Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ / НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курмангулов Альберт Ахметович, Крошка Дмитрий Владимирович, Кононыхин Алексей Андреевич

Цель. Проведение предметного анализа отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Методика. При проведении исследования использовались методы контент-анализа в научных базах данных Google Scholar, Scopus, Elibrary, PubMed, MEDLINE. Проведен системный анализ с элементами структурирования информации нормативных правовых актов РФ, связанных с оказанием медицинской помощи, за период с 2010 по 2021 гг., с использованием компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», а также электронного фонда нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» - Docs.cntd.ru. Результаты. В ходе анализа правового регулирования представления информации в системах визуализации объектов здравоохранения установлено, что на данный момент в отечественной законодательной базе имеется утвержденная заместителем Министра здравоохранения РФ Камкиным Е.Г. в форме методических рекомендаций методология оценки доступности, уместности и актуальности информационных элементов системы информирования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Данная методология является валидной для оценки систем информирования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Наряду с этим среди специалистов в области организации здравоохранения и общественному здоровью существуют определенные сложности в интерпретации понятий и терминов, используемых в предлагаемых чек-листах оценки организации системы информирования в медицинской организации. Кроме того, отсутствует детализация объема, структуры и формы представления информации о страховых медицинских организациях, осуществляющих деятельность на территории субъектов РФ, о видах оказываемой медицинской помощи, о медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой государственных гарантий и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Заключение. С целью совершенствования методики оценки соответствия медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, новой модели являются оправданными детализация и стандартизация отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации», в том числе посредством использования визуальных моделей (лучших практик) представления информационных элементов в медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курмангулов Альберт Ахметович, Крошка Дмитрий Владимирович, Кононыхин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT SOLUTIONS OF INFORMATION SYSTEMS OF MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Objective. Conducting a substantive analysis of individual points of the criterion "Organization of the information system in a medical organization" of a new model of a medical organization providing primary health care. Methods. The research used the methods of content analysis in scientific databases Google Scholar, Scopus, Elibrary, PubMed, MEDLINE. A systematic analysis was carried out with elements of structuring the information of regulatory legal acts of the Russian Federation related to the provision of medical care for the period from 2010 to 2021, using the computer reference legal systems "ConsultantPlus", "Garant", as well as the electronic fund of regulatory, technical and regulatory - legal information of the Consortium "Code" - Docs.cntd.ru. Results. In the course of the analysis of the legal regulation of the presentation of information in the visualization systems of healthcare facilities, it was established that at the moment in the domestic legislative framework there is an approved by the Deputy Minister of Health of the Russian Federation E.G. Kamkin. in the form of methodological recommendations, a methodology for assessing the availability, relevance and relevance of information elements of the information system for informing medical organizations providing primary health care. This methodology is valid for assessing the information systems of medical organizations providing primary health care. Along with this, among specialists in the field of healthcare organization and public health, there are certain difficulties in interpreting the concepts and terms used in the proposed checklists for assessing the organization of the information system in a medical organization. In addition, there is no detailing of the volume, structure and form of presentation of information on medical insurance organizations operating on the territory of the constituent entities of the Russian Federation, on the types of medical care provided, on medical care provided in accordance with the program of state guarantees and the territorial program of state guarantees for providing citizens of the Russian Federation free of charge. medical care. Conclusion. In order to improve the methodology for assessing the compliance of medical organizations and their structural units providing primary health care, the new model seems to be expedient to detail and standardize individual points of the criterion "Organization of the information system in a medical organization", including through the use of visual models (best practices) presentation of information elements in medical organizations.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК 614.2:34.06 3.2.3 Общественное здоровье и организация здравоохранения,

социология и история медицины

DOI: 10.37903/vsgma.2021.3.20

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Курмангулов А.А1, Крошка Д.В2, Кононыхин А.А.1

1 Тюменский государственный медицинский университет, 625023, Россия, Тюменская область, Тюмень, ул. Одесская, 54

2Национальным медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медициныг, 101990, Россия, Москва, Петроверигский пер., 10, стр. 3

Резюме

Цель. Проведение предметного анализа отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь-

Методика. При проведении исследования использовались методы контент-анализа в научных базах данных Google Scholar, Scopus, Elibrary, PubMed, MEDLINE. Проведен системный анализ с элементами структурирования информации нормативных правовых актов РФ, связанных с оказанием медицинской помощи, за период с 2010 по 2021 гг., с использованием компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», а также электронного фонда нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» -Docs.cntd.ru.

Результаты. В ходе анализа правового регулирования представления информации в системах визуализации объектов здравоохранения установлено, что на данный момент в отечественной законодательной базе имеется утвержденная заместителем Министра здравоохранения РФ Камкиным Е.Г. в форме методических рекомендаций методология оценки доступности, уместности и актуальности информационных элементов системы информирования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Данная методология является валидной для оценки систем информирования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Наряду с этим среди специалистов в области организации здравоохранения и общественному здоровью существуют определенные сложности в интерпретации понятий и терминов, используемых в предлагаемых чек-листах оценки организации системы информирования в медицинской организации. Кроме того, отсутствует детализация объема, структуры и формы представления информации о страховых медицинских организациях, осуществляющих деятельность на территории субъектов РФ, о видах оказываемой медицинской помощи, о медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой государственных гарантий и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Заключение. С целью совершенствования методики оценки соответствия медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, новой модели являются оправданными детализация и стандартизация отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации», в том числе посредством использования визуальных моделей (лучших практик) представления информационных элементов в медицинских организациях.

Ключевые слова: федеральный проект, визуализация, стандартизация, система информирования, новая модель медицинской организации

CONTENT SOLUTIONS OF INFORMATION SYSTEMS OF MEDICAL ORGANIZATIONS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kurmangulov A.A.1, Kroshka D.V.2, Kononykhin A.A.1

1Tyumen State Medical University, 625023, Russia, Tyumen region, Tyumen, St. Odessa, 54 2National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine, 101990, Russia, Moscow,

Petroverigsky per., 10, bldg. 3 Abstract

Objective. Conducting a substantive analysis of individual points of the criterion "Organization of the information system in a medical organization" of a new model of a medical organization providing primary health care.

Methods. The research used the methods of content analysis in scientific databases Google Scholar, Scopus, Elibrary, PubMed, MEDLINE. A systematic analysis was carried out with elements of structuring the information of regulatory legal acts of the Russian Federation related to the provision of medical care for the period from 2010 to 2021, using the computer reference legal systems "ConsultantPlus", "Garant", as well as the electronic fund of regulatory, technical and regulatory - legal information of the Consortium "Code" - Docs.cntd.ru.

Results. In the course of the analysis of the legal regulation of the presentation of information in the visualization systems of healthcare facilities, it was established that at the moment in the domestic legislative framework there is an approved by the Deputy Minister of Health of the Russian Federation E.G. Kamkin. in the form of methodological recommendations, a methodology for assessing the availability, relevance and relevance of information elements of the information system for informing medical organizations providing primary health care. This methodology is valid for assessing the information systems of medical organizations providing primary health care. Along with this, among specialists in the field of healthcare organization and public health, there are certain difficulties in interpreting the concepts and terms used in the proposed checklists for assessing the organization of the information system in a medical organization. In addition, there is no detailing of the volume, structure and form of presentation of information on medical insurance organizations operating on the territory of the constituent entities of the Russian Federation, on the types of medical care provided, on medical care provided in accordance with the program of state guarantees and the territorial program of state guarantees for providing citizens of the Russian Federation free of charge. medical care.

Conclusion. In order to improve the methodology for assessing the compliance of medical organizations and their structural units providing primary health care, the new model seems to be expedient to detail and standardize individual points of the criterion "Organization of the information system in a medical organization", including through the use of visual models (best practices) presentation of information elements in medical organizations.

Keywords: federal project, visualization, standardization, information system, new model of a medical organization

Введение

В условиях создания национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения в Российской Федерации (РФ) для повышения качества оказания медицинской помощи особую важность приобретает разработка унифицированных критериев оценки деятельности медицинских организаций (МО) [12]. Концепция проектного подхода в управлении, которая активно внедряется в нашей стране в последние десятилетия, является одним из эффективных инструментов решения данной задачи [9]. Так, 2018 год стал отправной точкой начала реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», задачей которого стало внедрение пациент-ориентированного подхода в деятельность МО, повышение удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи и комфортности при посещении МО [7]. В свою очередь, комфорт пациента при посещении им МО во многом определяется эффективностью функционирующей системы визуализации [2]. Важной составляющей визуализации МО и одним из критериев качества пространства признаётся система информирования [3]. Благодаря информационным элементам, размещённым на пути следования, посетитель получает необходимые ему сведения о видах, порядках и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также о страховых медицинских организациях (СМО), действующих на территории субъекта РФ, и другую необходимую ему информацию. Особую важность для экспертного сообщества организаторов здравоохранения системы информирования подчёркивает выделение её в отдельный критерий «Организация системы информирования в медицинской организации» новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (далее - Новая модель). Полный объём информации, который должен быть размещён и доступен для изучения посетителями МО, представлен в методических рекомендациях Министерства здравоохранения РФ «Новая модель медицинской организации, оказывающей

первичную медико-санитарную помощь», утвержденных заместителем Министра здравоохранения РФ Камкиным Е.Г. (далее - Методические рекомендации), и состоит из 18 пунктов, в том числе пунктов по информации о СМО, видах оказываемой медицинской помощи, а также о медицинской помощи, которая оказывается в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи [6]. В связи с отсутствием унифицированных требований к содержательным решениям системы информирования в МО особую важность приобретает проведение предметного анализа отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» Новой модели на структурность, специфичность и измеримость предлагаемых в Методических рекомендациях индикаторов критерия.

Цель исследования: провести предметный анализ отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Методика

Использовались методы контент-анализа в научных базах данных Google Scholar, Scopus, Elibrary, PubMed, MEDLINE. Проведен системный анализ с элементами структурирования информации нормативных правовых актов РФ, связанных с оказанием медицинской помощи за период с 2010 по 2021 гг., с использованием компьютерных справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», а также электронного фонда нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» - Docs.cntd.ru.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» Новой модели является обязательным размещение в МО информации о СМО, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ [6]. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. №326-Ф3 СМО является страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и исполняющая отдельные полномочия страховщика в соответствии с данным нормативно правовым актом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и СМО [10]. Все СМО вносятся в реестр СМО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Для включения в указанный регистр, СМО обязаны предоставить перечень сведений о себе, состоящий из 18 пунктов, среди которых: код страховой медицинской организации в кодировке единого реестра СМО, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, дату включения страховой медицинской организации в реестр СМО и др. Учитывая большое количество сведений, связанных с функционированием СМО, представляется необходимым конкретизировать объём и структуру информации, которую необходимо размещать в МО с целью информирования посетителей.

Необходимая для пациентов информация может включать способы связи со СМО - фактический адрес СМО и её филиалов, номер телефона, адрес электронной почты, факс, ФИО руководителя, а также алгоритм действий в случае разногласий между пациентом и МО по вопросам порядка, условий и объёма оказываемой медицинской помощи. Кроме того, в соответствии с п.9 ст.14 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-Ф3 СМО должны размещать на собственных официальных сайтах в сети «Интернет», опубликовывать в средствах массовой информации или доводить до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством РФ способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц и др.

Следует отметить, что фактически в действующем на территории РФ законодательстве напрямую не указана необходимость СМО размещать информационные элементы, связанные с их деятельностью, непосредственно в МО. Однако, в настоящий момент сложилось практика размещения данной информации в здании МО СМО. Соответственно, при проведении оценки МО на предмет соответствия критерию «Организация системы информирования в медицинской

организации» новой модели необходимо учитывать, что отсутствие в МО информации о СМО, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, или наличие неполного объёма информации или недостоверных данных связано как с деятельностью сотрудников МО в рамках периодического контроля содержания и актуальности информационного содержания стендов, так и самой СМО в рамках изготовления информационных элементов. В связи с этим представляется важным определение конкретного перечня сведений о СМО, необходимых к размещению в МО, а также установление ответственного за размещение данных сведений в МО участника ОМС. Кроме того, при размещении СМО информации в здании МО необходимо обеспечить взаимодействие данных организаций по вопросам единого стиля, размещаемых информационных элементов, с учётом функционирующей в МО системы визуализации. Также необходимо учитывать данное обстоятельство и при разработке федерального стандарта визуализации в МО государственных и муниципальных систем здравоохранения.

Одним из пунктов, представленных в чек-листе по оценке организации системы информирования в МО, является необходимость размещения информации о видах оказываемой медицинской помощи [6]. В соответствии с п.2 ст.32 «Медицинская помощь» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323-Ф3 выделяют следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, а также паллиативная медицинская помощь [11]. Данные термины могут быть непонятны посетителям МО, а их расшифровка являться причиной повышенной смысловой нагрузки для пациентов, что приведёт к потере их времени, что является нерациональным с точки зрения основной идеи новой модели и основных принципов бережливого производства. Кроме того, расшифровка отдельных терминов (например: «паллиативная помощь - это комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан») может создать негативное психическое состояние у пациентов, которые обратились за данной помощью в МО. Соответственно, простое дублирование п.2 ст.32 «Медицинская помощь» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-Ф3 для представления пункта «Информация о видах оказываемой медицинской помощи» является нецелесообразным. В связи с этим представляется актуальной разработка унифицированного объёма и структуры информации, необходимой к размещению в МО, касательно видов оказываемой медицинской помощи, а также оптимального способа её представления. Одним из эффективных решений указанной проблемы является информирование посетителей МО посредством инфографических и других визуальных элементов с использованием упрощённой медицинской терминологии с обязательной ссылкой на действующие нормативные правовые акты, регламентирующие данный вопрос.

В соответствии с пунктом 9 критерия «Организация системы информирования в медицинской организации» новой модели является необходимым размещение в МО информации о порядке, об объемах и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий (ПГГ) и территориальной программой государственных гарантий (ТПГГ), а в соответствии с пунктом 10 информацию о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных ТПГГ [12]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 г. №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», устанавливается перечень видов медицинской помощи (ПМСП, специализированная, скорая, паллиативная), условия её оказания (амбулаторные, стационарные и т.д.). Также уточняются и другие положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323-Ф3, в частности, утверждаются формы оказания медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая) [8]. Кроме того, приводится перечень заболеваний и состояний, а также условия, при которых гражданам оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках ПГГ и ТПГГ.

На основании п.9 «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» устанавливается 7 критериев, среди которых: удовлетворенность населения доступностью медицинской помощи; доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу; число пациентов, которым оказана паллиативная медицинская помощь по месту их фактического пребывания за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные пациенты зарегистрированы по месту жительства и др. Критериями качества медицинской помощи, в соответствии с вышеуказанным документом являются, в основном, узкоспециализированные

показатели деятельности первичного звена здравоохранения, а также кардиологической и онкологической службы. Данная информация, несомненно, играет огромную роль при анализе деятельности МО, проверках экспертов СМО и территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также при планировании объёмов медицинской помощи на последующие периоды. Однако, вызывает определенное сомнение тот факт, что данная информация может оказаться понятной и необходимой пациенту при посещении им МО. Таким образом, является целесообразной разработка требований к представлению объёма и структуры информации о медицинской помощи, оказываемой в соответствии с ПГГ и ТПГГ, а также информации о критериях качества и доступности медицинской помощи.

Одним из основных видов информации, которая представлена в системе визуализации МО, является текстовая информация [2]. Кроме того, в рамках организации системы информирования в МО в соответствии с Методическими рекомендациями является необходимым размещение в МО большого количества информации, изобилующей медицинскими и правовыми терминами. В настоящее время большинством учёных признается, что любой термин эмоционально нейтрален, так как его смысловая структура лишена экспрессивных оттенков, а семантическое содержание обусловлено интеллектуальным наполнением и направлено на максимально лаконичное выражение научного понятия [11]. В то же время, Маджаева С.И. (2015) указывает, что медицинские термины обладают значительной эмоциогенностью и способны существенным образом влиять на эмоциональную сферу пациентов [4]. Автором было проведено социологическое исследование 200 респондентов на предмет определения эмоций, возникающих на различные медицинские термины. Так, наиболее эмоциогенными среди названия заболеваний являются: онкология, сахарный диабет. Понятие «фиброгастродуоденоскопия» ассоциировалось у опрошенных с эмоцией - страх, «магнитно-резонансная томография» - с неизвестностью, а «шприц» - с болью [4]. В другом исследовании Маджаевой С.И. [5] продемонстрировано, как медицинская информация воздействует на эмоциональный фон пациентов. Были проанализированы 23 скрипта беседы врачей с пациентами и установлено, что доминирующими эмоциями у пациентов являлись: тревога, страх, неопределённость. Кроме того, автором было выдвинуто понятие «экологичность медицинской информации», под которым понимается влияние медицинской информации на пациента в целом и «эколингвистическое пространство пациента», которое рассматривается как взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и его окружающей средой. В данном случае под окружающей средой необходимо понимать МО [5]. Следует отметить, что автором прежде всего изучалось влияние медицинской информации на пациента при непосредственном общении врача с пациентом. Однако, учитывая вышесказанное, есть все основания полагать, что на пациента также существенным образом могут воздействовать сведения, касающиеся различных аспектов оказания медицинской помощи, которые размещены на информационных элементах в МО.

На сегодняшний день в отечественных и зарубежных научных базах отсутствуют крупные исследования с достаточным количеством испытуемых, посвященные влиянию визуального пространства МО на эмоциональный фон, мышление и др. категории сознания посетителя. Данное обстоятельство обуславливает перспективность проведения исследований, позволяющих оценить воздействие визуального окружения МО на пациента с позиции психологии, социологии и эколингвистики.

Заключение

В ходе исследования установлено, что имеющиеся в настоящее время методические рекомендации и чек-лист позволяют детально оценить организацию системы информирования в МО. С целью совершенствования методики оценки соответствия МО и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, новой модели представляется целесообразной детализация и стандартизация отдельных пунктов критерия «Организация системы информирования в медицинской организации», в том числе посредством использования визуальных моделей (лучших практик) представления информации в МО. Проведение экспериментальных исследований по оценке влияния визуального пространства МО на психоэмоциональное состояние посетителей, уровень удовлетворенности пациентов условиями оказания качеством медицинской помощи может помочь в разработке пациент-ориентированных систем информирования МО Российской Федерации.

Литература (references)

1. Герд А.С. Термин в языках для специальных целей и в литературном языке // Современные тенденции в лексикологи, терминоведении и теории LSP: сб. науч. тр. Посвящается 80-летию В.М. Лейчика. М.: Изд-во МГОУ. - 2009. - С. 84-88. [Gerd A.S. Sovremennye tendencii v leksikologi, terminovedenii i teorii LSP: sb. nauch. tr. Posvjashhaetsja 80-letiju V.M. Lejchika. M.: Publishing house of MGOU. Current trends in lexicology, terminology and LSP theory. - 2009. - P. 84-88. (in Russian)]

2. Курмангулов А.А., Набиева К.У., Рахимжанова А.К. Оценка содержательной части навигационных систем медицинских организаций с позиции бережливого производства // Кубанский научный медицинский вестник. - 2021. - Т. 28, № 1. - С. 70-83. [Kurmangulov A.A., Nabieva K.U., Rakhimzhanova A.K. Ocenka soderzhatel'noj chasti navigacionnyh sistem medicinskih organizacij s pozicii berezhlivogo proizvodstva // Kuban Scientific Medical Bulletin. - 2021. - V. 28, N. 1. - P. 70-83. (in Russian)]

3. Курмангулов А.А., Брынза Н.С. Перспективы стандартизации навигационных систем медицинских организаций Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2020. - №11-12. -С. 3-10. [Kurmangulov A.A., Brynza N.S. Perspektivy standartizacii navigacionnyh sistem medicinskih organizacij Rossijskoj Federacii // Problems of standardization in healthcare. - 2020. - N. 11-12. - P. 3-10. (in Russian)]

4. Маджаева С.И. К проблеме эмоциогенности медицинского термина // Вестник РУДН. Сер.: Лингвистика. - 2015. - №1. - C. 94-104. [Madzhaeva S.I. K probleme emociogennosti medicinskogo termina // RUDN Bulletin. Ser.: Linguistics. - 2015. - N. 1. - P. 94-104. (in Russian)]

5. Маджаева С.И., Сатретдинова А.Х. Медицинская информация и экологическое пространство пациента // Экология языка и коммуникативная практика. - 2015. - № 2. - С. 280-286. [Madzhaeva S.I., Satretdinova A.Kh. Jekologija jazyka i kommunikativnaja praktika. // Ecology of language and communicative practice. -2015. - N. 2. - P. 280-286. (in Russian)]

6. Методические рекомендации (2-е издание с дополнениями и уточнениями) «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. Министерством здравоохранения РФ 30.07.2019 г.). URL: https://base.garant.ru/72205018/. (Дата обращения 24.07.2021) [Metodicheskie rekomendacii (2-e izdanie s dopolnenijami i utochnenijami) «Novaja model' medicinskoj organizacii, okazyvajushhej pervichnuju mediko-sanitarnuju pomoshh'» (utv. Ministerstvom zdravoohranenija RF 30.07.2019 g.). Methodological recommendations (2nd edition with additions and clarifications) «A new model of a medical organization providing primary health care» (approved by the Ministry of Health of the Russian Federation on 30.07.2019). (dated 24.07.2021). URL: https://base.garant.ru/72205018/ (in Russian)]

7. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26.07.2017 г. № 8). URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/informatsionnye-materialy-po-napravleniyu-strategicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-zdravoohranenie/sozdanie-novoy-modeli-meditsinskoy-organizatsii-okazyvayuschey-pervichnuyu-mediko-sanitarnuyu-pomosch. (Дата обращения 24.07.2021). [Pasport prioritetnogo proekta «Sozdanie novoj modeli medicinskoj organizacii, okazyvajushhej pervichnuju mediko-sanitarnuju pomoshh'» (utverzhdjon prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam (protokol ot 26.07.2017 g. № 8). Passport of the priority project «Creation of a new model of a medical organization providing primary health care» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (Minutes № 8 dated 26.07.2017). (dated 24.07.2021). URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/informatsionnye-materialy-po-napravleniyu-strategicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-zdravoohranenie/sozdanie-novoy-modeli-meditsinskoy-organizatsii-okazyvayuschey-pervichnuyu-mediko-sanitarnuyu-pomosch. (in Russian)]

8. Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». URL: https://docs.cntd.ru/document/573292861. (дата обращения 23.07.2021). [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2020 № 2299 «O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov». Decree of the Government of the Russian Federation of 28.12.2020 № 2299 «On the Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to Citizens for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023. (dated 23.07.2021). URL: //docs.cntd.ru / document / 573292861 (in Russian)]

9. Сидорова Н.П., Басова С.Н., Торопова Т.А. Применение проектного подхода в системе управления // Власть и управление на Востоке России. - 2019. - Т. 4, № 89. - С. 91-100. [Sidorova N.P., Basova S.N., Toropova T.A. Primenenie proektnogo podhoda v sisteme upravleniya // Power and Administration in the East of Russia. - 2019. - V. 4, N. 89. - P. 91-100 (in Russian)]

10. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № Э26-ФЗ. URL: Ьйр8:/Мос8.сп1а.шМосишеп1/902247618.Ссышка активна на 22.07.2022. (дата обращения 22.07.2021). [Federal'nyj zakon «Ob objazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.11.2010 № 326-FZ. Federal Law «On Compulsory Health Insurance in the Russian Federation» dated 29.11.2010 № 326-FZ). (dated 22.07.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/902247618 (in Russian)]

11. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3. URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения 22.07.2021). [Federal'nyj zakon «Ob osnovah ohrany zdorovja grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 21.11.2011 № 323-FZ. Federal Law «On the Basics of Health Protection of Citizens in the Russian Federation» dated 21.11.2011 № 323-FZ. (dated 22.07.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (in Russian)]

12.Хальфин Р.А., Столбов А.П., Мадьянова B.B., Качкова О.Е., Бувалин Н.А., Домбровская Е.Н. О необходимости стандартизации критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2019. - № 1-2. - С. 3-10. [Khalfin R.A., Stolbov A.P., Madyanova V.V., Kachkova O.E., Dombrovskaya E.N., Buvalin N.A. O neobhodimosti standartizacii kriteriev ocenki deyatel'nosti medicinskih organizacij v usloviyah nacional'noj pacient-orientirovannoj sistemy zdravoohraneniya // Problems of standardization in healthcare. - 2019. - N. 1-2. - P. 3-10. (in Russian)]

Информация об авторах

Курмангулов Альберт Ахметович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного профессионального развития ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: kurmangulovaa@tyumsmu.ru

Крошка Дмитрий Владимирович - кандидат медицинских наук, врач-методист центра организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: dr.kroshka@gmail.com

Кононыхин ААлексей Андреевич - студент лечебного факультета ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: kononykhin.a98@mail.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.