DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_260 УДК 343.163
ПРАВО ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ Citizens' Right to Medical Care: Issues of Implementation and Protection
КОРЕШНИКОВА Нелли Расуловна,
доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета. 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 9. Email: [email protected];
Koreshnikova Nelly Rasulovna,
Associate Professor of the Department of Prosecutorial Activities of the Ural State Law University. 620075 Yekaterinburg, Pushkin Street 9. Email: [email protected]
Краткая аннотация: Объектом исследования стала совокупность правоотношений, возникающих при реализации гражданами права на медицинскую помощь. Предметом исследования являются совокупность норм, регламентирующих право граждан на медицинскую помощь, а также теоретические и практические аспекты использования правовых средств для защиты своих прав в исследуемой области. Рассмотрены проблем в рамках реализации и защиты права на медицинскую помощь, связанная с качеством медицинской помощи. Автор подробно рассматривает правовую категорию "качество медицинских услуг". Сформулирован вывод, что помимо судебной защиты права на медицинскую помощь, законодатель предусмотрел правовой механизм защиты конституционного права граждан через органы прокуратуры, тем самым реализуя доступность правосудия каждому гражданину.
Abstract: The object of the research is a set of legal relations arising when citizens exercise their right to medical care. The subject of the research is a set of norms regulating the right of citizens to medical care, as well as theoretical and practical aspects of the use of legal means to protect their rights in the field under study. The problems in the implementation and protection of the right to medical care related to the quality of medical care are considered. The author examines in detail the legal category "quality of medical services". The conclusion is formulated that in addition to judicial protection of the right to medical care, the legislator has provided for a legal mechanism for the protection of the constitutional right of citizens through the prosecutor's office, thereby realizing the availability of justice to every citizen.
Ключевые слова: медицинская помощь; судебный способ защиты; прокурорский надзор; здравоохранение; здоровье гражданина; защита прав граждан; качественная медицинская услуга.
Keywords: medical care; judicial protection method; prosecutor supervision; healthcare; citizen health; protection of the rights of citizens; quality medical service.
Дата направления статьи в редакцию: 08.04.2021
Дата публикации: 30.04.2021
Одним из величайших общественных и личных благ, основ национальной безопасности страны и социальной ценностью современного общества, является здоровье каждого гражданина.
Всеобщая декларация прав человека1, закрепила, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, транслируется, что государства должны признавать "право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья".
В России право на медицинскую помощь занимает одно из центральных мест в системе конституционных правах человека и гражданина, найдя свое закрепление в статье 41 Конституции Российской Федерации3, имея свое продолжение в Федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и " Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Исходя из положений Основного Закона - : «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ».
Законодателем в статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4 дано определение понятия здоровья: «Здоровье это - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Данная дефиниция позволяет прийти к промежуточному выводу о том, что одним из важных компонентов жизни каждого человека является отсутствие болезней, а также физических недугов и дефектов.
Анализ различных публикаций по теме статьи и юридической литературы позволил выявить ряд проблем, которые препятствуют осу-
1 Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998
2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 12. 1994
3 Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48.Ст. 6724
ществлению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одна из ключевых проблем правоприменительной практики связана с качеством медицинской помощи.
Главная цель государств в области здравоохранения заключается в том, чтобы все люди, нуждающиеся в услугах здравоохранения, получали высококачественную медицинскую помощь, не испытывая при этом финансовых трудностей. В Политической декларации ООН по ВО-УЗ (всеобщий охват услугами здравоохранения), принятой мировыми лидерами 23 сентября 2019 г., было подтверждено обязательство постепенно обеспечить к 2023 г. охват качественными основными услугами здравоохранения дополнительно для одного миллиарда человек, с тем чтобы к 2030 г. охватить все население мира.1. ВОЗ определяет качество медицинской помощи следующим образом " - это степень, в которой услуги здравоохранения, оказываемые отдельным лицам и группам населения, повышают вероятность достижения желаемых результатов в области здравоохранения и соответствуют профессиональным знаниям, основанным на фактических данных. Это определение качества медицинской помощи распространяется на укрепление здоровья, профилактику, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь и исходит из того, что качество медицинской помощи может измеряться и постоянно повышаться благодаря тому, что медицинская помощь оказывается на основе фактических данных и с учетом потребностей и предпочтений пользователей услуг - пациентов, семей и местных сообществ"2.
В отчественном законодателсве сущесвует легальное определение "качества медицинской помощи" — это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата" 3.
Вместе с тем качество необходимо постоянно оценивать и контролировать в целях стимулирования улучшений. А также иметь действенные способы защиты нарушенного права. В Российской Федерации используются как судебные так внесудебные способы защиты прав граждан в области здравоохранения.
Контроль за соблюдением предоставления медицинскими учреждениями медицинской помощи осуществляется разными ведомствами, в зависимости от финансирования оказанной услуги. Так при оказании медицинской услуги фиксированной в рамках ОМС вопрос контроля качества определяется статьей 40 ФЗ-№ 323. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно части 6 указанной статьи экспертиза качества медицинской помощи предполагает "выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата"4. Таким образом исходя из этого, все, включенные законодателем характеристики: от выбора методов профилактических мероприятий до полученного результата — формируют единые показатели оказания качественной медицинской помощи и отсутствие хотя бы одного элемента будет снижать, качество медецинской помощи.
По данным за 2019 год в Федеральный фонд поступило 2 810 письменных обращений граждан. Из них на качество оказания медицинской помощи - 410 обращений. Обращения поступили из 84 субъектов Российской Федерации и г. Байконура, а также Республики Армения, Индонезии. Наибольшее число обращений поступило из г. Москвы (более 550 обращений), Московской области (258), г. Санкт-Петербурга (140), Свердловской области (117), Краснодарского края (82), Челябинской области (77), Нижегородской области (71), Самарской области (44), Республики Татарстан (44), Пермского края (37), Республики Крым (36), Ростовской области (27), Приморского края (25).5
Вернемся к вопросу о контроле качества платных медицинских услуг, которые финансируются гражданами за счет собственных средств. Согласно части 33 постановления Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2012 № 1006, контроль за соблюдением правил предоставления медицинскими учреждениями платных медецинских услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий (Роспотребнадзор)6. Однако в постановлении речь идет не о контроле качества, а о контроле соблюдения правил предоставления услуг, надо понимать что это разные категории.
И здесь стоит согласиться с результатами исследования Е.В. Смирнова, О.А. Волкова, С.Н. Черкасов, которые утверждают, что "Контроль за оказанием платных медицинских услуг (далее ПМУ) с точки зрения Закона «О защите прав потребителей» сводится к соблюдению порядка их предоставления, как и в любых других гражданско-правовых отношениях, связанных с перемещением товаров (работ, услуг) от коммерческих организаций (продавцов, изготовителей, исполнителей) к потребителям. О контроле качества медицинской помощи в части соблюдения требований Федерального закона № 323-ФЗ, в данном случае речи не идет [21]. Доказательством вышесказанного являются примеры деятельности Роспотребнадзора по защите прав потребителей ПМУ, взятые из судебной практики.
— судебное решение от 23.03.2015 по делу № А66-18027/2014 — медицинская организация привлечена к ответственности за отсутствие в договорах на оказание ПМУ телефонов потребителя (контактных данных);
1 Официальный сайт UHC (Всеобщий охват услугами здравоохранения). [Электронный ресурс]- URL:https://www.uhc2030.org/blog-news-events/uhc2030-news/political-declaration-for-the-un-high-level-meeting-meeting-on-uhc-555296. (дата обращения 08.04.2021 г.).
2Официальный сайт всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс] - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/quality-health-services, дата обращения 08.04.2021 г.
3Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 // ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (дата обращения: 07.04.2021).
4Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 // ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (дата обращения: 07.04.2021).
5 Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 году, утв. решением Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 2 июля 2020 г. протокол № 1 вопрос № 2. С. 64-65 [Электронный ресурс] - URL: http://www.ffoms.gov.ru/upload/iblock/3c0/3c0366b4c5a490209ba93c22922c8701.pdf, (дата обращения: 07.04.2021).
6 Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"// ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/70237118/#ixzz6rRHm0QQs (дата обращения: 07.04.2021).
— судебное решение от 03.05.2017 по делу N0 2-259/2017 — отсутствие в договорах сведений о наименовании, месте нахождения и телефоне лицензирующего органа (суд обязал индивидуального предпринимателя (врач-стоматолог) исполнить требование) [22].
Безусловно, контроль за соблюдением обязательных требований законодательства по защите прав потребителей при оказании ПМУ важен, однако к контролю качества оказанной медицинской услуги имеет очень отдаленное отношение. Да, при получении ПМУ пациент выступает как потребитель услуги, но учитывая, что данная «услуга» обеспечивает получение медицинской помощи, речь идет не только о возможном нару- шении прав потребителя, а в первую очередь — о праве гражданина на охрану здоровья, задекларированного Конституцией Российской Феде-рации [1]." 1
Проанализированные нами данные опубликованные в картотеке арбитражных дел также подтверждают работу Управления Роспо-требнадзора в рамках контроля за порядком оказания медицинских услуг:
— судебное решение от 13.05.2013 г. по делу № А70-4187/2013 — юридическое лицо привлечено к ответственности за предоставление медицинских услуг без лицензии, по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.2
Из приведенного исследования формируется наглядная картина отсутствия контроля качества платных медицинских услуг органами Роспотребнадзора либо Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. И как быть в такой ситуации гражданину, который не обладает специальными знаниями и полномочиями в области медицины, но понимает что должной реализации права на медицинскую помощь он не получил.
Судебный способ защиты безусловно действенны. Однако позволить отстоять свое право на качественную медицинскую помощь либо компенсацию за нарушение данного право в суде дорогостоящая процедура. В такого рода разбирательствах необходимы специальные познания, без услуг юриста и проведения судебно медицинской экспертизы добиться защиты прав в суде будет невозможно. Поэтому государство не должно упускать важный фактор, как доступность правосудия. Поэтому законодателем предусмотрена реализация судебной защиты не только путем непосредственной подачи заявления в суд, а обращения граждан за защитой своих прав в прокуратуру, которая призвана обеспечивать верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации.
За 10 месяцев 2020 года органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено 3 450 208 нарушений закона, принесено протестов 358 794, по удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов 327 225, направлено исков, заявлений в суд 372 880, удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 318 626, внесено представлений 763 265, к дисциплинарной ответственности привлечено лиц 555 581, по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 187 460, предостережение лиц о недопустимости нарушения закона 80 995, направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ - 20 055, возбуждено уголовных дел - 17 1533.
Приведенные показатели наглядно показывают объем работы, осуществляемый органами прокуратуры, в обеспечении защиты прав граждан, путем выявления нарушений закона, его пресечение и восстановление нарушенного права.
Генеральным прокурором в соответствии с Приказом от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», дается установка на то, что акцент нужно ставить, прежде всего, на защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые, как мы помним, занимают важное место и получили закрепление в Конституции Российской Федерации4.
Выступая на заседании 13 марта 2020 Генеральный прокурор привел примеры активной работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения в 2019 году. Так прокурорами республики Адыгея, Вологодской, Рязанской, Томской областях и других регионах страны реагировали на факты не обеспечения граждан специализированной паллиативной и даже скорой медицинской помощью в лечебных учреждений. В связи с перебоями в поставках лекарств в 42 субъектах прокурорами принимались меры по обеспечению необходимыми препаратами льготников. Благодаря активной работе прокуроров медицинские учреждения получили необходимое оборудование, в результате вмешательства прокурора в Кировской и Томской областях требуемые медикаменты получили более 2000 пациентов. Генеральный прокурор подчеркнул , что надзор в сфере охраны здоровья граждан включает контроль за выполнением мероприятий предусмотренных соответствующим национальным проектам 5.
Анализируя представленные выше группы нарушений в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, можно подвести промежуточный итог.
Меры которые предпринимаются различными государственными органами для защиты прав граждан требуют дальнейшего усовершенствования, а гарантия охраны прав и свобод в области здравоохранения должны стать приоритетной ответственность государства. Каче-
1 Е.В. Смирнова, О.А. Волкова, С.Н. Черкасов. О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2019. - № 5-6. - С. 8-9.
2 Решение арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2013 г. по делу № А70-4187/2013.[Электронный ресурс] - URL:https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/72b75fc2-c4b3-4cc8-8884-595d871c9670/9576e2f6-cba7-4697-83bd-5c74aa46ed80/A70-4187-2013_20130530_Reshenie.pdf?isAddStamp=True, (дата обращения: 08.04.2021).
3 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [Электронный ресурс] - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 05.04.2021).
4 Какителашвили М.М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка? // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. -2017. - № 7.- С. 94.
5Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [Электронный ресурс] - URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/media-files (дата обращения: 08.04.2021).
ственные услуги здравоохранения (в области укрепления здоровья, профилактики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи) являются неотъемлемой частью политики государства. Даже при расширении доступа к услугам здравоохранения, улучшения в области здравоохранения могут оставаться иллюзорными, если эти услуги не будут достаточно качественными, чтобы быть эффективными.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. Ссылка активна на 08.04.2021 г.
2. Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.
3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 12. 1994.
4. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 // ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (дата обращения: 07.04.2021).
5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 г. N З23-Ф3 // ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (дата обращения: 07.04.2021).
6. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"// ЭПС "Система Гарант". URL: http://base.garant.ru/70237118/#ixzz6rRHm0QQs (дата обращения: 07.04.2021).
7. Веселова Д.К. Проблемы всеобщего доступа к лекарственным препаратам // Наука без границ. 2018. № 6 ( 23). С. 58-62.
8. Гринкевич Л.С., Банин С.А..Одноканальное финансирование: из прошлого в будущее здравоохранения России // Финансы и кредит. 2016. № 33 (705). - С.
2-20.
9. Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [Электронный ресурс] - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/. Ссылка активна на 05.04.2021).
10. Какителашвили М.М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка? // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. - 2017. - № 7.- С. 94.
11. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 году, утв. решением Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 2 июля 2020 г. протокол № 1 вопрос № 2. С. 64-65 [Электронный ресурс] - URL: http://www.ffoms.gov.ru/upload/iblock/3c0/3c0366b4c5a490209ba93c22922c8701.pdf. Ссылка доступна на 07.04.2021.
12. Пашина, И.В., Симонян, Р.З. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№ 4. - С. 414.
13. Синельников Т. И. Аналитический портрет системы здравоохранения в РФ: инфраструктурные и финансово-экономические проблемы // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. № 1. С. 16-21.
14. Смирнова Е.В., Волкова О.А., Черкасов С.Н. О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2019. - № 5-6. - С. 8-9.
15. Тимофеев, И.В. Качество медицинской помощи - новая юридическая гарантия осуществления конституционного права каждого на медицинскую помощь в субъектах Российской Федерации // Медицинское право. 2014. № 6. С. 16-21.
References (transliterated):
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii - prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda c izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golo-sovaniya 1 iyulya 2020 goda // Opublikovan na oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://pravo.gov.ru. Ssylka aktivna na 08.04.2021 g.
2. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka(prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948) // Rossijskaya gazeta. 1998.
3 Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah(Prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii Gene-ral'noj Assamblei OON) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 12. 1994.
4. Federal'nyj zakon "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v RF" ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ // EPS "Sistema Garant". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (data obrashcheniya: 07.04.2021).
5. Federal'nyj zakon "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v RF" ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ // EPS "Sistema Garant". URL: http://base.garant.ru/12191967/, (data obrashcheniya: 07.04.2021).
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya 2012 g. N 1006 "Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya medicinskimi organizaciyami platnyh medicinskih uslug"// EPS "Sistema Garant". URL: http://base.garant.ru/70237118/#ixzz6rRHm0QQs (data obrashcheniya: 07.04.2021).
7. Veselova D.K. Problemy vseobshchego dostupa k lekarstvennym preparatam // Nauka bez granic. 2018. № 6 ( 23). S. 58-62.
8. Grinkevich L.S., Banin S.A..Odnokanal'noe finansirovanie: iz proshlogo v budushchee zdravoohraneniya Rossii // Finansy i kredit. 2016. № 33 (705). - S. 2-20.
9. Doklad General'nogo prokurora RF Igorya Krasnova na rasshirennom zasedanii kollegii po itogam 2019 g. Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury Ros-sijskoj Feder-acii: [Elektronnyj resurs] - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/. Ssylka aktivna na 05.04.2021).
10. Kakitelashvili M.M. Poluchenie podarkov v sfere okazaniya medicinskih i obrazovatel'nyh uslug: chaevye ili vzyatka? // Zakony Rossii. Opyt. Analiz. Praktika. - 2017. - № 7.- S. 94.
11. Otchet o rezul'tatah deyatel'nosti Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v 2019 godu, utv. resheniem Pravleniya Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya ot 2 iyulya 2020 g. protokol № 1 vopros № 2. S. 64-65 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.ffoms.gov.ru/upload/iblock/3c0/3c0366b4c5a490209ba93c22922c8701.pdf. Ssylka dostupna na 07.04.2021.
12. Pashina, I.V., Simonyan, R.Z. Pravo kazhdogo cheloveka na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015.-№ 4. - S. 414.
13. Sinel'nikov T. I. Analiticheskij portret sistemy zdravoohraneniya v RF: infrastrukturnye i finansovo-ekonomicheskie problemy // Izvestiya YUzhnogo federal'nogo uni-versiteta. Tekhnicheskie nauki. 2010. № 1. S. 16-21.
14. Smirnova E.V., Volkova O.A., CHerkasov S.N. O neobhodimosti standartizacii organizacii ucheta i kontrolya kachestva medicinskoj pomoshchi pri okazanii platnyh medicinskih uslug // Problemy standartizacii v zdravoohranenii. - 2019. - № 5-6. - S. 8-9.
15. Timofeev, I.V. Kachestvo medicinskoj pomoshchi - novaya yuridicheskaya garantiya osushchestvleniya konstitucionnogo prava kazhdogo na medicinskuyu po-moshch' v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Medicinskoe pravo. 2014. № 6. S. 16-21.