ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.023 УДК 340
Клещев Сергей Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент, начальник юридического факультета, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Sergey E. Kleshchev
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the faculty of law,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
Ефремова Дарья Владимировна
курсант 5 курса,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: Cadet0111 @mail.ru
Daria V. Efremova
5 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: Cadet0111 @mail.ru
ПРАВО ОСУЖДЕННОГО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Аннотация. С одним из личных прав человека, - правом на жизнь - неразрывно связано наиболее важное право осужденного на охрану здоровья, закрепленное в ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Данное право выражается в осуществлении в отношении осужденных первичной медико-санитарной помощи либо специализированной медицинской помощи в стационарных либо амбулаторных условиях. Как становится очевидным, наибольшую актуальность данная проблема получает в стенах исправительного учреждения, ведь именно принудительная изоляция негативно сказывается на физическом или психическом здоровье осужденного, в связи с чем в рамках исполнения наказания в виде лишения свободы нужно предусмотреть комплекс мер по реализации данного права. В статье проведен анализ нормативно-правовых актов, которые содержат в себе нормы-принципы и нормы-рекомендации в отрасли прав осужденных к лишению свободы на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, и изучено содержание данного права. В проведенном исследовании также рассмотрены основные направления реализации права осужденных на оказание медицинской помощи, а также предложены пути их реформирования. При изучении новых направлений оказания медицинской помощи осужденным авторами выявлено, что многие из этих направлений - перспективные. В конце делается вывод о необходимости реализации указанных авторами рекомендаций в правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: медицинская помощь, право, осужденные, исправительные учреждения, совершенствование.
Summary. The most important right of a convicted person is the right to health, which is inextricably linked to one of the personal human rights, the right to life. Part 6 of article 12 of the Criminal Executive code of the Russian Federation stipulates that prisoners have the right to health protection (receiving primary health care and specialized medical care in outpatient or inpatient conditions, depending on the medical report). As it becomes obvious, the greatest relevance of this problem gets within the walls of the correctional institution, because it is forced isolation that has a negative impact on the physical or mental health of the convict, for this reason, within the framework of the execution of deprivation of liberty, it is necessary to provide a set of measures to implement this right. In this article the analysis of normative legal acts, which contain norms-principles and norms-recommendations in the field of the rights of convicts to imprisonment for health protection and medical care, was carried out, and the very content of this right is studied. The study also examines all the main areas of realization of the right of convicts to medical care, as well as suggests ways to reform it. Despite the rather contradictory nature of trends in the provision of medical care to convicts, several ways to improve it have been outlined in recent years. Some of them were unpromising, while others give us hope that the situation will change for the better with the provision of medical care to convicts. Summing up, we can say that it is necessary to implement these recommendations in law enforcement.
Keywords: medical care, right, convicts, correctional institutions, improvement.
THE RIGHT OF A CONVICT TO MEDICAL CARE
© 2019 Клещев С. Е., Ефремова Д. В.
ВЕСТНИК СЮИ
Концепция развития УИС России до 2020 года закрепила стратегию совершенствования всей уголовно-исполнительной системы, заключающуюся в гуманизации ее деятельности и реализации международных стандартов исполнения уголовных наказаний. Наиболее значимое место в реформировании пенитенциарной системы по праву занимает повышение качества оказания медицинской помощи осужденным.
Медико-санитарное обеспечение представляет собой особую государственную структуру обеспечения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, профилактической и лечебной помощью, которая построена на принципе вседоступности.
Судебная практика, касающаяся реализации прав на здоровье и оказание медицинской помощи, содержит ряд различного рода противоречий. Право на здоровье и получение медицинской помощи закреплено в ст. 41 Конституции РФ [1]. Стоит отметить, что данное право реализуется за счет средств страховых взносов граждан РФ и государственного бюджета нашей страны.
В ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] закреплено, что осужденным к лишению свободы, ограничению свободы, аресту либо административному аресту положено оказание медицинской помощи наравне с остальными гражданами РФ.
Право на охрану здоровья и получение медицинской помощи также закреплено в различных международных нормативно-правовых актах. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными определны следующие правила оказания медицинской помощи:
- медицинско-санитарное обслуживание осужденных осуществляется государством и считается его прямой обязанностью (пр. 24);
- организация медико-санитарного обслуживания осужденных реализуется при взаимодействии уголовно-исполнительных органов и органов здравоохранения (пр. 24);
- любое пенитенциарное учреждение должно содержать в своем составе медико-санитарную службу (пр. 25);
- медико-санитарная служба должна состоять из многопрофильной команды из квалифицированных врачей (пр. 25);
- сотрудники медико-санитарной службы должны на каждого осужденного завести персональную медицинскую карту (пр. 26);
- данного вида документы при переводе осужденного должны передаваться вместе с ним в медицинско-санитарную службу нового пенитенциарного учреждения (пр. 26) [3, с. 56-59].
Однако при изучении правоприменительной практики реализации оказания медицинской помощи осужденным выявлена проблема роста числа заболеваний и смертности среди изучаемой категории лиц. Рассмотрим причины данной проблемы. Первой причиной считается удаленность пенитенциарных учреждений от крупных населенных пунктов, в том числе от учреждений здравоохранения. Данный факт осложняется тем, что врачи пенитенциарного учреждения зачастую не имеют достаточной квалификации для оказания качественной медицинской помощи.
Второй причиной роста заболеваний и смертности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, считается устаревание специального оборудования медицинских частей пенитенциарных учреждений, а также нехватка различных лекарственных препаратов [1, с. 56-58].
Большая сложность также заключается в поиске квалифицированного медицинского персонала в сельской местности и привлечении квалифицированных кадров из города в сельскую местность.
Федеральная служба исполнения наказаний проводит работу в различных направлениях для решения вышеуказанных проблем.
К примеру, нередко реализация наказания в виде лишения свободы ухудшает физическое состояние осужденного, имеющего тяжелое заболевание, а порой может даже послужить причиной его смерти. Для решения данного проблемного вопроса в Федеральном законе от 29.12.2010 № 434-Ф3 «О внесении изменений в ст. 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» [4] закреплена особая возможность перемены меры пресечения в виде заключения под стражу при появлении у подозреваемого либо обвиняемого тяжелой болезни, мешающей реализации данной меры пресечения. А для того чтобы эта мера нашла свое отражение в правоприменительной практике, было принято Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государ-
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
ственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы», утверждающее Правила медицинского освидетельствования подозреваемых либо обвиняемых в совершении правонарушений [5], а также Постановление Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», утверждающее перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Иметь негативные последствия в виде усугубления имеющегося заболевания из-за перенесенного стресса может также перемещение осужденного в штрафной (дисциплинарный) изолятор.
С целью исключения возможных отрицательных последствий пребывания осужденных в подобного рода отделениях был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 5-ФЗ «О внесении изменения в ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» [2], где фиксируется потребность проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи медицинского решения при водворении в штрафной изолятор. Детали процедуры реализации подобного медосмотра закреплены в дополнении к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 09.08.2011 № 282 «Об утверждении порядка проведения медицинского осмотра перед переводом в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа. одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья».
Еще одна попытка государства, направленная на повышение качества оказания медицинской помощи осужденным состоит в принятии Постановлении Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [5], в котором указывается на возможность привлечения врачей из системы здравоохранения для оказания медицинской помощи осужденным.
Считаем целесообразным создание особой централизованной системы, руководящей процессом оказания медицинской помощи осужденным, состоящей из разнопрофильных лечебно-профилактических учреждений, которые бы были подчинены территориальным органам УИС России, хотя и были бы выведены за пределы пенитенциарных учреждений.
Подводя итоги, отметим, что правоприменительная практика подтверждает наличие улучшения от внесения изменений в сфере оказания осужденным медицинской помощи и охраны их права на здоровье.
Основным положительным примером реализации государством различных мер в данной сфере считаем утверждение Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 [5]. Представляется, что распространение действия данного нормативного акта на всю территорию государства даст возможность достичь позитивных результатов в области обеспечения медицинской помощи осужденным.
Таким образом, именно защита здоровья осужденных от различного рода угроз считается основной целью медико-санитарного обеспечения данной категории лиц и на сегодняшний день требует дальнейшего реформирования.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).
2. О внесении изменения в ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 07.02.2011 № 5-ФЗ // Российская газета. 2011. № 29.
3. Никитин Д. А., Богданов М. Н. Роль криминогенной ситуации отчуждения в детерминации преступного насилия с участием ВИЧ-инфицированных осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1(19). С. 55-59.
ВЕСТНИК СЮИ
4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 (ред. от 19.07.2018) // Российская газета. 1995. № 139.
5. Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 61.
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyx Zakonami RF o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 no. 6-FKZ, ot 30.12.2008 no. 7-FKZ, ot 05.02.2014 no. 2-FKZ, ot 21.07.2014 no. 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 No 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.10.2019) [in Russian].
2. O vnesenii izmeneniya v stat'yu 117 Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Federalnyj zakon ot 07.02.2011 no. 5-FZ [About modification of Art. 117 of the Criminal Executive code of the Russian Federation: Federal law of 07.02.2011 no. 5-FZ]. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 2011, no. 29 [in Russian].
3. Nikitin D. A., Bogdanov M. N. Rol' kriminogennoi situatsii otchuzhdeniya v determinatsii prestupnogo nasiliya s uchastiem VICh-infitsirovannykh osuzhdennykh [The role of the criminogenic situation of alienation in the determination of criminal violence involving HIV-infected convicts]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [Criminal Executive law], 2015, no. 1(19), pp. 55-59 [in Russian].
4. O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyx i obvinyaemyx v sovershenii prestuplenij: Feder-alnyj zakon ot 15.07.1995 no. 103-FZ (red. ot 19.07.2018) [About detention of suspects and accused of Commission of crimes: the Federal law of 15.07.1995 no. 103-FZ (edition of 19.07.2018)]. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 1995, no. 139 [in Russian].
5. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 28.12.2012 no. 1466 «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya liczam, zaklyuchenny'm pod strazhu ili otby vayushhim nakazanie v vide lisheniya svobody', medicinskoj pomoshhi v medicinskix organizaciyax gosudarstvennoj i municipalnoj sistem zdravoox-raneniya, a takzhe priglasheniya dlya provedeniya konsultacij vrachej-specialistov ukazannyx medicinskix organizacij pri nevozmozhnosti okazaniya medicinskoj pomoshhi v uchrezhdeniyax ugolovno-ispolnitel'noj sistemy' [ About approval of Rules of providing to persons detained or serving a sentence of imprisonment, medical care in the medical organizations of state and municipal health systems, and also invitations for carrying out consultations of doctors-specialists of the specified medical organizations in case of impossibility of rendering of medical aid in establishments of criminally-Executive system: the resolution of the Government of the Russian Federation of 28.12.2012 no. 1466]. Sobranie za-konodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2013, no. 1. st. 61 [in Russian].