Научная статья на тему 'О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг'

О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PAID MEDICAL SERVICES / MEDICAL ORGANIZATION / QUALITY CONTROL / INFORMATION SYSTEM / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Е.В., Волкова О.А., Черкасов С.Н.

Цель исследования. Изучить вопросы организации контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг (ПМУ) и разработать предложения организационного характера, способствующие решению определенной части проблем, затрагивающих интересы пациентов и медицинских организаций при оказании медицинских услуг. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы нормативные правовые документы, регламентирующие оказание медицинской помощи гражданам, включая ПМУ, а также наиболее релевантные статьи, опубликованные за последние годы, содержащие информацию о предоставлении ПМУ в Российской Федерации. Результаты. На сегодняшний день серьезной проблемой в организации ПМУ населению является отсутствие единых подходов к организации учета и как следствие контроля объема, сроков и качества медицинской помощи, оплачиваемой из различных источников, включая личные средства граждан. При этом причина проблем незавершенность нормативного правового регулирования ПМУ и недоработанность инструментов учета и контроля качества медицинской помощи, предоставляемой пациентам на возмездной основе, особенно в отношении медицинских организаций, совмещающих оказание медицинской помощи на возмездной и безвозмездной основе. Заключение. Для решения проблемы «информационной разорванности» в вопросах учета и контроля качества медицинской помощи необходимо сформировать единые подходы, регламентирующие организацию и проведение контроля качества медицинской помощи, предоставленной пациентам не только по ОМС, но и в рамках оказания ПМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF STANDARDS IN ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL IN PAID MEDICAL SERVICES

Objective. To study the organization of service quality control and to develop roadmap providing the solution of certain problems relating to patient interests and medical organization when providing medical services, including the paid ones. Methods. The study is based on the legal documents regulating the delivery of health care for citizens including paid medical services and the most relevant recent articles containing information on providing paid medical services in the Russian Federation. Results. A serious problem in providing paid medical services to the population is brought by the lack of the common approaches to the organization of verification and, as a result, control of volume, terms and quality of the medical services paid from various sources including personal finances of citizens. At the same time these problems are grounded in the imperfection of the legal regulation of healthcare paid industry and unrefined instruments of account and quality control of the paid medical care, especially concerning the medical organizations providing both paid and free medical services. Interpretation. To solve the problem of the «information gap» in accounting and organization of service quality control in healthcare paid industry, it is necessary to create common approaches regulating the organization and quality control of medical care provided to patients not only under compulsory medical insurance but also within the paid medical services.

Текст научной работы на тему «О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502201905-06003-016

О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Цель исследования. Изучить вопросы организации контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг (ПМУ) и разработать предложения организационного характера, способствующие решению определенной части проблем, затрагивающих интересы пациентов и медицинских организаций при оказании медицинских услуг. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы нормативные правовые документы, регламентирующие оказание медицинской помощи гражданам, включая ПМУ, а также наиболее релевантные статьи, опубликованные за последние годы, содержащие информацию о предоставлении ПМУ в Российской Федерации. Результаты. На сегодняшний день серьезной проблемой в организации ПМУ населению является отсутствие единых подходов к организации учета и как следствие контроля объема, сроков и качества медицинской помощи, оплачиваемой из различных источников, включая личные средства граждан. При этом причина проблем — незавершенность нормативного правового регулирования ПМУ и недоработанность инструментов учета и контроля качества медицинской помощи, предоставляемой пациентам на возмездной основе, особенно в отношении медицинских организаций, совмещающих оказание медицинской помощи на возмездной и безвозмездной основе.

Заключение. Для решения проблемы «информационной разорванности» в вопросах учета и контроля качества медицинской помощи необходимо сформировать единые подходы, регламентирующие организацию и проведение контроля качества медицинской помощи, предоставленной пациентам не только по ОМС, но и в рамках оказания ПМУ.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, медицинская организация, контроль качества, информационные системы

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Смирнова Е.В., Волкова О.А., Черкасов С.Н. О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 5-6: 3-16. ПОТ: 10.26347/1607-2502201905-06003-016

Е.В. Смирнова1, О.А. Волкова1, С.Н. Черкасов2

ГБУ Научно-

исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия

2 ФГБНУ «Национальный

научно-исследовательский

институт общественного

здоровья имени

Н.А. Семашко», Москва,

Россия

IMPORTANCE OF STANDARDS IN ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL IN PAID MEDICAL SERVICES

Objective. To study the organization of service quality control and to develop roadmap providing the solution of certain problems relating to patient interests and medical organization when providing medical services, including the paid ones.

Methods. The study is based on the legal documents regulating the delivery of health care for citizens including paid medical services and the most relevant recent articles containing information on providing paid medical services in the Russian Federation.

Results. A serious problem in providing paid medical services to the population is brought by the lack of the common approaches to the organization of verification and, as a result, control of volume, terms and quality of the medical services paid from various sources including personal finances of citizens. At the same time these problems are grounded in the imperfection of the legal regulation of healthcare paid industry and unrefined instruments of account and quality control of the paid medical care, especially concerning the medical organizations providing both paid and free medical services.

E.V. Smirnova1, O.A. Volkova1, S.N. Cherkasov2

1 Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare, Moscow, Russia

2 Semashko N.A. National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

i

Interpretation. To solve the problem of the «information gap» in accounting and organization of service quality control in healthcare paid industry, it is necessary to create common approaches regulating the organization and quality control of medical care provided to patients not only under compulsory medical insurance but also within the paid medical services. Keywords: paid medical services, medical organization, quality control, information systems.

The authors declare no competing interests.

For citation: Smirnova E.V., Volkova О.А., Cherkasov S.N. Importance of standards in organization of quality control in paid medical services. Health care Standardization Problems. 2019; 5-6: 3-16. DOI: 10.26347/1607-2502201905-06003-016

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1].

Нормативно-правовое регулирование ПМУ получили с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон № 323-ФЗ) [2]. Частью 1 статьи 84 вышеуказанного закона установлено, что граждане имеют право на получение ПМУ, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и ПМУ (бытовых, сервисных, транспортных и др.), предоставляемых дополнительно [2]. То есть за плату могут оказываться любые виды медицинской помощи, если граждане пожелали получить их на возмездной основе.

Следует отметить, что в отечественном здравоохранении ПМУ существовали всегда. В советское время на платной основе предлагались услуги косметологии и стоматологии. В начале 90-х годов появилась возможность за плату получить необходимую медицинскую услугу вне очереди [3].

На момент утверждения в 1996 г. постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (ПП № 27), «легализировавшего» предоставление ПМУ, около 2% медицинских услуг в государственном секторе здравоохранения уже предоставлялись за плату [3, 4].

Принятый в 2010 г. «в целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг оказываемых населению и повышения эффективности деятельности государственных учреждений» Федеральный закон от 18 апреля 2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и введенное им понятие «приносящая доход деятельность» (законодатель посчитал неуместным использование термина «предпринимательская деятельность» при характеристике данной категории юридических лиц) позволили значительно расширить коммерческие возможности государственных и муниципальных учреждений [5, 6]. По данным «Аналитического центра « УскЛвтвеит», в 2017 г. крупнейшие государственные медицинские организации (региональные медицинские центры) заработали на оказании ПМУ 16,3 млрд руб. [7].

В настоящее время нет сомнений в значимости ПМУ для государственных медицинских организаций как дополнительного источника финансовых средств для поддержания материально-технической базы, повышения уровня оплаты труда персонала и пр. Однако активное участие медицинских организаций в предпринимательских отношениях всегда вызывает множество вопросов [6].

Принятое в 2012 г. постановление Правительства Российской Федерации № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (постановление Правительства РФ № 1006), являющееся на сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим оказание ПМУ, содержит требование об обязатель-

ном информировании пациента о возможности получения соответствующих видов и объема медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ).

Вместе с тем, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1006 правила не содержат ответа на вопрос, в каких конкретно случаях «соответствующие виды и объемы медицинской помощи» могут оказываться за плату, а в каких — нет [8].

В сложившейся ситуации, не отрицая как таковую возможность получения медицинских услуг на платной основе, раздражение граждан вызывает «навязывание» ПМУ, особенно государственными медицинскими организациями, причем в отдельных случаях ПМУ предлагаются не как дополнение, а как подмена гарантированной? государством бесплатной медицинской помощи.

В представленном в 2018 г. аналитиками компании Boston Consulting Group (BCG) докладе «Здоровое здравоохранение: шаг в будущее для российской медицины» приводятся данные, что «более трети населения страны (31%) сталкивалось с требованием оплатить услуги, полагающиеся по полису обязательного медицинского страхования» (ОМС) [3, 9].

Существование вышеуказанной проблемы в интервью «Российской газете» подтвердила и вице-премьер Т.А. Голикова, считающая основной причиной негативной практики «стремление государственных медицинских организаций увеличить собственный объем финансового обеспечения» [10].

Вместе с тем проверка исполнения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ) в 2017—2018 гг., проведенная Счетной палатой Российской Федерации, показала, что «навязывание» ПМУ — вынужденная мера для государственных медицинских организаций, обусловленная недофинансированием ТПГГ за счет бюджетных ассигнований, низкими тарифами ОМС, не покрывающими реальные затраты на оказание медицинской помощи, ростом цен на медикаменты и расходные материалы, увеличением доли расходов на зарплату и значительным ростом объемов кредиторской и деби-

торской задолженностей государственных медицинских организаций [11].

В свою очередь, и в медицинских организациях имеются вопросы, связанные с реализацией положений действующего законодательства.

Прежде всего недовольство выражают медицинские организации частной формы собственности, считающие, что ПМУ им оставляют в качестве единственной возможности оказывать населению медицинскую помощь, сознательно не пуская их в систему ОМС.

Ряд жалоб на «несправедливое» распределение объема медицинской помощи по программам государственных гарантий уже имеется в Федеральной антимонопольной службе, хотя Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова однозначно определила вектор расширения участия частных медицинских организаций в системе ОМС, подчеркнув при этом необходимость территориального планирования здравоохранения [12]. Но существуют риски, что острота проблем при оказании ПМУ в случае расширения сотрудничества с частной медициной не только не уменьшится, но может и вырасти.

Таким образом, актуальность проблемы оказания ПМУ связана с целым рядом обстоятельств, основными из которых являются: рассогласованность экономических интересов участников системы здравоохранения, коммерциализация государственной медицины, провоцирующая социальную напряженность, а местами открытый конфликт между медицинским сообществом и пациентами, незавершенность нормативного правового регулирования ПМУ и недоработанность инструментов учета и контроля качества медицинской помощи, предоставляемой пациентам на возмездной основе, особенно в отношении медицинских организаций, совмещающих оказание платной и бесплатной медицинской помощи.

При этом следует подчеркнуть, что целью исследования является не только и не столько анализ нормативных правовых документов, регламентирующих предоставление ПМУ, которым посвящено значительное число публикаций, сколько разработка предложений организационного характера, внедрение которых, по мнению авторов, способно решить определенную часть проблем, затрагивающих интересы пациентов и медицинских организаций при оказании медицинской помощи, включая оказание ПМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объект исследования — организация контроля качества медицинской помощи, предоставленной в рамках оказания населению Российской Федерации ПМУ

В качестве источника информации использованы базы данных официального интернет-портала правовой информации, в т.ч. информационно-правовая система «Законодательство России», справочных правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», справочной системы экономика ЛПУ «Актион МЦФЭР», а также наиболее релевантные статьи, опубликованные за последние годы и содержащие информацию о предоставлении ПМУ в Российской Федерации, отобранные путем поиска в поисковых системах Yandex и Googl по ключевым словам и фразам: «оказание платных медицинских услуг», «организация учета и контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи», «статистическая отчетность медицинских организаций», аббревиатуре «ПМУ», полным и сокращенным наименованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и другие идентификаторы.

В исследовании использовался комплекс современных общенаучных методов: системно-структурный, аналитический, ретроспективный, реферирования (в рамках заданной тематики) и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Федеральное законодательство до сих пор не содержит четких ответов на простые, но принципиально важные для государственных медицинских организаций, предоставляющих ПМУ, вопросы: каковы правила использования оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных на средства ОМС или бюджетные средства, при оказании ПМУ, как должна быть организована работа специалистов и медицинского персонала и т.д.

Не существует однозначного ответа на вопрос: «какие услуги должны (могут) быть оказаны платно (где, и кем)?» [3].

Отсутствие на практике жесткого разделения учета ПМУ и медицинских услуг, предоставляемых в рамках ОМС, создает риски дублирования услуг в счетах, предъявляемых как гражданам, так и страховым медицинским организациям. Отдельными аналитиками ситуация, сложивша-

яся с регулированием ПМУ характеризуется не иначе как «сущностная и нормативная невнятица» [13].

На сегодняшний день имеется ряд основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих сферу оказания ПМУ в государственных и муниципальных медицинских организациях, но они до сих пор не позволяют найти ответ на ряд конкретных проблемных вопросов по организации и учету ПМУ.

В Федеральном законе № 323-ФЗ оказанию ПМУ посвящена статья 84, в которой определены условия предоставления ПМУ медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, и указывается, что они имеют право оказывать пациентам ПМУ, в частности, на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ и (или) целевыми программами

Кроме того, в соответствии с вышеуказанной статьей, оказание ПМУ разрешается при самостоятельном обращении граждан за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 323-ФЗ [2].

Согласно формулировке статьи 21 Федерального закона № 323-ФЗ и в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцраз-вития России № 406н, гражданин имеет право самостоятельно обратиться для получения первичной специализированной медико-санитарной помощи не только в выбранную им ранее медицинскую организацию, но и любую другую оказывающую аналогичную помощь и работающую в системе обязательного медицинского страхования [2, 7].

На практике гражданин, обратившийся в медицинскую организацию не по месту прикрепления (обслуживания на момент обращения), может столкнуться с различными вариантами предложений об оказании ему медицинской помощи: бесплатно по полису ОСМ или платно в рамках оказания медицинских услуг на возмездной основе.

В обоих случаях медицинская организация, к которой прикреплен гражданин, «оказывается в минусе».

Если пациент получил первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по полису ОМС, то ее потери выражаются уменьшением объема финансирования на стоимость

фактически оказанной медицинской услуги по действующим тарифам, в результате проведения «горизонтальных» расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.

Не исключено и то, что услуга, оказанная пациенту на платной основе не по месту его прикрепления, будет включена в счет на оплату медицинской помощи по ОМС, а с медицинской организации, к которой прикреплен пациент, будет вычтена стоимость услуги в результате проведения «горизонтальных» расчетов. Впрочем, в случае такого незаконного дублирования в системе ОМС, по крайней мере, останется информация об оказанной пациенту медицинской помощи, сохраняя таким образом преемственность в диагностике и последующем лечении пациента. В противном случае информация об этой медицинской помощи будет отсутствовать и в счетах, и в информационных системах обмена данными в ОМС. То есть при самостоятельном обращении лица, застрахованного по ОМС, за получением ПМУ проблема «информационной сохранности» сведений о диагностике или лечении пациента только усугубляется, т.к. она не подлежит включению в информационные базы данных страховых медицинских организаций и ОМС об учете медицинской помощи.

Рассмотрим несколько возможных вариантов развития ситуации, когда пациент, посетивший врача-терапевта в медицинской организации, к которой он прикреплен, узнает, что его жалобы указывают на некое заболевание, например, относящееся к болезням органов пищеварения.

Первый вариант. Для уточнения диагноза необходимо сделать ультразвуковое исследование органов брюшной полости (ближайшая доступная дата — через 13 дней) и колоноскопию (доступно не ранее, чем через 12 дней). Это не превышает предельные сроки ожидания медицинской помощи, установленные ПГГ, но пациент хочет получить информацию о своем заболевании раньше предлагаемого срока.

Второй вариант. Пациент хотел бы сначала получить консультацию гастроэнтеролога, но терапевт считает, что она должна быть вторичной, после получения результатов исследований (вариант, абсолютно допустимый с точки зрения клинической практики и порядков оказания медицинской помощи).

В третьем варианте врач согласен с пациентом, что изначально требуются консультация врача-специалиста и назначает консультацию, но через те же 12—13 дней (то есть в рамках предельных сроков ожидания медицинской помощи, установленных ПГГ). В случае развития событий по любому из трех сценариев, дополненных (для пациента) ссылкой на предельные сроки ожидания медицинской помощи, установленные программой государственных гарантий и информацией о возможности получить необходимые УЗИ, коло-носкопию, гастроэнтеролога «побыстрее», но за плату, в финансовом и правовом «минусе» и пациент, и ТФОМС, не получивший информации об оказанных ПМУ. В медицинскую карту амбулаторного больного результаты, вероятно, будут включены.

Если же исход всех трех сценариев ограничивается сетованиями врача, что «к сожалению, раньше никак не получается, все занято», пациент в большинстве случаев (с учетом материальных возможностей) решает свою проблему сам, а именно, обращается в другую медицинскую организацию, скорее всего, частную или несколько таковых. Впоследствии сведения о диагнозе, результатах исследования и лечении нередко «всплывают» со слов пациента только тогда, когда начинается очередное обострение или требуется срочная госпитализация. Узнать: на каком этапе допущены ошибки приведшие пациента к критическому состоянию — затруднительно.

Мультидисциплинарный подход к экспертизе качества медицинской помощи, последовательно рассматривающей каждый этап лечения с привлечением специалистов всех необходимых профилей, предусмотрен соответствующими документами в сфере ОМС [15].

При проведении целевой экспертизы качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования оценке подлежат все этапы и уровни оказания медицинской помощи [16].

В случае оказания пациенту медицинской помощи по ОМС и в рамках предоставления ПМУ поэтапный контроль качества медицинской помощи практически невозможен, что показала практика случаев последних лет (недавняя история пациента, лечившегося по поводу миелофиб-роза в одной коммерческой клинике и его смертью после оперативного вмешательства в дру-

гой) [17]. В такой ситуации трудно говорить о проведении полноценного контроля качества медицинской помощи, полученной гражданином, поскольку отсутствует единая система учета этой самой медицинской помощи.

Федеральным законом № 323-ФЗ дается следующее определение «качества медицинской помощи» — это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [2]. Исходя из этого, все, включенные законодателем характеристики: от профилактических мероприятий до полученного (достигнутого) результата — формируют единую цепочку оказания медицинской помощи и отсутствие (выпадение) хотя бы одного звена существенно снижает, качество проведения объективного и адекватного контроля.

Согласно части 33 постановления Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2012 № 1006, контроль за соблюдением правил предоставления медицинскими ПМУ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий (Роспотреб-надзор) [10]. С одной стороны, логика законодателя понятна, поскольку оказание ПМУ гражданам, как и другие правоотношения, возникающие по договорам возмездного оказания услуг, регулируются нормами гражданского законодательства (ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [19, 20]. С другой стороны, являясь одним из самых эффективных, из действующих на территории Российской Федерации по мнению юристов-практиков, Закон «О защите прав потребителей» не дифференцирует правовое регулирование услуг в зависимости от их специфики (образовательные, бытовые, консультационные или медицинские). Результатом такого «общего» регулирования является то, что юридически приравнены клининговые услуги и услуги родовспоможения, оказанные частной медицинской организацией.

Контроль за оказанием ПМУ с точки зрения Закона «О защите прав потребителей» сводится к соблюдению порядка их предоставления, как и в любых других гражданско-правовых отноше-

ниях, связанных с перемещением товаров (работ, услуг) от коммерческих организаций (продавцов, изготовителей, исполнителей) к потребителям. О контроле качества медицинской помощи в части соблюдения требований Федерального закона № 323-ФЗ, в данном случае речи не идет [21].

Доказательством вышесказанного являются примеры деятельности Роспотребнадзора по защите прав потребителей ПМУ, взятые из судебной практики:

— судебное решение от 23.03.2015 по делу № А66-18027/2014 — медицинская организация привлечена к ответственности за отсутствие в договорах на оказание ПМУ телефонов потребителя (контактных данных);

— судебное решение от 03.05.2017 по делу № 2-259/2017 — отсутствие в договорах сведений о наименовании, месте нахождения и телефоне лицензирующего органа (суд обязал индивидуального предпринимателя (врач-стоматолог) исполнить требование) [22].

Безусловно, контроль за соблюдением обязательных требований законодательства по защите прав потребителей при оказании ПМУ важен, однако к контролю качества оказанной медицинской услуги имеет очень отдаленное отношение. Да, при получении ПМУ пациент выступает как потребитель услуги, но учитывая, что данная «услуга» обеспечивает получение медицинской помощи, речь идет не только о возможном нарушении прав потребителя, а в первую очередь — о праве гражданина на охрану здоровья, задекларированного Конституцией Российской Федерации [1].

Между тем информация о приоритетных направлениях деятельности в части регулирования ПМУ регулярно размещается на официальном сайте Роспотребнадзора. Так, в «Информации о защите прав потребителей медицинских услуг» от 02 января 2018 приводится характеристика структуры обращений, поступающих в адрес ведомства.

За 11 месяцев 2017 г. в Управление Роспотреб-надзора по городу Москве поступило 1137 обращений по поводу оказания ПМУ, составивших 3,2% в общем количестве обращений.

До 60% жалоб в структуре обращений — жалобы на косметологические услуги. Следующие по количеству обращений — жалобы на ненадлежащее качество стоматологических услуг, с

долей 23%. Жалобы на отказ в удовлетворении гражданско-правовых требований, включая возмещение ущерба, перерасчет платы и пр. составляют 13 и 4% — жалобы на отсутствие полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах.

Относительно проверки качества предоставленных ПМУ, ссылаясь на положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 323, Роспотребнадзор апеллирует к Росздравнадзору [22].

Как было отмечено ранее, в сфере ОМС вопрос с организацией контроля качества медицинской помощи решен. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01 декабря 2010 № 230 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Порядок контроля в ОМС), разработанный в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 326-ФЗ) [16, 23].

Указанным нормативным документом регламентированы не только правила и процедура организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, но и установлены сроки и объем проверок, утверждены типовые формы актов по каждому этапу контроля и перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Перечень дефектов), а также определены требования к специалистам, осуществляющим контроль [16].

Ключевым событием в вопросе контроля качества медицинской помощи, оказанной вне рамок ОМС, стало утверждение приказом Минздрава России от 16 мая 2017 г. № 226н (Приказ № 226н) порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи (Порядок ЭКМП),

за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании [24].

Порядком ЭКМП установлено, что экспертиза осуществляется при проведении проверок соблюдения, осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности [24].

Одновременно приказом Минздрава России от 10 мая 2017 № 203н были утверждены критерии оценки качества медицинской помощи, применяемые при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [25].

В соответствии с Порядком ЭКМП при проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт (специалист) проверяет соответствие предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России.

В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения [24].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 323, утвердившему положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (Росздрав-надзор), контроль качества любых предоставленных медицинских услуг в рамках функции государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности возложен на Росздравнадзор [26].

В соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности меди-

цинской деятельности» (Административный регламент) утвержденным приказом Минздрава России от 26 января 2015 № 19н, предметом государственного контроля является соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — проверяемые лица) прав граждан в сфере охраны здоровья, установленных Федеральным законом от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [27].

Указанные проверки осуществляются Рос-здравнадзором в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, разрабатываемыми в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 №489 [28, 29, 27].

В соответствии с подпунктом 2 пункта 26 Административного регламента, обращения и заявления граждан являются основанием для проведения внеплановой проверки надзорным ведомством только при наличии факта угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан или причинения вреда жизни и здоровью граждан. Обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, для проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 26 Административного регламента, проверка может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких лиц [27].

Согласно статье 87 Федерального закона № 83-ФЗ наряду с государственным и ведомст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венным проводится внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности [2].

Документы о наличии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и порядке его проведения являются лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателям лицензии и лицензиатам при осуществлении ими медицинской деятельности [2, 30]. Однако на уровне федеральных законов регламент проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не разработан. Согласно статье 90 Федерального закона № 83-ФЗ указанный порядок самостоятельно устанавливается руководителем медицинской организации [2].

Начиная с января 2019 г. внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен осуществляться в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздравом России), но в настоящее время проект приказа Минздрава России «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», опубликованный для общественного обсуждения в сентябре 2018 года, не утвержден [31].

Кроме того, следует отметить, что вопросы учета и качества медицинских услуг, предоставляемых на платной основе, в проверочных листах Проекта не предусмотрены [32].

То есть в сегодняшней парадигме существования здравоохранения вопросы учета и регулярного контроля качества, оказанных медицинскими организациями ПМУ, включая анализ причин решения пациента, возможно вынужденных, обратиться за получением ПМУ, на законодательном уровне не обсуждаются.

Между тем, по данным исследования компании SYNOPSIS consulting&research объем ПМУ (коммерческой легальной медицины) в 2017 г. составил 591,5 млрд. руб., увеличившись за десятилетний период (2007—2017 гг.) в 3,65 раз [33].

Анализируя ситуацию с организацией контроля качества медицинской помощи в отечественном здравоохранении, возникает вопрос: кто и как должен отвечать за соблюдение медицинскими организациями требований норм действующего законодательства в данной сфере?

По нашему мнению, назрела необходимость в формировании единых подходов регламентирующих организацию, учет и проведение контроля качества медицинской помощи, предоставленной пациентам не только по ОМС, но и в рамках оказания ПМУ.

При этом обеспечение внедрения принципов «единого подхода» к учету и контролю качества медицинской помощи, предоставленной пациентам, в том числе на возмездной основе, возможно исключительно при наличии полного объема достоверной информации о медицинской помощи, оказанной гражданам «бесплатно», то есть в рамках ОМС, и ПМУ организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Необходимым условием получения указанной информации является взаимодействие органов контроля, позволяющее интегрировать в единую базу данных информацию об оказании ПМУ.

Принимая во внимание, что в правилах предоставления медицинскими организациями ПМУ такая норма отсутствует, целесообразно определить вопросы взаимодействия Росздравнадзора с иными заинтересованными организациями и ведомствами, осуществлявшими ЭКМП [8, 24].

Объединение сферы интересов ОМС и Росз-дравнадзора в данном вопросе очевидно. С одной стороны, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации в ходе проведения контрольных мероприятий выявляют нарушения, предусмотренные пунктом 1.4 Перечня дефектов «взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования» и иными пунктами, конкретизирующими нарушения, с другой стороны — Росздравнадзор выявляет нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности [16].

При этом одним из критериев возможных экспертных мероприятий могут стать данные, полученные из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), формируемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой

государственной информационной системе в сфере здравоохранения»)[34].

Весь спектр задач и функций ЕГИСЗ отражен в пп. 2—3 Положения, но с точки зрения учета и контроля качества оказанных медицинских услуг, в том числе, на возмездной основе, наиболее важными являются следующие:

— обработка и хранение сведений о лицах, которые участвуют в осуществление медицинской деятельности, включая ведение федерального регистра;

— ведение реестра медицинских организаций, включая их оснащение медицинским оборудованием (требования к ведению реестра должен утвердить Минздрав России);

— обработка и хранение сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;

— обеспечение оказания медицинской помощи в медицинских организациях, включая выдачу направлений на проведение диагностических исследований и медицинского обследования (консультации).

Кроме того, важным моментом является то, что нормы Положения о ЕГИСЗ распространяются и на медицинские организации частной системы здравоохранения. То есть, с первого января 2019 г. медицинские организации частной системы здравоохранения должны влиться в ЕГИСЗ в обязательном порядке.

Следует отметить, что одна из 13 подсистем, составляющих структуру ЕГИСЗ, — федеральная интегрированная электронная медицинская карта.

Корреляция данных о предоставлении медицинской помощи конкретному пациенту, полученная на основании ЕГИСЗ, с результатами учета медицинской помощи в системе ОМС на основе данных реестров счетов и требований, предусмотренных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07 апреля 2011 №79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования», позволит с одной стороны — дифференцировать услуги, полученные пациентом платно, с другой — проследить всю

цепочку обращений гражданина за медицинской помощью [35].

Наряду с этим органы управления в сфере здравоохранения, не дожидаясь потенциально возможных жалоб граждан или результатов проведения целевых контрольных мероприятий, получат возможность увидеть весь объем медицинской помощи в автоматизированном режиме. Одновременно полученные совокупные данные могут стать информационной основой для формирования единого подхода к контрольно-надзорной деятельности.

Вариантом решения проблемы качества медицинской помощи, полученной гражданином на возмездной основе, является возможность получения дополнительных медицинских услуг, предоставляемых сверх гарантированных по ОМС, исключительно посредством добровольного медицинского страхования (ДМС). Реализация предложенного варианта не только позволит возложить ответственность за качество медицинской помощи и защиту интересов застрахованных на страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ДМС, так как удовлетворенность клиентов услугами страховщика в значительной степени зависит от качества оказываемых им медицинских услуг и, соответственно, от взаимодействия страховой компании с медицинской организацией, но и решит проблему «информационной разорванности», учитывая наличие в страховой медицинской организации консолидированных сведений о застрахованном как по ОМС, так и по ДМС.

Учитывая, что на сегодняшний день не существует отдельного закона о добровольном медицинском страховании, действующие нормативные правовые акты, регулирующие, в том числе сферу добровольного медицинского страхования потребуют определенных изменений в случае реализации предложенного варианта [36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного исследования можно сказать, что действующие в настоящее время нормативные правовые документы, регламентирующие организацию оказания медицинской помощи гражданам на возмездной основе, требуют и пересмотра и доработки.

Следует отметить, что такого же мнения придерживается и Минздрав России, объявивший в начале марта 2019 г. о разработке новых правил предоставления ПМУ населению медицинскими организациями. Предлагаемые ведомством изменения должны более четкое разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках ТПГГ и ПМУ, предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными, а также ограничить необоснованный рост расходов граждан на ПМУ услуги [37].

Вместе с тем, обеспечить преемственность в оказании медицинской помощи, непосредственно влияющую и на качество лечения, и на эффективность использования средств здравоохранения, возможно только в условиях, обеспечивающих единые подходы к учету и последующему контролю качества всей медицинской помощи оказанной гражданину, — как «бесплатной» полученной по ОМС, так и оказанной на возмездной основе. Однако эти вопросы на данном этапе разрабатываемого нормативного документа, к сожалению, не обсуждаются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Официальный интернет-портал правовой информации. 2014. Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201408010002. Ссылка активна на 09.03.2019.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: https://base.garant.ru/12191967/. Ссылка активна на 09.03.2019.

3. Добровольский Т., Сидорова М. Зачем государственные больницы взялись оказывать платные медицинские услуги. Vademecum. 2017; 14. Доступно по: https:// vademec.ru/article/zachem_gosudarstvennye_bolnitsy_ vzyalis_okazyvat_platnye_uslugi_/. Ссылка активна на 09.03.2019.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Доступно по: http:// ivo.garant.ru/#/document/105880/paragraph/49:0. Ссылка активна на 09.03.2019.

5. Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления». Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onhne.cgi?req=doc&ts= 180586086608624617983352834&cacheid=C7AF0AB0 F952881C7551E0DF3A586AD9&mode=splus&base=LA W&n=296071&rnd=0.6017007469547617#6j33sceuj94. Ссылка активна на 09.03.2019.

6. Гросул Ю.В. «Приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций»: проблемы понятийного аппарата. Юрист. 2015; 10: 13—16.

7. Михаил Мурашко предложил выдавать частникам лицензию на мед. деятельность только при наличии потребности в их услугах. Vademecum. 2019. Доступно по: https://vademec.ru/news/2019/02/13/mikhail-murashko-predlozhil-vydavat-chastnikam-litsenzii-na-meddeyatelnost-tolko-pri-nalichii-potreb/. Ссылка активна на 09.03.2019.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/ document/70237118/paragraph/1:0. Ссылка активна на 09.03.2019.

9. Boston Consulting Group (BCG). Здоровое здравоохранение: шаг в будущее для российской медицины. 2018. Доступно по: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-HC-report-FINAL-June_tcm26-195087.pdf. Ссылка активна на 09.03.2019.

10. Гусенко М., Невинная И., Панина Т. Все в семью. Российская газета. 2018.11.23. 7727. Доступно по: https:// rg.ru/2018/11/23/tatiana-golikova-rasskazala-o-lgotah-po-zhkh-i-cenah-na-lekarstvo.html. Ссылка активна на 09.03.2019.

11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение». Бюллетень Счетной палаты. 2019; 2 (2): 57. Доступно по: http://www.ach.gov.ru/activities/bul-leten/938/36041/. Ссылка активна на 09.03.2019.

12. «Скворцова: мы не хотим делить медицину на частную и государственную». Vademecum. 2018.05.24. Доступно по: https://vademec.ru/news/2018/05/24/skvortsova-my-ne-khotim-delit meditsinu-na-chastnuyu-i-gosudarstvennuyu/. Ссылка активна на 09.03.2019.

13. Родионова А. Дублирование платных услуг в системе ОМС. Vademecum. 2017.02.07. Доступно по: https://va-demec.ru/article/dublirovanie_platnykh_uslug_v_sisteme_ oms/. Ссылка активна на 09.03.2019.

14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.02.2012 № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Доступно по: https://base.garant.ru/70179998/. Ссылка активна на 09.03.2019.

15. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования письмо от 15.09 2016 № 8546/30-5/и «О направлении для использования в работе Методических рекомендаций». Доступно по: https://base.garant.ru/ 71495608/. Ссылка активна на 09.03.2019.

16. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Доступно по: https://base.garant.ru/ 12182428/. Ссылка активна на 09.03.2019.

17. Демченко Н. Врач Мисюрина впервые после приговора прокомментировала свое дело. РБК. 2018.30.01. https:// www.rbc.ru/society/30/01/2018/5a70763d9a79473c867 40c0d

18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 226н «Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/71689358/paragraph/1:1. Ссылка активна на 09.03.2019.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ Доступно по: http://ivo.ga-rant.ru/#/document/10164072/paragraph/2428:1. Ссылка активна на 09.03.2019.

20. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Доступно по: http:// ivo.garant.ru/#/document/10106035/paragraph/115592:0. Ссылка активна на 09.03.2019.

21. Салыгина Е.С. Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» для регулирования возмездных медицинских услуг. Бизнес, менеджмент и право. 2012; 1 (25): 135-138. Доступно по: http://www.bmpravo.ru/ show_stat.php?stat=881 Ссылка активна на 09.03.2019.

22. Роспотребнадзор. Информация от 02.01.2018 «О защите прав потребителей медицинских услуг». Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base =LAW&n=287499&fld= 134&dst=1000000001,0& rnd=0.4258670682165533#011565444574769823 Ссылка активна на 09.03.2019.

23. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12180688/paragraph/9310:2. Ссылка активна на 09.03.2019.

24. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании». Доступно по: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=47903039906320459082 74361&cacheid=4313E490A1FD9C4DFEF3EFF993C701 E8&mode=splus&base=LAW&n=217604&rnd=.4258670 682165533#zxjk4aowub Ссылка активна на 09.03.2019.

25. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/document/71675880/par-agraph/1:4 Ссылка активна на 09.03.2019.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12135989/paragraph/51922:6. Ссылка активна на 09.03.2019.

27. Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.01.2015 № 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государствен-

ной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья». Доступно по: http://ivo.ga-rant.ru/#/document/70882514/paragraph/1:8 Ссылка активна на 09.03.2019.

28. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Доступно по: http://ivo.garant.ru/#/document/12164247/paragraph/ 192559:10 Ссылка активна на 09.03.2019.

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Доступно по: http:// ivo.garant.ru/#/document/12177032/paragraph/1:12 Ссылка активна на 09.03.2019.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»). Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base =LAW&n=239674&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0. 39492964977445144#0021934064387369334 Ссылка активна на 09.03.2019.

31. Гаврилова С. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. 2016.11.21. Доступно по: https:// www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a90/889194.html Ссылка активна на 09.03.2019.

32. Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (подготовлен Минздравом России 21.09.2018). Гарант.ру. Доступно по: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56667024/ Ссылка активна на 09.03.2019.

33. SYNOPSIS consulting&research. Маркетинговое исследование Рынка медицинских услуг в Российской Федерации 2012-2017 гг. Прогноз до 2020 г. Доступно по: http://medresearch.ru/archives/4240. Ссылка активна на 09.03.2019.

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») До-

ступно по: https://base.garant.ru/71937270/. Ссылка активна на 09.03.2019.

35. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 №79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» Прогноз до 2020 г. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/consdoc_LAW_113397/ Ссылка активна на 09.03.2019.

36. Страховой портал.ру. Законодательные основы и регулирование ДМС страхования Доступно по: https://insur-portal.ru/dms/zakonodatelstvo-dms Ссылка активна на 09.03.2019.

37. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Доступно по: https://regula-tion.gov.ru/projects#npa=89244 Ссылка активна на 09.03.2019.

Поступила 10.03.2019 Принята к опубликованию 16.05.2019

REFERENCES

1. Constitution of the Russian Federation. 2014. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201408010002. Accessed on 09.03.2019.

2. Federal Law No. 323-FZ on Bases of Protection of Public Health in the Russian Federation of 21.11.2011. Available from: https://base.garant.ru/12191967/. Accessed on 09.03.2019.

3. Dobrovol'skij T., Sidorova M. Why did state hospitals undertake to provide paid medical services. Vademecum. 2017; 14. Available from: https://vademec.ru/article/ zachem_gosudarstvennye_bolnitsy_vzyalis_okazyvat_plat nye_uslugi_/. Accessed on 09.03.2019.

4. Resolution No. 27 of the Government of the Russian Federation on Approval of the Rules for the Provision of Paid Medical Services to the Population by Medical Institutions of January 13, 1996. Available from: http://ivo.garant.ru/#/ document/105880/paragraph/49:0. Accessed on 09.03.2019.

5. Federal Law No. 83-FZ on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Concerning the Improvement of the Organization of Local Self-government of 18.04.2018. Available from: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=18058608660862461798 3352834&cacheid=C7AF0AB0F952881C7551E0DF3A 586AD9&mode=splus&base=LAW&n=296071&rnd=0.60 17007469547617#6j33sceuj94. Accessed on 09.03.2019.

6. Grosul Yu. V. «Income producing activity» and «business activities of nonprofit organizations»: Issues in Terminology. Yurist. 2015; 10: 13—16.

7. Mikhail Murashko offered to give private owners a license for medical activities only if there is a need for their services. Vademecum. 2019. Available from: https://vademec.ru/ news/2019/02/13/mikhail-murashko-predlozhil-vydavat-chastnikam-litsenzii-na-meddeyatelnost-tolko-pri-nalichii-potreb/. Accessed on 09.03.2019.

8. Resolution No. 1006 of the Government of the Russian Federation on Approval of the Rules for the Provision of Paid Medical Services by Medical Organizations of October 4, 2012. Available from: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/70237118/paragraph/1:0. Accessed on 09.03.2019.

9. Boston Consulting Group (BCG). Healthy healthcare: a step into the future for Russian medicine. 2018. Available from: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-HC-report-FINAL-June_tcm26-195087.pdf. Accessed on 09.03.2019.

10. Gusenko M., Nevinnaya I., Panina T. All in the family. Russian Newspaper. 2018.11.23. 7727. Available from: https:// rg.ru/2018/11/23/tatiana-golikova-rasskazala-o-lgotah-po-zhkh-i-cenah-na-lekarstvo.html. Accessed on 09.03.2019.

11. Report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the formation in 2017 and 2018 and the implementation in 2017 of territorial programs of state guarantees of free medical care, including their financial support. Byul-leten'Schetnojpalaty. 2019; 2(2): 57. Available from: http:// www.ach.gov.ru/activities/bulleten/938/36041/. Accessed on 09.03.2019.

12. «Skvortsova: we do not want to divide medicine into private and public». Vademecum. 2018.05.24. Available from: https://vademec.ru/news/2018/05/24/skvortsova-my-ne-khotim-delit meditsinu-na-chastnuyu-i-gosudarstvennuyu/. Accessed on 09.03.2019.

13. Rodionova A. Duplication of paid services in the system of CHI. Vademecum. 2017.02.07. Available from: https://va-demec.ru/article/dublirovanie_platnykh_uslug_v_sisteme_ oms/. Accessed on 09.03.2019.

14. Order No. 406n of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation on Approval of the Procedure for Choosing a Citizen of a Medical Organization in the Provision of Medical Care under the Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to Citizens of 26.02.2012. Available from: https://base.garant.ru/ 70179998/. Accessed on 09.03.2019.

15. Federal Compulsory Medical Insurance Fund Letter No. 8546/30-5/i on the Use of Guidelines in the Work of 15.09.2016. Available from: https://base.garant.ru/71495608/ . Accessed on 09.03.2019.

16. Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund No. 230 on Approval of the Order of Organization and Control of Volumes, Terms, Quality and Conditions of Medical Care for Compulsory Health Insurance of December 1, 2010. Available from: https://base.garant.ru/12182428/. Accessed on 09.03.2019.

17. Demchenko N. Doctor Misurina for the first time after the verdict to comment on his case. RBK. 2018.30.01. Available from: https://www.rbc.ru/society/30/01/2018/ 5a70763d9a79473c86740c0d. Accessed on 09.03.2019.

18. Order of the Ministry of Health of Russia No. 226t on Approval of the Procedure for the Examination of the Quality of Medical Care, Except for Medical Care Provided in Accordance with the legislation of the Russian Federation on Compulsory Medical Insurance of 05.16.2017. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/71689358/paragraph/ 1:1. Accessed on 09.03.2019.

19. The Civil Code of the Russian Federation (Part II) of 26.01.1996 No. 14-FZ. Available from: http://ivo.garant.ru/ #/document/10164072/paragraph/2428:1. Accessed on 09.03.2019.

20. Law of the Russian Federation No. 2300-I on Consumers' Rights Protection of February 7, 1992. Available from: http://

ivo.garant.ru/#/document/10106035/paragraph/115592:0. Accessed on 09.03.2019.

21. Salygina E. S. Application of the RF Law on Consumers' Rights Protection in order to regulate paid medical services. Business, Management and Law. 2012; 1(25):135-138. Available from: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php? stat=881 Accessed on 09.03.2019.

22. Rospotrebnadzor. Information from 02.01.2018 on Rights Protection of the Medical Services Consumers. Available from: http : //www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi ?req= doc&base=LAW&n=287499&fld=134&dst=1000000001, 0&rnd=0.4258670682165533#011565444574769823. Accessed on 09.03.2019.

23. Federal Law No. 326-FZ on Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation of 29.11.2010. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/12180688/paragraph/ 9310:2/. Accessed on 09.03.2019.

24. Order of the Ministry of Health of Russia No. 226n on the Procedure of Assessment of Medical Care Quality, Except for the Medical Care Provided under the Compulsory Medical Insurance Legislation of the Russian Federation of 16.05.2017. Available from: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=479030399063204590827 4361&cacheid=4313E490A1FD9C4DFEF3EFF993C701E8 &mode=splus&base=LAW&n=217604&rnd=0.42586706 82165533#zxjk4aowub. Accessed on 09.03.2019.

25. Order of the Ministry of Health of Russia No. 203n on the Approval of Criteria for Evaluating the Quality of Medical Care from 10.05.2017. Available from: http://ivo.garant.ru/ #/document/71675880/paragraph/1:4. Accessed on 09.03.2019.

26. Decree of the Government of the Russian Federation No. 323 on the Statement of Regulations on Federal Service on Health Care Supervision of 30.06.2004. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/12135989/paragraph/ 51922:6. Accessed on 09.03.2019.

27. Order of the Ministry of Health of Russia No. 19n on the Approval of Administrative Regulations of Federal Service for Supervision in the Sphere of Health Care on Execution of the State Function of State Control over the Quality and Safety of Medical Activity by means of Inspections of the Compliance by State Authorities and Local Self-Government Bodies, State Non-Budgetary Funds, as well as Carrying Out Medical and Pharmaceutical Activities of Organizations and Individual Entrepreneurs Rights of Citizens in the Sphere of Health Protection of 26.01.2015. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/70882514/paragraph/ 1:8. Accessed on 09.03.2019.

28. Federal Law No. 294-FZ on the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control of 26.12.2008. [cited 09.03.2019]. Available from: http:// ivo.garant.ru/#/document/12164247/paragraph/192559:10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Decree of the Government of the Russian Federation No. 489 on Approval of the Rules of Annual Plans for Scheduled Inspections of Legal Entities and Individual Entrepreneurs by the State Control (Supervision) and Municipal Control Bodies of 30.06.2010. Available from: http:// ivo.garant.ru/#/document/12177032/paragraph/1:12. Accessed on 09.03.2019.

30. Decree of the Government of the Russian Federation No. 291 on Licensing of Medical Activity (except for the Specified Activity Performed by the Medical Organiza-

tions and other Organizations entering into Private Health Care System in the SKOLKOVO Innovation Center of 16.04.2012 Consultant Plus. Available from: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=239674&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3 9492964977445144#0021934064387369334. Accessed on 09.03.2019.

31. Gavrilova S. Internal quality control and safety of medical activities. Accounting. Taxes Audit. 2016.11.21. Available from: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a90/ 889194.html. Accessed on 09.03.2019.

32. Draft Order of the Ministry of Health of Russia on the Approval of Requirements to the Internal Control of Medical Activity Quality and Safety. Garant.ru. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56667024/. Accessed on 09.03.2019.

33. SYNOPSIS consulting&research. Marketing research of the market of medical services in the Russian Federation 2012—2017 forecast to 2020. Available from: http://me-dresearch.ru/archives/4240. Accessed on 09.03.2019.

34. Decree of the Government of the Russian Federation No. 555 on the Unified State Information System in the

Health Care (together with Regulations on the Unified State Information System in Health Care) of 05.05.2018. Available from: https://base.garant.ru/71937270/. Accessed on 09.03.2019.

35. Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund No. 79 on the Approval of the General Principles of the Information Systems and an Order of Information Exchange in Compulsory Medical Insurance (the Forecast till 2020) of 07.04.2011. Available from: http://www.consultant.ru/doc-ument/consdoc_LAW_113397/. Accessed on 09.03.2019.

36. Legislative bases and regulation of voluntary health insurance. Available from: https://insur-portal.ru/dms/zakon-odatelstvo-dms. Accessed on 09.03.2019.

37. Federal portal of draft regulatory legal acts. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation on Amendments to the Rules for Providing Medical Services to Medical Organizations. Available from: https://regula-tion.gov.ru/projects#npa=89244. Accessed on 09.03.2019.

Received 10.03.2019 Accepted 16.05.2019

Сведения об авторах:

Смирнова Елена Викторовна — старший научный сотрудник отдела методологии проведения аудита эффективности деятельности учреждений здравоохранения ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Татарская, д. 30. Тел.: 8(495)951-57-41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru.

Волкова Оксана Александровна — старший научный сотрудник отдела методологии проведения аудита эффективности деятельности учреждений здравоохранения ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Татарская, д. 30. Тел.: 8(495)951-57-41. E-mail: VOA190471@yandex.ru.

Черкасов Сергей Николаевич — доктор медицинских наук, заведующий отделом исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1. Тел.: +7(495)917-48-86. E-mail: cherkasovsn@nriph.ru.

About the authors:

Elena V. Smirnova — Senior Research Fellow, Department of the Medical Organization Audit Methodology, Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare. 115184, Moscow, B. Tatarskaya Str., 30. Tel.: +7(495)951-57-41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru.

Oksana A. Volkova — Senior Research Fellow, Department of the Medical Organization Audit Methodology, Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare. 115184, Moscow, B. Tatarskaya Str., 30. Tel.: +7(495)951-57-41. E-mail: VOA190471@yandex.ru.

Sergey N. Cherkasov — Sc. D. in Medicine, Head of the Department of Public Health Research, Semashko N.A. National Research Institute of Public Health. 105064, Russian Federation, Moscow, 12 Vorontsovo Pole Str., bld. 1. Tel.: +7(495)917-48-86. E-mail: cherkasovsn@nriph.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.