Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛО / LOCAL HISTORY ACTIVITIES / PATRIOTISM / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / VILLAGE / PROGRAM / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Исаева Зоя Вениаминовна

Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, которое обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Изучаемая тема связана с изучением краеведческой внеаудиторной работы в современных условиях. Цель исследования - реализация краеведческой работы в условиях села как способа воспитания патриотизма у учащихся. Предложена 2-х годичная программа внеурочной деятельности, направленная на изучение и углубление знаний о родном крае в контексте изучения истории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF LOCAL RESEARCH ACTIVITY AS A WAY OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

Historical study of local lore is that element of historical education at the present stage, which enriches students with knowledge of their native land, it fosters love for it and contributes to the formation of civic concepts and skills. The topic under study is connected with the study of local history extracurricular work in modern conditions. The purpose of the study is the implementation of local history work in rural areas as a way of raising patriotism among the students. A 2-year program of extracurricular activities is proposed, aimed at studying and deepening knowledge about the native land in the context of the study of history as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

намарева // Молодой ученый. - 2018. - № 30 (216). - С. 66-68. - URL : https://moluch.ru/archive/216/52204/ (дата обращения: 24.09.2019).

6. Саталкина, Т.В. Подготовка дошкольников 6-7 лет к выполнению нормативов I-й ступени комплекса ГТО на физкультурных занятиях в ДОУ // Шаг в науку : материалы III научно-практической конференции (I всероссийской) института естествознания и спортивных технологий. - Москва, 2019. - С. 111-114.

7. Отношение детей 9-10 лет к физической активности в условиях образовательного учреждения / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.Ю. Лосев, В. В. Апокин, О. И. Михель // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. - С. 93-94.

REFERENCES

1. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., Polfuntikova, A.V. and Malinin, A.V. (2019), "Physical state of children 6-10 years old taking into account the organization of physical activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 73-75.

2. State requirements for the level of physical fitness of the population when fulfilling the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense " (TRP), available at: https://www.gto.ru/files/docs/03_prizay/04.pdf.

3. Kainov, A.N. and Kuryerova, G.I. (2015), "Analysis of the general educational institution for the introduction of the physical culture and sports complex of the TRP", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (120), pp. 60-63.

4. Korableva, E.N. (2016), "The All-Russian Physical Culture and Sports Complex of the TRP in the System of Physical Education", Bulletin of Science and Creativity, No. 6 (6), pp. 95-100.

5. Moiseeva, E.N., Ponamareva, S.I. (2018), "Features of the implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" in the practice of preschool institutions. Problems in introducing the TRP complex into the practice of preschool institutions", Young Scientist, No. 30 (216), pp. 66-68, available at: https://moluch.ru/archive/216/52204/.

6. Satalkina, T.V. (2019), "Preparing 6-7-year-old preschoolers to fulfill the standards of the I-st stage of the TRP complex at physical education classes at a preschool educational institution," Step into Science. Materials of the III scientific-practical conference (I All-Russian) Institute of Natural Sciences and Sports Technology, Moscow, pp. 111-114.

7. Sinyavsky, N.I., Fursov, A.V., Losev, V.Yu., Apokin, V.V. and Mikhel, O.I. (2019), "The ratio of children 9-10 years of age to physical activity in an educational institution", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 93-94.

Контактная информация: KozlovaSU@mgpu.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2020

УДК 371.388.8

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Сардаана Ивановна Колодезникова, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К., Якутск; Зоя Вениаминовна Исаева, преподаватель, Училище олимпийского резерва им. Р.М. Дмитриева, Якутск

Аннотация

Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, которое обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Изучаемая тема связана с изучением краеведческой внеаудиторной работы в современных условиях. Цель исследования - реализация краеведческой работы в условиях села как способа воспитания патриотизма у учащихся. Предложена 2-х годичная программа внеурочной деятельности, направленная на изучение и углубление знаний о родном крае в контексте изучения истории в целом.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, патриотизм, внеучебная деятельность, село,

программа, образовательная организация. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p157-160

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF LOCAL RESEARCH ACTIVITY AS A WAY OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the senior lecturer, North-Eastern federal university, Yakutsk; Zoya Veniaminovna Isaeva, the teacher, School of Olympic Reserve named after

R.M. Dmitriev, Yakutsk

Abstract

Historical study of local lore is that element of historical education at the present stage, which enriches students with knowledge of their native land, it fosters love for it and contributes to the formation of civic concepts and skills. The topic under study is connected with the study of local history extracurricular work in modern conditions. The purpose of the study is the implementation of local history work in rural areas as a way of raising patriotism among the students. A 2-year program of extracurricular activities is proposed, aimed at studying and deepening knowledge about the native land in the context of the study of history as a whole.

Keywords: local history activities, patriotism, extracurricular activities, village, program, educational organization.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной целью современного образования в условиях реализации ФГОС ООО становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, которая должна обеспечивать приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности [1].

Одной из важных и эффективных форм учебно-воспитательного процесса, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития, может стать краеведческая деятельность, реализуемая во внеучебное время [2]. Специалисты считают, что в современных образовательных условиях внеурочная краеведческая деятельность не получает должного внимания, снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу, недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона при ее ценности в воспитательно-образовательном процессе [3]. Близкая, доступная для осмысления ребенком цель как ничто другое превращает школьника в активного патриота и заинтересованного участника образовательного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе были определены уровни представлений и отношения детей к родному селу: высокий, средний, низкий. В ходе педагогической диагностики представлений детей о родном селе была проведена беседа с каждым учеником. Ученикам предлагалось 6 открыток с изображением достопримечательностей наслега и давалось задание рассказать, что изображено на открытках. Дополнительно были заданы вопросы о родном селе. Ответы детей обозначаются баллами: 2 - полный правильный ответ, 1 - неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого, 0 - отсутствие ответа, неверный ответ. Также велось наблюдение за содержанием продуктов деятельности на темы «Мой наслег», «Родной край», была смоделирована ситуация выбора между общественно-значимой деятельностью и другой, более привлекательной для ребенка, деятельностью. В результате исследования учащихся выделили три уровня по количеству баллов, набран-

ных тем или иным ребенком при выполнении заданий: от 0 до 11 баллов - низкий, от 12 до 17 баллов - средний, от 18 до 24 баллов - высокий.

Из 79 учащихся (с 5-го по 11-й классы) 11 учащихся показали низкий уровень знания о родном наслеге, средний уровень знаний наблюдается у 39 учащихся, и 29 учащихся показали высокий уровень знания истории своего наслега и патриотического отношения к своему родному краю.

Программа внеаудиторной деятельности реализуется в форме кружковой работы, основная цель которой формирование гражданских позиций у учащихся. Рассчитана для учащихся 14-16 лет, реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю. Тематическое планирование занятий представлено в виде таблицы:

Таблица 1 - Программа занятий

№ Содержание занятий

1 год. Цель - развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту односельчан. 2 год. Цель - формирование интереса к истории и культуре родного наслега и улуса через знакомство с известными личностями, развитие интереса к жизни конкретных людей.

1 Краеведение — наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. С чего всё начиналось. Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Древние племена.

2 Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания Усть-Алданского улуса. Воспитание бережного отношения к природе. Здесь пыль веков. Экскурсия в районный краеведческий музей.

3 Родная земля. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. О чём рассказали книги. Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

4 Наша жемчужина. Легенды и предания Бэрт-Усовского наслега. Майагатта Бэрт Хара. Памятник природы сайылык (летник) Кыыс Хана. Первые поселения Борогонцев. История появления на карте района первых деревень. Знакомство с бытом и традициями родного улуса. Работа с архивным материалом.

5 Топонимика нашего района. Наука «Топонимика». Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Усть-Алданского улуса. Гражданская война на территории нашего района. Установление Советской власти.

6 КыысХана.Великие писатели и выдающиеся деятели, историки, краеведы о сайылыке Кыыс Хана. Стихи о Кыыс Хана. Современное состояние сайылыка Кыыс Хана. Экология. У каждого своя судьба. Голодные годы 19411945. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии

7 Наш дом родной. Экскурсия по Бэрт-Усовскому наслегу. Сквер Данилова П.Н. Сквер «Герой ийэлэр». Панорама Сыырдаах эбэ Из одного металла льют медаль. Наш район и наслег в годы войны. Тыл фронту. История наслега во времена ВОВ. Работа с архивными источниками.

8 Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Военная доблесть наших земляков. Знакомство с книгой «Бэрт Хара Бэдэрдэрэ». Наши земляки. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой И.С. Портнягина «Удьуору утумнаан».

9 Мастера народного промысла Бэрт-Усовского наслега. Кузнецы Бэрт-Усовского наслега; плотники, столяры Бэрт-Усовского наслега, мастерицы Бэрт-Усовского наслега. О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Рассказы о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

10 Я и мой наслег. Мой наслег через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем. История моего наслега в названиях улиц. Названия улиц нашего села. История в названиях улиц.

11 Экспедиция «По следам Майагатта» Экспедиция «Тойон Мюрю»

12 Подведение итогов Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

ВЫВОДЫ

Целенаправленное и систематическое использование краеведческой работы будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, если при изучении своего края

учениками будет использована совокупность взаимосвязанных видов деятельности, методов, в том числе метода проектов как ведущего. Разнообразие форм работы повышает качество проводимых занятий, мотивирует учащихся на получение новых знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL : https://fgos.ru (дата обращения 21.05.2020).

2. Концепция устойчивого развития образовательного учреждения / О.А. Гришина, О.В. Сагинова, Н.Б. Завьялова, Ю.Л. Сагинов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 3 (57). - С. 5-22.

3. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы / Е.Ю. Ривкин. - URL : https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37958.php (дата обращения: 25.05.2020).

REFERENCES

1. The federal state educational standard of basic general education, available at: https://fgos.ru (accessed 05.21.2020).

2. Grishina, O., Saginova, O., Zavyalova, N., Saginov, Yu. (2013), "The concept of sustainable development of an educational institution", Bulletin of Plekhanov state economic university, No. 3 (57), pp. 5-22.

3. Rivkin, "Local history activity as a system-forming component of the educational system of the school", available at: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37958.php (accessed: 05.25.2020).

Контактная информация: kolsar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.06.2020

УДК 796.011

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ

Владимир Васильевич Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Роман Александрович Яневич, соискатель, начальник физической подготовки Воздушно-космических сил Российской Федерации, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

В статье приводятся результаты проверки физической подготовленности 776-ти военнослужащих различных подразделений воинской части воздушно космических сил Российской Федерации, проведенной за зимний (356 человек) и летний (420 человек) периоды обучения 2018-2019 учебного года. Определена результативность выполнения военнослужащими первой-шестой возрастных групп тестов по физической подготовке, характеризующих развитие у них силы, быстроты и выносливости. Выявлена возрастная динамика вклада оценок «отлично» в результаты тестирования солдат и офицеров. Отмечено постепенное уменьшение доли военнослужащих, выполнявших на «отлично» тест, характеризующий развитие силы. В первой возрастной группе (до 25-ти лет) она составляет 38,6%, а в дальнейшем неуклонно уменьшается до 15,0% и 13,2% соответственно в пятой (до 45-ти лет) и шестой (до 50-ти лет) возрастных группах. Тест на быстроту в первой, второй и третьей возрастных группах (от 18-ти до 35-ти лет) на «отлично» выполнили от 49,4% до 52,5% участников проверки, а в последующих возрастных группах значения его уменьшаются до 29,8% в четвертой возрастной группе и до 25,5% и 17,6% соответственно в 5-й и 6-й группах. Тест, характеризующий развитие выносливости, на «отлично» в первой возрастной группе выполнили 28,0% военнослужащих, во второй, третьей и четвертой группах значения этого критерия составляли соответственно от 18,7% до 19,8%, а затем, в пятой и шестой группах они увеличились до 25,030,4%. Оценки «неудовлетворительно» по физической подготовке получили 3,2% участников тестирования, по состоянию здоровья были освобождены от выполнения нормативов 14,9% личного состава воинской части. Анализ результатов обследования увеличивает возможность повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.