5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
6. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2022 г. № 166-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
7. Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье / М.М. Попович // Образование и право. 2021. №10. С. 403-408.
8. Миронова О.А. Право на охрану здоровья: конституционно-правовой аспект / // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. №4. С. 105-111.
9. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 5 декабря 2022 г. № 478-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
10. Белокопытов В.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь / В.А. Белокопытов // Отечественная юриспруденция. 2017. №11 (25). С. 43-45.
11. Романов А.А. О некоторых проблемах реализации права на здоровье в Российской Федерации // Вестник УЮИ. 2018. №3 (81). С. 31-36.
12. Шелепов С.Н. Конституционно-правовая основа и сущность права на охрану здоровья// Закон и право. 2021. №9. С.44-47.
13. Бондаренко И.В., Махиборода М.Н., Фроловская Ю.И. Защита жизни и здоровья детей как основа социальной политики государства // Государственная служба и кадры. 2021. №1. С. 63-66.
References and Sources
1. Alieva K., Abdulaeva I.A. Zashchita prav detej v rossijskom zakonodatel'stve i v normah mezhdunarodnogo prava // Simvol nauki. 2017. №12. S. 87-89.
2. Magomedova M.Z., Alieva M.N. Pravo cheloveka na ohranu zdorov'ya v mezhdunarodnom prave // Zakon i pravo. 2020. №4. S. 138-140.
3. Shelegova D.A. Sovershenstvovanie garantij obespecheniya ohrany zdorov'ya v mezhdunarodnom prave // Vestnik nauki. 2020. №6 (27). S. 143147.
4. Azhodzhaeva R.A. Sovremennye mirovye tendencii razvitiya prava na zdorov'e // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. №21-1 (75). S. 75-80.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
6. «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» : Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ (s posl. izm. i dop. ot 11 iyunya 2022 g. № 166-FZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
7. Popovich M.M. Realizaciya prava grazhdan na zdorov'e / M.M. Popovich // Obrazovanie i pravo. 2021. №10. S. 403-408.
8. Mironova O.A. Pravo na ohranu zdorov'ya: konstitucionno-pravovoj aspekt / // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2018. №4. S. 105-111.
9. «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» : Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ (s posl. izm. i dop. ot 5 dekabrya 2022 g. № 478-FZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL:http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).
10. Belokopytov V.A. Pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' / V.A. Belokopytov // Otechestvennaya yurisprudenciya. 2017. №11 (25). S. 43-45.
11. Romanov A.A. O nekotoryh problemah realizacii prava na zdorov'e v Rossijskoj Federacii // Vestnik UYul. 2018. №3 (81). - S. 31-36.
12. Shelepov S.N. Konstitucionno-pravovaya osnova i mushchnost' prava na ohranu zdorov'ya // Zakon i pravo. 2021. №9. S. 44-47.
13. Bondarenko I.V., Mahiboroda M.N., Frolovskaya Yu.I. Zashchita zhizni i zdorov'ya detej kak osnova social'noj politiki gosudarstva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021. №1. S. 63-66.
БОРИСОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА - аспирантка, Уфимский университет науки и технологий ([email protected]). BORISOVA, OXANA G. - Ph.D. student, Ufa University of Science and Technology ([email protected]).
УДК 342.98 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-70-74
МАЗЕИН А.В.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛУЖАЩИХ (АССЕССМЕНТ) КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: ассессмент-центр, кадровая политика, государственная служба, государственная безопасность, правовое регулирование, кадровый резерв, стратегическое планирование
В статье исследуется проблема правовой регламентации процедур оценки профессиональных компетенций государственных служащих. Авторский анализ справочно-правовых систем продемонстрировал, что нормативные правовые акты, регулирующие применение ассессмент-центров, принимались преимущественно в 2018-2020 годах. До этого, начиная с 2015 года, положения об ассессмент-центрах включались в документы стратегического планирования как перспективные инструменты. Большинство актов содержат лишь отсылки к возможности проведения ассессмент, существенно меньшее число включают цели по расширению практики применения этой технологии в документы стратегического планирования. В редких случаях органы власти раскрывают сущность самой процедуры и регламентируют ее содержание. Это влечет правовую неопределенность, когда участники конкурсных мероприятий находятся в неведении относительно характера ожидаемых конкурсных процедур. Поэтому необходимо более обстоятельно регламентировать данную процедуру для расширения практики ее применения и повышения качественного состава служащих во имя обеспечения национальной безопасности. В заключение обоснован вывод о том, что ситуация, когда процедура ассессмента урегулирована фрагментарно, не способствует росту качества и эффективности ее проведения.
MAZEIN, A.V.
REGULATION OF THE PROCEDURE FOR ASSESSING THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES (ASSESSMENT) AS A FACTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY
Key words: assessment center, personnel policy, public service, state security, legal regulation, personnel reserve, strategic planning
The article examines the problem of legal regulation of procedures for assessing the professional competencies of civil servants. The author's analysis of reference and legal systems demonstrated that regulations governing the use of assessment centers were adopted mainly in 20182020. Prior to this, starting in 2015, provisions on assessment centers were included in strategic planning documents as promising tools. Most acts contain only references to the possibility of conducting an assessment; a significantly smaller number include goals for expanding the practice of using this technology in strategic planning documents. In rare cases, authorities reveal the essence of the procedure itself and regulate its content. This entails legal uncertainty when participants in competitive events are in the dark about the nature of the expected competitive procedures. Therefore, it is necessary to more thoroughly regulate this procedure to expand the practice of its application and improve the quality of employees in the name of ensuring national security. In conclusion, the conclusion is substantiated that the situation when the assessment procedure is regulated in a fragmentary manner does not contribute to the growth of the quality and efficiency of its implementation.
В условиях существенного влияния внешних угроз безопасности при приеме на государственную службу, включении в резерв важно оценивать не столько теоретические знания в области обеспечения защищенности государства и общества, сколько навыки их практического применения. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент отметил, что «чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жёстко нацелены на получение конкретного результата». Эту идею в настоящее время развивает и научная общественность, разделяя взгляды на освоение новых компетенций государственными служащими [1], признавая высокую ценность профессиональной грамотности среди должностных лиц [2, с. 145].
В таких условиях особо важным становится совершенствование кадровой работы в части модернизации системы оценки профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы. Уровень владения новыми компетенциями должен оцениваться с применением современных методов, способствующих объективному выявлению наиболее подходящих кандидатов на должность [3, с. 273]. Противостоять новым угрозам национальной безопасности могут только чиновники, владеющие соответствующими компетенциями. Поэтому необходимо модернизировать систему оценки их подготовленности с учетом развития науки и техники.
В настоящее время на государственной службе широкое распространение получают имитационные (или игровые) методы, которые изначально внедрялись в бизнес-структурах [4, с. 149]. Одним из таких методов является оценка управленческой компетентности в рамках ассессмент-центра (от англ. assessment - оценка). Ассессмент - это процедура, в ходе которой поведение участника оценивается при выполнении практических задач, решении заранее подготовленных проблем [5]. Как отмечают исследователи, «ассессмент-центр проводится таким образом, чтобы симулировать задачи сотрудника на его рабочем месте» [6, с. 27]. Подчеркивается, что симуляция реальных профессиональных условий повышает достоверность оценки коммуникативных компетенций и управленческого потенциала участников [7, с. 41]. В ходе этих упражнений оцениваются такие качества, как лидерство, коммуникабельность, умение принимать решения, планирование и организация работы, умение работать в команде и другие. Оценка проводится экспертами, которые наблюдают за поведением участников в различных ситуациях и оценивают их по заранее определенным критериям. Моделирование влияния различных угроз на принятие управленческих решений может установить уровень стрессоустойчивости и подготовленности участников.
В связи с актуализацией поиска наиболее подходящих методов оценки профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы становится востребованным анализ правового регулирования внедрения этих методов на государственную службу. Анализ справочно-правовых систем продемонстрировал, что преимущественно нормативные правовые акты, регулирующие применение ассессмент-центров, принимались в 2018-2020 годах. До этого, начиная с 2015 года, положения об ассессмент-центрах включались в документы стратегического планирования как перспективные инструменты.
Применение указанного инструмента в публичной сфере начиналось с организаций с государственным участием. Например, на основании приказа Минобрнауки Республики Татарстан от 29.01.2015 № 406/15 был определен порядок аттестации руководителей республиканских государственных образовательных учреждений. Указанный Порядок предусматривал, что «в ходе аттестации работники проходят комплексную стандартизированную оценку личностно-деловых качеств, необходимых для эффективной работы в конкретной должности, оценку
профессиональных компетенций (ассессмент) по определению уровня развития управленческих компетенций». При этом требования к самой процедуре ассессмент установлены не были.
Аналогичным образом обращение к процедуре ассессмент декларировалось во многих других источниках, которые вместе с тем не устанавливали требования к самой процедуре, например:
- в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12.07.2018 №2 86 «О реализации республиканского кадрового проекта «Мой Дагестан» ассессмент становится альтернативной формой финального оценочного мероприятия наряду с собеседованием;
- в соответствии с Указом Главы Республики Тыва от 03.04.2019 № 72 «О создании Молодежного правительства Республики Тыва» ассессмент завершает процедуру формирования Молодежного правительства региона;
- в соответствии с Распоряжением Руководителя администрации губернатора Пермского края от 13.09.2017 № СЭД-01-37-ра-103 «Об утверждении Модели компетентности профессионального управляющего в Пермском крае» технология «ассессмент-центр» используется в качестве метода оценки личностно-деловых и профессиональных качеств управленцев;
- в соответствии с Распоряжением Минсоцразвития Московской области от 30.05.2019 № 21РВ-61 «Об организации проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Московской области в Министерстве социального развития Московской области и включение в кадровый резерв Министерства социального развития Московской области» для оценки профессионального уровня кандидатов среди прочих методов может использоваться проведение центра оценки персонала (ассессмент-центр), которое также обеспечивает диагностику кандидатов на выстраивание межличностных отношений в коллективе, их профессиональную самооценку.
С другой стороны, масштабирование применения указанной процедуры было вызвано, в первую очередь, ее включением в различные документы стратегического планирования, в частности:
- одним из целевых показателей государственной программы Пензенской области «Развитие государственной гражданской службы Пензенской области и муниципальной службы в Пензенской области» (Постановление Правительства Пензенской обл. от 25.12.2015 № 745-пП) стала доля руководителей, которые прошли оценку посредством системы «Центр оценки (Ассессмент-Центр)»;
- для реализации Стратегии кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области (Постановление Губернатора Самарской области от 11.09.2008 № 104) предлагалось подготовить в управлении кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области и в кадровых службах городских округов не менее чем по одному специалисту по оценке компетенций и потенциала государственных гражданских и муниципальных служащих с использованием современных методов оценки;
- показателем качества формирования системы поиска, подбора и расстановки кадров в Сахалинской области является среди прочего количество созданных центров оценки и развития персонала (Постановление Правительства Сахалинской области от 21.08.2020 № 397).
Наконец, весьма незначительное внимание в законодательстве уделяется вопросам правовой регламентации проведения процедуры ассессмент. Если в научной и учебной литературе многие годы разработка требований к процедуре ассессмент продолжается, то в правовом массиве эти достижения практически не учитываются. В редких случаях из содержания нормативных правовых актов можно установить задачи, на решение которых направлена процедура ассессмент. Так, в соответствии с Положением о Втором открытом республиканском конкурсе управленцев «Команда Удмуртии» (распоряжение Главы УР от 20.09.2019 № 226-РГ) процедура ассессмент направленна на получение сведений о личностно-профессиональных и управленческих компетенциях участника.
Пример не самого удачного формулирования понятия ассессмент-центра встречается в Указе Главы Республики Саха (Якутия) от 24.08.2020 № 1388 «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия)». В этом указе
ассессмент-центр раскрывается как «решение практических заданий (кейсы, деловые игры и пр.), интервью по компетенциям».
Наиболее соответствующим требованиям юридической техники при формулировании дефиниций можно назвать определение, представленное в Положении о конкурсе по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области «КОМАНДА 47» (Постановление Губернатора Ленинградской области от 18.02.2020 №2 15-пг). В данном Положении ассессмент-центр определен как формат комплексной оценки управленческих компетенций, представляющий собой «комплекс упражнений, имитирующих служебные ситуации в выбранной участником конкурса сфере деятельности, выполняемых под наблюдением экспертов (наблюдателей), оценивающих каждого претендента по ряду заранее определенных, непосредственно связанных с выбранной участником конкурса сферой деятельности образцов поведения, для выявления претендентов, обладающих профессиональными и личностными качествами и проявляющих желаемое поведение, необходимое для успешного выполнения в дальнейшем должностных обязанностей».
Положительно следует охарактеризовать правотворческую практику Вологодской области, в которой Департамент государственной службы и кадровой политики при утверждении Методики проведения конкурсных процедур на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы области после окончания обучения не просто раскрыл понятие «ассессмент-центр», но и установил, какие компетенции оцениваются и по каким метрикам (Приказ Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 25.07.2013 № 93):
«1) эффективность деятельности (продуктивность, несмотря на внешнее эмоциональное давление, умение проявлять уравновешенность в стрессовой ситуации, активность и готовность к работе, умение проявлять инициативу);
2) особенности поведения (умение формулировать и обосновывать свое мнение, готовность в ситуации неопределенности предлагать решение и отвечать за него, стимулирование и мотивация других, умение вести за собой, способность развивать, способствовать раскрытию коллег);
3) уровень достижения целей (стремление к успеху, умение ставить цели в работе, наличие напряжения при отсутствии смысла и прогнозируемого результата, соотнесение задачи и результата, выделение, определение критериев результативности);
4) личностные особенности (применение разнообразных приемов к решению практических или коммуникативных задач, стремление к нестандартности в решении задач, умение видеть ситуацию с разных сторон, привлечение дополнительных ресурсов к решению задач, выход за привычные рамки, низкий уровень применения стереотипных действий, признание своих ошибок и принятие чужой точки зрения)».
Действительно, только погружение участника в реальную ситуацию позволяет комплексно оценить особенности его поведения, в том числе в ситуации неопределенности и влияния различных угроз.
Таким образом, законодательство восприняло достижения научных исследований и учебно-методических разработок при подготовке нормативных правовых актов о создании резерва управленческих кадров, о проведении конкурсных процедур на государственной гражданской службе. При этом степень включения соответствующих достижений в нормативную базу оставляет желать лучшего, поскольку в большинстве случаев органы власти лишь ограничиваются упоминанием возможности использования ассессмент-центра для оценки управленческих навыков. Понятие ассессмент-центра, а также регламентация соответствующей процедуры фактически не приводятся.
Подобные правовые рамки могут повлечь ситуацию, когда фактически «ассессмент-центром» будет именоваться иная процедура, проводимая по другим принципам, а значит ее преимущества будут нивелированы. Кроме того, это влечет некоторую правовую неопределенность, когда участники конкурсных мероприятий находятся в неведении относительно характера ожидаемых конкурсных процедур. По мнению автора, такая неурегулированность может негативно сказаться на эффективности мероприятий, направленных на совершенствование проводимой кадровой политики [8].
Наконец, в условиях существенного влияния внешних угроз национальной безопасности (информационной, экологической и других) при приеме на государственную службу, включении в резерв важно оценивать не столько теоретические знания в области обеспечения защищенности государства и общества, сколько навыки их практического применения. Поэтому процедура ассессмент становится наиболее соответствующей этим задачам. При этом существующий подход, когда эта процедура урегулирована фрагментарно, не способствует росту качества и эффективности ее проведения. Поэтому органам власти целесообразно обратиться к передовому опыту отдельных субъектов (например, Вологодской области).
Литература и источники
1. Щукина Т.В. Новые тенденции развития государственной гражданской службы: вопросы организационно-правового и цифрового обеспечения // Публичная служба: правовой и управленческий аспекты. Материалы по итогам научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. С. 36-40.
2. Забайкалов А.П. Параметры оптимальной региональной избирательной системы в представлении населения субъекта Российской Федерации: (на примере Липецкой области). Воронеж: ООО «РИТМ», 2020. 156 с.
3. Тамбовцев А.М. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования кадрового резерва // Академическая публицистика. 2023. № 11-2. С. 271-274.
4. Мазеин А.В. Правовое регулирование управленческой деятельности: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024. 189 с.
5. Коммисаров А.Г. Управление системой конкурсного отбора руководящих кадров в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2023. 173 с.
6. Гончарова Е.А., Рукин К.Н. Использование методики ассессмент-центра при оценке государственных гражданских служащих Липецкой области // Государственная служба. 2021. Т. 23. № 3(131). С. 24-32.
7. Гончарова Е.А., Власова С.А. Применение бизнес-технологий в управлении кадрами органов власти Липецкой области // Государственная служба. 2022. Т.24. № 5(139). С. 36-42.
8. Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: новации и развитие: монография. Воронеж: Науч. кн., 2011. 215 с.
References and Sources
1. Shchukina T.V. Novye tendencii razvitiya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby: voprosy organizacionno-pravovogo i cifrovogo obespecheniya // Publichnaya sluzhba: pravovoj i upravlencheskij aspekty. Materialy po itogam nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Ekaterinburg, 15-16 aprelya 2021 goda. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet, 2021. S. 36-40.
2. Zabajkalov A.P. Parametry optimal'noj regional'noj izbiratel'noj sistemy v predstavlenii naseleniya sub"ekta Rossijskoj Federacii: (na primere Lipeckoj oblasti). Voronezh: OOO «RITM», 2020. 156 s.
3. Tambovcev A.M. Upravlenie kadrovym potencialom gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby na osnove formirovaniya kadrovogo rezerva // Akademicheskaya publicistika. 2023. № 11-2. S. 271-274.
4. Mazein A.V. Pravovoe regulirovanie upravlencheskoj deyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov. M.: Yurajt, 2024. 189 s.
5. Kommisarov A.G. Upravlenie sistemoj konkursnogo otbora rukovodyashchih kadrov v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2023. 173 s.
6. Goncharova E.A., Rukin K.N. Ispol'zovanie metodiki assessment-centra pri ocenke gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Lipeckoj oblasti // Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. T. 23. № 3(131). S. 24-32.
7. Goncharova E.A., Vlasova S.A. Primenenie biznes-tekhnologij v upravlenii kadrami organov vlasti Lipeckoj oblasti // Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. T.24. № 5(139). S. 36-42.
8. Shchukina T.V. Kadrovaya politika v sisteme gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby sub"ektov Rossijskoj Federacii: novacii i razvitie: monografiya. Voronezh: Nauch. kn., 2011. 215 s.
МАЗЕИН АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук; старший преподаватель, «МИРЭА - Российский технологический университет» ([email protected]).
MAZEIN, ARTEM V. - Ph,D. in Law, Senior Researcher at the Center for Security Research of the Russian Academy of Sciences; Senior Lecturer at the MIREA - Russian Technological University ([email protected]).
УДК 340.13:614.99 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-74-81
ШУХОВ Ф.Г., РЫЖАКОВА А.М. ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ (СКОТОМОГИЛЬНИКОВ)
Ключевые слова: особо опасные биоотходы, безопасность, зоны с особыми условиями использования, законодательство, правоприменительная практика
В статье рассмотрена проблема нормативно-правового регулирования порядка обращения с биологическими отходами. Показано, что в России принимаются, вводятся в действие и реализуются соответствующие нормативно-правовые акты. Население в свете актуальных событий должно чувствовать защищенность со стороны государства, обеспечивающего биологическую защиту граждан. Тем не менее, несмотря на важность указанной сферы, сегодня сохраняются серьезные недостатки в ее нормативной обеспечении. Авторы обосновывают необходимость создания единого порядка регулирования, а также создания единой общедоступной базы, с координатами объектов уничтожения биологических отходов, со сроками их пользования, их статусами, датами последних обследований, а также комплексом мер, призванных предотвратить любые непредвиденные ситуации.
SHUKHOV, F.G.; RYZHAKOVA, A.M. ISSUES OF REGULATORY REGULATION OF BIOLOGICAL WASTE DISPOSAL FACILITIES (LIVESTOCK MILLS)