DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.013 УДК 343.13
Свидерский Олег Алексеевич
доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Oleg A. Sviderskiy
Doctor of Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of criminal procedure and criminalistics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 442022, e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОЙ ЧАСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. В статье проведен анализ соответствия ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оказания медицинской помощи лицам, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, требованиям федерального закона «Об основах оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации» и приказам Минздрава России.
Рассматриваются организационные и правовые вопросы оказания скорой и первичной медико-санитарной медицинской помощи осужденным в условиях медицинской части (здравпункта) исправительного учреждения. Показано, что в требованиях приказов Минюста России, отражающих вопросы оказания медицинской помощи, имеются несоответствия требованиям, изложенным в федеральном законе «Об основах оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации» и приказах Минздрава России.
Анализируются проблемы правового регулирования и практического решения вопроса проведения экспертизы качества оказанной медицинской услуги (помощи) заключенным.
Затронуты вопросы практического оказания дополнительных услуг медицинского характера, финансируемых лицами, находящимися в местах лишения свободы. Автором предлагаются варианты реализации существующей проблемы посредством более широкого использования негосударственных лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей.
Ключевые слова: учреждения уголовно-исполнительной системы, нормативно-правовые акты Минюста России, медицинская часть, здравпункт, медицинская услуга, законодательные акты Минздрава России, оказание медицинской помощи осужденным, скорая и первичная медико -санитарная медицинская помощь.
ISSUES OF HEALTHCARE DELIVERY TO PRISONERS IN MEDICAL UNITE OF THE PENAL
INSTITUTION
Summary. The article analyzes the compliance of departmental regulatory legal acts governing the provision of medical care to persons in penitentiary institutions with the requirements of the federal law "On the Basics of Medical Care for Citizens of the Russian Federation " and orders of the Russian Ministry of Health.
Organizational and legal issues of providing emergency and primary health care to convicts in the medical unit (health center) of a correctional institution are considered. It is shown that in the requirements of the orders of the Ministry of Justice, reflecting the issues of providing medical care, there are inconsistencies with the requirements set forth in the federal law «On the basics of providing medical care to citizens of the Russian Federation» and the orders of the Ministry of Health of Russia.
The problems of legal regulation and the practical solution to the issue of conducting an examination of the quality of the medical services (assistance) provided to prisoners are analyzed.
The issues of the practical provision of additional medical services funded by persons in prison are raised. The author proposes options for implementing the existing problem through the wider use of non-state medical institutions and private practitioners.
Keywords: institutions of the Penal System, regulatory legal acts of the Ministry of Justice, medical unit, health center, medical service, legislative acts of the Ministry of Health of the Russian Federation, provision of medical assistance to convicts, ambulance and primary health care.
Российская Федерация - социально ориентированное государство. Оно берет на себя обязанность не только исправить осужденного, но и охранять и обеспечивать его основные гражданские,
© 2019 Свидерский О. А.
социальные, культурные права, а также законные интересы. Общество должно быть заинтересовано в гуманном отношении к осужденным как к своей части в целях самосохранения. Поэтому одной из основных задач ФСИН России как органа исполнительной власти является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
К числу таких прав и свобод отнесено право на медицинскую помощь, которое реально определяет гарантированную обществом и государством возможность человека получать помощь медицинского характера в виде мероприятий по профилактике заболеваний, диагностического обследования и при необходимости соответствующего лечения [1, ст. 41].
К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день остается целый ряд нерешенных проблем в области медицинского обслуживания лиц, осужденных к лишению свободы: нередки случаи несоблюдения и непредоставления медицинской помощи в необходимом объеме, имеют место нарушения в виде отступлений от федеральных стандартов оказания медицинских услуг и т. п.
Об этом свидетельствуют официальные статистические данные. Так, количество обращений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также их родственников за 2019 г. составило 15 527 (АППГ - 13 149), то есть имеет место увеличение числа жалоб на 18 %.
Среди основных вопросов в указанных обращениях, связанных с медицинским обеспечением в учреждениях УИС, необходимо отметить следующие:
- перевод в исправительное учреждение ближе к месту жительства - 4217 (АППГ - 3810), из них перевод по состоянию здоровья - 536 (АППГ - 474), увеличение на 13,1 %;
- освидетельствование или переосвидетельствование осужденных с целью установления группы инвалидности, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, неудовлетворительное медицинское обеспечение - 5273 (АППГ - 4443), увеличение на 18,7 %.
По данным ФСИН России, в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 августа 2019 г. содержалось 540 657 чел. [2].
Проведенный нами корреляционный анализ статистических данных между числом осужденных и количеством поданных ими обращений позволяет констатировать, что в течение отчетного периода примерно каждый 35 заключенный обращался с жалобой на нарушения, которые, по его мнению, имели место быть. Следует указать, что из всех поданных жалоб каждая третья тем или иным образом была связана с вопросами медицинского характера.
Право на охрану здоровья является одним из прав осужденных, находящихся в исправительном учреждении [3, ст. 13].
Вопросам медицинского обеспечения лиц, которые содержатся в учреждениях УИС, постоянно уделяется большое внимание. В целях улучшения объема и качества оказываемых им медицинских услуг (помощи), осуществляются мероприятия по совершенствованию медицинского обеспечения в контексте дальнейшего развития системы здравоохранения РФ [4]. В ходе решения поставленных перед УИС задач планируется:
- увеличить финансовое обеспечение медицинского обслуживания осужденных до величины подушевого норматива финансирования, который установлен программой госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
- обеспечить в соответствии с требованиями фонда обязательного медицинского страхования гарантированный объем медицинской помощи [5];
- привести материальное оснащение и техническое состояние медицинских частей (здравпунктов) в соответствие с современными требованиями, которые установлены в сфере здравоохранения;
- внедрить в практическую деятельность медицинских учреждений современные методы профилактики, диагностики и лечения наиболее часто встречаемых заболеваний и их реабилитационных мероприятий.
Для профилактики заболеваний и оказания медицинской помощи лицам, осужденным к лишению свободы, в УИС организованы медицинские учреждения [6, ч. 2 ст. 101]. В настоящее время в ней функционирует развитая сеть лечебно-профилактических учреждений и реабилитационных центров, обеспечивающих соблюдение санитарных норм и оказание медицинских услуг осужденным [2]. Их краткая характеристика приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структура лечебно-профилактических учреждений и реабилитационных центров
медицинской службы УИС
Медицинская помощь осужденным оказывается в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздрава России, которое разрабатывает государственную политику в сфере здравоохранения и осуществляет функции по его нормативно-правовому регулированию [7, ст. 37].
Лицам, которые осуждены к лишению свободы, оказание медицинских услуг (помощи) и осуществление санитарно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения заболеваний, организуется и предоставляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ [3, ст. 123].
Права лиц, которые находятся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, на получение медицинских услуг (помощи) определены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее - ФЗ № 323) [7, ст. 26].
Лицам, находящимся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, медицинская помощь оказывается в структурных подразделениях (филиалах) медицинских организаций, которые подведомственны ФСИН России [8, п. 2].
В исправительном учреждении организуется медицинская часть (здравпункт), которая является филиалом медико-санитарной части. Медицинская часть (здравпункт) является первичным звеном в системе оказания медицинской помощи заключенным. На нее возлагаются обязанности по оказанию скорой, в том числе специализированной и первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи.
ФСИН России определяет организационно-штатную структуру конкретной медицинской части в зависимости от имеющегося материально-технического оснащения, наличия врачей-специалистов и т. п. Поскольку медицинская часть предназначается для оказания осужденным скорой и первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной, видов медицинской помощи, в своем составе она имеет соответствующие функциональные подразделения -амбулаторию, стационар и медицинский изолятор.
В амбулатории указанные виды медицинской помощи оказываются без госпитализации подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые содержатся в исправительном учреждении уголовно -исполнительной системы.
В стационаре медицинской части учреждения:
- проводят комплексное обследование больных с применением лабораторных и инструментальных методов диагностики;
- оказывают медицинскую помощь больным в стационарных условиях со сроками лечения, не превышающими 2 недель;
- в соответствии с рекомендациями, отраженными в выписном эпикризе больного, проводят комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на закрепление достигнутого положительного результата лечения;
- оказывают медицинскую помощь нетранспортабельным больным и их лечение до улучшения состояния здоровья, которое позволяет осуществить медицинскую эвакуацию в ЛПУ;
- временно содержат больных, подлежащих досрочному освобождению от отбывания наказания по состоянию здоровья, которые не могут находиться в общежитии либо отсутствуют медицинские показания для их госпитализации в больницу.
В изоляторе временно находятся инфекционные больные и лица, у которых имеются подозрения на инфекционные заболевания, до момента их медицинской эвакуации в соответствующее специализированное лечебное учреждение.
В соответствии с действующим законодательством на медицинскую часть (здравпункт), которая функционирует на базе исправительного учреждения, возлагаются обязанности по организации оказания осужденным в любое время суток экстренной медицинской помощи, а также оказания медицинской помощи в амбулаторных [8, ст. 8] и стационарных условиях [8, ст. 18] с использованием средств и методов, утвержденных Минздравом России.
Предоставляемая лечебно-профилактическая помощь [6, ч. 1 ст. 101] (по нашему мнению, это соответствует первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи) оказывается больным осужденным согласно медицинским специальностям врачей, которые состоят в штате конкретной медицинской части. Таким образом, можно утверждать, что в зависимости от укомплектованности медицинской части врачами той или иной специальности, будут оказываться различные виды первичной специализированной медицинской помощи.
Для лиц, находящихся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, законодательство также предусматривает возможность получения медицинской услуги (помощи) в лечебно-профилактических учреждениях министерства здравоохранения федерального или муниципального подчинения.
Осужденные имеют право получать дополнительные медицинские услуги, которые оплачиваются ими за счет собственных финансовых средств.
Для получения такой услуги осужденный должен с заявлением обратиться к начальнику ИУ, в котором необходимо указать вид необходимой дополнительной лечебно-диагностической помощи. В трехдневный срок по результатам рассмотрения заявления (имеются или отсутствуют медицинские показания, которые подтверждают необходимость получения дополнительных услуг медицинского характера) руководством исправительного учреждения принимается решение об удовлетворении ходатайства или в его отказе.
Дополнительная медицинская помощь врачами-специалистами лечебных учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения, как правило, оказывается в одном из структурных подразделений медицинской службы уголовно-исполнительной системы: медицинской части (здравпункте) исправительного учреждения, лечебно-профилактическом учреждении или лечебном исправительном учреждении. В случае необходимости нуждающегося эвакуируют в лечебное учреждение министерства здравоохранения для оказания соответствующего вида медицинской помощи.
На первый взгляд, осужденные к лишению свободы в условиях медицинской части в полном объеме обеспечиваются скорой и первичной медико-санитарной помощью в объеме, который гарантирован гражданам России.
Однако исходя из проведенного сравнительного анализа основных положений ФЗ № 323 и нормативных документов Минюста России, регламентирующих порядок оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным, можно отметить целый ряд моментов, требующих разрешения. Это связано с тем, что в анализируемых документах отдельные положения статей трактуются недостаточно четко, а в отдельных случаях - неполно.
В частности, на медицинскую часть возложена организация экстренной медицинской помощи в любое время суток (круглосуточно) [3, ст. 127]. Однако экстренная помощь является одной из форм оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. В приказе не упоминается об оказании скорой медицинской помощи в неотложной форме. В целях приведения требований приказа формулировкам, изложенным в ФЗ «Об основах оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации» предлагается ст. 127 приказа № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» привести в стро-
гое соответствие со ст. 5 приказа Минздрава России от 23 июня 2013 г. № 388н и изложить в следующей редакции:
«- скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь оказывается осужденным в экстренной и неотложной формах круглосуточно в амбулаторных и стационарных условиях, на месте нахождения пострадавшего;
- при отсутствии возможности оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи в условиях исправительного учреждения производится вызов бригады скорой медицинской помощи дежурным (помощником дежурного) по исправительному учреждению».
В частности, в приказе Минюста России № 285 в ст. 8 указано, что первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или процедурных кабинетах медицинской части. В ст. 18 рассматриваемого приказа отмечается, что медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях [8].
Из содержания гл. 19 Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» следует, что сотрудники медицинской части обязаны оказывать осужденным медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях [5].
Создается впечатление, что рассматриваемые нормативно-правовые акты своими требованиями дополняют друг друга. Однако в них перечисляются только условия оказания медицинской помощи и полностью отсутствует информация о ее видах, то есть невозможно определить какой вид медицинской помощи должен оказываться в стационаре медицинской части - первичная специализированная медико-санитарная или специализированная.
Отсутствие информации о видах медицинской помощи, которая оказывается в медицинской части, по нашему мнению, является существенным недостатком в действующих нормативно-правовых актах.
В ФЗ № 323 указывается, что оба вида медицинской помощи могут оказываться в условиях дневного стационара. В связи с тем что в структуре медицинской части не предусмотрен дневной стационар, то оказание первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощи осуществляется в специализированных отделениях при медицинских частях.
Таким образом, при проведении экспертизы качества оказанной медицинской помощи осужденным, особенно при наличии претензий с их стороны, непонятно, какими стандартами оказания медицинской помощи должен руководствоваться эксперт при ее проведении. А от этого во многом будут зависеть окончательные выводы, сделанные экспертом.
Нет сомнений в том, что имеются разные возможности для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях медицинской части и специализированной медицинской помощи в лечебном учреждении. В большинстве случаев степень оснащения диагностическим и лабораторным оборудованием, а также уровень профессиональной подготовки врачей, работающих в стационарах лечебных учреждений выше, чем в специализированных отделениях медицинских частей. Следовательно, объемы и качество оказанных медицинских услуг (помощи) будут существенно отличаться.
В целях оптимизации формулировок и соответствия приказа Минюста России № 285 требованиям Федерального закона «Об основах оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации» и приказа Минздрава России № 388н от 20.06.2013 [9] предлагаем изложить соответствующие его статьи в следующей редакции:
- ст. 8: « - скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, при экстренных и неотложных состояниях пациентов оказывается на месте нахождения пострадавшего;
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная, оказывается в медико-санитарной части (здравпункте) в амбулаторных и стационарных условиях»;
- ст. 18: «специализированная медицинская помощь, за исключением высокотехнологичной, оказывается в стационарных условиях больниц».
Согласно ФЗ № 323к медицинской организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного или уставного вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Требования законодательства также распространяются и на физических лиц, оказывающих медицинские услуги [7, ч. 11 ст. 2].
Следует отметить, что в настоящее время все больше распространяется практика частных (негосударственных) медицинских организаций в рамках программы обязательного медицинского страхования заключать договора со страховыми компаниями об оказании медицинской помощи гражданам по полисам ОМС.
Считаем, что заключение договоров с частными (негосударственными) медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг (помощи) сотрудникам ФСИН России с последующей оплатой по тарифам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), действующим на территории субъекта РФ, позволит не только сократить время, затрачиваемое на посещение лечебного учреждения, но и повысить качество оказываемой медицинской услуги (помощи).
Еще одним возможным вариантом решения проблемы оказания медицинской помощи лицам, лишенным свободы, является создание «совместных» медицинских учреждений на территории учреждений УИС в рамках частно-государственного партнерства с заинтересованными негосударственными (частными) учреждениями медицинского профиля. Это, на наш взгляд, не только повысит объем и качество оказываемой медицинской помощи, но и позволит оказывать дополнительные услуги медицинского характера, оплачиваемые за счет собственных средств осужденных.
Естественно, что одним из обязательных условий развития такого сотрудничества будет сохранение финансовой нагрузки на учреждения ФСИН России в пределах тарифов, утверждаемых ТФОМС субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, следует также предоставить возможность осужденным пользоваться медицинскими услугами, которые оказывают частнопрактикующие врачи. С этой целью в ведомственных нормативно-правовых актах законодательно закрепить такое право. Естественно, что на сотрудников режима и охраны будет дополнительная нагрузка при обеспечении режимных мероприятий. Однако это позволит решить ряд проблем, связанных с оказанием различных видов медицинской помощи.
В связи с тем что вопрос защиты прав заключенного на получение качественной медицинской помощи представляет собой важную составляющую часть реализации его конституционных прав, остановимся на проблеме оценки ее качества и полноты оказания.
Особенностью медицинской деятельности является наличие достаточно большого количества оснований для возможного недовольства пациентов. Подобная ситуация нередко складывается и в учреждениях уголовно-исполнительной системы, когда у осужденного появляются претензии к лечебному учреждению по объему и качеству оказанной ему медицинской помощи. Для разрешения конфликта необходимо произвести оценку качества, полноты и своевременности оказанной осужденному-пациенту медицинской помощи.
В соответствии с действующим законодательством договор обязательного медицинского страхования автоматически расторгается с гражданином, если он преступил закон и находится в учреждении, обеспечивающим изоляцию от общества [10].
В том случае когда, по мнению осужденного, ему оказана медицинская услуга (помощь) некачественно, несвоевременно либо было отказано в ее предоставлении, он по изложенной выше причине не может обратиться в ТФОМС с соответствующей жалобой.
У него отсутствуют реальные механизмы защиты своих законных прав, за исключением подачи жалобы начальнику исправительного учреждения. Но и у руководителя ИУ отсутствуют инструменты для практического решения проблемы, так как медицинская служба выведена из-под его непосредственного подчинения. Поданную заключенным жалобу для рассмотрения необходимо направить в медицинскую службу УИС.
По этой причине в практической деятельности медицинской службы учреждений УИС важное значение приобретает разработка и оптимизация механизма оценки качества оказанной медицинской помощи лицам, содержащимся в условиях учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества [11, с. 71].
Также считаем, что в ведомственных нормативных актах ФСИН России необходимо более детально прописать порядок и условия оказания всех видов медицинской помощи, которая оказывается в медицинской части (здравпункте) филиала медико-санитарной части. На наш взгляд, это позволит повысить эффективность оказываемой осужденным медицинской помощи, уменьшить число жалоб с их стороны и проводить оценку качества оказываемой медицинской помощи.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
2. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http:// фсин.рф (дата обращения: 15.10.2019).
3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (в ред. Приказа Минюста России от 27.06.2019 № 121) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 № 874-р, от 23.09.2015 № 1877-р) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
5. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 № 440) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 208-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 15.10.2019).
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 № 119-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
8. Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы: Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
9. Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи: Приказ Минздрава России № 388н от 20.06.2013 (в ред. Приказа Минздрава России от 19.04.2019 № 236н) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
10. Об обязательном медицинском страховании в РФ: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 № 489-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).
11. Свидерский О. А., Кубанов В. В., Пономарев С. Б. Порядок оказания медицинской помощи в условиях учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 5(31)/2018. С. 68-72.
References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993)]. SPS «Konsul'tantPlyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
2. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: http://fsin.rf (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
3. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitel'nyh uchrezhdenij: Prikaz Ministerstva justicii RF ot 16.12.2016, no. 295 (v red. Prikaza Minjusta Rossii ot 27.06.2019 no. 121) [On approval of the Internal Rules of Correctional Facilities: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 16.12.2016, no. 295 (as amended by Order of the Ministry of Justice of Russia from 27.06.2019, no. 121]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
4. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.12.2010 No. 1772-r (v red. rasporjazhenij Pravitel'stva RF ot 31.05.2012, no. 874-r, ot 23.09.2015, no. 1877-r) [The concept of development of the penal system of the Russian Federation until. 2020. Approved by the order of the
becthhk cm
Government of the Russian Federation from 14.10.2010, no. 1772-r (as amended by the orders of the Government of the Russian Federation from 31.05.2012, no. 874-r, from 23.09.2015, no. 1877-r)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
5. O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.12.2018, no. 1506 (v red. Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 12.04.2019, no. 440) [On the Program of state guarantees of free medical care for citizens for 2019 and for the planning period 2020 and 2021: Decree of the Government of the Russian Federation from 10.12.2018, no. 1506 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation from 12.04.2019, no. 440)]. SPS «Konsul'tantPlyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
6. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 no. 1-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 26.07.2019, no. 208-FZ) [The Penal Code of the Russian Federation from 08.01.1997, no. 1-FZ (as amended by the Federal Law from 26.07.2019, no. 208-FZ)]. SPS «Garant» [SPSGarant] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
7. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011, no. 323-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 29.05.2019, no. 119-FZ) [On the Principles of the Protection of Citizens' Health in the Russian Federation: Federal Law from 21.11.2011, no. 323-03 (as amended by Federal Law from 25.12.2014, no. 489-03)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
8. Ob utverzhdenii Porjadka organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi licam, zakljuchennym pod strazhu ili otbyvajushhim nakazanie v vide lishenija svobody: Prikaz Ministerstva justicii RF ot 28 dekabrja 2017 g., no. 285 [On approval of the procedure of organization of medical assistance to persons detained or serving sentences of deprivation of freedom: the Order of the Ministry of justice of Russia from December 28, 2017, no. 285]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian]
9. Ob utverzhdenii porjadka okazanija skoroj, v tom chisle specializirovannoj, medicinskoj pomoshhi: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot 20.06.2013 no. 388n [On approval of the procedure for the provision of emergency, including specialized, medical care: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 20.06.2013, no. 388n (as amended by Order of the Ministry of Health of Russia from 19.04.2019, no. 236n)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
10. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v RF: Federal'nyj zakon ot 29.11.2010, no. 326-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 25.12.2018, no. 489-FZ) [On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation: Federal Law from 29.11.2010, no. 326-03 (as amended by Federal Law from 25.12.2018, no. 489-03)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].
11. Sviderskij O. A., Kubanov V. V., Ponomarev S. B. Porjadok okazanija medicinskoj pomoshhi v uslovijah uchrezhdenij, obespechivajushhih izoljaciju ot obshhestva [The procedure for providing medical care in institutions providing isolation from society]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2018, no. 5(31), pp. 68-72 [in Russian].