Научная статья на тему 'Защита прав ребенка по законодательству Российской Федерации'

Защита прав ребенка по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / RIGHTS OF THE CHILD / ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ / GUARANTEE OF PROTECTION / СЕМЬЯ / FAMILY / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / CHILD NEGLECT PREVENTION / CHILDREN'S OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримов Рим Римович, Каримова Гузель Юрисовна

Важной задачей для любого государства является воспитание достойного поколения, способного продолжить последующее развитие страны и общества. Для обеспечения этой задачи необходимо соблюдение многих условий, среди которых важное значение приобретает защита прав и законных интересов ребенка. Российская Федерация прилагает значительные усилия в данном направлении. В настоящее время система законодательства в сфере защиты прав ребенка постоянно развивается, совершенствуется. В Российской Федерации принимаются самые серьезные меры по развитию сферы обеспечения и защиты прав детей, по развитию государственных гарантий этого процесса, по имплементации международных норм в российское законодательство. Проведен анализ основополагающих нормативных документов, в том числе различных государственных программ, определены проблемные аспекты в различных сферах жизнедеятельности ребенка. Сформулирован ряд предложений и рекомендаций, призванных усилить правовую защищенность детей в России, обеспечить реализацию их прав и законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав ребенка по законодательству Российской Федерации»

указ Президента Рос. Федерации от 6 августа 2014 г. № 551 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32, ст. 4469.

7. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 50.

References

1. Berdnikova K.L. Grazhdanstvo v sisteme prav i svobod cheloveka i institutov publichnoj vlasti (Citizenship in the System of Human Rights and Freedoms and Political Institutions), Sovremennoepravo, 2012, No. 2, pp. 26-31.

2. Vanjushin Ya.L. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 31 maja 2002 goda № 62-FZ "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii - Kommentarij (Comments to the Federal Law of 31 May 2002 № 62-FL "On Russian Citizenship - Comments"), Sistema Garant, 2014, pp. 29.

3. O grazhdanstve Rossijskoj Federacii: feder. Zakon Ros.Federacii ot 31 maja 2002 g. № 62-FZ (On Russian Citizenship: the Federal Law of 31 May 2002 № 62-FL): prinjat Gos. Dumoj Feder.Sobr. Ros.Federacii 19 aprelja 2002 g. odobr. Sovetom Federacii Feder.Sobr. Ros.Federacii 15 maja 2002 g., Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federacii, 2002, № 22, st. 2031.

4. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju RF (President Putin Address to the Federal Assembly of RF), Rossijskaja gazeta, 2012, 13dek.

5. Po materialam UFMS Rossijskoj Federacii po Respublike Bashkortostan (According data of the DFIS in the Republic of Bashkortostan).

6. Vnesenii izmenenij v Polozhenie o porjadke rassmotrenija voprosov grazhdanstva Rossijskoj Federacii, ut-verzhdennoe Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 nojabrja 2002 g. № 1325: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 6 avgusta 2014 g. № 551 (Amending the Provision on Dealing with Russian Citizenship Matters, approved by the Decree of the President of RF of 14, November 2002 № 1325: the Decree of the President of RF of 6, August 2014 № 551), Sobr. zakonodatel'stva Ros.Federacii, 2014, № 32, st. 4469.

7. Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v sovetskom gosudarstve (Freedom and Human Rights in the Soviet State), Saratov, 1974, pp. 50.

Дата поступления: 15.05.2016 Received: 15.05.2016

УДК 342.7

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАРИМОВ Рим Римович

кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. Е-mail: karimov_rim@mail.ru

КАРИМОВА Гузель Юрисовна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. Е-mail: guzel-karimova-80@mail.ru

Важной задачей для любого государства является воспитание достойного поколения, способного продолжить последующее развитие страны и общества. Для обеспечения этой задачи необходимо соблюдение многих условий, среди которых важное значение приобретает защита прав и законных интересов

PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD UNDER THE LAW OF THE RUSSIAN

FEDERATION

KARIMOV Rim Rimovich

Candidate of Sciences (Law), Chief of the Research Department of the Ufa Law Institute of the MIA Russia, Ufa, Russia. E-mail: karimov_rim@mail.ru

KARIMOVA Guzel Yurisovna

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer of the Department of Constitutional Law, Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: guzel-karimova-80@mail. ru

An important task for any country is to educate a worthy generation, capable to continue further development of the country and society. For this task, it is necessary to comply with many conditions; among them, it is important to protect the rights and legitimate interests of the child. The Russian Federation is

ребенка. Российская Федерация прилагает значительные усилия в данном направлении. В настоящее время система законодательства в сфере защиты прав ребенка постоянно развивается, совершенствуется. В Российской Федерации принимаются самые серьезные меры по развитию сферы обеспечения и защиты прав детей, по развитию государственных гарантий этого процесса, по импле-ментации международных норм в российское законодательство. Проведен анализ основополагающих нормативных документов, в том числе различных государственных программ, определены проблемные аспекты в различных сферах жизнедеятельности ребенка. Сформулирован ряд предложений и рекомендаций, призванных усилить правовую защищенность детей в России, обеспечить реализацию их прав и законных интересов.

Ключевые слова: права ребенка, гарантии защиты, Уполномоченный по правам ребенка, семья, профилактика безнадзорности.

making significant efforts in this direction. The current legislation in the sphere of protection of the rights of the child is constantly developing. The Russian Federation has taken the most meaningful measures to develop the sphere of ensuring and protecting the rights of children, to develop state guarantees of this process, to implement international standards in Russian legislation. The authors analyze the basic normative documents, including various government programs; problematic aspects in various spheres of life of the child are identified. The authors formulate a number of proposals and recommendations intended to strengthen the legal protection of children in Russia, to ensure the implementation of their rights and legitimate interests.

Key words: rights of the child, guarantee of protection, Children's Ombudsman, family, child neglect prevention.

Обеспечение прав ребенка различными институтами позволит ему жить достойно, развиваться и достичь наивысших возможностей в будущем. Такие, казалось бы, простые вещи, как питание и жилье, возможность выражать свое мнение и быть свободным от насилия и жестокого обращения, недоступны для некоторых категорий детей. С такими фактами необходимо активно бороться. Следует помнить, что никто не может быть лишен своих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация ведет поступательное развитие в деле обеспечения и защиты прав ребенка. В России создана комплексная нормативная база, позволяющая обеспечивать права детей в различных сферах. Это касается, прежде всего, образования, медицинской помощи, защиты от противоправных посягательств и др. В качестве основных документов, регламентирующих защиту прав детей, следует назвать Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании в РФ». Следует также отметить, что законодательство России соответствует всем международным стандартам, и основано на универсальных документах, прежде всего разработанных под эгидой ООН.

В Российской Федерации принимаются самые серьезные меры по развитию сферы обеспечения и защиты прав детей, по развитию государственных гарантий этого процесса, по имплементации международных норм в российское законодательство.

Так, уже около 20 лет действует (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам указанной категории [1]. Закон гарантирует материальную поддержку материнства, отцовства и детства, восемью видами пособий.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года [2] закрепляет гарантии обеспечения прав и законных интересов детей с целью создания условий для наиболее полной их реализации. Им учтен достигнутый мировой стандарт в области защиты прав ребенка[3], а также введено такое понятие как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», которое крайне важно на сегодняшний момент.

Специально для таких детей Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [4]. Приоритетными направлениями деятельности Фонда обозначены:

- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми;

- осуществление поддержки семей с детьми-инвалидами с целью их социализации и подготовки к самостоятельной жизни;

- оказание помощи детям, имеющим различные проблемы с законом, профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивов [5].

Фондом проводится колоссальная работа по оказанию помощи детям, осуществляются такие программы, как «Защитим детей от насилия», «Новая семья», «Право быть равным» и многие другие. Начиная с 2010 года проводится Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. В 2014 года Фонд активно работал над продвижением ключевых идей информационно-рекламной кампании по формированию в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Фондом создан интернет-портал «Я - родитель», пропагандирующий ценность семьи, ребенка, ответственного роди-тельства, семейного устройства детей-сирот.

Одним из важнейших проектов Фонда стало введение в сентябре 2010 года единого общероссийского номера детского телефона доверия - 8-800-2000-122. В настоящее время к нему подключено более 230 организаций во всех субъектах Российской Федерации [6]. Согласно данным Фонда за период с 1 сентября 2010 года по 30 сентября 2015 года на детский телефон доверия поступило 5 446 524 обращения.

Начиная со II квартала 2012 года Фонд в связи с отмечающимися случаями самоубийств детей и подростков начал сбор информации, касающейся суицидальных настроений детей. По состоянию на 1 июля 2015 г., на детский телефон доверия поступило 19 908 обращений по проблеме суицида [7].

При поддержке Фонда с 1 апреля 2014 года по 31 сентября 2015 года в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан, были реализованы инновационные социальные проекты, направленные на развитие социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Приведем некоторые итоги реализации данных проектов в 2014 году. По приоритетному направлению «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выполнялось 47 инновационных социальных проектов, в рамках которых с применением инновационных методик и технологий осуществлялись мероприятия по обеспечению своевременного выявления семей, находящихся на ранних стадиях семейного неблагополучия, оказанию экстренной помощи в случаях нарушения прав ребенка, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.

Существенную роль в развитии социальных услуг семьям с детьми сыграли новые службы, созданные в рамках реализации проектов, например службы кризисной помощи молодым семьям с детьми (мобильные бригады), службы профилактики семейного неблагополучия и сопровождения семей с детьми, молодых матерей с детьми до 1,5 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; службы примирения (оказание социально-психологической помощи семьям); консультационные пункты для семей, в том числе замещающих; семейные клубы, участковые социальные службы, в том числе для оказания помощи детям, которые воспитываются в неполных семьях; службы комплексного постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников интернатных учреждений; отделения (приюты, сиропитательные дома) для временного проживания женщин с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и другие.

В результате реализации проектов комплексную помощь получили более 6 тыс. детей, более 2,9 тыс. семей. В обучающих мероприятиях приняли участие 1313 специалистов. В реализации мероприятий проектов помощь семьям с детьми оказывали 1317 добровольцев [8].

Также с целью защиты и поддержки детей, лишенных родительской заботы, был принят Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который, в частности, установил для детей данной категории дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обеспечение, имущество и жилое помещение, труд и судебную защиту. Для реализации указанных гарантий закон вменил в обязанность органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов разрабатывать и исполнять целевые программы по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создавать для них соответствующие организации и центры [9].

Важным как для государства, так и, конечно же, для самих детей-сирот является обретение семьи. Сегодня в России насчитывается достаточно большое количество организаций, осуществляющих помощь в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

Фондом поддержки детей сформирован банк данных о работающих в данной области некоммерческих организациях. По данным Банка НКО, в 38 субъектах Российской Федерации услуги по семейному устройству оказывают 67 НКО, занимающихся организацией школ (клубов), замещающих родителей, информационной и консультационной поддержкой потенциальных замещающих родителей, сопровождением семей, принявших на воспитание детей-сирот. В 42 регионах страны активно работают 359 объединений семей, принявших на воспитание детей. Основными направлениями деятельности указанных объединений являются защита прав и интересов детей-сирот, приемных семей, наставничество, организация совместного досуга и др. [10, с. 6-7]

В настоящее время в качестве основной государственной программы обеспечения прав ребенка в России выступает Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 2012 году [11]. Следует отметить, что Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы.

Своей главной целью Национальная стратегия видит определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Структура Национальной стратегии позволяет сделать вывод о том, что к основным направлениям государственной политики в сфере обеспечения прав детей относятся: развитие института семьи, обеспечение доступности образования и воспитания, обеспечение информационной безопасности, совершенствование здравоохранения и формирование здорового образа жизни, гарантия равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, организация дружественной к ребенку системы правосудия, развитие гражданской активности молодежи и обеспечение ее активного участия в реализации вышеуказанных направлений государственной политики.

Для эффективного выполнения обозначенных в Национальной стратегии направлений указом Президента РФ создан Координационный совет при Президенте Российской Федерации [12]. По каждому направлению Национальной стратегии сформулированы ожидаемые результаты. В 2014 году завершился первый этап ее реализации.

Также действует Социальная «дорожная карта» мероприятий в сфере семьи и детства на 2015-2018 годы, курирует которую Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

29 мая 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (далее - Стратегия). На наш взгляд, важность принятия Стратегии развития воспитания невозможно переоценить. Так, именно сей-

76

час в условиях быстро меняющейся обстановки и агрессивного информационного воздействия личность ребенка может быть подвергнута необратимой деформации. В результате чего ребенок может пойти на совершение антиобщественных действий, в том числе вплоть до совершения преступления. В этом случае должным образом построенная воспитательная работа в семье, школе будет способствовать правильному ориентированию подрастающего поколения.

Важной задачей является не только предупреждение преступности в отношении несовершеннолетних, но и обеспечение защиты прав тех детей, которые вступили в конфликт с законом. И правосудие по отношению к несовершеннолетним является важной частью судебной системы каждой страны и показывает уровень развития этого государства.

С июня 1999 года в России действует Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который направлен как на устранение факторов, выступающих детерминантами детской и подростковой преступности, так и на регулирование порядка реагирования государства на совершенное несовершеннолетним правонарушение [13]. Законом регламентированы задачи и принципы профилактической деятельности, установлены субъекты системы этой деятельности и направления их работы, определен порядок производства по делам о направлении несовершеннолетних, которые не подпадают под уголовную ответственность, в специализированные учебно-воспитательные учреждения. Положения нормативных актов федерального уровня о правах детей, разработанные в соответствии с международными стандартами, находят дальнейшую конкретизацию в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Большой пласт прав ребенка обеспечивается Семейным кодексом Российской Федерации (СК РФ), глава 11 которого полностью посвящена данным вопросам. Так, в нем регламентируются основные права ребенка: право на имя, право ребенка свободно выражать свое мнение, право воспитываться в семье, право на совместное проживание со своими родителями, право ребенка на семейное воспитание, которое также включает в себя право на общение с другими родственниками: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками и др.

Вместе с тем дети, в отношении которых совершается насилие, особенно со стороны родителей, зачастую не обращаются за защитой и пытаются скрыть подобные факты в силу различных обстоятельств. Именно поэтому большую роль в деле обеспечения прав и законных интересов детей играет институт Уполномоченного по правам ребенка (далее - Уполномоченный). Данный институт начал действовать после вступления в силу Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Главным общественным назначением института Уполномоченного по правам ребенка является улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе с использованием элементов независимого контроля за органами государственной власти, органов местного самоуправления, различных организаций в части соблюдения ими прав и законных интересов детей [14].

30 декабря 2009 года на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка был назначен Павел Астахов. Следует отметить, что за период своей деятельности Уполномоченным проведена большая работа. Сотрудниками аппарата были проверены более 3600 детских учреждений, в результате таких проверок ежегодно выявляются:

- более 100 тыс. детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия;

- более 90 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 86,4 % которых - социальные сироты при живых родителях;

- около 4 млн детей, проживающих в семьях разведенных родителей, из них получает алименты лишь каждый третий (только в 2010 г. судами первой инстанции рассмотрено с удовлетворением исковых требований более 350 тыс. дел о расторжении брака супругов, имеющих детей);

- около 50 тыс. несовершеннолетних, состоящих в региональном и федеральном розыске;

77

- более 3,5 тыс. детей, пострадавших при различных видах чрезвычайных ситуаций (в 2009 г. - официально зарегистрировано 3 525 таких детей, из них погибло 665) [15].

Важным показателем деятельности Уполномоченного стало принятие 1 января 2013 года Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» («закон Димы Яковлева»), который налагал запрет на усыновление российских сирот для граждан США. Данный закон стал ответом на многочисленные нарушения прав усыновленных российских детей, в том числе повлекшие за собой смерть ребенка.

Существующие проблемы в семейной сфере, такие как внутрисемейное насилие, жестокое обращение с детьми, разводы, бытовое пьянство, в некоторых случаях обоих супругов, нежелание вступать в законный брак, рождение ребенка вне брака и др., привели к необходимости государственного вмешательства в эту крайне важную область. В связи с этим 25 августа 2014 года принимается Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что проект данной концепции был представлен известным российским ученым - профессором Е.Б. Мизулиной в 2013 году.

В Концепции довольно четко отражена современная ситуация, складывающаяся сегодня в сфере семейных отношений. Надеемся, что реализация указанной концепции принесет ожидаемые положительные результаты.

2 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция информационной безопасности детей. Концепция призвана способствовать реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей, созданию современной медиасреды, учитывающей риски, связанные с развитием интернета и информационных технологий [16]. Результатом реализации Концепции должно стать формирование к 2020 году поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Планируется, что будет создана ме-диасреда с такими основными характеристиками, как свободный доступ детей к историко-культурному наследию, увеличение числа детей и подростков, разделяющих ценности патриотизма, популяризация здорового образа жизни, формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что на сегодняшний день результаты деятельности различных заинтересованных органов и организаций по защите прав детей выразились:

- в увеличении численности граждан, желающих принять ребенка в свою семью;

- в снижении числа детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей;

- в значительном уменьшении усыновлений детей иностранными гражданами (в том числе гражданами США);

- в уменьшении количества детей, от которых матери отказались при рождении;

- в сокращении количества воспитанников детских домов.

В заключение хотелось бы в качестве предложений по совершенствованию деятельности, направленной на защиту прав детей и обеспечение их безопасности, выделить:

- обеспечение органами государственной власти и управления на всех уровнях на территории Российской Федерации безопасности ребенка, соблюдение его основных прав и свобод;

- обеспечение безопасности и укрепление социально-политической обстановки в обществе;

- усиление роли общественных формирований в регулировании деятельности по усыновлению (удочерению) детей, передаче их в приемные семьи;

- расширение сотрудничества органов и организаций в сфере обмена информацией в отношении лиц, принимаемых на работу в детские учреждения;

- обнаружение, ликвидация и предотвращение причин и условий, обуславливающих факторы, способствующие нарушению прав ребенка.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/.

2. Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Нигматуллин Р.В. ООН и проблемы защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации // ООН - универсальный центр координации по поощрению защиты прав и свобод человека / Горбачев С.Б., Шонин Н.Е., Елизаров М.В., Новикова О.И., Хайруллин В.И., Ибатуллина Н.С., Мухаметгареева

H.М. / коллективная монография. Уфа, 2015. С. 20-30.

4. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Российская газета. 2008. № 68.

5. URL: http://fond-detyam.ru/about/. (дата обращения: 02.04.2016).

6. URL: http://www.fond-detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya/ (дата обращения: 05.04.2016).

7. О работе детского телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером // http://www.fond-detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya/.

8. Доклад об итогах деятельности Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации за 2014 год // http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/1683.pdf.

9. Федеральный Закон Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248.

10. Дорога к детям: лучшие практики содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2014. С. 6-7.

11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

12. Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. № 1274 «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации // http://www.pravo.gov.ru.

13. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Официальный интернет-портал правовой информации // http://www.pravo.gov.ru.

14. URL: http://www.rfdeti.ru/menu/12 (дата обращения: 07.04.2016).

15. URL: http://www.rfdeti.ru/menu/24 (дата обращения: 07.04.2016).

16. URL: http://government.ru/docs/20891/ (дата обращения: 09.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

I. Federal'nyi zakon ot 19.05.1995 No. 81-FZ «O gosudarstvennykh posobiyakh grazhdanam, ime-yushchim detei» (Federal law from 05.19.1995 No. 81-FL "On State benefits for citizens with children"), Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii, URL: http://pravo.gov.ru/.

2. Sobranie Zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii (Collection of Laws of the Russian Federation), 1998, No. 31, St. 3802.

3. Nigmatullin R.V. OON i problemy zashchity detei, okazavshikhsya v slozhnoi zhiznennoi si-tuatsii // OON - universal'nyi tsentr koordinatsii po pooshchreniyu zashchity prav i svobod cheloveka (The United Nations and Issues of the Protection of Children, found themselves in difficult life situations, United Nations - Universal Coordination Center to Protect Human Rights and Freedoms), Gorbachev S.B., Shonin N.E., Eliza-rov M.V., Novikova O.I., Khairullin V.I., Ibatullina N.S., Mukhametgareeva N.M., kollektivnaya monografi-ya, Ufa, 2015, pp. 20-30.

4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 26 marta 2008 goda No. 404 «O sozdanii Fonda podderzhki detei, nakhodyashchikhsya v trudnoi zhiznennoi situatsii» (Presidential Decree dated March 26, 2008 No. 404 "On the Creation of the Fund to Support the Children in Difficult Situations"), Rossiiskaya gazeta, 2008, No. 68.

5. URL: http:fond-detyam.ru/about/ (reference date: 04.02.2016).

6. URL: http:www.fond-detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya, (reference date: 05.04.2016).

7. O rabote detskogo telefona doveriya (sluzhb ekstrennoi psikhologicheskoi pomoshchi) s edinym ob-shcherossiiskim telefonnym nomerom (On the children's helpline (emergency psychological assistance services) with a single all-Russian telephone number)), URL: http:www.fond-detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya.

8. Doklad ob itogakh deyatel'nosti Fonda podderzhki detei, okazavshikhsya v trudnoi zhiznennoi situatsii za 2014 god (Report on the activities of the Foundation to support children found in a difficult situation in 2014), URL: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/1683.pdf.

9. Federal'nyi Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 21.12.1996 No. 159-FZ «O dopolnitel'nykh garantiyakh po sot-sial'noi podderzhke detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» (The Federal Law of the

Russian Federation dated 12.21.1996 No. 159-FL "On additional guarantees for the social support of orphans and children left without parental care"), Rossiiskaya gazeta, 1996, No. 248.

10. Doroga k detyam: luchshie praktiki sodeistviya semeinomu ustroistvu detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei (The road to the children: best practices to promote family placement of orphans and children left without parental care), Moskva, 2014, pp. 6-7.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 No. 761 «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 20122017 gody» (Presidential Decree of 01.06.2012 number 761 "On the National Action Strategy for Children 2012-2017"), Sobranie zakonodatel'stva RF, 2012, No. 23. Art. 2994.

12. Ukaz Prezidenta RF ot 10 sentyabrya 2012 g. No. 1274 «O Koordinatsionnom sovete pri Prezidente Ros-siiskoi Federatsii po realizatsii Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody» (Presidential Decree of September 10, 2012 No. 1274 "On the Coordinating Council under the President of the Russian Federation on the implementation of the National Action Strategy for Children 2012-2017"), Ofitsi-al'nyi internet-portalpravovoi informatsii, URL:http:// www .pravo.gov.ru.

13. Federal'nyi zakon ot 24.06.1999 No. 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznad-zornosti i prav-onarushenii nesovershennoletnikh» (The Federal Law of 24.06.1999 No. 120-FL "On Principles of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency"), Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii, URL:http://www.pravo.gov.ru.

14. URL: http://www.rfdeti.ru/menu/12 (reference date: 07.04.2016).

15. URL: http://www.rfdeti.ru/menu/24 (reference date: 07.04.2016).

16. URL: http://government.ru/docs/20891/ (reference date: 09.04.2016).

Дата поступления: 22.04.2016 Received: 22.04.2016

УДК 340

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАТИХОВ Руслан Винерович

аспирант кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: not.fatihova@mail.ru

Статья посвящена анализу отдельных признаков хозяйственных партнерств отличающих их от уже имеющихся форм коммерческих организаций. Хозяйственные партнерства являются новой организационно-правовой формой коммерческих организаций, которая занимает промежуточное положение между хозяйственными товариществами и обществами и имеет широкую диспози-тивность правового регулирования, что позволяет придать ей разнообразные формы. Хозяйственное партнерство, как правило, создается с целью предоставления услуг в области воспроизведения объектов интеллектуального труда. В данной организационной форме могут быть созданы организации, занимающиеся венчурным бизнесом, например, юридические компании, оказывающие услуги в области искусства или медиа компании. Однако, несмотря на привлекательность положения хозяйственного партнерства для рисковых сфер предпринимательской деятельности, выявлены и некоторые их существенные недостатки.

LEGAL PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS PARTNERSHIPS IN THE RUSSIAN FEDERATION

FATIKHOV Ruslan Vinerovich

Postgraduate student of the Chair of Civil Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State

University", Ufa, Russia.

E-mail: not.fatihova@mail.ru

The article analyzes some characteristics of business partnerships in comparison with the existing forms of business organizations. The author finds out that business partnerships represent a new legal form of commercial organizations, intermediary between business entities and economic partnerships and having a wide discretion of legal regulation, allowing it to take various forms. The purpose of creation of economic partnerships is to render services in the field of reproduction of objects of intellectual work. In this organizational form, those organizations can be created that are engaged in venture business, for example, law firms providing services in the field of art or media companies. However, despite the attractiveness of economic partnership for risk spheres of business activity, some their essential shortcomings are considered in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.