правовой культуры потребителей и производителей медицинских услуг; правовой нигилизм общества. [12]
Инициатива по принятию закона об охране здоровья ребёнка принадлежит академику РАН, директору Научного центра здоровья детей, главному педиатру Российской Федерации А.А. Баранову. По этому вопросу высказался А.А. Баранов во время Пресс-конференции по проблемам детского здравоохранения в Международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня». В настоящее время Научный центр здоровья детей выделил грант и создал рабочую группу по созданию закона об охране здоровья детей [5,7].
Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
Необходимо помнить, что нарушения прав несовершеннолетних пациентов зачастую связаны с недостаточным уровнем правовой, деонтологической и психологической подготовки врача. Это отражено в работах российских исследователей медицинского права Полунина Н.В., Коновалова О.Е. и пр. об изучении мнения медицинских работников о соблюдении прав пациентов-детей и их законных представителей [9,10]. В г. Пензе, например, был проведён социологический опрос 261 врача-педиатра с использованием разработанной анкеты. Среди результатов исследования можно отметить низкий уровень информирования детей и законных представителей о праве замены врача, лишь половина врачей предоставляет полную информацию о состоянии здоровья ребёнка, высокий уровень информированности о сохранении врачебной тайны и о согласии на проведение вмешательства.
Низкий уровень правовой грамотности медицинских работников связан с недостаточной мотивацией к изучению и практическому осуществлению прав пациентов, что говорит о дефектах организации внутреннего контроля качества медицинской помощи [8]. Недостаточная мотивация также обусловлена интенсивным рабочим графиком медицинского персонала, который они себе составляют для повышения оплаты труда.
Стоит отметить, что удовлетворённость потребителя входит в перечень критериев качества оказания медицинских услуг. Между тем, исследования взаимосвязи между показателями удовлетворенности потребителей медицинских услуг как показателя качества медицинской помощи и уровнями информированности производителей услуг о правах пациентов выявили выраженную зависимость. (Медико-организационные и социально-гигиенические аспекты). Возможно, это позволит в ближайшем будущем включить критерий информированности медицинских работников в показатели качества оказания медицинской помощи. [6]
Принципиально важным событием в сфере охраны детства стало издание Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. об учреждении должности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В Указе предложено учредить подобную должность в субъектах Федерации. По состоянии на 2017 год уполномоченный по правам ребенка есть в каждом субъекте Российской Федерации [13].
Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и дальнейших научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств. Примеры комплексных мер хорошо описаны в статье Азаровой Е.Г. «Социальное обеспечение и правовая защита детей». Это и повышение размеров детских пособий, механизмы обеспечения молодой мамы хорошим питанием, отсутствие трудовой деятельности матери (родителя) для детей раннего (ясельного) возраста, механизмы регулирования неполной занятости матери в этот период, увеличение страхового случая для отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. [4]
Для создания конкретных программ охраны здоровья детского населения необходимо добиваться понимания и важности остроты и неотложности, сложившейся проблемной социальной ситуации, как на уровне государственных структур, так и общественных формирований. Многие активные общественные деятели и профессиональные сообщества указывают на необходимость принятия закона, затрагивающего все сферы (жизни) ребёнка.
Важным шагом к формированию правовой культуры отношения к ребёнку-пациенту должно стать повышение информированности медицинского персонала о правах ребёнка-пациента. Для этого необходимо использовать механизм включения этого критерия в перечень критериев оценки качества медицинских услуг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.
[2] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
[3] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
[4] Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей.// Азарова Е.Г. Российское законодательство: состояние и проблемы. Журнал российского права № 3 — 2013
[5] Баранов А. А. Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» // Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Медицинское право и этика. 2003. № 3.
[6] Васильева Т.П. Парадигма управления факторами; определяющими качество медицинской помощи.// Васильева Т.П., Куценко Г.И., Тюрина 0.В., Мушников Д.Ш. Иваново: МИК, 2002: - 297 с.
[7] Лапин Ю.Е. Охрана здоровья детей в системе межсекторальных отношений.//Лапин Ю.Е. Социальная педиатрия и организация здравоохранения, 2008
[8] Павлова Ю.В. Реализация прав несовершеннолетних пациентов при оказании медицинской помощи: проблемы правоприменительной практики.// Павлова Ю.В. "Медицинский форум" № 1 (2) | 2015.
[9] Полунина Н.В. Информированность врачей-педиатров по этико-правовым вопросам оказания медицинской помощи.//Полунина Н.В., Шмелев И.А., Коновалов О.Е. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. Том 24, №3, 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.medlit.ru/journalsview/socialhygiene/view/journal/2016/issue-3/360-the-awareness-of-pediatricians-about-ethical-legal-issues-of-medical-care-provision/ (дата доступа: 29.11.2017).
Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
[10] Полунина Н.В. Мнение врачей-педиатров о соблюдении прав пациентов-детей и их законных представителей.//Полунина Н.В., Шмелев И.А., Коновалов О.Е., Дмитриев А.В. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, №4, 2015г.
[11] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата доступа: 29.11.2017).
[12] Цыганова О.А. Система обеспечения прав пациентов: зарубежная и российская практика. // Цыганова О.А., Ширяева Е.С. Медицинская сестра. Архангельск, 2010.
[13] Яковлева, Т. В. Законодательное обеспечение охраны здоровья детей в Российской Федерации [Текст] / Т. В. Яковлева // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 2. - С. 4-7.
[14] Яковлева Т.В. Охрана здоровья детей - законодательное обеспечение.// Яковлева Т.В. По материалам выступления на X конгрессе Союза педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» 2006 г., Москва
[15] Jurg C. Streuli Children's rights in pediatrics// Jurg C. Streuli, Margot Michel, Effy Vayena European Journal of Pediatrics May 2010. Source: PubMed.
[16] Policy Statement—Health Equity and Children's Rights//Council on Community Pediatrics and Committee on Native American Child Health Pediatrics. Published March 29, 2010
SOCIOLOGICAL ASPECTS OF CHILDREN RIGHTS IN HEALTHCARE OF RUSSIA
Trofimova A.A., Volkova L.E., Kanaeva A.A.
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Northern (Arctic) Federal University named after M. V.
Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation
Annotation. In this article there is discussion about legislative support of children rights as patients in Russia, problems of realization of rights because of the problem of lack of implementation mechanisms of the rights. Also there is some motivation to the creation of a single regulatory legal act on the rights of patients'. Article reveals the need to increase awareness among medical personnel about the rights of the child-patient and in this regard improve the quality of care in the health system of the Russian Federation.
Key words: child patient, children's patients' rights, quality of care, the law on patients ' rights
REFERENCES
[1] The universal Declaration of human rights // Rossijskaya gazeta. - 10 dekabrya 1998 g.
[2] United Nations Convention on the Rights of the Child. Ratificirovana Postanovleniem VS SSSR 13 iyunya 1990 g. № 1559-1 // SPS Konsultant Plyus.
[3] Constitution of Russian Federation (1993). Konstituciya Rossijskoj Federacii: ofic. tekst. - M.: Marketing, 2001. - 39 p.
[4] Azarova E.G. Social'noe obespechenie i pravovaya zashchita detej.// Azarova E.G. Rossijskoe zakonodatel'stvo: sostoyanie i problemy. ZHurnal rossijskogo prava № 3 — 2013
[5] Baranov A. A. Koncepciya zakonoproekta «Ob ohrane zdorov'ya detej v Rossijskoj Federacii» // Baranov A. A., Lapin YU. E. Medicinskoe pravo i ehtika. 2003. № 3.
[6] Vasil'eva T.P. Paradigma upravleniya faktorami; opredelyayushchimi kachestvo medicinskoj pomoshchi.// Vasil'eva T.P., Kucenko G.I., Tyurina 0.V., Mushnikov D.SH. Ivanovo: MIK, 2002: - 297 p.
[7] Lapin YU.E. Ohrana zdorov'ya detej v sisteme mezhsektoral'nyh otnoshenij.//Lapin YU.E. Social'naya pediatriya i organizaciya zdravoohraneniya, 2008
[8] Pavlova YU.V. Realizaciya prav nesovershennoletnih pacientov pri okazanii medicinskoj pomoshchi: problemy pravoprimenitel'noj praktiki.// Pavlova YU.V. "Medicinskij forum" № 1 (2) | 2015.
[9] Polunina N.V. Informirovannost' vrachej-pediatrov po ehtiko-pravovym voprosam okazaniya medicinskoj pomoshchi.//Polunina N.V., SHmelev I.A., Konovalov O.E. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. Tom 24, №3, 2016. [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://www.medlit.ru/journalsview/socialhygiene/view/.. (data dostupa: 29.11.2017).
[10] Polunina N.V. Mnenie vrachej-pediatrov o soblyudenii prav pacientov-detej i ih zakonnyh predstavitelej.//Polunina N.V., SHmelev I.A., Konovalov O.E., Dmitriev A.V. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova, №4. 2015g.
[11] Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 "O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody" [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (data dostupa: 29.11.2017).
[12] Cyganova O.A. Sistema obespecheniya prav pacientov: zarubezhnaya i rossijskaya praktika. // Cyganova O.A., SHiryaeva E.S. Medicinskaya sestra. Arhangel'sk, 2010.
[13] YAkovleva, T. V. Zakonodatel'noe obespechenie ohrany zdorov'ya detej v Rossijskoj Federacii [Tekst] / T. V. YAkovleva // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. - 2010. - № 2. - p. 4-7.
[14] YAkovleva T.V. Ohrana zdorov'ya detej - zakonodatel'noe obespechenie.// YAkovleva T.V. Po materialam vystupleniya na X kongresse Soyuza pediatrov Rossii «Aktual'nye problemy pediatrii» 2006 g., Moskva
[15] Jürg C. Streuli Children's rights in pediatrics// Jürg C. Streuli, Margot Michel, Effy Vayena European Journal of Pediatrics May 2010. Source: PubMed.
[16] Policy Statement—Health Equity and Children's Rights//Council on Community Pediatrics and Committee on Native American Child Health Pediatrics. Published March 29, 2010