Научная статья на тему 'Право на медицинскую помощь и его реализация в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы'

Право на медицинскую помощь и его реализация в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
976
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОХРАНА ЖИЗНИ / ПРАВО / МЕРЫ НАКАЗАНИЯ / MEDICAL CARE / EXECUTION OF PUNISHMENT / PROTECTION OF LIFE / LAW / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадралиева Ж.И.

Одним из самых проблемных вопросов здравоохранения и оказания медицинских услуг является обеспечение медицинской помощью осужденных лиц. Вопросы оказания эффективной медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, были и остаются актуальными во все времена, поскольку от того, насколько качественно будут оказаны медицинские услуги, зависит репутация государства на международной арене и уровень гуманности населения. В статье анализируется комплекс нормативных правовых актов, которые регулируют конституционное право на охрану здоровья лицам, осужденным к лишению свободы, организацию оказания медицинской помощи в местах лишения свободы и организацию обязательного медицинского страхования для данной категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO MEDICAL CARE AND ITS IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF EXECUTION OF THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY

One of the most problematic issues of health care and medical services is the provision of medical care to convicted persons. the Issues of providing effective medical care to persons in detention have been and remain relevant at all times, since the reputation of the state in the international arena and the level of humanity of the population depend on the quality of medical services provided. The article analyzes the complex of normative legal acts that regulate the constitutional right to health protection of persons sentenced to imprisonment, the organization of medical care in places of deprivation of liberty and the organization of compulsory health insurance for this category of citizens.

Текст научной работы на тему «Право на медицинскую помощь и его реализация в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

УДК-34 Кадралиева Ж. И. Астраханский государственный университет,

юридически факультет, группа: ЗЮО-38, магистратура.

Zhulduzka_5.16@mail.ru

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ

НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация

Одним из самых проблемных вопросов здравоохранения и оказания медицинских услуг является обеспечение медицинской помощью осужденных лиц. Вопросы оказания эффективной медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, были и остаются актуальными во все времена, поскольку от того, насколько качественно будут оказаны медицинские услуги, зависит репутация государства на международной арене и уровень гуманности населения. В статье анализируется комплекс нормативных правовых актов, которые регулируют конституционное право на охрану здоровья лицам, осужденным к лишению свободы, организацию оказания медицинской помощи в местах лишения свободы и организацию обязательного медицинского страхования для данной категории граждан.

Ключевые слова:

медицинская помощь, исполнение наказания, охрана жизни, право, меры наказания.

Kadraliev Z. I.

THE RIGHT TO MEDICAL CARE AND ITS IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF EXECUTION OF THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY

Annotation

One of the most problematic issues of health care and medical services is the provision of medical care to convicted persons. the Issues of providing effective medical care to persons in detention have been and remain relevant at all times, since the reputation of the state in the international arena and the level of humanity of the population depend on the quality of medical services provided. The article analyzes the complex of normative legal acts that regulate the constitutional right to health protection of persons sentenced to imprisonment, the organization of medical care in places of deprivation of liberty and the organization of compulsory health insurance for this category of citizens.

Keywords:

medical care, execution of punishment, protection of life, law, punishment.

На сегодняшний день одним из самых проблемных вопросов здравоохранения и оказания медицинских услуг является обеспечение медицинской помощью осужденных лиц. Рассматриваемая проблема представляет интерес не только для работников уголовно-исполнительной системы, но и для юридического сообщества в целом. Вопросы оказания эффективной медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, были и остаются актуальными во все времена, поскольку от того, насколько качественно будут оказаны медицинские услуги, зависит репутация государства на международной арене и уровень гуманности населения. По официальным данным Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации на 01 июля 2017 года в учреждениях уголовно-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

исполнительной системы находятся 617191 человек1.

Законодательная база по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) требует дальнейшего совершенствования с учетом имеющегося опыта, накопленного во времени, как результата изучения и обобщения практики применения существующих норм, в том числе, действующих в сфере здравоохранения в целом.

Цель исследования состоит в анализе комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют конституционное право на охрану здоровья лицам, осужденным к лишению свободы, организацию оказания медицинской помощи в местах лишения свободы и организацию обязательного медицинского страхования для данной категории граждан.

Актуальность темы состоит, прежде всего, в абсолютном понимании того, что действующая законодательная база в сфере ОМС, не дает возможность сделать однозначный вывод о месте в ней граждан, отбывающих наказание в виде ограничения и лишения свободы.

Лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, безусловно, имеют неотъемлемое право на реализацию своих конституционных прав, в том числе, права на охрану здоровья. Вместе с тем, порядок реализации этого права весьма специфичен. Существует достаточно детальная законодательная и нормативная правовая регламентация охраны жизни и здоровья вышеуказанных лиц.

В настоящее время отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.10.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 (далее - Закон об охране здоровья № 323-ф3).

Согласно международным и российским нормативно-правовым актам, лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть лишены гражданства. В связи с этим Конституция Российской Федерации гарантирует рассматриваемой категории граждан право на здоровье. Субъектами оказания медицинской помощи, по официальным данным ведомства, являются медицинские части и здравницы в каждом учреждении и больницы, обеспечивающие медицинское обслуживание осужденных и подследственных.

Подход мирового сообщества к основным принципам обращения с лицами, лишенными свободы, и тенденциям развития пенитенциарной практики находит свое отражение в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (МСП), принятых в 1955 г. и доработанных в 1977 г. 17 декабря 2015 г. Резолюцией 70/175 Генеральной Ассамблеи ООН был принят переработанный вариант таких правил, который в знак уважения к наследию покойного президента Южной Африки Нельсона Ролихлахлы Манделы получил название «Правила Нельсона Манделы». Вполне закономерно, что часть их положений устарела, они не соответствуют многим принципам в области прав человека, которые закреплены в основополагающих правозащитных документах, появившихся в последние шестьдесят лет.

Принятию Правил Нельсона Манделы (ПНМ) предшествовала длительная и кропотливая работа экспертов, которыми был сформирован перечень положений МСП (всего девять), подлежащих обязательному пересмотру. Непосредственно к сфере медико-санитарного обслуживания заключенных относятся два из них: медицинские услуги и охрана здоровья (правила 22-26, 52, 62 и 71.2), дисциплинарные меры и меры наказания, включая роль медицинского персонала, одиночное заключение и уменьшение рациона питания (правила 27, 29, 31 и 32). Сравнительный анализ норм ПНМ и МСП, относящихся к охране здоровья, демонстрирует прежде всего заметное их количественное увеличение в ПНМ, что, безусловно, свидетельствует о повышении значимости данной сферы. Так, МСП содержит всего 95 правил, из которых 5 составляют раздел «Медицинское обслуживание» (пр. 22-26), а раздел «Медико-санитарное обслуживание» содержит уже 12 правил (пр. 24-35) из 122 правил ПНМ. Таким образом,

1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/

2Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 27.12.2018)"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// "Парламентская газета", N 50, 24.11-01.12.2011.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

удельный вес рассматриваемых вопросов в ПНМ по сравнению с МСП вырос практически в 2 раза - 9,8 % к 5,2 %.

Лица, осужденные к лишению свободы, имеют возможность реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированную Конституцией РФ и не нуждаются в статусе застрахованного лица по обязательному медицинскому страхованию. Более того, оставляя за ними статус застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, происходит финансирование и территориальных органов федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) и страховых медицинских организаций (далее - СМО) (как известно, размер финансирования напрямую зависит от численности застрахованных в конкретной СМО).

В настоящее время, согласно действующему законодательству РФ в сфере ОМС, осужденные к лишению свободы граждане подлежат обязательному медицинскому страхованию как бы по умолчанию. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 10 Уголовно - исполнительного Кодекса РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, в силу чего реализация прав и обязанностей застрахованных лиц для них в полной мере невозможна и практически неосуществима3.

Следует учесть и то обстоятельство, что осужденные к лишению свободы, подлежат снятию с регистрационного учета по месту жительства на основании вступившего в законную силу приговора суда (статья 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»4) с последующей регистрацией по месту пребывания по их прибытии в учреждения уголовно-исполнительной системы и снятия с регистрационного учета по их выбытии (статья 6 того же Закона).

Считаем, что с момента регистрации граждан по месту пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, до снятия с данного регистрационного учета необходимо: приостанавливать действие полиса ОМС (при наличии действующего полиса ОМС), приостанавливать право на выбор и замену СМО. Для этого важно четко регламентировать информационное взаимодействие между учреждениями уголовно-исполнительной системы, исполняющими наказания в виде лишения свободы, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и территориальными фондами ОМС.

Поскольку лицо, находящееся в местах лишения свободы, имеет право воспользоваться всеми гарантированными правами в полном объеме, оно может обратиться за оказанием ему медицинских услуг не только в государственные и муниципальные медицинские учреждения, но и в частные медицинские организации. В то время как порядок оказания медицинской помощи государственными и муниципальными медицинскими учреждениями урегулирован, оказанию платных медицинских услуг не уделяется достаточного внимания.

Несмотря на переход в 2014 году медицинской пенитенциарной системы на новую организационную модель, которая ознаменовала собой объединение подразделений, осуществляющих медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в медико-санитарные части, руководители которых выводятся из подчинения начальников учреждений уголовно-исполнительной системы.

Федеральной службой исполнения наказаний отмечается положительная динамика следующих

3"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ(ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)// Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

4Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1(ред. от 27.12.2018)"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// "Российская газета", N 152, 10.08.1993.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

показателей:

• первичная заболеваемость среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизилась на 10 % по сравнению с предыдущим годом;

• уменьшение на 9.2% численности лиц, состоящих на диспансерном учете по туберкулезу;

• снижение показателя смертности на 1%;

• увеличение финансирования на медицинское обеспечение до уровня подушевого норматива финансирования, установленного Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Вместе с тем очевидной является социальная значимость «тюремной медицины», которая наряду со всей системой здравоохранения, решает проблемы кадрового дефицита, технического оснащения, финансирования и т.д. Более того самым острым и напряженным полем является ситуация с распространением ВИЧ инфекций, психических и наркологических заболеваний среди лиц, находящихся в местах лишения свободы и ряда других заболеваний, требующих высокотехнологичной, профессиональной медицинской помощи.

К сожалению, в рамках нынешней экономико-правовой ситуации, широкий спектр платных медицинских услуг остается недоступным в связи с некоторыми препятствиями, встающих перед осужденными. Возникают сложности с сохранением медицинской тайны, отсутствием гарантийных обязательств со стороны исполнителя услуг. Более того, повсеместно нарушаются Правила № 1006, принятые постановлением Правительства, и, как следствие, не предоставляется информация о цене и качестве медицинских услуг, у лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается отсутствие денежных средств на счете или отсутствие работы5. По нашему мнению, внедрение платных медицинских услуг в медицинское обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы является необходимостью, поскольку эффективность лечения возможна только в рамках качественной первоначальной диагностики заболевания, включающей в себя осмотр и консультации узких специалистов, диагностические и лабораторные исследования.

Оказание платных медицинских услуг, лицам, находящимся в местах лишения свободы, имеет некоторые серьезные препятствия. Например, работники медицинских пенитенциарных учреждений самостоятельно оформляют документы, осуществляют доставку и сопровождение на охраняемую режимную территорию тех или иных специалистов. Медицинские работники, оказывающие платные медицинские услуги, должны решать организационные вопросы самостоятельно? Что делать в случае, если необходима реализация медицинских услуг, неотделимых от поставщика? Так, для получения этого вида медицинских услуг, необходимо конвоирование не менее трех человек, специализированного транспортного средства, профессионального водителя.

На данный момент законодательством Российской Федерации не предусмотрены нормы, регламентирующие правоотношения в рассматриваемой ситуации. Еще одной серьезной проблемой оказания платных медицинских услуг выступает низкий уровень платежеспособности лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также запрет на оборот наличных денег. Более того, большинство осужденных имеют денежные задолженности по исковым заявлениям, поэтому, как только на счет лица поступают денежные средства, они немедленно списываются в пользу истца. Проведенный анализ подтверждает наличие у большинства лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы потребности в получении платных медицинских услуг. Осужденные лица - граждане Российской Федерации, которые вправе в полном объеме воспользоваться своим конституционным правом на здоровье. Это становится невозможным в связи с отсутствием единого нормативно-правового акта, содержащего подробное регулирование механизма реализации права на медицинскую помощь осужденным лицам. Считаем необходимостью принятие единого нормативно-правового акта, предусматривающего всевозможные вопросы относительно заключения особого вида договора на оказание платных медицинских услуг.

постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" // Российская газета от 10 октября 2012 г. N 233.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

Список использованной литературы:

1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ(ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)// Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

2. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1(ред. от 27.12.2018)"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// "Российская газета", N 152, 10.08.1993.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 27.12.2018)"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// "Парламентская газета", N 50, 24.11-01.12.2011.

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" // Российская газета от 10 октября 2012 г. N 233.

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/.

© Кадралиева Ж. И. 2019

УДК 346

К.А. Ломинога

студент ВолГУ, г. Волгоград, РФ E-mail: kirick88@list.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ

СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

В современной России страхования как отрасль бизнеса весьма рискованной и не выгодной для страховых компаний, ввиду того, что потерпевшие не добросовестно реализуют свое право на получение страхового возмещения.

Указанные выше обстоятельства вынуждают законодателя развивать нормативно-правовую базу в данном направлении, путем совершенствования закона.

Основным нормативно-правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции от 03.08.2018 г. Согласно указанному Федеральному закону, страховое возмещение, в большинстве случаев, реализуется исключительно путем проведения восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего [1].

Данные изменения в вышеуказанном законе являются защитой прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, исключив при этом возможные злоупотребления своим правом со стороны последних [1].

Однако на текущий момент существуют проблемы, связанные с функционированием описанного нами процессуального механизма, направленного на реализацию своего права на получение страхового возмещения.

Потерпевшие, в большинстве своем, не хотят обращаться в страховую компанию за последующим получением страхового возмещения в натуральной форме.

Данная ситуация возникла в связи с тем, что закон N 40-ФЗ устанавливает в императивном порядке большие сроки для страховой компании как на организацию восстановительного ремонта транспортного средства, так и на ремонт транспортного средства станцией технического обслуживания, что является веским аргументом не реализовывать свое право на получение возмещения потерпевшими лицами [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.