Научная статья на тему 'К вопросу о реализации органами внутренних дел официального предостережения о недопущении совершения правонарушения: проблемы регулирования и поиск решений'

К вопросу о реализации органами внутренних дел официального предостережения о недопущении совершения правонарушения: проблемы регулирования и поиск решений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правонарушение / официальное предостережение (предостережение) / профилактика / требование / полиция / offense / official warning (warning) / prevention / requirement / instruction / police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мария Николаевна Ситкина, Виталий Юрьевич Горбунов

На основе сравнительно-правового и критического анализа официального предостережения о недопущении совершения правонарушения авторы предлагают возможные варианты устранения недостатков, выявленных в области правового регулирования предостережения, в том числе внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мария Николаевна Ситкина, Виталий Юрьевич Горбунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the implementation by the internal affairs bodies of an official warning about the prevention of the commission of an offense: regulatory problems and the search for solutions

On the basis of a comparative legal and critical analysis of the warning, the authors propose possible options for eliminating the shortcomings identified in the field of legal regulation of the warning, including amending the regulatory legal acts of the Russian Federation and departmental documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации органами внутренних дел официального предостережения о недопущении совершения правонарушения: проблемы регулирования и поиск решений»

Закон и право. 2022. № 6. С. 35-38. Law and legislation. 2022;(6):35 — 38

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-35-38

NIION: 1997-0063-6/22-313 MOSURED: 77/27-001-2022-6-513

К вопросу о реализации органами внутренних дел официального предостережения о недопущении совершения правонарушения: проблемы регулирования и поиск решений

Мария Николаевна Ситкина1, Виталий Юрьевич Горбунов2

1 Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД РФ, Владивосток, Россия

2 Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. На основе сравнительно-правового и критического анализа официального предостережения о недопущении совершения правонарушения авторы предлагают возможные варианты устранения недостатков, выявленных в области правового регулирования предостережения, в том числе внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Ключевые слова: правонарушение, официальное предостережение (предостережение), профилактика, требование, полиция.

Для цитирования: Ситкина М.Н., Горбунов В.Ю. К вопросу о реализации органами внутренних дел официального предостережения о недопущении совершения правонарушения: проблемы регулирования и поиск решений // Закон и право. 2022. № 6. С. 35—38. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-35-38.

Original article

On the issue of the implementation by the internal affairs bodies of an official warning about the prevention of the commission of an offense: regulatory problems and the search for solutions

Maryia N. Sitkina1, Vitaly Yu. Gorbunov2

1 Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal affairs of the Russian

Federation, Vladivostok, Russia

2 Admiral G.I. Nevelsky Maritime State University, Vladivostok, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. On the basis of a comparative legal and critical analysis of the warning, the authors propose possible options for eliminating the shortcomings identified in the field of legal regulation of the warning, including amending the regulatory legal acts of the Russian Federation and departmental documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: offense, official warning (warning), prevention, requirement, instruction, police.

For citation: Sitkina M.N., Gorbunov V.Yu. On the issue of the implementation by the internal affairs bodies of an official warning about the prevention of the commission of an offense: regulatory problems and the search for solutions // Law and legislation. 2022;(6):35—38. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-35-38.

© Ситкина М.Н., Горбунов В.Ю. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 06-2022

Органы исполнительной власти, применяя государственное принуждение к соблюдению установленных норм и правил, обеспечивают должное поведение в обществе. Профилактика и предупреждение правонарушений являются неотъемлемыми частями данной деятельности. Среди субъектов, наделенных компетенцией по их осуществлению, особое место занимают органы внутренних дел (полиция).

В частности, ст. 2 Федерального закона № 3-Ф3 [1] определяет основные направления деятельности полиции, которые главным образом реализуются именно в предупредительно-защитной сфере.

С 16 октября 2019 г. Федеральным законом № 337-Ф3 [2] сотрудникам полиции предоставлено право объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Данное право — одна из форм профилактического воздействия [3].

Принятие указанного выше Закона способствовало устранению существовавшей ранее правовой коллизии, когда Федеральным законом № 182-ФЗ к числу субъектов профилактики правонарушений, которые обладают правом объявления официального предостережения (предостережения), помимо органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности и уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации, относились органы внутренних дел, но данное полномочие в Федеральном законе «О полиции» закреплено не было.

По мнению профессора В.М. Редкоуса, объявление официального предостережения (предостережения) органами внутренних дел Российской Федерации относится к самостоятельному правовому институту благодаря существованию совокупности взаимосвязанных нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, правовое положение субъектов данных отношений, а также порядок реализации ими своих прав и обязанностей [6, с. 20—21; 7, с. 581—585].

Порядок объявления предостережения сотрудниками полиции закреплен в ведомственном нормативном правовом акте и предусматривает наличие в нем обязательного для исполнения физическим лицом требования о недопустимости действий, создающих условия для

совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

При этом ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 182-ФЗ предусматривает возможность привлечения лица к ответственности в соответствии с действующим законодательством в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении.

Вероятно, данная норма предполагает привлечение лица к ответственности за виновное противоправное деяние, которое может наступить в результате тех действий (продолжения антиобщественного поведения), от которых лицо предостерегают.

В частности, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, соавтор Федерального закона № 337-ф3 В. Пискарев поясняет, что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, и продолжения своего антиобщественного поведения, при привлечении гражданина в дальнейшем к административной либо уголовной ответственности, может быть назначено более серьезное наказание [4].

Отсутствие в настоящий момент в законодательстве специальной нормы права, предусматривающей ответственность за продолжение антиобщественного поведения, либо за действия, создающие условия для совершения правонарушений, на которые физическому лицу было указано в предостережении, создает определенную проблему: достижение цели официального предостережения (предостережения), заключающейся в предупреждении правонарушений, находится в прямой зависимости от решения предостерегаемого лица прекратить или продолжить свои действия несмотря на прямое указание сотрудника полиции.

Решение описанной проблемы путем введения ответственности за неповиновение предостерегаемого лица законным требованиям сотрудника полиции, изложенным в предостережении, считаем невозможным как противоречащее нормам Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Тем более не понятно, как быть с антиобщественным поведением, которое вообще может быть modus vivendi (лат. — образ жизни) лица. То есть, лицу указывают на необходимость прекращения антиобщественного поведения, но оно всю жизнь живет так и намерено продолжать та-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

кой образ жизни. Какие меры необходимо принимать в подобных случаях? По нашему мнению, данное обстоятельство требует научного осмысления.

Наиболее подходящим вариантом решения проблемы эффективности применения меры в виде предостережения, на наш взгляд, будет признание факта неисполнения требований в качестве отягчающих обстоятельств в случае совершения правонарушения, на возможность наступления которого указывалось в предостережении.

Иными словами, в случае последующего совершения лицом, которому было объявлено предостережение, правонарушения, ставшего результатом его действий, от которых оно предостерегалось, данное обстоятельство вполне может служить отягчающим его вину. Усиление ответственности в данном случае будет служить восстановлению социальной справедливости и будет обосновано увеличением степени общественной опасности деяния, совершенного несмотря на предостережение наделенного властными полномочиями субъекта правоохранительной деятельности от выполнения действий, послуживших причинами и условиями совершения правонарушения.

Примечательно, что в отличие от действующей редакции в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ст. 3.6 «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность», к положениям аналогичной статьи КоАП РФ добавляется «...либо совершение административного правонарушения лицом, которому прокурором было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона» [5].

Таким образом, в проекте нового КоАП РФ к числу отягчающих административную ответственность обстоятельств добавилось невыполнение требований, содержащихся в предостережении прокурора. Почему к числу отягчающих обстоятельств не добавлено невыполнение требований, излагаемых в предостережении, объявляемом сотрудниками полиции, не понятно.

С учетом сказанного считаем необходимым внести изменения в действующий КоАП РФ, а также в проект нового КоАП РФ:

1) изложить ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в следующей редакции:

«продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо совершение административного правонарушения лицом, которому сотрудником полиции было объявлено офици-

альное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»;

2) изложить ч. 1 ст. 3.6 проекта КоАП РФ в следующей редакции:

«продолжение противоправного деяния, несмотря на законное требование уполномоченных должностных лиц прекратить его, либо совершение административного правонарушения лицом, которому прокурором было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, либо совершение административного правонарушения лицом, которому сотрудником полиции было объявлено официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения».

В случае принятия такой нормы возникает вопрос о сроках действия предостережения, который, в общем, является актуальным и в существующих сейчас условиях. По нашему мнению, разумным сроком действия предостережения был бы один год со дня его объявления по аналогии со сроком привлечения к административной ответственности.

В заключение отметим, что рассматриваемая профилактическая мера является относительно новой для органов внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим в настоящее время нет достаточной практики ее применения, не определен порядок контроля за ее исполнением предостерегаемым лицом. В результате эффективность применения данной меры может снижаться, а ее цель существенно нивелируется либо находится в прямой зависимости от усмотрения предостерегаемого лица.

Список источников

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 05.04.2021), ч. 1 ст. 1 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW (Дата обращения: 04.03.2022)

2. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О полиции» от 16.10.2019 № 337-Ф3 // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-Ф3 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

LAW & LEGISLATION • 06-2022

4. Полицейские смогут объявлять предостережение: что это и зачем необходимо? // URL: http://duma.gov.ru/news/46410/ (Дата обращения: 03.03.2022)

5. Проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ID проекта 02/04/01-20/ 00099059, подготовлен Минюстом России 30.01.2020) // URL: https://regulation.gov.ru

6. Редкоус В.М. Направления научных исследований института официального предостережения в деятельности органов внутренних дел (полиции) // Закон и право. 2019. № 12. С. 20—22.

7. Редкоус В.М. Проблемы правового регулирования объявления органами безопасности официального предостережения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. ст. по матер. X Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (Со-рокинские чтения) / Под общей ред. А.И. Каплунова. 2019. С. 581—585.

References

1. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 05.04.2021), part 1 of Article 1 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW (Accessed: 03.04.2022)

2. Federal Law «On Amendments to Article 13 of the Federal Law «On Police» dated 16.10.2019 № 337-FZ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

3. Federal Law «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» dated 23.06.2016 № 182-FZ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Police officers will be able to announce a warning: what is it and why is it necessary? // URL: http://duma.gov.ru/news/46410 / (Accessed: 03.03.2022)

5. Draft Federal law «Code of Administrative Offences of the Russian Federation» (Project ID 02/ 04/01-20/00099059, prepared by the Ministry of Justice of Russia 30.01.2020) // URL: https:// regulation.gov.ru

6. Redkous V.M. Directions of scientific research of the Institute of official warnings in the activities of internal affairs bodies (police) // Law and legislation. 2019. № 12. Pp. 20-22.

7. Redkous V.M. Problems of legal regulation of the announcement of an official warning by security agencies // Actual problems of administrative and administrative procedural law: Collection of articles on mater. X Anniversary International Scientific and Practical Conference (Sorokin readings) / Under the general editorship ofA.I. Kaplunov. 2019. Pp. 581—585.

Информация об авторах

Ситкина М.Н. — кандидат юридических наук, доцент Горбунов В.Ю. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors

Sitkina M.N. — candidate of law, associate professor Gorbunov V.Yu. — candidate of law, associate professor

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.