Научная статья на тему 'К вопросу о развитии жизнеспособности специалиста'

К вопросу о развитии жизнеспособности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СИНЕРГЕТИКА / МОДАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриенко Надежда Алексеевна

В статье рассматривается проблема жизнеспособности личности в современном обществе. Автор отмечает необходимость формирования жизненной способности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки специалистов. Рассматриваются основные педагогические условия и критерии оценки жизнеспособности в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии жизнеспособности специалиста»

УДК 377.3

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА Н.А. Дмитриенко*

В статье рассматривается проблема жизнеспособности личности в современном обществе. Автор отмечает необходимость формирования жизненной способности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки специалистов. Рассматриваются основные педагогические условия и критерии оценки жизнеспособности в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам.

Ключевые слова: жизнеспособность; синергетика;

модальность сознания; субъектность.

ON THE DEVELOPMENT OF VIABILITY OF A SPECIALIST

N.A. Dmitrienko

The article deals with the problems of viability in modern society. The author points out the necessity of forming vital ability of a future specialist in the process of professional training. Pedagogical conditions, criteria of vital abilities of a person in accordance with modern requirements are supposed.

Keywords: viability; synergy; modality of a consciousness; subjectivity.

Ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности в нашей стране привело к ухудшению качества жизни людей и к снижению жизнеспособности. Характерными признаками низкой жизнеспособности людей являются: снижение образовательного, профессионального уровня, культурных ценностей, нравственных ориентаций, отсутствие смыслов и ориентиров.

Исследователи отмечают, что снижение уровня жизнеспособности людей характерно для всего мирового сообщества, и оно находит свое отражение во всех областях социальной жизни. Результаты социологических исследований показывают, что неравномерное распределение доходов на душу населения приводит к изменениям в сфере межличностных отношений людей, к утрате культурных ценностей, потере интереса к образованию, утрате жизненных смыслов и дру-

гим социальным трансформациям, что характеризуется как низкая жизнеспособность людей в мировом масштабе.

Вместе с тем в материалах слушания в Государственной Думе Российской Федерации отмечено, что жизнеспособность молодых людей рассматривается как основание для перехода на новую модель устойчивого развития общества, и является условием формирования качественно нового состояния общества, в котором основным критерием национального богатства станут духовно-нравственные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой [5, с. 3].

Таким образом, определяется основное направление социального, профессионального, культурологического развития личности — создание и сохранение духовно-нрав-

* Дмитриенко Надежда Алексеевна, доцент Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: stilist4486@mail.ru Современная наука № 1 (4) 2011 80

ственных ценностей общества, культурных традиций, повышение образовательного, культурного, профессионального уровня как основы жизнеспособности личности.

Установка на формирование жизнеспособности специалиста вступает в противоречие с традиционно функционирующей системой профессиональной подготовки специалистов и составляет основную проблему высшего профессионального образования.

В соответствии с последними нормативными актами об образовании, главные требования к профессиональной подготовке студентов в вузе определяются принципами гуманизации, гуманитаризации, культуросообразности, личностносмысловой ориентации.

Данные принципы, в соответствии с пояснениями, сопровождающими каждый нормативный документ, ориентируют педагогов на такую организацию учебного процесса, которая соответствует содержанию ценностей гуманистической философии, педагогики и психологии. Это ценности ненасильственного развития личности, которые появляются за счет расширения культурологического слоя сознания в процессе обучения иноязычному общению и оказания широкой педагогической поддержки в процессе общения как средства формирования жизнеспособности на основании внутренней самомотивации, само-рефлексии, самокритичности, самоорганизации «Я-концепции» специалиста.

Введение самопроцессов в образовательный процесс позволяет рассматривать обучение общению с синергетической точки зрения, как самоорганизацию — «самодостраивание» личностных качеств и способностей личности, как появление новообразований в личностных структурах сознания в процессе обучения иноязычному общению.

Определение гуманистического смысла жизнеспособности личности тесно связано с саморегуляцией, самореализацией и самоактуализацией личности в учебной деятельности, что порождает противоречия между:

- гуманистическим смыслом понятия «жизнеспособность» и негуманными средствами формирования личностной способности;

- необходимостью формирования жизненной способности специалиста и недоста-

точной изученностью понятийного аппарата в педагогических исследованиях.

Данные противоречия подчеркивают актуальность исследования понятия «жизнеспособность специалиста», и обосновывают необходимость его осмысления в контексте различных подходов и определения условий обучения иноязычному общению как средства формирования жизнеспособности личности.

В энциклопедии понятие «жизнеспособный человек» рассматривается в контексте двух основных позиций: 1) с биологической точки зрения — человек, обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь, несмотря на изменения в природе, структурах и тканях; 2) с социальной точки зрения — человек, способный существовать и развиваться, человек, приспособленный к жизни [7, с. 618].

В философских исследованиях данное понятие трактуется как взаимосвязь воли человека к жизни и его нравственных усилий по преодолению трудностей жизни, как ответ на противоречия, возникающие во внутреннем плане человека, между альтруистическими и эгоистическими основаниями человека, и определяется нравственным смыслом жизни. Чем больше нравственного начала в смысле жизни, тем выше его жизнеспособность. «Кто знает, зачем жить, может вынести любые «как». (Ф. Ницше.)

Таким образом, жизнеспособность рассматривается как определение и смысл нравственного пути развития человека, обретение смыслов жизни, связывается с ресурсом нравственности человека, который можно увеличивать за счет развития интеллектуальных возможностей человека, как нравственный потенциал человека [4, с. 108].

С психологической точки зрения «жизнеспособность» рассматривается как энергетический потенциал человека, как компонент общей трудоспособности человека, который влияет на активность интеллекта, на личностные установки, способность к достижению жизненных целей, как особая модальность сознания [3]. Жизненная способность признается основным способом формирования особой модальности сознания человека.

Отмечается, что для формирования жизнеспособности человека, необходимо сформировать

установку у личности на трудности, на готовность к их преодолению, а не только на успех и поддержку [1, с. 21].

Анализ психологических исследований позволяет сделать важный вывод о том, что жизнеспособность личности связана с развитием сознания, мышления, самосознания как внутренних источников саморазвития и оснований для активного поиска и обретения ценностей, смыслов и ориентиров в жизни.

Жизнеспособность, таким образом, относится к особому классу человеческих способностей, которые В.Д. Шадриков, называет духовными способностями личности. Исследователь называет их духовными на основании того, что они формируют: добродетельность; следование нравственности, принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; творчества, оптимизма и проч. [8, с. 12].

Анализ исследований понятия показывает, что формирование жизнеспособности невозможно без обращения к субъектным качествам и характеристик личности, к личностным ценностям и смыслам, которые в значительной мере и обеспечивают уровень и меру развитости жизнеспособности личности. Мы обращаемся к проблеме формирования жизнеспособности личности в процессе обучения иноязычному общению с учетом гуманистического и синергетического потенциала предмета «Иностранный язык», который относится к блоку гуманитарных дисциплин.

Исследователи личностно ориентированного подхода к образованию отмечают, что процесс организации иноязычного общения можно рассматривать основным условием изменения субъекта учебной деятельности, его превращение из не владеющего основными способностями в процессе усвоения языковых знаний в жизнеспособного субъекта.

В научной среде существует мнение, что знания и умения, приобретаемые студентами при изучении иностранного языка, располагают серьезным потенциалом саморазвития личности, его жизнеспособности, способствуя становлению творческого характера профессиональной деятельности, общения.

В качестве предмета формирования жизне-

способности личности в процессе иноязычного общения мы рассматриваем субъектный опыт студентов, который преобразуется в сознании, как интерпретация культурных, образовательных ценностей, которые встретились в речевых ситуациях учебного общения, и присваиваются личностью как культурно нравственные элементы социального опыта.

Таким образом, процесс иноязычного общения это целенаправленный процесс по усвоению личностью культурно нравственных норм иноязычного общения, поиск личностных смыслов в ценностях родной культуры, в субкультурах, что приводит к изменению субъекта. Самоорганизация позволяет представить разнообразие культурных ориентаций как общую картину нравственного развития личности и эволюцию культурных трансформаций.

Гуманистический потенциал учебного иноязычного общения, как части изучения иностранного языка, состоит в том, что специально подобранная структура коммуникативных заданий (диалогов, коммуникативных игр, задач и т.д.) способна стимулировать ценностносмысловую деятельность личностных структур сознания студентов — субъектность, рефлексивность, мотивирование, критичность, смыслотворчество и т.д. [2, с. 45].

На основе анализа теории и практики педагогической деятельности в целом, и учета синергетического подхода к обучению иноязычному общению в частности, нами был сделан вывод о необходимости рассмотрения процесса обучения иностранному языку, как динамичного процесса самоорганизации жизнеспособности личности. Это возможно представить на том основании, что процесс обучения иноязычному общению, как и любой процесс, обладает синергетическими признаками, так как учебный материал, наполнен противоречивыми речевыми ситуациями общения, ценностями и смыслами, которые могут трансформироваться в сознании студентов, и оказывать неоднозначное влияние на личность, способствуя достраиванию определенных смыслов, качеств.

Таким образом,

- самоорганизация жизнеспособности личности в процессе обучения иноязычному общению

отражает динамику развития личностных структур сознания, а преподаватель инициирует проявление самоорганизации;

- самоорганизация основана на внутренней потребности личности к саморазвитию в учебной (значимой) деятельности, которую мы рассматриваем как процесс обучения иноязычному общению.

Условиями возникновения и проявления самоорганизации жизнеспособности в процессе обучения иноязычному общению являются признаки неоднозначности, неопределенности общения и культурного взаимодействия в речевых ситуациях. Это условия, которые придают параметры нестабильности системе (субъекту обучения), как проявление кризиса в личностных структурах сознания. Исследователи синергетики (С.С.

Амиров, В.Б. Арюткин, В.Н. Донцов, и др.) отмечают, что любая система (субъект общения) стремится к стабильности, к выходу из кризиса, к порядку, как проявление процесса самооргани-

Литература

1. Абульханова К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. — М.: «Наука», 1981. С. 19-44.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

3. Гидлевский А.В. Проблемы природных оснований витального и танатального в человеческом бытие // Философские науки. - 2004. - № 4. - С. 56-70.

4. Григорьв С.И. Социологическая концепция жизненной силы человека: контекст развития социальной культуры на пороге 21 века. - М.: Русаки, 1999. С. 106-118.

5. Материалы слушания в Государственной Думе от 16.03.1995.

6. Роджерс К. Что значит становиться человеком // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - Самара: Издательский дом « Бахрах». - 1996 - С. 390-408.

7. Советский Энциклопедический словарь под общей ред. Прохорова .-3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1985,- 1600 с.

8. Шадриков В. Д. Теоретические взгляды на природу способностей: Материалы II

Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 18-19 октября 2005 г. / под ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. С. 12-19.

зации и способности к самоорганизации.

Синергетические основания учебного материала (проблемность, концептуальность, дополнительность) включают работу личностных структур сознания по выработке личностного смысла речевых ситуаций, как самоорганизацию жизнеспособности личности, если учебный материал соответствует признакам открытости (включает множество вариантов), диалогичности (основание для диалога), сотворчества (предмет диалога направлен не на личность общающихся, а на поиск личностного смысла).

Таким образом, гуманистический смысл жизнеспособности личности соответствует гуманистическому смыслу процесса самоорганизации жизнеспособности и проявляется как показатель личностной зрелости, уровня профессионализма и культуры личности, а так же как внутренняя мотивационная составляющая, побуждающая личность к поиску личностных смыслов и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.