ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.98 ББК 67.401.01
DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-57-61 © В.В. Крамской, Р.Б. Осокин, Ю.В. Трунцевский, 2021
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
«АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ) О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ: ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНЯТИЯ
Вадим Владимирович Крамской,
заместитель начальника Правового отдела УМВД России по Тамбовской области — начальник отделения,
доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук Юридический институт Тамбовского государственного технического университета
(392032, Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112, корп. Д) E-mail: [email protected] Роман Борисович Осокин,
профессор кафедры цифровой криминалистики, доктор юридических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1)
E-mail: [email protected] Юрий Владимирович Трунцевский, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор Академии управления МВД России, профессор Югорского государственного университета,
доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье с критических позиций рассматривается используемое в федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» понятие «антиобщественное поведение», узость сформулированного содержания которого приводит к ограничению административно-правового потенциала воздействия, в частности, сотрудников полиции, на лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений. Проблема, по мнению автора, состоит в том, что легальное понятие «антиобщественное поведение» не охватывает собой такую его возможную форму проявления как бездействие, ввиду чего могут возникнуть сложности в правоприменительной практике с объявлением уполномоченными лицами официального предостережения (предостережения) о недопустимости продолжения антиобщественного поведения. При этом совершение антиобщественного поведения в форме бездействия вполне реально.
Ключевые слова: правонарушение, профилактика, антиобщественное поведение.
«ANTI-SOCIAL BEHAVIOR» IN THE CONTEXT OF THE PROCEDURE FOR DECLARING AN OFFICIAL WARNING (WARNING) ABOUT THE INADMISSIBILITY OF CONTINUING ANTI-SOCIAL BEHAVIOR: ISSUES OF LEGISLATIVE IMPROVEMENT OF THE CONCEPT
Vadim V. Kramskoy,
Deputy Head of the Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Tambov Region — Head of the Department, Associate Professor of Civil Law and Process, Candidate of Legal Sciences Law Institute of Tambov State Technical University (392032, Tambov, ul. Michurinskaya, d. 112, korp. D)
E-mail: [email protected] Roman B. Osokin,
Professor of the Department of Digital Forensics, Doctor of Legal Sciences, Professor Bauman Moscow State Technical University (105005, Moscow, ul. 2-ya Baumanskaya, d. 5, str.1)
E-mail: [email protected] Yuriy V. Truntsevskiy,
Leading Researcher of the Department of Anti-Corruption Methodology of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Professor of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor of Ugra State University, Doctor of Legal Sciences, Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. This article critically examines the concept of «anti-social behavior» used in the federal law «On the Fundamentals of the system of crime Prevention in the Russian Federation», the narrowness of the formulated content of which leads to a limitation of the administrative and legal potential of the impact, in particular, of police officers, on persons prone to committing administrative offenses and crimes. The problem, according to the author, is that the legal concept of «anti-social behavior» does not cover such a possible form of its manifestation as inaction, which may cause difficulties in law enforcement practice with the announcement by authorized persons of an official warning (warning) about the inadmissibility of continuing anti-social behavior. At the same time, committing antisocial behavior in the form of inaction is quite real.
Keywords: crime, prevention, anti-social behavior.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Крамской В.В., Осокин Р.Б., Трунцевский Ю.В. «Антиобщественное поведение» в контексте процедуры объявления официального предостережения (предостережение) о недопустимости продолжения антиобщественного поведения: вопросы законодательного совершенствования понятия. Криминологический журнал. 2021;(1):57—61.
22 сентября 2016 г. вступил в силу федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1], предусматривающий формы профилактического воздействия, одной из которых является объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Согласно ч. 1 ст. 20 названного федерального закона официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Меры индивидуальной профилактики состоят в применении воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, в частности, к безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании, лицам, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством. Другими словами, меры индивидуальной профилактики применяются по отношению к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, поведение которых сопряжено с возможным нарушением правовых норм, как в сфере административного права, так и в сфере уголовно-правовых запретов.
К числу субъектов, наделенных правом объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения за-
конодательством отнесены должностные лица органов прокуратуры РФ, следственных органов Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.
Так, к примеру, приказом МВД России от 4 марта 2020 г. N° 119 [2] определен порядок объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, которые создают условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Согласно данному порядку официальное предостережение (предостережение) должно содержать обязательное для исполнения требование о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Если словосочетание «недопустимость действий, создающих условия для совершения правонарушений», так или иначе, понятно, то, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания вторая составляющая предмета официального предостережения (предостережения) — «антиобщественное поведение».
В силу п. 7 ст. 2 федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» антиобщественное поведение — это не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Вызывает определенные сомнения обоснованность формулирования понятия «антиобщественное поведение» только как совокупности действий, не находящихся в уголовно-правовой или административно-правовой плоскости, сопряженных при
этом с нарушением общепринятых норм поведения и морали, прав и законных интересов других лиц. Следуя данной логике, антиобщественное поведение в виде акта бездействия невозможно, что, безусловно, спорно. Для целей Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» представляется необоснованно узким формулирование антиобщественного поведения только через признак активности, т.е. действия, несмотря на то, что механизм совершения субъектом общественных отношений всякого акта всегда сопряжен с выбором им формы деяния, которое может быть выражено также и в виде пассивного поведения — бездействия.
Свидетельством этому может служить целый ряд составов административных правонарушений и преступлений:
• «неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции» (ст. 5.3 КоАП РФ), «непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом, в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд» (ст. 5.17 КоАП РФ), неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 5.35.1 КоАП РФ), «невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» (ст. 12.26 КоАП РФ), «несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 12.37 КоАП РФ) [3] и др.;
• «неоказание помощи больному» (ст. 124 УК РФ), «оставление в опасности» (ст. 125 УК РФ), «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» (ст. 156 УК РФ), «неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) [4] и др.
По статистике, в России деяния, так или иначе, связанные с антиобщественным поведением, в том числе и в форме бездействия, имеют стабильный уровень их проявления.
Так, к примеру, в структуре всей преступности согласно общим сведениям о состоянии преступности в Российской Федерации, подготовленным ФКУ
«ГИАЦ МВД России», вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий:
• за январь — июнь 2020 г. составляет 0,08% от всех зарегистрированных преступлений [5];
• за 2019 г. — 0,07% [6];
• за 2018 г. — 0,08% [7];
• за 2017 г. — 0,09% [8].
Относительно такой формы преступного бездействия, связанного с антиобщественным (аморальным) поведением, как неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, ситуация складывается аналогичным образом:
• за январь — июнь 2020 г. — 1,93% от всех зарегистрированных преступлений [5];
• за 2019 г. — 2,54% [6];
• за 2018 г. — 2,61% [7];
• за 2017 г. — 2,66% [8].
Исходя из годового фактического равенства приведенных цифровых показателей, можно сделать вывод о недостаточности предпринимаемых мер правового воздействия по искоренению подобного рода асоциальных актов.
Посредством введения в определение понятия «антиобщественное поведение» признака бездействия увеличивается диапазон юридически значимых форм антиобщественного поведения, что способствует усилению гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствованию практической деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и иных правонарушений, детализации их полномочий в данной сфере и исключению из специального законодательства нормы, которая носит необоснованно узкий характер правового воздействия.
Практическая потребность в описании антиобщественного поведения как действия или бездействия обусловлена и тем, что оно расширяет спектр полномочий полиции по реагированию на антиобщественное поведение в порядке реализации положений ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» путем объявления лицу официального предостережения (предостережения) о недопустимости продолжения такого поведения и положений п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [9] посредством требования от граждан прекращения противоправной деятельности.
Говоря о противоправности деяний и соотнося их с антиобщественным поведением, следует понимать, что не входящие в юрисдикцию уголовного и административного права деяния в форме действий или бездействия только до определенной меры не являются уголовно или административно наказуемыми.
Уголовному кодексу РФ известно более 30 деяний в форме бездействия, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает свыше 40 административно наказуемых бездействий. Указанные преступления и административные правонарушения могут начинаться с антиобщественного поведения, не влекущего за собой наступление юридической ответственности.
К примеру, административная ответственность по ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» [3] возможна только в случае неуплаты соответствующих средств в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Однако неисполнение данной обязанности в течение одного месяца со дня возбуждения исполнительного производства не образует состава административного правонарушения, но и не умаляет антиобщественный (аморальный) характер данного бездействия. Принимая во внимание, что составление протокола по ст. 5.35.1 КоАП РФ отнесено к компетенции полиции, в подобном случае при условии законодательной характеристики антиобщественного поведения, в том числе и как бездействия, появятся основания для объявления лицу официального предостережения о недопустимости продолжения такого поведения.
Равным образом приведенные положения могут быть отнесены и к предостережению продолжения антиобщественного поведения, способного привести к уголовно наказуемому деянию, например, состоящих в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ), неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) [4] и др.
Высказанная мысль о целесообразности формулирования понятия «антиобщественное поведение» не только через признак активности, но и как бездействие, в полной мере не является новеллой в той части, в какой в ее основу заложен подход уже реализуемый в рамках ст. 107 УК РФ [4]. Согласно ст. 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта» убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего
сильного душевного волнения (аффекта), может быть вызвано, в частности, аморальными действиями (бездействием) потерпевшего. Другим подобным примером формулирования состава наказуемого деяния, содержащего признак бездействия, может выступать диспозиция правовой нормы, закрепленной в ст. 113 УК РФ и описывающей объективную сторону состава преступления в виде умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, что также может явиться следствием аморальных действий (бездействия) потерпевшего.
Продолжая рассмотрение предложенной нами инициативы по добавлению в понятие «антиобщественное поведение» такой формы его совершения как бездействие, следует остановиться на юридико-техническом аспекте изложения проектируемой правовой нормы.
Так, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1] антиобщественное поведение определено как не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Иными словами, речь идет о множественности действий физического лица, нарушающих общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Помещение слова «бездействие», которое во множественном числе не употребляется, в приведенную конструкцию будет грамматически не согласовано с другими словами: «.. .как не влекущие за собой административную или уголовную ответственность <бездействие> физического лица, нарушающие.».
Более того, законодательное определение антиобщественного поведения как совокупности действий не отличает его признаком универсальности в правоприменительном контексте, поскольку формально для констатации факта совершения физическим лицом антиобщественного поведения необходима множественность аморальных (противоправных) действий, а не единичный акт. В свою очередь, в случае совершения лицом антиобщественного поведения, состоящего в нескольких действиях, каждое из них в отдельности представляет собой единичное деяние.
В этой связи представляется целесообразным проектируемое предписание с учетом изложенного в целях повышения потенциала его регулирующего
воздействия сформулировать в следующей редакции: «6) антиобщественное поведение — не влекущее за собой административную или уголовную ответственность действие (бездействие) физического лица, нарушающее общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».
Предлагаемое к внесению в Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» изменение положительным образом повлияет на достижение целей государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 [10], не повлечет за собой дополнительных расходов средств из бюджетов бюджетной системы РФ, но потребует дальнейшей работы по внесению соответствующих изменений в специальное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.
2. Приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // URL://http://www.pravo.gov.ru
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Состояние преступности в России за январь — июнь 2020 г. // URL://https://media.mvd.m/Шes/appH-cationУ1899165
6. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 г. // URL://https://media.mvd.m/Шes/ap-plication/1748898
7. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2018 г. // URL://https://media.mvd.m/Шes/ap-plication/1518099
8. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2017 г. // URL://https://media.mvd.m/files/ap-plication/1241295
9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
10. ПП РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.
Bibliographic list
1. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Ros-siyskoy Federatsii» // SZ RF. 2016. № 26 (ch. 1). St. 3851.
2. Prikaz MVD Rossii ot 4 marta 2020 g. № 119 «O nekotorykh voprosakh ob"yavleniya organami vnutren-nikh del Rossiyskoy Federatsii ofitsial'nogo predostere-zheniya (predosterezheniya) o nedopustimosti deystviy, sozdayushchikh usloviya dlya soversheniya prestupleniy, administrativnykh pravonarusheniy, razresheniye kotorykh otneseno k kompetentsii politsii, libo nedopustimosti pro-dolzheniya antiobshchestvennogo povedeniya» // URL://-http://www.pravo.gov.ru
3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
4. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
5. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' — iyun' 2020 g. // URL://https://media.mvd.ru/files/appli-cation/1899165
6. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' — dekabr' 2019 g. // URL://https://media.mvd.ru/files/ap-plication/1748898
7. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' — dekabr' 2018 g. // URL://https://media.mvd.ru/files/ap-plication/1518099
8. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' — dekabr' 2017 g. // URL://https://media.mvd.ru/files/ap-plication/1241295
9. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» // SZ RF. 2011. № 7. St. 900.
10. PP RF ot 15 aprelya 2014 g. № 345 «Ob utverzh-denii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Obespecheniye obshchestvennogo poryadka i pro-tivodeystviye prestupnosti» // SZ RF. 2014. № 18 (ch. 4). St. 2188.