УДК 343.83
Свидерский Олег Алексеевич
доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Oleg A. Sviderskiy
Doctor of Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of criminal procedure and criminalistics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОТСТАИВАНИЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СВОИХ ПРАВ НА ОКАЗАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам назначения и проведения независимой экспертизы оценки качества медицинской помощи оказанной пациентам.
Автором рассмотрены права и возможности сотрудников уголовно-исполнительной системы при назначении медицинской экспертизы в случае ненадлежащего исполнения медицинской услуги.
Анализируются проблемы правового регулирования и практического решения вопроса проведения независимой медицинской экспертизы; акцентировано внимание на пробелы в законодательстве, регулирующем данный вид медицинской экспертной деятельности. Затронуты вопросы проведения судебно-медицинской экспертизы на стадии судебного разбирательства.
В завершение статьи автор предлагает в целях строгого соблюдения требований процессуальных законодательств, повышения объективности и эффективности результатов проведенной судебно-медицинской экспертизы по оценке объема и качества оказанной медицинской услуги проводить данную экспертизу в обязательном порядке комиссионно. Экспертная комиссия должна быть в составе не менее трех человек: двух аттестованных врачей-экспертов, имеющих большой практический опыт лечения больных с конкретной патологией, и врача - судебно-медицинского эксперта.
Ключевые слова: медицинская помощь, медицинская услуга, сотрудник уголовно-исполнительной системы, медицинское страхование, медицинская организация, оценка качества оказанной медицинской помощи, медицинская экспертиза, независимая медицинская экспертиза, причиненный вред здоровью, вред имущественного и неимущественного содержания.
Summary. The article is devoted to the appointment and conduct of an independent expert evaluation of the quality of medical care provided to patients.
The author has reviewed the rights and opportunities of the staff of the penitentiary system when appointing a medical examination in the event of improper performance of a medical service.
The problems of legal regulation and practical solution of the issue of an independent medical examination are analyzed; attention is focused on gaps in the legislation governing this type of medical expert activity.
The issues of conducting a forensic examination at the trial stage have been raised.
In conclusion of article the author offers for the purpose of strict observance of requirements ofprocedural legislations, increases in objectivity and efficiency of results of the carried-out forensic medical examination according to the volume and quality of the rendered medical service to carry out this expertize without fail komission-no. The commission of experts has to be as a part of not less than three people: two certified medical experts having wide practical experience of treatment ofpatients with concrete pathology and the doctor - the forensic scientist.
Keywords: medical care, medical service, employee of the penitentiary system, medical insurance, medical organization, assessment of the quality of medical care provided, medical examination, independent medical examination, damage to health, property damage and non-property damage.
В настоящее время каждый гражданин в Российской Федерации имеет право и может получить медицинскую услугу (медицинскую помощь) в медицинской организации, которая представляет собой юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного вида деятельности - медицинскую деятельность.
ADVOCATING BY PENAL OFFICERS FOR THEIR RIGHTS OF PROVIDING MEDICAL ASSISTANCE OF HIGH QUALITY
© 2019 Свидерский О. А.
В соответствии с Федеральным законом № 197-ФЗ от 19.06.2018 сотрудник уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) имеет право на охрану своего здоровья и медицинское обеспечение в соответствии с действующим законодательством России [1, п. 18 ст. 11]. Таким образом, сотруднику УИС медицинская услуга может быть оказана в объеме: неотложной помощи; обязательного медицинского страхования (далее - ОМС); добровольного медицинского страхования (далее - ДМС); заключенного договора с медицинской организацией. Неотложная медицинская помощь и ОМС осуществляется на основании императивных норм закона. В других случаях медицинская услуга оказывается на основании диспозитивных норм закона, то есть - договора, причем место, время и объем оказания услуг определяется волеизъявлением сторон в договоре.
Медицинская помощь сотрудникам УИС, согласно Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания)..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911, оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел РФ (далее - МВД России) [2].
Необходимо указать, что сотрудники уголовно-исполнительной системы в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 323-ф3 также имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях - лечебно-профилактических учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН России).
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» сотрудники УИС, также как и другие сотрудники правоохранительных органов, не являются застрахованными лицами и не имеют права на получение полисов ОМС. В случае наличия полиса ОМС, полученного до поступления на службу в органы ФСИН России, они обязаны сдать или сообщить об его утере в любую страховую медицинскую организацию [3, п. 3 ст. 49.1]. Выданные ранее сотрудникам УИС полисы ОМС являются недействительными.
Таким образом, медицинская помощь сотрудникам УИС оказывается в ведомственных медицинских организациях или в лечебно-профилактических учреждениях МВД России, к которым сотрудники прикрепляются на медицинское обслуживание по территориальному принципу на основании именных списков, подаваемых кадровыми органами учреждений ФСИН России.
Следует отметить, что медицинская помощь сотрудникам, так же как и любым гражданам России, оказывается бесплатно в гарантированном объеме в соответствии с утвержденной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [4, п. 2 ст. 19]. Программа разрабатывается на определенный период, и в ней приводится полный перечень видов и форм медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, порядок и условия ее оказания пациентам [5].
При отсутствии ведомственных медицинских организаций (лечебно-профилактических учреждений МВД России), а также при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования, медицинская услуга оказывается в лечебно-профилактических учреждениях муниципальной или государственной систем здравоохранения. В подобных случаях между главным управлением (управлением) ФСИН России по субъекту Российской Федерации и лечебным учреждением заключается контракт (договор) об оказании медицинских услуг, а после завершения лечения производится оплата их выполнения.
Таким образом, каждый гражданин должен получить медицинскую услугу, соответствующую современным требованиям по качеству и безопасности независимо от принадлежности форм собственности медицинской организации: частной либо основанной публично-правовым образованием.
Это важно и актуально в современном российском демократическом обществе, ориентированном, во-первых, на осуществление и защиту прав граждан и, во-вторых, на развитие цивилизованных рыночных отношений, в том числе в сфере оказания медицинских услуг.
Одной из отличительных особенностей медицинских услуг от других видов услуг является то, что несвоевременно либо ненадлежащим образом оказанная медицинская помощь часто может повлечь за собой причинение вреда здоровью пациенту или даже его смерть.
По общему правилу вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме [6, ст. 1064], а вред может быть нанесен гражданину как имущественного [6, ст. 15], так и неимущественного [6, ст. 151] содержания. Порядок возмещения и его размеры определяются по общим правилам, которые предусмотрены ГК РФ. Правила, на основании которых производится возмещение причиненного вреда, изложены в гл. 59 ГК РФ.
Например, возмещению подлежат утраченный заработок (доход); дополнительные расходы на лечение, питание, приобретение лекарств, протезирование, плата за посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии; необходимые расходы на погребение и т. п.
Поэтому при возникновении разногласий между пациентом и медицинской организацией возникает спор по поводу качества либо безопасности оказанной услуги пациенту или неоказания необходимой медицинской помощи. В правовом отношении разрешить данный спор невозможно без проведения экспертизы качества оказанной медицинской услуги (помощи).
Следует отметить, что затраченные расходы на проведение экспертизы качества оказанной медицинской помощи компенсирует медицинское учреждение. Однако если в ходе ее проведения не будет установлено нарушений со стороны медицинской организации (то есть не будет выявлена причинно-следственная связь между действиями сотрудников медицинской организации и вредом, причиненным пациенту), затраты на ее проведение возлагаются на пациента.
Данный вид медицинской экспертизы проводится с целью выявления нарушений, которые могли иметь место при оказании медицинской помощи пациенту. Критерии, по которым осуществляется проведение оценки качества медицинской помощи, формируются по группам заболеваний или патологических состояний и обязательно утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Одним из показателей, по которому производится оценка качества оказанной медицинской помощи, - достижение степени запланированного результата, несмотря на, возможно, имевшие место ошибки в ходе ее оказания. На наш взгляд, этот критерий является одним из важнейших. В классической медицине есть правило - нужно лечить больного, а не болезнь, то есть у каждого пациента одна и та же болезнь (травма) имеет свои особенности течения. В конечном итоге лечащий врач исходя из своих знаний, опыта, состояния больного, наличия сопутствующего заболевания у пациента и т. п. определяет, каков же должен быть этот результат, который может значительно отличаться у врачей с различным уровнем профессиональной подготовки. Считаем, что по причине вышеизложенного использовать рассматриваемый критерий нецелесообразно.
Оценка качества медицинской помощи может осуществляться в случаях ее оказания по договору обязательного медицинского страхования либо по договору добровольного медицинского страхования (договору оказания медицинских услуг). В первом случае экспертизу качества оказанной медицинской услуги осуществляют врачи-эксперты страховой компании, во-втором - аттестованные эксперты, которые приглашаются для ее проведения Федеральной службой (территориальным органом) по надзору в сфере здравоохранения.
Для защиты нарушенных прав и законных интересов, в том числе и в случае некачественно оказанной медицинской услуги, сотрудники УИС могут обращаться к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд [1, п. 14 ст. 11].
Как мы уже отмечали выше, сотрудники УИС не подлежат страхованию в системе ОМС. Поэтому в случае возникновения претензий к лечебному учреждению по вопросам сроков, объема и качества оказанной медицинской услуги необходимо проведение экспертизы ее качества. Для того чтобы результаты проведенной экспертизы были объективными, она должна быть проведена независимыми экспертами, то есть носить характер независимой медицинской экспертизы.
Из вышеизложенного следует вопрос о правовом статусе медицинской экспертизы и независимой медицинской экспертизы.
Понятие «медицинская экспертиза» определяется как исследование, которое проводится в установленном порядке и направлено на установление состояния здоровья подэкспертного с целью определения его способности заниматься трудовой или иной деятельностью, а также установление причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина [4, п. 1 ст. 58].
В данном нормативно-правовом акте также приводится исчерпывающий перечень отдельных видов медицинских экспертиз и порядок их проведения:
- экспертиза временной нетрудоспособности проводится врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения гражданам в случаях их заболевания, получения травмы или увечья, беременности и в иных случаях [4, ст. 59];
- медико-социальная экспертиза проводится врачами-экспертами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при стойких расстройствах функций организма, вызывающих
ограничение жизнедеятельности лиц, с целью определения необходимости их в мерах социальной защиты [4, ст. 60];
- военно-врачебная экспертиза проводится в составе комиссии врачей-специалистов с целью определения годности граждан по состоянию здоровья к прохождению военной либо приравненной к ней службе, а также установление причинно-следственной связи между полученным военнослужащим ранением, травмой, заболеванием и т. п. с прохождением военной службы [4, ст. 61];
- судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в тех случаях, когда необходимо установить обстоятельства, которые подлежат доказыванию в ходе судебного разбирательства в гражданском, уголовном и других процессах. Необходимо отметить, что судебно-медицинская экспертиза проводится государственным экспертом в бюро судебно-медицинской экспертизы, находящимся в ведении министерства здравоохранения субъекта РФ, а при его отсутствии - врачом, имеющим право заниматься лечебной деятельностью, который на основании постановления следователя, лица, производящего дознание или определения суда привлекается для производства экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза проводится врачами в специализированных психиатрических учреждениях государственной системы здравоохранения [4, ст. 62];
- экспертиза профпригодности и связи заболевания с профессией проводится в целях определения соответствия состояния здоровья наемного работника его возможности выполнять профессиональные обязанности по конкретной специальности [4, п. 1 ст. 63], а также для установления причинно-следственной связи полученного им заболевания либо травмы с профессиональной деятельностью [4, п. 4 ст. 63];
- экспертиза качества медицинской помощи (при этом оценивается своевременность ее оказания, правильность выбора методов диагностики и лечения, степень достижения запланированного результата) проводится в тех случаях, когда необходимо выявить нарушения в ходе ее оказания конкретному пациенту [4, ст. 64].
Следует отметить, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в ходе государственного или ведомственного контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими учреждениями государственной, муниципальной системы здравоохранения или частной форм собственности [7, п. 6]. Проведение подобного рода экспертиз возлагается на специально подготовленных врачей-экспертов, прошедших соответствующее обучение и аттестацию [8]. С заключением проведенной экспертизы должны быть под расписку ознакомлены руководители соответствующих медицинских учреждений. По своей сути она является независимой экспертизой, так как одним из принципов, на которых она основывается, является принцип независимости эксперта.
Можно утверждать, что она носит постоянный, плановый характер, а ее целью является разработка рекомендаций по повышению качества медицинских услуг, оказываемых в медицинских организациях.
В Федеральном законе № 323-ф3 от 21.11.2011 также зафиксировано право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы. Действующим законодательством определено, что перечень случаев, при которых она может быть назначена, и порядок ее проведения должны устанавливаться соответствующим положением о независимой медицинской экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации [4, п. 4 ст. 58].
В настоящий момент ситуация усугубляется тем, что положение о независимой медицинской экспертизе не разработано и понятие «независимая медицинская экспертиза» законодательно не определено. Следовательно, возникает пробел в праве.
Следует отметить, что речь о независимой экспертизе и праве граждан потребовать ее проведения, а также в случае ее назначения - праве выбирать экспертов и экспертное учреждение идет в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4, ст. 61]. Право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы реализуется на основании их личного заявления.
Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или какой-либо другой зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы [4, п. 7 ст. 61].
Однако в законе рассматривается только частный случай реализации права гражданина на проведение независимой медицинской экспертизы, то есть когда он не согласен с заключением
военно-врачебной комиссии и речь в законе идет о независимой военно-врачебной экспертизе как одном из видов медицинской экспертизы.
Таким образом, можно констатировать, что право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в настоящее время носит декларативный характер. Следует также указать на тот факт, что не определен перечень случаев, дающих право на ее назначение, и механизм ее проведения.
Сотрудник УИС как пациент, имеющий претензии к лечебному учреждению по объему, качеству оказанной медицинской помощи и т. д., не получив, на его взгляд, положительного решения вопроса от руководства лечебного учреждения, обращается с гражданским иском в суд. Суд самостоятельно либо по ходатайству одной из сторон принимает решение о проведении судебно-медицинской экспертизы [6, ст. 79].
В случае причинения вреда здоровью пациента возникает уголовная ответственность, однако в ходе уголовного процесса пострадавший вправе подать гражданский иск к лечебному учреждению с требованием возмещения причиненного морального и материального вреда.
И на этой стадии судебного процесса возникают правовые проблемы как теоретического, так и практического характера.
К сожалению, теория процессуального права Российской Федерации допускает заключение экспертов как самостоятельное доказательство только при назначении судом судебной экспертизы [6, ст. 79; 9, ст. 82; 10, ст. 53]. В нашем случае это - судебно-медицинская экспертиза.
Но материальное право допускает проведение экспертизы и в досудебном порядке для осуществления и защиты прав граждан. Исходя из того что в теории права материальное право первично, а процессуальное право - вторично, возникает вопрос со статусом понятия экспертизы в праве в целом. Проблему общего понятия экспертной деятельности в праве затрагивает и Т. В. Аверьянова, подчеркивая, что в теории права необходимо изучать ее в рамках не только судебной деятельности, но и деятельности несудебных учреждений и организаций [11, с. 24-25].
Так чем же будет признана независимая медицинская экспертиза в системе доказательств процессуального права?
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускает письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, которые участвуют в процессе, заключение эксперта, показания свидетелей, видео- и аудиозаписи, иные документы и материалы, а ст. 74 УПК РФ - показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.
Проанализировав доказательства в процессе, сделаем вывод, что независимая медицинская экспертиза входит в различные виды доказательств. Так, согласно ст. 55 ГПК РФ она будет лишь письменным доказательством, а согласно ст. 64 АПК РФ и ст. 74 УПК РФ - иным документом.
Рассматривая практическое содержание проблемы, следует констатировать, что производство судебно-медицинской экспертизы судья (суд) вправе поручить как государственному судебному экспертному учреждению - бюро судебно-медицинской экспертизы, так и сведущему лицу или лицам, не являющимся государственными судебными экспертами. Например, при рассмотрении иска о ненадлежащем лечении по поводу заболевания сердца проведение судебно-медицинской экспертизы целесообразно назначить врачу-кардиологу, имеющему большой практический опыт и соответствующую квалификацию по этой специальности.
Однако медицинские работники с высоким уровнем профессиональной подготовки и большим практическим опытом лечебной деятельности в конкретной области медицины имеют лишь общие представления о юридических аспектах назначения, проведения и оформления результатов судебно-медицинской экспертизы [12, с. 70-71].
В свою очередь, эксперты бюро судебно-медицинской экспертизы, прекрасно разбирающиеся не только в медицинских, но и в юридических тонкостях судебной экспертизы, не имеют
достаточной профессиональной подготовки и опыта в областях медицины, связанных с лечением различных заболеваний.
В случае принятия решения о назначении судебно-медицинской экспертизы в ходе рассмотрения дел, связанных с правонарушениями медицинскими работниками профессионального характера, у суда (судьи) при выборе эксперта возникает резонный вопрос о том, какими специальными знаниями и компетенциями он должен обладать, поскольку от уровня профессиональной подготовки эксперта (-ов) существенным образом будут зависеть ее конечные результаты. Кроме того, как мы отмечали выше, экспертиза качества оказанной медицинской помощи должна проводиться аттестованными экспертами.
В целях строгого соблюдения требований процессуальных законодательств, повышения объективности и эффективности результатов проведенной судебно-медицинской экспертизы по оценке объема и качества оказанной медицинской услуги предлагается данную экспертизу в обязательном порядке проводить комиссионно, при этом в составе экспертной комиссии должно быть не менее трех человек: двух аттестованных врачей-экспертов, имеющих большой практический опыт лечения больных с конкретной патологией, и врача - судебно-медицинского эксперта.
Библиографический список
1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
2. О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 (в ред. Постановления Правительства от 28.08.2018 № 1019) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
3. Об обязательном медицинском страховании в РФ: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 № 489-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3 (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 № 489-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
5. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 (в ред. Постановления Правительства от 21.04.2018 № 490) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
7. Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.05.2017 № 226н [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
8. Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 № 485-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.11.2018 № 413-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.05.2019).
11. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: курс общей теории. М.: Норма, 2009. 480 с.
12. Свидерский О. А., Овод И. В. Участие медицинского работника в расследовании убийств, совершенных на территории учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: сборник статей IV Международной научной конференции (Могилев, 29-30 мая 2018 г.). Могилев: Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2018. С. 66-71.
References
1. O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»: Federal'nyj zakon ot 19.07.2018, no. 197-FZ [On service in the penal system of the Russian Federation and on amending the Law of the Russian Federation «On institutions and bodies that carry out criminal penalties in the form of imprisonment»: Federal law of 19.07.2018, no. 197-FZ]. SPS «Garant» [«SPS" Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
2. O poryadke okazaniya medicinskoj pomoshchi, sanatorno-kurortnogo obespecheniya i osushchestvleniya otdel'nyh vyplat nekotorym kategoriyam voennosluzhashchih, sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i chlenam ih semej: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2004, no. 911 (v red. Postanovleniya Pravitel'stva ot 28.08.2018 no. 1019) [On the procedure for rendering medical assistance, sanatorium-resort provision and making certain payments to certain categories of servicemen, law enforcement officers and their families: Decree of the Government of the Russian Federation from 31.12.2004, no. 911 (as amended by the Government Decree from 28.08.2018, no. 1019)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
3. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v RF: Federal'nyj zakon ot 29.11.2010, no. 326-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 25.12.2018, no. 489-FZ) [On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation: Federal Law from 29.11.2010, no. 326-ФЗ (as amended by Federal Law from 25.12.2018, no. 489-ФЗ)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
4. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011, no. 323-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 25.12.2018, no. 489-FZ) [On the Principles of the Protection of Citizens' Health in the Russian Federation: Federal Law from 21.11.2011, no. 323-ФЗ (as amended by Federal Law from 25.12.2014, no. 489-ФЗ)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
5. O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam medicinskoj pomoshchi na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2017, no. 1492 (v red. Postanovleniya Pravitel'stva ot 21.04.2018, no. 490) [On the Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to Citizens for 2018 and for the Planning Period of 2019 and 2020: Decree of the Government of the Russian Federation from 08.12.2017, no. 1492 (as amended by Government Decision from 21.04.2018, no. 490)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
6. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002, no. 138-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 28.11.2018, no. 451-FZ) [Civil Procedure Code of the Russian Federation from 14.11.2002, no. 138-ФЗ (as amended by the Federal Law from 28.11.2018, no. 451-ФЗ)]. SPS «Garant» [SPSGarant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
7. Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya ekspertizy kachestva medicinskoj pomoshchi, za isklyucheniem medicinskoj pomoshchi, okazyvaemoj v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii: Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 16 maya 2017 g., no. 226n [On approval of the procedure for the examination of the quality of medical care, with the exception of medical care provided in accordance with the legislation of the Russian Federation on compulsory health insurance: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 16.05.2017, no. 226n]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
8. Ob attestacii ekspertov, privlekaemyh organami, upolnomochennymi na osushchestvlenie gosudarstvennogo kontrolya (nadzora), organami municipal'nogo kontrolya, k provedeniyu meropriyatij po kontrolyu: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 2014 g., no. 636 [On certification of experts involved by bodies authorized to exercise state control (supervision),
municipal control bodies, to conduct control measures: Decree of the Government of the Russian Federation from 10.06.2014, no. 636]. SPS «Garant» [«SPS" Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
9. Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002, no. 95-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 25.12.2018, no. 485-FZ) [Arbitration Procedure Code of the Russian Federation no. 95-FZ from 24.07.2002 (as amended by Federal Law from 25.12.2017, no. 485-FZ)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
10. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001, no. 174-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 12.11.2018 no. 413-FZ) [Criminal Procedure Code of the Russian Federation from 18.12.2001, no. 174-FZ (as amended by the Federal Law from 12.11.2018, no. 413-FZ)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
11. Aver'yanova T. V. Sudebnaya ekspertiza: kurs obshchej teorii [Forensic examination: general theory course]. Moscow, 2009, 480 p. [in Russian].
12. Sviderskij O. A., Ovod I. V. Uchastie medicinskogo rabotnika v rassledovanii ubijstv, sovershennyh na territorii uchrezhdenij, obespechivayushchih izolyaciyu ot obshchestva [Participation of a medical worker in the investigation of murders committed on the territory of institutions providing isolation from society]. Aktual'nye problemy ugolovnogo processa i kriminalistiki: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Actual problems of the criminal process and criminology: a collection of articles of the IV International Scientific Conference]. Mogilev, 2018, pp. 66-71 [in Russian].