Научная статья на тему 'ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
217
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
медицинская организация / безвестно отсутствующий пациент / нормативно-правовое регулирование / medical organization / missing patient / legal regulation

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Травенко Елена Николаевна, Лаптев Дмитрий Алексеевич

В статье рассматривается весьма нередкий в медицинской деятельности казус – неожиданная пропажа пациента в медицинской организации. Отображаются уголовно-правовые аспекты понятия безвестно отсутствующего лица. Приводятся существующие на современном этапе отдельные федеральные и региональные положения, регулирующие действия органов правопорядка и граждан в случае непредвиденного исчезновения гражданина. Особо отмечается, что в Российской Федерации не допускается отказ в оказании медицинской помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст. 11). В случаях наступления смерти пациента, выписка за нарушение режима лечения может квалифицироваться как неоказание медицинской помощи без уважительных причин (по ч. 2 ст. 124 УК РФ). В данной связи, в случаях, когда исчезновение пациента постфактум прикрывается выпиской, следует трактовать как неоконченный случай оказания медицинской услуги, что может расцениваться как дефект оказания медицинской помощи, связанный с невыполнением диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Обосновывается необходимость нормативно-правового регулирования данной проблемы для медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Травенко Елена Николаевна, Лаптев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISAPPEARANCE OF A PATIENT FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGAL ASPECTS

The article discusses a very common incident in medical practice the unexpected disappearance of a patient in a medical organization. The criminal-legal aspects of the concept of a missing person are displayed. Separate federal and regional provisions existing at the present stage that regulate the actions of law enforcement agencies and citizens in the event of an unforeseen disappearance of a citizen are given. It is especially noted that in the Russian Federation it is not allowed to refuse to provide medical care (Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ, Art. 11). In cases of death of the patient, an extract for violation of the treatment regimen can be qualified as a failure to provide medical care without good reason (under part 2 of article 124 of the Criminal Code of the Russian Federation). In this regard, in cases where the disappearance of a patient after the fact is covered by an extract, it should be interpreted as an incomplete case of the provision of medical services, which can be regarded as a defect in the provision of medical care associated with the failure to perform diagnostic and (or) therapeutic measures in accordance with the procedure for the provision of medical care and standards of medical care. The necessity of legal regulation of this problem for medical organizations is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

13. Muzafarov I.A. O praktike realizacii polozhenij st. 158 1 UK RF (po materialam sudebnoj praktiki Respubliki Tatarstan) // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. T. 9. № 4.

14. Algoritm dejstvij sotrudnikov podrazdelenij doznaniya po realizacii polozhenij federal'nyh zakonov ot 3 iyulya 2016 g. N° 323-FZ i 326-FZ // Dokument opublikovan ne byl.

БОХАН АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (boxan@mail.ru).

ДОНЧЕНКО ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ - преподаватель Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (boxan@mail.ru)

ЛАВРЕНКО АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА - преподаватель Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России (boxan@mail.ru)

ЧМЫРЁВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (boxan@mail.ru)

BOKHAN, ANDREY P. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Novorossiysk Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

DONCHENKO, VLADIMIR E. - teacher of the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

LAVRENKO, ANASTASIA V. - teacher of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

CHMYREV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 343.2/7 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-117-121

ТРАВЕНКО Е.Н., ПОРОДЕНКО В.А., ЛАПТЕВ Д.А.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: медицинская организация, безвестно отсутствующий пациент, нормативно-правовое регулирование.

В статье рассматривается весьма нередкий в медицинской деятельности казус - неожиданная пропажа пациента в медицинской организации. Отображаются уголовно-правовые аспекты понятия безвестно отсутствующего лица. Приводятся существующие на современном этапе отдельные федеральные и региональные положения, регулирующие действия органов правопорядка и граждан в случае непредвиденного исчезновения гражданина. Особо отмечается, что в Российской Федерации не допускается отказ в оказании медицинской помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ф3, ст. 11). В случаях наступления смерти пациента, выписка за нарушение режима лечения может квалифицироваться как неоказание медицинской помощи без уважительных причин (по ч. 2 ст. 124 УК РФ). В данной связи, в случаях, когда исчезновение пациента постфактум прикрывается выпиской, следует трактовать как неоконченный случай оказания медицинской услуги, что может расцениваться как дефект оказания медицинской помощи, связанный с невыполнением диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Обосновывается необходимость нормативно-правового регулирования данной проблемы для медицинских организаций.

TRAVENKO, E.N., PORODENKO, V.A., LAPTEV, D.A.

DISAPPEARANCE OF A PATIENT FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGAL ASPECTS

Key words: medical organization, missing patient, legal regulation.

The article discusses a very common incident in medical practice - the unexpected disappearance of a patient in a medical organization. The criminal-legal aspects of the concept of a missing person are displayed. Separate federal and regional provisions existing at the present stage that regulate the actions of law enforcement agencies and citizens in the event of an unforeseen disappearance of a citizen are given. It is especially noted that in the Russian Federation it is not allowed to refuse to provide medical care (Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ, Art. 11). In cases of death of the patient, an extract for violation of the treatment regimen can be qualified as a failure to provide medical care without good reason (under part 2 of article 124 of the Criminal Code of the Russian Federation). In this regard, in cases where the disappearance of a patient after the fact is covered by an extract, it should be interpreted as an incomplete case of the provision of medical services, which can be regarded as a defect in the provision of medical care associated with the failure to perform diagnostic and (or) therapeutic measures in accordance with the procedure for the provision of medical care and standards of medical care. The necessity of legal regulation of this problem for medical organizations is substantiated.

В настоящее время в публикациях (в частности, в таких информационных ресурсах как «Доктор Питер» [1], «Такие дела» [2], «Блокнот» [3] и др.) обсуждаются вопросы, связанные с пропажей пациентов из медицинских организаций. Несмотря на то, что статистики таких лиц не ведется, на текущий момент разрешение подобных ситуаций с правовой точки зрения является весьма необходимым.

Законодательство рассматривает исчезнувшее лицо как «безвестно отсутствующее» (абз. 1 ст. 42 ГК РФ) [4]. В уголовно-правовом понимании - это потерпевший (ст. 42 УПК РФ) [5], и его неожиданное исчезновение сопряжено с определенными противоправными деяниями (похищение человека (ст. 126 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и т.д. При этом одним из оснований полагать наличие преступления в отношении без вести пропавшего лица является отсутствие сведений о его судьбе и местонахождении в течение трех суток [6].

Как верно отмечает Н.А. Цыбизова [7], легальное определение «без вести пропавшего» дается в Инструкции «Об организации и тактике розыскной работы», утвержденной приказом МВД в 1993 г. [8]: «без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными».

Заявление о проведении розыска в отделение полиции (Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ, ст. 12) имеет право подать любое лицо, заинтересованное в этом действии [9]. Любая информация о совершенных противоправных деяниях (в том числе и сведения об исчезновении лица) принимается и регистрируется дежурной частью МВД. После подачи заявления у заявителя остается отрывной талон-уведомление, подтверждающий факт обращения. Обстоятельства безвестного исчезновения лица выясняются [10], уведомляется дежурный следователь Следственного комитета РФ, а также определяется состав следственно-оперативной (оперативной) группы. Проводя поиск безвестно отсутствующего лица (правила т. н. «трех суток ожидания» не существует), правоохранительные органы осуществляют соответствующие оперативно-розыскные мероприятия (опрос, контроль корреспонденции и т. д.). В розыске широко используются результаты видеонаблюдения, в том числе и при поиске пропавших пациентов, если медицинская организация оснащена видеокамерами. Медицинские организации обязаны вести непрерывное видеонаблюдение на территории, а также архивировать и хранить видеофайлы в течение 30 дней [11]. Данное требование является обязательным при оформлении паспорта антитеррористической защищенности (в рамках выполнения мероприятий по противодействию терроризму) [12]. Это требование не распространяется на медицинские организации, занимающие часть здания и не имеющие отдельных (самостоятельных) входов и выходов (например, стоматологическая клиника на 2-м этаже торгово-развлекательного комплекса) [13].

Из материалов уголовного дела N°... (по признакам преступления по ч. 2 ст. 109 УК РФ), возбужденного по факту смерти пациента Н., следует, что свидетель М., дежурный врач-кардиолог отделения неотложной кардиологии около 18 часов вечера узнал об отсутствии гражданина Н. длительное время в палате. Совместно с медицинскими работниками отделения и сотрудниками охраны были обследованы помещения главного корпуса, а также территория больницы, однако местонахождение гражданина Н. не было установлено. Жене пациента об этом сообщено по телефону. В 18 часов 30 минут гражданин Н. в отделении не появился, в связи с чем врач М. оформил выписку пациента за нарушение режима лечения. Около 01 часа 00 минут врач осуществил звонок по телефону в полицию, сотрудник которой прибыл в отделение около 07 часов 00 минут. Около 12.00 пациент был случайно обнаружен этажом ниже в служебном туалете.

В выводах проведенной судебно-медицинской экспертизы по данному уголовному делу, отвечая на вопрос о дефектах оказания медицинской помощи, экспертная комиссия, анализируя имеющееся в материалах положение о лечебно-охранительном режиме в медицинской организации (утверждено приказом главного врача), отметила, что в нем не перечислены меры, которые должен принять персонал при внезапном исчезновении пациента при не уведомлении им близких родственников и персонала больницы о месте своего нахождения, оставлении пациентом в палате верхней одежды и теплой обуви в холодное время года, ценных вещей, в том числе мобильного телефона и важных личных документов - как это произошло в случае с гр-ном Н. В данном документе имелось только указание на необходимость передачи сообщения заведующему отделением, однако отметок об уведомлении, так же, как и объективных фактов, подтверждающих самовольный уход гр-на Н., не имелось. Из приведенного положения однозначно не усматривалось, как должен поступить заведующий отделением, а также необходимо ли было уведомлять территориальные органы МВД РФ о фактах безвестного исчезновения пациента.

В анализируемых материалах дела в отношении сведений о видеонаблюдении в медицинской организации, данные ограничивались показаниями жены гр-на Н., которая по телефону просила врача о просмотре записей с видеокамер, но получила ответ, что у врача нет доступа к файлам видеоархива, и просмотр возможен в рабочие часы с разрешения начальника службы безопасности. Локальных нормативных актов, предусматривающих подобную ситуацию, в медицинской организации не имелось. Очевидно, что камеры открытой видеофиксации не могли быть установлены в помещении служебного туалета (ст. 137 УК «Нарушение неприкосновенности частной жизни»), где был обнаружен гражданин Н., но в коридорах, по которым проходил пациент, могло бы быть зафиксировано его передвижение.

Из материалов дела следует, что пациенту был поставлен диагноз: «Мелкоочаговый (не Р-инфаркт миокарда) передне-боковой области левого желудочка сердца; мерцательная аритмия, тахисистолическая форма». Лечащий врач, обладая соответствующей квалификацией и профессиональной компетенцией, должен был предвидеть, что больному необходимо было соблюдать предельно минимальную двигательную активность, и малейшая неконтролируемая физическая нагрузка могла обусловить неблагоприятные последствия для пациента. Однако рациональный двигательный режим больному не был определен. Об его установлении и обеспечении (уходе) в упомянутом «Положении о лечебно-охранительном режиме» нет ни слова.

Данные действия касаются организационно-распорядительной (управленческой) деятельности внутри медицинской организации и определяют объективную сторону деяния, квалифицирующегося по ч. 2 ст. 293 УК РФ (ненадлежащее исполнение должностным лицом обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Обеспечение ухода при оказании медицинской помощи закрепляется в ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» [14], но детального определения «ухода» законодательно не установлено. Тем не менее, на официальном уровне предусматривается определенное разъяснение [15] информационного характера в отношении термина «уход», и в узком значении он представляет собой комплекс манипулятивных вмешательств, выполняемых медицинской сестрой самостоятельно или по назначению врача и направленных на удовлетворение базовых (в первую очередь физиологических) потребностей пациента. При этом выделяется два вида ухода: общий и специальный. Общий медицинский уход - это мероприятия, проводимые независимо от характера болезни. Специальный медицинский уход - это мероприятия, применяемые только при определенных заболеваниях (болезни легких, сердца, желудочно-кишечного тракта и других).

В профессиональном стандарте младшей медицинской сестры по уходу за больными в трудовых функциях [16] не указано, о каком виде ухода идет речь, но сообщается, что он должен быть профессиональным, а по перечисленным манипуляциям можно предположить, что этот тип уход относится к общему, не зависящему от характера болезни. Такое весьма обобщенное нормативно-правовое регулирование системы ухода за пациентом (в том числе, в части рациональной двигательной активности, оправления естественных нужд и т.д.) исключает квалификацию содеянного по правилам ст. 293 УК РФ и обусловило выбор правоприменителем нормы ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) при квалификации содеянного.

С учетом изложенного, осуществленную в таких условиях выписку данного пациента из стационара комиссия экспертов посчитала необоснованной.

В настоящее время отсутствуют какие-либо правовые нормы, допускающие возможность отказа в медицинской помощи в следствие нарушения пациентом предписанного режима при условии угрозы его жизни. Напротив, не допускается отказ в оказании медицинской помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3, ст. 11). В случаях наступления смерти пациента, выписка за нарушение режима лечения может квалифицироваться как неоказание медицинской помощи без уважительных причин (по ч. 2 ст. 124 УК РФ).

В рассматриваемом случае было бы неверным считать, что лечащий врач в полной мере осознавал (субъективная сторона) то, что гражданин Н. находился в критическом состоянии и у него возникала неотложная необходимость оказать первую медицинскую помощь больному, конкретное место расположения которого не было определено, что исключает квалификацию содеянного по ст. 124 УК РФ. Данный вывод не предопределяет правовую оценку совершенного деяния судом, хотя и является важным для квалификации допущенных медицинскими работниками нарушений.

В ст. 772 ГК РФ указывается на публичность договора оказания медицинских услуг. Следовательно, медицинские организации не могут не оказывать свои услуги, если у них есть возможность их предоставлять. В случае досрочной выписки пациента из стационара за нарушение предписанного режима можно говорить о неоконченном случае оказания медицинской услуги. Это может расцениваться как дефект оказания медицинской помощи, связанный с невыполнением диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии с порядком и стандартами оказания медицинской помощи (п.п. 3 и 6 «Порядок проведения контроля объемов,

сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения» утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2021 г. №231-н) [17].

Указанные дефекты при оказании медицинской помощи могут рассматриваться в плоскости нарушения норм административного законодательства - ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (в части неправомерного управленческого решения, сопряженного с грубым нарушением лицензионных требований), ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (в части предоставления медицинской услуги ненадлежащего качества) и др.

Таким образом, следует признать отсутствие единой правой базы для случаев исчезновения пациента в самой медицинской организации или при выходе за ее пределы. На наш взгляд, устранить возникающие последствия для медицинской организации и медицинских работников разработкой внутреннего локального нормативного акта, по примеру инструкции о пошаговых действиях при увольнении работника, пропавшего без вести [18] можно, но в целом это не решает обозначенной проблемы. По-видимому, назрела необходимость правового урегулирования и разработки четких инструкций для медицинских организаций в таких случаях.

Литература и источники

1. Заблудившаяся в НИИ Джанелидзе петербурженка два дня пролежала в подвале без сознания // Информационный ресурс «Доктор Питер»: Публикация от 17.08.2017 года; URL: https://doctorpiter.ru/articles/17608/ 12.03.2022.

2. Пожилые люди теряются, прохожие сдают их в больницы. А потом родственники обнаруживают их в моргах. Почему? // Информационный ресурс «Такие дела»: Публикация от 04.06.2017 года; URL: https://takiedela.ru/2019/06/naydena-pogibla/ 12.03.2022.

3. В Волгограде при странных обстоятельствах пропал пациент больницы № 25. Информационный ресурс «Блокнот»: Публикация от 29.11.2021 года; URL: https://bloknot-volgograd.ru/news/v-volgograde-iz-bolnitsy-propal-patsient-zhena-pro-1420553/ 13.03.2022

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/10164072/ 12.03.2022.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ: СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/12125178/ 12.03.2022.

6. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с исчезновением лиц (п. 4), утв. Приказами МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16.01.2015г. № 38/14/5: СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/70904152/ 12.03.2022.

7. Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву. Дис. ... канд. юр. наук. М., 2018.

8. Текст правового акта не приводится в связи с содержанием положений для служебного пользования // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс»: URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901759673/ 12.03.2022.

9. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011г. № 3-ФЗ // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/12182530/ 12.03.2022; Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995г. № 144-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 7): СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/10104229/ 12.03.2022.

10. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с исчезновением лиц (п. 4), утв. Приказами МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16.01.2015г. № 38/14/5: СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/70904152/ 12.03.2022.

11. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий): Постановление Правительства от 25.03.2015г. № 272 (п. 30, п. п. «д» п. 32, п. 38, п. п. «а» п. 39) // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/70937940/ 12.03.2022.

12. Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (п. п. «б» п. 16), утв. Постановлением правительства РФ от 13.01.2017г. № 8 // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/71588134/ 12.03.2022.

13. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/12145408/ 12.03.2022.

14. Разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017г. № 8: Письмо Минздрава РФ от 13.05.2019г. № 14-3/И/2-4057 // СПС Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350325/ 12.03.2022.

15. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/12191967/ 12.03.2022.

16. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2005 № 10227/МЗ-14 «О толковании термина «специальный медицинский уход» // СПС Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53659/ 12.03.2022.

17. Профессиональный стандарт: Младший медицинский персонал (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 года № 2н) // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/71325102/ 12.03.2022.

18. Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2021г. № 231-н // СПС Гарант: URL: https://base.garant.ru/400761901/ 12.03.2022.

19. Давыдова Е.В. Что делать, если работник пропал без вести? // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2019. № 5. // URL: https://www.audar-press.ru/magazine/otdel-kadrov-v-uchrezhdenii/2019-5/ 12.03.2022.

References and Sources

1. Zabludivshayasya v NII Dzhanelidze peterburzhenka dva dnya prolezhala v podvale bez soznaniya // Informacionnyj resurs «Doktor Piter»: Publikaciya ot 17.08.2017 goda; URL: https://doctorpiter.ru/articles/17608/ 12.03.2022.

2. Pozhilye lyudi teryayutsya, prohozhie sdayut ih v bol'nicy. A potom rodstvenniki obnaruzhivayut ih v morgah. Pochemu? // Informacionnyj resurs «Takie dela»: Publikaciya ot 04.06.2017 goda; URL: https://takiedela.ru/2019/06/naydena-pogibla/ 12.03.2022.

3. V Volgograde pri strannyh obstoyatel'stvah propal pacient bol'nicy № 25. Informacionnyj resurs «Bloknot»: Publikaciya ot 29.11.2021 goda; URL: https://bloknot-volgograd.ru/news/v-volgograde-iz-bolnitsy-propal-patsient-zhena-pro-1420553/ 13.03.2022

4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/10164072/ 12.03.2022.

5. Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18.12.2001g. № 174-FZ: SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/12125178/ 12.03.2022.

6. Instrukciya o poryadke rassmotreniya zayavlenij, soobshchenij o prestupleniyah i inoj informacii o proisshestviyah, svyazannyh s ischeznoveniem lic (p. 4), utv. Prikazami MVD RF, General'noj prokuratury RF, Sledstvennogo komiteta pri prokurature RF ot 16.01.2015g. № 38/14/5: SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/70904152/ 12.03.2022.

7. Cybizova N.A. Bezvestnoe otsutstvie grazhdan po rossijskomu grazhdanskomu pravu. Dis. ... kand. yur. nauk. M., 2018.

8. Tekst pravovogo akta ne privoditsya v svyazi s soderzhaniem polozhenij dlya sluzhebnogo pol'zovaniya // Elektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informacii Konsorciuma «Kodeks»: URL: https://docs.cntd.ru/document/901759673/ 12.03.2022.

9. O policii: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011g. № 3-FZ // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/12182530/ 12.03.2022; Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 12.08.1995g. № 144-FZ (p. 4 ch. 1 st. 7): SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/10104229/ 12.03.2022.

10. Instrukciya o poryadke rassmotreniya zayavlenij, soobshchenij o prestupleniyah i inoj informacii o proisshestviyah, svyazannyh s ischeznoveniem lic (p. 4), utv. Prikazami MVD RF, General'noj prokuratury RF, Sledstvennogo komiteta pri prokurature RF ot 16.01.2015g. № 38/14/5: SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/70904152/ 12.03.2022.

11. Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti mest massovogo prebyvaniya lyudej i ob"ektov (territorij), podlezhashchih obyazatel'noj ohrane vojskami nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i form pasportov bezopasnosti takih mest i ob"ektov (territorij): Postanovlenie Pravitel'stva ot 25.03.2015g. № 272 (p. 30, p. p. «d» p. 32, p. 38, p. p. «a» p. 39) // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/70937940/ 12.03.2022.

12. Trebovaniya k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob"ektov (territorij) ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii i ob"ektov (territorij), otnosyashchihsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii (p. p. «b» p. 16), utv. Postanovleniem pravitel'stva RF ot 13.01.2017g. № 8 // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/71588134/ 12.03.2022.

13. O protivodejstvii terrorizmu: Federal'nyj zakon ot 06.03.2006g. № 35-FZ // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/12145408/ 12.03.2022.

14. Raz"yasneniya po voprosam primeneniya trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob"ektov (territorij) Ministerstva zdravoohraneniya RF i ob"ektov (territorij), otnosyashchihsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva zdravoohraneniya RF, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 13.01.2017g. № 8: Pis'mo Minzdrava RF ot 13.05.2019g. № 14-3/I/2-4057 // SPS Konsul'tant Plyus: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350325/ 12.03.2022.

15. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 323-FZ // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/12191967/ 12.03.2022.

16. Pis'mo Minzdravsocrazvitiya RF ot 25.04.2005 № 10227/MZ-14 «O tolkovanii termina «special'nyj medicinskij uhod» // SPS Konsul'tant Plyus: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53659/ 12.03.2022.

17. Professional'nyj standart: Mladshij medicinskij personal (utv. Prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 12 yanvarya 2016 goda № 2n) // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/71325102/ 12.03.2022.

18. Poryadok provedeniya kontrolya ob"emov, srokov, kachestva i uslovij predostavleniya medicinskoj pomoshchi po obyazatel'nomu medicinskomu strahovaniyu zastrahovannym licam, a takzhe ee finansovogo obespecheniya, utv. Prikazom Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 19.03.2021g. № 231-n // SPS Garant: URL: https://base.garant.ru/400761901/ 12.03.2022.

19. Davydova E.V. Chto delat', esli rabotnik propal bez vesti? // Otdel kadrov gosudarstvennogo (municipal'nogo) uchrezhdeniya. 2019. № 5. // URL: https://www.audar-press.ru/magazine/otdel-kadrov-v-uchrezhdenii/2019-5/ 12.03.2022.

ПОРОДЕНКО ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины, Кубанский государственный медицинский университет (porodenko52@mail.ru).

ТРАВЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доктор медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины, Кубанский государственный медицинский университет (elenaschon@yandex.ru)

ЛАПТЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - ассистент кафедры судебной медицины, Кубанский государственный медицинский университет (laptev.90@mail.ru)

PORODENKO, VALERY A. - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (porodenko52@mail.ru).

TRAVENKO, ELENA N. - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (elenaschon@yandex.ru)

LAPTEV, DMITRY A. - Assistant of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (laptev.90@mail.ru).

УДК 343.61 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-2-121-126

ЗОТОВ А.Ю.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГРОЗЫ УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью человека, угроза убийством, угроза причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Охрана личности от любых угроз и посягательств принципиально важна, что подтверждает государственная правоохранительная политика, в которой данный вид охраны является одним из главных направлений деятельности. Важность защиты личности, ее права на здоровье подкрепляет и конституционное положение, провозгласившее права и свободы человека наивысшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Положения, направленные на то, чтобы защищать блага, принадлежащие всем гражданам российского общества, имеют особую ценность и конкретизированы в Уголовном кодексе РФ. Данное деяние может составлять около 25% в общей структуре насильственных преступлений. Отмечено, что, проводя различие между обнаружением умысла и угрозой убийства, нужно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.